Культурология

Шпаргалки


1.Предметом культурологии явл-ся закономерности мировых и нац-х кул-х проц-
в, памятников и явл-ий мат-ой и дух-ой к-ры, факторы и предпосылки разв-я к-
ных ре-сов и интересов, потребности людей, их участие в приумножении, сох-
нии к-ных ценностей.
К-ра подраз-ся на мат-ю и дух-ю: мат-ая – с т з влияния ее на человека –  к-
ра труда, к-ра быта, места  жительста,  физическая,  в  отношении  к  своему
телу.  Дух-ая  –  включает  в  себя  сферу  духовного   произ-ва:   религию,
философию, мораль, искусство. М/у мат-ой и дух-ой  имеются  сходства:1)  это
рез-тат человеческой Дея-ти, 2)  имеет  духовное  начало  –  идеи,  проекты,
замыслы человека, 3) имеет матер-ное воплощение
3.  содержание  понятие  к-ры.  само  слово  культура  появ-сь   в   римской
античности.  На  латыни  оно  означ-ло  «агрокультуру»,  т  е  возделывание,
обработку земли. В 18 веке это понятие получило достаточно утойчивое  употр-
ние,    которое,    по    сути,    огран-ся     одной     лишь     духов-ной
культурой(просвещенность,    образованность,    воспитанность     человека.)
Культурология еще пребывает на стадии становления: в ней нет еще  достаточно
разраб-ных понятий, категорий и  терминов.  Тем  не  менее  число  опред-ний
культуры растет и  составляет  более  полутысячи.  Культ-ра  рассматривается
как:   «степень   человеческого   в    человеке»(Шиллер),    «стиль    жизни
народа»(Ницше), «живая судьба  народа»(Бердяев),  существуют  точки  зрении,
обобщив  которые  можно  сказать,  что   слово   культура   имеет   значение
образования  и  воспитания,   производства   и   творчества,   поколения   и
почетания(религиозному культу)
Фреид рассматривал кул-ру : он считал что  человек  постоянно  страдает  м/у
желания.
Шпенглер(начало  20   в)   выделил   8   культур:   египетская,   индийская,
вавилонская,  китайская,   Греко-римская,   византийско-арабская,   западно-
европейская и к-ра Майя.
4. Функции и струк-ра к-ры  :  1)  человеко-творческая  или  гуманистическая
(креативная    функция),    2)    передачи     или     трансляции     соц-го
опыта(информационная фц:  передача  информации  в  любом  виде,  устное  или
письменное  сообщение),  3)  позновательно-  гносиологическая   связана   со
способностью к-ры концентрировать соц-ый  опыт  множества  поколений  людей,
приобретает способность накапливать знания  о  мире,  создает  благоприятные
возможности  для  его  познания  и  освоения.  4)  регулятивная(нормативная)
связана  с  определением  различных  сторон,  видов  общественной  и  личной
деятельности  людей  в  сфере  труда,  влияет   на   поведение   людей.   5)
семиотическая(семиотика - наука о знаковых системах) знаковая:  представляет
собой определенную знаковою систему – владение, знания, без нее не  возможно
овладеть той или иной системой. 6) аксиологическая –  отражает  качественное
состояние кул-ры,  формирует  у  человека  ценностные  потр-ти  .  В  рамках
культурологи  исследуется  такие  ее  струк-ные  елементы,  как  мировая   и
национальная к-ра, классовая, городская,  сельская,  профессион-я,  дух-я  и
мат-я.
