Культурология

Творчество Рембрандта


Творчество Рембрандта Харменса ван  Рейна  (1606—1669)  знаменует  наивысший
расцвет  голландского  искусства  XVII  века  и  одну  из  вершин   мирового
искусства вообще. Демократическое и истинно  гуманное,  проникнутое  горячей
верой в торжество справедливых жизненных начал, оно воплотило в  себе  самые
передовые  и  жизнеутверждающие  идеи  своего   времени.   Художник   поднял
изобразительное  искусство  на  новую  ступень,   обогатив   его   небывалой
жизненностью и психологической глубиной. Рембрандт создал  новый  живописный
язык, в котором главную роль играли тонко разработанные приемы  светотени  и
насыщенный, эмоционально напряженный колорит. Духовная жизнь человека  стала
отныне доступной изображению средствами реалистического искусства.
   Рембрандт выступил новатором во многих жанрах. Как портретист, он  явился
создателем  своеобразного  жанра  портрета-биографии,   где   долгая   жизнь
человека и его  внутренний  мир  раскрывались  во  всей  своей  сложности  и
противоречивости. Как исторический живописец, он претворил далекие  античные
и библейские легенды  в  согретый  высоким  гуманизмом  рассказ  о  реальных
земных человеческих чувствах и отношениях.
Середина  1630-х  годов   —   время   наибольшей   близости   Рембрандта   к
общеевропейскому стилю барокко, пышному и шумному,  насыщенному  театральным
пафосом  и  бурным  движением,  контрастами  света  и  тени,  противоречивым
соседством  натуралистических  и  декоративных  моментов,  чувственности   и
жестокости.
   В  барочный  период  написано   «Снятие  с   креста»   (1634).   Картина
иллюстрирует евангельскую легенду о том, как Иосиф Аримафейский,  Никодим  и
Другие ученики и близкие Христа,  получив  разрешение  Пилата,  сняли  ночью
тело Христа, завернули его в богатую плащаницу  и  похоронили.  [pic]Легенда
рассказана Рембрандтом с потрясающей жизненной правдой.  Трагическая  смерть
учителя и  сына  повергла  участников  события  в  глубокое  горе.  Художник
вглядывается в лица, стараясь проникнуть  в  души  людей,  прочесть  реакцию
каждого на происходящее. Взволнованно  передает  он  обморок  Марии,  матери
Христа,  плач  и  стенания  женщин,  страдание  и  скорбь  мужчин,  испуг  и
любопытство подростков.
В этом произведении Рембрандт  отталкивался  от  известной  картины  Рубенса
того  же  названия,  используя  отдельные  композиционные  мотивы   великого
фламандца и стремясь превзойти его в выражении душевных движений героев.
Другим важным достижением этой картины, наряду  с  индивидуализацией  чувств
действующих  лиц,  явилось  использование  света  для  достижения  цельности
многофигурной композиции. Три главных момента легенды  —  снятие  с  креста,
обморок  Марии  и  расстилание  плащаницы  —   освещены   тремя   различными
источниками света, интенсивность которых  убывает  сообразно  с  уменьшением
значения  сцены.  [pic]   Начало  нового  периода  в  жизни   и   творческой
деятельности  мастера  было  отмечено  двумя  важными   событиями,   которые
произошли в 1642 году: безвременной смертью  Саскии,  горячо  любимой  жены,
оставившей  ему  годовалого  сына,  и  созданием  картины  «Ночной   дозор»—
большого группового  портрета  амстердамских  стрелков,  самого  знаменитого
произведения мастера.
  Семейная трагедия и завершение ответственного заказа поставили Рембрандта
перед сложными проблемами личной и творческой  жизни.  Художник  выходит  из
этого кризиса возмужавшим и умудренным. Его искусство становится  серьезнее,
собраннее и глубже, а главное, в нем все  явственней  проступает  интерес  к
внутренней жизни человека, к тому, что творится в его душе.
В тесной связи с эволюцией  творчества  Рембрандта  в  1640-е  годы  следует
рассматривать и одно из главнейших произведений художника  —  «Даная»,  хотя
на картине стоит дата 1636. На создание образа Данаи, легендарной  греческой
царевны, заточенной своим отцом, чтобы избежать предсказанной ему гибели  от
руки внука, Рембрандта вдохновила его  первая  любовь  —  Саския.  Но  через
десять лет, как показали новейшие исследования, художник,  неудовлетворенный
первоначальным решением, существенно перерабатывает образ  главной  героини.
Моделью для окончательного  варианта  картины  послужила  ему,  по-видимому,
Гертье Диркс, молодая вдова, поселившаяся в  доме  Рембрандта  после  смерти
Саскии сначала как нянька годовалого Титуса, а  затем  и  на  правах  полной
хозяйки. Таким образом, голова, правая рука и в  значительной  степени  тело
Данаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного (по  легенде,  влюбившийся  в
Данаю Зевс проник к ней в виде золотого  дождя),  а  также  фигура  старухи-
служанки оказались написанными заново, в смелой широкой  манере  середины  и
второй половины 1640-х годов. Почти все остальные  детали  картины  остались
такими, какими были написаны в 1636 году,  характерным  для  предшествующего
периода аккуратным, рисующим мазком.
Значительным  изменениям  подвергся  и  колорит  картины.  В  первоначальном
варианте господствовали холодные тона, типичные для середины  1630-х  годов.
Заменив золотой дождь первого варианта золотым светом, как  бы  предвещающим
появление влюбленного бога, Рембрандт  выполняет  теперь  центральную  часть
картины в теплом тоне с золотистой охрой  и  красной  киноварью  в  качестве
доминант.
Во втором варианте, то есть в 1646—1647 годах, Даная получила и  углубленную
