Культурология

Шпора по культурологии (институт)




Билет 6


|29  Позднее         |
|средневековье.      |
|Готический стиль.   |
|Интенсивно          |
|используются витражи|
|мозаика, здания с   |
|тонкими стенами и   |
|перекрытия,         |
|стрельчатая арка    |
|заостренная кверху в|
|виде стрелы, большие|
|окна. Собор         |
|Парижской           |
|богоматери, собор   |
|святого Вита, Санта |
|Марии, Миланский    |
|собор. Скульптуры   |
|пополнели т.к.      |
|душа-в теле. Театры |
|бродячих актеров –  |
|библейские  и       |
|простонародные      |
|сюжеты. Верить –    |
|значит              |
|понимать-Августин.  |
|Музыка –король      |
|Навары Тибо, Ричард |
|львиное сердце      |
|6 Исск как ядро     |
|худож К             |
|  искусство         |
|оценивает мир       |
|формирует дух. облик|
|людей, их чувства,  |
|мысли,              |
|мировоззрение,      |
|пробуждает          |
|творческие          |
|способности. И.     |
|Связано с нац. к-рой|
|виды И.: арх(созд.  |
|соор. Для общ. и    |
|частной жизни       |
|людей);             |
|скульп.(монум,      |
|станк,              |
|декор)(объемное     |
|претворение худ.    |
|форм в              |
|пространстве);      |
|жив.(монум,станк)(пр|
|едст образов с      |
|помощю красок (воск\|
|темпера\ масло) и   |
|твердой поверх)     |
|графика(ст\ книжная\|
|газ-жур\ прикл\     |
|плакат)             |
|(рисунок+текст);    |
|дек\прикл\исск(быт  |
|предм.,облад.       |
|худ-эст ценностью); |
|дизайн(формир.      |
|предметной          |
|среды)(выр\ср:      |
|пропорции\ ритм\    |
|контраст);          |
|лит-ра(матер.       |
|носитель-слово)(проз|
|а\ поэзия\ драм);   |
|музыка(симф\ опер\  |
|камер\ легкая\      |
|др)(жанры: песня\   |
|танец\ сонет\ сюита\|
|симф\ опер\);       |
|театр(драм действие |
|перед зрит)(пьесса\ |
|либретто\ импров\   |
|пантомима);         |
|хореография(танец); |
|кино(синтетическое) |



Билет 27
|49.Серебрянный век. |
|Реалистическое      |
|направление в       |
|лит-ре:             |
|Мамин-Себиряк,      |
|Гарин-Михайловский, |
|Чириков, Шмелев,    |
|Алексей Толстой, Д. |
|Бедный. Декадентское|
|направление Н.      |
|Минский, Т.         |
|Мережковский, З.    |
|Гиппиус, Ф. Сологуб,|
|Бальмонт, Брюсов.   |
|Символисты, Блок,   |
|Бедный. Лозунг      |
|декадентов и        |
|символистов:        |
|«Искусство ради     |
|искусства»,  отказ  |
|от реализма, от     |
|участия в           |
|общественной борьбе,|
|проповедовали       |
|крайний субъективизм|
|и индивидуализм.    |
|Творчество          |
|проникнуто          |
|настроениями упадка |
|и мистицизма.       |
|Модернизм в театре: |
|создание МХАТа      |
|Станиславским.      |
|Актеры: Качалов,    |
|Москвин, Леонидов.  |
|Музыка:             |
|Римский-Корсаков    |
|«Садко», «Золотой   |
|петушок». Симфонии: |
|А.К. Глазунов       |
|«Раймонда»,         |
|«Времена года»; А.Н.|
|Скрябин, Балакирев. |
|Модернисты: Л.С.    |
|Прокофьев, Н.Я.     |
|Мясковский; Балет:  |
|Стравинский «Жар    |
|птица», «Петрушка». |
|Балерина – Анна     |
|Павлова. Живопись:  |
|Левитан             |
|«Владимирка». Реал. |
|живоп.: Серов       |
|«Девочка с          |
|персиками», Челенис |
|«Небесная мельница».|
|Символисты: Врубель |
|«Царевна лебедь»,   |
|«Демон», «Пан».     |
|Арх-ра: Внедрение   |
|железобетонных и    |
|металлических       |
|конструкций. Жуков, |
|Шехтер, Щусев.      |
|Наука:              |
|Лебедев-физик;      |
|Жуковский, Чаплыгин-|
|математика;         |
|Циолковский-аэродина|
|мик.                |
|59.Роль К исскуства |
|в деят  оф          |
|                    |
|Формирование        |
|высокого уровня     |
|культуры воинской   |
|деятельности –      |
|важная составляющая |
|служебной           |
|деятельности        |
|офицера –           |
|воспитателя .       |
|она включает моменты|
|: усваивать уенности|
|общей и специальной |
|культуры .          |
|является носителем  |
|этих ценностей то   |
|есть быть частью    |
|культурной среды .  |
|создовать новые     |
|культурные ценности |
|.                   |
|В структуре култ    |
|воин-ой деят-ти     |
|выделяются несколько|
|структурообразующих |
|элементов :         |
|военно-технические  |
|политические        |
|нравственные и      |
|эститеческие .      |
|военно-техническая  |
|культура выступает  |
|как показатель      |
|уровня и степяни    |
|овладениями общими и|
|военнотехническими  |
|знаниями . умения   |
|практически         |
|применять технику и |
|оружие в современных|
|боевых операциях .  |



Билет 19
|19. Соц. Кул.       |
|Динамика Сорокина   |
|                    |
|Причина             |
|закономерностей     |
|развития общ-ва     |
|является            |
|существование       |
|системы ценностей в |
|центре человек.     |
|Каждый тип к- ры    |
|определяется сист.  |
|Ценностей и         |
|человеком. Человек –|
|определённый тип    |
|культуры. Труд      |
|«Социокультурная    |
|динамика»           |
|предполагает        |
|различать типы к-ры |
|по параметрам:      |
|природа потребностей|
|и целей, реальности |
|, степень удовлет.  |
|Нужд и потреб, метод|
|удовлетвор.         |
|42.   Киевской Руси.|
|Предпос  ее формир… |
|   Предпосылки      |
|формирования: 6 век |
|– 9 век:            |
|формирование        |
|древнерусского      |
|гос-ва. 988-        |
|принятие            |
|христианства на     |
|Руси. Было 2        |
|культурных центра:  |
|Киев и Новгород.    |
|Особенности ДР      |
|к-ры:1.Религиозность|
|, 2.Строгая         |
|каноничность,       |
|3.Имперсональность. |
|Киев становится     |
|центром ДР гос-ва.  |
|Культурные          |
|памятники: собор    |
|София Киевская-1035 |
|г., собор София     |
|Новгородская-1045г. |
|В них использовалась|
|крестово – купольная|
|система. Золотые    |
|ворота во           |
|Владимире(1154 г.)  |
|Приемы древней      |
|живописи: фреска,   |
|мозаика, иконопись, |
|Иконописцы:         |
|Рублев”Георгий      |
|победоносец”,”Ангел |
|– златые власа” (12 |
|век). Летописец     |
|Нестор: “Повесть    |
|временных лет.”     |
|“Слово о полку      |
|Игореве”(автор      |
|неизвестен),        |
|Владимир            |
|Мономах”Житие.”     |



