Культурология

Протестантизм



                                  Введение


      С  началом  “веберовского  ренессанса”  70-80-х   годов   в   западной
социальной  науке  и  культуре  наблюдается  значительный  рост  интереса  к
социологической  теории  Вебера.  Влияние  идей   Вебера   на   исследования
политических структур и процессов заметно возросло в последние годы.  Многие
западные  ученые  опираются  на  теорию  бюрократии  Вебера  при  проведении
сравнительных исследований системы государственного управления  в  различных
странах.
      М. Вебер  (1884   -  1920)  -виднейший  немецкий  социолог.  Одной  из
основных его работ считается "Протестантская этика  и  дух  капитализма",  в
продолжении которой Вебер написал  сравнительный  анализ  наиболее  значимых
религий и проанализировал взаимодействие экономических  условий,  социальных
факторов  и  религиозных  убеждений.  Впервые   данное   произведение   было
опубликовано в 1905 г. в Германии и с  тех  пор  является  одной  из  лучших
работ по анализу причин возникновения современного капитализма.
      Отечественная социология также  может  многое  почерпнуть  в  арсенале
веберианской политической теории. Разработанные Вебером понятия  могут,  по-
видимому,  успешно  использоваться  для  анализа  структур  государственного
управления в нашей стране на  различных  этапах  их  эволюции.  Обращение  к
веберовским политическим идеям должно способствовать лучшему  пониманию  как
недавнего  прошлого  нашей  страны,  так   и   современного   состояния   ее
политической системы.
      В работе были использованы  произведения  отечественных  и  зарубежных
авторов, учебники, статьи и сама работа Вебера «Протестантская этика  и  дух
капитализма». Особо хотелось бы отметить  статьи  и  монографии  Масловского
В.М. и соавторство Гайденко  П.П.  и  Ионина  Л.Г.  Социология  культуры,  в
которой подробно  описываются  особенности  веберовской  концепции,  к  этим
писателям автор наиболее прибегал при изучении и написании работы.


                  1. Протестантизм как направление культуры

      Протестанты - это общее название христианских общин, образовавшихся  в
XVІ веке в результате проповеди  Мартина  Лютера,  Ульриха  Цвингли  и  Жана
Кальвина. Название “Протестантизм” случайное и не более  обоснованное,  чем,
скажем, “большевизм”. В 1529 году, в самом начале протестантского  движения,
был съезд германских князей, на котором решался  вопрос  об  избрании  веры.
Большинство  тогда  проголосовало  за  то,  чтобы  остаться  в  католической
церкви, но несколько князей объявили протест против  этого  решения.  Так  и
возникло это историческое наименование. Сами протестанты не любят, чтобы  их