5. эволюционистский подход к пониманию к-ры 1 пер-д)  первобытное  общество,
назван пер-м младенчества человека(начало 150 т л назад – конц 4 тысяч-е  до
н э): постоение  первых  жилищь,  сначала  приспасабливая  пещеры,  а  потом
строительство из дерева и  камня,  наскальная  живопись  и  скульптуры,  вся
культура этого периода была основана на магии 2 пер-д) с 4 т до н э – 5 в  н
э называется детсво человечества, имеет не только магический, но и  мифол-ий
хар-р, основные культурные очаги: древний Египет,  двуречье,  др  индия,  др
Китай, др Греция, Рим, народы Америки. 3 пер-д) 5-17 в нэ  :  средневековье,
куль-ру  религии  –  христианство,  ислам  и  буддизм,  наз-ся   отрочеством
человечества, центры: Византия, зап Европа, киевская Русь .  наука  начинает
брать верх над религией.  4  пер-д)  эпоха  возрождения:  юношество  чел-ка,
христианство переживает внутренний кризис, рождается протестантизм,  главное
идейное течение гуманизм, великие морские открытия, астрономии,  анатомии  и
тд. 5  пер-д)  эпоха  Абсолютизма(17в)  –  рождается  естествознание,  наука
занимает главное место, в 18 веке (просвещение) религия  –  предмет  суровой
критики. Запад выходит  на  ведущие  позиции  в  мировой  истории,  оставляя
позади восток. В 19 веке - капитализм (достижения науки и техники).
7. концепции Ясперса он  делает  акцент  на  то,  что  чел-во  имеет  единое
происхождение и единый путь развития, вводит понятие – осевое время:  осеаое
время   знаменует   собой   исчезновение    великих    культур    древности,
существовавших тысячелетиями,  оно  растворяет  их,  вбирает  их  в  себя  и
предоставляет возможность гибнуть. Древние к-ры  продолжают  сущ-ть  лишь  в
тех своих  элементах,  которые  вошли  в  осевое  время,  воспринятым  новым
началом.
6 соц-ий подход старается выявить признаки связи м/у человеком и  общест-ом.
Подразумевается, что в каждом обществе есть некие культуро-творческие  силы,
направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути  развития.
Культурные ценности, под которыми подразумевается значимость объектов окруж-
го мира для челов-ва или отдельных людей, создаются самим обществом, но  они
же затем и определяют развитие этого общества, жизнь которого  начинает  все
больше  зависеть  от  произведенных  им  ценностей.  Над   человеком   часто
господствует то, что рождено им самим.
12 Культура и  цивилизация:  тождество  и  различия:  Цивилизация  –  способ
выживания человека  в  мире  при  помощи  изменения  мира,  берет  начало  с
первобытной  эпохи,  обеспечивает  физический  комфорт,  а  культура   яв-ся
совершенно противоположным способом выживания,  ее  сущность  приспособление
человека  к  враждебному  миру   и   как   результат   обретение   душевного
психологического  комфорта,  к-ра  приобретает  свое   значение   там,   где
бессильна  цивилизация.  Противопоставление  духовного  и  материального  не
может быть четким,  следовательно  к-ра  и  цивилизация  различаются  только
функционально. Понятие к-ра  и  цивилизация  толкуют  по  разному.  Прогресс
цивилизации – линейно- восходящая последовательность в которой каждое  новое
явление  лучше  предыдущего  следовательно  обеспеч-ся  больший   физический
комфорт.  Прогресс  к-ры  –  его  смысл  не  заменит  старых  ценностей,  не
поглощает то, что  было  раньше,  а  накапливает.  Цивилизация  возникла  из
враждебности м/у человеком и миром, главной фнкц цивилизации по отношению  к
природе это познание ее, преодоление, изменение самой природы.

2.История развития представлений о культуре

В обыденном  понятии   «культура»  может  связываться  с  городским  образом
жизни.  Культура- все прекрасное, возвышенное . По научному  пониманию  к-ра
характеризует человека , его образ жизни  и отличает человека  от  животных.
