Культурология

Средневековый город Тараз


                    Евразийский национальный университет
                              им. Л.Н. Гумилёва



                                   РЕФЕРАТ


                                   на тему

                         «Средневековый город Тараз»



выполнил: Журкевич О.С. (ЖР-12)
проверила: Какенова Г.М.



                                 АСТАНА 2002


На том месте, где сейчас раскинулись кварталы  современного  Тараза  важного
промышленного и культурного центра республики, находятся остатки  одного  из
крупнейших средневековых городов Казахстана. Он был основан во  2-3  вв.  до
н. э. Поэтому Тараз по праву считается одним  из  самых  древнейших  городов
Казахстана.  Здесь  встречаются  стоянки   первобытного   человека   периода
палеолита и неолита, памятники  эпохи  бронзы  (многочисленные  курганы  так
называемого андроновского типа, наскальные  изображения),  десятки  развалин
средневековых городов, укреплений, а также архитектурных сооружений.
      Начиная с 6 века нашей эры, появляются первые  письменные  сведения  о
городах, возникших на древнем  караванном  шелковом  пути,  соединявшем  две
великие державы того времени - Рим и Китай. Караваны шли из  Шаша  (Ташкент)
на Тараз, Кулан, Мирки, Ашпару  и  Суяб  и  дальше  -  в  оазисы  Китайского
Туркестана. Сохранились следы этих городов  -  крепостные  валы,  обнесенные
глубокими  рвами,  развалины  башен.  Первое  упоминание  непосредственно  о
Таразе находится в Византийских источниках, и относятся к концу 6 в.  Именно
в это время Византия пытается заключить договор с западными тюрками, с  этой
целью император Юстин II отправляет посольство во главе с Земархом в  ставку
тюркского кагана  Дизабула.  А  находящийся  в  составе  посольства  историк
Менандра Протектор и описал, между прочим, о г.  Таласе.  Из  его  рассказов
видно, что город ещё в то время имел торговое и политическое значение и  был
одной из резиденций западно-тюркских каганов.
      Более подробные сведения о древнем Талазе дал китайский путешественник
Сюань-Цзянь, побывавший здесь спустя 60 лет после  Земарха,  т.  е.  в  30-х
годах 7  в.  Он  писал:  «Талас  имеет  окружность  от  8  до  9  ли.  Здесь
останавливаются и  торгуют  всевозможными  товарами  купцы,  приезжающие  из
многих стран» и  что  город  этот  своими  размерами  и  чертами  планировки
напоминает ему современные города Средней Азии.
       Спустя ещё три с лишним столетия ибн Хаукаль в своих записях  указал,
что Тараз - место торговли мусульман с тюрками. А  арабский  историк  10  в.
Макдиси писал: «Тараз – большой укреплённый город, с множеством садов  густо
зелёных, у него ров, четверо ворот и населённый рабад. У ворот города  течёт
большая река,  часть  города  находится  по  ту  сторону  реки.  Через  реку
проходит дорога, соборная мечеть находится среди базаров».
      Соединив  воедино  археологические   материалы   с   данными   древних
письменных источников, становится ясно,  что  обширная  территория  древнего
Семиречья, включая долины рек Чу и Таласа,  ещё  в  6-8  вв.  была  заселена
оседлым  и  полуосёдлыми  земледельческими  племенами,   хозяйство   которых
базировалось как на продуктах земледелия, так и на пастбищном  скотоводстве.
А в 7 в. г. Талас стал важнейшим пунктом на Великом Шелковом Пути.
      В то время центром Тараза, а так же его самой древней частью  является
цитадель  –  наиболее  укреплённая  часть  города,  резиденция  владетельной
особы, здесь же  хранились  товары,  казна,  оружие.  К  цитадели  примыкала
окружённая  стеной  территория  города,  называемая  –  шахристаном.   Здесь
располагались жилища знати, богатых купцов, ремесленников, к тому  же  здесь
были и торговые лавки. К стенам шахристана со всех сторон прилегали торгово-
ремесленные предместья – рабады. В них  помещались  ремесленные  мастерские,
жилища мастеров, хижины бедного городского  люда.  Так  же  в  самом  городе
размещались караван-сараи, лавки купцов. Видно, что разделение  на  «богатых
и бедных» было  очевидным  и  весьма  жестким.  Никто  из  бедной  прослойки
тогдашнего общества не мог жить в цитадели и  наоборот,  ни  один  уважающий
себя богатый купец не остановился бы и не торговал где-нибудь  иначе  как  в
шахристане.
      Тараз  был  центром  большого  социально-экономического  комплекса,  в
который входили  десятки  крупных  и  мелких  городков,  селений,  отдельных
