Исторические личности

Екатерина II и Екатерина Дашкова-женщины XVVIII века


Министерство Образования Российской Федерации
             Муниципальная Общеобразовательная Средняя Школа №21



       Тема: « Екатерина II  и Екатерина Дашкова-женщины XVIII века!»



                                                Выполнила:ученица 9 класса Е
                                                          Ефремова Екатерина
                                                   Проверил: учитель истории
                                             Лазаренко Надежда Александровна



                              г.Нижневартовск,
                              2002-2003 уч.год


                                 Содержание:

 . Введение
             3
 . Екатерина II                                                          4
            . Детство и юность будущей императрицы.                     4
            . Восшествие на престол и начало царствования.
              5
            . Забота о благе страны и народа.
                                  5
            . Просвещенный абсолютизм Екатерины II.                     6
            . Законодательная деятельность.                             7
            . Предотвращение «оскудения» дворянства. Вольное
              экономическое общество.                                   8
            . Генеральное межевание.                                    9
            . Административно-территориальное деление и местное
              управление.                                               9
            . Жалованные грамоты
                10
            . Внешняя политика.
                                       11
            . Культура и просвещение.
              11
            . Окончательный отказ императрицы от мечтаний юности.     12
 . Екатерина Дашкова
                                      13
            . Детство и юность
              13
            . Отношения двух Екатерин                                14

            . Деятельность Дашковой в Академии
              15
            . Литературная деятельность
              15
            . Годы испытаний
              16
            . Знакомство с Европой
              16
            . Разлука с Россией
              17
 . Подводя итог....
                                          18
 . Список использованной литературы
                       19
 . Изображение Екатерины II
                               20
 . Изображение Екатерины Дашковой
                      21



                                  Введение

 Я считаю данную тему достаточно актуальной, потому что в наше время очень
много женщин-политиков, женщин-заступниц, женщин-героев, таких как Ирина
Хакамада, Раиса Горбачёва, Матвиенко, Терешкова, всех и не перечесть...
Изучив историю Государства Российского  можно убедиться, что такие женщины
жили и в XVIII веке.
 Вторая половина XVIII столетия в России связана с именами  таких
выдающихся женщин, как Екатерина II  и Екатерина Дашкова .Они в одних
чертах характера очень похожи, а в других сильно различаются. Поэтому я,
вместе с вами, хотела бы найти сходства и различия , лучше узнать эти
знаменитые личности.
Поэтому я бы хотела начать с краткой биографии  Екатерины II  и Екатерины
Дашковой, освятить их роль в политике, показать их с разных сторон: и как
женщин, и как политиков в истории России XVIII века.



                                Екатерина II


                    Детство и юность будущей императрицы.
Екатерина  II,  до  брака  принцесса  София  Августина  Фредерика   Ангальт-
Цербстская,  родилась  21.04(02.05)1729  г.  в  немецком  приморском  городе
Штеттине, умерла 06(17).11.1796 г. в Царском селе  (г.  Пушкин).  Урожденная
Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская происходила из бедного  немецкого
княжеского рода.
Ее отец принц Христиан Августин Ангальт-Цербский состоял на прусской службе
и был комендантом, а потом губернатором Штеттина; мать – принцесса Иоганна
Елизавета – происходила из старинного Гольштейн-Готторпского герцогского
дома.
Родители девочки не были счастливы в браке и нередко проводили время
порознь. Отец вместе с армией уезжал воевать против Швеции и Франции на
землях Нидерландов, Северной Германии и Италии. Мать отправлялась в гости к
многочисленной влиятельной родне, иногда вместе с дочерью.
Когда Софии было уже десять лет, ее познакомили с мальчиком по имени Петр
Ульрих. Мать рассказала ей, что Петр Ульрих претендент на престолы России и
Швеции, обладатель наследственных прав на Шлезвиг-Гольштейн, приходится ей
троюродным братом.
Прошло несколько лет, и мать вновь заговорила с ней о странном мальчике по
имени Петр Ульрих. За это время его тетка Елизавета стала русской
императрицей. Она вызвала племянника в Россию и объявила своим наследником
под именем Петра Федоровича. Теперь юноше подыскивали невесту среди дочерей
и сестер европейских герцогов и принцев. Выбор был велик, но приглашение
прибыть в Россию на смотрины получила одна София Августина Фредерика
Ангальт-Цербстская.
В Петербурге София предстала перед императрицей. Елизавете Петровне
понравилась принцесса София, но не понравилась ее мать, принцесса Иоганна.
Поэтому первую она распорядилась «наставлять в православной вере» и обучать
русскому языку, а вторую выслала из России за участие в политических
интригах.
В 1745 г. состоялась свадьба с Петром Федоровичем, накануне которой она
приняла православие и получила новое имя. Отныне Софию стали величать
великой княгиней Екатериной Алексеевной.
Очень скоро юная Екатерина испытала переменчивый нрав императрицы,
неуравновешенность мужа, пренебрежение и коварство окружающих.
В те годы Екатерина много читала. Сначала она увлеклась модными романами,
но ее пытливый ум требовал большего. Она обратилась к произведениям
французских просветителей, трудам историков, естествоиспытателей,
экономистов, правоведов, философов и филологов. Овладев русским языком, она
читала летописи, древние своды законов, жизнеописания великих князей, царей
и отцов Церкви.
В итоге Екатерина II усвоила идеи просветителей об общественном благе как
высшей цели государственного деятеля, о необходимости воспитания и
просвещения подданных, о главенстве законов в обществе.
В 1754 году у Екатерины II родился сын-наследник Павел. Но ребенка взяли от
матери в апартаменты императрицы. Елизавета полагала, что лишь она сможет
воспитать его разумно и достойно.

