Исторические личности

Уильям Шекспир


                    Введение

        Тема моего исследования  «Великие люди эпохи Возрождения».
Я выбрал эту тему , потому что меня интересует эпоха  Возрождения  в  целом.
Именно в  этот  период  наиболее  высоко  стала  цениться  образованность  ,
искусство освободилось от запретов и ограничений  ,  обратилось  к  свету  ,
радостям земного бытия.
        Возрождение – период в культурном и идейном развитии стран  Западной
Европы (в Италии Х1V-XVIвв. , в других странах конец  XV-начало  XVIIвв.)  ,
переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.
        Отличительные черты культуры Возрождения  –  антифеодализм  в  своей
основе , светский характер , гуманистической  мировоззрение  ,  обращение  к
культурному наследию античности , как бы «возрождение» , отсюда  и  название
эпохи.
         Возрождение  возникло  и  ярче  всего  проявилось  в  Италии.   Его
предвестниками уже на рубеже  XIII-XIV   выступили  поэт  Данте  ,  художник
Джотто и другие. Творчество деятелей эпохи Возрождения  проникнуто  верой  в
безграничные возможности человека , его воли и разума .  Утверждается  идеал
гармоничной , раскрепощенной творческой личности  ,  обращение   к  человеку
происходит как к высшему созданию бытия.
        В архитектуре  ведущую  роль  стали  играть  светские  сооружения  -
общественные здания , дворцы ,галереи  с  использованием  всевозможных  арок
,колоннад , сводов , придающих постройкам величественность  ,  гармоничность
, соразмерные человеку этой эпохи.
        Художники ( Донателло , Леонардо да Винчи , Рафаэль и  др.  )  также
последовательно овладевали отражением  всего  богатства  действительности  :
передачей объема , пространства  , света , изображением человека в  реальной
среде- в интерьере или пейзаже.
         Литература  эпохи  Возрождения  создала   величайшие  памятники   ,
соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре.
       В эпоху  Возрождения  были  сделаны  выдающиеся  открытия  в  области
географии  ,  астрономии  ,  анатомии  .  Идеи   Возрождения  способствовали
разрушению  феодально-религиозных  представлений  и   во   многом   отвечали
потребностям зарождающегося буржуазного общества.

      В Англии эпоха Возрождения началась несколько позже , чем  ,  например
, в Италии. Но у нее здесь были свои важные отличия.
      Время это в Англии было трудным и кровавым. Внутри страны шла  тяжелая
борьба с теми , кто не хотел , чтобы она освободилась от влияния



Ватикана. Идеи Возрождения утверждались в борьбе. Англия воевала с  Испанией
, оберегавшей во всей Европе власть католицизма.
          Естественно , первыми  ,  кто  стал  выражать  в  книгах  мысли  и
чувства нового времени , были гуманисты. Они не могли говорить лишь о том  ,
как прекрасно быть человеком – они видели страдания простых англичан.
         В начале XVIв. появилась книга первого  великого  гуманиста  Англии
Томаса Мора «Утопия». В ней описывался вымышленный остров Утопия –  общество
будущего , где царят справедливость , равноправие , изобилие.  Книга  Томаса
Мора оказала огромное влияние не только на современников , но и на  развитие
коммунистических идей в будущем.
        Сильнее всего  идеи  Возрождения  в  Англии  воплотились  на  сценах
театров.  В  английском   театре   работала   большая   группа   талантливых
драматургов – Грин , Марло , Кид и др. Их обычно называют  предшественниками
Шекспира , творчество которого вобрало в себя и развило  все  лучшее  ,  что
было в их произведениях.
         Поэтому  Шекспир  ,  на  мой  взгляд   ,   является   самым   ярким
представителем этой эпохи  , а герои его произведений –  подлинными  героями
своего времени , стремящимися быть гармоничными , свободными и счастливыми.