Сам термин культура имеет происхождение от  латинского
слова "culture" -  что  в переводе означает "возделывание земли,
уход" . Постепенно появляется новый смысл – «воспитание человека» . Один  из
первых   его   сказал   Цицерон.    Первоначальное      понятие    культуры,
существовавшее  в  древних  цивилизациях  Китая  (понятие  "жень")  и  Индии
(понятие  "дхарма")  означало  прежде  всего   целенаправленное  воздействие
человека на окружающую его природу.  Включало  оно   также  и  воспитание  и
обучение самого  человека.   В  настоящее  время   слово   "культура"  часто
употребляется  как  мера  уровня   образованности   и    просвещенности    и
воспитанности   человека.  Культура  стала   ассоциироваться  с   признаками
личного   совершенства.  Подлинное   возрождение   интереса  к  изучению   и
познанию куль-туры возобновилось лишь в эпоху Просвещения.  Основные идеи  и
концеп ции культурологии XX в. связаны также с  именами  3.  Фрейда,  К.  Г.
Юнга, К. А. Бердяева, В нашей стране культурология представлена работами  Н.
Я. Данилевского (1822-1885), Н. А.  Бердяева.     Культурология  изучает  не
только культуру в целом, но и различные, часто весьма  специфические,  сферы
культурной  жизни,  взаимодействуя   (вплоть   до   взаимопроникновения)   с
антропологией,   этнографией,   психиатрией,    психологией,    социологией,
экономической теорией, лингвистикой и т.  д.,  и  в  то  же  время  сохраняя
собственное лицо и решая свои собственные  исследовательские  задачи.  Иными
словами, культурология является комплексной гуманитарной  наукой
14. Специфика древних культур Востока: религия.  письменность,  образование,
система знание, искусство.
Понятие «Древний Восток»  -  охватывает  цивилизации  складывающиеся  с  4-5
тысячелетий до н.э. и существующие  на  огромной  территории  от  Египта  до
Китая. Религия  играла  главную  роль  в  восточном  обществе.   В  религиях
Востока на 2 план отходят первобытные верования и культы, на 1 план  выходит
религиозный   культ   могущественных   богов.   Сохраняются   черты   ранних
религиозных представлений (магия, фетинизм). Главная черта  религии  Востока
–  политеиз  (многобожие).  Развитие  хозяйства  приводит  к   возникновению
письменности   и   науки.   Письменность   первоначально    служила    чисто
хозяйственным  нуждам,  но  со  временем  проникла   в   политико-администр.
деятельность и религию.  Появляется  особое  сословие  –  писцы,  появляются
школы  из  писцов  происходят  первые  литераторы.   Возникает   математика,
астрономия, медицина.
Особенности Древневосточного искусства.
Неотделимость  худ.  сознания  от  сознания  религиозного  и   от   сознания
«производственного». Ни одно произведений искусств не создавалось  в  отрыве
от религиозного культа.
Информационность  –  в   памятниках   культуры   прослеживаются   отчетливое
преобладание информативного начала.
Иерархичность – которая проявляется в постоянном стремлении  показать  какое
место в обществе занимает тот или другой  персонаж.  Это  достигалось  двумя
способами через атрибутику или масштаб.
Каждый изображаемый имел определенные регалии.  Н-р  –  царь  или  фараон  –
символы власти;
жрецы – символ знати.  ремесленники – орудия труда.
Каноничеость, т.е. наличие обязат. корм (построение изображения). Эти  нормы
закреплялись религиями.
29. « Золотой век» в культуре России.
Начало  XIX  века  -  время  культурного   и   духовного   подъёма   России.
Отечественная война  1812  года  ускорила  рост  национального  самосознания
русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа  в
этот  период   оказал   огромное   воздействие   на   развитие   литературы,
изобразительного искусства, театра  и  музыки.  Самодержавно-крепостнический
строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития  культуры  Росси.
