Исторические личности

Кареев Н И



                           Николай Иванович Кареев

                                (1850 – 1931)


         Н.И. Кареев  - выдающийся русский ученый  –  историк  и  социолог,
    крупнейший представитель классического позитивизма в  социологии,  один
    из  основателей  отечественной  социологии,  настойчивый  и  убежденный
    последователь и популяризатор учения Конта и других западных  философов
    и социологов.
         Николай Иванович Кареев родился 24 ноября 1850 г. (6 декабря —  по
    новому стилю) в Москве. В 1873 окончил  Московский   университет   (где
    под  руководством  В.И.Герье  занимался  историей  Великой  французской
    революции).   В    юности    испытал    влияние    идей    Л.Фейербаха,
    Н.Г.Чернышевского,  Н.А.Добролюбова  и  особенно  Д.И.Писарева,   а   в
    дальнейшем — субъективистов П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского.  Вместе  с
    тем, Кареев разработал свой собственный взгляд на субъективный  фактор:
    он отождествлял его с личностью, рассматриваемой  в  качестве  элемента
    общества.
         В  1879—84  гг.  Кареев  был  профессором  Варшавского,  а   затем
    Петербургского университетов. С 1910 г. - член-корреспондент Российской
    академии, с 1929 почётный член АН СССР. В  1870-х  гг.  Кареев  написал
    свой  лучший  труд  «Крестьяне  и  крестьянский  вопрос  во  Франции  в
    последней четверти XVIII века» (1879); в 1881  году  вышел  его  «Очерк
    истории французских крестьян  с  древнейшего  времени  до  1789  года».
    Кареев закрепил за  русской  наукой  приоритет  в  области  конкретного
    изучения крестьянского вопроса накануне и в период Великой  Французской
    революции.
         Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как  умеренный
    либерализм, но несмотря на всю умеренность своего либерализма, Кареев в
    1899  году  был  уволен  в  связи  со   студенческими   волнениями   из
    Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906 году.  Во  время
    Революции 1905—07 гг. вошёл в ряды кадетской партии и был избран членом
    1-й Государственной Думы. В курсе Кареева «История  Западной  Европы  в
    новое  время»  (т.  1—7,  1892—1917)  отводилось   существенное   место
    социально-экономическим процессам. В 1911—15  гг.  Кареев  приступил  к
    разработке  истории  парижских  революционных  секций.  В  1924—25  гг.
    опубликовал 3-томную работу «Историки Французской революции»  —  первый
    сводный обзор историографии Великой  французской революции не только  в
    русской, но и в зарубежной литературе.
         Помимо основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное
    влияние  на  многих  отечественных  и  зарубежных   историков,   Кареев
    плодотворно  занимался  разнообразными   методологическими   проблемами
    социологии.  Так,  он  рано  и  независимо  от  немецких  неокантианцев
    поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных
    науках, о типологическом анализе и др. Внимательно  следя  за  историей
    становления мировой и  русской  социологии,  он  быстро  откликался  на
    очередные новинки в  этой  области  то  статьей,  то  рецензией.  Часто
    завязывалась полемика. Статьи объединялись  в  сборники  и  многократно
    переиздавались.
         Кареев пришел в науку в  то  время,  когда  шли  усиленные  поиски
    аргументов в пользу самостоятельности социологии. Он активно  включился
    в эту работу и наряду с разработкой конкретных тем в области социологии
    и истории создал ряд оригинальных исследовании по общим вопросам теории
    и методологии социологического знания.
         Кареев    принадлежал    к    субъективной     школе,     стремясь
    систематизировать многие ее  уроки,  защитить  от  критики  со  стороны
    марксистов, неокантианцев,  религиозной  социальной  метафизики.  Среди
    конкретных   социологических    проблем    особое    внимание    уделял
    междисциплинарным отношениям  социологии (особенно с психологией), роли
    личности в истории, прогрессу и др. Наиболее  значителен  его  вклад  в
    разработку истории социологической науки,  он  является  основателем  и
    зачинателем   известной   "русской   традиции"    историко-критического
    обозрения  социологических  школ  и  направлений,  в  которую   входили
    влиятельные социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин,  П.Тимашев
    и др. Кареев  -  один  из  первых  удачных  библиографов  социологии  и
    составитель  ранних  учебных  программ  по  этой  дисциплине.   Идейное
    наследие Н. Кареева многопланово и обширно и философско-исторические  и
    социологические работы в нем занимают весомое место.
         Кареев,  в   основном,   оставался   приверженцем   позитивистских
    установок при  изучении  реальных  факторов  ("эмпирических  событий").
    Главную  задачу  для  себя  он  видел  в  открытии   законов   развития
    человечества  с  помощью  точных  методов  исследования.  Общество  как
    организованное целое -  социальный  прогресс,  социальная  организация,
    контроль и регуляция - все эти факторы, тесно  связанные  между  собой,
    утверждал Кареев, и образуют основу  закономерного,  развития  общества
    как сложной системы психических и практических взаимодействий личности.

