Литература : зарубежная

Романтизм в творчестве Пушкина



                           Экзаменационная  работа



                                   Реферат

                           Романтизм в творчестве
                                А.С. Пушкина



                            г. Новосибирск 1998г.



                                    ПЛАН

     I Вступление
           1.Что такое романтизм ?
           2.Взгляды А.С. Пушкина на романтизм.
       II Основная часть
           1.Романтическая лирика:
             а) Обращение А.С. Пушкина к классической мифологии.
             б) «Человеческая свобода» и «мелкость
             общественных верхов».
             в) «Бесстрастие» и «огненная страсть».
             г) « Образ нации» в лирике Пушкина.
             д) « Морские  пейзажи».
             е)  Романтическая лирика Пушкина-
             вдохновение композиторов.
        2. Романтическая поэма А.С. Пушкина
           « Кавказский пленник»
             а) Пленник- психологический портрет
             пушкинского современника.
             б) Тема свободы.
             в) Душевная охладелость героя.
             г) Тема «огня» и «холода».
             д) Ревность и душевный героизм Черкешенки.
             е) Общее значение поэмы.
      III Заключение.
           Вклад А.С. Пушкина-романтика в русскую литературу.
             а) Содержательный романтический мир страстей.
             б) «Солнце нашей поэзии закатилось!»

                            Что такое романтизм.
             «Всякий по-своему его определяет и видит!» -  писал  о
         романтизме в 1826 г. поэт Н.М. Языков[1]. А в  1958  году,
         через 132 года, современный  исследователь  П.  С.  Мейлах
         отметил   то   же   самое:   «...Ни   в   одной    области
         литературоведения   нет   стольких   противоречий,   такой
         разногласицы, как в области понимания романтизма»[2].  Что
         такое  романтизм  каждый  определяет  по-своему.  В  своем
         учебнике для вузов А.Н. Соколов делает акцент на социально-
         исторической характеристике романтизма :
             «Русский    романтизм,    порожденный    надвигающимся
         переломом в развитии России, стал  в  основном  выражением
         новых   антифеодальных   освободительных    тенденций    в
         общественной  жизни  и  мировоззрении»[3].  Но   романтики
         описывают  не  только  эпоху  ,  но  и  самого   человека.
         Положительный герой романтической литературы- это «человек
         неистовых   страстей   ,    интеллектуально-психологически
         возвышающийся над  толпой  ,  мечтательно  устремленный  в
         будущее»[4].
             Что же такое романтизм для  вас  ?  Какой  бы  ни  был
         ответ,  я  думаю,  каждый  при  слове  романтика  вспомнит
         незабвенные строки из стихотворения Пушкина :  «  Я  помню
         чудное мгновенье .» Да и  не  удивительно  ,  ведь  поэзия
         Пушкина высшее выражение ценностей общечеловеческих: любви
         , дружбы , чести , совести , справедливости , милосердия ,
         неприятия всяческого произвола ,  унижения  личности.  Вся
         поэзия Пушкина - это его  лирический  дневник.  Поэзия  не
         только его « памятник» , но и его «душа в заветном мире» .
          Пушкинская муза - муза возвышенная. Кто до него  мог  так
         возвышенно воспеть все тончайшие оттенки любовного чувства
         ? Тут все- и легкая уверенность, и   глубокая  страсть,  и
         ревность, и ожидание новой , и  добродушная  насмешка  над
         девичьим  кокетством.  Вот  проходит   мимо   девушка,   и
         рождаются такие замечательные стихи :
                  Когда нечаянно пройдет передо мной
                  Младое , чистое , небесное созданье,
                  Пройдет и скроется ?.. Ужель не можно мне,
                  Любуясь девою в печальном сладострастье ,
                  Глазами следовать за ней и в тишине
                  Благословлять ее на радость и на счастье,
                  И сердцем ей желать все блага жизни сей,
                  Веселый мир души , беспечные досуги ,
                  Все- даже счастие того , кто избран ей ,
                  Кто милой деве даст название супруги .
             Маяковский  восхищался  одним  пушкинским  стихом  как
         высшим  проявлением  любовного  чувства  .  Он   предельно
         лаконичен :
                  Я знаю , путь уж мой измерен ,
                  Но , чтоб продлилась жизнь моя ,
                  Я утром должен быть уверен ,
                  Что с вами днем увижусь я .
             Может быть с Пушкиным мы только и научились  понимать,
         что такое Любовь? Возвышение - это мечта об идеале женщины-
         «чистейшей  прелести  чистейший  образец»,  «гений  чистой
         красоты», которую заронил  Пушкин  в  сердце  русского,  и
         которою тот с тех пор безнадежно болен.
             Безусловно, Пушкин является самым  блестящим  примером
         писателя-романтика. Многие люди пытались  проанализировать
         его романтизм. Но как же все-таки понимает  романтизм  сам
         Пушкин ?