Билет 16
|16. Теория К        |
|антропологии Тайлора|
|                    |
|Тайлор(против теории|
|локальных           |
|цивилизаций) к-ра   |
|имеет единое начало,|
|неделимость мировой |
|культуры. Формы к-ры|
|как бы они ни были  |
|различны имеют один |
|«корень» древнюю    |
|культуру. Работа «  |
|Первобытная         |
|культура».          |
|39. Реалистические  |
|направления         |
|современной         |
|                    |
|Реализм возник как  |
|преемник- оппонент  |
|романтизма. Реализм |
|делят на            |
|натурализм(отражение|
|действительности как|
|в зеркале),         |
|критический         |
|реализм(изображение |
|социальной          |
|напряженности,      |
|классовой борьбы),  |
|и, до 90-х годов,   |
|социалистический    |
|реализм(изображение |
|утопической         |
|социалистической    |
|идеальной жизни).   |



Билет 25
|57.Роль и место     |
|музеев библ.в       |
|культ.              |
|В 1932 году при     |
|президиуме ВЦИК был |
|организован комитет |
|по охране памятников|
|истории исксива и   |
|культуре . по сути  |
|дела кометет был    |
|создан не для учета |
|имеющихся ценностей |
|ответственность же  |
|за их сохранность   |
|была возложенна на  |
|соответствующие     |
|исполкоммы.         |
|Среди общественных  |
|организаций особое  |
|место и роль        |
|принадлежит         |
|всеросийскому       |
|обществу охраны     |
|памятников истории и|
|культуры которое    |
|было основано в     |
|1966г .Закон об     |
|охране и            |
|использование       |
|памятников истории и|
|культуры определяет |
|парядок учёта       |
|культурного и       |
|исторического       |
|наследия которое в  |
|этой связи          |
|подроздиляется на   |
|памятники           |
|республиканнского и |
|местного значения . |
|47. Культура России |
|1 половины 19 в.    |
|Арх-ра: Классицизм  |
|переходит в Русский |
|ампир (в европейский|
|классицизм вносятся |
|самобытные          |
|черты).Тома де      |
|Томано – здание     |
|Биржи.Воронихин –   |
|Казанский собор –   |
|30-е годы(в честь   |
|победы              |
|1812г.);Монферано – |
|Исаакиевский собор –|
|1 пол. 19в. Роспись |
|- Карл Брюлов. Росси|
|– здание            |
|генерального штаба, |
|арка генерального   |
|штаба. Бове –       |
|Большой театр –     |
|Москва, театральная |
|площадь.Скульптура: |
|Клод – «Крылов в    |
|летнем саду»,       |
|«Конь»(Москва).Марко|
|с – памятник Минину |
|и                   |
|Пожарскому.Живопись:|
|развитие разл.      |
|жанров.Романтизм –  |
|Кепренский,         |
|Виницианов (народные|
|мотивы, русский быт)|
|«На пашне»,         |
|«Близнецы». Реализм |
|– Тропинин          |
|«Кружевницы»,       |
|портрет сын.        |
|Классицизм – Брюлов |
|«Последний день     |
|Помпеи», «Всадница»;|
|Иванов «Явление     |
|Христа              |
|народу».Реализм(Крит|
|ический реализм:    |
|Федотов «завтрак    |
|аристократа»,       |
|«Вдовушка».         |

Билет 4
|8: Типология К как  |
|одна из проблем     |
|культур?            |
|Русская культура    |
|представляет собой  |
|третье начало,      |
|уравновешивающее    |
|восточную и западную|
|цивилизации. Свои   |
|концепции           |
|предлагали:         |
|Достоевский         |
|(соединение высших  |
|слоев общества с    |
|народом).           |
|Толстой (смысл жизни|
|видел в усвоении    |
|многовековой        |
|народной мудрости и |
|в христианской      |
|религии; руководство|
|моралью любви и     |
|милосердия,         |
|непротивления злу   |
|насилием).          |
|Бердяев ( религия   |
|способствует        |
|окончательному      |
|объединению красоты,|
|добра, любви).      |
|Вернадский,         |
|Чижевский, Гумилев, |
|Маркарян,  Мижуев,  |
|Лихачев,            |
|Гуревич(показали    |
|связь между         |
|культурной историей |
|человечества,       |
|космическими        |
|явлениями,          |
|геологическими      |
|процессами и        |
|материальной жизни  |
|общества).          |
|Культура является   |
|специфическим       |
|способом бытия      |
|человека, имеет свои|
|пространственные и  |
|временные границы,  |
|раскрывается через  |
|особенности         |
|поведения, сознание |
|и деятельность      |
|человека, равно как |
|и через вещи,       |
|предметы, речь,     |
|символы и знаки.    |
|26.К  Древ. Востока |
|(Индия, Китай,      |
|Япония).            |
|                    |
|Прямолин.           |
|Размерекноое развите|
|цивилиз. Человек не |
|теряет связь с      |
|природой, человек   |
|часть окр. мира.    |
|Достижение нирваны  |
|(наивыс. степень    |
|совершенства).      |
|Конфуцианство       |
|(совокупность правил|
|и норм поведения    |
|человека), Индуизм  |
|(Юго-Вост. Азия,    |
|аскетизм – способ   |
|стать богом, бого – |
|часть природы),     |
|Даосизм  (основатель|
|Лао-цзы, дао- путь к|
|совершенству),      |
|Буддизм (Стремление |
|слиться с буддой).  |
|Каноничность,       |
|схеметичность       |
|живописи. Веды гимны|
|богам. Изобр. ис-во:|
|мелкая пластика,    |
|статуэтки богов.    |
|Страмбхи- столбы с  |
|надписяим. Ступ –   |
|памятный комплекс.  |



Билет 9
|9. Представление о К|
|древнего человека?  |
|                    |
|Духовный мир нашего |
|далекого предка был |
|миром культуры,     |
|миром создания      |
|значимых для его    |
|души ценностей. В   |
|них он познавал и   |
|переживал окружающий|
|мир, себя в нем и   |
|мир в себе. Человек |
|интенсивно и        |
|плодотворно         |
|трудился, создавал  |
|много удивительного:|
|мифы, религиозные   |
|представления,      |
|орудия труда,       |
|памятники искусства |
|и культуры,         |
|повседневный опыт,  |
|практические знания |
|о природе и себе.   |
|Это помогло         |
|следующим поколениям|
|в своем культурном  |
|развитии.           |
|Виды труда :        |
|первичный( палка,   |
|камень, дубина),    |
|вторичный( то чем   |
|делалось первичное).|
|                    |
|Первый предмет      |
|религиозного        |
|поклонения фетиш.   |
|Вера в духов.       |
|Европа, южная Азия, |
|северная Африка-    |
|там первые памятники|
|культуры.           |
|                    |
|32 Барокко          |
|Барокко-            |
|необычное.хар-ки(   |
|яркость чувств,     |
|порывистость,       |
|страстность,        |
|преувеличения и     |
|излишества,         |
|чрезмерная          |
|величественность.пок|
|орило европу,       |
|америку.            |
|Живопись(Микеланджел|
|о караваджо «мальчик|
|с лютней»),         |
|скульптура(Бернини  |
|«экстаз святой      |
|терезы»), Рубенс, Ян|
|Стен. Отпечаток на  |
|весь быт чела;      |
|изделия( мебель,    |
|мода, стиль жизни.  |



