Культурология

Японская культура

    Японская культура  ярко выделяется своей необычной  многогранностью  на
общем  фоне  мировой  культуры,  и  для  западного  человека  кажется  очень
загадочной и непостижимой.  И сами японцы  полагают  ,  что  их  культуру  и
философию невозможно понять не японцу ,для  этого  надо родиться японцем.
     Но  все  же  чтобы  попытаться  понять  суть  и  особенности  японских
национальных культурных традиций необходимо погрузиться в  безбрежный  океан
Восточной  философии  -Восточной  мудрости,  с  которой  японская   культура
неразрывно связана. Я бы хотел  на  примере  трех  китов  японской  культуры
(искусство каллиграфии , искусство «икэбана» и таинство чайной церемонии  ),
с моей точки зрения, попытаться  показать  эту незримую связь.

                           «Искусство каллиграфии»

    Каллиграфическая живопись  в значительной мере связана с философскими и
поэтическими изречениями, крылатыми словами  ,  пословицами,  как  пример  я
могу  назвать   виденный   мною  в   музее   этнографии   Японии   старинный
иероглифический   свиток  на  котором  уверенной  рукой  мастера  изображены
шесть  знаков  ,  выполненных  в  полускорописной  манере  под  «травянистый
стиль». Смысл написанного предельно ясен « День без труда - День  без еды»
    Понимание  искусства каллиграфии невозможно без возвращения  к  истокам
этого шедевра мировой культуры. И   истоки  этого  явления  нужно  искать  в
великой китайской культуре ,  из  которой  кстати   и  вышла  сама  японская
культура.  Обращаясь  к   литературно-историческому   памятнику    китайской
философской мысли  «Даодэ-цзин» - « Канону о пути  и  добродетели»,  который
традицией связывается   с именем  легендарного   мудреца  древности  Лао-цзы
можно понять некоторые особенности  японской точки зрения на окружающий  мир
 и умения  японцев жить  в нашем таком  беспокойном мире. И искать это  надо
, я считаю,  в весьма  существенной  стороне  философии  Лао-цзы  ,даосизме,
которым является  проповедуемый  им  принцип  пассивности:  «  Тот,  кто  не
борется,- говорится о мудром человеке в «Каноне о  пути  и  добродетели»,  -
непобедим  в  Поднебесной.  Согласно  учению  Лао-цзы  .  подлинный    покой
воцаряется с прекращением борьбы и  установлением  жизни  в  соответствии  с
субстанцией мира «дао».Утверждаемый даосизмом принцип « у  вэй  »,  то  есть
«недеяние», принцип  бездеятельного отношения человека к окружающему миру  ,
невмешательство  людей  в  существующую  реальность  -  одно   из   основных
канонических положений даосизма:  «  Предпочитать  недеяние  и  осуществлять
учение безмолвно» - таков тезис Лао-цзы. В « Каноне о  пути  и  добродетели»
содержится следующее  разъяснение  по  этому  поводу  :  «Быстрый  ветер  не
продолжается все утро, сильный дождь не продолжается весь день.  Кто  делает
все это?  Небо и земля.  Даже  небо  и  земля  не  могут   сделать  что-либо
долговечным, а человек тем более.
    Таким образом , утверждается идея непостоянства  в природе  и  бессилие
человека перед ее явлениями ,  идея того, что все  в  мире  образуется  само
собой, стихийно и вмешательство  человека  .  его  деятельность  излишни.  В
соответствии  с  этими  взглядами  на  явления  окружающей   среды   даосизм
утверждает,  что  высшая  гуманность   осуществляется  через   недеяние.   Я
обратил особое внимание  на  то  ,  что  источник  и  причина  беспорядка  в
Поднебесной заключается согласно Лао-цзы , в  отходе  от  мира  природы,  от
естественного пути, то  есть  в  том,  что  создается  искусственный  чуждый
природе образ жизни людей. И учение  Лао-цзы ,  как  бы  указывает  средство
против порождения подобных явлении: оно  призывает  к  возвращению  на  путь
«дао», который помогает одновременно и человеку и обществу.
    Японцы не  без интереса относятся  к  философским  воззрениям  Лао-цзы,
хотя и не во всем согласны с ними . Им   импонирует  тезис  «Даодэ-цзина»  о
взаимосвязи человека с окружающей  природой. В   характере  японцев  ,  быть
может  как  ни  у  какого   другого  народа  ,  таится   глубокое    чувство
привязанности к живой природе,  проникновенное  отношение  к  родной  земле,
какое-то обожание своих островов. И в философии  даосизма  они  находят   не
простое  понятие о триаде(земля, человек,  небо),  как  это  характерно  для
конфуцианской  доктрины,  а   формулу   -   земля,   человек,   дао   -путь,
естественность. В «Каноне  о  пути  и  добродетели»  можно  найти  следующее
определение порядка соотношения этих сил: «  Человек  следует  земле.  Земля
следует небу. Небо следует дао , а дао следует естественности. Это  помогает
понять , что даосизм предписывает познание «дао» как  первопричины  видимого
мира посредством проникновения в сущность вещей и явлений, путем  слияния  с
окружающей человека природой.  Именно   в  этом  японцы  видят  определенную
взаимосвязь  философских  идей  даосизма   с   художественным   литературным
творчеством. Можно  сказать , что именно в Японии  доскональнее,  чем   где-
либо в другой стране , изучили классическое наследство Китая, чему,  конечно
, в немалой  степени способствовало знание  иероглифики  и  это    послужило
развитием собственной, национальной школы каллиграфии, произведения  которой
 до сих пор восхищают знатоков и ценителей прекрасного.