                        Взгляды Пушкина на романтизм.
             У Пушкина взгляды на романтизм вполне  соответствовали
         духу его романтического творчества. Большинство  замечаний
         и высказываний Пушкина о романтизме относится к  1824-1825
         годам, когда были завершены или завершались южные поэмы (в
         1824   году   были   написаны   «Кавказский   пленник»   и
         «Бахчисарайский фонтан» , в  октябре  того  же  года  были
         закончены «Цыганы» ) .
             Пушкин часто подчеркивал свое  несогласие  с  наиболее
         распространенными  определениями  романтизма.   Он   писал
         друзьям: «Сколько я ни читал о романтизме, все не то.»[5]
             В шестой главе « Евгения Онегина» , Пушкин  ,  цитируя
         предсмертные стихи Ленского замечал :
                  Так он писал темно и вяло
                  (Что романтизмом мы зовем ,
                  Хоть романтизма тут нимало
                  Не вижу я ; да что нам в том ?)
             Это ироническое замечание по поводу стихов было похоже
         на сделанное Пушкиным позднее, в 30-е годы  категорическое
         заявление : нельзя  относить  к  романтической  литературе
         «все произведения , носящие  на  себе  печать  уныния  или
         мечтательности»[6] .
             Взгляды  Пушкина  на  романтизм  были   прежде   всего
         антиклассическими . Пушкин высмеивал и  осуждал  тех,  кто
         пишет «по всем правилам  парнасского  православия»[7].  Он
         утверждал  ,  что  романтическая  школа  «есть  отсутствие
         всяких  правил,  но  не  всякого   искусства»[8].   Пушкин
         рассматривал романтизм как подлинную революцию  в  области
         формы. В одном из писем к П.А. Катенину  он  говорил  о  «
         перевороте»  в  словесности,  который  должны   произвести
         романтики[9].
             Теоретические позиции Пушкина определяли и его взгляды
         на  конкретную  историю  романтизма.  Пушкин  относил    к
         романтической литературе произведения  Данте,  Шекспира  ,
         Сервантеса, Лопе де Вега и многих  других  писателей.  Это
         довольно неожиданно, но с точки зрения  теорий  Пушкина  ,
         который  считал  самой   привлекательной   чертой   поэта-
         романтика художественную смелость разрыва с  общепринятыми
         нормами,  было вполне логичным .
             Таким  образом   ,   Пушкин   теоретически   определял
         романтизм как отказ от  старых  классических  литературных
         форм. В своей переписке  Пушкин  дал  ряд  высказываний  о
         романтических героях в жизни. Эти  высказывания  проливают
         яркий свет на то, в чём он  видел  содержание  романтизма.
         Пушкин не считал , что романтических героев в  современной
         ему русской жизни можно найти только среди  разочарованных
         молодых людей . читающих Байрона. Он связывал  с  понятием
         романтизма людей , совершенно  чуждых  чувствам  уныния  и
         разочарованности  .   Это   люди,   отличающиеся   бурными
         страстями , которые являются героями самых  необыкновенных
         приключений , поднимающих человека над обыденностью. Таким
         образом Пушкин включал  в  интеллектуально-психологическую
         сферу романтизма необыкновенное , поднимающее человека над
         повседневностью. Как  художник  он воплотил  это  в  своих
         произведениях.   Пушкин   хотел   нарисовать    в    своих
         романтических произведениях именно современного героя. В «
         равнодушии   к   жизни   ,   к   её    наслаждениям»,    в
         «преждевременной  старости  души»  ,  т.  е.  в   душевной
         охладелости романтического героя , он видел «отличительные
         черты» «  молодёжи  19-го  века»[10].  Впервые  в  русской
         романтической    литературе     Пушкин    создаёт    образ
         современного  героя.  живущего  интересами  и   волнениями
         своего века.  Этим  объясняется  успех  пушкинских  «южных
         поэм». В противоречивом внутреннем мире их главных  героев
         и в их  необычайной  судьбе  современники  узнавали  самих
         себя.
             Пушкин-романтик  изображает   исключительные  ,   чаще
         всего контрастные психологические состояния , непохожие на
         пошлую уравновешенность среднего человека. В романтической
         лирике   Пушкина   нарисованы   или   «могучая   страсть»,
         подчиняющая все переживания  и  поступки  человека  ,  или
         душевная охладелость . То же мы  находим  в  южных  поэмах
         Пушкина. В «Кавказском пленнике»   Черкешенка-  «страстная
         дева»,  полная  «восторгов  сердца».  Ей  противопоставлен
         Пленник , который  погубил  «  страстями  сердце»  ,  стал
         «жертвою страстей». Он почти совершенно охладел  душой.  В
         «Бахчисарайском   фонтане»    Заремой   владеют    «порывы
         пламенных желаний» , она «для страсти рождена»  и  говорит
         «языком мучительных страстей» . Но тут же нарисован  образ
         разочарованного героя- татарского хана Гирея.   Он  ещё  в
         начале поэмы «скучает бранной славой»  ,  а  после  смерти
         Марии приходит к полному унынию . В  «Цыганах»  ,  вершине
         романтизма  Пушкина  ,  «  всюду  страсти  роковые».  Поэт
         подчёркивает , что  «  послушной  душой»   Алеко   «играли
         страсти» .  Играют они и Земфирой  ,  и  её  любовником  –
         молодым цыганом ,  и  её  матерью  Мариулой.  Но  в  поэме
         действует также охладевший герой – старый цыган , которому
         после любовной катастрофы «постыли...  все  девы  мира»  .
         Постараемся же  теперь  разобраться  в  этом  лучше  ,  на
         конкретном    художественном    материале    романтических
         произведений Пушкина.

