Криминология

Основания, порядок и соблюдение законности при задержании и доставлении в ОВД лиц, совершивших административное правонарушение или подозреваемых в совершении преступления


               МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



                                   РЕФЕРАТ


«Основания, порядок и соблюдение законности при задержании и  доставлении  в
ОВД лиц, совершивших административное  правонарушение  или  подозреваемых  в
совершении преступления»



                                             Начальник ОДС
                                             Оршанского ГОВД
                                             майор милиции
                                             Габрусь А.А.



                                 Орша, 2000


Учебные вопросы.


1. Основания, порядок и соблюдение законности при задержании  и  доставлении
   в ОВД лиц, совершивших административное правонарушение.

2. Основания, порядок и соблюдение законности при задержании  и  доставлении
   в ОВД лиц, подозреваемых в совершении преступления.



      Правовые основы наделяют сотрудников  милиции  большими  полномочиями,
среди   которых:    привлечение    виновных    к    установленной    законом
ответственности,  задержание  подозреваемых   в   совершении   преступления,
наложение штрафа, производство обыска и т.д.

      Никто  не  может  быть  подвергнут  мере   воздействия   в   связи   с
административным правонарушением,  иначе  как  на  основании  и  в  порядке,
установленных законодательством, предусмотренных законом.

      Административное задержание, досмотр вещей, изъятие вещей и документов
работниками  милиции  в  случаях,  прямо  предусмотренных   законодательными
актами  РБ:  в  целях  пресечения  административных  правонарушений,   когда
исчерпаны  другие  меры  воздействия,  установления  личности,   составления
протокола об административном правонарушении при  невозможности  составления
его на месте, если составление протокола является обязательным,  обеспечения
своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений  по
делам об административных правонарушениях. Все это является  основанием  для
задержания и доставления правонарушителя  в  ОВД,  где  при  разбирательстве
выясняются основания, мотивы и  законность  доставления,  наличие  данных  о
потерпевших,  свидетелях,  могущих  подтвердить  совершение  правонарушения.
Установить личность доставленного,  его  физическое  состояние,  принять  от
работника  ОВД,  доставившего  правонарушителя,  письменный  рапорт,  а  при
доставлении гражданами – заявление. При этом  обратить  особое  внимание  на
изложение обстоятельств  правонарушения,  основания  и  мотивы  доставления.
Зарегистрировать факт доставления в книге учета  лиц,  доставленных  в  ОВД.
После выяснения всех обстоятельств составляется  административный  протокол,
который   подписывается   нарушителем,   лицом   составившим   протокол    и
свидетелями. Также составляется  протокол  административного  задержания,  в
котором указывается: дата и место его составления, должность, фамилия,  имя,
отчество лица, составившего  протокол,  сведения  о  личности  задержанного,
время  и   место   административного   правонарушения.   В   случае   отказа
задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом.

      По  просьбе  лица,  задержанного   за   совершение   административного
правонарушения,  о  месте  его  нахождения  уведомляются  его  родственники,
администрация по месту работы или учебы.  О  содержании  несовершеннолетнего
уведомление его родителей или лиц их заменяющих, обязательно. (ст. 240  КоАП
РБ)

      Административное  задержание   лица,   совершившего   административное
правонарушение может длится не более трех часов. В  исключительных  случаях,
в связи с особой необходимостью  установлены  иные  сроки  административного
задержания. Лица, нарушившие пограничный режим или режим пропускных  пунктов
через государственную границу, могут быть задержаны на срок  до  трех  часов
для  составления  протокола,  а  в  необходимых  случаях  для   установления
личности  и  выяснения  обстоятельств  правонарушения  –  до  трех  суток  с
сообщением об этом письменно прокурору в течении суток с момента  задержания
или на срок до десяти суток с санкции  прокурора,  если  правонарушитель  не
имеет документов, удостоверяющих  его  личность.  Лица,  совершившие  мелкое
хулиганство, нарушившие порядок организации и проведения собраний,  митингов
и  уличных  шествий  и  демонстраций,  торговлю  в  неустановленных  местах,
незаконную продажу товаров или иных предметов или мелкую  спекуляцию,  могут
быть  задержаны  до  рассмотрения  материалов  дела  народным   судьей   или
начальником  ОВД  (его  заместителем).  Срок  административного   задержания
исчисляется с момента доставления нарушителя для  составления  протокола,  а
лица находящегося в состоянии опьянения – со времени его вытрезвления.  (ст.
242 КоАП РБ).

      При задержании может  проводится  личный  досмотр  задержанного  лицом
одного пола с досматриваемым и в присутствии понятых – двух человек того  же
пола,  для  изъятия   вещественных   доказательств   на   месте   совершения
правонарушения, о чем делается отметка в протоколе.

      Лицо,  привлекаемое   к   административной   ответственности,   вправе
знакомится   с   материалами   дела,   давать    объяснения,    представлять
доказательства, заявлять ходатайства,  при  рассмотрении  дела  пользоваться
юридической помощью адвоката,  выступать  на  родном  языке  и  пользоваться
услугами  переводчика,  если  не  владеет   языком,   на   котором   ведется
производство, обжаловать постановление по  делу.  Дело  об  административном
правонарушении  рассматривается  в   присутствии   лица,   привлекаемого   к
административной ответственности.

      В случае  необоснованного  доставления  гражданина  работники  милиции
обязаны  немедленно  освободить  его  и   предложить   лицу,   виновному   в
необоснованности  доставления,  принести  извинения,   сделать   необходимые
отметки в графах в книге учета лиц, доставленных  в  ОВД.  Разъяснить  лицу,
допустившему необоснованное доставление,  неправомерность  его  действий.  О
необоснованном доставлении гражданина работником ОВД  должно  быть  доложено
начальнику ОВД письменным рапортом для принятия мер.

      Доставлению  не  подлежат  без  осмотра   и   заключения   медицинских
работников  лиц,  находящихся  в  бессознательном  состоянии,  с  симптомами
сильного отравления, наркотического опьянения, психоза, с видимыми  травмами
черепа и других частей тела, а также  с  другим,  ярко  выраженным,  тяжелым
состоянием здоровья. (Распоряжение  «О  мерах  по  усилению  защиты  прав  и
законных интересов граждан» от 20.11.1999 года)



      Доставлению и задержанию не подлежат:

а).   Депутаты Верховного Совета РБ, национального собрания РБ.

б).   Депутаты областного Совета народных депутатов, городского,  районного,
      поселкового, сельского Совета – на территории соответствующего  Совета
      народных депутатов.

в).   Прокуроры и следователи органов  прокуратуры,  судьи,  руководители  и
      члены городского, областного и вышестоящих судов.



      При  доставлении  лица,  подозреваемого  в  совершении   преступления,
необходимо: доложить  о  доставлении  руководству  ОВД  и  по  его  указанию
передать  материалы  и  доставленного  следователю  или  лицу,  назначенному
проводить дознание, для  решения  вопросов  о  возбуждении  уголовного  дела
(если  оно  не   возбуждено)   и   задержания   доставленного   в   качестве
подозреваемого. Записать его в книгу доставленных, произвести личный  обыск,
изъятое  при  личном  обыске  передается  следователю,  лицу,  производящему
дознание, под расписку в протоколе о задержании по подозрению  в  совершении
преступления, который приобщается к уголовному делу.


смотреть на рефераты похожие на "Основания, порядок и соблюдение законности при задержании и доставлении в ОВД лиц, совершивших административное правонарушение или подозреваемых в совершении преступления"