Исторические личности

П. А. Столыпин – выдающийся реформатор



              Санкт-Петербургский государственный горный институт



                      Р Е Ф Е Р А Т
                                           по истории

       Тема:           П. А. СТОЛЫПИН –
     ВЫДАЮЩИЙСЯ  РЕФОРМАТОР



                                 Содержание

Введение.
1. Экономическое и политическое положение в
                                                                  России в
   конце 19  - начале 20 века.
2.  Биографическая справка.
3.  Политическая карьера  Столыпина.
4.  Столыпин и Дума.
5.  Столыпинская реформа.
     5.1.   Разрушение    общины   и   развитие   частной
              собственности.
      5.2.  Крестьянский банк.
      5.3.  Переселение крестьян.
      5.4.  Кооперативное движение.
      5.5.  Агрокультурные мероприятия.
6.  Результаты реформы.
7.  Причины неудачи аграрной реформы.
Заключение.
                                  Введение.
        Вглядываясь в лицо человека,  чье  имя   Петр  Аркадьевич  Столыпин,
видно, что его черты излучают ум, силу, волю,  непреклонность,  достоинство.
И это признавали все: и его единомышленники, и его тайные и явные  враги,  а
тех и других в русском обществе  конца  прошлого  –  начала  нынешнего  века
находилось предостаточно.
         Личность и деятельность П.А.Столыпина были столь ярки и  масштабны,
что, кажется, никого не оставляли равнодушным.  Более  того,  само  его  имя
вызывало  резкую  поляризацию  не  только  политических  мнений,   взглядов,
пристрастий, но и сугубо личных чувств  –  от  нескрываемого  восхищения  до
неприкрытой  ненависти.  Одни  называли  его   спасителем   Родины,   опорой
Отечества,  надеждой  России  в  смутное  время,  другие  –  обер-вешателем,
черносотенцем, палачом, а выражения  «столыпинский  галстук»,  «столыпинский
вагон» стали нарицательными.
         Феномен Столыпина вызывал огромный исторический  интерес.  Честные,
объективные исследователи сходятся в том,  что  Столыпин  -  реформатор  был
востребован страной, Россией в тяжелейший, критический момент  ее  развития.
И они же отмечают, что Столыпин  был  обречен  –  слишком  сильна  оказалась
созданная вокруг него атмосфера ненависти и насилия,  которая  и  привела  к
трагическому  исходу.  Столыпин  был,  несомненно,  крупным  государственным
деятелем.  «Приказчик» царя и помещиков, он при всех своих
качествах все же видел гораздо дальше  и  глубже  своих  «хозяев».  Трагедия
Столыпина  состояла  в  том,  что  они  не  захотели   иметь   «приказчика»,
превосходившего их по личным качествам.
  1.  Экономическое и политическое положение  в России в  конце 19 - начале
                                  20 века.
         На  рубеже 19 и 20  века  общество  вступило  в  новую фазу  своего
развития:  капитализм  стал  мировой  системой.    Россия,   вступившая   на
путь капиталистического  развития  позже  стран  запада,  попала  во  вторую
группу,  куда входили такие страны как  Япония, Турция, Германия, США.
    В начале 90-х гг. 19 века в России начался промышленный подъем, который
продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами
развивалась тяжелая промышленность,  которая  к  концу  века  давала  почти
половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. По  общему
объему продукции тяжелой   промышленности  Россия   вошла  в  число  первых
стран мира. Промышленный подъем был подкреплен хорошими урожаями в  течение
ряда лет. Оживление в промышленности сопровождалось бурным  железнодорожным
строительством. Правительство верно оценило  значение  железных  дорог  для
будущего экономики и не жалело денег для расширения их сети. Дороги связали
богатые сырьем окраины с промышленными центрами,  индустриальные  города  и
земледельческие губернии - с морскими портами.