психологическую  характеристику,  благодаря  которой  раскрылся  сокровенный
внутренний мир женщины, вся сложная  и  противоречивая  гамма  ее  чувств  и
переживаний.   «Даная»,   таким   образом,—наглядный    конкретный    пример
становления знаменитого рембрандтовского психологизма. [pic]
   Творчество Рембрандта 1650-х годов отмечено прежде всего  достижениями  в
области портрета. Внешне портреты этого  периода  отличаются,  как  правило,
большим размером, монументальными формами. спокойными позами. Модели  обычно
сидят в глубоких креслах, положив на колени  руки  и  повернувшись  прямо  к
зрителю. Светом выделены лицо и кисти рук. Это  всегда  пожилые,  умудренные
долгим жизненным опытом люди — старики и старухи с печатью невеселых дум  па
лицах  и  нелегкого  труда  на  руках.  Подобные  модели  давали   художнику
блестящие  возможности  показать  не  только  внешние  приметы   преклонного
возраста, но и духовный облик  человека.  В  собрании  Эрмитажа  эти  работы
хорошо представлены незаказными портретами:
«Старик в красном», «Портрет старушки» и «Портрет старика еврея».
Мы не знаем имени человека, послужившего  моделью  для  портрета  «Старик  в
красном». Рембрандт писал его дважды: в  портрете  1652  года  (Национальная
галерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в  глубокой
задумчивости склонившим голову на правую руку; эрмитажный  вариант  трактует
ту же  тему—  человек  наедине  со  своими  думами.  На  этот  раз  художник
применяет строго  симметричную  композицию,  изображая  неподвижно  сидящего
старика  в  фас.  Но  тем  заметнее  движение  мысли,  едва  уловимая  смена
выражения лица: оно кажется то суровым, то  более  мягким,  то  усталым,  то
вдруг озаренным приливом внутренней силы и энергии. То  же  происходит  и  с
руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессиленно.  Художник
достигает этого прежде  всего  благодаря  блестящему  мастерству  светотени,
которая в зависимости от  ее  силы  и  контрастности  вносит  в  изображение
элегическую расслабленность  или  драматическое  напряжение.  Огромную  роль
играет при этом и манера нанесения краски на холст. Изрытое  морщинами  лицо
старика   и   узловатые   натруженные    руки    обретают    художественную,
выразительность благодаря вязкому месиву красок, в  котором  переплетающиеся
жирные мазки передают  структуру  формы,  а  тонкие  лессировки  придают  ей
движение и жизнь.
Безымянный старик в  красном  с  подчеркнутым  достоинством,  силой  духа  и
благородством   стал   выражением   новой   этической   позиции   художника,
открывшего, что ценность  личности  не  зависит  от  официального  положения
человека в обществе.
   К середине 1660-х годов Рембрандт  завершает  свое  самое  проникновенное
произведение — «Возвращение блудного  сына».  Его  можно  рассматривать  как
завещание Рембрандта-человека  и  Рембрандта-художника.  Именно  здесь  идея
всепрощающей любви к человеку, к униженным  и  страждущим  —  идея,  которой
Рембрандт  служил  всю  свою  жизнь,—  находит   наивысшее,   совершеннейшее
воплощение. И именно в этом произведении мы встречаемся со  всем  богатством
и  разнообразием  живописных  и  технических  приемов,   которые   выработал
художник за долгие десятилетия творчества.
   Оборванный,  обессиленный  и  больной,  промотавший  свое   состояние   и
покинутый друзьями,  появляется  сын  на  пороге  отчего  дома  и  здесь,  в
объятиях отца, находит прощение и утешение. Безмерная светлая  радость  этих
двоих — старика, потерявшего всякие надежды на  встречу  с  сыном,  и  сына,
охваченного стыдом и раскаянием, прячущего лицо на груди  отца,—  составляет
главное эмоциональное содержание произведения. Молча,  потрясенные,  застыли
невольные свидетели этой сцены.
Художник  предельно  ограничивает  себя  в  цвете.  В   картине   доминируют
золотисто-охристые,   киноварпо-красные   и   черно-коричневые   тона    при
бесконечном богатстве  тончайших  переходов  внутри  этой  скупой  гаммы.  В
нанесении красок на холст участвуют и кисть, и шпатель, и черенок кисти;  но
и  это  Рембрандту  кажется  недостаточным—он  наносит   краски   на   холст
непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой  ноги  блудного
сына).  Благодаря  разнообразию  приемов  достигается  повышенная   вибрация
красочной поверхности — краски то горят, то сверкают,  то  глухо  тлеют,  то
как  бы  светятся  изнутри,  и  ни  одна  деталь,  ни   один,   даже   самый
незначительный, уголок холста не оставляет зрителя безучастным.
   Только  умудренный  огромным  жизненным   опытом   человек   и   великий,
проделавший большой путь художник  мог  создать  это  гениальное  и  простое
произведение.
   В  «Возвращении  блудного  сына»  ничего  не  происходит  и   ничего   не
произносится — все было сказано, передумано,  выстрадано  и  перечувствовано
давным-давно, в годы долгого ожидания, но  есть  радость  встречи,  тихой  и
светлой...
«Возвращение блудного сына» было последним большим произведением мастера.  В
1669 году Рембрандт умер.



                         Использованная литература:

   1. Ю. Кузнецов. «Голландская живопись XVII – XVIII веков в Эрмитаже».
      Издательство «Искусство», Ленинградское отделение,1988г
   2. «Эрмитаж. Планы выставок» составитель Ю.Шапиро. Лениздат, 1977г.
   3. «Энциклопедический словарь юного художника» составители Н. Платонова и
      В. Синюков, Изд-во «Педагогика», Москва, 1983г.



смотреть на рефераты похожие на "Творчество Рембрандта"