Билет 23
|23  конц            |
|Вернадского,        |
|Чижевского Гумилёва.|
|                    |
|Вернадский – учение |
|о ноосфере          |
|(послееднее из      |
|многих состояний    |
|эволюции биосферы,  |
|происходит процесс  |
|трансформации биосф |
|в ноосферу.         |
|Чижевский –         |
|концепция           |
|взаимодействия      |
|космоса и историч.  |
|процесса, связь     |
|человека с Вселенной|
|                    |
|Гумилёв- космич.    |
|Энергия влияет на   |
|отдельных людей(    |
|кассионарии),       |
|которые потом       |
|вплёскивают эту     |
|энергию в общество. |
|Теория развития     |
|этносов( сначала    |
|всплеск космич      |
|энергии порождает   |
|«пассионарность»    |
|этноса примерно наа |
|1000 лет, затем идёт|
|умирание этноса)    |
|64.  Диссидентская  |
|кул-ра советской    |
|России.             |
|Дис-ты: ак-к        |
|Сахаров, пис-ли     |
|Солженицин,         |
|Максимов, муз-ты:   |
|Растропович,        |
|Высоцкий, худ. Эрнст|
|Неизвестный.        |
|Произ-я: Пастернак  |
|“Д-р Живаго”, фильм |
|”Вечный зов”        |
|Хар. черты:         |
|антисоветизм,       |
|антикоммунизм,      |
|Появ-ся худ-ки      |
|70-ки;Предст-ли:    |
|Назаренко,          |
|Ситникова.          |



Билет 17
|17. Фрейдизм и      |
|неофрейдизм о       |
|проблемах К         |
|                    |
|Фрейд: человек      |
|постоянно страдает  |
|от каких-либо       |
|комплексов по       |
|причине противоречия|
|желаний человека и  |
|неудовлетворённости |
|этих желаний.       |
|Человек перемещает  |
|(сублимирует)       |
|потенциал от        |
|биологических       |
|потребностей к      |
|духовным в          |
|результате влияния  |
|к-ры.               |
|Школа культурного   |
|психоанализма.      |
|Юнг (последователь):|
|объясняет           |
|происхождение       |
|культуры ещё и      |
|коллективной        |
|бессознательностью. |
|Носитель этого –    |
|аретип ( результат  |
|спонтанного         |
|порождения образов  |
|мозгом), сознание   |
|человека формируется|
|под воздействием    |
|нескольких          |
|архетипов.          |
|40. К  массов. и    |
|к-ра элитарная.     |
|Массовая к-ра – это |
|следствие массового |
|общества.           |
|Противоречия:       |
|разделение массовой |
|к-ры на 3 уровня:   |
|высшая(элитарная),  |
|к-ра средних        |
|социальных слоев    |
|общества,           |
|вульгарная(низшая)- |
|массовая. Особое    |
|место занимает кич  |
|(от немецкого –     |
|халтура). В массовой|
|к-ре глубина        |
|проникновения в     |
|существо явлений    |
|почти всегда        |
|ничтожно. Основн.   |
|черта- удовлетворени|
|потребностей        |
|человека. По поводу |
|массовой к-ры       |
|Ортега-и-Гассет     |
|сказал: “Герои      |
|исчезли, остался    |
|хор.”               |
|Фрейд:”Сегодня      |
|сформировалась      |
|массовая душа.”     |
|Массовая к-ра       |
|развивается по      |
|закону рынка,       |
|появилось           |
|коммерциализированно|
|е искусство. Бэлл   |
|:”Рост              |
|информативности,    |
|коммуникавтивности- |
|причина             |
|возникновения       |
|массовой к-ры.”     |
|Массовое сознание   |
|носит характер:     |
|прагматичный,       |
|классовый,          |
|консервативный.     |
|                    |

Билет 30
|52. Отеч. к-ра ВОВ  |
|                    |
|Основные силы       |
|работников культуры |
|и искусства были    |
|направлены на       |
|художественное      |
|обслуживание фрониа |
|и тыла. Публицистика|
|– А. Толстой,       |
|Леонов, Шолохов,    |
|Фадеев, Симонов     |
|(Молдая гвардия).   |
|Поэты –             |
|Твардовский(Василий |
|Теркин). Музыканты –|
|Прокофьев(увертюра  |
|“1941 год”),        |
|Шестакович(“7-я     |
|симфония”) 1942 год |
|– первый            |
|полнометражный фильм|
|“Машенька”.         |
|62.  содерж произв  |
|иск и метод анализа.|
|                    |
|Последовательность и|
|содержание идейно – |
|художественого      |
|анализа произведения|
|искусства.          |
|Изучение литературы |
|об авторе времени   |
|создания и самом    |
|произведении        |
|искусства.          |
|Учет условий и      |
|времени восприятия  |
|произведения        |
|искусства.          |
|Раскрытие содержания|
|произведения        |
|искусства           |
|определение его.    |
|Идеи,               |
|замысла,темы,сюжета,|
|                    |
|Определение         |
|качественных        |
|формальных          |
|особенностей        |
|произведения        |
|искусства.          |
|Вид искусства,      |
|жанр,форма,композици|
|я, художественные   |
|средства создания   |
|образа.             |
|Оценка              |
|имторико-художествен|
|ной ценномти        |
|произведения        |
|искусства.          |
|Определение         |
|воспитательного     |
|значения            |
|произведения        |
|искусства.          |