    Главной причиной промышленного подъема 90-х гг.  явилась  экономическая
политика  правительства,  одной   из   составных   частей   которой   стало
установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары  и  одновременно
устранение  препятствий  на  пути  проникновения   в   страну   иностранных
капиталов. Эти меры,  по  замыслу  их  инициаторов,  должны  были  избавить
молодую отечественную промышленность от губительной конкуренции и тем самым
способствовать  ее  развитию,  которому  помогали  заграничные  деньги.   В
экономической политике царизма конца 19  -  начала  20  века,  было  немало
сильных сторон. В те годы  Россия  уверенно  завоевала  позиции  на  рынках
Дальнего и Среднего  Востока,  тесня  там  своих  соперников.  Однако,  эта
политика оставалась внутренне противоречивой. И не только потому,что в  ней
преобладали административные  меры  и  недо-оценивалось  значение  частного
предпринимательства.  Главное  заключалось  в   том,   что   самому   курсу
правительства   не   хватало   сбаллансированности   между    потребностями
промышленности  и  сельского  хозяйства.  Несбал-лансированность  хозяйства
стала  одной   из причин    эконо-мического  кризиса  начала  20  столетия,
который затем сменился  длительной  "депрессией"  1904-1908 годов.  С  1909
по  1913  год  начинается  экономический  подъем. В ре-зультате  прошедшего
кризиса слабые,  маленькие  пред-приятия  разорились,   ускорился   процесс
концентрации  промышленного   производства.  В  80  -  90  годы   временные
предпринимательские   объединения   замещаются   крупными      монополиями;
картелями,  синдикатами (Продуголь, Проднефть  и т.д.). Одновременно с этим
идет  укрепление  банковской  системы  (  Русско-Азиатский,   Петербургский
международный  банки).    В  начале  20 века Россия являлась среднеразвитой
страной. Наряду  с  высоко   развитой   ин-дустрией   в   экономике  страны
большой  удельный     вес     принадлежал      раннекапиталистическим     и
полуфеодальным    формам   хозяйства     -      от    мануфактурного     до
патриархально-натурального.  Русская   деревня   как   в  зеркале  отражала
пережитки  феодализма:   крупные   помещичьи   земле-владения,   отработки,
являющие собой прямой пережиток  барщины. Крестьянское  малоземелье, община
с её пере-делами  тормозили  модернизацию    крестьянского   хо-зяйства.
         Социально - классовая  структура    страны    отражала    характер
и уровень  её  экономического  развития.  Наряду  с формированием   классов
буржуазного общества (буржуазия,  мелкая  буржуазия,  пролетариат),  в  нем
продолжали существовать  и   сословные  деления   -   наследие   феодальной
эпохи. Буржуазия  играет   ведущую роль  в экономике  страны  20  века.  До
этого она  не  играла  какой-либо   самостоятельной   роли  в  общественно-
политической жизни страны,  так как   она   была   полностью  зависима   от
самодержавия и оставалась аполитичной и консервативной  силой.  Дворянство,
которое  сосредоточило  более  60%  всех  земель,   было   главной   опорой
самодержавия,  хотя  в  социальном  плане  оно  теряло свою   однородность,
сближаясь с буржуазией. Крестьянство включало  около 75% населения  страны.
Оно  состояло из:  кулаков (20%), середняков  (30%),  бедняков  (50%).   И,
естественно,  между  ними  возникали противоречия. Наемные рабочие в начале
20 века составляли  около 17  млн. человек.  Этот класс был  не  однороден.
Большая часть  рабочих  состояла из недавно пришедших  в  город   крестьян,
еще  не  потерявших  связь с землёй.  Ядром  этого  класса  стал  фабрично-
заводской пролетариат, насчитывавший более трёх миллионов человек.

         Политическим  строем в России оставалась абсолютная  монархия.
Хотя  в   70-ых  годах  19  века  был  сделан шаг по пути  превращения
государственного  строя   в  буржуазную монархию,  царизм  сохранил  все
атрибуты  абсолютизма.  Закон  гласил:  " Император российский  -  есть
монарх само-державный и неограниченный ".  Высшим судебным органом был
сенат.   Исполнительная  власть осуществлялась двумя  министерствами,
контролируемыми комитетом  министров.