                            Романтическая лирика
             Далеко не все лирические стихотворения  Пушкина  1820-
         1824 годов могут быть названы романтическими .  И  в  пору
         своего  романтизма  Пушкин  написал  ряд  стихотворений  ,
         выдержанных в классическом духе  и  восходящих  к  русской
         литературе  восемнадцатого века.
             В стихотворениях  Пушкина  романтического  периода  мы
         нередко находим не романтическое обращение к  классической
         мифологии  .   На   ней   целиком   построено   пушкинское
         стихотворение 1824 года «Прозерпина» , начатое словами:
                  Плещут воды Флегетона ,
                  Своды Тартара дрожат ,
                  Кони бледного Плутона
                  Быстро к нимфам Пелиона
                  Из Аида бога мчат.
             Эти строки пропитаны мифологией. И стиль стихотворений
         Пушкина     романтического    периода    ,     заключающих
         мифологические   мотивы   ,   далёк   от   «разорванности»
         романтического стиля. Таковы  превосходные  антологические
         стихотворения «Муза» и «Нереида» :
                  Среди  зелёных  волн   ,   лобзающих   Тавриду   ,

                  На утренней заре я видел нереиду.
                  Сокрытый меж дерев , едва я смел дохнуть:
                  Над ясной влагою полубогиня грудь
                  Младую , белую как  лебедь воздымала
                  И пену из власов  струёю выжимала .
             У них плавные , как бы закруглённые концовки.
             И всё же самые яркие и смелые лирические  произведения
         Пушкина 1820-1824 годов - это стихотворения  романтические
         .  Их  пронизывает  идея  человеческой  свободы.  Пушкина-
         романтика  возмущало  не  только  отсутствие   свободы   в
         самодержавном государстве  ,  его   отталкивала   душевная
         мелкость общественных верхов. Эту мелкость он  подметил  в
         графе  М.С.  Воронцове  ,  под  начальством  которого  был
         вынужден служить в Одессе. В стихотворении  о  нем  Пушкин
         иронически    противопоставил    свойственный    Воронцову
         «хороший тон» подлинно выдающимся умственным  и  моральным
         качествам:
                  Он не хранил в своём запасе
                  Глубоких замыслов и дум ;
                  Имел он не блестящий ум ,
                  Душой не слишком был отважен ;
                  Зато был сух , учтив и важен.
                  («Не знаю где , но не у нас» ).
             В романтической лирике Пушкина иногда  рассказывается,
         как возникает бесстрастие, как исчезает страсть.  Об  этом
         говорится  в  стихотворении   «Чёрная   шаль».   Герой   ,
         переживший  измену  возлюбленной  ,  «младой  гречанки»  ,
         которую он «страстно  любил» , и убивший её ,  приходит  к
         полной душевной  охладелости  .  Он  навсегда  забывает  о
         женской красоте , совсем как  старый  цыган  в  пушкинской
         поэме «Цыганы» . Здесь есть даже совпадения текстов :
                  С тех пор не целую прелестных очей ,
                  С тех пор я не знаю весёлых ночей .
                  Гляжу , как безумный , на чёрную шаль ,
                  И хладную душу терзает печаль .
                                                                   (
                  «Чёрная шаль» )


