Исторические личности

Император Николай I: Политика бюрократического реформаторства


   Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации


                              Иркутский филиал



                             КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
     Тема: Император Николай I: Политика бюрократического реформаторства



                                          Выполнил:
                                          студент I курса
                                          специальность 130300
                                          шифр 021047
                                          Балтухаев В.К.



                              Иркутск, 2002 г.

                                 ОГЛАВЛЕНИЕ:


ЦАРСТВОВАНИЕ НИКОЛАЯ I. ЗАДАЧИ.   2


НАЧАЛО ЦАРСТВОВАНИЯ НИКОЛАЯ I.    2


КОДИФИКАЦИЯ.     4


СОБСТВЕННАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ.     5


РОСТ БЮРОКРАТИИ. 7


КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС.   9


УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРЕСТЬЯН.   10


ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КРЕСТЬЯНАХ.    11


ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КРЕСТЬЯНАХ 13


ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:   15



|ЦАРСТВОВАНИЕ НИКОЛАЯ I. ЗАДАЧИ.                                      |
|                                                                     |
|Я сделаю краткий обзор главных явлений в царствование Николая,       |
|ограничиваясь, впрочем, только событиями жизни правительственной и   |
|социальной. С этими двумя процессами, изменением правительственного  |
|порядка и перестройкой общественных отношений связаны все главнейшие |
|явления этого времени.                                               |
|Царствование Николая обыкновенно считают реакцией, направленной не   |
|только против стремлений, которые были заявлены людьми 14 декабря, но|
|и против всего предшествовавшего царствования. Такое суждение едва ли|
|вполне справедливо; предшествовавшее царствование в разное время     |
|преследовало неодинаковые стремления, ставило себе неодинаковые      |
|задачи. Как мы видели, в первую половину его господствовало          |
|стремление дать империи политический порядок, построенный на новых   |
|основаниях, а потом уже подготовить частные отношения, согласуя их с |
|новым политическим порядком; говоря проще, в первой половине         |
|господствовала надежда, что можно дать стране политическую свободу,  |
|сохранив на время рабство. Потом, когда обнаружилась нелогичность    |
|этой задачи, надо было бы перейти от первой ее половины ко второй,   |
|т.е. к предварительной перестройке частных общественных отношений; но|
|тогда уже не хватило энергии, и вторая задача разрешалась без надежды|
|и желания разрешить первую. Эту вторую задачу усвоил себе преемник   |
|Александра. Отказавшись от перестройки государственного порядка на   |
|новых основаниях, он хотел устроить частные общественные отношения,  |
|чтобы на них можно было потом выстроить новый государственный        |
|порядок. Я считаю царствование Николая прямым логическим продолжением|
|второй половины предшествовавшего царствования. Такая более скромная |
|задача царствования Николая I объясняется отчасти личными свойствами |
|нового императора.                                                   |
|НАЧАЛО ЦАРСТВОВАНИЯ НИКОЛАЯ I.                                       |
|                                                                     |
|Император Николай I родился в июне 1796 г., следовательно, за        |
|несколько месяцев до смерти своей бабушки; он принадлежал вместе с   |
|младшим братом Михаилом ко второму поколению сыновей Павла и получил |
|поэтому иное воспитание, непохожее на то, какое дано было старшим    |
|братьям - Александру и Константину. Он воспитан был кое-как, совсем  |
|не по программе Руссо. Третий брат готовил себя к очень скромной     |
|военной карьере; его не посвящали в вопросы высшей политики, не      |
|давали ему участия в серьезных государственных делах. До 18 лет он   |
|даже вовсе не имел определенных служебных занятий; только в этом году|
|его назначили директором инженерного корпуса и дали ему в команду    |
|одну гвардейскую бригаду, следовательно, два полка.                  |
|Вступление Николая I на престол, как мы знаем, было чистою           |
|случайностью. Но, не имея серьезных занятий, великий князь каждое    |
|утро проводил по скольку часов во дворцовых передних, теряясь в толпе|
|ждавших аудиенции или доклада. При нем, как при третьем брате, не    |
|стеснялись; великий князь мог наблюдать людей в том виде, как они    |
|держались в передней, т. е. в удобнейшем для их наблюдения виде. Он  |
|здесь узнал отношения, лица, интриги и порядки, так как в той сфере, |
|где он вращался, интриги были синонимом порядка. Эти мелкие познания |
|очень понадобились ему на престоле; он вступил на престол с очень    |
|скромным запасом политических идей, которых так много принес сюда его|
|старший брат. Вот почему он мог заглянуть на существующий порядок с  |
|другой стороны, с какой редко удается взглянуть на него монарху.     |
|Александр смотрел на Россию сверху, со своей философской политической|
|высоты, а, как мы знаем, на известной высоте реальные очертания или  |
|неправильности жизни исчезают. Николай имел возможность взглянуть на |
|существующее снизу, оттуда, откуда смотрят на сложный механизм       |
|рабочие, не руководствуясь идеями, не строя планов.                  |
|Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего|
|нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок,     |
|восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью           |
|практического законодательства и все это делать без всякого участия  |
|общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними  |
|правительственными средствами; но он не снял с очереди тех жгучих    |
|вопросов, которые были поставлены в прежнее царствование, и, кажется,|
|понимал их жгучесть еще сильнее, чем его предшественник. Итак,       |
|консервативный и бюрократический образ действия - вот характеристика |
|нового царствования; поддержать существующее помощью чиновников - еще|
|так можно обозначить этот характер.                                  |