         Особой проблемой в эти годы  был  национальный  вопрос.  Около  57%
населения России были не русского про-исхождения, они  подвергались  всякого
рода дискриминации со стороны  русских  чиновников.    В   этих   отношениях
Россия не только притесняла  те  или иные народы, но и сталкивала  их  между
собой.  Многие  под  давлением  русскоязычного  населения   эмигрировали   в
ближайшие страны запада, причём заметную часть эмигрантов  составляли  люди,
которые целью своей жизни ставили борьбу с царизмом.
         В эти же годы Россия вмешивается в борьбу за передел рынков  сбыта.
 Война между Россией и Японией  за  господство  на  рынке  сбыта   в  Китае,
закончившаяся поражением России, четко показала  неподготовленность  русской
армии и  слабость  экономики.  С  поражением  в  войне  в  стране  нарастает
революционная ситуация  (  1905  -  1907  года  ).  России  требовались  как
политические, так и экономические реформы,  которые  смогли  бы  укрепить  и
оздоровить экономику. Вожаком этих реформ  должен  был  быть  человек,   для
которого важна была судьба России.  Им стал Пётр Аркадьевич Столыпин.
                         2.  Биографическая справка.
           П.А.Столыпин родился 5 апреля 1862 года  в  Дрездене.  Детство  и
раннюю юность он провел в основном в Литве, закончил Виленскую  гимназию.  В
1881 году он  поступил  на  физико-математический  факультет  Петербургского
универси-тета.  Кроме  физики  и  математики  здесь   преподавались   химия,
геология, ботаника, зоология и агрономия.  Именно  эти  науки  и  привлекали
Столыпина.
           П.А. Столыпин был равнодушен к музыке, но лите-ратуру и  живопись
он  любил.  Ему  нравилась  проза  И.С.Тургенева,  поэзия   А.К.Толстого   и
А.Н.Апухтина, с которым был в дружеских отношениях.  П.А.Столыпин не  курил,
редко употреблял спиртное, не играл в карты.  Он  рано  женился,  оказавшись
чуть ли не единственным женатым студентом во всем университете.
В  литературе  тех  лет  часто   противопоставлялись   мятежное   поколение,
сформировавшееся в 60-е годы, и законопослушное, практичное  поколение  80-х
годов.  Столыпин  был  типичным  «восьмидесятником».  Он  никогда  не   имел
недоразумений с полицией, а по  окончании  университета   избрал  чиновничью
карьеру, поступив на службу в министерст-во государственных имуществ.  В1888
году его имя впервые попало в «Адрес-календарь». К  этому  времени  он  имел
очень скромный  чин  коллежского  секретаря  и  занимал  скромную  должность
помощника столоначальника.
         В министерстве государственных имуществ  работа  у  Столыпина  была
достаточно рутинная,  и  в  1889  году  он  перешел  в  МВД.  Его  назначили
ковенским уездным предводителем дворянства.
                     3.  Политическая карьера Столыпина.
                 Такому  назначению  Столыпин   был  рад.  Много  общаясь  с
крестьянами, он понимал их разговоры о  земле,  о  ведении  хозяйства.   Его
дочь писала: "Мой отец любил сельское хозяйство… ".
         Через 10 лет Столыпин назначается ковенским губернатором.   В  1902
году - гроднецким губернатором.
           В  1902  году  Столыпин  участвует   в   совещании   о   развитии
сельскохозяйственной  промышленности,  где  он   высказался  за  уничтожение
крестьянской земельной общины и расселение  по  хуторам.  Эта  позиция  была
высказана  позже в 1906 году и в  комбинации  с  другими  новшествами   была
принята как "Столыпинская реформа".  В марте  1903  года  П.  А.  Столыпи-на
назначают губернатором  в  более  крупную  и  важную  саратовскую  губернию.
Здесь и застала его первая революция, для  подавления  которой  он  применил
весь арсенал средств - от прямого обращения к народу до расправы  с  помощью
казаков.
         В апреле  1906 года Столыпин назначается министром внутренних  дел,
хотя и не ожидал такого назначения.  Борьба  с  революцией  ложится  на  его
плечи.  А  24   августа   1906   года   опубликовывается   правительственная
программа,  содер-жащая  две  части:  репрессивную ( методы борьбы с револю-
цией, вплоть  до  создания  военно-полевых  судов  )    и    рефор-мистской,
являющейся, по своей сути, аграрной реформой.