                Восшествие на престол и начало царствования.
В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. На престол
вступил Петр III.
Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли,
целеустремленностью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным
честолюбием и тщеславием. В общем, всеми чертами, характеризующими “сильную
женщину”. Она могла подавлять свои эмоции в угоду развитому рационализму.
Ей был присущ особый талант - завоевывать общие симпатии.
Екатерина II медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и, в
итоге, отняла власть у мужа. 28 июня 1762 г. в России был совершен
переворот в пользу Екатерины.
28.06.1762 от лица Екатерины II был составлен манифест, говорящий о
причинах переворота, о возникшей угрозе целостности отечества. Новой
императрице с готовностью присягнули не только полки гвардии, но и Сенат и
Синод. Однако среди противников Петра III были влиятельные люди, которые
считали более справедливым возвести на трон малолетнего Павла, а Екатерине
II  позволить править до совершеннолетия сына. При этом предлагалось
создать Императорский совет, ограничивающий власть императрицы. Это не
входило в планы Екатерины II. Чтобы заставить всех признать законность
своей власти она решила как можно скорее короноваться в Москве. Церемония
была совершена 22.09.1762 в Успенском соборе Кремля. По такому случаю
народу было предложено богатое угощение. С первых дней царствования
Екатерина II  хотела быть популярной в самых широких массах народа, она
демонстративно посещала богомолья, ходила на поклонение к святым местам.
В первые годы царствования Екатерина II напряженно искала пути утверждения
на троне, проявляя при этом крайнюю осмотрительность. Решая судьбу
фаворитов и фавориток предшествующего царствования Екатерина II  проявила
великодушие и снисходительность. Она прилагала все усилия, чтобы не
оттолкнуть как влиятельных, умудренных жизнью сановников, служивших еще
Елизавете Петровне, так и молодых своих соратников, которые рвались к
управлению государством, не имея опыта и знаний. В итоге многие
действительно талантливые и полезные государству люди остались на своих
прежних должностях. Екатерина II  любила и умела ценить заслуги людей. Она
понимала, что ее похвалы и награды заставят людей еще усерднее трудиться.

                       Забота о благе страны и народа.
С момента восшествия на престол и до коронации Екатерина II участвовала в
15 заседаниях Сената, и небезуспешно. В 1763 году Сенат был реформирован:
он был разделен на шесть департаментов со строго определенными функциями и
под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом, стал органом
контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной
инстанцией. Сенат лишился своей главной функции - законодательной
инициативы, она фактически перешла к императрице.

Смерть Иоанна Антоновича (05.07.1764) избавила Екатерина II от страха за
будущее своего трона. Теперь ее честолюбие могло быть удовлетворено
реализацией собственных планов. Она накопила определенный опыт управления,
появились замыслы реализовать новшества. Екатерина II принадлежала к числу
тех государственных деятелей, которые намеревались не только царствовать,
но и управлять.
Екатерина II хорошо понимала место России в тогдашнем мире. Она не слепо
копировала европейские образцы, но была на уровне тогдашнего мирового
политического знания. Она стремилась использовать европейский опыт для
реформирования страны, где не было ни частной собственности, ни буржуазного
гражданского общества, но, напротив, имелось традиционно развитое
государственное хозяйство, господствовало крепостное право.
Трудно перечислить все, что сделала Екатерина II  для пользы и славы
России. Еще проживая в Москве, после коронации, она ознаменовала начало
царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный
Дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого
времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали в
нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые
доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили, поили,
одевали, но и учили. Из “дома” они выходили уже самостоятельными людьми,
способными приносить пользу себе и отечеству. Вскоре такой же дом был
открыт в Петербурге.
Будучи по происхождению немкой, Екатерина II понимала, что императрица
должна прежде всего защищать интересы России и не отступала от этого
правила.
Екатерина II как Государыня православного народа, всегда отличалась
набожностью и преданностью православию. В Польше жило много православных,
которые подвергались гонениям со стороны польской католической церкви.
Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом
убеждения, но и грубой силой. Екатерина II приняла решение помочь
православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить
спокойно. Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю
Репнину. После множества хлопот проблема была решена: православным жителям
были предоставлены те же права, какими пользовались католики.

                    Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма.
Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям
Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые
наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону
буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом,
способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах,
получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях
разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада,
распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ.
Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобрело
характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой
сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии.
При этом для социально-правовой политики было характерно сословное
размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя
политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями
предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами,
выдающимися военными событиями и значительными территориальными
присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и
военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А.
Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама
Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Жажда власти и
славы являлась существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II
по своей классовой направленности была дворянской. В 60-е годы Екатерина II
прикрывала дворянскую сущность своей политики либеральной фразой (что
характерно для просвещенного абсолютизма). Эту же цель преследовали
оживленные сношения ее с Вольтером и французскими энциклопедистами и щедрые
денежные подношения им.
Задачи “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так: “1.
Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый
порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать
законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно
способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно
сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”. В
реальной жизни декларации императрицы часто расходились с делами.