                            Биография


      Созданные три с лишним века назад  трагедии,  исторические  хроники  и
комедии Шекспира  живут  до  сих  пор  ,  волнуют  и  потрясают  воображение
зрителей.
       Лучшие театры мира и  выдающиеся  актеры   поныне  считают  для  себя
экзаменом и счастьем поставить и сыграть шекспировский спектакль.
        Увидев такой спектакль или просто прочитав пьесу Шекспира ,  хочется
, наверное , побольше узнать о том , кто создал эти произведения. Но это  не
так просто.
        О жизни великого драматурга сохранилось мало  сведений.  Шекспир  не
писал воспоминаний  и  не  вел  дневника.  Нет  у  нас  и  его  переписки  с
современниками. Не сохранились и рукописи пьес Шекспира. До нас  дошло  лишь
несколько документов ,  в  которых  упоминаются  разные  обстоятельства  его
жизни. Каждый из этих документов , даже если в нем  лишь  несколько  слов  о
Шекспире , исследован и истолкован  .  Редчайшими  историческими  ценностями
считаются те немногие клочки бумаги , на  которых  рукой  Шекспира  написано
несколько строк или просто стоит его подпись.
        Нужно было приложить очень много труда , чтобы мы могли прочитать  о
Шекспире то , что должен знать о нем  каждый образованный человек.
       Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564  года  в  маленьком  английском
городке Стратфорде , расположенном на реке Эйвон. Его отец , Джон Шекспир  ,
был  в  городе  видным  человеком  и  занимал  разные  должности  в  системе
городского самоуправления , вплоть до бейлифа (в1568г.). Мать , Мери ,  была
дочерью   Роберта   Ардена,   мелкопоместного   дворянина    из    Уорикшира
,происходившего из древнего рода католиков Ардена.
       Рассказ о детстве и юности  Шекспира  полон  красочных  подробностей.
Однако наука не может признать их вполне достоверными.
       Учился  он скорее всего в Стратфордской грамматической школе -  одной
из  лучших  провинциальных  школ  Англии  ,  где  сыновья  горожан  получали
бесплатное  образование  ,  главным  образом   изучая   латинский   язык   и
литературу.
       Документальных сведений о его жизни после крещальной  записи  нет   ,
вплоть до разрешения на брак с Энн  Хетуэй  из  Стратфорда  ,  выданного  27
ноября 1582г.Первый их ребенок , дочь Сьюзен ,  была  крещена  26  мая  1583
года , близнецы Гамнет и Джудит – 2 февраля 1585 г.
       Когда Шекспиру было немногим более 20 лет  ,  ему  пришлось  внезапно
покинуть Стратфорд. Молодой Шекспир отправился в Лондон.
       Оказавшись в незнакомом городе без средств , без друзей и знакомых  ,
он , как утверждают распространенные предания , зарабатывал первое время  на
жизнь тем , что караулил у театра лошадей ,  на  которых  приезжали  знатные
господа. Позже Шекспир стал служить в  театре.  Он  следил  ,  чтобы  актеры
вовремя выходили на сцену , переписывал роли , случалось , заменял  суфлера.
Словом , задолго до того ,  как  великий  драматург  вывел  на  сцену  своих
героев , он узнал нелегкую закулисную жизнь театра.
       О его актерской деятельности мы не знаем почти  ничего.  Сначала  ему
поручали маленькие роли . Позднее в театре ,  получившем  название  «Глобус»
он играл и «королевские роли» , исполнял роль Призрака в Гамлете и  Адама  в
Как  вам  это  понравится.  Он  играл  также  в  пьесе  Бена  Джонсона  Всяк