                            4.   Столыпин и Дума.
    П.А.Столыпин пришел к власти в  переломный  момент,  когда  в  правящих
кругах происходил пересмотр политического  курса.  Новый  курс  представлял
собой  попытку  царизма  укрепить  свою  социальную   опору,    расшатанную
революцией,  сделав  ставку  на  крестьянство.
         Столыпину было  доверено  обеспечить  сожительство  неограниченной
власти самодержавия с народным "представительством",  то  есть  Думой.
     Избранная первая Дума оказалась наполовину левой, а ее  центром  стали
кадеты  с  программой  принудительного  отчуждения   -   аграрного   курса,
отвергнутого царем. Это было  первое  противоречие.  Второе  оказалось  еще
более серьёзным: трудовики и крестьяне отвергли свой собственный проект 104-
х,  содержание  которого  сводилось  к  конфискации  помещечьих  земель   и
национализации всей земли.
         Дума  была  обречена  и  8  июля 1906  года  была  распущена.
         Вторая Дума начала свою работу 20 февраля 1907 года, а уже 6 марта
Столыпин выступил перед ней с правительственной программой  реформ,  и  дал
понять,  что  режим  не  намерен  делиться  своей   властью   с   "народным
представительством".   10   марта   Столыпин    выступил    с    изложением
правительственной концепции разрешения аграрного вопроса.
    В это время в Думе шли дебаты по двум  вопросам:  аграрная  политика  и
принятие чрезвычайных мер против  революционеров.  Правительство  требовало
осуждения революционного  терроризма, но большинство депутатов  от-казались
это сделать.  Более того, 17  мая  Дума  проголосовала  против  "незаконных
действий полиции". Сомнений не было, что вторая Дума вскоре прекратит  свое
существование. Не было только  предлога:  его  искали  и  вскоре  нашли.  С
помощью двух провокаторов было состряпано обвинение  социал-демократической
фракции второй Думы в подготовке ее военного заговора.  Манифестом  3  июня
1907 года вторая Дума была распущена. Акт 3 июня был справедливо назван го-
сударственным переворотом, он был совершен в нарушение манифеста 17 октября
1905 года и основных законов 1906 года, согласно которым ни один  закон  не
мог быть принят без санкции Государственной Думы.  Избавившись  от  оппози-
ционной  думы, Столыпин  теперь  мог  проводить   политику  авторитарную  и
консервативную, основанную на твердой решимости обновить страну и  укрепить
власть.  Для этого почва была подготовлена новым  избирательным  законом.
         Думский справочник 1916 года показывает  такую  картину:  дворяне,
составляющие, по переписи 1897 года, менее 1 % неселения,  получили  в  3-й
думе 43 процента  от  общего числа, то есть 66 мест,  примерно  15  %  мест
получили помещики.  Лица либеральных профессий  84 (около  20%),   торговцы
36 (7,5%), священники и миссионеры получили  44 места (около 10%) от общего
числа. Рабочие и ремесленники  получили всего 11 мест. Новый  избирательный
закон, обнародованный также 3 июня 1907 года, делал откровенную  ставку  на
помещиков и крупную буржуазию. С этой целью закон резко увеличивал от курии
землевладельцев, полу-чивших  50  %  мест.  Очень  ловкий  ход  был  сделан
правительством против кадетов в пользу октябристов:  городская  курия  была
разделена на два разряда на основе имущественного ценза.
    В  третьей  Государственной  Думе  скопилось   два   большинства.   При
голосовании  за  явно  консервативные  проекты  фракция  октябристов   (154
депутата)  голосовала  вместе  с  фракциями  правых  и  националистов  (147
депутатов), а  при  голосовании за проекты реформ буржуазного характера  те
же октябристы объединялись с  кадетами  и  примыкавшими  к  ним   фракциям.
Существование двух блоков в Думе  позволяло  Столыпину  проводить  политику
лавирования между поме-щиками и крупной буржуазией.
