Культурология

Язычество Древней Руси




                                    ИСЭТ

 НОУ   ''Санкт-Петербургский институт современной экономики и технологий''.



                                   Реферат

                                 по предмету
                              ''Культурология''
                                  на тему:
                          "Язычество Древней Руси".


                                               Выполнила: студентка II курса
                                                   экономического факультета
                                                                    Л. Ольга
                                                                  Николаевна

                                               Проверила преподаватель:
                                                          Лебедева Валентина
                                                                  Генриховна



                           Санкт-Петербург 1999г.

                                       '' И смешал Бог народы, и разделил на
                                        семьдесят и два народа, и рассеял по
                                           всей земле. От этих же семидесяти
                                                 двух язык произошел и народ
                                                             славянский''. …
                                                         (Повесть временных
лет)


                                  ВВЕДЕНИЕ

П
ериод,  предшествующий  становлению  Русской  государственности,  религия  и
события этого времени являются одними из наименее  изученных  страниц  нашей
культуры и истории. Важнейшими письменными источниками, повествующими о  тех
временах,  являются  сочинения  римских,  византийских,  арабских   и   иных
авторов,   живших   в   I   тысячелетии   нашей    эры.    Наблюдая    жизнь
восточнославянских племен еще в догосударственную эпоху,  они  зафиксировали
основные  черты  общественного  строя  древних  славян,  рассказали  об   их
верованиях, быте, занятиях. Славяне  были  хорошо  известны  в  Византийской
империи. О них писали такие авторы, как Прокопий Кессарийский, живший  в  VI
в., византийский император Константин VII Багрянородный (913-959).  А  также
для  изучения   Древней  Руси  и  язычества,  как  её  неотъемлемой   части,
использовались археологические и этнографические исследования.
       Язычество  прошло   сложный   многовековой   путь   от   архаических,
примитивных  верований  древнего  человека  до  государственной  "княжеской"
религии Киевской Руси к  9  веку.  К  этому  времени  язычество  обогатилось
сложными обрядами, чёткой  иерархией  божеств   и  имело  на  данный  момент
огромное  влияние  на  культуру  и  быт  древних  славян.  Именно  язычество
помогало древнему человеку противостоять неизвестной  и  враждебной  стихии,
делая мир ближе и понятнее.
       Этнографические  исследования  показывают   поразительную   живучесть
многих представлений о мире, которые славяне перенесли даже в  христианство.
После принятия христианства на Руси язычество стало  подвергаться  гонениям,
но не так просто оказалось  вытравить  из  души  народа  верования,  которые
складывались веками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий,  в
результате русское православие, по крайней  мере  в  народном  представлени,
превратилось в симбиоз Византийского христианства и  Славянского  язычества.
И многие христианские праздники уходят своими корнями в язычество.
        Язычество   Восточных   Славян   -   огромный   культурный    пласт,
представляющий интерес для искусствоведов, этнографов и  историков,  влияние
которого трудно переоценить  на дальнейшую судьбу Русского государства..



                  Древнейшие цивилизации на территории Руси

      В

 настоящее время  доля славян в славяноязычных странах составляет от 70%  до
95%. Однако такое положение сложилось относительно недавно.  На  заре  нашей
эры лишь  северо-запад Украины входил в ареал расселения древних славян.  По
мере  освоения  новых  земель,  предки  русских,   украинцев   и   белорусов
смешивались с местными народами, впитывая  в  себя  их  культуру  и  обычаи.
Поэтому особенно  важно  учитывать  огромную  роль  неславянских  народов  в
становлении Древнерусского государства.
      Северное побережье Чёрного моря и Кавказ ещё в доисторические  времена
были заселены Скифами. Скифы,  в  данном  случае,  могут  отождествляться  с
иранцами,  таврами,  фракийцами,  финскими   и   праславянскими   племенами.
Изначально Скифы были кочевниками, но позже  основная  их  масса  перешла  к
оседлому образу жизни и образовала "Скифское царство",  которое   находилось
в постоянных контактах со  своими  соседями.  Примерно  в  7  в.  до  н.  э.
началась    колонизация   Северного    Причерноморья    древними    греками.
Колонизаторы встречали сопротивление со стороны скифов, но, как  правило,  в
локальных  стычках  выходили  победителями,  обращая  в  рабство  непокорные
племена. Впрочем,  рабы-скифы  не  пользовались  большим  спросом  из-за  их
строптивости, поэтому большей частью скифов оставляли на местах  и  собирали
дань в виде великолепной пшеницы, меда и  изделиями  других  ремесел.  Позже
скифам приходилось вести борьбу и с Римлянами.
      Только в прошлом веке российскими археологами была  открыта  ещё  одна
своеобразная культура, существовавшая примерно  в  2-4  веках  нашей  эры  и
названная историками "черняховская".
Следы "черняховской" культуры были найдены на побережье Днепра, недалеко  от
Киева. Этнически "черняховцы" были близки к иранцам, вместе с тем среди  них
могли быть и  другие  народы,  в  том  числе  и  праславяне.  Известно,  что
"черняховцы" имели весьма тесные контакты  с  Римской  империей  и  готскими
племенами. Высокая концентрация населения, а также высокий уровень  развития
земледелия   и   ранних   ремёсел   создали   предпосылки    для    создания
государственности, но самобытная цивилизация не устояла под ударами  гуннов.