                       Бен Джонсон              в своем нраве  .  В  его  же
пьесе Смеян состоялось последнее засвидетельствованное выступление  Шекспира
на сцене. Именно сценический опыт дал Шекспиру знание возможностей  сцены  ,
особенностей каждого актера  труппы  и  вкусов  елизаветинской  аудитории  ,
которое мы чувствуем в его произведениях.
      До 1593 года Шекспир ничего не издавал. В 1593 году вышла в  свет  его
первая  поэма  Венера  и  Адонис  ,  посвященная  герцогу   Саутгемптону   -
блестящему  молодому  вельможе  и  покровителю   литературы.   Поэма   имела
необычайный успех и еще при жизни автора была переиздана восемь раз.
       Следом Шекспир выпустил более длинную и серьезную  поэму  -  Лукреция
, тоже посвященную Саутгемптону.
       Начиная с этого  года  появляются  точные  свидетельства  театральной
жизни Шекспира. В «Грейз Инн» 28 декабря была  представлена  Комедия  ошибок
, в марте 1595 г. Шекспир , У.Кемп и Р.Бербедж  получили  вознаграждение  за
две  пьесы  ,   представленные   при   дворе   труппой   лорда-камергера   в
рождественские праздники.
       Шекспир стал пайщиком знаменитой трупы ,  с  которой  остался  связан
практически  до  смерти.  Театральная  деятельность   под   покровительством
Саутгемптона быстро принесла ему богатство. Это видно из того , что  в  1596
году Джон Шекспир (отец) , после нескольких  лет  финансовых  затруднений  ,
получил  в Геральдической палате право на герб  –  знаменитый  шекспировский
щит , заплатил за который , несомненно,  Уильям.  Пожалованный  титул  давал
Шекспиру право подписываться «Уильям Шекспир, джентльмен».
       Другим доказательством его успехов было то  ,  что  в  1597  году  он
приобрел Нью-Плейс – большой дом с садом в  Стратфорде.  Шекспир  перестроил
этот дом , перевез  туда  жену  и  дочерей  (сын  умер  в  1596году)  и  сам
поселился в нем , когда покинул лондонскую сцену.
       В 1598 году Фр.Мерес , лондонский критик , издал  книгу  Сокровищница
ума  , часть которой отведена «Рассуждению об английских  поэтах».  Вот  что
он пишет о Шекспире : «Подобно тому , как Плавт и Сенека считались у  римлян
лучшими по части комедии и  трагедии  ,  так  Шекспир  у  англичан  является
наипревосходнейшим в обоих видах пьес».
       В 1597-98гг популярность Шекспира резко  выросла.  До  тех  пор  была
напечатана лишь одна  пьеса  ,  Тит  Андроник  и  то  без  имени  автора  на
титульном листе , а в 1597-98гг были изданы  не  менее  пяти  пьес  ,  чтобы
удовлетворить спрос на печатные издания его сочинений.
        Предприимчивый издатель У.Джаггард попытался на этом разбогатеть.  В
1599 году он издал книжечку  ,  куда  вошли  два  ранее  не  публиковавшихся
сонета Шекспира  (согласно  Мересу  они  были  известны  лишь  среди  друзей
Шекспира) ,  два  уже  издававшихся  ,  песня  из  Тщетных  усилий  любви  и
стихотворения нескольких второстепенных поэтов.  Сборнику  он  дал  название
Страстный паломник и объявил  его  целиком  принадлежащим  перу  Шекспира  –
первая , но не последняя попытка сбыть чужие произведения под этим именем.
         В 1598 году братья Бербеджи разобрали старый театр –  постройку  на
северной окраине Лондона – и из бревен соорудили  театр  «Глобус»  на  южном
берегу Темзы , в Саутуорке. Шекспир стал одним из акционеров нового  театра.
Такое же право он получил и в 1608году , когда  труппе  достался  еще  более
прибыльный театр «Блэкфрайерз» , в городской черте. В 1603 году король  Яков
взял труппу Шекспира под  прямое  покровительство  и  она  стала  называться
«Слуги его величества короля» , а актеры считались такими же  придворными  ,
как и камердинеры. «Слуг его величества» особенно любили при дворе ,  труппа
выступала  там  часто  и  за  хорошее  вознаграждение  ,  долю  которого   ,
безусловно , получал и Шекспир.
        Рост доходов позволил  ему  широко  вкладывать  деньги  в  откупы  и
недвижимость и в Лондоне , и в Стратфорде. Он понемногу отдалялся от  театра
и конец жизни провел в Стратфорде.
        В марте 1616 года Шекспир составил завещание.  Умер  он  в  этом  же
году , в день , когда ему исполнилось 52 года. Он  был  похоронен  в  церкви
родного Стратфорда , куда до сих пор приезжают  почитатели  его  таланта  со
всех концов мира , чтобы поклониться могиле великого драматурга  ,  посетить
дом , где он жил , посмотреть его пьесы в Стратфордском мемориальном  театре
, где ставят только пьесы Шекспира , больше половины  которых  увидели  свет
лишь после смерти автора.