|В первое время, может быть, под свежим впечатлением недавно пережитых|
|событий новый император был близок к мысли о реформах, но он поставил|
|себе ближайшей задачей предварительно войти в положение дел и        |
|принялся усердно изучать самые грязные подробности. Он сам лично     |
|ревизовал ближайшие столичные учреждения: бывало, налетит в          |
|какую-нибудь казенную палату, напугает чиновников и уедет, дав всем  |
|почувствовать, что он знает не только их дела, но и их проделки. В   |
|губернии он разослал доверенных сановников для производства строгой  |
|ревизии. Вскрывались ужасающие подробности; обнаруживалось, например,|
|что в Петербурге, в центре, ни одна касса никогда не проверялась; все|
|денежные отчеты составлялись заведомо фальшиво; несколько чиновников |
|с сотнями тысяч пропали без вести. В судебных местах император       |
|!!нашел!! два миллиона дел, по которым в тюрьмах сидело 127 тыс.     |
|человек. Сенатские указы оставлялись без последствий подчиненными    |
|учреждениями. Губернаторам назначен был годовой срок для очистки     |
|неисполненных дел; император сократил его до трех месяцев, дав       |
|неисправным губернаторам положительное и прямое обещание отдать их   |
|под суд.                                                             |
|Чтобы поправить действие правительственного механизма, столь         |
|расстроенного, составлена была комиссия, известная под именем        |
|сенатора Энгеля. Комиссия должна была выработать проект нового       |
|судебного устройства. Выработанный проект отличался очень            |
|либеральными началами: уничтожалось тайное канцелярское производство,|
|вводилась несменяемость судей и более строгое распределение судебных |
|дел от административных. Император вполне одобрил эти проекты, но    |
|нашел их более рассчитанными на будущее, чем на настоящее, и оставил |
|пх без последствии. В этом отношении императора к преобразовательным |
|проектам и выразилось основное начало, которым он руководился; он    |
|одобрял все хорошие предложения, которые могли поправить .дело, но   |
|никогда не решался их осуществить. Итак, поддерживать существующий   |
|порядок - вот программа нового правительства.                        |
|КОДИФИКАЦИЯ.                                                         |
|Для того чтобы существующий порядок действовал правильно, надо было  |
|дать учреждениям строгий кодекс. Над созданием такого кодекса        |
|работали с 1700 г., и дело не удавалось. Такой кодекс мог быть       |
|выработан при указанной программе: если решено поддерживать          |
|существующий порядок, то в свод законов должны быть взяты            |
|существующие узаконения; новый свод законов должен быть сводом       |
|законов действующих, а не кодексом, созданным отвлеченной мыслью. Эту|
|задачу прежде всего и взялся разрешить Николай. Для этого он учредил |
|при себе особое отделение Собственной канцелярии (II отделение) и в  |
|руководители дела призвал лицо, давно искусившееся в этой работе,    |
|знакомого нам М.М. Сперанского.                                      |
|Сперанский после ссылки был назначен пензенским губернатором, потом  |
|генерал-губернатором Сибири, изучил обширную Сибирь и составил проект|
|нового ее устройства, с которым и приехал в Петербург в 1821 г. Его  |
|оставили в Государственном совете, хотя он не пользовался прежним    |
|влиянием; Николай решительно признавал его жертвою политических      |
|интриг и при этом ссылался на признание своего старшего брата, будто |
|бы когда-то сказавшего ему, что он в долгу у Сперанского, что он     |
|тогда не мог сладить с интригой, хотя знал, что обвинение, взводимое |
|на Сперанского, - клевета. Сперанский еще в 1811 г. начал каяться в  |
|своих широких политических затеях, сознавая всю их преждевременность |
|и непригодность, а теперь он к тому же прошел отличную               |
|административную школу, ибо что можно представить себе лучше для     |
|назидания и знакомства с делом, как ссылка и губернаторство.         |
|Сперанскому поручено было составление свода законов. Вылечившись от  |
|затей, Сперанский сохранил трудолюбие своей молодости и теперь в     |
|короткое время совершил изумительные дела по программе, ему заданной.|
|Прежде всего из разных канцелярий и архивов он стянул к себе все     |
|указы, начиная с Уложения 1649 г. и кончая последним указом          |
|императора Александра I. Все эти указы, уставы и регламенты он       |
|расположил в хронологическом порядке и напечатал их, дав сборнику    |
|заглавие "Полное собрание законов Российской империи". Это сборник 45|
|громадных томов, каждый из которых не всякий осилит поднять. В этот  |
|сборник вошло 30 920 номеров. Сборник, за составление которого       |
|Сперанский принялся в 1826 г., издан был в 1830 с приложением        |
|рисунков, табели и различных указаний. До сих пор это полное собрание|
|материалов остается основным для истории русского законодательства.  |
|Это полное собрание законов он и положил в основание действующих     |
|законов; из различных указаний он брал годные к действию узаконения, |
|облекал их в краткие статьи, применяясь к тексту подлинника, и со    |
|ссылками на источник эти статьи расположил в систематическом порядке,|
|сводя их в особые уставы. Так составился "Свод законов Российской    |
|империи", изданный в 1833 г. в 15 томах. В большей части своего      |
|состава этот памятник доселе остается действующим у нас кодексом.    |
|"Свод законов Российской империи" расположен в систематическом       |
|порядке. В первых трех томах изложены законы "основные и             |
|учредительные", т. е. определяющие пределы власти и порядок          |
|делопроизводства правительственных учреждений, Государственного      |
|совета, Сената, министерств, губернского управления и т. д. В        |
|дальнейших пяти томах (в 4, 5, 6, 7, 8-м) изложены законы            |
|"государственных сил", т. е. средств, которыми питается государство, |
|законы о государственных повинностях, доходах и имуществе. В 9-м томе|
|изложены законы "о состояниях", т. е. о сословиях. В 10-м томе       |
|изложены законы гражданские и межевые. В четырех дальнейших (11, 12, |
|13 и 14-м) - законы "государственного благоустройства и благочиния", |