    Создание третьеиюньской  системы,  которую  олицетворяла  третья  Дума,
наряду  с  аграрной  реформой  было  вторым  шагом  превращения  России   в
буржуазную монархию (первым  шагом  была  реформа  1861  года).  Социально-
политический смысл сводится к тому, что Дума "крестьянская"  превратилась в
Думу "господскую".
    16 ноября 1907 года, спустя две  недели  после  начала  работы  третьей
Думы, Столыпин выступил перед ней с правительственной декларацией. Первой и
основной задачей правительства является не "реформы",   а  борьба  с  рево-
люцией.  Второй  центральной   задачей   правительства   Столыпин   объявил
проведение аграрного закона  9  ноября  1906  года,  являющегося  "коренной
мыслью теперешнего правительства...".
             5. Столыпинская   реформа.
       Целей у реформы было несколько: социально-политическая  -  создать  в
деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов  их
от основной массы крестьянства и противопоставив их  ей;  крепкие  хозяйства
должны были стать препятствием  на  пути  нарастания  революции  в  деревне;
социально-экономическая - разрушить общину,  насадить  частные  хозяйства  в
виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить  в  город,  где  её
поглотит  растущая  промышленность;  экономическая   -   обеспечить   подъём
сельского хозяйства  и  дальнейшую  индустриализацию  страны  с  тем,  чтобы
ликвидировать отставание от передовых держав.
    Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861  году.  Тогда  аграрный
вопрос решался за счёт крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за
волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом,  при
этом правительство, чтобы упрочить свою власть и  власть  помещиков,  снова
пыталось решить  аграрный  вопрос  за  счёт  крестьянства.  Новая  аграрная
политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года. Обсуждение указа 9
ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два года
после того, как он вошел в жизнь. В  общей  сложности  обсуждение  его  шло
более полугода.
    После принятия указа 9 ноября Думой он с внесёнными поправками поступил
на обсуждение Государственного Совета и так же был принят,  после  чего  по
дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910  года.  По
своему  содержанию  это  был,  безусловно,  либеральный  буржуазный  закон,
способствующий   развитию   капитализма   в   деревне   и,   следовательно,
прогрессивный.
         Аграрная реформа состояла из ряда  последовательно  проводимых   и
взаимосвязанных  мероприятий.  Основное направление реформ   заключалось  в
следующем:  разрушение общины и развитие  частной  собственности,  создание
крестьянского  банка,  переселение   крестьян,   кооперативное    движение,
агрокультурные мероприятия.
          5.1. Разрушение общины и развитие частной собственности.
    Указ  от  9  ноября  1906  года  вводил  очень   важные   изменения   в
землевладении крестьян. Все крестьяне  получали  право  выхода  из  общины,
которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. При
этом  указ  предусматривал  привилегии  для  зажиточных  крестьян  с  целью
побудить их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали "в
собственность отдельных домохозяев" все земли, "состоящие в его  постоянном
пользовании". Это означало, что выходцы из общины получали и излишки  сверх
душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет  не
производились переделы, то излишки домохозяин получал  бесплатно,  если  же
переделы были, то он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861  года.
Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то  и  это  было  выгодно
зажиточным выходцам. Вместе с  тем,  осу-ществлялись  меры  по  обеспечению
прочности  и  стабильности  трудовых  крестьянских  хозяйств.  Так,   чтобы
избежать спекуляции землей и концентрации собственности, в  законодательном
порядке ограничивался предельный размер индивидуального землевладения, была
разрешена продажа земли некрестьянам. Закон 5 июня 1912 г. разрешил  выдачу
ссуды под залог любой приобретаемой крестьянами надельной  земли.  Развитие
различных форм кредита - ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, земле-
устроительного  -  способствовало  интенсификации  рыночных   отношений   в
деревне.
    Одновременно с изданием новых аграрных законов правительство  принимает
меры к насильственному разрушению общины, не надеясь полностью на  действие
экономических факторов. Сразу после 9 ноября 1906 года весь государственный
аппарат приводится в движение путем издания самых категорических циркуляров
и приказов, а так же путем репрессий против тех, кто не  слишком  энергично
проводит их в жизнь. Практика реформы показала, что  крестьянство  в  своей
массе  было  настроено  против  выдела  из  общины  -  по  крайней  мере  в
большинстве   местностей.   Обследование   настроений   крестьян    Вольно-
экономическим обществом показало, что  в  центральных  губерниях  крестьяне
отрицательно относились к выделу из общины (89 отри-цательных показателей в
анкетах против 7 положительных).