      Большие изменения в демографическую  обстановку  на  территории  нашей
страны в то  время  внесло  гуннское  нашествие.  Гунны  были  известны  ещё
древним китайцам. Примерно во 2 веке до н.э. они были  вынуждены  отойти  на
запад под давлением войск "поднебесной" и где-то ко 2 веку  н.  э.  вышли  к
Волге. На берегах Волги  гунны  вынуждены  были  задержаться  почти  на  два
столетия, поскольку  встретили  сопротивление  со  стороны  алан  (иранцев).
Позже, сломив сопротивление аланских племён, гунны устремились на  поселения
"черняховцев" и далее на  запад.  Весьма  воинственные  гунны  вели  кочевой
образ жизни, тем не менее, испытывая на  себе  влияние   культур  покорённых
народов, все более тяготели к благам цивилизации. Знаменитый  гуннский  царь
Аттила уже имел дворцы и  прочие  атрибуты  оседлого  быта.  Таким  образом,
можно говорить о появлении на карте мира к 4-5  вв.  гуннского  государства,
простиравшегося до границ римской  империи,  и  которое  представляло  собой
сложный конгломерат народов, где пришлые гунны уже  составляли  меньшинство.
После смерти Аттилы, начались распри среди наследников и покорённые  народы,
воспользовавшись ситуацией, оттеснили гуннов  на  восток  в  причерноморские
степи.
      В составе гуннских племён  можно  выделить  прототюрков.  Поначалу  их
роль не была доминирующей, но положение стало меняться в  6  веке,  когда  с
востока, из пределов нынешней Монголии, на  запад  устремился  мощный  поток
прототюркских племён. Тогда же ими  была  образована  сильная  конфедерация,
названная Тюркский каганат и которая простиралась на  огромном  пространстве
от  Монголии  до  Волги.  В  каганате  существовала   чёткая   иерархическая
структура, во главе которой находился хакан, имеющий  неограниченную  власть
и приравненный кочевниками к китайскому императору. Позже  Тюркский  каганат
распался на две части, из которых  так  называемый  Западнотюркский  каганат
властвовал на территории от Алтая  до  Волги,  а  затем  распространил  свою
власть и на часть предкавказья.
      Самым серьёзным последствием этого образования  был  приход  тюрок  на
запад,  в  том  числе  и  в  Восточную  Европу.  На  лесостепной  территории
утверждался доминант славян.
      Только на  центральном  Кавказе  сохранился  мощный  массив  аланского
(иранского) этноса, который оправился после гуннского  погрома  и  воссоздал
своё политическое объединение - Аланский союз.
             В  7  в.,  распадается  Западнотюркский  каганат  и  из   него,
самостоятельным  образованием,  выделяется  Хазарское  царство.   Изначально
хазары описывались разными источниками как представители монголоидной  расы,
однако, позже они имели уже иной облик с явным  преобладанием  европеоидного
расового типа. Это говорит  о  том,  что,  будучи  представителями  гуннских
племён, хазары смешивались с местными народами.  Центром  Хазарской  державы
сначала был  Приморский  Дагестан,  где  находились  первые  две  столицы  -
Баланджар и  Самандар.  Известно,  что  хазары  часто  выступали  союзниками
Византии в войнах с Ираном. Также, они активно соперничали с арабами  и  из-
за войн с ними вынуждены были  перенести  свою  столицу  севернее,  в  устье
Волги. Более того, хазары пошли дальше  на  северо-запад.  Русские  летописи
отмечают, что им платили дань славянские племена - вятичи, радимичи и какое-
то время поляне.
            В покорённых хазарами странах поднимались  восстания.  К  первой
трети 9 в. освободились славяне-поляне, а к  концу  9  в.  попытки  сбросить
хазарскую  власть  предпринимались   в   Волжской   Болгарии   -   небольшом
государстве,  возникшем  на  Средней  Волге.  В  10  век  Хазария   вступила
ослабленной.  Главным  врагом  её  теперь  была  Русь,  которая   разгромила
Хазарский каганат.