|т. е. полицейские, и в последнем (15-м томе) - законы уголовные. Вот |
|строй законов, в котором каждая статья не представляет ничего нового,|
|а извлечена из изданного закона и только нашла место в общей системе.|
|Таким образом, свод законов составился из 42 тыс. статей; это слишком|
|много законов, чтобы знать их; обилие законов есть главный недостаток|
|свода, и сам Сперанский сознавал это. Дальнейшие узаконения          |
|присоединились к своду как дополнение, и теперь таких статей свыше   |
|100 тыс. Сперанский смотрел на свод законов только как на            |
|подготовительную, черновую работу для выработки удобоприменимого     |
|кодекса. Трудно представить себе памятник, более выражающий основную |
|мысль царствования: ничего не вводить нового и только чинить и       |
|приводить в порядок старое.                                          |
|Свод законов, сказал я, издан был в 1833 г.; но, кроме того,         |
|Сперанский приводил в порядок целый ряд специальных и местных        |
|законодательств: так, ему принадлежит свод военных постановлений в 12|
|томах; свод законов остзейских и западных губерний; свод законов     |
|Великого княжества Финляндского. Свод законов и должен был стать     |
|руководством для деятельности правительственных учреждений.          |
|СОБСТВЕННАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ.                                              |
|Легко предвидеть, в каком направлении должен был измениться          |
|правительственный порядок. Основания правительственного строя        |
|остались прежние, но, взявшись руководить громадной империей без     |
|всякого участия общества, Николай должен был усложнять механизм      |
|центрального управления. Вот почему в его царствование создалось     |
|громадное количество либо новых департаментов в старых учреждениях,  |
|либо новых канцелярий, комиссий и т. д. Все это время было эпохой    |
|необозримого количества комитетов и комиссий, которые создавались для|
|каждого нового государственного вопроса. Всего лучше выразилась мысль|
|этих правительственных перемен в создании целого сложного управления.|
|                                                                     |
|Сам руководя важнейшими делами, входя в их рассмотрение, император   |
|должен был иметь собственную канцелярию; такая канцелярия и создана  |
|была четырьмя отделениями под таким названием - Собственная его      |
|величества канцелярия, существующая и доселе, только не в полном     |
|комплекте отделений. Вот перечень этих отделений, который, может     |
|быть, понадобится, чтобы увидеть, каким кругом дел хотел             |
|непосредственно руководить носитель государственной власти. Первое   |
|отделение подготовляло бумаги для доклада императору и следило за    |
|исполнением высочайших повелений; второе отделение образовалось из   |
|бывшей комиссии составления законов, занималось кодификацией законов |
|и состояло под управлением Сперанского до смерти его в 1839 г.;      |
|третьему отделению поручены были дела высшей полиции под управлением |
|начальника, который был вместе и шефом жандармов (теперь это         |
|отделение упразднено); четвертое отделение управляло                 |
|благотворительными воспитательными заведениями, начало которым       |
|положено было императрицей вдовой Марией Федоровной; это - ведомство |
|императрицы Марии. При Николае существовало даже пятое отделение     |
|собственной е. в. канцелярии - для подготовки нового порядка         |
|управления и государственных имуществ, о чем мы скажем после.        |
|ГУБЕРНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ.                                               |
|Областное управление при Николае I осталось на прежних основаниях,   |
|даже в прежнем виде; оно не было усложнено, подобно центральному;    |
|подверглось некоторым изменениям только управление сословное,        |
|дворянское. Как мы знаем, дворянству было предоставлено учреждениями |
|1775 г. решительное господство в местном управлении. При императоре  |
|Павле упразднены были некоторые из судебных и губернских учреждений; |
|при Александре было даже несколько расширено участие дворянства в    |
|местном управлении; не передавая всех подробностей, укажу, что по    |
|учреждениям 1775 г. судебные палаты (уголовная и гражданская,        |
|служившие высшей инстанцией для сословных высших учреждений, например|
|губернского магистрата, верхнего земского суда) не имели сословного  |
|характера, состояли из членов от короны. По закону 1780 г.           |
|предоставлено было дворянству и купечеству выбирать по два заседателя|
|в обе палаты, которые действовали вместе с председателем и советником|
|от короны. По закону 1831 г. дворянству предоставлено было право     |
|выбирать председателей обеих палат. Таким образом, и общий суд,      |
|несословный, в губернии отдан был в распоряжение дворянства, но зато |
|было ограничено право участия дворянства в губернском управлении     |
|установлением ценза. В губернских учреждениях 1775 г. на дворянских  |
|съездах право выбора имел каждый потомственный дворянин или высший   |
|штаб-офицерский чин. Положение 1831 г. точнее определяло участие     |
|дворян в съездах и выборах: именно, одни дворяне могли участвовать в |
|съездах с голосом, другие - без голоса. Право участвовать с голосом  |
|имел потомственный дворянин, достигший 21 года, имевший недвижимую   |
|собственность в губернии, получивший на действительной службе по     |
|крайней мере чин 14-го класса или служивший три года по дворянским   |
|выборам, вот главные условия. Не удовлетворявшие им потомственные    |
|дворяне участвовали в съездах без голоса. Притом и право голоса было |
|двоякое: одни дворяне подавали голос во всех делах, обсуждавшихся в  |
|собрании, другие во всех, кроме выборов; право участвовать во всех   |
|делах и в выборах предоставлено было потомственным дворянам, которые |
|имели в губернии не менее 100 душ крестьян или не менее 3 тыс.       |
|десятин удобной, хотя и незаселенной, земли. Голос во всех делах,    |
|кроме выбора, принадлежал потомственным дворянам, которые имели в    |
|губернии менее 100 душ или 3 тыс. десятин земли. Один разряд дворян  |
|имел непосредственное право голоса, другой - посредственный голос    |
|через уполномоченных; именно мелкие участки складывались в одно, так |