    В  сложившейся  обстановке   для   правительства   единственным   путем
проведения реформы  был  путь  насилия  над  основной  крестьянкой  массой.
Конкретные способы  насилия  были  самые  разнообразные  -  от  запугивания
сельских сходов до составления  фиктивных  приговоров,  от  отмены  решений
сходов   земским   начальником   до   вынесения   постановлений    уездными
землеустроительными  комиссиями  о  выделении  домохозяев,  от   применения
полицейской силы для получения "согласия"  сходов  до  высылки  противников
выдела. В итоге, к 1916 году из общин было выделено 2478  тыс.  домохозяев,
или  26%  общинников, заявления же были поданы от 3374 тыс. домохозяев, или
от 35% общинников. Таким образом, правительству не удалось  добиться  своей
цели и выделить из общины хотя бы  большинство  домохозяев.  Именно  это  и
определило крах столыпинской реформы.
                           5.2. Крестьянский банк.
    В 1906 - 1907 году указаниями  царя часть госу-дарственных  и  удельных
земель была передана крестьянскому банку для  продажи  крестьянам  с  целью
ослабления зе-мельного дефицита. Кроме того, с размахом проводилась  Банком
покупка  земель  с  последующей  перепродажей  их  крестьянам  на  льготных
условиях,   посреднические    операции    по    увеличению    крестьянского
землепользавания. Он увеличил кредит крестьянам и значительно удешевил его,
причем банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему
крестьяне. Разница в платеже  покрывалась  за  счет  субсидий  из  бюджета,
составив за период с 1906 по 1917 год 1457,5 млрд. рублей.
      Банк активно воздействовал  на  формы  землевладения:  для  крестьян,
приобретавших землю в  единоличную  собст-венность,  платежи  снижались.  В
итоге, если до  1906  года  основную  массу  покупателей  земли  составляли
крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными
крестьянами.
                         5.3.  Переселение крестьян.
          Правительство  Столыпина  провело  и  серию   новых   законов   о
переселении крестьян на окраины. Возможности широкого развития  переселения
были заложены уже в законе 6 июня 1904  года.  Этот  закон  вводил  свободу
переселения без льгот, а правительству давалось право принимать решения  об
открытии  свободного  льготного  переселения   из   отдельных    местностей
империи,  "выселение из которых признавалось  особо  желательным".  Впервые
закон по льготному переселению был  применен  в  1905  году:  правительство
"открыло"  переселение  из   Полтавской   и   Харьковской   губерний,   где
крестьянское движение было особенно широким. По указу 10  марта  1906  года
право  переселения  крестьян  было  предоставлено    всем   желающим    без
ограничений. Прави-тельство ассигновало  немалые  средства  на  расходы  по
устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское  обслуживание  и
общественные  нужды,  на  прокладку  дорог.  В  1906-1913  годах  за   Урал
переселилось  2792,8  тысяч  человек.  Количество  крестьян,  не   сумевших
приспособиться к новым условиям и вынужденных вернуться, составило  12%  от
общего числа переселенцев. Итоги переселенческой компании были  следующими.
Во-первых,  за  данный  период   был   осуществлен   громадный   скачок   в
экономическом и социальном развитии Сибири. Также население данного региона
за годы коло-низации  увеличилось  на  153 %.  Если  до   переселения в Си-
бирь происходило сокращение посевных площадей, то  за  1906-1913  годы  они
были расширены на 80%, в то время как в европейской части России  на  6,2%.
По темпам развития животноводства Сибирь также обгоняла  европейскую  часть
России.
                        5.4.  Кооперативное движение.