Билет 21
|48. Культура России |
|2 половины 19 в.    |
|Обслуживает интересы|
|простых людей, а не |
|аристократии.       |
|Формируется новая   |
|прослойка –         |
|интеллигенция.      |
|Праотец эстетической|
|теории реализма –   |
|Чернышевский.       |
|Лит-ра: Тургенев,   |
|Толстой «В. и М.»,  |
|«Анна Каренина»,    |
|Достоевский,        |
|Гончаров «Обломов», |
|«обрыв».Псих. роман:|
|Достоевский «Братья |
|Карамазовы», «Бес», |
|«Подросток»,        |
|«Преступление и     |
|наказание». Сатира: |
|Чехов, Короленко    |
|«Дети подземелья»,  |
|Мамин-Сибиряк.      |
|Композиторы:        |
|Мусоргский,         |
|Балакирев, Бородин, |
|Римский-Корсаков    |
|(частые обращения к |
|сказкам). Чайковский|
|– истоки создания   |
|балетной музыки     |
|«Лебединое озеро»,  |
|«Щелкунчик».Рахманин|
|ов. Живопись: 1863г.|
|–бунт14-ти          |
|художники-передвижни|
|ки: Крамской        |
|«Незнакомка»,       |
|Мясоедов, Перов –   |
|остросоциальные     |
|картины- «Тройка»,  |
|«У последней        |
|заставы», «Сельский |
|крестный ход на     |
|пасху», Саврасов    |
|«Грачи прилетели»,  |
|Шишкин – певец      |
|русской природы –   |
|«Утро в сосновом    |
|бору», «Рожь»,      |
|Поленов «Московский |
|дворик», Айвазовский|
|«9 вал» . Репин     |
|«Бурлаки на Волге», |
|«Мусоргский»;Суриков|
|– «Утро стрелецкой  |
|казни»; Васнецов -  |
|сказки – «Три       |
|богатыря». Верещагин|
|– фаталист –        |
|«Апофеоз войны».    |
|Скульптура:         |
|Апикушкин «Пушкин». |
|Наука: Попов-радио, |
|Радихин, Менделеев, |
|Бутлеров, Тимирязев,|
|Лодыгин,            |
|Яблочков-лампочка,  |
|Можайский-первый    |
|самолет.            |
|44. Становление R   |
|централиз русск  гос|
|.                   |
|                    |
|Значимые            |
|исторические        |
|события: абсолютизм,|
|монархия.Россия     |
|приобретает свой    |
|вес, важное место в |
|мире. Иван 3 и Иван |
|4 создали мощное    |
|государство. К 15 в.|
|начинает            |
|формироваться единая|
|культура.           |
|Развивается в       |
|литературе          |
|публицистика        |
|(рассказ о светской |
|жизни общества).    |
|Формируется         |
|дворянство, а       |
|лите5ратура         |
|отображает роль     |
|этого класса в      |
|жизни. Проводятся   |
|различные           |
|реформы.Яркие       |
|произведения:       |
|«сказание о князьях |
|Владимирских».Писате|
|ли-публицисты: Иван |
|Пересветов,         |
|Ермолай-Еразм.Церков|
|ь обосновывает      |
|необходимость       |
|укрепления          |
|централизованного   |
|государства.        |
|Проводится          |
|канонизация местных |
|русских «святых».   |
|Митрополит Макарий  |
|«Четьи              |
|Минеи»-церковный    |
|труд в 10 томах,    |
|живо описания       |
|русских             |
|святых.«Степенная   |
|книга» – огромное   |
|собрание пышных     |
|биографий всех      |
|предков Ивана       |
|Грозного. Кодексом  |
|морали и житейских  |
|правил состоятельных|
|слое в общества     |
|можно назвать       |
|«Домострой». Он     |
|проникнут идеей     |
|смирения,           |
|паодчинения властям,|
|а в семье –         |
|повиновение         |
|домовладыке. Начало |
|книгопечатания: 1564|
|г. в Москве вышла   |
|роскошно оформленная|
|печатная книга      |
|«Опостол». Активное |
|возрождение         |
|зодчества.1475-1479 |
|гг. – Кафедральный  |
|Успенский собор     |
|(Аристотель         |
|Феорованти) –       |
|симбиоз 2 систем:   |
|русское зодчество и |
|барокко. Роспись    |
|собора:             |
|Дионисий.Новый      |
|архитектурный стиль |
|– шатровый (церковь |
|Вознесения в        |
|Коломенском).       |
|1554-61 г. Собор    |
|Василия Блаженного  |
|(Барма, Постник),   |
|Покровский собор в  |
|честь взятия Казани |
|1552 г..1672 г. –   |
|попытка создать     |
|первый русский      |
|театр.              |

Билет 11
|10: Средневековое   |
|представление о     |
|культуре?           |
|                    |
|Высшее достижение   |
|культуры            |
|средневековья       |
|выражалось не только|
|в религиозной –     |
|фанатической стороне|
|сознания, но и в    |
|олицетворении в ней |
|творческой воли     |
|человека, могущество|
|труда человеческого |
|общества.           |
|5-16 века-  длина   |
|средневековья.      |
|Огромную роль в     |
|формировании этой   |
|культуры сыграла    |
|религия, феодально –|
|светская культура,  |
|народная культура(  |
|праздники, обычаи,  |
|каноны).            |
|Арки, готика,       |
|музыка, архитектура,|
|театр-  наиболее    |
|сильный рассвет в   |
|это время.          |
|Музыка: «Охота на   |
|оленя», «Эхо» и др. |
|Литература: Шекспир.|
|                    |
|                    |
|34 Развитые         |
|капиталист отнош.   |
|Классицизм.         |
|Классицизм –на      |
|основе реализма, в  |
|основе рациональное |
|начало.             |
|Сформировался в     |
|последн. ј 18 века  |
|во Франции. Декарт, |
|Корнель, Расин,     |
|Мольер, Буало-      |
|основатели          |
|классицизма.        |
|Принципы классиц.   |
|Раелизовались в     |
|различных видах     |
|искусства.          |
|Возродилось стр-во  |
|треумфальных арок   |
|(Треумфальная арка  |
|на площади звезд в  |
|Париже). В скуьпт.  |
|Гладкие полированные|
|поверхности мрамора,|
|придают статуям     |
|холодность. Жесты   |
|героев сдержаны. В  |
|живописи – сцены    |
|античных времен.    |



Билет 33
|65. Принципы        |
|эстетического       |
|воспитания          |
|                    |
|Эстет-е воспит-е    |
|нач-ся с правил-го  |
|восприятия красоты в|
|окр-щей действ-ти, в|
|общ-ве, в жизни.    |
|2 задачи: 1-я –     |
|развивать эстет-е   |
|способ-ти личности в|
|структуре ее        |
|деят-ти;            |
|2-я – формировать   |
|эстетич-е ориентации|
|личности, спос-ть   |
|воспринимать,       |
|чувствовать,        |
|переживать,         |
|прививать вкус и    |
|идеал человека.     |
|3 этапа: 1-й –      |
|опред-ние эстет-х   |
|качеств; 2-й-       |
|усвоение принципов  |
|эстет-го воспитания,|
|т.е. правил по      |
|которым             |
|осуществляется этот |
|процесс; 3-й-       |
|овладение средс-ми и|
|методами эстет-го   |
|воспитания.         |
|66. Кул-ная политика|
|гос-ва в ФАПСИ.     |
| Вопросы развития   |
|к-ры и ис-ва,       |
|повышения их роли в |
|деле формирования   |
|гармонично развитого|
|воина, укрепления   |
|обороноспособности  |
|занимант важное     |
|место в кул-ной     |
|политике России по  |
|отношению к ФАПСИ.  |
|К-ра выступает не   |
|столько как         |
|опред-ная сфера     |
|общ-й жизни, сколько|
|как ее суть.        |
|Факторы кул-ной     |
|политики:  1)       |
|Потреб-сть          |
|построения гуманного|
|демократ. общ-ва;   |
|2) Потреб-сть       |
|реформирования общ-й|
|жизни в России;  3) |
|Потреб-сть          |
|дальнейшего развития|
|и перестройки общ-го|
|сознания, возрож-я  |
|общ. ценностей и    |
|кул-но-истор-х      |
|традиций            |
|                    |