                        Законодательная деятельность.
Опираясь на сочинения Монтескье и Беккариа, Екатерина II приступила к
формулированию общих принципов будущего свода законов Российской империи.
Они были изданы под названием “Наказ императрицы Екатерины II, данный
Комиссии для составления проекта нового Уложения”. Над “Наказом” Екатерина
II трудилась более двух лет. В “Наказе” она говорит о государстве, законах,
наказаниях, производстве суда, воспитании и прочих вопросах. “Наказ”
показывал и знание дела, и любовь к людям. Императрица хотела внести в
законодательство больше мягкости и уважения к человеку. “Наказ” был
встречен везде с восторгом. В частности, Екатерина II требовала смягчения
наказаний: “любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства
укротительные и могущие воздержать множество преступлений”. Также она
потребовала отменить наказания, могущие изуродовать человеческое тело.
Екатерина II выступала против применения пыток. Она считала пытку вредной,
так как слабый может не выдержать пытки и сознаться в том, чего не
совершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет перенести пытку и
избежит наказания. Особенно большой осторожности она требовала от судей.
“Лучше оправдать 10 виновных винить одного невиновного”. Еще одно мудрое
изречение: “гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их
наказывать”. Но как это сделать? Надо, чтобы люди чтили законы и стремились
к добродетели. “Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать
людей лучше есть приведение в совершенство воспитания”. Хотите предупредить
преступления - сделайте, чтобы просвещение распространялось между людьми.
Также Екатерина II казалось необходимым предоставить дворянству и
городскому сословию самоуправление. Екатерина II думала и об освобождении
крестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не
состоялась.
Создание Комиссии было одним из важнейших начинаний Екатерина II. В
соответствии с манифестом, опубликованным 14 декабря 1766 г., в Москве
собрались представители всех сословий (за исключением помещичьих крестьян)
для сочинения проекта нового Уложения. Комиссия должна была сообщить
правительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проекты
новых, лучших законов.
Комиссия была открыта торжественно летом 1767 года самой Екатериной II в
Москве, в Грановитой Палате. Было собрано 567 депутатов: от дворянства (от
каждого уезда), купечества, государственных крестьян, а также оседлых
инородцев.
Комиссия разделилась на 19 комитетов, которые должны были заниматься
различными отраслями законодательства. Дирекционная – во главе с генерал-
прокурором и председателем-маршалом руководила всей Комиссией. Вскоре
обнаружилось, что многие депутаты не понимают того, для чего они призваны,
и хотя депутаты относились к делу серьезно, работы шли весьма медленно.
Бывали случаи, что общее собрание, не кончив рассмотрение одного вопроса,
переходило к другому. Дело, порученное Комиссии, было большое и сложное, и
приобрести соответствующие навыки было не так легко. Екатерина  перевела
Комиссию в Петербург, однако и в Петербурге за год Комиссия не только не
приступила к составлению нового Уложения, но даже не разработала ни одного
его отдела. Екатерина II была этим недовольна.
Деятельность Комиссии об Уложении закончилась провалом. Комиссия
преподнесла Екатерине II предметный урок о невозможности реализации
теоретических построений европейских философов на русской почве. Шанс,
который история давала России, не был и не мог быть реализован. Тем не
менее, хотя Комиссия не составила Уложения, но зато она ознакомила
Императрицу с нуждами страны. Пользуясь трудами комиссии, Екатерина II
издала много важных законов. Сама Екатерина II писала, что она “получила
свет и сведения обо всей Империи, с кем дело иметь, и о ком пещись должно”.
Теперь она могла действовать вполне сознательно и определенно.

   Предотвращение “оскудения” дворянства. Вольное экономическое общество.
В 1765 году в интересах дворянства было учреждено Вольное экономическое
общество. ВЭО начало деятельность объявлением конкурсных задач, изданием
“Трудов ВЭО” (1766-1915, более 280 томов) и приложений к ним. Первый
конкурс был объявлен по инициативе самой императрицы в 1766 году: “В чем
состоит собственность земледельца (крестьянина) в земле ли его, которую он
обрабатывает, или в движимости и какое он право на то и другое для пользы
общенародной иметь должен?”. Из 160 ответов русских и иностранных авторов
наиболее прогрессивным было сочинение правоведа А.Я. Поленова,
критиковавшего крепостничество. Ответ вызвал недовольство конкурсного
комитета ВЭО и напечатан не был. До 1861 года было объявлено 243 конкурсные
задачи социально-экономического и научно-хозяйственного характера.
Социально-экономические вопросы касались трех проблем: 1) земельной
собственности и крепостных отношений, 2) сравнительной выгодности барщины и
оброка, 3) применение наемного труда в сельском хозяйстве.
Деятельность ВЭО способствовала внедрению новых сельскохозяйственных
культур, новых видов сельского хозяйства, развитию экономических отношений.
В области промышленности и торговли Екатерина II (указом 1767 года и
манифестом 1775 года) провозгласила принцип свободы предпринимательской
деятельности, что было выгодно в первую очередь дворянству: оно обладало
крепостными трудовыми ресурсами, имело дешевое сырье, получало субсидии от
государственных и сословных кредитных учреждений. Дворянство, в том числе и
среднее, встало на путь крепостнического предпринимательства - стало расти
число вотчинных мануфактур. Рост крестьянских мануфактур также оказался на
руку дворянству, так как многие крестьяне предприниматели были крепостными.
Наконец, уход оброчных крестьян в город на заработки также был удобен
помещику, стремившемуся получить больше наличных денег.. Абсолютно
преобладающими были формы промышленности, основанные на различных видах
подневольного труда. В начале царствования Екатерины II в России было 655
промышленных предприятий, к концу - 2294.