    Ссуды  крестьянского  банка  не  могли  полностью  удовлетворить  спрос
крестьянна на денежную массу. Поэтому значительное распространение получила
кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На  первом
этапе преобладали административные формы  регулирования  отношений  мелкого
кредита. Создавая квалифицированные кадры  инспекторов  мелкого  кредита  и
ассигнуя  значительные  кредиты  через  государственные  банки  на   перво-
начальные  займы  кредитным   товариществам   и   на   последующие   займы,
правительство  стимулировало  кооперативное  движение.  На   втором   этапе
сельские   кредитные   товарищества,   накапливая   собственный    капитал,
развивались  самостоятельно.  В  результате  была  создана   широкая   сеть
институтов мелкого крестьянского  кредита,  ссудносберегательных  банков  и
кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств.
К 1 января 1914 года количество таких учреждений превысило 13 тысяч.
    Кредитные отношения дали  сильный  импульс  развитию  производственных,
потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперотивных началах
создавали  молочные  и  маслянные  артели,  сельскохозяйственные  общества,
потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы.


                      5.5.  Агрокультурные мероприятия.

                  Одним  из  главных  препятствий  на  пути  экономического
прогресса деревни  являлась  низкая  культура  земледелия  и  неграмотность
подавляющего  большинства  производителей,  привыкших  работать  по  общему
обычаю. В годы реформы  крестьянам  оказывалась  широкомасштабная  агроэко-
номическая помощь.  Специально  создавались  агропро-мышленные  службы  для
крестьян, которые организовывали учебные курсы по скотоводству и  молочному
производству,   внедрению   прогрессивных    форм    сельско-хозяйственного
производства. Много внимания уделялось  и  прогрессу  системы  внешкольного
сельскохозяйственного образования. Если в 1905  году  число  слушателей  на
сельскохозяйственных курсах составило 2 тысячи человек, то в 1912 году - 58
тысяч, а на сельскохозяйственных чтениях - соответственно 31,6 тысяч и 1046
тысяч человек.
         В настоящее время сложилось мнение, что аграрные реформы  Столыпина
привели к концентрации земельного фонда  в  руках  немногочисленной  богатой
прослойки в результате обезземеливания основной массы крестьян.

Действительность   показывает   обратное    -  увеличение   удельного   веса
“средних слоев" в крестьянском  земле-пользовании.
                           6.  Результаты реформы.
    Результаты   реформы   характеризуются   быстрым    ростом    аграрного
производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием  экспорта
сельскохозяйственной про-дукции, причем торговый баланс  России  приобретал
все более  активный  характер.  В  результате  удалось  не  только  вывести
сельское  хозяйство  из  кризиса,  но  и   превратить   его   в   доминанту
экономического развития России. Валовый  доход  всего  сельского  хозяйства
составил в 1913 году 52,6% от общего валового дохода. Доход всего народного
хо-зяйства благодаря увеличению стоимости, созданной в сельском  хозяйстве,
возрос в сопоставимых ценах с 1900 по 1913 годы  на  33,8%.  Дифференциация
видов  аграрного  производства  по  районам  привела  к  росту   товарности
сельского хозяйства. Три четверти всего  переработанного  индустрией  сырья
поступало  от   сельского   хозяйства.   Товарооборот   сельскохозяйсвенной
продукции увеличился за период реформы  на  46%.  Еще  больше,  на  61%  по
сравнению  с  1901-1905  годами,  возрос   в   предвоенные   годы   экспорт
сельскохозяйственной продукции. Россия  была  крупнейшим  производителем  и
экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животновотства. Так, в  1910  году
экспорт российской пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта.  Однако
не были  решены  проблемы  голода  и  аграрного  перенаселения.  Страна  по
прежнему страдала от технической, экономической  и  культурной  отсталости.
Так в США в среднем на ферму приходилось основного капитала в размере  3900
рублей, а в европейской  России  основной  капитал  среднего  крестьянского
хозяйства  едва  достигал  900   рублей.   Национальный   доход   на   душу
сельскохозяйственного населения в России состалял примерно 52 рубля в  год,
а в США - 262 рубля.       Темпы роста производительности труда в  сельском
хозяйстве были сравнительно медленными. В то время как в России в 1913 году
получали 55 пудов хлеба с одной десятины, в США получали 68, во  Франции  -
89, а в Бельгии - 168 пудов. Экономический рост  происходил  не  на  основе
интенсификации производства, а  за  счет  повышения  интенсивности  ручного
крестьянского труда. Но в рассмат-риваемый период были  созданы  социально-
экономические условия для  перехода  к   новому   этапу   аграрных   преоб-
разований  -   к   превращению   сельского   хозяйства   в   капиталлоемкий
технологический прогрессивный сектор экономики.
