Культурология

Мифология Египта


[pic]

                              Мифология Египта
Слово "египет" - грецизированное. Сами египтяне называли свою страну "Та-
Кемет" - "Черная земля" (плодородная, живая) в противоположность "Красной
земле" (пустыне).
Древние египтяне селились на восточном берегу Нила. Западный берег был
отдан "вечности" - потусторонней жизни: там строили пирамиды, мастабы и
гробницы. Обычай имел в основе символику - Солнце рождается на восточном
берегу небесной реки и умирает на западном, - люди, "скот Ра", проводят
свою земную жизнь на востоке, а после смерти переселяются на запад, в "Поля
Камыша" - загробный "рай", место вечной жизни.
Древнеегипетские тексты дошли до нас большей частью во фрагментах, часть же
их сохранилась лишь в пересказах античных авторов.
                                 Особенности
Поэтика древнеегипетской мифологии, в отличие от античной, чужда
мировосприятию человека, воспитанного на европейской культуре из-за ее
алогичности: противоречивость мешает систематизировать материал с целью
если не объяснить, то хотя бы классифицировать разрозненные факты. В
религии Египта долгое время не существовало ни обязательных догматов, ни
догматов, отрицавшихся как "ересь". В каждом номе (административном округе)
страны вырабатывались собственные версии одних и тех же сказаний. Легенды
влияли друг на друга, в результате чего боги меняли свою иконографию, роли,
отождествлялись между собой из-за сходства в облике, идентичности функций,
созвучия имен, либо образ божества распадался на ипостаси. Основной
причиной отождествления богов друг с другом являлось стремление жрецов
провинции придать культу своего божества большую значимость в
государственной религии.
В египетской мифологии над рациональностью доминирует поэтичность, что
выражается в ее большей символичности, по сравнению с мифологией Античного
мира. В мифах преобладают философские рассуждения богов и величественные
монологи. Главное содержание составляют не события, а философский подтекст,
стоящий за ними. Мифы египтян, как и мифы других народов, символически
передают представления о законах природы и смысле жизни, но иными
способами. Монументальный, статичный миф Древнего Египта, в отличие от
эллинского, воспевающего возможности человека, зовет человека слиться с
природой, принять заведенный мудрый порядок, подчиниться ему и не пытаться
что-либо изменить, ибо любые перемены будут только к худшему. В
древнеегипетской мифологии героев, подобных Гераклу, нет ни среди людей, ни
среди богов. Египетский миф прославляет не воинскую доблесть, а творца,
созидателя, хранителя и защитника стабильности в мире.
Господство богов в большинстве случаев зависело от веры правящего фараона,
но определенной иерархии не было - иногда боги правили совместно.
Египетские боги, в отличие от олимпийских, не имели строго определенных
функций. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии,
в религии египтян существовало множество абстракций - Ху, Сиа, Сихем, Хех
("воля", "разум", "энергия", "вечность"), Хор Хекенский (олицетворение
одной из фаз суточного движения Солнца), некоторые боги являлись
воплощениями воли других богов, воплощениями законов. Другое отличие
египетских богов от олимпийских в том, что они в меньшей степени заняты
какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешиваются в людские
споры.
                                Произношение
За редкими исключениями, произношение древнеегипетских слов неизвестно.
Транслитерация их на русский язык носит условный характер и не претендует
на фонетическую точность. Ударения в транслитерациях изначально было
принято делать на предпоследнем слоге.
В древнеегипетском языке, наряду с грамматическими формами единственного и
множественного числа, существовала форма двойственного числа. Оно
употреблялось, когда речь шла о парных предметах: глаза, руки, сандалии и
т.п., либо в тех случаях, когда два понятия или образа в контексте
произведения составляли смысловую пару: "два бога" (Хор и Сет), "два
брата", "(два) Рути".
                                    Имена
Имени и вообще любым произнесенным вслух или записанным на папирусе словам
египтяне придавали сакральное значение. Большинство богов имело пять имен,
каждое из которых было связано с одним из элементов, с астрономическими
телами, или заключал в себе описание бога, как сильного или
величественного. Некоторые боги не имели постоянных имен: имена менялись в
зависимости от времени суток, от действия, которое бог совершал в данный
момент, и т.п.
                                 Иконография
Религиозные идеи преддинастического Египета были выражены схематично. С
возникновением письменности изображения стали нести определенную идею,
появились человеческие черты. Для большинства богов нет строгих правил
иконографии, предписывающих, как их следует изображать: одного и того же
бога изображали то в виде человека, то в виде животного, то в виде человека
с головой животного. Символики полны не только религиозные тексты, но и
настенные росписи, рельефы, рисунки в папирусах. Изображение в Древнем
Египте является не иллюстрацией к конкретным мифологическим эпизодам, как в
античной мифологии, а представляет собой метафору.
                                 Боги Египта
В древнем Египте боги, в отличие от богов античного мира,  не  имели  строго
определенных функций, они в меньшей степени были заняты какой бы то ни  было
деятельностью и почти никогда не  вмешивались  в  людские  споры.  Наряду  с
богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в  религии  египтян
существовало множество абстракций.
Бог имел пять имен, каждое из которых было связано с одним из  элементов,  с
астрономическими телами, или заключало в себе описание  бога,  как  сильного
или  величественного.  Некоторые  боги  не  имели  постоянных  имен:   имена
менялись в зависимости от времени суток, от действия, которое  бог  совершал
в данный момент, и т.п.
            Амон-Ра-сонтер (греч.) - Амон-Ра-несут-нечер (егип.)
Значения  имени.   "Сокровенный",   "сокрытый",   "невидимый",   "незримый".
Функция. Бог солнца. Амон
Фиванский  изначально  был  фиванским   небесным   божеством,   впоследствии
изваяния Амона окрашивали в голубой, небесный, цвет. После отождествления  с
богом солнца Ра (XVIII Династия), Амон-Ра почитается как "царь  всех  богов"
и считается богом-творцом.
С Амоном связано обожествление фараона, почитавшегося в  качестве  его  сына
во плоти: считалось, что фараон рождается от брака Амона и царицы-матери,  к
которой бог является в образе ее мужа. Амон  и  фараон  едины,  как  владыки
мира. Играет ведущую роль в каранационных мистериях.
[pic]


[pic]
Отождествление. Мин, Амон-Ра, Ра, Хапи, Нун, Птах, Себек, Хепри, Хнум.