                           Генеральное межевание.
В 1765 году получило свое продолжение Государственное межевание, начатое
еще в 1754 году Елизаветой Петровной. Для упорядочения помещичьего
землевладения было необходимо точно определить границы земельных владений
отдельных лиц, крестьянских общин, городов, церквей и других собственников
земли. Генеральное межевание было вызвано частыми земельными спорами.
Проверка старинных владельческих прав вызывала у дворянства упорное
сопротивление, поскольку в собственности помещиков к середине XVIII века
находились многочисленные самовольно захваченные казенные земли. 1766 году
на основе “генеральных правил” были изданы инструкции для землемеров и
межевых губернских канцелярий и провинциальных контор. В процессе
генерального межевания земли приписывались не к владельцам, а к городам и
селам. Инструкции подробно регламентировали условия отвода земель различным
категориям населения и учреждениям. Специфика  межевания состояла в том,
что в основу конфигурации того или иного владения были положены границы
старинных писцовых “дач”. Из-за этого в рамках “дачи” нередко находились
владения нескольких лиц либо совместные владения помещика и государственных
крестьян. Генеральному межеванию сопутствовала распродажа по дешевым ценам
незанятых казенных земель. Характер межевания проявился в отношении к
городским земельным владениям и захватам. За каждую застроенную сажень
выгонной земли, закрепленной последними писцовыми описаниями, город платил
штрафы.  Так же  оно сопровождалось грандиозным хищением земель
однодворцев, государственных крестьян, ясачных народов и др. Генеральное
межевание было всеимперским и обязательным для землевладельцев.
Усиление крепостнического гнета и продолжительные войны легли тяжелым
бременем на народные массы, и нараставшее крестьянское движение переросло в
Крестьянскую войну под предводительством Е.И. Пугачева 1773-75 гг.
Подавление восстания определило переход Екатерины II к политике открытой
реакции. Если в первые годы царствования Екатерина II проводила либеральную
политику, то после Крестьянской войны был взят курс на усиление диктатуры
дворянства. На смену периоду политической романтики пришел период
политического реализма
        Административно-территориальное деление и местное управление.
В 1775 году чтобы легче было управлять государством Екатерина II издала
Учреждение для управления губерний, укрепившее бюрократический аппарат
власти на местах и увеличив количество губерний до 50. На губернию - не
более 400 тысяч жителей. Несколько губерний составляли наместничество.
Губернаторы и наместники избирались самой Екатериной II из русских вельмож.
Они действовали по ее указам. Помощниками губернатора были вице-губернатор,
два губернских советника и губернский прокурор. Это губернское правление и
ведало всеми делами. Государственными доходами ведала Казенная Палата
(доходы и расходы казны, казенное имущество, откупа, монополии и т.д.).
Возглавлял Казенную палату вице-губернатор. Губернский прокурор ведал всеми
судебными учреждениями. В городах вводилась должность городничего,
назначаемого правительством. Губерния делилась на уезды. Многие большие
села были обращены в уездные города. В уезде власть принадлежала
избираемому дворянским собранием капитан-исправнику. В каждом уездном
городе учрежден суд. В губернском городе - высший суд. Обвиненный мог
принести жалобу и в Сенат. Чтобы удобнее было вносить подати, в каждом
уездном городе было открыто Казначейство.
Создана была система сословного суда: для каждого сословия (дворян,
горожан, государственных крестьян) свои особые судебные учреждения. В
некоторых из них вводился принцип выборных судебных заседателей.
Коллегии были упразднены; остались Военная, Морская, Иностранная и Коммерц-
коллегии.
Созданная губернской реформой 1775 года система местного управления
сохранилась до 1864 года, а введенное ею административно-территориальное
деление - до Октябрьской революции.

                             Жалованные грамоты.
В целях оформления сословных привилегий дворянства в 1785 году вышла
Жалованная грамота дворянству. “Грамота на права вольности и преимущества
благородного российского дворянства” представляла собой свод дворянских
привилегий, оформленный законодательным актом Екатерины II от 21.04. 1785
года. При Петре I дворянство несло пожизненную военную и другую службу
государству, но уже при Анне Иоанновне оказалось возможным ограничить эту
службу 25 годами. Дворяне получили возможность начинать службу с офицера,
пройдя дворянскую военную школу. Подтверждалась свобода дворян от
обязательной службы. Полное освобождение дворянства имело смысл по
нескольким причинам: 1) имелось достаточное количество подготовленных
людей, сведущих в разных делах военного и гражданского управления; 2) сами
дворяне сознавали необходимость службы государству и считали за честь
проливать кровь за отечество; 3) когда дворяне были всю жизнь оторваны от
земель хозяйства, приходили в упадок, что пагубно сказывалось на экономике
страны. Теперь многие из них могли сами управлять своими крестьянами. И
отношение к крестьянам со стороны хозяина было куда лучше, нежели чем со
стороны случайного управляющего. Помещик был заинтересован в том, чтобы его
крестьяне не были разорены. Жалованной грамотой дворянство признавалось
первенствующим сословием в государстве и освобождалось от уплаты податей,
их нельзя было подвергнуть телесному наказанию, судить мог только
дворянский суд. Дворянство получило право на самоуправление, составило
“дворянское общество”, органом которого являлось дворянское собрание,
созываемое каждые три года в губернии и уезде, избиравшее губернских и
уездных предводителей дворянства, судебных заседателей и капитан-
исправников, возглавлявших уездную администрацию.. При Екатерине II дворяне
занимали должности местной исполнительной и судебной власти. Жалованная
грамота дворянству должна была упрочить положение дворянства и закрепить
его привилегии. Содействовала большей консолидации господствующего класса.
Действие ее было распространено также на дворян Прибалтики, Украины,
Белоруссии и Дона. Жалованная грамота дворянству свидетельствовала о
стремлении российского абсолютизма укрепить свою социальную опору в
обстановке обострения классовых противоречий. Дворянство превращалось в
политически господствующее сословие в государстве.
Наряду с Жалованной грамотой дворянству 21.04. 1785 увидела свет Жалованная
грамота городам. Этот законодательный акт Екатерина II  учреждал новые
выборные городские учреждения, несколько расширяя круг избирателей.
Горожане были поделены на шесть разрядов по имущественным и социальным
признакам: “настоящие городские обыватели” - владельцы недвижимости из
дворян, чиновников, духовенства; купцы трех гильдий; ремесленники,
записанные в цехи; иностранцы и иногородние; “именитые граждане”;
“посадские”, т.е. все прочие граждане, кормящиеся в городе промыслом или
рукоделием. Эти разряды по Жалованной грамоте городам получили основы
самоуправления, в известном смысле аналогичные основам Жалованной грамоты
дворянству. Раз в три года созывалось собрание “градского общества”, в
которое входили лишь наиболее состоятельные горожане. Постоянным городским
учреждением была “общая градская дума”, состоящая из городского головы и
шести гласных. Судебными выборными учреждениями в городах являлись
магистраты. Однако привилегии горожан на фоне дворянской вседозволенности
оказались неощутимыми, органы городского самоуправления жестко
контролировались царской администрацией - попытка заложить основы
буржуазного сословия не удалась.
Помимо Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам Екатерина
II разрабатывала и Жалованную грамоту крестьянству (она адресовалась только
к государственным крестьянам). “Сельское положение” было вполне законченным
проектом. Он не противоречил “Наказу”. Однако этот проект не был воплощен в
жизнь.
Во все время царствования Екатерины II идет обсуждение того, как облегчить
участь крепостных. Сама императрица была противницей крепостного права.
Она, в начале царствования, мечтала освободить крестьян от крепостной
зависимости. Сделать этого она не могла, во-первых, потому, что не
встретила сочувствия среди многих приближенных, а во-вторых, потому, что
взгляды самой Екатерины II изменились после Пугачевского бунта.

