Криминалистика

Некоторые проблемы преступности на Государственной границе РФ (по данным 1994-95 гг.)


Вопрос 2. Некоторые проблемы преступности на Государственной границе
Российской Федерации (по данным 1994-1995 года)
      Криминологическую   характеристику   конкретных   видов   преступности
(государственной,  воинской,   транснациональной    и    иной)   мы    будем
анализировать при изучении  прикладной части нашего  спецкурса.  Сегодня  же
рассмотрим  только  общие  проблемы  Государственной  Границы,   прямо   или
косвенно   связанные   с   негативным    социально-правовым    явлением    -
преступностью.  На  их  (проблем)  существование,  в  1994  году,  оказывали
влияние следующие факторы:
      -усиление  военно-политической  напряженности   в  ряде  регионов   (в
прибалтийском направлении, закавказском и северокавказском регионе, а  также
в Республике Таджикистан);
      -стремление преступных группировок превратить Государственную  границу
в устойчивый канал незаконной миграции  граждан  третьих  стран,  вывозу  из
России стратегического сырья, промышленной продукции и  других  материальных
ценностей, контрабанды оружия,  боеприпасов  и  наркотиков;  создать  вокруг
пограничных соединений и частей обстановку  с  повышенной  криминогенностью.
Всего в течении 1994 года в отношении военнослужащих ПВ  РФ  и  объектов  ПВ
совершено свыше 700 противоправных акций;
      -активизация  националистических  и   реваншистских   сил,   требующих
пересмотра  прохождения  линии  Государственной  границы  РФ,  особенно   на
карельском,  прибалтийском  направлениях,  а  также  активным  формированием
японской  стороной  выгодных  для  себя  ситуаций  для   решения   вопросов,
связанных с “северными территориями”;
      -стремление отдельных государств и особенно Китая  осуществить  “тихую
экспансию” в Дальневосточном регионе посредством оседания китайских  граждан
в российском приграничье;
      -сохранение  напряженной  обстановки  на  морской  границе  РФ   и   в
исключительных  экономических  зонах  Балтийского,  Японского,  Охотского  и
Берингова морей;
      -дальнейшее становление Государственной границы РФ  на  новых  рубежах
при  отсутствии  необходимых  межгосударственных  договоров  и   пограничной
инфраструктуры.  Создание  новых  пограничных  объединений  в   арктическом,
закавказском, центрально-азиатском и дальневосточном регионах России;
      -  нарастание  внутренних  проблем  ПВ,  связанных  с  комплектованием
соединений   и   частей   офицерскими   кадрами,   призывным   контингентом,
укреплением законности и правопорядка, обустройством войск,  финансированием
и обеспечением военнослужащих всеми видами довольствия.
      Эти проблемы продолжают оставаться насущными и в этом 1995 году.
      За  1994  год  военнослужащие   ПВ   во   взаимодействии   с   другими
правоохранительными органами   обеспечивая  выполнение  стоящих  перед  ними
задач:
      -задержали около 5 тысяч нарушителей  границы, среди которых  выявлены
9 членов террористических  организаций,  6  агентов  спецслужб  сопредельных
государств;
      -изъяли контрабанды  на  сумму  11,1  млрд.  рублей,  около  2-х  тонн
наркотических веществ и свыше 1.5 тысячи единиц огнестрельного  и  холодного
оружия.

