Литература : русская

Творчество Владимира Высоцкого


Ереванский государственный медицинский университет им. М. Гераци

РЕФЕРАТ
На  тему:  Творчество Владимира Высоцкого

Студентки 207 группы лечебного факультета
Варданян Валентины


                 Е Р Е В А Н - 1998
Что такое книга?
Энциклопедический      словарь      отвечает      на       этот       вопрос
так:”Книга,непереодическое издание в виде  сброшюрованных  листов  печатного
материала.”
А Б. Пастернак дал другое определение:”Книга есть кубический кусок  горячей,
дымащейся совести – и больше ничего “.
      Владимиру Высоцкому не  довелось  узреть  свои  произведения   в  виде
сброшюрованных листов печатного материала . Не  выпустил  он  при  жизни  ни
одной книги , да и вообще на  книжных  страницах  ему  удалось  опубликовать
лишь стихотворение “Из дорожного дневника “, да еще в усеченном  виде.  Зато
его творчество на  протяжении  почти  двух  десятилетий  было  –  и  сегодня
остается –куском дымящейся совести ,его и нашей  .  И  в  таком  смысле  вся
литературная работа  Высоцкого с первых шагов развивалась  и  строилась  как
единая  и цельная книга . Ведь, если говорить  по  большому  счету,  главная
задача писателя – создать книгу о времени и о себе  ,  публикация  же  –дело
второе.
      После смерти Высоцкого появилось уже  несколько  книжных  изданий  его
стихотворений и песен .Реакция на  парадоксальна:с  одной  стороны  ,никакие
тиражи пока не могут удовлетворить жадного читательского спроса ,  с  другой
стороны  ,   приходится   слышать,что   ,дескать,   произведения   Высоцкого
предназначены для слушания ,что вне авторского голоса и  исполнения  они  не
“читаются”.
       Песни  Высоцкого  вошли  в  жизнь  без  спроса,  без  утверждения   в
инстанциях  и  разрешения  “сверху”.  И  расположились  они  не  только   на
миллионах магнитофонных лент, но и в самом  надежном  хранилище-  в  людской
памяти.
      Впрочем, иллюзия нашего  основательного  знакомства  с  произведениями
Высоцкого довольно скоро развеивается  при  обращении  к  потоку  книжных  и
журнальных публикаций его текстов.Читая Высоцкого,  мы  постоянно  открываем
для себя новые неведомые  вещи  .К  нам  пришла  его  резкая  и  беспощадная
политическая лирика:
            И я не отличался от невежд,
            А если отличался – очень мало,-
            Занозы не оставил Будапешт,
            А Прага сердце мне не разорвала,

            И нас хотя растрелы не косили,
            Но жили мы , поднять не смея глаз,-
            Мы тоже дети страшных лет России,
            Безвременье вливало водку в нас.