                            « Искусство Икэбана»

    С большим искусством и вкусом украшаются японцами их дом, жилище, места
работы  и  отдыха.  Элементарный  толковый  словарь  языка  дает   следующее
пояснение: « Икэбана  -  искусство  ставить  цветы  и  ветки  в  сосуды  для
цветов».
    Но это слишком примитивное объяснение , рассчитанное на иностранцев, на
самом деле  японцы  вкладывают  в  «  Икэбана»  глубокий  смысл.  Это  целая
философия , свои особый   способ  понимания  и  познания  окружающего  мира.
Характерно, что каждый  цветок или веточка, на взгляд японцев, должны  иметь
определенное значение. Часто , например, высокая веточка означает  небосвод,
средняя - человека , а самая низкая - землю. Такое  соединение   трех  веток
или одну ветку с  особо  расположенными  отростками  именуют  «  триадой»  :
«небо, земля, человек» ,  имеющей  свои  глубокие  корни  в  духовной  жизни
народа , его философии. Истоки  этой философии  ,  так  же  нужно  искать  в
бездонной кладези  китайской  мудрости.  Ответ  можно  попытаться  найти   в
древнейшей сокровищнице  мудрости- каноне  «  Ицзин»  -  «  Книга  перемен»-
самому удивительному трактату китайской древности. Главная мысль  ,  которой
проникнута  «  Книга  перемен»  ,  утверждает  принцип  изменчивости   всего
существующего, всех вещей  и явлений ,  первоисточниками  которых  выступают
земля и  небо.  При  этом  сам  процесс  непрерывно  происходящих  изменений
объясняется  как   вечная   коллизия   ,   столкновение   и   взаимодействие
противоположных сил, космических сил : «Ян» - света и «Инь» -тьмы. Именно  в
этом трактате получает свое толкование знаменитая триада:  «  Небо  -вверху,
земля внизу, между ними человек» Три начала бытия , три его ипостаси  ,  три
мира, три сферы жизни - равноценные , равнозначные. Они - в вечном  единстве
, и в то же время каждый из них сам по себе. Они - нераздельны  и  в  то  же
время неслиянны. Вот о чем говорит эта незатейливая ветка  ,  если  отростки
на ней  расположены  так  ,  как  нужно  ,  осмысленно,  Здесь  философия  и
эстетика. Также важно упомянуть,  что в основном  произведения  «Икэбана»  ,
выставляются на фоне предметов старины , произведений искусства и  они   как
правило бывают небольших размеров  и  отличаются   филигранной  тонкостью  ,
художественностью    мастерства.    Миниатюрность-     характерная     черта
эстетического вкуса  японцев  их  философского  мировоззрения  .Искусство  «
Икэбана»   имеет  определенное  воздействие  на  духовную  жизнь   японского
народа, обогащая и облагораживая  эстетический вкус человека,  воспитывая  в
нем любовь к истинной красоте искусства, расширяя возможности его  любования
прекрасным в жизни и искусстве , в многообразных формах его проявления .