Билет 13
|36. Фовизм,         |
|футуризм,           |
|дадаизм-модерн   20в|
|                    |
|Фовизм- (от         |
|итальянского: дикий,|
|хищный)             |
|характеризуется     |
|яркостью, часто     |
|несопоставимостью   |
|красок, предметы    |
|часто окрашиваются  |
|не в свои цвета.    |
|Представители: Андре|
|Матис               |
|картина“Танец”,”Вид |
|из окна в Танжере”, |
|Марке, Фламин,      |
|Тирен.              |
|Футуризм- (от       |
|итальянского –      |
|будущий)            |
|авангардистское     |
|течение, сложившееся|
|в италии. Отличается|
|тем, что            |
|изображаемый предмет|
|стремились показать |
|динамичным.         |
|Отрицание           |
|традиционной        |
|культуры.           |
|Представители: Дж.  |
|Северини “Бронепоезд|
|в действии”,        |
|Боччони, Лентулов   |
|“Небесный           |
|свод”,Джакомо Балло |
|”Собачонка на       |
|цепочке”            |
|Дадаизм- (от фр.    |
|dada- лошадка).     |
|Возникло            |
|одновременно в      |
|1915-16 гг. в       |
|Нью-Йорке и         |
|Швейцарии. Назвние  |
|дано лидером течения|
|румынским поэтом    |
|Тцарой. Дадаисты    |
|изображали то, что в|
|данный момент       |
|взбредет им в       |
|голову, что часто   |
|выглядело, как      |
|“каракули младенца“.|
|В 1922 г. дадаизм   |
|влился в сюрреализм.|
|                    |
|Представители:      |
|художник Дюшан,     |
|Пикабия ”Дитя       |
|карбюратора”        |
|31 К и исск нового  |
|времени.            |
|Культура – разум.   |
|Цель – сделать      |
|человека счастливым,|
|Зигмунд Фрейд –     |
|культ как средство  |
|для                 |
|совершенствования   |
|чел (человек в услов|
|западной культ имеет|
|неустойчивую        |
|психику,            |
|сознание:разрывается|
|:нормы К и          |
|собственные желания |
|) Кант, Гегель,- ,  |
|как перманентный    |
|процесс развития    |
|общества(К-область  |
|духовн свободы чел) |
|,Жан Жак Руссо- как |
|оружие закобаления  |
|чел(превращение его |
|в оружие чуждых челу|
|сил.ущерб-сущ.      |
|частная собственость|
|).                  |



Билет  24
|46. Золотой век.    |
|Росс культура 2     |
|половины 18         |
|                    |
|Культура пронизана  |
|идеями              |
|гражданственности,  |
|патриотическим      |
|пафосом, чувством   |
|общественного долга.|
|Классицизм          |
|(ранний1760-70 г.,  |
|зрелый1780-1800 г., |
|поздний до          |
|30-х)-использование |
|античных канонов.   |
|Русскому классицизму|
|присущи: идеи       |
|служения обществу,  |
|причастности        |
|личности к судьбе   |
|родины, стремление к|
|простоте, логической|
|упорядоченности,    |
|приверженность к    |
|анатомической       |
|правильности тела.  |
|Одновременно с ним  |
|развивались и       |
|формировались       |
|сентиментализм и    |
|романтизм. Лит-ра:  |
|Радищев «Путешествие|
|из Петербурга в     |
|Москву», Державин-  |
|родоначальник       |
|реализма – оды,     |
|Сумароков,          |
|Ломоносов,          |
|Тредиаковский.      |
|Появление реалистов.|
|Херасков, Копнист-  |
|против              |
|крепостничества,    |
|аристокр. системы.  |
|Фонвизин            |
|«Недоросль»,        |
|«Бригадир». Театр:  |
|1756г.-подписан указ|
|об образовании      |
|русского нац. театра|
|(директор           |
|Саморуков).Актеры:  |
|Дмитриевский,       |
|Шумский,            |
|Троепольский,       |
|Жемчугова.          |
|Живопись:1757г.-акад|
|емия художеств.     |
|Персонаж- живой     |
|мыслящий человек.   |
|Новые жанры:        |
|исторический        |
|(Лосенко «Владимир  |
|перед Арагнедой»),  |
|пейзажи (Алексеев,  |
|С. Щедрин), бытовой,|
|натюрморт. Знамен:  |
|портретисты: Рокотов|
|– главное:          |
|эмоциональное       |
|состояние человека; |
|Левицкий,           |
|Боровиковский.      |
|Скульптура: Шубин,  |
|Ф. Щедрин, Гордеев, |
|Козловский «Самсон  |
|раздирающий пасть   |
|льва», Фольконе     |
|«памятник Петру1».  |
|Арх-ра: классицизм: |
|Баженов (дом        |
|Пашкова), Казаков   |
|(здание сената в    |
|Кремле). Наука:     |
|Географическое      |
|исследование страны |
|– Беринг, Лодыгин,  |
|Капустин.           |
|56. Охрана памятн   |
|исто . Всеросс.     |
|Общ-во              |
|                    |
|Разграничение       |
|понятий             |
|“преемственности” и |
|”наследования”(I-   |
|общефилософское,    |
|значимо для всех    |
|сфер жизнед-ти      |
|общ-ва, II-         |
|осознанные действия,|
|направленные на     |
|критическую оценку  |
|оставшихся          |
|культурных          |
|ценностей). Культ.  |
|наследие – совок-сть|
|связей, отношений и |
|рез-тов деят-ти ч-ва|
|на протяжении всех  |
|историч. эпох,      |
|подлеж-их критич.   |
|оценке, развитию и  |
|использ-ю. Всерос.  |
|Общ. Охр. Пам. И и К|
|основано в 1966г.   |
|Задачи: 1- вовлек-ет|
|в свои ряды         |
|предприятия,        |
|учреждения и т.д. 2-|
|координирует общ-ную|
|деят-сть в обл-ти   |
|охраны пам-ков      |
|истор. и культ-ры.  |
|3- экспертирует     |
|проектную           |
|документацию:       |
|ген.планы,          |
|застройки, проекты  |
|охр. Памятников. 4- |
|конролир-ет пр-во   |
|восстанов-ых работ. |
|                    |



Билет 29
|51. Становление сов.|
|к-ры(1917-1941)     |
|Начало – ряд        |
|мероприятий         |
|(формирование нового|
|типа мышления):     |
|декреты Сов. Власти |
|(все культурные     |
|ценности -          |
|общенародная        |
|собственность) В.И. |
|Ленин:”Искусство    |
|принадлежит народу… |
|Оно должно быть     |
|понятно и любимо    |
|им”. Декрет СНК “О  |
|памятниках          |
|республики(воздвигат|
|ь памятники         |
|выдающимся людям    |
|революции)”-12      |
|апреля 1918 и др.   |
|Соцалистический     |
|реализм.            |
|Идеологизация       |
|культуры. В 20-е    |
|годы - Маяковский,  |
|театр - Мейерхольд, |
|кинематограф -      |
|Эйзенштенейн.       |
|Политический плакат |
|(Моор”Ты записался  |
|добровольцем”,      |
|Дени”На могиле      |
|контрреволяции”). В |
|30-е годы –расцвета |
|сов. искусства –    |
|соц-кий реализм.    |
|Худ. – Кустодиев    |
|”Большевик”, Греков.|
|Портретисты –       |
|Кончаловский,       |
|Дейнека. Скульпторы |
|– Андреев,          |
|Шадр”Булыжник –     |
|оружие              |
|пролетариата”,      |
|Мухина “Рабочий и   |
|колхозница”.        |
|Архитекторы – Щусев |
|(Мавзолей Ленина),  |
|братья Веснины      |
|(Днепровская ГЭС).  |
|20-30-е годы –      |
|строительство       |
|Московского         |
|метрополитена.      |
|Литераторы          |
|–Серафимович,Фадеев,|
|Шолохов, Островский.|
|Поэты – Маяковский, |
|Блок, Есенин.       |
|Музыканты –         |
|Глазунов, Игумнов.  |
|Наиболее характерные|
|черты культуры в    |
|первые годы         |
|существования сов.  |
|Власти – народность,|
|гуманизм,           |
|патриотизм, верность|
|большевистской      |
|идеологии, высокая  |
|идейность.          |