                            Происхождение славян
      В

плоть до первых столетий нашего века трудно найти  какие-либо  упоминания  о
славянах. И это не удивительно. Прежде всего, восточные славяне  возникли  в
результате слияния так называемых праславян, носителей  славянской  речи,  с
различными другими этносами Восточной Европы.
       Ареал  расселения  праславян,  которые,   как   полагают   лингвисты,
отделились от родственных им балтов в середине 1 тыс. до н. э.,  был  весьма
невелик. В ранних источниках праславяне назывались  венедами  и  связывались
как  с  германскими  племенами,  так  и  с  финнами.  Отсюда  можно  сделать
предположение,  что  венеды  занимали  часть  территории  нынешней   Польши,
Белоруссии  и  Украины.  На  протяжении  2  веков  славяне   оттеснили   или
ассимилировали какую-то часть других народов с  побережья  Балтийского  моря
и, позже, заняли районы Прикарпатья.
      Гуннское нашествие  привело  к  значительным  перемещениям  населения.
Примерно в одно время  с  заселением  тюрками  степной  части  Юго-Восточной
Европы, её лесостепную часть постепенно осваивали славяне, которые уже  к  5
в. вышли  к среднему Днепру. Затем они продвинулись в  бассейн  реки  Десны,
получившей славянское название ''Правая''.  Любопытно,  что  основная  часть
крупных рек на юге сохранили свои старые,  иранские  названия.  Так,  Дон  -
просто река, Днепр - объясняется как глубокая река и т. д.
      Главными врагами гуннов были готы и иранцы, славяне же если  не  стали
союзниками гуннов, то, во всяком  случае,  смогли  использовать  сложившуюся
ситуацию в свою пользу. После войн с азиатами в  лесостепной  части  местное
население значительно уменьшилось. В лесах же оно никогда  многочисленным  и
не было. При этом славяне первоначально как жители лесов продвигались  вдоль
больших рек, служивших в ту пору  едва  ли  не  единственными  транспортными
артериями для лесных и лесостепных областей.  Местное  население  (иранское,
балтское, а затем и финское) довольно легко ассимилировалось славянами,  как
правило, мирным путём.
      До 6 в. Византийские историографы почти не упоминают о  славянах,  но,
позже информация о них начинает расти. Это связано, скорее всего, с  началом
активной  колонизации  Балкан  славянами  (они   вплотную   приблизились   к
византийским границам). Византийцы делили славян  на  две  группы.  Западные
славяне  так  и  назывались  как  славяне  (склавины,  склавии).  К  ним  же
относились и балканские славяне. Но, кроме того, упоминались  анты,  которые
считались особой, скорее всего восточной, группой славян.
       Византийские  писатели  выделяли  антов  как  храбрейших  из  славян.
Любопытно, что анты и склавины часто враждовали друг с другом и  этим  умело
пользовались византийцы, ещё больше сталкивая своих северных соседей.
       Целесообразно  привести  отрывок   описания  славян   в  византийском
трактате ''Стратегикон'': " Племена славян многочисленны и выносливы,  легко
переносят жар, холод,  дождь, наготу  и недостаток в пище. К  прибывающим  к
ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки внимания,  охраняют
их.
           У них большое количество разнообразного скота  и  плодов  земных,
лежащих в кучах, в особенности проса и  пшеницы.  Они  селятся  в  лесах,  у
неудобопроходимых рек, болот  и  озер,  устраивают  в  своих  жилищах  много
выходов вследствие случающихся с ними опасностей.   Опытны  они  также  и  в
переправе через реки, превосходя в этом отношении  всех  людей.  Мужественно
выдерживают они пребывание в воде, так что  часто  некоторые  из  остающихся
дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод.  При
этом они держат во рту специально изготовленные выдолбленные внутри  камыши,
доходящие до поверхности воды, а  сами,  лёжа  навзничь  на  дне,   дышат  с
помощью их и выдерживают много часов,  так  что  не  возникает  на  их  счёт
никакого подозрения... Поскольку у них много вождей и они не  согласны  друг
с другом, нелишне некоторых из них прибирать к рукам  с  помощью  речей  или
даров, в особенности тех, которые ближе к имперским границам,  а  на  других
нападать".
      Упоминаемые византийцами славянские вожди -  это  вовсе  не  цари  или
князья, а скорее предводители военных дружин.  Дружины  всегда  шли  впереди
своего народа, нередко углубляясь в своих походах во  вражескую  территорию,
как бы готовя её к славянской колонизации.


                          Славяно-Русское язычество

а) Классификация и общие сведения.