                                             ...С этих пор
                  Постыли мне все девы мира ;
                  Меж ними никогда мой взор
                  Не выбирал себе подруги,
                  И одинокие досуги
                  Уже ни с кем я не делил .
                                                 (  Рассказ  старого
                  цыгана).
             В обоих случаях катастрофическое исчезновение  страсти
         становится трагическим рубежом в жизни человека. ( «С  тех
         пор» ,  «С этих пор» - именно  черта во времени ).
             Но  чаще,  чем  душевный  холод,  в   лирике   Пушкина
         -романтика мы видим душевное  горение  ,  мощную  огненную
         страсть . Она появляется и тогда , когда Пушкин говорит  о
         своей политической страстности поэта .  «Страстею  воли  и
         гонениям я стал известен меж людей» ,  -  пишет  Пушкин  в
         одном из посланий В.Ф. Раевскому .
             И  всё  же  на   первый   план   у   Пушкина-романтика
         выдвигалась тема любви с её принципиальным психологизмом .
         Поэтому в любовных произведениях блистательнее всего  была
         развёрнута его философия страстей и резче всего проявилась
         его убеждённость в том ,  что  романтический  поэт  должен
         жить   в   стихии   яркой   ,   напряжённой   страсти.   С
         представлением о страсти у Пушкина  связаны образы пламени
         . В сердце поэта живёт  «пламенная страсть»  ,  «пламенный
         восторг» , «лобзанья» возлюбленной «так пламенны» , «новый
         жар волнует кровь», возлюбленная «вливает» в душу  «огонь»
         , «юный пыл страстей» ... Противопоставлен  этому  пламени
         образ того , что  остаётся  от  любовного  горенья-  образ
         пепла.
             В «Сожженном письме» Пушкин пишет :
                  Свершилось! Тёмные свернулися листы ;
                  На лёгком пепле их заветные черты
                  Белеют... Грудь моя стеснилась . Пепел милый ,
                  Отрада бедная в судьбе моей унылой ,
                  Останься век со мной на горестной груди ...
             Поэт называет пепел «милым» , «лёгким». Для него пепел-
          единственная «отрада» . Это всё что осталось от любви, от
         всего того , что было ему дорого.
             Живущий в  стихии  страстей  ,  поэт-  романтик  часто
         говорит об единственности своей любви , захватывающей  всё
         его существо. «Всё в жертву памяти твоей» ,- обращается он
         к Воронцовой. Даже слава нужна ему лишь для того  ,  чтобы
         она всегда напоминала о нём возлюбленной. В  стихотворении
         «Желание славы» , посвящённом Воронцовой , читаем :
                  Желаю славы я , чтоб именем моим
                  Твой слух был поражён всечасно, чтоб ты мною
                  Окружена была , чтоб громкою молвою
                  Всё, всё вокруг тебя звучало обо мне ...
             Это «единственное» чувство  заставляет  поэта  жить  с
         образом возлюбленной даже тогда , когда её  нет  с  ним  .
         Нередко  в  любовной  лирике  Пушкина  возникает  видение-
         воспоминание,  заменяющее  реальность.   В   стихотворении
         «Ночь» , посвящённом  Амалии  Ризнич  ,  перед  поэтом  «в
         молчаньи   ночи  тёмной»  с  поразительной    ясностью   ,
         возможной только  при  огромной  силе  чувства,  предстаёт
         образ возлюбленной. Он слышит даже звуки её  голоса  ,  её
         страстные признания:
                  Во тьме твои глаза блистают предо мною.
                  Мне улыбаются , и звуки слышу я :
                  Мой друг , мой  нежный друг...люблю...твоя...твоя
             Такое же, только смягчённое видение-воспоминание  есть
         в знаменитом  стихотворении «К ***». Поэт тоже видит  лицо
         любимой женщины и слышит её голос :
                  В томленьях грусти безнадёжной ,
                  В тревогах шумной суеты
                  Звучал мне долго голос нежный,
                  И снились милые черты.
             И   в   стихотворении   «Ненастный   день   потух...»,
         посвящённом  Воронцовой,  перед   поэтом   (   видение   -
         воспоминание. Но на этот раз оно исключительно зрительного
         порядка.   Поэт   видит   возлюбленную   на   фоне   южной
         природы(движущейся «роскошной пелены»  моря:
                                   ... по горе теперь идёт она
                  К берегам, потопленным шумящими волнами;
                  Там , под  заветными скалами,
                  Теперь она сидит , печальна и одна...
             В любовной лирике Пушкина огромная эмоциональная  сила
         переживаний  поэта   в   большинстве   случаев   разрывает
         упорядоченность  художественных  форм.  Стиль   становится
         динамичным , остро  экспрессивным  и  даже  «разорванным».
         Подобная      «разорванность»       отражает      душевную
         взволнованность  поэта  и  противоречивость  его  любовных
         переживаний, не  поддающихся  упорядоченности.  Вопросы  и
         восклицания сменяют друг друга в  стихотворении   «Желание
         славы» , где поэт сетует на интриги , возникшие в связи  с
         этой любовью :
                  И что же ? Слёзы , муки ,
                  Измены , клевета, всё на главу мою
                  Обрушилося вдруг... Что это я, где я ? Стою
                  Как путник, молнией постигнутый в пустыне,
                  И всё передо мной затмилося !
             Какую бурю чувств мы видим в этих стихах ! Мы  ощущаем
         все  переживания   лирического   героя   .   Стихотворение
         «Ненастный день потух» завершено  предельно  экспрессивным
         описанием  одиночества возлюбленной:
                  Одна...никто пред ней не плачет , не тоскует;
                  Никто её колен в забвенье не целует;
                  Одна...ничьим устам она не предаёт
                  Ни плеч, ни влажных уст , ни персей белоснежных,
                   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
                  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
                   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
                  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
                   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
                  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
                  Никто её любви небесной не достоин.
                  Не правда  ль  :  ты  одна  ...  ты  плачешь...  Я
                  спокоен