                              Внешняя политика.
Правительство Екатерины II продолжило борьбу за выход Росси к Черному морю.
Однако  стремление России не устраивало Францию и Турцию. Первая желала
сосредоточить в своих руках всю восточную торговлю. Вторая усматривала для
себя серьезную опасность в продвижении России на юг. Не осталась в стороне
и Англия, которой усиление в Причерноморье помешало бы в достижении
собственных интересов на Балканах. Все это, в конце концов, привело к двум
продолжительным и кровопролитным войнам России и Турции (1768-1774 гг.,
1787 –1791 гг.), из которых Россия вышла победительницей. Российская
империя присоединила к собственным территориям все Северное Причерноморье.
Крымское ханство, получившее в 1774 г. политическую независимость от
Турции, в 1783 г. вошло в состав России. В странах, подвластных Османской
империи, были открыты русские консульства, турецкое правительство
гарантировало свободу вероисповедания христианской религии в своих
владениях. Но главное – Россия получила выход к Черному морю и избавилась
от постоянной угрозы нападения крымцев, за спиной которых стояла Турция.

                           Культура и просвещение.
В увлечении науками и изящными искусствами проявлялась еще одна сторона
многогранной натуры императрицы. Екатерина II занималась
коллекционированием: покупала библиотеки, графические и нумизматические
собрания, коллекции живописи и скульптуры. Среди известных приобретений
Екатерина II – библиотеки Дидро и Вольтера, живописные собрания таких
меценатов, как Брюль в Дрездене и Кроза в Париже, куда входили шедевры
Рафаэля, Рембрандта, Пуассена,Ван Дейки, Рубенса и других. Екатериной II
был основан Эрмитаж – богатейшее собрание художественных коллекций при
дворце.
Царствование Екатерины II отмечено широкими просветительскими
преобразованиями. Заботами императрицы утверждаются институты, кадетские
корпуса и воспитательные дома. Но главной заслугой Екатерина II в этой
области можно считать первый опыт создания в России системы общего
начального образования, не ограниченного сословными преградами (за
исключением крепостных крестьян). Императрица велела открывать училища
всюду: в губернских городах возникают главные, а в уездных - малые народные
училища. Главным помощником в этом деле был И.И. Бецкий. В Екатеринославле,
Пензе, Чернигове и Пскове при содействии общественности предполагалось
учредить университеты.
Здравоохранение тоже привлекало внимание Екатерины. Примечательно и то, что
при Екатерине II организация врачебной помощи населению возлагалась на
власти. Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку, где больным
предлагались не те лекарства, которые дешевле, а те, которые назначал врач.
Страшным бедствием для жителей России оставались эпидемии оспы, и Екатерина
II собственным примером положила начало проведению вакцинации, которая
затем по Указу стала обязательной.
Во время 1-й турецкой войны в стране началась эпидемия чумы. Только в
Москве за год умерло 50 тысяч человек. Неграмотный народ не соблюдал
элементарных карантинных правил. Тогда в Москву были посланы опытные
начальники. Приняты были строгие меры. Зараза ослабла. Для пострадавшего
народа были сделаны облегчения: устроили приют для сирот, дали работу
бедным, стали покупать в казну изделия ремесленников, не имевших
покупателей.

             Окончательный отказ императрицы от мечтаний юности.
Нарастание революционного движения в Европе и рост передовой общественной
мысли в России обусловили обострение реакционного курса, направляемого
лично Екатериной II (сыскная канцелярия С.И. Шешковского), и особенно
усиление идеологической борьбы: как покушение на принцип самодержавия и
монархии Екатерина II расценила книгу А.Н. Радищева “Путешествие из
Петербурга в Москву” (1790). Антикрепостнические взгляды автора не
шокировали императрицу, но его антимонархизм и республиканизм показались
очень опасными, особенно на фоне начавшейся во Франции революции. Радищев
был охарактеризован как “бунтовщик хуже Пугачева”, приговорен сначала к
смертной казни, а затем “прощен” - на 10 лет сослан в Илимский острог в
Сибирь. Книга была конфискована и уничтожена.
Сложно однозначно оценить итоги царствования Екатерины II. Многие ее
начинания внешне эффектные, задумывавшиеся с широким размахом, приводили к
скромному результату или давали не ожидаемый и часто ошибочный результат.
Можно также сказать, что Е. просто воплощала в жизнь изменения, диктуемые
временем, продолжала политику, намеченную в предыдущие царствования. Или
признать в ней первостепенного исторического деятеля, сделавшего второй,
после Петра I, шаг по пути европеизации страны, и первый - по пути
реформирования ее в либерально-просветительском духе.