         Кареев  дал  определение   социологии   как   абстрактной   науки,
    занимающейся изучением природы и генезиса общества, его основных сил  и
    их взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов, независимо от
    времени и места их возникновения.
         "Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о  природе
    и генезисе общества, об основных его элемента факторах и силах,  об  их
    взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы  и
    когда бы все это ни существовало и ни происходило".
         В  работе  "Общие  основы  социологии"   Кареев   развивает   свое
    представление  о  социологии.  Он  пишет:  "Социология  берет  общество
    интегрально, имея в виду, что государство, право и народное  хозяйство,
    обособленно взятые для изолированного  изучения,  существует  только  в
    абстракте, что реально нет государства, в котором не было  бы  права  и
    хозяйства, что нет  хозяйства  без  государства  и  права  и  что  нет,
    наконец, и последнего без первых двух".
         Основной источник социологии  Кареева  –  позитивизм,  особенно  –
    контизм. Вместе с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял
    тезиса Конта, согласно которому вся  история  может  быть  представлена
    трехфазной схемой, выражающей законы движения  наук  в  соответствии  с
    формами миросозерцания; отрицательно относился к  игнорированию  Контом
    значения политической экономии для построения социологии. классификации
    наук, считая ее  неполной.  Огюст  Конт,  по  мнению  Кареева,  в  силу
    неразвитости психологического знания в  тот  период  сделал  скачок  от
    биологии к социологии, минуя психологию. «Между биологией и социологией
    мы ставим психологию, но не индивидуальную, а  коллективную»,  -  писал
    Кареев.  Коллективная  психология  способна,  по  его   мнению,   стать
    подлинной основой социологии, поскольку все общественные явления есть в
    конечном счете духовное взаимодействие между отдельными людьми.
         Главные  проблемы  социологии,  согласно   Карееву,   таковы:   1)
    социология как  наука;  2)  научный  и  этический  элемент  в  ней;  3)
    отношения  социологии  с  другими  общественными  науками,  а  также  с
    биологией  и  психологией;  4)  экономический   аспект   общества;   5)
    социальная структура; 6) прогресс как сущность исторического процесса и
    7) роль личности в истории.

         Кареев   придавал   большое   значение   развитию    теоретической
    социологии. В соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал
    социологию   как   чисто    теоретическую    дисциплину,    стремящуюся
    исключительно к познанию объективных тенденций общественного развития и
    не допускающую в своих  построениях  каких-либо  оценок,  выходящих  за
    пределы того, что доступно проверке.
         Кареев не был согласен с  Контом  относительно  задач  социологии,
    которые основоположник социологии выразил следующим афоризмом:  "Знать,
    чтобы предвидеть,  предвидеть,  чтобы  господствовать".  Кареев  писал:
    '"Социология подобно всякой положительной науке о том,  что  есть,  как
    оно есть, должна быть беспартийной и  надклассовой...  Чтобы  сохранить
    свой научный характер. социология должна не только не решать  вопрос  о
    наилучшем устройстве общества, но даже не брать на себя предсказаний  о
    том, каково будет дальнейшее развитие  существующего  общества,  потому
    что и в этой области гаданий  многое  подсказывается  чаяниями  сердца.
    Поскольку социология есть наука о законах явлении, в ней  нет  места  и
    для нравственной оценки,  так  как  посложней  могут  подлежать  только
    отдельные явления и поступки  людей,  разные  между  ними  отношения  и
    определенные социальные нормы".
         Придавая большое значение теоретической форме  знания  и  проблеме
    метода  в   научном   исследовании,   Кареев   занимался   обоснованием
    выполняемых теорий  объяснительной  (экспликативной)  и  предписывающей
    (нормативной) функций.