Дети  недворянского   происхождения   получали   начальное   образование   в
приходских училищах. Для детей дворян  и  чиновников  создавались  гимназии,
они давали право поступления в университет. В первой  половине  XIX  века  в
России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего  Московского
были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский,  Харьковский,  Петербургский
и  Киевский  университеты.  Высших  государственных  чиновников  готовили  в
привилегированных  учебных  заведениях   -лицеях.   Продолжало   развиваться
книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в  стране  было  55
казённых типографий. Здания,  построенные  в  стиле  классицизма  отличаются
чётким и спокойным ритмом,  выверенностью  пропорций.  В  театральной  жизни
России большую роль  по-прежнему  играли  иностранные  труппы  и  крепостные
театры.  Щепкин, Мочалов-актеры. В те времена ещё далеко не  все  осознавали
подлинное  значение  его   творчества.   Обаятельно   талантливые   Алябьев,
Варламов, Гурилёв обогатили  русскую  музыку  очаровательными  романсами.  В
первой  половине  IX  века  русская  музыкальная   культура   поднялась   на
невиданную ещё  высоту.   А.С.  Пушкин  стал  символом  своей  эпохи,  когда
произошёл стремительный взлёт в культурном развитии  России.  Время  Пушкина
называют "Золотым веком" русской культуры. Звонкую  лиру  Пушкина  принял  в
свои руки М. Ю. Лермонтов. Развитие русской  культуры  первой  половины  XIX
века в конечном счёте определялось экономическими и  социально-политическими
процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине  XIX  века
всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.
28. развитие образования, науки, культуры  в  России  в  эпоху  просвещения.
Худ-ая к-ра России 18 в приобретает  светский  характер,  испытывая  большое
внимание со стороны  запада,  к  середине  века  в  ней  сложились  основные
европейские стили:  классицизм  и  барокко.  Без  современной  русской  к-ры
Россия не смогла бы претендовать на достойное место среди  передовых  стран.
Основные  представители  классицизма  в  лит-ре:  Ломоносов,  Тредиаковский.
Архитектура: новая  столица  России  Санкт-Петербург  создавалась  на  новых
принципах  градостроительства,   имевшего   ансамблевый   характер.(Баженов,
казаков(старое здание  МГУ,  сенат  в  кремле,  первая  городская  больница)
Русское барокко: Растрелли- Эрмитаж, большой  дворец  в  Петергофе,  царское
село)   Музыка:   возникают   новые   жанры(пр:   военная   музыка),   новые
инструменты(гитара),  аристократы  заводят  домашние   оркестры,   возникает
камерно-инструментальная,  оперная,  симфоническая   музыка,.   Повседневная
жизнь: новое летоисчисление, новый календарь, новая традиция –  торжественно
встречать новый год  и  столетний  век,  традиция  двуязычия  –  немецкий  и
французский языки., изменения в одежде6 старинные русские  одеяния  уступают
место немецким кофтанам и узким европейским кафтанам, исчезают бороды
8Функционализм
В центре  внимания  функционалистской  школы  находилось  изучение  функции,
которой  обладает  всякий  общественный  институт   в   рамках   совокупного
организма и которую она выполняет  в  целях  его  сохранения.  Cтимулом  для
дальнейшего развития функционализма явилось стремление социологов к  лучшему
пониманию  тех   взаимосвязей,   которые   существовали   между   различными
общественными явлениями, в целях объяснения процессов развития.  Поэтому  их
внимание концентрировалось  на  изучении  связей  между  различными  сферами
общественной жизни.  
Зарождение функционализма. Бронислав Малиновский
Этот холистический, всесторонний,  всеобъемлющий  подход  обычно  называется
“функционализмом” или “структурным функционализмом”. Его постоянный  интерес
к взаимосвязи вещей, ко всем звеньям в социальной  цепи,  которая  связывает
индивидов как членов общины. Слова и действия являются значениями,  которые,
чтобы быть более полно изученными и понятыми, должны быть помещены  в  очень
широкий социальный контекст. То, что люди делают, говорят,  и  говорят,  что
они думают, имеет логическую  когерентность  и  последовательность,  которая
относится ко всей социальной структуре общества.