61.культура офицера пути ее повышения. | |
В системе подготовки офиицерских кадров инженеров спеуиалистов связиважное
и место сегодня занимает эстетическое воспитание. ккаждый военнослужащий не
только вооруженный защитник отечества военный спеуиалист но и гражданин. В
процессе воспитания вырабатывается ориентауия личгности  в мире
эстетических ценностей  в соответствии с представлениями об их хорактере
сложившимимся в донном конкретнои обществе а текже происходит приобщение к
этим ценностям.Эстетическое воспитание обладает двумя основными функкциями:
форимирование её творческих способностец. Эти функции и определяют место
жстетического воспаитиания в общественной жизни.  Красота является одним из
регуляторов  человеяеских взаимоотношений: благодаря красоте люди
интуитивно тянуис к добру ещё до тоого как и дея добра будиъет осмысленно
воспригята их моральным состаянием. Процесмс и система эстетияеского
воспитания воинов представляет собой совокцпностьпринуипов иметодов средств
и способов решающих задачи.
Таким образом эстетическое воспитание в подразделениях ФПСИстроится на
использовании общих закономерностей формирования всестороннеразвитой
личности военнослужищего.


 | |



Билет 5
|28. К               |
|раннехристиан пер . |
|Романский Стиль.    |
|                    |
|Низкий уровень      |
|пороизвод. сил,     |
|натур. хоз-во,      |
|феодраздробленность.|
|313г Константин –   |
|христианство гос.   |
|религия. Иску-во не |
|подражает природе,  |
|появление бестелесых|
|фигур. «Рома»- Рим. |
|Замок – центр всей  |
|культ. жизни.       |
|Зодчество. Появление|
|Базалики, здания    |
|формы креста.       |
|Германия центр.     |
|Церковь св. Марка в |
|Венеции, пизанский  |
|собор, церковь Сан  |
|Миньяно дель Монте  |
|во Флоренции.       |
|5 худ. к-ра         |
|(                   |
|искусство)–совокупно|
|сть худ.ценностей   |
|области х\к:        |
|-дух-худ(жив,скульп,|
|граф);              |
|мат-худ(дпк,дизайн);|
|теоретическая(науки |
|об искусстве,к-ре:  |
|эстетика,иск\вед,арх|
|,этн) напр.разв.:   |
|-созд х\ценн,распр  |
|х\к,освоение х\к    |
|                    |



Билет 12
|30 Эпоха            |
|Возрождения.        |
|Ренесанс.           |
|New этап в культуре.|
|Заложены основы     |
|соврем. науки       |
|естествознания,     |
|литературы. Впервые |
|сложилась реалистич |
|система. Культ      |
|возрожд изучают на  |
|основе понятий      |
|ренесанс и          |
|просвещение.        |
|Возрождение –       |
|явление общества    |
|вступившего в полосу|
|перемен, основа –   |
|переход от          |
|феодализма к        |
|капитализму.        |
|14,15-17 века.      |
|Ренесанс в Европе – |
|эпоха позднего      |
|возрождения. В      |
|основе – принцип    |
|гуманности,         |
|утверждение         |
|достоинства и       |
|красоты реального   |
|чел , разума, воли, |
|творческих сил.     |
|Связь с культ       |
|античности.         |
|Микельанжело –      |
|скульптор(Собор     |
|святого Петра в     |
|Риме), Леонардо де  |
|Винчи(ученый,худ,ску|
|льпт), Микеланджело,|
|Рафаэль(Сикстинская |
|Мадонна), Шекспир   |
|35 Импрессионизм,   |
|постимпресс.        |
|Импрессионизм –     |
|передача впечатлений|
|от окружающей       |
|природы. Уход от    |
|реалистического     |
|искуства к          |
|символизму.         |
|Обобщение, упрощение|
|форм света. Цель –  |
|удовольствие от     |
|наблюдения, нет     |
|жизненного смысла.  |
|Растворение формы в |
|цвете. Эдуард Мане –|
|картины без главн.  |
|героев (обрезанные  |
|фигуры), Агюст Роден|
|– пластика (мрамор –|
|текучие формы).     |
|Постимпрессионизм – |
|смещение            |
|импрессионизма к    |
|оциальному          |
|напряжению, смелое  |
|применение цветов.  |
|Ван Гог, Поль Сизан |
|– «нервные мазки»,  |
|«подсолнухи»        |
|«автопортрет»,  Поль|
|Гоген – спокоствие, |
|уравновешенность.   |

Билет 20
|20. Марксистская    |
|теория к-ры         |
|                    |
|Материальные        |
|принципы, Маркс     |
|разработал          |
|формационный подход.|
|К-ра – продукт      |
|деятельности. Смена |
|к- ных типов из-за  |
|нарушения в системе,|
|если человек        |
|перестаёт быть целью|
|деятельности для др.|
|человека.           |
|43. К  Руси         |
|татаро-монгольского |
|нашествия.          |
|                    |
|Монголо-татарское   |
|иго сыграло огромную|
|роль на развитие    |
|культуры.           |
|Междоусобица,       |
|раздробленность     |
|мешали развитию     |
|государства.        |
|Вследствие этого    |
|остановился процесс |
|развития к.,        |
|приведший к         |
|культурному         |
|застою.Лит-ра :     |
|основная тема       |
|освобождение        |
|русского народа:    |
|«слово о погибели   |
|русской земли»,     |
|«повесть о разорении|
|Рязани              |
|Батыем».Появляется  |
|новый жанр – житие  |
|(повествовательное  |
|сочинение о жизни   |
|святого). В основе –|
|литература монахов и|
|церкви. «житие      |
|Александра Невского»|
|– 13 в. характерная |
|особенность –       |
|уделение особого    |
|внимания            |
|государственным     |
|интересам. Новый    |
|жанр – былины. Циклы|
|былин: Киевский     |
|(идея освобождения  |
|русского народа),   |
|Новгородский.       |
|Поэтические         |
|произведения :      |
|«Задонщина» - 1380  |
|г. (прославляет     |
|победу над          |
|монголами).Медленнее|
|всего возрождалось  |
|на Руси каменное    |
|зодчество. Только в |
|1292 г. около       |
|Новгорода строится  |
|первое со времен    |
|Батыева нашествия   |
|каменная церковь    |
|Николы на Липне.    |
|1366 г. началось    |
|строительство       |
|каменного           |
|Московского         |
|Кремля.Фреска:      |
|Феофан Грек         |
|«вседержитель»      |
|церковь Спаса на    |
|Ильине в Новгороде  |
|1378 г.             |
|                    |