|чтобы их совокупность составляла нормальный участок в 100 душ, и     |
|выбирали одного уполномоченного на дворянский съезд. Законом 1837 г. |
|усложнено было устройство земской полиции, как известно, руководимой |
|дворянством. Исправник, начальник уездной полиции, действовал        |
|по-прежнему, но каждый уезд разделен на станы, и во главе стана      |
|поставлен был становой; становой - коронный чиновник, который        |
|назначается губернским управлением только по рекомендации дворянского|
|собрания. Принимая во внимание все перемены, внесенные в губернское  |
|управление, следует сказать, что влияние дворянства на местное       |
|управление не было усилено; расширено было участие, но вместе и      |
|ослаблено введением цензов и сочетанием выборных должностей с        |
|коронными. До сих пор дворянство было руководящим классом в местном  |
|управлении; со времени издания законов 1831 и 1837 гг. дворянство    |
|стало вспомогательным средством коронной администрации, полицейским  |
|орудием правительства.                                               |
|Вот и все важные перемены, какие были внесены в центральное и        |
|губернское управление. Легко заметить, что этими переменами нарушено |
|было равновесие между тем и другим; центральное управление было      |
|страшно расширено, и в нем получила необыкновенное развитие          |
|канцелярия; местное управление осталось в прежней форме. Если мы     |
|представим усиленную деятельность, какая внесена была императором в  |
|учреждения, то нам понятен будет главный недостаток управления. Все  |
|дела велись канцелярским порядком, через бумагу; размноженные        |
|центральные учреждения ежегодно выбрасывали в канцелярии, палаты     |
|десятки, сотни тысяч бумаг, по которым эти палаты и канцелярии должны|
|были чинить исполнение. Этот непрерывный бумажный поток, лившийся из |
|центра в губернии, наводнял местные учреждения, отнимал у них всякую |
|возможность обсуждать дела; все торопились очищать их: не исполнить  |
|дело, а "очистить" бумагу - вот что стало задачей местной            |
|администрации; все цели общественного порядка, который охранялся     |
|администрацией, все свелись к опрятному содержанию писаного листа    |
|бумаги; общество и его интересы отодвинулись перед чиновником далеко |
|на задний план. Все управление представляло громадный и не совсем    |
|правильный механизм, который без устали работал, но который был      |
|гораздо шире, тяжелее наверху, чем внизу, так что нижние части и     |
|колеса подвергались опасности треснуть от слишком усиленной          |
|деятельности в верхних. Чем больше развивался такой механизм, тем    |
|менее оставалось у руководителей его возможности следить за действием|
|его частей. Никакой механизм не мог усмотреть за работой всех колес, |
|за их ломкой и своевременной починкой. Таким образом, руководство    |
|делами уходило с центра вниз; каждый министр мог только, посмотрев на|
|всю эту громадную машину государственного порядка, махнуть рукой и   |
|предоставить все воле случая; настоящими двигателями этого порядка   |
|стали низшие чиновники, которые очищали бумаги. Этот недостаток и    |
|выражен был самим наблюдательным императором, который сказал раз, что|
|Россией правит не император, а столоначальники. Такой вид            |
|представляло здание бюрократизма, как оно было поставлено в это      |
|царствование, т. е. как оно было тогда завершено.                    |
|РОСТ БЮРОКРАТИИ.                                                     |
|Достиг ли этот бюрократический механизм государственной цели лучше,  |
|чем прежде, на это дает простой ответ одна цифра. В начале           |
|царствования император пришел в ужас, узнав, что только по ведомству |
|юстиции во всех служебных местах им произведено 2 800 тыс. дел. В    |
|1842 г. министр юстиции представил государю отчет, в котором         |
|значилось, что во всех служебных местах империи не очищено еще 33    |
|млн. дел, которые изложены по меньшей мере на 33 млн. писаных листов.|
|Вот каких результатов достигло бюрократическое здание, завершенное в |
|это царствование. Накопление бумаг, однако, вовсе не улучшило        |
|исправности и отчетности учреждений. Под покровом канцелярской тайны |
|совершались дела, которые даже теперь кажутся чистыми сказками. В    |
|конце 20-х годов и в начале 30-х производилось одно громадное дело о |
|некоем откупщике; это дело вели 15 для того назначенных секретарей,  |
|не считая писцов; дело разрасталось до ужасающих размеров, до        |
|нескольких сотен тысяч листов. Один экстракт дела, приготовленный для|
|доклада, изложен был на 15 тыс. листов. Велено было, наконец, эти    |
|бумаги собрать и препроводить из Московского департамента в          |
|Петербург; наняли несколько десятков подвод и, нагрузив дело,        |
|отправили его в Петербург, но оно все до последнего листа пропало без|
|вести, так что никакой исправник, никакой становой не могли ничего   |
|сделать, несмотря на строжайший приказ Сената; пропали листы, подводы|
|и извозчики.                                                         |
|Столь развитой правительственный механизм требовал множество рабочих |
|рук. Царствование Николая I было временем развития чиновничества,    |
|знати, табели о рангах. К сожалению, мы не имеем точных              |
|статистических данных, чтобы судить о размножении чиновничества;     |
|можно только понять, чего стоило казне содержание этого              |
|административного рабочего люда. Сверх окладов, за особые заслуги,   |
|чиновникам раздавали из казенных земель аренды обыкновенно на 12 лет,|
|как делается и доселе. До 1844 г. аренд выдавалось ежегодно разным   |
|чиновникам [на] 30 тыс. [руб.]; определяя поземельный доход по 4%, мы|
|найдем, что арендная сумма равнялась 750 млн руб. (это только        |
|добавочное вознаграждение чиновникам). Кроме того, чиновникам        |
|раздавали за заслуги в собственность незаселенные, но доходные       |
|казенные земли и угодья; до 1844 г. таких земель было роздано свыше  |
|миллиона десятин. Вот что стоило государству содержание той          |
|администрации, которая умела терять дела, изложенные на нескольких   |
|сотнях тысяч листов.                                                 |


|КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС.                                                 |
|Я заметил, что новое правительство, действуя в консервативном духе и |
|бюрократическими средствами, не сняло с очереди поставленных вопросов|
|внутреннего устройства. Новый император с начала царствования имел   |
|смелость приступить и к крестьянскому вопросу; но он разрешил вести  |
|его тайно от общества, чисто бюрократическими средствами. В начале   |
|царствования, под влиянием движения 14 декабря, в крестьянском       |
|населении распространились слухи о скором освобождении. Чтобы        |
|прекратить их, новый император издал манифест, в котором прямо       |
|заявил, что в положении крепостных крестьян не будет сделано никакой |
|перемены, но при этом секретно было внушено через губернаторов       |
|помещикам, чтобы они соблюдали "законное и христианское обращение" с |
|крестьянами. Мысль об освобождении крестьян занимала императора в    |
|первые годы царствования, и он внимательно высматривал людей, которые|
|бы могли совершить это важное дело. Присутствие этой мысли у         |
|императора обнаруживалось не раз; так, в 1834 г., беседуя с          |
|Киселевым, император указал на большие картоны, стоявшие у него в    |
|кабинете; он прибавил, что в этих картонах с начала царствования он  |
|собрал все бумаги, касающиеся процесса, "какой, - говорил Николай, - |
|я хочу вести против рабства, когда наступит время, чтобы освободить  |
|крестьян по всей империи". Для разработки этого вопроса в продолжение|
|царствования составлялось несколько секретных или весьма секретных   |
|комитетов; они обсуждали тяжелое дело; просматривая положение не     |
|только крепостных, но и всех крестьян, вырабатывали проекты, большая |
|часть которых оставалась неосуществленной.                           |
|Нет надобности передавать деятельность этих секретных или весьма     |
|секретных комитетов; достаточно только сказать, что в 1826 г.        |
|составлен был первый секретный комитет для выработки нового положения|
|"об устройстве всех состояний людей". Я сказал, что император сначала|
|не чужд был некоторой мысли о реформе; комитет этот вырабатывал      |
|проект устройства сословий; вопрос о крепостных крестьянах возбужден |
|был запиской Сперанского, который теперь яснее смотрел на дело, чем в|
|1808 - 1809 гг. Проект этот был уже приготовлен для подписи, но      |
|предварительно был отослан в Варшаву к наместнику, великому князю    |
|Константину, который вооружился против него, наделал много замечаний |
|и тем остановил его распространение. Комитеты эти, впрочем, оставили |
|следы своей деятельности в законодательстве по крепостному вопросу.  |
|Чтобы понять эти следы, надобно представить себе в главных чертах    |
|состав русского общества того времени. Возьмем данные VIII ревизии,  |
|произведенной в 1836 г.; по этим данным, оказалось, что в Европейской|
|России без Царства Польского и без Финляндии, но с Сибирью           |
|народонаселение простиралось до 52 млн. Сельское население           |
|по-прежнему решительно преобладало численностью над остальными       |
|классами, именно в составе его считалось до 25 млн. крепостных       |
|крестьян, принадлежавших или дворянам, или некоторым                 |
|благотворительным и учебным заведениям, или частным фабрикам и       |
|заводам (по закону Петра 1721 г.). Крестьян государственных с        |
|удельными считалось миллионов 17 или 18 [Как мы знаем, удельные      |
|крестьяне образовались из прежних дворцовых по Учреждению об         |
|императорской фамилии 1797 г.; этой фамилии отчислено известное      |
|количество крестьян, по преимуществу дворцовых, которые и названы    |
|были удельными]; последних, по VII ревизии, было слишком 1 млн. душ  |
|обоего пола. Все цифры, которые я излагаю, означают души настоящие, а|
|не ревизские, т. е. души обоего пола. На все остальные классы,       |
|следовательно, приходилось миллионов 9 - 10, считая здесь и военное; |
|духовенства в том числе считалось 272 тыс. Трудно определить         |
|количество городского я, состоявшего из купцов, фабрикантов, мещан и |
|ремесленников; купцов трех гильдий считалось около 128 тыс.          |
|Если вы представите себе по этим цифрам, как расчисленно было        |
|общество, вы увидите, какой странный вид оно представляло. Высшие    |
|сословия - гильдейские гражданские, гильдейские купцы, духовенство - |
|представляли в численном отношении маленькие неровности чуть заметные|
|нарывы на народном теле; между тем только эти неровности маленькие и |
|пользовались полнотою гражданских прав; масса сельского населения    |
|была в этих правах, так что на деле было мало разницы между казенными|
|или вольными крестьянами. Так как всюду господствовал крепостной     |
|принцип, то и крестьяне относились к дворянским исправникам или      |
|коронным чиновникам - становым - почти так же, как крепостные        |
|крестьяне к своему господину.                                        |
|Теперь представим, что все это сельское население в части своих дел  |
|ведалось особой своей администрацией или землевладельцами, или       |
|чиновниками земской полиции и что общие правительственные учреждения |
|ведали свободными, только высшим сословием. Какой социальный материал|
|был у описанного сложного правительственного механизма, чем          |
|собственно правили эти бюрократические учреждения - Государственный  |
|совет, министерства и т. д.? Они правили ничтожной кучкой народа,    |
|может быть миллионом с небольшим душ; вся остальная масса ведалась   |
|своими особыми властями, и дело ее не доходило до общих учреждений.  |
|Один администратор того времени, принявши в расчет численное         |
|неравенство между свободными и несвободными людьми, рассчитал, что   |
|Русское государство по количеству свободных людей в 45 раз меньше    |
|Франции.                                                             |
|УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРЕСТЬЯН.                                 |
|Важнейший результат деятельности комитетов, составленных для         |
|устройства крестьянского населения, состоял в учреждении особого     |
|управления государственных крестьян. Чтобы приготовить развязку      |
|крепостного вопроса, правительство Николая задумало облегчить ее     |