                                   Творчество Уильяма
                               Шекспира


           В предыдущем разделе  мы коснулись темы творчества  Шекспира,
упоминая его как автора и постановщика своих гениальных пьес. Но он писал
не только пьесы.
           Шекспиру принадлежит цикл из 154 сонетов, опубликованный (без
ведома и согласия автора)  в 1609 году , но написанный по-видимому, еще в
1590-х годах . Во всяком случае уже в 1598 г. промелькнуло сообщение о его
«сладостных сонетах , известных близким и друзьям» и явившихся одним из
самых блестящих образцов западноевропейской лирики эпохи Возрождения.
Успевшая стать популярной среди английских поэтов форма под пером Шекспира
засверкала новыми гранями, вместив в себя огромнейшую гамму чувств – от
интимных переживаний до глубоких философских раздумий и обобщений.
           Исследователи давно обратили внимание на тесную связь сонетов и
драматургических произведений Шекспира. Эта связь проявляется не только в
органическом соединении лирического с трагическим, но и в том ,что идеи ,
одухотворяющие шекспировские трагедии , живут и в его сонетах.
          Так же, как и в трагедиях, Шекспир затрагивает в сонетах
постоянно волновавшие человечество проблемы бытия , ведет речь о счастье и
смысле жизни , о соотношении времени и вечности , о бренности человеческой
красоты и о ее величии. об искусстве , способном преодолеть неумолимый бег
времени , о высокой миссии поэта.
           Вечная,  неисчерпаемая тема любви, одна из центральных в
сонетах,  тесно переплетена с темой дружбы. В любви и дружбе поэт обретает
подлинный источник творческого вдохновения  независимо от того , приносят
ли они ему радость и блаженство или же муки ревности , печаль , душевные
терзания.
            Тематически весь цикл сонетов принято делить на две группы :
считается , что первая (1-126) обращена к другу поэта , вторая (127-154) –
к его возлюбленной – «смуглой леди».
            В произведениях Шекспира, впрочем как и большинства поэтов и
писателей эпохи Возрождения, важное место занимает тема дружбы . Она
рассматривается как высшее проявление человечности. В такой дружбе
гармонично сочетаются веления разума с душевностью.
            Не менее значительны сонеты, посвященные любви. Если в сонетах
Петрарки и его английских последователей обычно воспевалась златовласая
англоподобная красавица, гордая и недоступная, то Шекспир  , напротив ,
посвящает ревнивые упреки смуглой брюнетке – непоследовательной ,
повинующейся только голосу страсти.
            Шекспир писал свои сонеты в первый период творчества, когда еще
сохранял веру в торжество гуманистических идеалов. Даже отчаяние в
знаменитом 66-м сонете находит оптимистический выход в «сонетном ключе».
Любовь и дружба пока выступают, как в «Ромео и Джульетте» , силой ,
утверждающей гармонию противоположностей. Разрыв Гамлета с Офелией еще
впереди , как и разорванность сознания , воплощенная в принце датском.
Пройдет несколько лет, и победа гуманистического идеала отодвинется для
Шекспира в далекое будущее.
              Самое примечательное в шекспировских сонетах – постоянное
чувство внутренней противоречивости человека. То вдруг источник наивысшего
блаженства порождает боль, то , наоборот , в тяжких муках рождается
счастье.
               И все-таки главным делом Шекспира , страстью всей его жизни
была работа драматурга , создание пьес. Язык его трагедий отличается
необыкновенным богатством и красочностью. Его драматургия занимает почетное
место в репертуаре театров всего мира.
              Ликующая радость жизни , прославление здравого , сильного ,
отважного , ярко чувствующего , смело думающего человека – вот основное в
первых пьесах Шекспира – комедиях «Укрощение строптивой» , «Комедия ошибок»
, «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь»,