      Да, цифры впечатляющие, но никто не может посчитать  латентной  части:
государственных преступлений; контрабанды; преступлений,  которые  не  могут
обойтись без организованной преступности - связанных с  незаконным  оборотом
наркотиков, оружия, торговли машинами, людьми и пр.  Если  бы  мы  могли  их
получить, то,  думается, результаты нас не порадовали...
      Проанализировав  аналитические  справки  и  обзоры  главного  штаба  и
Управления воспитательной работы о состоянии  законности  и  правопорядка  в
Пограничных  войсках  можно  сделать  несколько  основных  выводов   по   их
содержанию:
      -все негативные процессы, связанные с  преступностью,  происходящие  в
обществе,  практически  по  всем  основным   направлениям   повторяют   свои
тенденции и в пограничных войсках;
      -между специальными службами ПВ,  на  которые  возложена  профилактика
правонарушении, как внутри системы,  так  и  в  сфере  выполнения  одной  из
основных функций ФПС - защиты интересов России на  государственной  границе,
нет единого  методологического  подхода  к  изучению   этих  проблем.  Поиск
решения   проблем  законности  и  правопорядка  невозможен    без   научного
подхода, отработанных  методик и т.д.
      Если учитывать, что эти справки и анализ готовили не  профессиональные
криминологи,   а   люди,   имеющие   смутное   представление   об    основах
криминологического анализа, то мы должны сказать им спасибо уже за  то,  что
они  хоть  как-то  сравнили  данные  статистики   и   попытались   объяснить
полученные результаты. Однако  Вы уже не будете иметь право проводить  такую
примитивную экспертизу...
      Характеризуя состояние законности, правопорядка и воинской  дисциплины
в ПВ РФ (по имеющимся у автора данным) можно привести следующие данные:
      1. Сравнивая 1994 и 1995 годы:
      -  обстановка  сложная,  количественно-качественные  характеристики  -
динамика  состояния характеризуется  увеличением;
      - по уровню (на 1.000 человек) сравнить не  могу  (нет  данных  за  94
год), но сравнивая 93 и 95 годы  эта  динамика  имеет  обратный  характер  -
соответственно 12,8 и 8.7 (по другой таблице у  меня  получилось  7.1).  См.
таблицу №8:
|№  |         Наименование           |1-е полу- |1-е полуго- |Динамика   |
|п.п|                                |годие     |дие 1995 г.,|           |
|.  |                                |1994 г.   |в скобках   |           |
|   |                                |          |(на 1.000)  |           |
|1. |Всего преступлений              |979       |1571(8.7)   |+ 592      |
|1.1|Из них воинских                 |828       |1352 (7.5)  |+ 524      |
|1.2|             обще уголовных     |145?      |219 (1.2)   |+ 74       |
|   |                                |(по тексту|            |           |
|   |                                |справки - |            |           |
|   |                                |149)      |            |           |
|1.3|             государственных    |6         |-           |- 6 (?)    |
|.  |                                |          |            |           |
|2. |Всего участников                |1018      |1625 (8.95) |+607       |
|2.1|Из них офицеров                 |19        |38 (1.68)   |+ 19       |
|2.2|           прапорщиков,мичманов |10        |24 (1.33)   |+ 14       |
|2.3|           в/с по контракту     |12        |35 (1.68)   |+ 23       |
|2.4|           в/с по призыву       |975       |1526 (11.7) |+551       |
|3. |Самоубийств                     |26        |31          |+5         |
|3.1|Попыток самоубийств             |25        |19          |+6         |
|   |                                |          |            |           |
|   |                                |          |            |           |
|   |                                |          |            |           |
|   |                                |          |            |           |
|   |                                |          |            |           |


      Как  бы  не  хотелось  об  этом  еще  раз  говорить,  но  ни  о  какой
криминологической интерпретации этих данных не может быть и речи.
      Теперь поговорим о структуре преступлений, то  есть  о  ее  внутреннем
содержании в ПВ РФ. Опять же по “куцым” данным в сравнении  (1-ых  полугодий
94 и 95 годов):
      1.доля тяжких преступлений - +107%;
      из них:
      - умышленных убийств - +200%;
      -ТТП - +250%;
      (лидерами являются ЗабПО - 37.9% и КОПО - 12.6%). Приведя  эти  цифры,
авторы  справки  сделали  вывод  о   том,   что   они   свидетельствуют   “о
профессионализации криминальной деятельности  пограничных  войск”.  Вы  меня
извините, но что такое профессиональная преступность ...  и  свидетельствуют
ли  эти  цифры  об  этом...  и  о  чем  они  свидетельствуют???   Надо  быть
осторожнее с такими выводами...
      2.Динамика роста самовольных оставлений части - +92%,  а  в  структуре
воинских преступлений - 70% (основная  их  доля:  45%  в  учебных  частях  и
центрах и 35% в отпусках). Лидеры - КОПО и ГПВ РФ в РТ;
      3.Совершаемые в состоянии алкогольного и наркотического опьянения  115
(+180%), из них 60 (52.2%) в ГПВ РТ. Задайте  себе  вопрос   это  много  или
мало и почему... какова  латентная часть ... и какова цена  латентной  части
и зарегистрированной???...
      4.Рост преступлений, совершаемых на службе по охране ГГ, в караулах  и
внутренних нарядах:
      -нарушений правил несения пограничной службы 37(+311%);
      -уставных правил караульной и внутренней службы 37(+640%);
      -халатное отношение к службе -67, из них 60 в ГПВ РТ. Опять вопрос - а
на всей остальной границе все такие добросовестные, не  допускают  халатного
отношения к службе?...
      5.увеличение качественного состава субъектов преступлений в ПВ, т.  е.
лиц, проходящих службу на профессиональной основе:
      - офицеров  - 38 (+100%);
      -прапорщиков - 24 (140%);
      -военнослужащих по контракту - 35 (+192%)

      и  так далее...   А теперь вернемся (стр.7 лекции)  и  сравним   явные
основания для беспокойства  на  уровнях   всего  государства  и  пограничных
войск...  Как видите - они практически идентичны.



      З А К Л Ю Ч Е Н И Е.

      Те фактические данные, которые мы сегодня рассмотрели  естественно  не
будут аналогичными после окончания Вами института Пограничных войск РФ.  Они
должны   стать   для   Вас   отправной   точкой   для   понимания   проблемы
правонарушений, с которыми сталкиваются пограничники  как  граждане  России,
при охране границы и  при  решении   внутренних  вопросов  в  своих  будущих
подразделениях, а также на обслуживаемых участках.  В  процессе  дальнейшего
курса  мы  научимся  прогнозировать,   планировать   саму   преступность   и
осуществлять меры по ее предупреждению.


смотреть на рефераты похожие на "Некоторые проблемы преступности на Государственной границе РФ (по данным 1994-95 гг.)"