Билет 2
2.Культура как соц. Явл. Общ. | |. процессы исследуются в главных сферах
деят. ч-ка: матер, соц.(полит) и дух.(наука, иск-во, лит-ра, рел)
150-200 определений(технол, деятельностные, ценностные)  !подходы,
опирающиеся на материалистическое и идеал. Миропонимание(И.Кант, Гегель,
А.Вебер)         к-ра(лат.-совершенствование)-совок. мат. и дух. ценностей,
накопленных общ., характеризующихся определенным уровнем их совершенства, а
также распространение их в общ. на различных ступенях его развития
 | |25. Культура Междуречия, Др. Египта. | |
Междуречье(Тигр и Ефрат)VIв до н.э. памятники: клинопись (Шумерская),город
Урарту, Вавилон. Башня (во славу бога Мардука)
Барельеф (для изображ. Царей), наука(звездочёты).
К-ра – каноничная( бог Ра), статичная, консервативная. 42 династии
фараонов. Вера в загроб. Жизнь. Памятники- пирамиды, фрески, клинопись
(иероглифы), храмовая архитектура (храм Амон-Ра в Карнаке, храм Рамсеса II
в Абу-Симбеле) медицина (бальзомирование).
 | |



Билет 1
1. культорология | |.–наука, предмет к-рой - различные стороны развития
общества: мат., соц., полит., худ.      К. ,как наука изучает наиболее
общие закономерности разв. к-ры принципы ее функционирования, связь
различных культур.     Курс К. всесторонне рассматривает и изучает феномен
к-ры в философско-историческом и социально-культурологических аспектах.
Содержание курса К. –1К. как наука: школы, направления, теории; 2 история
мировой к-ры; 3 история отечественной к-ры(1др.рус,2Рос16в,3Рос19в,4соврем
к-ра); 4 охрана и использование культурного наследия нашего отечества
 | |24 Первоб  К. Усл её формирования. | |
40 тыс. лет до н.э. завершилась биологич революция чел-ка. К-ра первобыт
чел-ка: - слитность мат и духов. Влияний на чел-ка; - синкритичность
(примитивность); - имперсональность (безимянность). Периоды: каменн.
век(палеолит, мезолит, неолит )
медный (энеолит), бронзовый и железный. Первичные (палка…) и
вторич(произведён. с помощью первич) орудия труда. Дух. к-ра: язык,
фитишизм (вера в сверхъестественн. Предметов), мифичность. Раскопки: пещера
Ла-Форси (Франция), Ласко (Испания)- настен. живопись.
Эпоха матриорхата ( женские статуэтки). Архитектура – Менгиры (верт.
каменн. глыбы, место поклонения),кромлехи, дольмены. Муз. Инструмент –
барабан. Ритуал. танцы – прообразы хореографии.
 | |
Билет 3
3  Закономерности развития к-ры: | |1общесоциологические (-зависимость
типов к-ры от способа производства; -зависимость к-ры от коренных интересов
и соц. страт и групп; -преемственность; -расширение масштабов деятельности
ч-ка), 2специфические( -стремление от родоплеменной к нац. к общечеловеч.;
-усиление ее влияния на другие сферы деят. ч-ка; -возрастание
взаимопроникновения и вз.завис. разл. сторон к-ры)


 | |27.Античная культура. | |
Характеризует: гармония, соразмерность, пропорционал, гуманность,
демократич. Полис- город. Периоды: гомеровский (9-8 в) (сельс. община,
мифы(бог - Зевс)), архаический (600-480г) (Олим. Игры. Соединение
коллективизма и состязательности (агон)), классицизм (480-323) (полисы,
народ. собрание), эллинизм (323 до н.э. – 2 н.э.) (гос-во Эллада расцет
всего). Пифогор( число в основе всего), Аристотель (логика), Сократ
(красота в гармонии). Мирон «Дискобол» 450 г до н.э. Живопись: Вазопись,
фрески, Музыка: хоры, литафоры, арфы., театры, Поэты: Эсхил, Софокл,
Аристофан, Литература: Гомер «Иллиада», «Одисея». Памятники: храм
Посейдона, Зевса в Олимпии, храм Парфенон, статуя Венеры Скопаса.
 | |
Билет 7
7 Стиль и жанр | |стиль-структурное единство обр.системы и приемов худ.
выражения, порождаемые живой практикой разв. арх\ театра\ муз\      жанр
-подразделение каждого вида иск-ва на более мелкие сост части, обусл.
многообразием конкретных возможностей худ. освоения действительности(лит-
роман\ повесть\ поэма; изобр\исск-портрет\ натюр\
пейзаж\)(жанр:поджанры)(скульптура Фальконе Мед\всад-ист+портрет жанры)
 | |12: Культура эпохи Возрождения? | | Культура Возрождения явилась
большим шагом от символического, условного, теологического понимания мира
средневековья к гуманному взгляду на мир. Ученые, творцы 14-16 веков,
открыли красоту человека и окружающего мира. Живой интерес к личности,
природе, переживаниям, мыслям и поступкам человека породил в культуре эпохи
Возрождения яркий и сложный образ человека, человека – деятеля, мыслителя,
героя.
      Петрарк, Боккачо – становители культуры Возрождения.
Микельанджело, Беато Анжелико, Пауло Учелло, Веррокио- величайшие художники
эпохи.+Леонардо Да Винчи, Тициан, Рафаэль
      Картины: «Примавера», «Рождение Венеры», «Мона Лиза», фреска «Тайная
вечеря», «Сикстинская мадонна», «Диана и Актиан», собор Святого Петра-
памятники эпохи. | |