усадеб и замков. Тараз был центром важного и  высокоразвитого  в  культурно-
экономическом отношении района. Об этом может свидетельствовать и тот  факт,
что здесь же начиная с 8 века чеканилась местная монета.
      Поэтому границы города усиленно  охранялись  от  внезапного  нападения
врагов. По крайней мере,  когда  в  конце  9  в.  основатель  могущественной
среднеазиатской династии Саманидов Исмаил ибн Ахмед пошёл войной  на  Тараз,
то перенёс много трудностей в процессе его захвата. Эмир Тараза  лишь  после
долгого  и  упорного  сопротивления,  когда  защита  была  уже   невозможна,
вынужден был сдаться  и  с  многочисленными  дехканами  принял  ислам.  Свою
положительную роль в развитии города сыграли присоединение к Средней Азии  и
усиление торгово-экономических связей с крупнейшими  центрами  –  Бухарой  и
Самаркандом.
        Для  этого  времени  характерно  широкое  распространение   поливной
керамики.  Значительное  распространение   получил   орнамент   растительной
тематики, принимающий всё более и более геометрические  формы.  Существенное
место в  украшении  заняли  стилизированные  надписи,  представляющие  собой
изречения религиозного типа. К этому же  периоду  относится  одна  из  самых
интересных находок  –  керамический  светильник,  сделанный  в  форме  юрты.
Подобная находка в городе, центре ремесла, торговли и  земледелия  позволяет
археологам сделать крайне интересный вывод о проживание в Таразе  населения,
для которого кочевой быт составляет ещё недавнюю  основу  жизни,  став  лишь
воспоминанием и отразившееся в прикладном искусстве.
      Долгое время учёные не могли определить  точное  расположение  города.
Его отождествляли с разными поселениями. Одной  из  причин  этого  стало  не
совсем точное описание города в древних источниках. Но В.В.  Бартольд  более
всего был склонен помещать  средневековый  Тараз  на  месте  более  позднего
поселения г. Аули-Ата (конец  18  в.).  Поразительная  интуиция  крупнейшего
востоковеда,  основанная  на  произведениях   Макдиси,   впоследствии   была
полностью  подтверждена  исследованиями  археологов   М.Е.   Массона,   А.Н.
Бернштама и Г.И. Пацевича.
      Наибольшего расцвета достиг Тараз в 10-12 веках, во время правления  в
Средней Азии династии  караханидов.  В  это  время  он  становится  столицей
одного  из  удельных  владений.  Политическая  самостоятельность  Тараза   и
автономного округа проявлялись прежде всего  в  местной  чеканки  монеты  от
лица городских владетелей. В нач.  11  в.  таразскому  правителю  Туган-хану
подчинились  владетели  Самарканда  и  Кашгара.  Естественно,   что   данная
политическая сила была следствием экономического могущества  города,  о  чем
свидетельствует археологические находки.
      В восточной части Тараза археологи отрыли участок  водопровода  длиной
около 15м, Глиняные  трубы  размером  0,7м  и  диаметром  0,25м  соединялись
глиняными  муфтами.  Лежали  они   на   своеобразных   глиняной   «подушке».
Водопровод был «подключён» к  реке  Талас,  под  напором  её  стремительного
течения вода подавалась во  все  концы  города.  Данное  сооружение  конечно
требовало определённых знаний  и  сравнительно  высокий  уровень  инженерной
мысли.
      Подъём городской культуры в этот период связан с усилением  феодальных
отношений в Казахстане и с развитием торговли. Феодальная знать из  династии
караханидов, сделав себе ислам  главной  идеологической  опорой,  упрочивает
своё господство на юге Казахстана и в Семиречье, при этом  насаждая  обычные
формы феодальной  эксплуатации,  основанной  на  вассальной  системе.  Облик
городов Южного Казахстана в этот период принимает уже  черты,  типичные  для
феодальной эпохи, - города с  цитаделью,  со  сторожевыми  башнями,  мощными
фортификационными сооружениями.  Большое  развитие  получают  архитектура  и
декоративное искусство. В этот период происходит  не  только  количественный
рост городских поселений и общественных зданий, но  и  качественный  скачок,
установление определённых  форм  в  архитектуре  и  декоративном  искусстве,
выработанных сообразно с идеологическими потребностями верхушки феодалов.
      В это же время в Южном Казахстане впервые создаётся ряд общественных и
культовых зданий, минареты,  кумбезы,  сардобы,  караван-сараи  и  турткули,
которые отличались своим великолепным архитектурным нарядом  и  декоративном
