Исторические личности

РЕПИН Илья Ефимович



                               Направление № 5

             Из истории развития русской культуры IX – XIX в.в.

                             РЕПИН Илья Ефимович



                                                                     Реферат

                                                                     Ученика

                                                                 Школа № 244

                                                           Кировского района

                                                         г. Санкт-Петербурга

                                                           Сафронова Алексея



                                                       Научный руководитель:

                                                             Краморенко В.Г.



                               План реферата.

   1.  Молодые годы Репина

   2.  Репин как художник

   3.



РЕПИН Илья Ефимович [24.7(5.8).1844, Чугуев,  ныне  Харьковской  обл.,—29.9.
1930, Куоккала, Финляндия, ныне Репино Ленингр.  обл.],  русский  живописец.
Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в Рисовальной  школе
Общества поощрения  художников  (кон.  1863)  у  Р.  К.  Жуковского  и  И.Н.
Крамского  и  в  Петербургской  Академий  Художеств  [1864—71;   в   1873—76
пенсионер (стипендиат) в Италии и  Франции].  Чл.  Товарищества  передвижных
художеств, выставок. Действительный. член Петербургской  Академий  Художеств
(1893). В годы учёбы Репин И.Е.. сблизился  с  оказавшими  на  него  большое
влияние  И.Н.  Крамским  и  др.  членами  Артели  художников,  а   также   с
В.В.Стасовым; познакомившись с эстетикой революционных демократов,  он  стал
убеждённым её приверженцем. В 1860-е гг. Репин И.Е.  работает  над  учебными
академическими  произведениями и одновременно, вне стен  Академии  Художеств
—  над  портретами,   жанровыми   картинами   и   рисунками.   В   некоторых
академических произведениях  на  мифологические  и  религиозные  сюжеты  ему
удалось  добиться  жизненности  образов,  выразительности,   психологической
характеристики действующих лиц («Воскрешение дочери  Иаира»,  1871,  Русский
музей, Ленинград). Одарённость,  наблюдательность  и  страстный  темперамент
художника,  умение  использовать  позу,  жест   модели   для   её   образной
характеристики отчётливо проявились уже в его  ранних  портретах   (портреты
В. Е. Репина, 1867, Третьяковская галереи. Р. Д. Хлобощина, 1868,  и  В.  А.
Шевцовой, 1869,— оба в Русском музее). В эти годы Репин И.Е. создал  большой
групповой   портрет   «Славянские    композиторы»    (1871—72,    Московская
консерватория), в который, добиваясь естественности группировки  действующих
лиц, ввёл жанровые элементы.

         С начала 70-x гг. Р. выступает как художник-демократ; он отстаивает
принципы народности художеств, творчества, борется против далёкого от  жизни
академического искусст-ва. После поездок на Волгу, где Репин  И.Е.  наблюдал
жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами он пришёл к её  глубокому  и
яркому истолкованию в картине «Бурлаки на Волге» (1870—73,  Русский  музей).
Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с  тем  утверждает  скрытую  в
нём силу и зреющий протест. Репин И.Е. передал  индивидуальные  неповторимые
черты  измученных  тяжёлой  работой  героев  картины,   наделённых   большой
духовной  красотой.  Эта  работа  Репина  стала  новым  явлением  в  русской
живописи: жанровое  произведение  приобрело  монументальный  характер,  став
обобщающим  изображением   современной   жизни,   не   только   раскрывающим
противоречия  действительности,  но  и   утверждающим   положительную   силу
общества — народ; пластическая мощь и широта  живописи  картины  были  в  то
время новаторством.  В  годы  пребывания  в  Италии  и  Франции  Репин  И.Е.
ознакомился с искусством Западной Европы. Наиболее  значитительная  жанровая
картина этих лет «Парижское кафе»  (1874—75,  собрание  Монсона,  Стокгольм)
свидетельствует   о   наблюдательности   художника,    передаёт    отдельные
характерные черты парижской жизни. Во Франции  Репин  И.Е.  написал  картину
«Садко в подводном царстве» (1876, Русский музей), воплотив в ней свои  думы
о родине. Более удачны пейзажи  этого  периода,  явившиеся  важным  шагом  в
овладении Репиным И.Е. пленэрной (см. Пленэр) живописью («Лошадь  для  сбора
камней в Вёле», 1874, Саратовский художеств, музей им. А. Н. Радищева;

