Литература : русская

Толстой Лев Николаевич


ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910), граф, русский писатель, член-
корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с
автобиографической трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852-54),
«Юность» (1855-57), исследование «текучести» внутреннего мира, моральных
основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные
поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей
бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий «неправду» сословных
отношений, проходят через все его творчество. В повести «Казаки» (1863)
герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной
и цельной жизни простого человека. Эпопея «Война и мир» (1863-69)
воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну
1812, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший
победу в войне с Наполеоном. Исторические события и личные интересы, пути
духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной
жизни с ее «роевым» сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-
исторического бытия. В романе «Анна Каренина» (1873-77) — о трагедии
женщины во власти разрушительной «преступной» страсти — Толстой обнажает
ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада,
разрушение семейных устоев. Восприятию мира индивидуалистическим и
рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как
таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной
конкретности («тайновидец плоти» — Д. С. Мережковский). С кон. 1870-х гг.
переживавший духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного
усовершенствования и «опрощения» (породившей движение «толстовства»),
Толстой приходит ко все более непримиримой критике общественного устройства
— современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901
отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного
уклада «образованных классов»: роман «Воскресение» (1889-99), повесть
«Крейцерова соната» (1887-89), драмы «Живой труп» (1900, опубликована в
1911) и «Власть тьмы» (1887). Одновременно возрастает внимание к темам
смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести «Смерть Ивана
Ильича», 1884-86, «Отец Сергий», 1890-98, опубликованы в 1912, «Хаджи-
Мурат», 1896-1904, опубликован в 1912). Публицистические сочинения
морализаторского характера, в т. ч. «Исповедь» (1879-82), «В чем моя вера?»
(1884), где христианские учения о любви и всепрощении трансформируются в
проповедь непротивления злу насилием. Стремление согласовать образ мысли и
жизни приводит к уходу Толстого из Ясной Поляны; умер на станции Астапово.
                                    * * *
    ТОЛСТ~ОЙ Лев Николаевич [28 августа (9 сентября) 1828, усадьба Ясная
 Поляна Тульской губернии — 7 (20) ноября 1910, станция Астапово (ныне
 станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.; похоронен в Ясной Поляне],
 граф, русский писатель.
                         «Радостный период детства»
    Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать,
 урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет,
 но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный
 облик»: некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к
 искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой
 придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»). Отец Толстого,
 участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-
 насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом
 Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась
 дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на
 Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские
 воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные
 предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым
 материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести
 «Детство».
                            Казанский университет
    Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы
 и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский
 университет на отделение восточных языков философского факультета, затем
 перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года:
 занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался
 светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из
 университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам»,
 Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс
 юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), «практическую медицину»,
 языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать
 диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и
 живописи».
                      «Бурная жизнь юношеского периода»
    После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на
 новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести
 «Утро помещика», 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем
 в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его
 жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал
 экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную
 карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные
 настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами,
 поездками к цыганам. В семье его считали «самым пустяшным малым», а
 сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако
 именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что
 отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у
 него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные
 художественные наброски.
                              «Война и свобода»
    В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого
 ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице
 на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в
 военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу).
 Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая
 Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией
 человека образованного общества, дали материал для автобиографической
 повести «Казаки»(1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах
 «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-
 Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой
 записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и
 поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода».
 На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал
 «Современник», не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами
 Л. Н.; вместе с позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность»,
 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу
 принес Толстому настоящее признание.
                              Крымская кампания
    В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная
 штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в
 осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе,
 проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В
 Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался
 в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл
 «севастопольских рассказов», вскоре напечатанных и имевших огромный успех
 (очерк «Севастополь в декабре месяце» прочитал даже Александр II). Первые
 произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью
 психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г.
 Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют
 угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника:
 он мечтал об «основании новой религии» — «религии Христа, но очищенной от
 веры и таинственности, религии практической».
                      В кругу литераторов и за границей
    В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок
 «Современника» (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А.
 Гончаров и др.), где его встретили как «великую надежду русской
 литературы» (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в
 учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты
 писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно
 рассказал позднее в «Исповеди» (1879-82): «Люди эти мне опротивели, и сам
 себе я опротивел». Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную
 Поляну, а в начале 1857 — за границу. Он побывал во Франции, Италии,
 Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе
 «Люцерн»), осенью вернулся в Москву, затем — в Ясную Поляну.
                               Народная школа
    В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог
 устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие
 настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу,
 чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел
 полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в
 Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические
 системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой
 изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть
 «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал
 педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве
 приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и
 народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и
 «Новая Азбука». В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен
 обыск (искали тайную типографию).
                           «Война и мир» (1863-69)
    В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье
 Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну,
 где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с
 осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время
 носил название «Тысяча восемьсот пятый год». Время создания романа было
 периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного
 труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи
 (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал
 масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе
 медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много
 помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она еще так молода,
 будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в «Русском вестнике»
 первую часть «Войны и мира». Роман читался взахлеб, вызвал множество
 откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким
 психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично
 вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие части
 романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории.
 Прозвучали упреки в том, что писатель «передоверил» людям начала века
 интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной
 войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское
 пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал свой замысел как
 попытку «писать историю народа» и считал невозможным определить его
 жанровую природу («не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести,
 ни поэмы, ни истории»).
                          «Анна Каренина» (1873-77)
    В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить
 крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды,
 Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив
 композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны
 Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого
 помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и
 по убеждениям, и по психологическому рисунку. Начало работы совпало с
 увлечением прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте слога, к внешней
 безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в
 особенности к народным рассказам. Лишь тенденциозная критика
 интерпретировала роман как любовный. Смысл существования «образованного
 сословия» и глубокая правда мужицкой жизни — этот круг вопросов, близкий
 Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну),
 прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для
 Ф. М. Достоевского, высоко оценившего «Анну Каренину» в «Дневнике
 писателя». «Мысль семейная» (главная в романе, по словам Толстого)
 переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его
 мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса,
 пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над
 романом.
                            Перелом (1880-е гг.)
    Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в
 художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том
 духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают
 центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова
 соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98,
 опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, незавершена, опубликована
 в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911). Исповедальная
 публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме:
 рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев,
 Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы
 смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты,
 доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации.
 Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди» (опубликована в 1884 в
 Женеве, в 1906 в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что
 же нам делать?» (1882-86, опубликована полностью в 1906), «О голоде»
 (1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском — в 1954), «Что
 такое искусство?» (1897-98), «Рабство нашего времени» (1900, полностью
 опубликована в России в 1917), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу
 молчать» (1908). Социальная декларация Толстого опирается на представление
 о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства
 осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей.
 Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии
 богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты
 Толстого «Исследование догматического богословия» (1879-80), «Соединение и
 перевод четырех Евангелий» (1880-81), «В чем моя вера» (1884), «Царство
 Божие внутри вас» (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались
 высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию
 христианским заповедям. В особенности широко обсуждалась его проповедь
 непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда
 художественных произведений — драмы «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей
 птичке пропасть» (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно
 упрощенной, «безыскусной» манере. Наряду с близкими по духу произведениями
 В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других писателей, эти рассказы выпускались
 издательством «Посредник», основанном В. Г. Чертковым по инициативе и при
 ближайшем участии Толстого, который определял задачу «Посредника» как
 «выражение в художественных образах учения Христа», «чтобы можно было
 прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой
 заинтересовались, умилились и почувствовали бы себя добрее».
    В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой
 выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с
 государством, что привело его к полному разобщению с православной
 церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель
 и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный
 общественный резонанс.
                           «Воскресение» (1889-99)
    Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в
 годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору,
 проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру.
 Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных
 противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства
 (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и
 фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные
 черты позднего Толстого — откровенная, выдвинутая на первый план
 «тенденция» (в эти годы Толстой — сторонник нарочито тенденциозного,
 дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало —
 проявились в романе со всей наглядностью.
                                Уход и смерть
    Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись
 разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу
 (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал
 резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым
 личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.
    Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой,
 сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну.
 Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден
 был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в
 доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За
 сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже
 мировую известность не только как писатель, но и как религиозный
 мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием
 общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.
                                 Сочинения:
    Полн. собр. соч. М.; Л., 1928-58. Т. 1-90. (Юбилейное изд.).
                                 Литература:
    Бирюков П. И. Биография Льва Николаевича Толстого. М.; Пг., 1923. Т. 1-
 4.
    Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1828-
 1890. М., 1958. .То же 1891-1910. М., 1960.
    Эйхенбаум Б. М. Молодой Толстой. Пг.; Берлин, 1922.
    Эйхенбаум Б. М. О литературе. М., 1987.
    Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1963.
                                                              О. Е. Майорова




смотреть на рефераты похожие на "Толстой Лев Николаевич"