                   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
                  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
                  Но если. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
                  . . . . . . . . . . . . . . .
             Всё это необыкновенно сильно.
             Ряды   точек   графически    выражают    взволнованную
         прерывистость и скачкообразность эмоций возлюбленного. Эти
         точки в то же время  намекают  на  то,  что  скрывается  в
         глубинах психологии поэта. И замечательнее всего последнее
         «Но если...». Это внезапно обрывает стихотворение  и  даже
         лишает  его  внешней   стройности   и   последовательности
         рифмовки. Это гениальное  «Но  если...».  Внезапный  обрыв
         речи повествователя яснее, чем слова , раскрывает ревнивое
         волнение  влюблённого  .  «Протяжённость»  подразумеваемой
         мысли изображена  многоточием  ,  занимающим  почти  целую
         строку: поэт чувствовал бы себя глубоко несчастным ,  если
         бы любимая женщина была не  одна  и  полюбила  бы  другого
         человека.
             Вся  эта   поэзия   страстей   и   бесстрастия   имела
         художественной целью раскрыть психологический . внутренний
         мир личности и воссоздать её образ. Но  перед  романтиками
         стояла  и   другая   задача:   отказываясь   от   традиций
         «классической»  поэзии   ,   они   стремились   нарисовать
         индивидуальный образ  нации.  Эту  задачу  решил  романтик
         Пушкин.
             Подлинным    шедевром    пушкинского    романтического
         воспроизведения русского  национального  колорита  явилась
         «Песнь  о  вещем  Олеге».  Здесь  не  только  использовано
         летописное   предание   и   блестяще   нарисована    эпоха
         древнегреческого язычества, но и взят  явно  романтический
         сюжет  чудесного  таинственного  предсказания.   Здесь   у
         Пушкина появляется тема поэта-пророка , не  подчиняющегося
         никакой земной  власти,  наделённого  силой  безошибочного
         предвидения , которое выделяет его из  среды  обыкновенных
         людей.   Предсказывающий   смерть   Олега    «вдохновенный
         кудесник» открывает собой  длинный  ряд  таких  пушкинских
         героев , как пророк из первого «Подражания Корану» , Андре
         Шенье ,  Моцарт  и  др.   Об  этом  свидетельствуют  слова
         «Песни»:
                  Волхвы не боятся могучих владык,
                  А княжеский дар им не нужен
                  Правдив и свободен их вещий язык
                  И с волей небесного дружен.
                  Грядущие годы таятся во мгле;
                  Но вижу твой жребий на светлом челе.
             В  лирических   стихотворениях  Пушкина  -романтика  ,
         изображающих жизнь разных народов  ,  нет  соответствующих
         пейзажей или же они  не  имеют  почти  ничего  национально
         характерного . Нет  пейзажей  в  стихотворениях  «Гречанка
         верная  !»  ,  «Гречанке»  (упоминается  лишь   достаточно
         абстрактное «небо Греции священной»  ),  «Чёрная  шаль»  (
         упоминаются лишь  «дунайские  волны»  ,  куда  раб  убийцы
         бросил мёртвые тела). И в «русских»  произведениях Пушкина
         мало национальных пейзажных образов. Дать  описание  жизни
         разных  народов  на  фоне   соответствующих   национальных
         пейзажей Пушкину удалось  лишь  в  южных  поэмах.  Зато  в
         пушкинской   романтической   лирике   есть    великолепные
         «личностные»   пейзажные    стихотворения    ,    рисующие
         экзотическую природу и вместе с тем проникнутые глубоким и
         тонким психологизмом .  Эти  стихотворения  связаны  не  с
         изображением  какой-либо  национальной   среды   ,   а   с
         переживаниями самого поэта , с его восприятием жизни.
             Прекрасны морские  пейзажи  Пушкина-романтика.  Пушкин
         видел в море воплощение непокорности и бунтарства. Недаром
         в его стихотворении «Узник» орёл, стремящийся  на  волю  ,
         звал поэта улететь «туда , где синеют морские  края»  .  В
         стихотворении «Погасло дневное  светило»  волнение  океана
         пробуждает в поэте воспоминания о его прошлых «желаниях  и
         надеждах» , о прошлой «безумной любви» , которую он  не  в
         силах забыть , и бесконечно  сильное  стремление  к  новым
         впечатлениям. Не только о море ,  но  и  о  волнении  души
         поэта написаны строки этого стихотворения:
                  Шуми , шуми , послушное ветрило ,
                  Волнуйся подо мной , угрюмый океан
                  Я вижу берег отдалённый ,
                  Земли полуденной волшебные края ;
                  С волненьем и тоской туда стремлюся я ;
                  Воспоминаньем упоённый...
                  И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
                  Душа кипит и замирает;
                  Мечта знакомая вокруг меня летает ;
                  Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
                  И всё чем я страдал, и всё , что сердцу мило,
                  Желаний и надежд томительный обман ...
             В этих строках прекрасно сочетается волнующееся море и
         душа в волнении.
             Такова  романтическая  лирика   Пушкина.   Удивительно
         тонкая и возвышенная , она стала художественным материалом
         для многих крупных русских композиторов , находивших в ней
         мир  благородных  эмоций.  На  тексты  этой  лирики   были
         написаны  прекрасные  романсы  А.Н.  Верстовского  ,  М.И.
         Глинки, Н.А. Римского-Корсакова и др. Особенно замечателен
         романс  Н.А.  Римского-Корсакова,  написанный   на   текст
         стихотворения Пушкина «Редеет облаков летучая гряда...»  .
         Когда  после  слушания  этого  романса  начинаешь   читать
         пушкинское стихотворение , невольно повторяешь  именно  те
         интонации , которые даны в романсе Римского-Корсакова. Так
         органически сливается музыка с текстом романса. Но всё  же
         основная  область  романтической  лирики  Пушкина  -   это
         область   любовных   переживаний.    Поэтому    все    его
         романтические поэмы имели любовные сюжеты . В них ещё ярче
         , чем  в  романтической  лирике  ,  выразились  сильные  ,
         «пламенные»  страсти и полярная душевная охладелость.  Так
         как же проявилось всё это в его поэмах ?