         «Дорога  на  Монмартр  в  Париже»,   1876,   Третьяковская   гал.).
Вернувшись из-за границы, Репин И.Е.  едет  в  Чугуев,  желая  в  общении  с
народом найти темы и образы для новых произв.  Здесь  им  написаны  портреты
крестьян,  отличающиеся  поразительной  силой  типизации  («Мужик  с  дурным
глазом»,   Третьяковская   галерея,   «Мужичок   из   робких»,   Горьковский
художественный  музей,—  оба   1877);   в   портрете   протодьякона   (1877,
Третьяковская галерея) Репин И.Е. изобразил властного,  исполненного  грубой
силы человека. В конце 1870 —  начало  1880-х  гг.  Репин  И.Е.,  сначала  в
Чугуеве,  а  затем  в  Москве,  увлечённо  работал   над   темой   («Проводы
новобранца», 1879, Русский музей; «Вечорниш», 1881, Третьяковская  галерея),
в  некоторых  эскизах   и   картинах   раскрывая   социальные   противоречия
пореформенной деревни («В  волостном  правлении»,  1877,  Рус.  музей).  Эти
произведения подготовили Репина И.Е. к созданию такого  полотна,  в  котором
должна была раскрыться жизнь  современной  Репину  России  и  народная  тема
получила бы широкое  обобщённое  решение.  Пореформенную  Россию,  сложность
существовавших в ней социальных  отношений,  многообразие  её  жизни  Репину
И.Е. удалось показать в картине «Крестный ход в Курской губернии»  (1880—83,
Третьяковская галерея). Изобразив многолюдное шествие, в  котором  участвуют
помещица,  отставной  военный,  откупщик,  священники,  нищие,  странники  и
огромная толпа народа,  рождающая  впечатление  безбрежной  стихийной  силы,
Репин  И.Е.  дал  в  картине  яркие  характеристики  действующих  лиц.   Это
произведение стало целой поэмой о бедности и забитости народа, о  его  жажде
лучшей доли, о чванливых барах и др. «хозяевах» деревни. Она  была  бичующим
обличением  мерзостей  существовавшего   строя   и   прославлением   народа,
угнетённого и обманутого, но великого и  могучего.    В  строго  продуманной
композиции картины, в её живописи  про  явилось  высокое  мастерство  Репина
И.Е.,  передавшего   световоздушную  среду,   яркое   солнечное   освещение,
добившегося необычайной жизненности сцены.

         С 1882 Репин И.Е. жил в  Петербурге.  Появление  на  выставках  его
лучших  картин,   проникнутых   идеями   освобождения   народа,   борьбы   с
самодержавным строем, было событием в художественной  и  общественной  жизни
России. В 1880-х гг. Репин  И.Е.  много  работал  над  темой  революционного
движения. Сочувствуя революционерам, видя в них героев  борьбы  за  народное
счастье, Репин И.Е. создал  целую  галерею  положительных  образов,  ярко  и
правдиво  отразив   и   силу,   и   слабость   разночинского   революционно-
демократического   движения   («Отказ   от   исповеди»,   1879—85,    «Арест
пропагандиста»,  1880—92,  «Не  ждали»,  1884—88,—   все   в   Третьяковской
галереи).  В  центральном  произведении  цикла—«Не  ждали»—изображена  сцена
возвращения ссыльного домой. В образе революционера звучит трагическая  тема
трудной судьбы героя. Репин И.Е. показал зрителю сложную  гамму  переживаний
членов  семьи,  встречающих  отца,  сына,  мужа.  Композиционное  построение
картины  с  его  чёткостью,   необходимой   для   монументального   полотна,
обусловлено  психологическими  взаимоотношениями  героев;  картина   напоена
воздухом и светом, для передачи которых  Репин  И.Е.  пользуется  чистыми  и
светлыми   цветами,   составляющими   единую   цветовую   гамму.   Изображая
героическое и  возвышенное  в  жизни  рядовых  людей,  Репин  И.Е.  придавал
бытовому жанру то высокое значение, которое раньше имела  лишь  историческая
живопись. В 1870—80-е гг. он создаёт и лучшие  портреты.  В  них  проявились
его демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм. В  грандиозной
портретной галерее, созданной Репиным  И.Е.,  как  и  в  жанровых  картинах,
раскрылись существенные черты русской жизни — столь ярки в социальном  плане
и столь много говорят о своей эпохе эти портреты [В. В. Стасова  (1873),  А.
ф. Писемского (1880), М. П. Мусоргского (1881), Н. И Пирогова (1881), П.  А.
Стрепетовой (1882; илл. И. Е. Р е п  и  н.  Портрет  Элеоноры  Дузе.  Уголь.
1891. Третьяковская галерея), А. И. Дельвига (1882), Л. Н.  Толстого  (1887)
— все в Третьяковской гал.; В. В.  Стасова  (1883),  Рус.  музей].  Высокого
мастерства достигает Репин И.Е. в 80-е  гг.  и  в  графике,  в  частности  в
портретном рисунке;  графического  манера  он  к  этому  времени  становится
свободной, способной  передавать  натуру  во  всём  многообразии  и  красоте
(рисунок «Девочка Ада», 1882,  Третьяковская  гал.,  и  «Невский  проспект»,
1887, Рус. музей,— оба карандаш). В 1880—1900-е гг. Р.  много  работает  над
иллюстрациями.