так  называли,  они  предпочитают  именоваться   “евангельскими   церквами”,
подчеркивая,  что  они  возвращаются,  как  им  представляется,  к   основам
евангельской веры. Главные ветви протестантизма  -  лютеранство,  кальвинизм
или реформатство и англиканство.
      В самых общих чертах история возникновения  протестантизма  такова.  В
конце средних веков и в начале эпохи Возрождения католическая  церковь  была
подвержена многим тяжким болезням. Таким,  как  симония  (продажа  священных
степеней   за   деньги),   крайняя    безнравственность    многих    римских
первосвященников,   злоупотребления   с   индульгенциями.   Самым    большим
злоупотреблением, вызывавшим массовое недовольство, была инквизиция.
      Изначальное ее  назначение  -  сдерживание  разного  рода  еретических
движений и  ограждение  чад  католической  церкви  от  всевозможных  крайних
ересей, расколов и схизм. Но это учреждение очень скоро  выродилось,  потому
что суда как такового при нем не было, а процедура следствия была  сопряжена
с  пытками.  Достаточным  аргументом  для  обвинения   считалось   признание
обвиняемого в своей вине.  Инквизиция  преследовала  кого  угодно  по  самым
разным поводам. Доходило до того, что в  Европе  в  некоторых  деревнях  или
целых регионах до трети женского населения обвинялось в колдовстве.
      Были  попытки  реформировать  католическую  церковь  изнутри,  но  они
потерпели неудачу. Сами реформаторы кончили жизнь свою по большей  части  на
костре. Всем известен чешский реформатор Ян Гус, с которым  обошлись  совсем
не по-христиански. На одном из католических соборов ему  с  клятвой  обещали
личную неприкосновенность, если он прибудет. А потом отменили это  обещание,
софистически объяснив,  что  клятва,  данная  еретику,  недействительна,-  и
сожгли Гуса на костре. Еще один известный реформатор -  Иероним  Савонарола,
монах, живший во Флоренции, тоже был сожжен. В Англии  Джон  Виклеф  пытался
преобразовать церковь. Все эти попытки были безуспешны. И вот в XVl  век  на
Западе совершилось крупнейшее в истории разделение  христианского  мира.  За
сто  лет  с  начала  Реформации  от  католической  церкви  отошло  около  90
миллионов  верующих,  образовались  десятки  новых  христианских  конфессий.
Протестанты,   справедливо   отказываясь   от    определенных    заблуждений
католической доктрины, не избежали крайностей и перегибов.  Выступая  против
неограниченной власти Римского папы,  они  вообще  отказались  от  признания
всякого церковного иерархического авторитета. Отвергая  католическое  учение
о действенности таинств в силу совершенного действия, они  вовсе  отказались
признавать некоторые таинства, а за другими  удержали  либо  аллегорическое,
либо воспоминательное значение.