Билет 10
10  Роль античности в формир знаний о К | |
      Античность-  наивысшее достижение в мировой цивилизации. Гармония,
соразмерность, классические пропорции-  поражает нас в античном искусстве.
Поэмы Гомера, театр, мимы – вот проявления античной культуры.
Античная культура сыграла важную роль в развитии мировой культуры.
Замечательные и прекраснейшие памятники культуры оказывали влияние на
культуру всех народов. | |33 Рококо. | |Богатсво-
внутрь,прячется(архитектура).гл.тема- любовь. Дворец САН-СУСИв Постдаме.
Живопись-пастушшевские сюжеты (арстократия переодетая в пастухов). Хогард
«модный брак»(пороки обычного общества). Лит-ра Мольер «тартюф или
обманщик», направления – реализм, классицизм, лит-ра барокко(настроение
писсисмизма и отчаяния). Движение просвещения решение соц.проблем (прогресс
возможен через просвещение людей, освобождение от религиозных
предрассудков. Вера в разум). Вальтер, Руссо, Гете. Музыка- церковный и
светский характер (чел.чувства, прогрессивн.идеи нового разума.). Появилась
опера. Бах – мир чел.мыслей, страданий, чувств. Оркестры при дворах. Из
музыки светской – в симфонию. Моцарт – «Дон Жуан», Бетховен- « лунная
соната», Верди- «Риголетто».   | |
Билет 14
14 Просв  ороли К в общ прогр Гердера Руссо | |.
 Руссо(несоответствие между социокультурной реальностью и ее идеальными
регуляторами) и Гердер(рассматривал культуру в теспой связи ее с эпохой,
жизнью народа, мифологией и религией) считали, что культура проявляется в
разумности общественных порядков и политических учреждений, а измеряется
достижениями в области науки и искусства. По их мнению, цель культуры и
высшее назначение разума совпадают – сделать людей счастливыми.
Другие деятели, занимавшиеся данной проблемой: Монтескье, Вико, Гегель,
Шлегель, Лессинг, Винкельман, Спенсер. | |37.Филос абстрак , кубизма,
сюрреализма | |.
Абстракционизм. Возник в 1913 г. Основатели: Кандинский, Малевич.
Лозунг:”Искусство ради искусства. ”Делится на два течения:1.Ташизм
(Кандинский, Хане Хартунг, Пьер Сулаж) спонтанное, иррациональная игра
цветовых пятен; 2.Супрематизм (Малевич) видимость математических
выверенных, рационально-геометрических построений.
Задачи живописи сводились к исследованию возможных комбинаций первичных
элементов - линии, цвета и формы.
Кубизм. Возникло в 1907 г. с картиной Пикассо “Авиньонские девицы ”
.Представители: Пикассо”Герника”, ”Фермерша”,“Портрет Воллара”.
Брак, Дюшан, Лежье, Кончаловский ”Агва”
Считали, что весь мир состоит из геометрических фигур
Сюрреализм. Искусство сверхреально, нет никакого порядка и разумного
смысла, все подчинено случайности.Фантастически уродливое переплетение
человеческих тел, предметов.Все в необычной форме. За пределами реализма.
Представители: Сальвадор Дали ”Пылающие жирафы”,”Предчувствие гражданской
войны” , Миро, Танги, Арп, Эрнст, Массон, Шагал.
 | |



Билет 15
15. Понятие и сущ-сть в нем. класс. теории | |Кант(дуалист т.е. за
материалистов и идеалистов): к-ра область духовной свободы ч-ка, как гений
человека ( озарение), всё сводится к божеств началу. Прекрасное –
субъективно. Цель к-ры: моральное господство человека над самим собой.
Гегель: к-ра –абсолютная идея, имеет божественное начало.
Законы диалектика Гегеля: - з-н единства и борьбы противоположностей; -
переход кол-ва в качество; - з-н отрицания отрицания. Существ. 3 формы
искусства: символическая, классическая, романтическая.
 | |38.  Поп- арт. Оп- арт. Кин исск | |Поп- арт.(от сокращенного англ.
Popular art-общедоступное искусство).Возникло в 50-е-60-е г в США. Цель:
сделать искусство доступным и понятным широким слоям населения, т.е.
популярным, изображая повседневны предметы обихода.
Представители: Роберт Раушенберг”Унитаз”,Энди Уорхол, Джордж Сигл.
Оп – арт. (Оптическое искусство) Возник в 1956 г. Исследование различных
оптических эффектов, приборы из   линз, вращающиеся механизмы, зеркала и
направленный на них свет.
Представители: Виктор Вазерелли.
Кинетическое искусство. Создание произведений искусства возможностями
движения реальных конструкций, машин, иллюзорных изображений, оптических
эффектов, создаваемых с помощью кинематографа, телевидения и т.д.
Представители: Гюнтер Юнкер, Жан Тенгели”Палуба №3”, “В знак уважению Нью-
Йорку.”  | |
Билет 28
60.Культура подчиненых . формы методы | |
Формирование высоко ваенно-техгническкой культ у личного состава войск и
подразделений ФАПСИ обусловлено рядоим причин: все более возрастающеи
уровнем сложности оружия и боевой технике и телекомуникативных систем связи
усложнившимися способаими боевого примпенения оружия военно техники связи .
превращением армии войск ФАПСИ в сложную ссистему  яеловек- военная техника
.
Эстическая культ оказывает положительгное воздействие на выполнение
воинамим своего гражданского долга. Осваивая  и преобразуя ми р по законам
ккрасоты человек через гнеодуухотворённые предметы- каимень дерево глину
бронзу выражал свое творчческое отношениие к  воплощал свою фантазию
представление окрасоте . определяется эстетичевская культ как совокупность
эстетичяески значитых ценностей способов имх создания распространения и
передачи из поколения в поколение.
 | |50.Мн теч. и напр. отеч. К нач XX в. Декаденс. | |
Реалистическое направление (предложил Горький “Жизнь Клима Самгина”,
Толстой Л.Н, Чехов А.П.).Художники-передвижники – Репин, Маковский,
Суриков. Традиции переняли  худ-ки – Архипов, Коровин, Касаткин.
 Модерн. теч-я: декадентское ( Минский, З. Гиппиус), символическое (Блок,
худ. Врубель), футуристическое молодой Маяковский). Декаденты и символисты
- лозунг “Искусство ради искусства”. Футуризм - “освобождение” культуры и
искусства от идейности, от связи с общественными запросами. В музыке,
театре и изобразит. искусстве: деят-ть МХТ (основатель - Станиславский ),
Немерович-Данченко. Римский-Корсаков – “Садко”. Шаляпин – артист и певец.
Скрябин – поэма “Прометей”.
В конце 90-х гг. - новое худ-ное общество “Мир искусства” с Бенуа и
Дягилевым. Ядро – Сомов, Бакет. Проповедовали т.н. “чистое искусство”.
Формируется новый стиль – МОДЕРН (свободная, причудливая планировка,
усложненный фасад, сочетание прямых и округлых линий). неоклассицизм
Ульрамодернизм: “Ослиный хвост”, ”Бубновый валет” (Кон, Машков), “Голубая
роза”(Кузнецов, Сарьян)-упрощение форм, сочность красок, оптимизм. | |



Билет 31
53. Современ. отеч. к-ра, памятники | | Характер -  универсальность,
многонациональность. Принципы – новые профессиональные поиски, идейно
образная наполненность, динамичность худ. языка. 60-70-е года – “оттепель”.
70-е годы – “диссиденство” (Солженицин, Ахматова, Сахаров). Кино – “Война и
Мир”, ”Они сражались за родину ”, ”Вечный зов” (Бондарчук, Шукшин,
Смактуновский). Музыка – Шотакович (11-я, 12-я симфонии), Хачатурян,
Растропович, Высотский, “Машина времени”, ”Кино”. Худ-ки-“семидесятники” –
Назаренко, Ситников. Худ-ки-эмигранты – Шемякин, Кудряшов – принципы
русского конструктивизма. | |63.  Бат ис. Образ воин-защитн Родины | |Отеч-
ная к-ра раскрывала типичные черты рус. бойца, величие его духа,
несокрушимость.Он показывал независ-ть,силу рус. народа.
Литература: Твардовский “Василий Теркин”, Б. Полевой “Повесть о настоящем
человеке”, А. Фадеев “Молодая гвардия”.
Художники: Неменский – “ Мать”, Дейнека, Герасимов, Корин - “Александр
Невский”
Музыка: Прокофьев – опера ”Война и мир”,Шостакович – 7-я симфония | |


смотреть на рефераты похожие на "Шпора по культурологии (институт)"