                              Екатерина Дашкова

                              Детство и юность
В жизни её было много неожиданностей, своего рода парадоксов. Уже при
крещении новорожденной у купели её держала сама императрица Елизавета, а
крёстным отцом был не кто иной, как великий князь, в последствии император
Пётр III (в свержении которого будущая княгиня Дашкова принимала деятельное
участие).
Дашкова рано потеряла мать. Её отец, граф, генерал-порудчик и сенатор Р.И.
Воронцов, мало интересовался своими детьми (их было пятеро – 2сына и 3
дочери), и младшую дочь, Екатерину, взял к себе на воспитание дядя М.И.
Воронцов, в ту пору вице-канцлер, а с 1758 г. – великий канцлер.
В семье дяди девица Екатерина получила превосходное для того времени
образование: говорила на четырёх языках. Умела рисовать, хорошо танцевала,
у неё были изысканные манеры. «Но что же было сделано для развития ума и
сердца? – спрашивала она себя потом и сама отвечала: - Ровно ничего».
В 14 лет она заболела корью, и её отправили в деревню. Там при просмотре
книг из обширной библиотеки девочкой овладевает новая страсть – чтение
серьёзной литературы. Её кумирами становятся философы-просветители Бейль,
Монтескье, Вольтер, Буало.
В  семью дяди она возвращается другой – повзрослевшей, склонной к глубоким
размышлениям и уединению. В это время складывается ее характер –
независимый, самолюбивый, но одновременно впечатлительный и доверчивый.
Она решительно отказывается белиться и румяниться.    А в ее личной
библиотеке уже собрано 900 томов, среди них – знаменитая «Энциклопедия»
французских просветителей.
Глубокий психологический портрет юной Екатерины Романовны дан писателем-
историком Д.Л.Мордовцевым в его очерке «Русские женщины нового времени»:
«Рано проявилось в ней неясное сознание своей силы и чувство богатых
внутренних задатков, и это обнаружилось в ней, с одной стороны, какою-то
гордостью, признанием за собой чего-то большего, чем то, что в ней думали
видеть, а с другой – страстным желанием раздела чувств, впечатлений, знаний
– желанием дружбы и любви. Но отзыва на все это она не могла найти  ни в
ком: с совоспитанницей своей она не сошлась душою, а других родных никого
близко не имела, и только глубокую дружбу воспитывала она в себе к своему
брату Александру, к которому питала это чувство всю жизнь. Все её
привязанности      полнотою и какою-то законченностью: она всякому чувству
отдавалась вся».
На 16-м году неожиданно для всех она выходит замуж за гвардейца князя
Михаила Дашкова. Этот в некотором роде скоропалительный шаг   подтверждает
черты ее характера – независимость, смелость, способность до конца
отдаваться своему чувству. Секретарь французского посланника в Петербурге
историк Клод Рюльер (1735-1791) в книге о дворцовом перевороте 1762 г.,
вышедший в 1797 г., по поводу замужества Дашковой писал, что князь Дашков,
один из самых красивых придворных кавалеров, однажды без каких-либо особых
намерений слишком свободно начал говорить любезности девице Воронцовой.
Последняя позвала своего дядю-канцлера и сказала ему, что князь просит ее
руки и что она согласна стать его женой. Когда канцлер обратился к молодому
Дашкову, тот не решился признаться первому сановнику империи, что их
разговор не заключал в себе такого определенного смысла, и теперь уже
подтвердил свою просьбу. Может  быть, рассказ  Рюльера – всего лишь
исторический анекдот, но и  он говорит о тех особенностях, которые были
свойственны совсем еще молодой Дашковой.
После скромной свадьбы супруги Дашковы два года жили в московской
патриархальной семье.  В 1761 г. их пригласили в Петербург, ко двору.
Открыто осуждая поведение великого князя, ставшего потом императором Петром
III , и его недостойное отношение к своей жене Екатерине Алексеевне,
Дашкова пыталась сблизиться с последней - обаяние  и образованность великой
княгини восхищали ее.

                           Отношения двух Екатерин
Екатерина Алексеевна была почти вдвое старше Дашковой, но это не помешало:
между ними установились доверительные, почти дружеские отношения. Они
обменивались письмами, книгами, мнениями о прочитанном и даже собственными
сочинениями. Сохранилось 46 писем  Екатерины к Дашковой. Письма от Дашковой
Екатерина сжигала: при дворе за ней велась постоянная слежка, а ее смелая и
не сдержанная в своих чувствах подруга могла написать что-нибудь
недозволенное. Излишне экзальтированная Дашкова была настолько ослеплена
Екатериной, что в одну из декабрьских ночей 1761 г., когда Елизавете
оставалось жить всего лишь несколько дней, проникла в апартаменты великой
княгини тайно и, поклявшись ей в преданности, горячо уговаривала ее
«действовать во что бы то ни стало».
Дашкова не могла со стороны наблюдать за июньскими событиями 1762 г., она
готова была действовать самым решительным образом. Однако некоторые
историки и сама она в своих «Записках» преувеличивают ее роль в дворцовом
перевороте. Так, в Энциклопедическом словаре Брокгаза и Ефрона можно
прочитать: «Задумав государственный переворот и вместе с тем желая до
времени оставаться в тени, Екатерина избрала главными союзниками своими гр.
Орлова и княгиню Дашкову. Первый пропагандировал среди войск, вторая –
среди сановников и аристократов. Благодаря Дашковой были привлечены на
сторону императрицы гр. Н.И. Панин, гр. К.Г. Разумовский, И.И. Бецкий,
Барятинский, А.И. Глебов, Г.Н. Теплов и др.» В действительности же роль
Дашковой при вступлении Екатерины II на престол была скорее внешне
эффективной, чем существенной по своему значению.
Через мужа, служившего в Преображенском полку, она подогревала недовольство
Петром III некоторых гвардейских офицеров, указывая на опасность, которая
действительно грозила Екатерине II  и наследнику. Она пыталась вовлечь в
«свою партию» таких аристократов, как Никита Панин, Кирилл Разумовский, но
последние  были более осторожными. Дашкова не была рядом с Екатериной в
гвардейских полках и в Казанской церкви, где последняя после
благодарственного молебна была провозглашена «самодержавнейшею императрицею
всея России». Она узнала о случившемся по небывалому шуму в городе и
прибыла в Зимний дворец, когда уже началась церемония приношения присяги
новой «матушке-государыне».
Среди награжденных участников заговора Дашкова была не последней – она
получила орден Св. Екатерины и 24 тыс. руб. Но это не обрадовало, а,
напротив, обидело ее: она поняла, что Екатерина во многом не доверяла ей;
княгиня наивно думала, что стояла, чуть ли не в центре заговора, а
последние события показали, что от нее многое скрывали. После успеха
переворота Екатерина заметно отдалилась от нее, как сказал потом Герцен, «с
быстротой истинно царской неблагодарности»; награждая свою приятельницу,
императрица просто откупалась от нее. Дашкова, как и Панин, полагала, что
после от речения Петра III Екатерина уступит русский престол законному
наследнику – своему сыну Павлу, а сама удовольствуется титулом регентши; но
все поведение императрицы говорило о том, что она намерена царствовать
единолично.
Для молодой просвещенной княгини рушились возвышенные мечты о благе
отечества, их совместные с Екатериной планы «просвещенных преобразований»,
где самой Дашковой отводилось место рядом с ее державной подругой.
Дашкова разочаровалась в Екатерине, и к этому у нее были все основания.
Теперь императрица думала о своей пылкой приятельнице совсем не то, что
писала ей так недавно в письмах. Она доверительно сообщала Понятовскому:
«Княгиня Дашкова, младшая сестра Елизаветы Воронцовой, хотя она и хочет
приписать себе всю честь этого переворота, была на весьма худом счету
благодаря своей родне, а ее девятнадцатилетний возраст не вызывал к ней
большого доверия. Она думала, что все доходит до меня не иначе как через
нее. Наоборот, нужно было скрывать от княгини Дашковой сношения других со
мной в течение шести месяцев, а в четыре последние недели ей старались
говорить как можно менее… Правда, она очень умна, но ум ее испорчен
чудовищным тщеславием и сварливым характером…» Таким образом, однозначно
определились места Екатерины «великой» и Екатерины «малой», как называли
Дашкову, и дистанция между ними была обозначена четко и бесповоротно.