                         «Тя-но ю» - чайное действие

    Наиболее   загадочным  и имеющим глубокий  философский  и  эстетический
смысл ,с моей точки зрения, является ритуал  «Тя-но ю» - чайный  церемониал.
Это  строго  регламентированное  искусство  приготовления  и  питья  чайного
напитка в присутствии гостей.  Чайная церемония восходит к  обычаю  берущему
свое начало в 7 веке , употреблять чай во время медитации в  дзэн-буддийских
храмах в Китае. Этот обычай получил широкое распространение в Японии  с  729
года  и сохраняется почти неизменным по сей день.  Бытовая  процедура  питья
чая  превратилась  в  особый   культ,   в   котором   соединились   элементы
архитектуры,   живописи,   садово-паркового   искусства.    Его     сущность
отразилась также в различных философских концепциях, а культ чая  ,  в  свою
очередь стимулировал их развитие . Чайная церемония  -  воплощение  единства
творческого начала , восприятия природы, религиозно-философского  настроения
и социального общения. Чайная церемония получила широкое распространение  по
всей Японии и во  всех слоях населения, так  как  дзэн-буддизм  проповедовал
возможность достижения» просветления» любым человеком в  условиях  обыденной
жизни. В  основу  чайной  церемонии   положены  четыре  принципа»  гармония-
единение  человека  с   природой,   упорядочение   мироздания   ;   почтение
-равноправие всех участников , проявления уважения их друг к другу;  чистота
-  очищение  через  соприкосновение  с  прекрасным;   тишина-  условие   для
медитации. Считалось , что реализация  этих  принципов  открывает  путь  для
достижения  внутренней  гармонии  участников   церемонии.   Ритуал    чайной
церемонии проводится в специально отведенном для этого месте , чаще всего  в
небольших домиках , расположенных в тенистых садах , чтобы суета  окружающей
жизни отошла на задний план и  не  мешала  погрузиться  в  глубины  сознания
посредством медитирования.  В «чайном действе»  обычно  участвуют  :  мастер
чая- тот , тот кто заваривает чай и разливает его , и те,  кто  присутствуют
при этом и затем пьют. Первый , жрец , свершающий действо, вторые  участники
действа, приобщающиеся к нему и  нередко  безжалостные  критики.  У  каждого
свой комплекс поведения, охватывающий и позу при   сидении , и все  движения
, и выражение лица , и даже манеру речи. Существует особый и сложный  способ
заваривания чая,  я  не  буду  останавливаться   на  этом,  потому  что  это
потребует  слишком много времени. Главное как это понять и познать  с  точки
зрения человека запада , далекого  от  восприятия   и  познания  мира  через
медитацию ,через философию дзэн-буддизма. И все же , что это  такое  -Чайная
церемония? Как все это назвать :  ритуал, церемониал ,обряд ? Скорее  всего-
особая духовная процедура. В японском и китайском  языках  существует  нечто
именуемое «путь» ( «до» яп.) - понятие ,  имеющие  многосложное  значение  в
духовном мире  японского  народа,  в  его  философии,  морали,  эстетики  .В
философии даосизма «дао» - основной  принцип  этого  учения  -  выступает  в
значении абсолютного начала вселенной, основы существования мира,  источника
всех его вещей и явлений. В конфуцианском учении  «  дао»    имеет  значение
определенной этической категории. В  свою  очередь  ,   «дао»  связанного  с
буддийским понятием «чань» - в устах китайцев и «дзэн» - в устах японцев.  И
именно через это понятие «дзэн» можно попытаться   понять   таинство  чайной
церемонии , ее не проходящее влияние на   жизнь  японского  народа.  Я  хочу
привести здесь объяснение этого понятия, как его трактуют сами  японцы  :  «
Дзэн- овладеть всеми своими духовными силами и вступить в пределы не-я ,  то
есть  погрузиться  в  созерцание»Добавляется  также  ,  что  в  сочетании  с
иероглифом  «  садиться»  образуется  понятие;  сесть  в  надлежащей   позе,
овладеть всеми своими духовными силами и обрести познание. То есть  если  вы
будете долгие часы сидеть неподвижно, уставившись в  одну  точку,  и  ничего
при этом не думать , это  будет  «дзэн».  Если  вы  не   пошевельнетесь  при
встрече с самой большой неожиданностью , это будет «дзэн». Если  вы  станете
свободным  от всяких волнений, тревог , беспокойств, восторгов ит.д. - не  в
том смысле , что все это для вас не существует , а в  том  ,  что  ничто  не
может коснуться вашего духа ,  смутить  его  спокойствие,  нарушить  ясность
ума, это  будет «дзэн» Если вы совершенно спокойно , с абсолютной  легкостью
, душевной ясностью и свободой пойдете на смерть, это будет «дзэн».
Вот это и многое-многое  другое – «дзэн».
    « Путь чая» («Дао чая» ) создан монахами Дзэнсю  ,  сторонниками  секты
«Дзэн» и по этому следование « Пути чая» –  один  из  методов  осуществления
заветов этого учения . « Сидение по дзэн»- другой из таких методов.