написанных в 1593-1600гг. В них выражена важная для  эпохи Возрождения
мысль : человека нужно судить не по платью, не по знанию , не по сословию и
богатству , а по его поведению и личным качествам. Трудно найти  в мировой
драматургии пьесу такую же сказочно-веселую, ясную, волшебную , как «Сон в
летнюю ночь». Поэтическое воображение Шекспира породило в ней
фантастические , близкие к народным сказкам образы Горчичного Зернышка .
Паутинки , Мотылька. Их участие в судьбе любящих приводит к счастливой
развязке.
             Но благородным гуманистическим идеям Возрождения не суждено
было победить в ту жестокую эпоху. Шекспир с горечью это ощущает. В его
следующих пьесах тоже выражены идеи Возрождения , но краски пьес становятся
мрачнее. Он изображает столкновение прекрасных идеалов Возрождения с
суровой реальностью. В творчестве Шекспира начинает звучать тема гибели
героев , особенно дорогих ему . воплощающих светлые гуманистические идеи.
            Юные Ромео и Джульетта – герои  первой великой трагедии
Шекспира (1594г.) – пламенно любят друг друга. Любовь их наталкивается на
непреодолимую преграду – старинную вражду семейств. В неравном поединке с
вековыми предрассудками , с кровавыми и бессмысленными законами , Ромео и
Джульетта погибают. Но в их любви , не смирившейся с предубеждениями
старины . заключена высокая нравственная победа.
            Пьесы Шекспира шли на сцене лондонского театра «Глобус» ,
который был похож на круглый загон под открытым небом. Приезжий иностранец
, посетивший в 1599 году первое представление пьесы  «Юлий Цезарь» , назвал
этот театр домом с соломенной крышей. Он имел в виду крышу над сценой. Свое
название театр получил от статуи Геркулеса , поддерживающего плечами земной
шар.
            После  постановки «Юлия Цезаря» с 1601 по 1608 гг. Шекспир
создал самые великие свои трагедии – «Гамлет» , «Король Лир» , «Макбет» ,
«Отелло». Датский принц Гамлет горько скорбит о своем умершем отце. Но
вдруг он с ужасом узнает – отец не умер , он был убит. Убийца- родной брат
убитого , дядя Гамлета – не только унаследовал престол покойного короля ,
но и женился на его вдове – матери Гамлета.
             В трагедии изображено , как Гамлет вначале обличает лицемерие
коронованного преступника , а затем и мстит ему за смерть отца. Но это
только внешние события пьесы. Трагедия рисует сложные раздумья благородного
человека о природе зла . о порочном королевском дворе , о лжи . таящейся в
дворцовых стенах . о болезнях , которыми поражен век словно бы «вывихнутый
в своих суставах».
              Великий критик В.Г. Белинский писал о Гамлете : «Это душа ,
рожденная для добра и еще в первый раз увидевшая зло во всей его
гнусности». Одиночество Гамлета – это одиночество человека , который
опередил время , находится в трагическом разладе и поэтому погибает.
              В последние годы творчества Шекспира (1608-1612гг.) его пьесы
приобретают иной характер. В них звучат сказочные , фантастические мотивы.
Но и в этих пьесах – «Перикл» , «Зимняя сказка» , «Буря» - Шекспир осуждает
деспотизм и своевластие , встает на защиту дорогих ему идеалов ,
прославляет силу любви , веру в лучшие побуждения человека , утверждает
естественное равенство всех людей. Восклицание героя одной из этих пьес:
«Как прекрасно человечество!»- может служить знамением эпохи Возрождения ,
подарившей миру Шекспира.
            Шекспир – автор 37 пьес , 2 поэм , а также 154 сонетов ,
отличающихся горячим чувством , насыщенностью мысли. Творчество Шекспира
является одной из вершин художественной  культуры эпохи Возрождения.
Шекспир пережил разочарование в английском театре , уходившем от того
великого пути , по которому он его вел. А может быть в годы молчания он
вынашивал замыслы новых гениальных созданий , которым так и не суждено было
сбыться из-за смерти поэта.