                      Деятельность Дашковой в Академии
По мысли Дашковой была открыта Российская  Академия 21 октября 1788
года,имевшая одной из главных целей  усовершенствование русского языка; в
ней Дашкова была первым президентом. Она была уверена, что науки не будут
составлять монополию академии, но, «присвоены, будучи всему отечеству и
вкоренившись, процветать будут».
С этой целью, по её инициативе были организованы при академии публичные
лекции (ежегодно, в течение 4-ех летних месяцев ),имевшие  большой успех и
привлекавшие большое число слушателей. Дашкова увеличила число студентов-
стипендантов академии с17 до 50и воспитанников Академии художеств- с21 до
40. В продолжение 11лет директорства Дашковы академическая гимназия
проявляла свою деятельность не только на бумаге. Несколько молодых людей
были отправлены для довершения образования в Геттинген. Учреждение так
называемого «переводческого департамента» (взамен «собрания переводчиков»)
имело целью доставить русскому обществу возможность читать лучшие
произведения иностранных литератур на родном языке. В это-то время и
появился целый ряд переводов, по преимуществу с классического языка. С 1788
года было начато издание «Новых ежемесячных сочинений» По мысли Дашковой
издавался при академии сборник «Российский Театр». Главным научным
предприятием Российской академии было издание «Толкового словаря русского
языка». В этом коллективном труде  Екатерине принадлежит собирание слов на
буквы «И», «Ш.», «Щ.»,дополнения ко многим другим буквам; она так же много
трудилась над объяснением слов(преимущественно обозначающих нравственные
качества). Сбережение многих академических сумм, умелое  экономическое
управление академией-несомненная заслуга  Дашковой.
Лучшей оценкой её может служить то, что к 1801году, по вступлении на
престол императора Александра I , члены Российской академии единогласно
решили пригласить Екатерину Дашкову снова занять председательское кресло в
академии.

                     Литературная деятельность Екатерины
  Выходивший в 1783 и 1784 году журнал  «Собеседник любителей российского
слова»,носивший сатирическо-публицистический характер, был основан по
почину Екатерины Дашковой. В нем участвовали лучшие литературные
силы:Державин,Херасков, Капнист,Фонвизин,Богданович,Княжнин. Здесь помещены
были «Записки о русской истории» императрицы Екатерины II ,  «Фелица»
Державина.
 Так же Дашкова любила писать стихи на русском и французском языках
(большей частью в письмах к императрице Екатерине), она перевела «Опыт об
эпическом  стихотворстве» Вольтера («Невиданное упражнение» 1763) ,
переводила с английского языка («Опыт трудов вольного российского
собрания», 1774). Она написала комедию «Тоисиоков,или Человек
бесхарактерный» по желанию Екатерины II  для Эрмитажного театра (1786), и
драму  «Свадьба Фабиана, или Алчность к богатству наказанная». Она часто
восхваляла Екатерину II. Восхваляя императрицу Екатерину II , она почти не
дает никаких фактических оснований такому восхвалению. Нередко сквозит в
записках как бы обвинение императрицы в неблагодарности.


                               Годы испытаний
В первые годы царствования Екатерины Дашкова пребывала в немилости. Ей не
прощали ни смелости высказываний, ни желания участвовать в делах
государства, ни популярности. Вокруг нее создается атмосфера недоверия и
подозрительности. Появились безответственные слухи, что она готовит заговор
против Орловых, что она была вдохновительницей заговора Мировича,
пытавшегося возвести на престол узника Шлиссельбургской крепости Ивана
Антоновича. В довершение ко всему судьба неожиданно обрушила на нее
страшные удары: в Москве умирает ее сын, оставшийся на попечении бабушки, а
осенью 1764 г., в Польше умирает муж, вице-полковник лейб-кирасировского
полка, находившийся там с русскими войсками.
20-летняя вдова Дашкова, оставшаяся с двумя детьми и многочисленными
долгами покойного мужа, 15 дней находилась между жизнью и смертью.
Поправившись, она решает, прежде всего, расплатиться с кредиторами и
поправить благосостояние семьи. С этой целью княгиня уезжает в деревню, где
пять лет живет безвыездно и расчетливо занимается  хозяйством. Об этом
самом тяжком для нее времени Дашкова писала: «Если бы мне сказали до моего
замужества, что я, воспитанная в роскоши и расточительности, сумею в
течение нескольких лет (несмотря на свой двадцатилетний возраст) лишать
себя всего и носить самую скромную одежду, я бы этому не поверила; но,
подобно тому, как я была гувернанткой и сиделкой моих детей, я хотела быть
и хорошей управительницей их имений, и меня не пугали никакие лишения».