«Я
зычество»,  как  известно,—  крайне  неопределенный  термин,   возникший   в
церковной среде  для  обозначения  всего  нехристианского,  дохристианского.
Этим  термином  должны  были  покрываться  самые   разнородные   и   разного
исторического уровня  религиозные  проявления:  и  мифы  античного  мира,  и
представления  первобытных  племен,  и  дохристианские   верования   славян,
финнов, германцев, кельтов и домусульманская религия татар.
      Славяно-русскую  часть  общечеловеческого  языческого  массива  нельзя
понимать как обособленный, независимый и только славянам  присущий,  вариант
первобытных   религиозных   представлений.    Вычленение    славяно-русского
происходит лишь по этнографическому, локальному принципу,  а  не  по  каким-
либо специфическим чертам.
      Главным,  определяющим  материалом  для  изучения  язычества  является
этнографический: обряды, хороводы, песни,  заговоры  и  заклинания,  детские
игры,  волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней  мифологии  и  эпоса;
важен символический орнамент вышивки и  резьбы  по  дереву.  Этнографические
материалы —  сокровищница  многовековой  народной  мудрости,  архив  истории
познания мира и природных явлений человечеством.
       Сопоставляя   фольклорные   данные   с   надежными   хронологическими
ориентирами,  имеющимися  в  распоряжении  археологии  (начало   земледелия,
начало литья металла, появление железа, время постройки первых укреплений  и
т. п.), можно уловить динамику языческих  представлений,  выявить  стадии  и
фазы их развития.
      В самом  начале  12  в.   современник  Владимира  Мономаха   предложил
периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии:

      1. Культ "упырей (вампиров) и берегинь" - одухотворявший  всю  природу
и деливший духов на враждебных и благожелательных.
       2.  Культ  земледельческих  небесных  божеств   "Рода   и   рожаниц".
Исторически две рожаницы предшествуют Роду;  это  были  богини  плодовитости
всего  живого,  ставшие  в  дальнейшем  матриархальными  богинями  аграрного
плодородия.
      3. Культ Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний и  грома,
а в дальнейшем ставшего божеством войны и покровителем воинов и князей.  При
создании государства Киевской Руси Перун стал первым,  главным  божеством  в
княжеско-государственном культе 10 в.
       4.  После  принятия  христианства  в  988  г.  язычество   продолжало
существовать, отодвинувшись на "украины" государства.

      Праславянское общество  в 6 - 4 вв. до  н.  э.,  занимавшее  восточную
половину общеславянской прародины, достигло высшего уровня первобытности.  С
этой эпохи, называемой  скифской,  начинается  полуторатысячелетний  период,
завершающийся созданием феодального государства Киевской  Руси.  Целостность
обозначенного периода дважды  нарушалась:  вторжением  в  степи  сарматов  -
кочевников (3 в. до н. э.) и вторжением гуннов (4 в. н.  э.).  Внутри  этого
периода можно наметить один существенный  рубеж,  связанный  не  с  внешними
событиями, а с уровнем развития самого славянского общества.  Таким  рубежом
являются 5 - 6 века  нашей  эры,  характеризуемые  тремя  категориями  новых
явлений:  во-первых,  славяне  перестали  поддаваться  кочевникам,  и  новые
наезды  (авар,  хазар,  печенегов)  встречали  твердую  оборону.  Во-вторых,
славяне осуществили военную колонизацию  балканских  владений  Византии;  в-
третьих, славяне начали мирную колонизацию лесной зоны Восточной  Европы.  В
этом периоде возникают огромные  святилища  на  горах  под  открытым  небом,
которые  отражают  потребность  в   многолюдных   общеплеменных   "соборах",
"собраниях".
Этот ежегодный праздник устраивался в честь таких священных  предметов,  как
плуг, ярмо, топор и чаша. Тогда же, под скифским влиянием, происходит  смена
славянского термина "див", "дый" на новое обозначение - "бог",  удержавшееся
навсегда.


