Культурология

Чуваши Самарской области


          Этноним  чуваш – самоназвание народа. Оно является исходным для
названий, данных чувашам соседними народами или этническими группами:
татарское и мокшанское чуваш, эрзянское чуваш и т.п. Марийцы называют
чувашей суасла марц, башкиры – суаш. Этноним чуваш появился в русских
источниках в начале XVI века и утвердился в официальных документах Русского
государства; впоследствии этноним вошел в русскую и европейскую литературу.
          Расселение. Основная масса чувашского населения расселена с
другими народами в Среднем Поволжье, Прикамье и на Южном Урале. Доля
коренной национальности в Чувашии составляет 68,4%.
          Чуваши подразделяются на три основные этнографические группы.
Верховые (вирьял) занимают северные и северо – западные районы Чувашии,
низовые (анатри)  - южные и часть северо – восточных, переходная группа
средненизовых чувашей (анат енчи) – центральные и северо – восточные
районы. В соседних областях, расположенных к югу и юго – востоку от
автономной республики, проживают чуваши, близкие по материальной культуре к
группам анатри и анат енчи. Встречаются отдельные села выходцев из
европейских районов.
          Антропологический тип чувашей сформировался при интенсивном
взаимодействии и комбинации признаков, характерных для финноязычных народов
Поволжья (так называемый субуральский тип). Наибольшее сходство чуваши
имеют с горными марийцами. Заметно участие и монголоидных компонентов,
возможно, центральноазиатского происхождения, которые выделяются в
антропологическом облике северных чувашей. Население южных районов обладает
более европеоидными чертами и тяготеет к европеоидным группам Среднего
Поволжья, в частности к мордве.
          Чувашский язык образует булгарскую ветвь тюркских языков. В нем
два диалекта: верховой и низовой. Одним из наиболее заметных отличительных
признаков верхового диалекта является оканье; в низовом диалекте верховому
оканью соответствует уканье (верх. Орпа – «ячмень», низ. Урпа). Между
диалектами расположена промежуточная полоса переходных говоров.
          В состав чувашских гласных входят девят фонем, которые
классифицируются по месту образования (передние и задние), по степени
подьема языка при образовании (верхние, средние, нижние) и по участию губ
(лабиализованные и нелабилизованные). В отличие от большинства тюркских
языков в чувашском языке противоположение согласных по звонкости и глухости
отсутствует. Но шумные согласные четко противопоставлены сонантам.
Характерной особенностью вокализма литературного языка является закон
небной гармонии гласных. В говорах верхового диалекта имеется также губная
гармония гласных. Важная особенность чувашского вокализма – неустойчивость
редуцированных гласных в слабой безударной позиции они легко исчезают. В
чувашском языке невозможно стечение гласных звуков. Между ними либо
вставляются согласные, либо один из гласных выпадает или заменяется
звукосочетанием.
         Чувашский язык отличается от остальных тюркских языков и
некоторыми особенностями синтаксического характера, например отсутствием
характерных для других тюркских языков аффиксов сказуемости при именах.
         Чувашский язык впитал в себя многочисленные иноязычные лексические
заимствования (персидские, арабские, татарские, марийские и др.). В
результате тесных связей с русским народом чувашский язык обогатился
русскими лексическими заимствованиями.
         Чувашский литературный язык оформился на основе низового диалекта.
          Предками чувашей явились племена поволжских финнов, так и
тюркоязычные племена, булгары и сувары, пришлые на Волгу с юга, из
приазовских степей. В начале X века на териитории среднего Поволжья и
прикамь ими было создано первое раннефеодальное государство – Волжская
Бугария.
          Результатом процесса формирования народности явилось деление
чувашей на две основные этнические группы.
         Со второй четверти XIII в. Чуваши были подчинены монголо –
татарами, а в первой половине XV в. Окаались под властью казанского