                            Знакомство с Европой
В декабре 1769 г. Дашкова отправляется в свое первое двухгодичное
путешествие за границу. Официальная цель поездки – «поправление здоровья»
детей, а в действительности осуществляется ее давнее желание увидеть все,
что есть в Европе достопримечательного.  Чтобы чувствовать себя более
свободно, не посещать иностранные дворы и соблюдать строжайший режим
экономии, она едет в Европу под скромным именем госпожи Михалковой.
Через Ригу и Кенигсберг Екатерина Романовна приезжает в Данциг.
Остановившись в гостинице «Россия», она видит на стене в зале два
монументальных полотна: раненые и умирающие русские солдаты  просят пощады
у победителей – пруссаков. Дашкова возмущена, она негодует особенно яростно
потому, что в гостинице, как правило, останавливаются русские
путешественники: совсем недавно здесь был Алексей Орлов и тоже сердился при
виде этих картин. «И он их не купил и не бросил в огонь?» - допытывается
она у русского поверенного в делах. «В сравнении с ним я очень бедна… но
все-таки я это устрою!»
Как всегда не ограничиваясь словами, она поручает секретарю русской миссии
купить синей, зеленой, красной и белой масляной краски и после ужина,
хорошенько заперев дверь, берет кисть и перекрашивает мундиры на картинах,
превращая победителей в побежденных и наоборот, и вот уже пруссаки на
коленях умоляют русских о пощаде. Она уезжает из гостиницы очень довольная
собой и веселится, представляя себе удивление хозяина, когда тот обнаружит,
«что пруссаки вдруг проиграли обе битвы». После посещения Данцига Дашкова
два месяца живет в Берлине. Здесь ее инкогнито ей не помогло, и по
настоянию Фридриха II она знакомится с прусским королевским двором.
Во время 10-дневного пребывания в Англии она посещает Бат, Бристоль, другие
города. В Оксфорде ее особенно интересует библиотека университета, и в
частности русско-греческий словарь с изложением грамматики.
В Париже Дашкова проводит 17 дней. Осматривает мануфактуры, посещает
мастерские художников, музеи, театры и церкви. Но главное – встречи с
Дидро, она видится с ним ежедневно и беседует до поздней ночи. 57-летний
философ и 27-летняя русская княгиня в серьезных и доверительных разговорах
обсуждают положение дел во Франции, излагают свои взгляды на преимущества
конституционно-монархического правления и на особенно острый и злободневный
вопрос – о крепостном состоянии крестьян в России. При этом Дашкова,
соглашаясь с необходимостью либерализации жизни общества и ограничения
власти самодержавия, оправдывает крепостническую политику Екатерины II и
пытается доказать, что русский неграмотный и забитый крестьянин не сможет
правильно воспользоваться предоставленной ему свободой.
После Парижа Дашкова едет в Лион, где осматривает знаменитые мануфактуры, а
потом отправляется в Швейцарию. В Женеве она встречается с Вольтером. Ему
76 лет, но, беседуя с ним наедине, княгиня находит  в нем проницательного
мыслителя Европы. Дашкова прощается с Женевой, а Вольтер, «великий льстец и
насмешник в переписке с коронованными особами», посылает ей вдогонку
изысканное письмо и сообщает Екатерине II о своей встрече с русской
гостьей.

                              Разлука с Россией
После своего первого заграничного путешествия Дашкова жила по-прежнему
уединенно. Будучи занята воспитанием своих детей, она много читала,
сосредоточив главное внимание на вопросах педагогической  науки. Разделяя
надежды некоторых современников-просветителей о переустройстве общества на
началах разума и справедливости при помощи новых методов воспитания, она
составила для сына обширную программу подготовки, с указанием конкретных
предметов и сроков их изучения. Для завершения образования сына она просит
Екатерину II разрешить ее семье снова выехать за границу. Выдав дочь замуж
за бригадира Щербинина, она в 1775 г. вместе с сыном, дочерью и зятем на
долгие 8 лет покидает Россию.



                                Подводя итог....
 Екатерина II была умным, талантливым, великим человеком, со своими
привычками, хорошими и плохими качествами характера, во многих из которых
схожа с Екатериной Дашковой.
       Нельзя не признаться, что есть что-то необыкновенно увлекательное в
этой отваге двух женщин, переменяющих судьбу империи, в этой революции,
делаемой красивыми, умными женщинами, окруженными молодыми людьми,
влюбленными в них, между которыми на первом плане красавица восемнадцати
лет, верхом, в Преображенском мундире и с саблей в руках, а следом за ней
Великая императрица.
 Вообще дружба Екатерины с Дашковой была невозможна. Екатерина хотела
царить не только властью, но всем на свете – гением, красотой; она хотела
одна обращать на себя внимание всех, у нее было ненасытное желание
нравиться. Она была еще в полном блеске своей красоты, но ей уже стукнуло
тридцать лет. Женщину слабую, потерянную в лучах ее славы, молящуюся ей, не
очень красивую, не очень умную, она, вероятно, умела бы удержать при себе.
Но энергичную Дашкову, говорившую о своей собственной славе, с ее умом, с
ее огнем и с ее девятнадцатью годами, она не могла вынести возле себя”. (А.
И. Герцен)



                      Список использованной литературы:

   1. «Записки княгини Дашковой». Под редакцией С.С. Дмитриева.-М.,1991г.
   2. Платонов С. «Лекции по русской истории». - М.,1993
   3. Толстой М.П.- «Е.Р.Дашкова –организатор российской науки».Вестник
      Российской Академии наук,-том 63.-№3-1993 –стр.245-248.
   4. «Энциклопедия российской монархии».-М.: Изд-во Эксмо,2002. Стр-189-
      192; Стр-218-220
   5. Павленко Н.И. «Екатерина Великая»,-М.:1999г.
   6. Рамбо А. « История древней и новой России», М, 2000г.
   7. Ключевской В.О. «Исторические портреты», М., 1992 г.



                      С.Торелли. «Портрет Екатерины II»



                         Портрет Екатерины Дашковой.



                            Кабинет Екатерины II.



                    Екатерина II в коронационном наряде.



      Неизвестный художник. Портрет Екатерины Дашковой.



                                Екатерина II



смотреть на рефераты похожие на "Екатерина II и Екатерина Дашкова-женщины XVVIII века"