                 Загадка личности Шекспира



                Двести лет спорят о том  , кто был Уильям Шекспир ,
величайший драматург , поэт и писатель всех времен и народов. Почему вообще
возник такой вопрос? Никто же не сомневается , что Микеланджело , Рафаэль
или Софокл, например , существовали вполне реально. Но если двести лет люди
бьются над ответом , значит вопрос  , загадка все-таки есть.
                Начиная с XIX века шекспироведение разделилось на два
враждующих лагеря : стратфордианцев (т.е. признающих автором Шекспира из
Стратфорда) и нестратфордианцев ( пытающихся найти реального автора ,
скрывающегося под маской). Последние , в свою очередь , выдвинули несколько
«кандидатов в Шекспиры» , но все версии были неубедительны и не выдерживали
строгой критики. Естественно , это было выгодно стратфордианцам , чьи
позиции только укрепились.
                Но нет ничего тайного , что не стало бы явным. Несколько
лет назад российский ученый Илья Гилилов предложил блестящее решение
загадки , над которой так долго ломали головы и копья признанные
шекспироведы всего мира.  Результатом проделанной им огромной работы стала
вышедшая книга. Написанная прекрасным языком  , на основе строго
аргументированных доводов и всестороннего исследования темы , с
использованием архивных документов , исторических свидетельств , глубокого
литературного и лингвистического анализа произведений и даже с применением
новейших знаний о книгопечатании , эта книга не оставляет сомнений в
правильности его открытия. Нам остается лишь поражаться , как проста
разгадка. Но как мог возникнуть столь грандиозный по исполнению замысел у
гениальных режиссеров этого спектакля? Не тогда ли , когда молодой
остроумный граф , из скромности подписывающий свои произведения вымышленным
именем Shake-Speare (потрясающий копьем), был приятно удивлен , обнаружив в
театральной труппе , ставившей его трагедию , практичного малого с фамилией
Shakespeare всего лишь двумя буквами отличающейся от знаменитого
псевдонима?
                 Вполне вероятно , что тот Шакспер из Стратфорда за
обещанное неплохое вознаграждение охотно включился в игру. Умение держать
язык за зубами и полная неграмотность последнего обеспечили успех
совместному предприятию почти на четыре века. А настоящий автор , а
возможно и авторы , получили желанный покой и отдых от мирской жизни.
                Далее я приведу рассуждения самого автора книги «Игра об
Уильяме Шекспире , или тайна Великого Феникса» Ильи Гилилова :
                « Произведения Уильяма Шекспира свидетельствуют о том , что
этот человек обладал гигантским , ни с чем не сравнимым объемом активного
лексикона- от 20 до 25 тысяч слов , в то время как у самых образованных и
литературно одаренных современников типа философа Френсиса Бекона – около 9-
10 тысяч слов. Современный англичанин с высшим образованием употребляет не
более 4 тысяч слов. Шекспир же , как сообщает Оксвордский словарь , ввел в
английский язык около 3200 новых слов – больше , чем его литературные
современники , вместе взятые.
                  Автор пьес хорошо знал французский язык , итальянский ,
латынь , разбирался в греческом , прекрасно ориентировался в истории Англии
, в древней истории и так далее. Сюжет «Гамлета» взят из книги француза
Бельфоре, переведенной на английский язык только через сто лет. Сюжеты
«Отелло» и «Венецианского купца» заимствованы из итальянских сборников ,
также появившихся на английском только в XVIII веке. Сюжет «Двух веронцев»
взят из испанского пасторального романа , до появления пьесы никогда не
публиковавшегося на английском.
               Установлено , что Шекспир знал произведения Монтеля ,
Ронсара, Ариосто , Боккаччо , ему была прекрасно известна греко-римская
мифология , литература , история , он использовал сочинения Гомера , Плавта
, Овидия , Сенеки , Плутарха , причем не только в переводах , но и в
оригиналах. Исследованиями ученых установлена основательность познаний
автора пьес в английской истории , юриспруденции , риторике , музыке ,
ботанике , медицине , военном и даже морском деле. Ему прекрасно были
известны Северная Италия , Падуя , Венеция …
                Короче , в произведениях Шекспира видны следы чрезвычайно
эрудированной личности , высоко образованной , владеющей языками , знающей
другие страны , быт самых высокопоставленных кругов тогдашнего английского
общества , включая монархов , знакомых с придворным этикетом , родословными
, языком самой высокородной знати.
                 Что документально известно о том , кого считают автором
пьес – Шакспере из Стратфорда? Сначала о нем вообще ничего не знали. При
жизни его нет никаких следов и свидетельств того , чтобы кто-то принимал
его за писателя. Через 50-100 лет после его смерти стали искать эти следы ,
докуменеты. И вот что узнали : вся его семья – отец , мать , жена и – о
ужас!- дети – были неграмотны. И от него самого не осталось ни одного
клочка бумаги , написанные его рукой.
                  Не найдено ни одной книги из его библиотеки (в то время
как от многих других его современников и сейчас продолжают находить книги с
подписями ,чем-то вроде экслибрисов и прочее).  От каждого писателя того
времени найдена хоть какая-то рукопись или письмо , или чьи-то заметки о
нем. Здесь же нет ни одного письма или заметки современника с упоминанием
вроде : «Я видел Шекспира , нашего актера , драматурга». Такого писателя
никто в Англии не видел!
                  Зато есть документы , показывающие , что Шакспер из
Стратфорда занимался мелким ростовщичеством , упорно преследовал своих