                            «Кавказский пленник».
             Первая   романтическая    поэма    Пушкина(«Кавказский
         пленник», ( законченная в феврале 1821 года , принесла ему
         успех , наибольший в его литературной деятельности.  Успех
         был вызван  тем  ,  что  читатели  находили  в  ней  образ
         современного  романтического  героя  ,  отсутствовавший  в
         допушкинской литературе.
             Легко убедиться в том , что  основные  психологические
         черты  заглавного  героя  поэмы  были  в  высшей   степени
         современными  .  В   Пленнике   живёт   яркое   и   смелое
         вольнолюбие. Он попадает на Кавказ  именно  потому  ,  что
         ищет свободы , которой нет в неудовлетворяющем его «свете»-
          в цивилизованном обществе:
                  Отступник света , друг природы ,
                  Покинул он родной предел
                  И в край далёкий полетел
                  С весёлым призраком свободы.
                  Свобода ! он одной тебя
                  Ещё искал в пустынном мире.
             Сам сюжет поэмы организует  тема  свободы  :  герой  ,
         лишённый духовной свободы и стремящийся обрести её , попав
         в плен , лишается  свободы  физической.  Таким  образом  ,
         опять  оказывается  бессильным  найти  счастье.  В   поэме
         сказано о закованном в цепи Пленнике :
                  Затмилась перед ним природа.
                  Прости , священная свобода !
                  Он раб.
             Другая важная черта  Пленника  (душевная  охладелость.
         Пленник не может ответить на чувство  влюбившейся  в  него
         Черкешенки   потому   ,   что   он   лишился   способности
         чувствовать. Об этом говорят  его  слова  ,  обращённые  к
         Черкешенке:
                  Бесценных дней не трать со мною;
                  Другого юношу зови.
                  Его любовь тебе заменит
                  Моей души печальный хлад...
                  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  .
                  .
                  Как тяжко мёртвыми устами
                  Живым лобзаньям отвечать
                  И очи , полные слезами ,
                  Улыбкой хладною встречать!
             Правда , даже эта душевная охладелость  не  заставляет
         героя отвергнуть идеал свободы. Пушкин говорит о  Пленнике
         и свободе :
                  Охолодев к мечтам и мире
                  С волненьем песни он внимал ,
                  Одушевлённые тобою;
                  И с верой , пламенной мольбою
                  Твой гордый идол обнимал.
             Рисуя душевную охладелость Пленника , Пушкин стремился
         запечатлеть  характерную  сторону  психологии  не   только
         русской , но и западноевропейской молодёжи.  Но  вместе  с
         тем Пушкин нарисовал эту «преждевременную  старость  души»
         на  основе  доступного  ему  жизненного  и   литературного
         материала.
             О том , что пленника привели  к  душевной  охладелости
         страсти , подробно рассказано в  том  месте  поэмы  ,  где
         закованный Пленник вспоминает о родине:
                  Где первую познал он радость ,
                  Где много милого любил ,
                  Где бурной жизнью погубил
                  Надежду , радость и желанье
                  И лучших дней воспоминанье
                  В увядшем сердце заключил.
             Это чисто романтическая предыстория Пленника. Особенно
         важен здесь образ  «душевного  увядания».  Особенности  же
         психологии «увядшего» Пленника были раскрыты  Пушкиным  по
         законам романтической поэмы , в которой  часто  встречался
         приём   контраста    ,    который    позволяет    оттенить
         психологические черты героев. Душевному холоду и  увяданию
         Пушкин  -  романтик  противопоставил  пылкую  расцветающую
         страсть. Пушкинская сюжетная ситуация «Пленник-Черкешенка»
         , сталкивает  людей  не  имеющих  ничего  общего  в  своём
         психологическом складе.
             Черкешенка- прежде всего страстная дева. Вторая  часть
         поэмы начинается описанием «огненных» душевных переживаний
         героини:
                                       ...Пленник милый,
                  Развесели свой взгляд унылый,
                  Склонись главой ко мне на грудь,
                  Свободу , родину  забудь.
                  Скрываться рада я в пустыне
                  С тобою , царь души моей !
                  Люби меня...
             Но «огню»  в  поэме  был  противопоставлен  «холод»  а
         иногда и «окаменелость».  Пленник  в  ответ  на  признания
         Черкешенки жаловался на  свою  полную  разочарованность  и