ханства. Чувашские крестьяне относились к числу ясачных людей и управлялись
ханскими наместниками и чиновниками, чувашскими князьями, сотниками и
тарханами. В эту эпоху плодородные южные районы Чувашии разорялись набегами
кочевых племен и были превращены в «дикое поле». Земледельческое наследие,
спасаясь от завоевателей, вынуждено было переселиться в лесную местность
между реками Цивиль и свияга; здесь и начался процесс слияния верховых и
низовых чувашей в единую народность.
         Уже в XIII – XIV вв. установились хозяйственно – культурные связи
предков чувашей с русскими. В XV – XVI вв. они значительно усилились. В
1551 году Горная сторона в результате народного восстания отпала от
Казанского ханства и добровольно перешла под власть Русского государства. С
этого времени и особенно после ликвидации в 1552 году Казанского ханства
чуваши тесно связали свою судьбу с русским народом. Сооружение засечно –
сторожевых линий в XVI – XVII веках позволило начать вторичное заселение
юго – восточных районов Чувашии.
         Дальнейшая история чувашской народности неразрывно связана с
социально – экономическим и политическим развитием России, в состав которой
чуваши вошли в 1551году. Результатом процесса закрепления крестьянских масс
и насильственной христианизации в XVII – XVIII веках явилась массовая
миграция чувашей за пределы их первоначального расселения – в Заволжье,
Приуралье и в Сибирь.
         Освоение чувашами Самарского Заволжья началось одновременно со
строительством оборонительных линий и правительственной колонизацией края,
особенно усилилось после разрешения 1736 года покупать башкирские земли –
степные пространства за Волгой.
         Исторические документы свидетелствуют о переселении в Самарский
край изначально представителей обеих этнических групп – как вирьял, так и
анатри.
         Для решения вопроса этногенеза чувашского народа значительный
интерес преставляет изучение специфических культурно – бытовых черт.
         При постановке вопросов этногенеза современная этнография широко
использует известный источник – национальный костюм.
         По своему покрою чувашская  женская рубаха целиком принадлежит к
типу туникообразной. Старинная белая рубаха у чуваш по покрою близка к
старинным рубашкам степных народностей.
         Что касается вопроса о происхождении белой туникообразной рубашки
у чуваш, то в полной мере утвердительно сказать, что она булгарского
происхождения, ибо наличие ее в старину отмечается некоторыми авторами и у
казанских татар.
         Наиболее древним типом рубашки у чувашей Самарского края
исследователи считают рубашку анат – енчи.
        Главной особенностью этой рубашки является домотканый белый холст,
из которого ее шили; к основным полотнищу пришивались дополнительные полосы
по бокам, а также прямые, гладкие рукава из одного полотнища, суженного у
кисти. Свободному движению рук способствовали пришиваемые к боковым
вставкам и рукавам ластовицы. Другой отличительной особенностью рубахи было
обязательное оттенение продольных швов, соединяющих основное полотнище с
боковыми. Это осуществлялось двумя способами: или легкой и узкой вышивкой
шерстяной ниткой зеленого цвета, расположенной вдоль шва, или лентой
красной материи, нашитой на шов. Смешанная шелково – шерстяная вышивка  с
преобладанием красного шелка располагалась вдоль шейного и грудного разреза
ворота, на груди, вдоль рукавов и по обшалагу их.
         Нагрудная вышивка «кеске» представляла собой две асимметрично
расположенные по обеим сторонам грудного выреза вышивки в виде крупных
восьмиконечных звезд. Но кеске можно было увидеть стилизованные
растительные и животные моивы. На некоторых рубашках кеске вышиались не с
двух, а с одной стороны нагрудного разреза, на другой стороне она
заменялась положенной наискось полоской красного кумача.
         Замужним женщинам анат – енчи были известны рубашки, украшенные
двумя ромбами из кумача на груди по боеим сторонам грудного разреза. На
девичьих рубашках ромб был с одной стороны, а с другой шла наискось красная