  2. Протестантская концепция спасения как основа «капиталистического духа»


      В основе «капиталистического духа» по М. Веберу  лежит  протестантская
концепция  спасения.  «Высокие»  религии  внедряют   в   сознание   верующих
представления  о  смысле  жизни  и  ее  высшей  цели  –  о   спасении.   Для
христианства вообще и  протестантизма  в  частности  этой  высшей  жизненной
целью является обретение  праведником  вечного  блаженства  в  потустороннем
мире. В спасении  осуществляется  полная  реализация  личности  христианина.
Именно в представлении о спасении выявляются принятые в  данном  религиозно-
культурном комплексе общие  представления  о  нормах  и  правилах  отношения
индивида  к  внешнему  миру,  об  основных  направлениях  и   пределах   его
активности, о содержании и ценностной иерархии жизненных ожиданий.
      Протестант живет для того, чтобы быть орудием Бога и нести Его волю  в
мир. Для этого он должен подчинить  все  свое  земное  бытие  преобразованию
мира во славу Божью, честно и добросовестно трудиться и добиваться  успехов.
Вся его жизнь –  трудовая,  духовная,  интимная  –  должна  быть  проникнута
суровой аскезой и рациональностью.
      Идее спасения соответствует методика, определяющая  практические  пути
достижения религиозного идеала, реальные формы поведения  индивида  в  мире,
меру и направления его активности.
      Основой  протестантской  методики  спасения  является  мироотвергающая
аскеза, базирующаяся на  признании  несовершенства  и  греховности  тварного
мира, на его решительном отрицании. Отрицание  греховного  мира  естественно
предполагает   отказ   от   его   благ,   сознательное   ограничение   своих
потребностей,  обуздание  эмоций  и  подчинение  всего  образа  жизни   идее
служения Богу.
      При отказе от мирских благ и принципов мирского существования  вообще,
идеалом  аскета-христианина   является   систематизированная   деятельность,
направленная на преодоление мирских страстей,  мешающих  сосредоточиться  на
служении Богу. М.  Вебер  подчеркивает,  что  такая  аскеза,  которую  можно
назвать потусторонней, ведет к  «полному  отрешению  от  "мира",  к  разрыву
социальных и душевных уз семьи, к  отказу  от  имущества,  от  политических,
экономических,  художественных,  эротических,   вообще   от   всех   тварных
интересов»[1].
      В  качестве   примера   потусторонней   аскезы   можно   рассматривать
христианское монашество, уходящее от мирских дел, однако, не  отказывающееся
от деятельности самой по себе. В рамках этой формы аскезы  физический  труд,
например, у христианских  монахов,  приобретает,  по  выражению  М.  Вебера,
«гигиеническую»  ценность[2],   становится   принятым   религией   средством
послушания – отвлечения от мирских  страстей.  М.  Вебер  подчеркивает,  что
западные аскеты-монахи стояли на службе  церкви,  выполняя  в  ее  интересах
практическую работу –  будь то  непосредственное  производство  материальных
благ  или  охранительная,  инквизиторская,  или  политическая  деятельность.
Однако важно, что высший смысл в данном случае имела  не  деятельность  сама
по себе, а духовные цели.
      Уникальность и историческая значимость протестантизма состоят  в  том,
что в процессе Реформации произошла  трансформация  потусторонней  аскезы  в
посюстороннюю,  или  мирскую  аскезу,  в   которой   деятельность   в   миру
рассматривается как «обязанность», возложенная на верующего.  При  всем  его
несовершенстве,   мир   является   единственным    объектом    деятельности,
направленной на прославление Бога, той особой  деятельности,  которая  «дает
аскету возможность достичь тех качеств, к которым  он  стремится,  а  они  в
свою  очередь  служат  выражением  милости  божьей,  в  силу  которой  аскет
обретает способность к деятельности такого рода»[3].
      М.  Вебер   подчеркивает,   что   «принципиальное   и   систематически
непреложное  единство   мирской   профессиональной   этики   и   религиозной
уверенности  в  спасении   создал   во   всем   мире   Только   аскетический
протестантизм. Только в протестантской  профессиональной  этике  мир  в  его
несовершенстве  имеет  исключительное  религиозное   значение   как   объект
исполнения Долга путем рациональной  деятельности  в  соответствии  с  волей
надмирного бога»[4]. Человек, принадлежащий к товарному  миру  и  несущий  в
себе все  его  несовершенство,  в  аскетическом  протестантизме  через  свою
деятельность становится орудием Бога,  исполняющим  в  миру  его  волю,  его
призвание.[5]