         жалел  , что он уже не может разделить пылкое чувство :
                  Умер я для счастья ,
                  Надежды призрак  улетел ;
                  Твой друг отвык от сладострастья ,
                  Для нежных чувств окаменел...
             Здесь в связи  с  душевной  драмой  Пленника  в  поэме
         звучала ещё одна тема. Герой рассказывал о какой-то  своей
         прошлой любви , которая не принесла ему счастья. Мы узнаём
         , что это была любовь неразделённая , что герой  «не  знал
         любви взаимной : любил один  ,  страдал  один».  Эта  тема
         влекла за собой другую тему(ревности  героини.  Черкешенка
         хотела узнать , кто её соперница:
                  Но кто ж она,
                  Твоя прекрасная подруга ?
                  Ты любишь , русский ? Ты любим?
             Но  Черкешенка  преодолевает  ревность(в   этом-то   и
         состоит  её  душевный  героизм.  Освобождая   Пленника   ,
         Черкешенка совершает подвиг великого благородства. Недаром
         , когда она идёт освобождать Пленника , Пушкин говорит :
                  Казалось, будто дева шла
                  На тайный бой , на подвиг ратный.
             В этой сцене поэмы Черкешенка действительно  героична:
         распилив оковы Пленника , она желает ему  счастья  и  даже
         соединения  с  «другой»  ,  хотя  её  собственная   любовь
         разбита. Это место поэмы  отмечено  тонким  психологизмом.
         Хотя Черкешенка преодолела ревность в её словах ещё звучат
         отголоски этого чувства. Она не хочет бежать  с  Пленником
         именно из-за его любви к «другой», благословляя его  в  то
         же время на новую жизнь, полную любви:
                  Прости , любви благословенья
                  С тобою буду каждый час.
                  Прости - забудь мои мученья ,
                  Дай руку мне... в последний раз.
             Эти переживания Черкешенки,  кончающей  самоубийством,
         бросающейся в ту самую реку , которую переплывает  Пленник
         , чтобы достичь родины ,  не  похожи  на  «злую»  ревность
         Заремы  и  Алеко  ,  которые  под  её  влиянием  совершают
         убийство.
             По мысли Пушкина , злоупотребление страстями  ведёт  к
         охлаждённости,  пресыщенности  и  душевной  старости.  Это
         судьба  Пленника. Но  нормальная  ,  естественная  страсть
         возвышает  человека  и  даёт  ему  возможность   совершить
         подвиг. Это судьба Черкешенки. При этом Пушкин  считает  ,
         что   нормальные   естественные   страсти   живут   не   в
         цивилизованном обществе, к которому принадлежит Пленник, а
         в диком, близком к природе, где воспиталась Черкешенка.
             Первая русская романтическая поэма, изданная Пушкиным,
         вполне отвечала его убеждению, что романтизм - это область
         необыкновенного.  Герои   поэмы   отмечены   романтической
         исключительностью, а их предыстория  отличается  намеренно
         созданной поэтом неясностью.
             Общее  значение  «Кавказского  пленника»  было   очень
         велико. Пушкин  не  только  дал  первый  образец  большого
         романтического  произведения,  но  и  отразил  характерные
         черты целого поколения русской и европейской молодёжи.
             Пушкин внёс огромный вклад в русскую  литературу.  Его
         романтизм  можно   изучать   бесконечно.   Пушкин-романтик
         написал   множество   прекрасных   произведений,   которые
         поражают душу своей чувственностью. Его поэмы полны  любви
         и трагизма.  Пушкин-романтик  изображал  сильные  страсти,
         яркие   незаурядные   явления   «внутреннего   мира   души
         человека».  Пушкин  создал   наиболее   содержательный   и
         оригинальный  романтический   мир   страстей   в   русской
         литературе.  Его  смерть  потрясла  всех.  В.Ф.  Одоевский
         опубликовал  30   января   1837   года   в   «Литературных
         прибавлениях» и журнале «Русский  инвалид»  такие  строки:
         «Солнце  нашей  поэзии   закатилось!   Пушкин   скончался,
         скончался  во  цвете  лет,  в  середине  своего   великого
         поприща!.. Пушкин! наш поэт! наша радость,  наша  народная
         слава!.. Неужели в самом деле нет уже  у  нас  Пушкина!  К
         этой мысли нельзя привыкнуть!»
             Жуковский, перебирая бумаги только что умершего поэта,
         обнаружил потрясающие стихи:
                  Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
                  Мой прах переживёт и тленья убежит...
             И всё шептал он их как заклинание,  как  молитву,  как
         утешение.
             Как реквием...