|косвенным средством, дать казенным крестьянам такое устройство,      |
|которое, подняв их благосостояние, вместе с тем служило бы и образцом|
|для будущего устройства крепостных крестьян. Казенных крестьян,      |
|сказал я, считалось тогда миллионов 17 - 16, если исключить из них   |
|дворцовых. Кроме земель, которыми пользовались эти крестьяне, в      |
|непосредственном обладании казны было еще множество ненаселенных     |
|земель и лесов; такой считалось около 90 млн десятин, а казенного    |
|леса - около 119 млн десятин. Прежде казенные крестьяне, как и земли |
|с лесами, ведались в особом департаменте министерства финансов;      |
|теперь решено было выделить этот громадный государственный капитал в |
|особое управление. Министерство финансов, занятое другими делами и   |
|преследовавшее одну цель - извлечение из всех статей наибольшего     |
|дохода, не могло надлежавшим образом следить за бытом казенных       |
|крестьян, вот почему они оставались без защиты в руках дворянской    |
|администрации, которая эксплуатировала их в пользу помещичьих        |
|крестьян. Самые тяжелые натуральные повинности складывали на крестьян|
|казенных, щадя помещиков. Благодаря всему этому быт казенных крестьян|
|расстроился; они обеднели и стали тяжелым бременем на плечах         |
|правительства. Каждый неурожай заставлял казну выдавать огромные     |
|суммы на пропитание этих крестьян и на обсеменение полей.            |
|Итак, казенных крестьян решено было устроить так, чтобы они имели    |
|своих защитников и блюстителей их интересов. Удача устройства        |
|крестьян казенных должна была подготовить успех освобождения и       |
|крепостных крестьян. Для такого важного дела призван был             |
|администратор, которого я не боюсь назвать лучшим администратором    |
|того времени, принадлежащим к числу лучших государственных людей     |
|нашего века. Это был Киселев, который в начале прошедшего            |
|царствования, по заключению Парижского мира, назначен был послом в   |
|Париже; ему поручено было устроить новое управление государственных  |
|крестьян и имуществ. По его плану открыто было в 1833 г. новое       |
|министерство государственных имуществ, во главе которого он и был    |
|поставлен. Для управления государственными имуществами на местах     |
|созданы были палаты государственных имуществ. Киселев, делец с       |
|идеями, с большим практическим знанием дела, отличался еще большою   |
|доброжелательностью, тою благонамеренностью, которая выше всего      |
|ставит общую пользу, государственный интерес, чего нельзя сказать о  |
|большей части администраторов того времени. Он в короткое время      |
|создал отличное управление государственными крестьянами и поднял их  |
|благосостояние. В несколько лет государственные крестьяне не только  |
|перестали быть бременем для государственного казначейства, но стали  |
|возбуждать зависть крепостных крестьян. Ряд неурожайных годов - 1843 |
|г. и следующие - не только не потребовал ссуды государственным       |
|крестьянам, но даже Киселев не израсходовал на эти ссуды и запасного |
|капитала, им образованного. С тех пор крепостные крестьяне стали     |
|самым тяжелым бременем на плечах правительства. Киселеву принадлежало|
|то устройство сельских и городских обществ, основные черты которого  |
|были потом перенесены в положение 19 февраля для вышедших на волю    |
|крепостных крестьян.                                                 |
|ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КРЕСТЬЯНАХ.                                       |
|Кроме всего этого Киселеву принадлежала также и мысль одного важного |
|закона, касавшегося крепостных крестьян. Как мы знаем, 20 февраля    |
|1803 г. издан был закон о вольных хлебопашцах; по этому закону       |
|землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с         |
|земельными наделами по добровольному с ними соглашению. Этот закон,  |
|плохо поддержанный правительством, оказал незначительное действие на |
|быт крепостных; в продолжение 40 лет на волю вышло таким образом     |
|немного крестьян. Больше всего останавливала помещиков необходимость |
|отдавать землю в собственность крестьян. Киселев думал поддержать    |
|действие этого закона, устранив это главное препятствие. В его       |
|несколько впечатлительной голове (недостаток, от которого несвободны |
|все доброжелательные головы) мелькнула мысль, что можно совершить    |
|постепенное освобождение крестьян, предоставив это дело частной      |
|инициативе. Мысль закона состояла в том, что помещики могли по       |
|добровольному соглашению с крестьянами уступать им свои земли в      |
|постоянное наследственное пользование на известных условиях. Эти     |
|условия, раз составленные и утвержденные правительством, не должны   |
|были меняться; таким образом крестьяне будут прикреплены к земле, но |
|лично свободны, а помещик сохранит за собою права собственности на   |
|землю, к которой прикреплены крестьяне. Помещик сохранял судебную    |
|власть над крестьянами, но уже терял власть над их имуществом и      |
|трудами; крестьяне работали на помещика или платили ему столько,     |
|сколько было поставлено в условии. Зато помещик освобождался от      |
|обязанностей, какие на нем лежали по владению крепостными, от        |
|ответственности за их подати, от обязанности кормить крестьян в      |
|неурожайные годы, ходатайствовать за них в судах и т. д. Киселев     |
|рассчитывал, что таким образом, поняв выгоду таких сделок, помещики  |
|сами поспешат устранить неприятности. При сохранении крепостного     |
|права образец устройства крестьян, выходивших, таким образом, на     |
|волю, был уже готов в сельском устройстве крестьян государственных,  |
|разделенных на волости и общины с выборными управлениями, судами, со |
|свободными сходками и т.д.                                           |
|Проект Киселева подвергся поправкам и, облеченный в закон 2 апреля   |
|1842 г., не оправдал ожидания; это закон об обязанных крестьянах; ему|
|дана была такая редакция, которая почти уничтожила его действие. К   |
|тому же на другой день по издании закона последовал циркуляр         |
|министра, которым тогда был Перовский; этот циркуляр и разделал      |
|закон; в нем было подтверждено с ударением, что права дворян на      |
|крепостных крестьян остаются неприкосновенными, что они не потерпят  |