соседей – кузнеца , аптекаря- за долги по ссудам. Был активным
приобретателем. Нет никаких данных , что он получил хотя бы начальное
образование. Предание говорит , что он немного учился в городской начальной
школе (вроде нашей церковноприходской).
                  Предание также говорит : отец Шакспера , перчаточник ,
испытывал трудности и рано забрал сына из школы , сделал подмастерьем. Все
это было тогда обычным явлением , но где же он мог обрести высочайшую , ни
с чем не сравнимую образованность , эрудицию , знание языков и т.д.?
                  Шакспер был членом актерской труппы. Какие роли играл и
играл ли вообще , неизвестно. Есть предание , что он играл роль Те и отца
Гамлета. Возможно , участвовал в массовых сценах.
               Он был пайщиком театра , то есть актером-совладельцем – это
подтверждено документально. Считают , что он давал туда свои пьесы. Это как
бы был вклад в дело. Прекрасное предположение , но оно не подтверждено
никакими документами. Нет никаких документальных указаний на то , что кто-
то из актеров труппы «Глобуса» считал Шакспера при жизни писателем ,
драматургом.
               Обратимся к завещанию Шакспера , составленному нотариусом с
его слов. Его нашли через сто с лишним лет. Человек . который его отыскал ,
был в отчаянии. Он писал своему другу , что в завещании нет ни одного слова
, которое могло бы быть связано с Шекспиром – Великим Бардом. Там расписаны
ложки , вилки , деньги на несколько поколений вперед , проценты , пенсы…
Все расписано – вплоть до посуды и кровати , о которой потом так много
писали. И – нет ни одного слова о книгах . хотя многие книги стоили дорого.
                А где его рукописи? Имя Шекспира было в  то время уже
известно , издатели гонялись за его пьесами , сонетами. А как к ним
попадали шекспировские рукописи , неизвестно. Его современники – писатель ,
поэты , драматурги – зарабатывали на этом. Кроме него! Он , который за два
фунта гонял по судам неимущего должника и , вероятно , засадил в тюрьму
соседа-кузнеца , совсем не упоминает какие-то рукописи.  А ведь за пьесу
можно было получить у тогдашнего антрепренера шесть фунтов!
                   Когда умер Шакспер из Стратфорда , никто в Англии не
произнес ни звука! Единственный отклик на смерть гения- запись в
стратфордском приходском регистре : «25 апреля 1616 погребен Уилл Шакспер ,
джент.»
                В те времена было принято : когда умирает поэт , может даже
не очень известный  , коллеги писали на его смерть элегии , издавали
памятные сборники. На смерть Джонсона – целая книга элегий. Умер Бомонт –
торжественные похороны ,элегии. Умирает Дрейтон – студенты образовывают
целую процессию по улицам города (кстати , Дрейтон был незнатного
происхождения и беден)… Целые сборники оплакивали кончину Сидни , Спенсера
, Донна… А здесь – ни слова , ни звука.»
                А под знаменитым псевдонимом , по мнению Гилилова , творила
супружеская пара Роджер Мэннерс граф Ратленд и его супруга Елизавета
Мэннерс  графиня Ратленд. Доказательство этому приведено в разделе «Другой
такой пары в Англии не было» первой главы «Таинственные птицы Роберта
Честера». Гилилов считает , что честеровский сборник был выпущен в память о
безвременно ушедших супругах  , которые в сборнике выведены под
аллегорическими именами Феникс и Голубь. Свою точку зрения автор доказывает
с помощью блестящего научного анализа.
      «Гнездо Фениксов»              Однако есть и другие точки зрения
относительно личности Шекспира , которые категорически опровергают мнение
Гилилова .
              Некоторые  ученые считают ,  что под псевдонимом «Шекспир»
писал свои произведения Кристофер Марло. Их утверждение основывается на
результатах анализа уникальной структуры «Гамлета» и «Укрощения
строптивой».  В фабуле «Гамлета»  «Шекспир» изобразил себя самого с
элементами биографии Кристофера Марло. «Марловианцы» (приверженцы версии об
авторстве Кристофера Марло) сконцентрировали внимание на деталях его
сомнительной гибели в мае 1593 года , упустив из виду , что обстоятельства
его рождения не менее интересны и загадочны , чем смерти , пусть даже
мнимой…
             Факты свидетельствуют , что «тайна Шекспира» возникла уже с
самого рождения того , кому было суждено стать Шекспиром – еще в 1564
              Кристофер Марло           году. Но не в конце мая , когда в
Стрэтфорде  на Эйвоне родился «официальный Шекспир» , а примерно месяцем
раньше . когда в одном из замков на берегу той же речки родился «Эйвонский
лебедь» (именно так окрестил в 1623 году покойного «Шекспира» Бен Джонсон в
предисловии к знаменитому Большому Фолио). И , видимо, именно тайна
рождения может объяснить смысл загадочного девиза студента колледжа «Корпус
Кристи» Кристофера Марло : «Qvod me nutrit me destrvit»
                        Девиз на портрете
    ( «То , что меня кормит , меня убивает»). Этот девиз начертан на
портрете, обнаруженном при реконструкции помещения колледжа «Корпус Кристи»
уже в середине XXвека. Портрет написан по случаю совершеннолетия
изображенного на нем мужчины ; идентификация произведена по изображенной
там же дате : «1585 год от  Рождества Христова Совершеннолетие 21 год» По
сохранившимся спискам студентов установлено , что в 1585 году из всех
студентов колледжа только Кристоферу Марло исполнился 21 год.
               Среди множества существует еще одна версия относительно
личности Шекспира. На знаменитом портрете в Фолио , где лицо Шекспира
заменяет маска , некоторые исследователи усматривают в этой маске женские
черты. А некоторые – даже сходство с королевой Елизаветой.
                 Впрочем , можно сравнить.