                     3. М. Вебер и протестантская этика


      В начале своей знаменитой книги М.  Вебер  проводит  детальный  анализ
статистических данных, отражающих распределение протестантов и  католиков  в
различных социальных слоях.  На  основание  данных,  собранных  в  Германии,
Австрии и Голландии он приходит к выводу, что протестанты преобладают  среди
владельцев  капитала,  предпринимателей  и  высших  квалифицированных  слоев
рабочих.
      Кроме того, совершенно очевидны  различия  в  образовании.  Так,  если
среди католиков преобладают  люди  с  гуманитарным  образованием,  то  среди
протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к  "буржуазному"  образу  жизни
больше людей с  техническим  образованием.  Он  объясняет  это  своеобразным
складом психики, складывающийся в процессе начального воспитания.
      Так же Вебер замечает, что католики,  не  занимая  ключевых  постов  в
политике и коммерции,  опровергают  тенденцию  о  том,  что  национальные  и
религиозные меньшинства, противостоящие в  качестве  подчиненных  какой-либо
другой "господствующей"  группе  ….  концентрируют  свои  усилия  в  области
предпринимательства и торговле. Так было с поляками в России  и  Пруссии,  с
гугенотами во Франции, квакерами в Англии, но не католиками в Германии.
      Он  задается  вопросом,  с  чем  связанно  столь  четкое   определение
социального статуса во взаимосвязи с религией.  И,  не  смотря  на  то,  что
действительно  существуют   объективно-исторические   причины   преобладания
протестантов  среди  наиболее  обеспечнных  слоев  населения,  он   все   же
склоняется к  тому,  что  причину  различного  поведения  следует  искать  в
"устойчивом внутреннем своеобразии", а  не  только  в  историко-политическом
положении.
      Далее  следует  попытка  дать  определение   так   называемого   "духа
капитализма", вынесенного в заглавие  книги.  Под  духом  капитализма  Вебер
понимает  следующие:  "  комплекс  связей,   существующих   в   исторической
действительности, которые мы в понятии объединяем в  одно  целое  под  углом
зрения их культурного значения.
      Автор приводит целый ряд цитат Бенджамина Франклина, который  является
неким пропагандистом философии скупости. В его понимании  идеальный  человек
-  "  кредитоспособный,   добропорядочный,   долг   которого   рассматривать
приумножение своего капитала как самоцель". На первый  взгляд  речь  идет  о
чисто  эгоистичной,  утилитарной   модели  мира,  когда  "честность  полезна
только потому, что дает кредит".  Но высшее благо этой этики в  наживе,  при
полном  отказе  от  наслаждения.  И,  таким  образом,  нажива  мыслится  как
самоцель. В данном случае речь идет не  просто  о  житейских  советах,  а  о
некой своеобразной этике. Так же можно сказать, что такая  позиция  является
прекрасным этическим основанием теории рационального выбора. Вебер  считает,
что честность, если она приносит  кредит  столь  же  ценна  как  и  истинная
честность.
      Вебер замечает такую характерную особенность, что  если  рассматривать
капитализм с точки зрения марксизма, то  все  его  характерные  черты  можно
обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не  хватало
именно духа современного капитализма.   Там  всегда  была  жажда  к  наживе,
деление   на   классы,    но   не   было   нацеленности   на    рациональную
организованность труда.
      Так, южные штаты Америки были  созданы  крупными  промышленниками  для
извлечения наживы, но там  дух  капитализма   был  менее  развит,  нежели  в
позднее образованных проповедниками северных штатах.
            Вебер проводит морфологический разбор слова призвание в немецком
и английском языках. Это слово  впервые  появилось  в  Библии  и  далее  оно
обрело  свое  значение  во  всех  светских  языках   народов,   исповедующих
протестантизм. Новое в этом  понятии  то,  что  выполнение  долга  в  рамках
мирской  профессии  рассматривается  как   наивысшая   нравственная   задача
человека.  В  этом  утверждении  находит  подтверждение  центральный  догмат
протестантской  этики  в  противу  католицизму,  отвергающий   пренебрежение
мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а  предлагает  выполнение
мирских обязанностей так,  как  они  определены  для  каждого  человека  его
местом в жизни. Тем самым  обязанность  становится  его  призванием.  Т.  е.
декларируется равенство всех профессий перед Богом.
      Основные значимые догматы протестантизма:

     1. .Человек изначально грешен
     2. До начала жизни все предопределено
     3. Знак о том, спасен ты или нет можно получить лишь совершенствуясь в
        своей профессии.
     4. Послушание властям
     5. Отрицание превосходства аскетического долга над мирским.
     6. Примирение со своим местом в мире.