|ущерба в этих правах, если в силу закона не пойдут на сделки с       |
|крестьянами. Помещики встревожились в ожидании указа; они уже давно  |
|привыкли смотреть на Киселева как на революционера; в Москве и       |
|губернских городах этот закон вызвал живые толки. Когда прочитали    |
|указ министра, все успокоились, все увидали, что это буря в стакане  |
|воды, что правительство так только, из приличия, издало этот указ,   |
|чтобы очистить бумагу. В самом деле, только два помещика             |
|воспользовались этим законом.                                        |
|По крестьянскому вопросу издан был ряд других законов, которые частью|
|выработаны были комитетами. Я могу только перечислить важнейшие из   |
|них; не определяя размера работ крестьян на землевладельцев, закон не|
|определял размера обязательного участка земли, какой должен помещик  |
|давать крестьянам. Правда, был издан еще в 1797 г. закон о           |
|трехдневной барщине, но он оставался без действия, но закон о размере|
|обязательного надела не существовал; вследствие этого иногда         |
|происходили печальные недоразумения. В 1827 г. кой должен помещик    |
|давать крестьянам. Правда, был издан еще в 1797 г. закон о           |
|трехдневной барщине, но он оставался без действия, но закон о размере|
|обязательного надела не существовал; вследствие этого иногда         |
|происходили печальные недоразумения. В 1827 г. брать в казенное      |
|управление или же предоставлять таким крепостным крестьянам право    |
|перечисляться в свободные городские состояния. Это был первый важный |
|закон, которым правительство наложило руку на дворянское право       |
|душевладения. В 40-х годах издано было частью по внушению Киселева   |
|еще несколько узаконений, и некоторые из них столь важны, как закон  |
|1827 г. Так, например, в 1841 г. запрещено было продавать крестьян в |
|розницу; в 1843 г. запрещено было приобретать крестьян дворянам      |
|безземельным; таким образом, безземельные дворяне лишались права     |
|покупать и продавать крестьян без земли; в 1847 г. было предоставлено|
|министру государственных имуществ приобретать на счет казны население|
|дворянских имений. Киселев еще тогда представил проект выкупа в      |
|продолжение 10 лет всех однодворческих крестьян, т. е. крепостных,   |
|принадлежащих однодворцам, известному классу в южных губерниях,      |
|которые соединили в себе некоторые права дворян с обязанностями      |
|крестьян. (Платя подушную подать, однодворцы как потомки бывших      |
|служилых людей сохранили право владеть крепостными.) Этих            |
|однодворческих крепостных Киселев и выкупал по 1/10 доле в год. В том|
|же 1847 г. издано было еще более важное постановление,               |
|предоставлявшее крестьянам имений, продававшихся в долг, выкупиться с|
|землею на волю. Наконец, 3 марта 1848 г. издан был закон,            |
|предоставлявший крестьянам право приобретать недвижимую              |
|собственность.                                                       |
|ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КРЕСТЬЯНАХ                               |
|Легко заметить, какое значение могли получить все эти законы. До сих |
|пор в дворянской среде господствовал взгляд на крепостных крестьян,  |
|как на простую частную собственность владельца наравне с землей,     |
|рабочим инвентарем в т. д. Мысль, что такою собственностью не может  |
|быть крестьянин, который платит государственную подать, несет        |
|государственную повинность, например рекрутскую, - мысль эта         |
|забывалась в ежедневных сделках, предметом которых служили крепостные|
|крестьяне. Совокупность законов, изданных в царствование Николая,    |
|должна была коренным образом изменить этот взгляд; все эти законы    |
|были направлены к тому, чтобы охранить государственный интерес,      |
|связанный с положением крепостных крестьян. Право владеть крепостными|
|душами эти законы переносили с почвы гражданского права на почву     |
|права государственного; во всех них заявлена мысль, что крепостной   |
|человек не простая собственность частного лица, а прежде всего       |
|подданный государства. Это важный результат, который сам по себе мог |
|бы оправдать все усилия, потраченные Николаем на разрешение          |
|крестьянского вопроса.                                               |
|Но был и другой столь важный результат, который вышел незаметно из   |
|основной мысли закона 2 апреля 1842 г. Результат этот надо весь      |
|поставить на счет графа Киселева. Закон просто говорил, что          |
|землевладелец может входить с крестьянином в добровольное соглашение,|
|уступая ему право постоянного пользования землей на известных        |
|условиях, после чего крестьянин переставал зависеть от               |
|землевладельца, а последний освобождался от обязанностей, сопряженных|
|с владением крепостными; только это и говорил закон. Между тем можно |
|было посмотреть на закон и с другой стороны. Очевидно, личная свобода|
|приобреталась крестьянином даром, без выкупа; закон молча вошел в    |
|действующее законодательство. Помещики, говоря о неудаче закона,     |
|смеялись над ним, но они не заметили, какой переворот совершился в   |
|законодательстве; свобода крестьянской личности, следовательно, не   |
|оплачивалась; а мы помним, как государственные люди, даже очень      |
|умные, вроде адмирала Мордвинова, таксировали крестьянскую личность, |
|назначая известную сумму за возраст. Как скоро молчаливо было        |
|признано законом это начало, тотчас же из закона могли вывести, что  |
|личность крестьянина не есть частная собственность землевладельца,   |
|что их связывают отношения к земле, с которой нельзя согнать большую |
|часть государственных плательщиков. На почве закона 1842 г. только и |
|стало возможно Положение 19 февраля, первая статья которого гласит,  |
|что крестьяне получают личную свободу "без выкупа". Повторяю, что    |
|этот закон надо отнести весь на счет графа Киселева.                 |
|Итак, в царствование Николая законодательство о крепостном праве     |
|стало на новую почву и достигло важного результата - общего          |
|молчаливого признания, что крепостной крестьянин не есть частная     |
|собственность землевладельца; закон 1842 г. достиг перемещения в     |
|праве, но не в положении крестьян. Законодательство при этом могло   |