б) Мир в представлениях древних славян.
      М

ир тогдашних язычников состоял  из  четырех  частей:  земли,  двух  небес  и
подземно-водной зоны.
       У  многих  народов  земля  изображалась   как   округлая   плоскость,
окруженная водой. Вода конкретизировалась или как море, или же в  виде  двух
рек, омывающих землю, что, может  быть,  архаичнее  и  локальнее  —  где  бы
человек ни был, он всегда находился между каких-либо  двух  рек  или  речек,
ограничивающих его ближайшее сухопутное  пространство.  Судя  по  фольклору,
славянские представления о море не имели законченного вида. Море  где-то  на
краю земли. Оно может быть на севере,  где  на  стеклянных  горах  находится
хрустальный дворец Кощея Бессмертного, сверкающий всеми цветами радуги.  Это
— отражение позднейшего знакомства с Ледовитым океаном и  северным  сиянием.
Море может быть обычным, без этих арктических признаков. Здесь  ловят  рыбу,
плавают на кораблях, здесь находится девичье царство (сарматов) с  каменными
городами; отсюда, от морских берегов Змей Горыныч, олицетворение  степняков,
направляется  в  свои  налеты  на   Русь.  Это   —   реальное   историческое
черноморско-азовское  море,  издавна  известное  славянам  и  даже  носившее
временами название "Русского моря". До этого  моря  от  лесостепной  окраины
славянской прародины или, что то  же  самое,  от  южной  окраины  славянских
царств можно доскакать "скорою ездою", как говаривали в 16  в.,  всего  лишь
за три дня.
      Для язычников был очень важен аграрный аспект земли:  земля  -  почва,
рождающая урожай, "Мать - сыра - земля", почва, насыщенная влагой,  питающей
корни растений, "матушка-земля",  с  которой  связан  целый  ряд  обрядов  и
заклинаний. Здесь почти неощутима грань с воображаемым  подземным  сказочным
миром. Богиней  плодоносящей  земли-почвы,  "матерью  урожая"  была  Макошь,
введенная  в  980  г.  в  пантеон  важнейших  русских  божеств,  как  богиня
плодородия.
Небо, в прямой зависимости от системы хозяйства,  по-разному  воспринималось
первобытными людьми: охотники палеолита, представлявшие мир как бы  плоским,
одноярусным, не интересовались небом, не изображали солнца,  занимаясь  лишь
плоскостью своей тундры и животными,  на  которых  они  охотились.  Охотники
мезолита, разобщенные на небольшие группы, затерянные в  бесконечной  тайге,
поневоле обратились к нему,  к  звездам,  помогавшим  им  ориентироваться  в
лесной пуще во время длительного преследования оленей. Было  сделано  важное
астрономическое наблюдение: оказалось, что  среди  бесчисленного  количества
медленно движущихся по небу звезд есть неподвижная Полярная  звезда,  всегда
указывающая Север.
       Представления  земледельцев  о  небе  и  его  роли  в  природе  и   в
человеческой жизни  существенно  отличались  от  воззрений  охотников.  Если
охотникам нужно было знать звезды  и  ветры,  то  земледельцев  интересовали
тучи  ("тучные",  содействующие  плодородию  дождевые  облака)   и   солнце.
Непознанность процесса испарения земной воды, образования облаков  и  тумана
("росы") привела к своеобразному представлению  о  постоянных  запасах  воды
где-то  высоко  над  землей,  на  небе.  Эта  небесная   влага   иногда,   в
непредсказуемое время, может принять вид туч и пролиться  на  землю  в  виде
дождя, "утучнить" ее и содействовать росту трав и урожаю.  Отсюда  один  шаг
до  представлений  о  хозяине  небесной   воды,   распоряжающемся   дождями,
грозовыми ливнями и  молниями.  В  дополнение  к  двум  архаичным  рожаницам
появился могущественный Род,  повелитель  неба  и  всей  Вселенной,  великий
жизнедавец, вдувающий жизнь во все живое посредством дождевых капель.
      Солнце тоже было ценимо земледельцами, как источник света  и  тепла  и
условие произрастания  всего  в  природе,  но  здесь  был  исключен  элемент
случайности, элемент капризов божественной воли —  солнце  было  воплощением
закономерности.  Весь  годичный  цикл  языческих  обрядов  был  построен  на
четырех  солнечных  фазах  и  подчинен  12  солнечным  месяцам.   Солнце   в
изобразительном искусстве всех веков было для земледельцев  символом  добра,
знаком света, разгоняющего  тьму.  Древние  славяне,  как  и  многие  другие
народы, принимали геоцентрическую модель мира.
      В представлениях  славян-язычников  о  подземно-подводном  ярусе  мира
тоже много общечеловеческого,  много  отголосков  той  отдаленнейшей  эпохи,
когда после таяния гигантского ледника континенты были  затоплены  морями  и
озерами,   быстро   менявшими   свои   очертания,   стремительными   реками,
пробивавшими горные кряжи, необъятными болотами в низких  долинах.  Фольклор
еще не  изучен  с  точки  зрения  того,  какой  резкий  перелом  должен  был
произойти в человеческом сознании при таком быстром перевороте в природе,  в
облике и сущности мира.
        Важной   частью   представлений   о    подземном    мире    является
общечеловеческая концепция подземного океана, в  который  опускается  солнце
на закате, плывет ночью и выплывает на  другом  конце  земли  утром.  Ночное
продвижение   солнца   осуществлялось   водоплавающими   птицами    (утками,
лебедями), а иногда действующей фигурой был  подземный  ящер,  заглатывавший
солнце вечером на западе и вырыгивавший его утром на  востоке.  Днем  солнце
по небу над землей влекли кони пли мощные птицы вроде лебедей.