Функционализм Редклиффа-Брауна
Подход  Радклифф-Браун  может   быть   выражен   так:   ограниченное   число
структурных принципов  применяются  для  сравнительного  изучения  различных
систем с тем, чтобы показывает лежащее в основе  разнообразие  социальных  и
культурных феноменов. По крайней мере в теории,  метод,  таким  образом,  не
имел нужды аппелировать к  феноменам  или  причинам,  лежащим  за  пределами
ясных границ его собственной области: общества.
9  СТРУКТУРный  метод  анализа   культуры   Видное   место   в   современной
культурологии занимает структурализм, основные идеи которого  разработаны  в
работах французских ученых К. Леви-Стросса, Ж. Деррида, Ж. Лакана,  М.  Фуко
и  др.   Структурализм   поставил   задачу   преодолеть   описательность   в
культурологическом анализе  и  поставить  исследование  культуры  на  строго
научную основу с использованием точных методов  естественных  наук,  включая
формализацию, математическое моделирование, компьютеризацию и т.д.

В  качестве  образца  для   культурологических   исследований   была   взята
лингвистика, которая усилиями швейцарского  ученого  Ф.  де  Соссюра  и  его
последователей в 20-30-х годах XX века приобрела  многие  характерные  черты
точной науки. Разработанный в лингвистике Ф. де Соссюром  структурный  метод
был  перенесен  на   изучение   других   сфер   духовной   жизни   человека.
Структурализм делает  акцент  на  исследовании  форм,  в  которых  протекает
духовная   культуротворческая   деятельность   человека:    общечеловеческих
универсалий, всеобщих схем и законов деятельности интеллекта.  Эти  всеобщие
формы  обозначены  понятием   структуры.   Структура   истолковывается   как
совокупность  отношений,  которые   остаются   устойчивыми   на   протяжении
длительного исторического периода или же  в  различных  регионах  мира.  Эти
всеобщие  формы   или   «основополагающие   структуры»,   с   точки   зрения
представителей данного течения,  действуют  как  бессознательные  механизмы,
регулирующие всю духовно-творческую деятельность  человека.  Как  утверждает
К.  Леви-Стросс,  «бессознательное  содержит  в  себе  структуру,  то   есть
совокупность регулярных зависимостей общественных  отношений,  внедренных  в
индивида и переведенных на язык сообщений». Таким образом  в  структурализме
мы вновь встречаемся с концепцией  коллективного  бессознательного,  которое
лежит в основании культуры. Но если у К. Г. Юнга в качестве таких  первичных
оснований выступают архетипы, то в  структурализме  —  знаковые  системы.  С
точки  зрения  структурализма,  все  культурные  системы:  язык,  мифология,
религия,  искусство,  литература,  обычаи,  традиции  и  т.  д.  могут  быть
рассмотрены как знаковые системы. Наиболее простой и универсальной  знаковой
системой  является  язык.  Обосновывая  универсальность   разработанного   в
лингвистике метода структурного анализа Э. Бенвенист утверждал, что  «всякая
неязыковая система знаков (например, живопись,  музыка  и  т.  п.)  делается
доступной человеческому пониманию только при условии переложения ее на  язык
человеческого слова. Таким образом, цель структурного анализа заключается  в
поиске  системообразующего  фактора  данной  культуры,  в  выявлении  единых
структурных  закономерностей  некоторого  множества   культурных   объектов.
Структурный метод анализа культуры по отношению к примитивным обществам  был
с успехом применен  К.  Леви-Строссом.  М.  Фуко  применил  этот  метод  для
анализа науки в своих работах «Слова и  вещи»,  «Археология  знания»  и  др.
Методология структурализма несомненно дала большие положительные  результаты
при анализе  явлений  культуры.  Однако  характерная  для  этой  методологии
абсолютизация формализованных структур, акцент  на  объективистском  анализе
явлений  культуры  оставляет  «за  скобками»   культурологического   анализа
человека  как  субъекта  культуры.  Вычитание  субъекта  из  таких  областей
культурологии как литературоведение,  искусствоведение,  не  позволяет  даже
ставить проблему мировоззрения художника, механизма его творчества.





1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13