    Так что из всего вышеперечисленного  можно  понять  ,  что  философские
возрения Востока  , в  частности  Японии  ,  составляют  практически  единое
целое  с   культурой   и   порой   невозможно     определить      ту   грань
   зримо отличаются  от Западных канонов  ,  что  человеку  воспитанному  на
западных ценностях , почти не  возможно  вникнуть  в  ту  бездонную  глубину
философской мысли  Востока,  оценить  всю  ее  красоту  и  многогранность  .
Западный  человек  впервые  столкнувшийся   с  культурой  востока  ,  с  его
философией , зачастую видит в них только внешнею ,  экзотическую  сторону  ,
не видя и не ощущая самого главного, что они  содержат в  себе   глубочайший
смысл , смысл понимания и познания жизни. Только полностью  растворившись  в
жизни востока , отвергнув все условности западного образа жизни , с  помощью
специальных тренировок (  медитаций)   можно  попытаться   хоть  на  немного
продвинуться к понимании философии жизни востока  , но все  равно  понять  и
оценить восток , для европейца  практически не возможно., потому что  мы  по
разному работаем с основой основ жизни – энергией., по  разному  подходим  к
понятию бытия. Они ощущают энергию , а мы стараемся ее  измерить,  подчинить
своей воле, войти в  противоречие  с  известной   формулировкой   одного  из
основоположников экзистенциализма Ж. Сартра « Человек –это неудавшийся  Бог»
, то есть самим стать Богом  ,  взять  на  себя  функции  правителя  мира  и
вершителя его судеб и  мне кажется ,что именно западная  цивилизация  станет
причиной  описанного Библией конца света , ведь  прогресс   в  конце  концов
приведет к логическому финалу, ведь как бы не был умен человек ,  все  равно
ему никогда не победить мать –природу (то есть энергию в  широком  понимании
этого слова ) и природа жестоко отомстит человеку  посмевшему посягнуть   на
попытку сделать ее орудием , инструментом в своих  руках.
     Поэтому  рассуждая на тему взаимоотношений   Востока  и  Запада  ,  их
роли в мировой истории , культуре , философии  и возможности становления  их
единым целым , приходишь к мысли , что это невозможно.
     И не зря  в свое время  известный  английский   писатель   Р.  Киплинг
писал «Восток есть восток , запад ,  есть  запад  и  вместе  им  никогда  не
сойтись»





смотреть на рефераты похожие на "Японская культура"