      Протестантская церковь отменила выкуп грехов. Взаимоотношения  Бога  и
человека  были  определены  предельно  жестко  -  есть  избранные   и   есть
неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать себя  избранным.
Для этого необходимо, во-первых, тщательно исполнять  свой  профессиональный
долг, а во вторых, избегать  наслаждений  -  и  в  совокупности  это  должно
обеспечить  рост  богатства.  Так  появился  веберовский  предприниматель  -
трудолюбивый, инициативный, скромный в  потребностях,  любящий  деньги  ради
самих денег.
      Вот,  например  одна  из  особенностей  «национальные  и   религиозные
меньшинства (в разных странах) добровольно или  вынужденно  отказываются  от
политического влияния и политической деятельности,  концентрируют  все  свои
усилия в сфере предпринимательства. Так обстояло дело с поляками в России  и
Восточной Пруссии, где они шли по пути экономического  прогресса  так  же  с
гугенотами во  Франции  Людовика  XIV,  с  нонконформистами  и  квакерами  в
Англии. Но так же надо сказать, что  и  в  те  времена,  когда  в  Англии  и
Голландии католиков либо преследовали, либо только терпели,  они  в  отличие
от протестантов ничем особенным  не  проявляли  себя  в  области  экономики.
Скорее  можно  считать  установленным,  что  протестанты  как   в   качестве
господствующего, так  и  в  качестве  подчиненного  слоя  населения,  как  в
качестве большинства, так и в качестве меньшинства  проявляли  специфическую
склонность к экономическому рационализму, которую католики  не  обнаруживали
и не обнаруживают ни в  том,  ни  в  другом  положении.  Причину  различного
поведения представителей названных вероисповеданий  следует  поэтому  искать
прежде всего в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания,  а
не только в его внешнем историко-политическом положении».
      Можно заметить, что Вебер строит  изложение  своей  теории  иногда  на
отрицании или перефразировании своих ранее изложенных мыслей,  предположений
и доводов. То есть он строит предположение, а потом  далее  или  утверждает,
или отрицает его.
      По  мнению  Вебера  над   миром   господствует   рационализм.   Именно
рационализм  определяет  отношения  человека  к  природе,   отношения  между
людьми,  причем господство рационализма растет вместе с развитием техники  и
науки. М. Вебер  обосновал рационализм  науки  и  искусства.  Это  вовсе  не
значило,  что  искусство  и   наука   совмещаются.    Истинность,   красота,
рациональность всегда будут различны, но вопрос  ставился  о  развитии  этих
ценностей на Западе.
      М. Вебер  пытался проанализировать все  формы  религии  и  те  способы
действия  людей,  которые они порождают. В  этом  заключается  его  глубокое
социологическое  исследование.  Социология  по  Веберу  -   наука,   которая
занимается социальными действиями,  толкуя и  понимая  эти  действия.  Таким
образом,  социальные  действия  –  это  предмет  ее  изучения.    Социология
образует  типовые   понятия   и    ищет    общие   правила   совершающегося,
противоположно  исторической  науке,  которая  стремится  объяснить   только
частные события.
      Анализируя психологию и мировоззрение протестантов, Вебер  приходит  к
выводу, что духовные источники капитализма лежат в протестантской  вере,   и
он ставит перед собой задачу: найти связь  между  религиозным  убеждением  и
духом капитализма.


              4. Будущее протестантской этики глазами М. Вебера

      М. Вебер в «Протестантской этике» описал духовные факторы  становления
первичного  капитализма  на  Западе.  В   этот   период   именно   духовная,
религиозная мотивация  предпринимательской  деятельности,  ее  восприятие  с
точки зрения религиозного  спасения  души  доминировала  над  стремлением  к
наживе, рационализировала его и наделяла религиозным смыслом. В  современном
западном обществе  положение  изменилось:  страсть  к  наживе  вырвалась  из
религиозной «обертки»  и  превратилась  в  самодовлеющий  мотив,  в  базовую
ценность:
      «В настоящее время дух аскезы - кто знает, навсегда ли? - ушел из этой
мирской оболочки. Во  всяком  случае,  победивший  капитализм  не  нуждается
более в подобной опоре... В настоящее время стремление  к  наживе,  лишенное
своего религиозно-этического содержания, принимает там,  где  оно  достигает
наивысшей своей свободы, а  именно  в  США,  характер  безудержной  страсти,
подчас близкой к спортивной»[6].
      Из  протестантских   этических   ценностей   лишь   «представление   о
"профессиональном долге" бродит по миру,  как  призрак  прежних  религиозных
идей»[7].  Протестантская  этика,   заложив   духовные   основания   высокой
профессиональной культуры, утратила непосредственное  влияние  на  нее.  Как
свидетельствуют   современные    социологические    исследования,    прямого
соответствия между высоким уровнем протестантской религиозности  и  трудовой
этикой не наблюдается, но в целом она  выше  там,  где  была  более  сильная
протестантская традиция.
      Капитализм уже развивается не на основе  религиозной  культуры,  а  на
своем собственном базисе.  Если  первоначально  человек  со  своими  целями,
ценностями, стремлениями создавал  капиталистическое  хозяйство,  то  теперь
оно превратилось в колоссальный самостоятельный механизм, формирующий  образ
мысли и стиль жизни каждого члена общества, навязывающий ему  свои  нормы  и
«правила игры». М. Вебер пишет: «Пуританин  хотел  быть  профессионалом,  мы
должны быть таковыми».