в) Обряд погребения.
      О

собое место среди языческих обрядов занимал обряд погребения. На  протяжении
длительного  периода  сильно  колебалось  соотношение  двух  основных  видов
погребального обряда - трупоположения  и  сожжения.  Первобытное  погребение
скорченных трупов, которым искусственно  придавалось  положение  эмбриона  в
чреве, было связано  с  верой  во  второе  рождение  после  смерти.  Поэтому
умершего и хоронили подготовленным к этому второму рождению. Праславяне  еще
в бронзовом веке поднялись на новую ступень и  отказались  от  скорченности.
Вскоре  появился  совершенно  новый  обряд  погребения,  порожденный  новыми
воззрениями о душе человека,  которая  не  воплощается  вновь  в  каком-либо
другом существе (звере, человеке,  птице...),  а  перемещается  в  воздушное
пространство неба. Культ предков раздвоился:  с  одной  стороны,  невесомая,
незримая  душа  приобщалась  к  небесным  силам,  столь   важным   для   тех
земледельцев, у которых не было искусственного орошения, а все  зависело  от
небесной  воды.  С  другой  стороны,  благожелательных   предков,   "дедов",
необходимо  было  связать  с  землей,  рождающей  урожай.  Это   достигалось
посредством  закапывания  сожженного  праха  в   землю   и   постройки   над
погребением модели дома, "домовины". Много времени спустя, в 9 - 10  вв.  н.
э.,  когда  уже  сформировалась  Киевская  держава,  среди  некоторой  части
русской  знати  в  третий  раз  появился  обряд  простого  захоронения   без
сожжения, что произошло, по всей вероятности, под  влиянием  возобновившихся
связей с христианской Византией. Но как только началась многолетняя война  с
империей,  великокняжеское  окружение  подчеркнуто  вернулось  к   кремации.
Курганы  эпохи  Святослава,  преследовавшего  христиан,  были   грандиозными
сооружениями на высоких берегах  рек,  погребальные  костры  которых  должны
были быть видимы в радиусе около 40 км, т.  е.  на  пространство  четырех  -
пяти тысяч квадратных километров!
          Вот что пишет арабский путешественник и писатель Ахмед  Ибн-Фадлан
во время поездки в качестве посла багдадского халифа в Волжскую  Болгарию  в
своем сочинении, называемом ''Книга'': «Итак, они положили его  в  могиле  и
покрыли ее над ним настилом на десять дней,  пока  не  закончат  кройки  его
одежд и их сшивания.
          А именно: если (это) бедный человек, то делают маленький  корабль,
кладут его в него и сжигают его. Что же касается богатого, то  собирают  то,
что у него имеется, и делят это на три трети, причем (одна) треть – для  его
семьи, (одна) треть на то, чтобы на нее скроить для него  одежды,  и  (одна)
треть, чтобы на нее приготовить набиз, который они пьют до  дня,  когда  его
девушка будет сожжена вместе со своим господином.»

г) Волхвы.
      С

лавянское язычество достигло апогея накануне образования Киевской державы  и
в первые два столетия ее формирования (9 -  10  вв.),  когда  культ  Перуна,
бога грозы и покровителя воинов  и  князей,  стал  государственной  религией
Киевской Руси.
      Особую роль здесь сыграло жреческое сословие древней Руси.  Жрецы  еще
не выделились в особое сословие; жертвы родовым и небесным  богам  приносили
представители родовых союзов; а о сношениях с  низшими  демонами  земли,  об
избавлении людей от их вредного влияния и о получении от  них  разных  услуг
заботились вольнопрактикующие волхвы или  волшебники.  В  составе  всего  их
сословия    было    много    различных    разрядов.    Известны     "волхвы-
облакопрогонители",  те,  которые  должны  были   предсказывать   и   своими
магическими действиями создавать  необходимую  людям  погоду.  Были  волхвы-
целители,   лечившие   людей   средствами   народной   медицины,    "волхвы-
хранильники", руководившие сложным делом изготовления разного рода  амулетов
и оберегов и, очевидно, орнаментальных символических композиций.  Творчество
этой  категории  волхвов  могут  изучать  как  археологи  по  многочисленным
древним украшениям, служившим одновременно и оберегами, так и  этнографы  по
пережиточным сюжетам вышивки с богиней Макошью,  молитвенно  обращающейся  к
небу, богинями весны, едущими на конях "с золотой сохой"  и  многочисленными
символическими узорами. Интереснейший  разряд  волхвов  составляли  "волхвы-
кощунники",  сказители  "кощун"  -   мифов,  хранители  древних  преданий  и
эпических сказаний. Сказителей называли также "баянами",  "обаятелями",  что
связано с глаголом "баять" -  рассказывать, петь, заклинать.  Кроме  волхвов
существовали и женщины - колдуньи, ведьмы (от "ведать" -  знать),  чаровницы
и "потворы".

д) Пантеон языческих богов.
      О

коло полутора столетий (9-10вв) Киевская Русь была государством с  языческой
системой,  нередко  противостоящей  проникновению  христианства.   В   эпоху
Святослава, в связи  с  войнами  с  Византией,  христианство  стало  гонимой
религией, а язычество было реформировано  и  противопоставлено  проникавшему
на Русь  христианству.  Действительность  требовала  какого-то  упорядочения
первобытной языческой религии с её племенными культами  и  приведения  её  в
соответствие с новым уровнем государственной жизни.
      К концу 10в., в результате  реформ,  целью  которых  было  объединение
всего государства под властью одного человека, на Руси складывается  пантеон
Владимира,  где  языческие  божества   были   расставлены   в   порядке   их
старшинства и каждому из них были условно противопоставлены античные боги  и
христианские святые.