         Н.И.Кареев, за несколько лет до западных социологов пришел к мысли
    о  необходимости  разделения  всех  общественных  наук   по   характеру
    изучаемого объекта на науки о явлениях (феноменологические  -  история,
    философия истории) и о законах  (номологические),  к  которым  отнес  и
    социологию.  Становление  социологии  как  самостоятельной   науки   об
    обществе ставило задачу определения ее места в кругу других  наук,  как
    естественных, так и  гуманитарных,  выработки  своего  особого  метода,
    отличного   от   прочих,    четкого    определения    проблематики    и
    исследовательской  программы.  Особого  внимания   в   этом   отношении
    заслуживает вклад Н.И.Кареева, который наиболее  полно  разрабатывал  в
    рассматриваемый период вопрос о методах социальных наук.
         В основу классификации наук об  обществе  Кареев  положил  степень
    обобщения ими социальных явлений или уровень абстракции. В соответствии
    с этим он выделил три основные науки - историю и другие родственные  ей
    науки: социологию и философию истории, - каждая из которых  имеет  свой
    предмет, метод и уровень обобщения информации.
         Кареев сопоставляет две науки - историю и социологию, и приходит к
    выводу, что они неразрывно  связаны  между  собой.  История  доставляет
    социологу  необходимый  фактический   материал,   помогая   тем   самым
    формировать полную картину  движения  человеческого  бытия;  социология
    вырабатывает способы понимания исторических событий и фактов.
         Кареев считает, что в задачу истории входит  выявление  источников
    информации,  их  критическая  проверка,   описание   индивидуальных   и
    неповторимых   явлений   прошлого.   История,    следовательно,    есть
    описательная  наука,  представляющая  предварительную  стадию  изучения
    общества. "Задача истории, - пишет Кареев, - не в том, чтобы  открывать
    какие-либо законы (на  то  есть  социология)  или  давать  практические
    наставления (это - дело политики), а в том,  чтобы  изучать  конкретное
    прошлое без какого бы то ни было поползновения предсказать будущее, как
    бы изучение прошлого и ни помогало в иных случаях предвидению того, что
    может случиться и наступить". Отвергая идею  рассмотрения  истории  как
    номологической науки (т.е. изучающий закон общества), Кареев  видит  ее
    цель, во-первых, в добывании фактов, во-вторых,  установлении  реальных
    взаимосвязей между ними и, в-третьих, в первичных их обобщениях.
         Становясь на  позиции  крайнего  субъективизма,  Кареев  объявлял,
    подобно Михайловскому, содержанием  философии  истории  «идеальный  мир
    норм, мир должного, мир истинного  и  справедливого,  с  которым  будет
    сравниваться   действительная   история».   С   тех   же   субъективно-
    идеалистических позиций с 1890-х гг. боролся против марксизма,  называя
    его  «экономическим  материализмом».  Известен  ряд  критических  работ
    Кареева, в которых он обосновывает свой взгляд на теорию марксизма  как
    научно-несостоятельное направление в социологии.

         Кареев  много  сделал  в  области  изучения   проблемы   личности,
    глубокую  разработку  которой  считал  главным  призванием  социологии.
    Личность рассматривается им как субъект психических переживании, мыслен
    и чувств, желании и стремлении, составляющий исходный пункт  социальных
    процессов.
         Личность в теории Кареева - субъект истории,  соединяющий  в  себе
    антропологические, психологические и социальные  начала.  Именно  такое
    понимание личности составляет основу того субъективизма, на котором так
    настаивал  ученый  как  на  методе  познания  социальных  явлений.   Он
    утверждает, что субъективизм неизбежен в изучении общества, поскольку и
    отдельные события, и общественный процесс в целом оцениваются  с  точки
    зрения определенного идеала.
         Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной  форме,  вне
    его исторических, экономических и  прочих  особенностей.  Общество,  по
    Карееву, есть сложная система психических и практических взаимодействий
    личностей. Оно делится на две части: на культурные группы и  социальную
    организацию. Культурные группы есть предмет индивидуальной  психологии.
    Отличительными  признаками  культурных  групп  являются  не   природные
    свойства,  а  те  привычки,  обычаи,  традиции,  которые  возникают   в
    результате воспитания. Вторая сторона общества – социальная организация
    – результат коллективной психологии и изучается социологией. Социальная
    организация   –   это   совокупность   экономической,   юридической   и
    политической сред. Основанием  для  такой  схемы  у  Кареева  выступает
    положение личности в обществе: ее место в самой социальной  организации
    (политический  строй);  защищаемые  государственной   властью   частные
    отношения к  другим  лицам  (право);  ее  роль  в  экономической  жизни
    (экономический строй). Для Кареева социальная организация –  показатель
    пределы личной свободы.