                   7.  Причины неудачи  аграрной реформы.
           Ряд  внешних  обстоятельств  (смерть  Столыпина,  начало  войны)
прервали столыпинскую реформу.
     Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны  она  была
осложнена -  и,  как  оказалось,  навсегда.  Столыпин  просил  для  полного
реформирования 20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокойными. Однако
не краткость периода и не смерть автора реформы, убитого в 1911 году  рукой
агента охранки в киевском театре, были причиной  краха  всего  предприятия.
Главные  цели  далеко  не  были  выполнены.  Введение   частной   подворной
собственности на землю вместо общинной удалось  ввести  только  у  четверти
общинников. Не удалось  и  территориально  оторвать  от  "мира"  зажиточных
хозяев, так как на хуторских и отрубных участках поселялись менее  половины
кулаков. Переселение на окраины так же  не  удалось  организовать  в  таких
размерах, которые смогли бы существенно повлиять  на  ликвидацию  земельной
тесноты в центре. Все это предвещало крах реформы еще до начала войны, хотя
ее костер продолжал тлеть, поддерживаемый огромным чиновничьим аппаратом во
главе с энергичным приемником Столыпина - главным   управляющим   землеуст-
ройством и земледелием А.В.Кривошеиным.
    Причин  краха  реформ  было  несколько:  противодействие  крестьянства,
недостаток выделяемых средств на  земле-устройство  и  переселение,  плохая
организация землеуст-роительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914
гг.
          Но главной причиной  было  сопротивление  крестьянства  проведению
новой аграрной политики.
                                 Заключение.
          В печати подводились итоги деятельности П.А.Столыпи-на на посту
главы правительства. Крайние черносотенцы были непримиримы.   Другие
правые,  а  также  октябристы  и  даже правые кадеты оценивали его очень
высоко.  Столыпин уви-дел главную причину застоя сельского хозяйства России
в общинном землепользовании. Земля была общей, значит – ничьей. Отсюда
равенство в нищете, безынициативность, хо-зяйственная и социальная апатия
тогдашней деревни. И вот эту-то общину, устраивавшую, казалось, всех –
царя, помещи-ков, различные политические партии и вроде бы самих кресть-ян,
Столыпин поставил целью разрушить и тем снять пре-пятствия в развитии
производительных сил страны. Лишь пять лет было отпущено судьбой для
воплощения в жизнь столь дерзновенного предприятия, но первые значительные
резуль-таты он увидел еще при жизни.
          Прибегая к историческим аналогиям, невольно прихо-дишь к выводу,
что особенно поразительными выглядят успе-хи  столыпинских реформ на фоне
наших бесплодных попыток реформировать сельское хозяйство, хотя и в том и
другом случаях при всей различности общественных укладов в основе лежат
близкие причины, связанные с отчуждением крестьянина от земли.
                            Список  литературы :
1. Н.Верт  "История советского государства",  Москва, "Прогресс", 1992 г.
2.  И.Д.Ковальченко  "Столыпинская  аграрная   реформа",   "История   СССР",
Москва, 1992 г.
3. И.В.Островский «П.А.Столыпин и его время»,  Новосибирск,  1992 г.
4.  М.Румянцев   "Столыпинская  аграрная  реформа:  предпо-сылки,  задачи  и
итоги",  "Вопросы экономики"  № 10,  Москва, 1990 г.
5.  В.В.Казарезов    "  О  Петре  Аркадьевиче  Столыпине",  Москва,   ВО   "
Агропромиздат", 1991 г.
6. П.Н.Зырянов    «Столыпин  без  легенд»,  Историки  отвечают  на  вопросы,
выпуск 2, Московский рабочий, 1990 г.





смотреть на рефераты похожие на "П. А. Столыпин – выдающийся реформатор "