убранством. К сожалению, из такого рода памятников до нас дошли немногие.
      Главное направление в архитектуре того времени – это  появление  новых
черт   строительной   техники,   идея   конструктивного   и    декоративного
перерождения общественных и культовых зданий.  Период  характерен  освоением
новых видов строительного  материала  –  ганча,  алебастра,  терракотовых  и
изразцовых плит.  Наряду  с  древней  пасхой  и  сырцовым  кирпичом  широкое
распространение  получает  жжёный   кирпич   и   строительный   камень   для
фундаментов зданий. При кладке стен большее применение  получают  деревянные
связки из тальника, карагача, жиде и пр.
      В строительной технике большим искусством становятся  фигурные  кладки
кирпича  в  виде  квадратов,  треугольников,  ромбов,  ёлок.  Этим   приёмом
украшались фасады и декоративная часть здания. В  это  время  декоративность
вообще довлеет над остальным.
      Из приведённого видно, что в период 10-12 вв. в Средней Азии  и  Южном
Казахстане уже завершены основные  строительные  приёмы,  ставшие  принципом
строительного искусства и для последующих веков.
      Одним  из  видов  архитектурных  памятников  того   времени   являются
мавзолеи. В черте города сохранились два мавзолея,  напоминающие  о  древнем
Таразе.
      Один из них – мавзолей Карахана -  построен  в  11  веке  над  могилой
одного из правителей династии  караханидов.  Представляет  собой  портально-
купольное   сооружение.   Внутри   мавзолея   стены   сложены   из   кирпича
караханидского  времени.  Его  полуразрушенный  стан  дошёл  ещё  до  второй
половины 19 в. и в Казахстане успели запечатлеть  его  на  бумаге.  Мавзолей
находился в самом центре  Тараза,  где  ныне  стоит  его  новый,  совершенно
заново отстроенный вариант, ничего общего не имеющий с прежним.
      Второй небольшой мавзолей 13 века - Ша-Мансур - сооружен  над  могилой
одного из наместников монгольских ханов, убитого в 1262 году. Об этом  можно
судить по надписи, сохранившейся на каменной плите внутри мавзолея.
      Особый интерес для ученых-исследователей и туристов  представляют  два
памятника, расположенные на небольшом расстоянии от Тараза.
      Первый из них - мавзолей Айша-Биби относится к 12 веку. Он находится в
20 км от города, около деревни Головачевской. Это единственный в  Казахстане
уникальный памятник, целиком облицованный  резной  терракотой  с  богатейшей
орнаментировкой в виде  плиток  с  60-ю  разновидностями  узоров,  карнизов,
изразцов и стильных надписей. Капители  и  колонны  из  терракотовых  блоков
покрыты, как и вся стена, тончайшими рисунками,  представляющими  богатейшее
собрание мотивов народного орнамента. На одном  из  угловых  башен  мавзолея
даже сохранились строки древнего двустишия: "Осень… тучи… Земля  прекрасна".
Мавзолей давно начал разрушаться, уже не видно западной  стены,  значительно
разрушены остальные.
      Второй – это мавзолей Бабаджи-Хатун - построен в XI веке,  находящийся
рядом с гробницей Айша-Биби. Он сохранился хорошо,  на  стенах  до  сих  пор
ясно видны символические изображения луны  и  солнца  в  виде  эмблемы  неба
(Тенгри).
      К тому же времени относится ещё один раскопанный объект  –  баня.  Как
известно восточные люди очень любят бани. Поражает пышная отделка,  хотя  до
нас дошли лишь жалкие остатки фундаментов, стен, полок  для  сиденья,  ванн,
ниш и т.д. Стены в комнате с  полками  для  сиденья  были  украшены  богатой
фресковой росписью. Орнамент росписи  –  геометрический.  Баня  состояла  из
пяти комнат, была  построена  в  виде  многокупольного  здания.  Стены  были
сложены из жжёного кирпича здания и хорошо отштукатурены. А найденная  возле
одной из ванн стопка монет (диргемов) позволили археологам точно  датировать
существование бани - 11 в.
      В 12  в.  и  начале  13в.  Семиречье  стало  ареной  кровавых  военных
столкновений, многие города в это время были разграблены и разрушены.  После
разгрома Тараз уже не мог оправиться, хотя жизнь в нём возродилась.  Позднее
город в источниках описывающих события 14 в.  известен  под  имением  Талас,
Яны, Яны-Талас, но чаще не как город,  а  местность.  Янги  –  это  название
относится к четырём городам:  Йанги,  Йанги-Балык,  Кенджек,  Тараз.  Однако
учёные до сих  пор  не  могут  с  уверенностью  сказать  относились  ли  эти