      ПЕРУН Глава княжеского пантеона, русский Зевс-громовержец,  бог  грома
и молний, выдвинувшийся на  первое  место  в  условиях  военных  походов  на
Балканы  в 4в. и в процессе  создания  государственности  Киевской  Руси  9-
10вв. как покровитель воинов, оружия, войн. После  христианизации  уподоблен
пророку Илье.

       СТРИБОГ    -    Род  -  Святовит  -  Сварог   ("Небесный").   Древнее
первенствующее   божество   неба   и   Вселенной,    "бог-отец".    Уподобен
христианскому богу-творцу Саваофу. В греческой мифологии ему  приблизительно
соответствует Уран. Стрибог оспаривал у Перуна место на  славянском  Олимпе.
Другие высшие боги, по свидетельству некоторых древних рукописей,  считались
его сыновьями, - «Сварожичами».

      ДАЖДЬ-БОГ   -   Солнце  -  сын  Сварогов.  Древнее  божество  Природы,
солнечности,  "белого  света",  податель   благ.   Полностью   соответствует
античному Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну. Даждьбог  и
Стрибог  оба  были  небесными  богами.  Даждь-бог:  слово,  которое   прежде
переводили «палящий бог», а теперь переводят как «дай богатство».
      МОКОШЬ - Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к  ней  служат
"вилы" - русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может  быть  приравнена
к греческой Деметре  "Земле-матери"  и  христианской  матери  божьей.  Часто
изображалась с турьим "рогом изобилия".

      СЕМАРГЛ  -  Божество семян,  ростков  и  корней  растений.  Охранитель
побегов и зеленей. В более широком смысле  -  символ  "вооружённого  добра".
Посредник между верховным  божеством  неба  и  землёй,  его  посланец.  Имел
прямое отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой.

       ХОРС  -   Божество  солнечного  светила.  Представлял   собою   некое
неотделимое дополнение к образу  Дажьбога-Солнца.  С  именем  Хорса  связаны
ритуальные "хороводы" и русское наречие  "хорошо"  -  "солнечно".  Отношение
Хорса к Дажьбогу  можно  определить  аналогией  с  Гелиосом  и  Аполлоном  у
греков.

          ВЕЛЕС – Скотий  бог,  хранитель  стад,  смешанный  впоследствии  с
христианским св. Власием, был первоначально солнечным богом.

      В итоге появляются как бы три разряда богов:  на  первом  месте  стоит
общегосударственный княжеский бог Перун, воспринимаемый не  только  как  бог
грозы, но и как бог  оружия,  воинов  и  князей.  Второй  разряд  составляют
древние божества неба, земли и "белого света" - Стрибог, Мокошь  и  Дажьбог.
В третий разряд попадают божества дополнительного характера: Хорс  дополняет
Даждьбога, и Семаргл - Мокошь.

е) Влияние язычества на культуру и быт Восточных Славян.
      К

ультура Руси складывалась с самого  начала  как  синтетическая,  находящаяся
под   влиянием   различных   культурных   направлений,   стилей,   традиций.
Одновременно Русь не просто слепо  копировала  чужие  влияния  и  безоглядно
заимствовала их,  но  применяла  к  своим  культурным  традициям,  к  своему
дошедшему из глубины веков  народному  опыту,  пониманию  окружающего  мира,
своему представлению о прекрасном.
       Язычникам  были  известны  многие  виды  искусств.   Они   занимались
живописью, скульптурой, музыкой, развивали  ремёсла.  Здесь  важную  роль  в
изучении культуры и быта играют археологические исследования.
Раскопки на территориях древних городов показывают всё разнообразие  быта  в
городской жизни. Множество найденных кладов и  вскрытые  могильники  донесли
до нас предметы  домашней  утвари  и  ювелирные  украшения.  Обилие  женских
украшений  в  найденных  кладах,  сделало  доступным  изучение  ремёсел.  На
диадемах, кольцах, серьгах древние ювелиры  отразили  свои  представления  о
мире, с помощью витиеватого растительного орнамента они могли  рассказать  о
"Кощеевой  смерти",  о  смене  времён  года,  о  жизни  языческих   богов...
Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы занимали воображение  тогдашних
художников.
      Большое значение  язычники  придавали  одежде.  Она  несла  не  только
функциональную  нагрузку,  но  и  некоторую  обрядность.  Одежда  украшалась
изображениями  берегинь,  рожаниц,  символами  солнца,  земли   и   отражала
многоярусность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось  с  головным  убором,
земле соответствовала обувь и т. д.
      К сожалению, почти вся языческая архитектура  была  деревянной  и  для
нас почти утрачена, но в сохранившихся ранних каменных  христианских  храмах
можно увидеть в отделке  и  орнаменте  языческие  мотивы.  Это  типично  для
периода  двоеверия,  когда  художник  мог  изобразить  рядом   христианского
святого и языческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест  и
древние славянские символы.
      Большим разнообразием отличались языческие  обряды  и  празднества.  В
результате многовековых наблюдений славянами был создан  свой  календарь,  в
котором отражались их верования и быт:

      1. Праздник первых ростков - 2 мая.
      2. Моления о дожде - с 20 по 30 мая.
      3. Ярилин день - 4 июня.
      4. Моления о дожде - с 11 по 20 июня.
      5. Праздник Купалы - 24 июня.
      6. Моления о дожде - с 4 по 6 июля.
          7. Отбор жертв, для праздника Перуна - 12 июля.
      8. Моления о дожде - с 15 по 18 июля.
      9. Праздник Перуна - 20 июля.
      10. Начало жатвы - 24 июля. Моления о прекращении дождей.
      11. "Зажинки", окончание жатвы - 7 августа.
          12. Рождение нового солнца. (Новый год)- конец декабря,
                начало января.
         14. Победа солнца над зимой – «смертью», олицетворявшейся
               в  виде женского божества Марены.

          Борьба светлых и темных  сил  природы,  плодородия  с  бесплодием,
теплого лета с холодной зимой, светлого дня с ночью –  этот  сюжет  проходит
через все представления арийцев. Подобно другим  арийским  народам,  славяне
представляли себе весь круговорот времен года в виде  непрерывной  борьбы  и
поочередной победы одной из них.



И
                                          ВЫВОД

з всего этого мы можем сделать вывод об общем положении религии у славян  на
данный промежуток времени до момента принятия христианства,  а  также  о  ее
роли и влиянии впоследствии.
          1.  Жрецы еще  не  выделились  в  особое,  обособленное  по  своим
функциям, месту проживания и отличительным признакам сословие.
           2.     Место  жертвоприношения  и  поклонения  богам,  славянское
«капище», не превратилось в храм даже  тогда,  когда  на  этом  месте  стали
ставить изображения богов, языческие «идолы».
          3.  Славянская религия  не  успела  еще  выработать  строгих  форм
культа, не стала учением, а значит,  не  могла  выполнять  свою  функцию  по
объединению людей разных племен под управлением централизованной  власти,  в
чем так нуждались восточные славяне в X – XII веках.
          4. Богов не  отделили  еще  от  явлений  природы,  они  продолжали
сливаться со стихиями и во время появления христианства.

            Но,  несмотря  на  столь  ранее,  по  отношению  к   ''молодой''
неустоявшейся языческой религии, принятие более  канонической  христианской,
с ее догмами и упорядоченностью, язычество так и не  удалось  искоренить  из
умов и души народа.
          Смешав новую веру со старой, народное сознание частью слило  своих
богов с христианскими святыми, частью низвело их  в  положение  «бесов».  Но
даже такое смешение языческих понятий с христианскими  не  заставило  славян
забыть первоначальное значение своих богов. Перун, превратившийся в  святого
Илью, разъезжающего по небу в  своей  колеснице,  не  перестал  быть  богом-
громовником. До сих пор сохранился обычай  языческого  празднования  святок,
получивший у славян греко-римское название «коляды» (calendae,  т.е.  первый
день месяца). До сих пор сжигают чучело Марены,  красят  яйца  весной,  хотя
сам первоначальный смысл утрачен.



                                 СОДЕРЖАНИЕ


1. Введение …………………………………………………..  1-2

2. Древнейшие цивилизации на территории Руси ...………   3-5


3. Происхождение славян  ………………………………….   6-7

4. Славяно-Русское язычество ……………………………… 7-16

                     а) Классификация и общие сведения …… ……. 7-9
                     б) Мир в представлениях древних славян……… 9-11
                      в) Обряд погребения……………………………  11-12
                      г) Волхвы………………………………………..   12-13
                      д) Пантеон языческих богов……………………..  13-14
                      е) Влияние язычества на культуру и быт
                         Восточных Славян…………………………… 15-16

5. Вывод ……………………………………………………… 17


                              Список литературы

1. Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – Т.1. С  древнейших  времен  до
XVII века /Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е.  Уколова.  –  М.:  МИРОС  –
Междунар. отношения, 1994

2. Рыбаков Б.А.  Мир истории. М., 1984.

3. Карамзин Н.М. История государства Российского/Примеч.  А.М.  Кузнецова  –
Калуга: Золотая аллея, 1994.

4. Седова М.В. Восточные славяне в 6-13 вв. М., 1982.




смотреть на рефераты похожие на "Язычество Древней Руси"