         Репин И.Е. был также выдающимся художником в  области  исторической
живописи. Его  интерес  к  прошлому  определялся  вопросами,  поднимавшимися
современностью.  Репина  И.Е.  привлекали  сильные  натуры,  судьбы  которых
связаны    со    значительными,    историческими    сдвигами,     привлекали
психологические   и   драматические   задачи   («Царевна    Софья»,    1879,
Третьяковская  гал.).  Картина  -«Иван  Грозный  и  сын  его  Иван»   (1885,
Третьяковская  гал.),  поражающая  силой  переданных  в   ней   страстей   и
экспрессией их выражения, прозвучала  как  обличение  деспотизма.  Последним
значительным историческим произведением Репина И.Е. была картина  «Запорожцы
пишут письмо турецкому  султану»  (1878—91,  Рус.  музей;),  главным  героем
которой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий свои  интересы.»
В 1890-е гг. Репин И.Е., переживая  известный  творческий  кризис,  временно
порвал с передвижниками. В  его  статьях  и  письмах  проскальзывают  мысли,
позволявшие современникам считать его отступником  от  идей  демократической
эстетики, но к концу 90-х гг. Репин И.Е.  вернулся  на  прежние  позиции.  В
поздний период при отдельных удачах, Репин И.Е. уже не создал картин  равных
произведениям  1870—80-х  гг.  Лучшие  произведения  1890—1900-х  гг.—   это
графические  портреты,  обычно   изображения   людей   с   ярко   выраженным
творческим,  артистическим  началом   (портрет   Э.   Дузе,   уголь,   1891,
Третьяковская гал.), а также впечатляющие остротой социальных  характеристик
и  живописным  лаконизмом  портреты-этюды  к   монументальному,   групповому
портрету  «Торжественное  заседание   Государственного   Совета»   (выполнен
совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С.  Куликовым,  1901—03,  Рус.
музей). Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями  своей  эпохи,
творчество  Репина  И.Е.  —  одна  из   вершин   русского   демократического
искусства. В 1894 — 1907 Репин  И.Е.  преподавал  в  Академии  Художеств  (в
1898—99 — ректор), став учителем И. И.  Бродского,  И.  Э.  Грабаря,  Д.  Н.
Кардовского, Б. М. Кустодиева и многих  других.  После  1917  Р.,  живший  в
усадьбе «Пенаты» в Куоккале (с 1899),  оказался  за  рубежом.  (Куоккала  до
1940 принадлежала Финляндии.) Живя  в  Финляндии,  Репин  И.Е.   не  порывал
связей с Родиной, мечтал вернуться в  СССР.  В  «Пенатах»,  где  он  умер  и
похоронен, в 1940 был открыт мемориальный музей. Мемориальный  музей  Репина
И.Е. есть также в Чу-гуеве. В 1958 в  Москве  открыт  памятник  Репину  И.Е.
(бронза,  гранит,  скульптор М. Г. Манизер, арх. И. Е. Рожин).



         Использованная литература:

     1. Далёкое близкое, 6  изд.,  [M.I,  1961;  Переписка  —  Репина  И.Е.и
        Крамского И. Н., М.- Л., 1949;

     2.  Репин И.Е. и Стасов В. В., т. 1—3, М.—Л., 1948— 1950;

     3. Репин И. Е. И Толстой Л.Н., т. 1-2, М.- Л., 1949.

     4. БСЭ т.22,Москва, «Советская энциклопедия»,1975.



смотреть на рефераты похожие на "РЕПИН Илья Ефимович"