                                 Заключение

      В книге М. Вебера  “Протестантская  этика  и  дух  капитализма”  автор
сравнивает       предпренимательские       способности        представителей
капиталистического мира, придерживающихся различных христианских  конфессий,
в  частности  он  сравнивает  католиков  и  протестантов.  Сравнивая,  Вебер
отмечает,   на   первый   взгляд   сложнообъяснимую,   особенность:    среди
приуспевающих  комерсантов  приобладают  сторонники  протестантизма.   Вебер
пишет: «При ознакомлении с  профессиональной  статистикой  любой  страны  со
смешанным вероисповедным  составом  населения  неизменно  обращает  на  себя
внимание одно явление, неоднократно обсуждавшееся в  католической  печати  и
литературе и на  католических  съездах  Германии.  А  именно  –  несомненное
преобладание протестантов  среди  владельцев  капитала  и  предпринимателей,
среди высших квалифицированных слоев рабочих, среди высшего  технического  и
коммерческого  персонала  современных  предприятий».  Далее   автор   делает
различные   предположения,    о   природе   данного    факта    преобладания
протестантов. Он пытается объяснить его с позиции исторической – «В  XVI  в.
многие богатейшие области империи в силу благоприятных естественных  условий
и близости торговых путей, приняли протестантскую  веру;  последствия  этого
факта способствуют успехам протестантов  в  их  борьбе  за  существование  и
экономическое процветание». Так же с позиции  экономической  (финансовой)  и
общеобразовательной: «Тот факт,  что  процент  католиков  среди  учащихся  и
выпускников средних учебных заведений "повышенного  типа"  значительно  ниже
их   процентного   отношения   ко   всему   населению,   можно,    объяснить
имущественными различиями. Но тот  факт,  что  среди  абитуриентов-католиков
процент окончивших  учебные  заведения,  которые  готовят  к  технической  и
торгово-промышленной      деятельности,      вообще      к       буржуазному
предпринимательству, также значительно ниже, чем среди протестантов  –  этот
факт никак нельзя объяснить финансовой причиной».
      М. Вебер в данном труде проводит большое социологическое исследование,
имеющее  своей   целью   показать   особенности   присущие   протестантскому
направлению мировоззрения,  в  общем,  и  касательно  предпринимательства  и
капитализма в частности. Так он сравнительно анализирует  взаимосвязь  между
приверженностью  к  той  или  иной  христианской  конфессии  и   успехом   в
коммерции. В своей работе Вебер  достаточно  подробно  и  доступно,  простым
литературным, разговорным языком ведет исследователя по пути  разносторонних
сравнений, то есть он сравнивает одни и те же особенности,  рассматривая  их
с разных сторон.
      Социальная теория М. Вебера исходит из индивида, из  его  субъективной
осмысленности  своих  действий.   Работа   “Протестантская   этика   и   дух
капитализма” показывает глубину мысли М. Вебера. Многое из того, что он  нам
дал в  своих  работах  и  исследованиях,  широко  используются  в  средствах
массовой  информации  и  в  научной  среде,  что  очередной  раз  показывает
значимость его работ для нашего времени.



                      Список использованной литературы:


     1. М. Вебер " Избранные произведения", М. Просвящение, 1990
     2. Вебер М.Избранные произведения. М., 1990,
     3. Вебер М. Избранное. Образ общества. М. 1994
     4. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь  в  новое  тысячелетие:  Учеб.
        пособие для студентов вузов. - 3-е изд.,  перераб.  и  доп.  -  М.:
        Логос, 2000.
     5.  Масловский  В.М.  Веберовская  концепция  патримониализма   и   ее
        современная интерпретация // Социологический журнал 1995 № 2,
     6. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История  и  рациональность:  Социология
        Макса Вебера и веберовский ренессанс // Вопросы философии. 1991.
-----------------------
[1] Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. М., 1985, с. 234
[2] там же, с. 249
[3] там же, с. 237
[4] там же, с. 250
[5] Зарубина Н.Н., Социально-культурные основы хозяйства и
предпринимательства. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998, с. 75
[6] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, с. 206-207
[7] там же



смотреть на рефераты похожие на "Протестантизм "