|достигнуть и практических результатов, и эти результаты вышли бы из  |
|законодательства Николая, если бы законы применялись иначе. Однако в |
|нашей внутренней истории XIX в. нет ничего любопытнее применения     |
|законов о крепостных крестьянах в царствование Николая, ничто так не |
|наводит на размышление о свойстве государственного порядка. Приведу  |
|отдельный случай. Мы видели, какое важное значение имеет закон 1827  |
|г. о четырех с половиною десятинах земли; этот закон был внесен в    |
|первое издание Свода законов. После Сперанского второе отделение     |
|Собственной е. в. канцелярии издавало второе издание Свода законов.  |
|Заглянули в него: закона 1827 г. нет как нет; он не был отменен, а   |
|просто пропал без вести, как пропало известное дело об откупщике.    |
|Можно понять, какое важное значение мог бы иметь закон 8 октября 1847|
|г., предоставлявший крестьянам имений, продававшихся с публичного    |
|торга, выкупаться с землей: две трети дворянских имений состояли в   |
|неоплатных долгах казенным учреждениям. Сумма этих долгов близко     |
|подходила к миллиарду. Собственно говоря, освобождение крестьян можно|
|было бы совершить чисто финансовой операцией, назначив срок для      |
|уплаты долгов, н потом конфисковать имения, как они конфискуются и   |
|теперь частными банками. Но не хотели прибегать к такой политической |
|стратегеме, пользуясь затруднительным положением дворянства. Имений, |
|которые продавались с публичного торга, было множество, но, чтобы    |
|крестьяне могли выкупаться, нужно было устроить удобный для них      |
|порядок аукциона, устроить известный порядок оповещения крестьян о   |
|продаже, наконец, устроить им возможность получать ссуды (редкое     |
|имение могло тотчас собрать достаточное количество своих денег),     |
|ничего этого не было предусмотрено. Закон просто был брошен в        |
|аукционную залу, со всех сторон полились представления о             |
|затруднениях, какие встречались при применении закона. Правительство |
|могло поступить двояко: сознавая недостаток выработанного закона, оно|
|могло гласно отменить его; сознавая пользу этого закона, оно могло   |
|развить и поправить его; то и другое оно могло сделать по праву, ибо |
|каждое правительство может и отменить закон и поправить его,         |
|сознаваясь в ошибке; все это в порядке вещей. Поступили иначе.       |
|Высочайшая власть не отменяла закона, но через несколько месяцев     |
|вышло новое издание Свода законов; закона 8 октября там не оказалось.|
|Имения продавали с торгов, крестьяне обращались с ходатайством к     |
|правительству; им говорили, что закона об этом нет, им показали      |
|издание, и просители не находили его там. Высшая власть не отменяла  |
|закона; бюрократия, устроенная для установления строгого порядка во  |
|всем, представляла единственное в мире правительство, которое крадет |
|у народа законы, изданные высшей властью; этого никогда не было ни в |
|одну эпоху, кроме царствования Николая, и, вероятно, никогда не      |
|повторится.                                                          |
|Точно так же разделан был закон 1848 г., предоставлявший крестьянам  |
|право приобретать недвижимую собственность. Он был так выражен, что  |
|крестьяне отказались от пользования этим законом. Крестьяне могли    |
|приобретать недвижимую собственность с согласия помещика; они должны |
|были заявлять помещику свое желание и возможность приобрести         |
|собственность: землевладелец мог и отказать в этом согласии, то он   |
|знал, что у крестьянина есть капитал, и, пользуясь своим правом, миг |
|отнять его или мог дать согласие на покупку собственности, а потом   |
|взять у крестьянина, ибо оставалась еще в полном действии статья,    |
|которая гласила, что крестьянин не имеет права начинать иск. Значит, |
|закон одной рукой давал сословию право, а другой подчинял пользование|
|этим правом безграничному произволу.                                 |
|Так умела выражать мысли верховной власти тогдашняя бюрократия;      |
|выразив столь своеобразно мысль закона, она тем самым отменила       |
|высочайшую волю. Это нужно знать, чтобы понять печальную             |
|справедливость слов императора, который сказал, что империей правит  |
|столоначальник. Благодаря недостатку решительности все               |
|законодательство Николая о крестьянах осталось без практических      |
|последствий, которые надо отличать от перемен в праве. Трудно        |
|объяснить эту непоследовательность и эту нерешительность; даже       |
|крепостники-землевладельцы удивились. Среди толков, вызванных законом|
|2 апреля, в бумагах Киселева записано и одно любопытное возражение,  |
|которое тогда часто повторяли. Некий дворянин говорил: "Зачем нас    |
|мучают этими полумерами? Разве в России нет верховной власти, которая|
|может приказать землевладельцам отпустить своих крестьян на волю с   |
|землей или без земли? Это вправе сделать верховная власть.           |
|Дворянство, всегда верно преданное престолу, получив приказ исполнить|
|это, исполнило бы его". Что можно было сказать против этого          |
|возражения, шедшего из среды помещиков, которые были против          |
|освобождения крестьян? Надо думать, что недостаток решимости и       |
|последовательности, боязнь пользоваться верховной властью объясняются|
|недостатком знакомства со средой и настоящим того класса, интересы   |
|которого преимущественно были связаны с крепостным правом. Дворянство|
|при Николае внушало более страха чем при Александре. Рассматривая    |
|бумаги неофициального комитета, который собирался при Александре в   |
|начале его царствования, мы там встречаем такие суждения графа       |
|Строганова о дворянстве, которые показывают, что государственные люди|
|того времени вовсе не считали его средой, способной дать             |
|правительству оппозицию.                                             |



ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:


В.О. Ключевский. Лекция LXXXV. Царствование Николая I. http://www.rus-
sky.com/gosudarstvo/tarasov/nic7.htm#3

http://ok.zhitinsky.spb.ru/library/katz/trakta19.htm


Киняпина Н.С. Внешняя политика Николая I // Новая и Новейшая История. –
2001. – № 1,2



смотреть на рефераты похожие на "Император Николай I: Политика бюрократического реформаторства"