                          Библиографический список

             1. Письма Н.М. Языкова к родным. С.П.б, 1913г.
             2. Сборник ответов на вопросы по литературоведению  (IV
                Международный   съезд   славистов.   Сов.    комитет
                славистов). М., 1958г.
             3. Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (1-
                ая половина). 3-е изд. М., 1970г.
             4. Ребякин А.И. История русской  литературы  XIX  века.
                Первая половина. М., 1977г.
             5.  Пушкин  А.С.  Полное  собрание  сочинений.   М.-Л.,
                1937г., т. XIII, с. 245.
             6.  Пушкин  А.С.  Полное  собрание  сочинений.   М.-Л.,
                1937г., т. XII, с. 179.
             7.  Пушкин  А.С.  Полное  собрание  сочинений.   М.-Л.,
                1937г., т. XIII, с. 57.
             8.  Пушкин  А.С.  Полное  собрание  сочинений.   М.-Л.,
                1937г., т. XIII, с. 102.
             9.  Пушкин  А.С.  Полное  собрание  сочинений.   М.-Л.,
                1937г., т. XIII, с. 225.
            10.  Пушкин  А.С.  Полное  собрание  сочинений.   М.-Л.,
                1937г., т. III, с. 52.



                          Использованная литература

        1. Волков Генрих. Мир Пушкина. М. «Молодая Гвардия», 1989г.
        2.  Фридман  Н.В.  Романтизм  в  творчестве   Пушкина.   М.
           «Просвещение», 1980г.
        3. А.С. Пушкин. Сочинения в трёх томах. М.  «Художественная
           литература», 1985г.


смотреть на рефераты похожие на "Романтизм в творчестве Пушкина"