         Главными достижениями всей научной мысли  XIX  в.  Кареев,  как  и
    другие ученые, считал открытие двух основных методов познания  общества
    - сравнительно исторического (позволяющего  представить  статистическую
    картину   общества,   его   горизонтальный   срез)   и    эволюционного
    (позволяющего представить общество в развитии,  динамике,  состоящей  в
    смене ряда фаз или  культурных  типов,  т.е.  осуществить  вертикальный
    срез).
         Если   сравнительно   исторический   метод   занимается   сходными
    историческими явлениями, выявлением реально существующих их  типов,  то
    задача эволюционного метода состоит в анализе  процессов  их  развития,
    стадий  или  фаз  этого  процесса,  а  также   выяснением   причин   их
    возникновения, оформления и смены.

         Кареев,  не  отрицая  роли  экономического  фактора   в   истории,
    первостепенную роль отводил фактору психическому, что позволило  учесть
    сложный характер человеческих  поступков,  роль  творческих  и  волевых
    импульсов.  Человеческое  поведение  он  рассматривает   как   единство
    социального  и   индивидуального;   достижение   общественного   идеала
    реализуется исключительно через  действия  отдельных  индивидов.  Такая
    трактовка  личности  лежит   в   основании   концепции   индивидуализма
    субъективной школы. К позиции субъективной школы близки взгляды Кареева
    и на отношение субъективного и объективного,  суть  которых  состоит  в
    том,   что   безразличная   к   индивидуальному   существованию   среда
    перерабатывается  личностью  в  ходе  его  практических  действий  и  в
    соответствии  с  ее  идеалом,  в  результате  чего  и   создаются   все
    человеческие формы бытия.

         Особое место в историко-социологических  трудах  Кареева  занимает
    анализ процесса проникновения идей позитивизма в русскую  социологию  и
    формирование здесь на их  основе  наиболее  значительных  тенденций.  В
    истории русской социологии им были отмечены как наиболее влиятельные  -
    субъективная  школа  и  марксистская  социология;  противостояние  этих
    течений он использовал в качестве определяющего признака при разработке
    периодизации истории отечественной  социологии.  В  истории  социологии
    России Кареев выделяет три крупных периода: конец 60-х - середина  90-х
    годов XIX в.; с середины 1890-х до 1917 г.; после 1917 г.  Первый  этап
    соответствует   периоду   зарождения   субъективной    школы.    Второй
    характеризуется одновременным развитием марксистской  и  немарксистской
    социологий,  сопровождаемый  борьбой   между   ними.   Третий   отмечен
    установлением   господства   марксистской   социологии   и,   как   это
    представлялось    Карееву,    намечавшейся    возможностью    сближения
    "экономизма" и "психологизма". Кареев высказал  оригинальный  подход  к
    изучению культуры, в определение которой он  включил  всю  совокупность
    результатов психологического взаимодействия  между  людьми.  Содержание
    человеческой культуры в концепции  Кареева  представлено  в  виде  двух
    крупных пластов.
         Один из них объединяет такие продукты  духовной  деятельности  как
    язык, религию, искусство, науку, философию; другой состоит из структур,
    обеспечивающих   функционирование   общества:   государство.   народное
    хозяйство, право.

         В заключении необходимо отметить, что Н.И.Кареев великолепно  знал
    историю социологии. Его труды явились одной из первых в России  попыток
    осмысления общих закономерностей развития социологии, анализ ее успехов
    и неудач.
         Кареев наряду с большой научно-исследовательской работой в течение
    всей своей жизни - преподавал историю и социологию, создал много работ,
    посвященных задачам преподавания истории и социологии, выступая в  этой
    области как теоретик  и  методист.  Он  заботился  о  совершенствовании
    системы школьного и вузовского образования, ходатайствовал  о  создании
    кафедр социологии в российских университетах, занимался научным поиском
    в области методов обучения, изучал традиции. сложившиеся  в  российской
    системе   образования.    Преодолевая    характерную    для    русского
    обществоведения того времени публичность, Кареев заботился об  усилении
    профессионализма в подготовке квалифицированных социологов.
         Список литературы:
         1. Гусейнова Ф.Д. «Социология. Учебное пособие.», ч. 2. М., 1997.
         2.  «Антология  русской  классической  социологии»  /  под.   ред.
    Клементьева и Панковой. М., 1995.
         3. Голосенко, Козловский «История русской социологии XIX – XX вв.»
    М., 1995.
         4. Гофман А.Б. «Семь лекций по истории социологии» М., 1995.
         5. Радугин А.А., Радугин А.К. «Социология: курс лекций» М., 1996.



смотреть на рефераты похожие на "Кареев Н И"