                Шекспир: портрет-маска. Фолио 1623 г.
                    Королева Елизавета – мать Шекспира ?


               На этих портретах видны характерные  приметы. Одна из них –
сросшиеся мочки левого уха. Что это значит? Можно только предполагать.

  Загадка была и остается. А пока тайна дразнит ум , мы будем искать ответы
  на поставленные вопросы , а попутно открывать для себя и глубже постигать
                     эпоху Шекспира , кем бы он ни был.


                           Отношение современников
                                  и мое личное к творчеству Шекспира

                  Кто бы не подписывался под великими произведениями , его
творческое наследие обречено на бессмертие.
                Здесь мы видим , кроме величайшего поэтического дара ,
острые нравственные конфликты. Эти конфликты скрыты в самой природе
человеческих отношений. И в каждой новой эпохе они воспринимаются по-
новому.
                Существуют , к примеру , современные интерпритации  «Ромео
и Джульетты».
                 Основной конфликт здесь – борьба за сферы влияния , в гуще
которой зарождается любовь.
                 Об этом , например фильм с Леонардо де Каприо «Банды Нью
Йорка»  , «Вестсайдская история» о любви между американцем и пуэрториканкой
и множество других российских и зарубежных книг и фильмов.
                 А итогом  всех этих конфликтов , в которых чаще всего
мужчины тешат свое самолюбие и глупость , становится смерть невинных людей.
Так было и в эпоху Шекспира , так  , к сожалению , происходит и сейчас.

                  На сайтах Интернета я обнаружил такой факт.
                  Американские старшеклассники с трудом могут прочесть
пьесы Шекспира , не понимая в них множества слов . хотя язык с тех пор мало
изменился.
                 Известно , что в произведениях Шекспира существует около
7000 слов , употребленных лишь один раз.
                 Каков же в таком случае словарный запас среднего
американского старшеклассника?
                 Я думаю , что и у российского старшеклассника он не на
много больше.
                 А чтобы повысить не только свой словарный запас , но и
интеллект в целом , нужно больше читать , и лучше читать именно такие
гениальные произведения , какими были и остаются знаменитые пьесы , сонеты
и поэмы великого Шекспира.


смотреть на рефераты похожие на "Уильям Шекспир "