названия к  древнему  Таразу,  или  имелся  в  виду  какой-то  новый  город,
отстроенный неподалёку. На городище самого Тараза отмечалось лишь  отдельные
участки где продолжало ютиться население в 15-18 вв.  При  Улугбеке  в  этой
местности были расквартированы тимуридские войска, и с населения  собиралась
тагар  –   подать   на   содержание   войска.   Археологи   отмечают   следы
земледельческой  жизни  в  Таразе.  В  Жетысу,  судя  по  сообщения  послов,
путешественников, положение в первые годы послемонгольского  нашествия  было
относительно благополучным. Города Янги-Балык, Янги-Талас остаются  торгово-
ремесленными и культурными центрами. Однако  уже  в  середине  13  в.  здесь
начинаются упадок земледельческой и городской жизни. И многие города, в  том
числе и Тараз, стали гибнуть. Причины  тому  были  различны  и  помешать  не
могли  ни  древние  традиции  оседлости,  ни  попытки  сохранить   городскую
культуру,  предпринимавшиеся  центральной  властью,  ни  проходившие   через
Жетысу торговые  и  дипломатические  пути.  Большую  роль  сыграло  то,  что
территория Жетысу оказалась политически  разорванной  на  три  части.  Кроме
того, сюда  переселились  большие  массы  кочевого  населения,  которое  при
покровительстве  верховной  власти  варварски  относились  к   горожанам   и
осёдлому  сельскому  населению.  В  интересах  кочевой  знати  под  пастбища
отдавались  земли,  использовавшиеся  под  посевы,  огороды,   сады.   Такое
отношение к осёдло-земледельческим  традициям  вообще  было  характерно  для
монголов. Таким образом упадок осёдлой культуры начинается  сразу  же  вслед
за  монгольскими  завоеваниями  и  если  крупные  города,  будучи   центрами
транзитной торговли и  ремесленного  производства,  в  середине  13  в.  ещё
внешне  выглядели  благополучно,  то  питавшая  их  земледельческая   округа
интенсивно разрушается, что и приводит вскоре  к  гибели  городов.  А  после
великих географических открытий в 14 веке древний  караванный  путь  утратил
свое былое значение и привел торговые города, стоявшие на этом пути  (в  том
числе и Тараз), к окончательному упадку.
      Итак, в 1220 г. Тараз был завоеван войсками Чингиз-хана и до основания
разрушен, а на его месте в конце  18  в.  была  построена  крепость,  вблизи
которой  стал  развиваться  город   Аулие-Ата   (святой   старец).   Первыми
поселенцами его  были  узбеки  -  выходцы  из  Намангана.  Население  города
занималось ремеслом и торговлей.  В  1864  году  Аулие-Ата  вошел  в  состав
России и был занят русскими войсками. Через него проходил тракт из  Ташкента
на Верный и Пишпек. Город стал заселяться русскими чиновниками  и  военными.
В русской части города  было  около  двух  десятков  небольших  промышленных
предприятий по  первичной  обработке  сельскохозяйственного  сырья,  главным
образом шерстомоечное и кожевенное производство.  В  городе  было  свыше  20
мечетей и 3 церкви. В 1936 г. он был переименован в Мирзоян,  а  в  1938  г.
город  был  переименован  в  Джамбул  по  имени  казахского  поэта  Джамбула
Джабаева.
      8 января 1997 года Указом Президента Казахстана Н.А. Назарбаева городу
возвращено его исконное название - Тараз. Сегодня  Тараз  -  крупный  город,
центр химической, пищевой, сахарной промышленности республики.
      Подводя итог, можно сказать,  что  средневековый  Тараз  имел  большое
значение в развитии всех сфер деятельности человека не только на  территории
Казахстана, но и Средней Азии. Ведь этот город был одним  из  крупнейших  на
Великом Шёлковом Пути – главной  магистрали  древности.  Таким  образом  все
«точки» этого  торгового  пути  в  равной  степени  влияли  друг  на  друга,
передавали новые достижения в ремесле, искусстве, архитектуре  и  пр.  Таким
же способом распространялась и религия. К тому же Тараз  оказал  влияние  на
развитие социально-политической организации человека. И  не  известно  каких
«вершин» достиг бы Тараз, если бы его «жизнь» не была прервана в 13 веке.


                      Список использованной литературы:

1. Байпаков К.М. «По следам древних городов Казахстана»
2. Байпаков К.М., Ерзакович Л.Б. «Древние города Казахстана»
3. Маргулан А.Х. «Из истории  городов  и  строительного  искусства  древнего
   Казахстана»
4. История Казахстана, 2 том
5. История Казахстана с древних времён до конца 18 в.
6. Сайты INTERNET.





смотреть на рефераты похожие на "Средневековый город Тараз "