В Древней Греции - Зевс, Серапис.
Иконография. Изображался в виде человека в короне с двумя  высокими  перьями
и солнечным диском, держащим в руке иероглиф  "анх"  ("жизнь")  или  в  виде
человека с головой барана. Телом - голубого цвета, что  указывало  на  связь
Амона с небом.
Священные животные. Баран, белый гусь, змей.
Центр  культа.  Фивы,  Луксор,  Карнакский  храм  (крупнейший   и   наиболее
древний).
                        Осирис (греч.) - Усир (егип.)
Функция. Бог производительных сил природы и верховное божество  в  загробном
культе,   судья   умерших,   символ   возрождения   и   вечной   жизни.    В
Раннединастический  период  -  местное  божество   Бусириса,   связанное   с
плодородием.  В  Македонский  период  культ  Осириса  сливается  с   культом
священного  быка  Аписа  (Осирис-Апис)  и  на  его  основе  возникает  культ
Сераписа. В Поздний период Ба Осириса олицетворял Бену.
Местоположение. Один из гелиопольской эннеады  богов.  Четвертый  из  богов,
царствовавших на земле в изначальные времена. Унаследовал власть  Ра,  Шу  и
Геба. Царствуя, отучил людей от  дикого  образа  жизни,  людоедства,  научил
сеять злаки, выпекать хлеб,  сажать  виноградники  и  делать  пиво  и  вино,
добывать и обрабатывать медь и  золото.  Обучил  врачеванию,  строительству,
учредил культ богов.
[pic]
Генеалогия. Старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды и Нефтиды, муж Исиды,
отец Хора и Анубиса.
Отождествление. Аах, Хентиаменти, Сокар, Птах, Хапи,  Нун,  к  концу  Нового
царства - Ра. В Древней Греции - Аид,  Гелиос,  Дионис,  Посейдон,  Серапис,
Эрот.
Фетиш. Столб Джед. В ритуальных целях использовались  деревянные  футляры  в
виде мумии  Осириса:  внутри  они  были  полыми,  туда  насыпалась  земля  и
бросалось зерно,  а  в  крышке  футляра  просверливались  отверстия,  сквозь
которые прорастали зеленые  всходы  -  "Прорастающий  Осирис".  В  мистериях
жатва, срезание колосьев, символизировала  убийство  Осириса;  сев  зерна  -
погребение Осириса, всходы - его воскресение.
[pic]
Иконография.  Изображался  в  виде  мужчины   с   телом   зеленого   (символ
растительности) или  красного  (символ  земли)  цвета,  завернутым,  подобно
мумии, в белый материал. На голове изображалась корона  Атеф,  состоящая  из
белой короны Верхнего Египта и красных перьев, напоминающих о центре  культа
Бусирисе. В руках - символы высшей власти (цеп и  крюк).  Часто  изображался
сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, обвивающей его  фигуру.  Ра-
Осирис изображался с солнечным диском на голове.
Центры  культа.  Главные  культовые  центры  -  Бусирис  и   Абидос   (место
погребения фараонов), позднее - острова Филэ и Бигэ.
                                     Сет
Функция. Бог пустыни и  грозы,  олицетворявший  злое  начало.  Бог  Верхнего
Египта.  Во  время  правления  XXVI  Династии  считался   воплощением   зла.
Рассматривался как противник Осириса и Гора. Считается, что  изначально  Сет
не был воплощением зла. По мере распространения культа Осириса,  утвердилось
представление о Сете, как об  убийце  доброго  бога.  Представления  о  Сете
менялись  в  зависимости  от   исторических   периодов   и   были   довольно
противоречивы: в одних  текстах  Сет  является  представителем  сил  тьмы  и
врагом солнца, отождествляясь со змеем Апопом, в  других  -  причисляется  к
свите Ра и вместе с богами охраняет солнце  в  Ладье  Вечности,  сражаясь  с
Апопом. Во время правления XIX Династии (14=13 вв.  до  н.э.)  Сет  считался
покровителем царской власти, и фараоны брали имя в его честь  (Сети  Первый,
Сети Второй). Взаимоисключающие представления о Сете нередко  присутствовали
в пределах одного мифа и  существовали  на  протяжении  почти  всей  истории
Древнего Египта.
[pic]


Генеалогия. Сын Геба и Нут, младший  брат  Осириса,  Исиды  и  Нефтиды,  муж
Астарты (в другом варианте - Нефтиды).
Местоположение.  Один  из  гелиопольской  эннеады  богов.  Один  из   богов,
царствовавших на земле в изначальные времена.
Иконография. Изображался в виде  человека  с  красными  глазами  и  волосами
(красный  цвет  считался  символом  зла)  или  в  виде  человека  с  головой
неизвестного животного. Иногда изображался в  виде  крокодила,  гиппопотама,
черной свиньи.
Центр культа. Омбос.



смотреть на рефераты похожие на "Мифология Египта "