полоса. По самому грудному разезу и вокруг кумачовых ромбов делали вышивку,
которая постепеноо все уменьшалась в размере.
         Для белой вышитой рубахи очень характерно ношение на поясе вышитых
кусков ткани – «сара» и кистей из шерсти и бисера, называемых «хуре».
         Вторым типом рубашки у чувашей самарского края была рубаха анатри.
Отличительной, сразу бросающейся в глаза. Особенностью этой рубахи является
цвет. Она изготовляется из домотканой  сине – красной пестряди, в новой
форме – из покупной материи, ситца или сатина. Другой ее особенностью было
отсутствие вышивки. Рубашка анатри имеет прямые аналогии с татарской
рубашкой. Дальнейшее изменение рубашк связано с расширением волана так, что
основная часть рубашки из 4-х полотнищ доходила только до седины бедра,
оттуда же начинались один за другим  два широких волана. Последний вариант
пестрядийной рубашки преобрел вид настоящего платья.
         Последний третий тип рубашки – так называемая вирьяльская рубашка,
туникообразная, с одним полотнищем и цельными без клиньев боковыми
полотнищами, продольные швы не окаймлялись, на плечах, до ластовки рукава
шла узкая вышивка и пришивались полоски узорного тканья.
         Чувашский женский костюм характеризовался  большим коллическтвом
разнообразных украшений – шейных, нагрудных, поясных.
         Обязательной принадлежностью чувашского женского костюма являлись
штаны. У верховых они по крою были близки к мужским, у низовых – с широким
шагом.
         Верхней одеждой  чувашам обеих групп служили холщовые балахоны из
холста и пустав из тонкого сукна, кафтан
         Традиционной обувью были лапти, надеваемы у верховых чувашей на
черные портянки, у низовых – на вязанные чулки.
         Головные уборы чувашских женщин можно обьединить в следующие
группы: платки, полотенца, покрывала, шлемообразные шапки и конусообразные
головные уборы.
         Особый интерес из старинных головных уборов представляет девичий
головной убор – тухья, символизирующий  девственность. Тухья – шапочка –
шлем из ткани или кожи, шитый бисером или монетами с твердой металлической
шишечкой наверху. Сбоку прикреплялся хвост.
         Большинство орнаментальных мотивов в изобразительном искусстве
чуваш финского происхождения.
        Чувашская мужская одежда более простая по сравнению с женской, уже
со второй половины XIX  века в связи с отходничеством быстро утратила
традиционные черты и приобрела городской характер. Кроме того, по мужскому
народному костюму невозможно выявить различие в одежде различных этнических
групп чувашей.
         В старину  нательной одеждой являлась холщовая  рубаха (кепе),
белая или из крашеницы и пестряди, и штаны йем). Рубаха  туникообразного
покроя  без воротника, с боковыми клиньями. Навыпуск, подпоясывалась узким
плетеным поясом. Зимой поверх йем надевали того же покроя сытма из толстой
крашеницы или сукна. Летом в прохладную погоду поверх рубахи носили
холщовый шупар, пустав из тонкого сукна  - короткую поддевку с сборами
сзади.
         Теплой одеждой служи: сахман – поддевка со стеганой подкладкой до
талии, керек – шуба из овчин желтого или черного дубления, сшитая в талию с
сборами или складками асам – азям из толстого, плотно сотканного и валяного
сукна и тулуп, как и азям, имевший большой воротник шалью.
         С давних пор для решения вопроса этнической истории народов
привлекались предания народов о собственном происхождении.



                      Список использованной литературы.

   1. Бытовая культуры чувашей.- Чебоксары,1985.
   2. Ведерникова Т.И. Этнография и праздничная культура народов Самарского
      края.- Самара,1991.
   3. Волков Г.Н. трудовые традиции чувашского народа.- Чебоксары, 1970.
   4. Вопросы материальной и духовной культуры чувашей.- Чебоксары, 1986.
   5. история, археология и этнография Чувашской АССР.- Чебоксары,1975.
   6. Народы Поволжья и Приуралья: историко – этнографические очерки.- М,
      1985.



смотреть на рефераты похожие на "Чуваши Самарской области "