      Такой духовный максимализм, такая суровая самокритика от имени  целого
поколения – традиционны для русской поэзии  .В  этих  жестких  ,  отнюдь  не
ласкающих  слух  и  бередящих  душу   строкач   можно   услышать   отголосок
лермонтовской “Думы”:”Перед опасностью  позорно-малодушны,\И  перед  властию
презренные рабы”.Прибегая к столь ответственным параллелям ,  не  умолчим  о
том ,что разработка классического мотива иедется у Высоцкого в стиле  совсем
не  классическом:  чего  стоит  ,к  примеру,  упоминание  о  водке  в  одном
контексте со словами “Россия” , “безвременье”. Какое-то необычное  сочетание
высого и низкого, поэзии и прозы…
Вот, может быть, и  ключ  уо  всему  Высоцкому.  Не  потому  ли  строки  его
произведений бывают непривычны для читательского глаза?
Оглядываясь  на  поэзию  семидесятых  годов,  в  которую  так  трудно   было
Высоцкому вписаться, мы видим, что  ей  очень  не  доставало  прозы.Обратите
внимание; жанр поэмы совсем задохнулся в  семидесятые  годы  и  до  сих  пор
очнуться  не  может.  Наши  лирики  оказались  похожими   на   того   самого
изображенного  Высоцким  конькобежца-спринтера.Потому  что  для  поэмы  мало
одного только
Самовыражения-нужны конфликты,характеры,  нужно  знать,  чем  живут   другие
люди,уметь их выслушивать, перевоплотиться в них.
В общем , недостаточное содержание прозы в  поэзии  оборачивалось  дефицитом
правды.Вот почему приход  в  нашу  поэзию  Высоцкого-с  его  грубоватой,  но
отважно-откровенной  интонацией,с  шумной  и  бесцеремонной  компанией   его
неизящных,
Но абсолютно  правдивых  персонажей,  с  его  смехом  и  с  его  болью-  был
исторически закономерен.
    Вот почему бессмыслено сравнивать Высоцкого с каким-либо  одним  из  его
поэтических  современников:  Ахмадулиной  или  Вознесенским,Самойловым   или
Слуцким-и пытаться”вычислить”, луче он их или хуже.
    Через творчество Высоцкого началось  принципиальное  обновление  русской
поэзии. И оценивать Высоцкого- поэта  надлежит  не  по  каким-то  отобранным
выставочным “достижениям”, а по  самой  его  исторической  роли  в  развитии
поэзии, в сближении ее с невыдуманной жизнью.
     Читаем    Высоцкого    –и     постоянно     встечаемся     с     новыми
характерами,темами,сюжетами.Несмотря на все внешние трудности, поэт  работал
неистого, не просто  слагая  песню  за  песней,  а  выстраивая  определенные
смысловые  ряды.Недаром  он  часто  говорил  на  концертах,  что  собирается
довести количество своих спортивных песен до сорока,  тем  самым  высказывая
все виды спорта.В этой шутке – большая доля правды.Ведь  точно  к  такой  же
полноте стремился Высоцкий и в своих  военных  песнях,  где  каждый  раз  мы
сталкиваемся  с  новым  конфликтом.  И  в  весьма   вольных   варияциях   на
исторические  и  мифологические  темы,  где  Высоцкий   заставляет   вековую
мудрость работать на распутывание
наших  сегодняшних  противоречий.Пестрый  и   многоголосный   песенный   мир
выстраивался постепенно и целеустремленно.Это
своеобразная  энциклопедия  нашей  жизни,где  “все  есть  “   и   все   темы
взаимодействуют друг с другом.
   Высоцкий  интуитивно   искал   гармонию   частей   и   целого,   достигал
многогранности   единого   образа   мира.Снова   вспомним    пастернаковское
определение   книги   с   несколько   странным   эпитетом:кубический   кусок
совести.Кубический потому,  что  странный  взгляд  неравнодушного  художника
видит мир не плоско, а объемно.Примерно то же имел в виду и Булгаков,  когда
в “Театральном романе” наделил своего  героя  писателя  Максудова  волшебным
зрением:”Тут  мне  начало  казаться  по  вечерам,  что  из  белой   страницы
выступает  что-то  цветное.  Присматриваясь  я  убедился  в  том,  что   это
картинка.Она не плоская, а трехмерная.Как  бы  коробочка,  и  в  ней  сквозь
строчки видно: Горит свет и движутся в ней те самые  фигурки,что  описаны  в
романе”.
      Разве не движутся на страницах книги Высоцкого живые фигурки?  Вот  же
они  :  и  дурачина-простофиля   ,достигший   высот,но   не   усидевший   на
ответственном стуле , и работяга , сыгравший  на  бале-маскараде  не  чуждую
ему  роль  алкоголика  ,  и  сентиментальный  боксер,  без   единого   удара
одерживающий неожиданную победу ,и легендарные супруги  Ваня  с  Зиной  ,  и
великодушно-мужественный шофер из” Дорожной истории” и вышедший на  исповедь
Гамлет и вырывающийся за красные флажки волк… Все – живые. И  каждая  песня-
“коробочка”  с  внутренним  светом.  И  такой  вот   эффект   создается   на
пересечении поэзии и прозы.
       Читаем  Высоцкого  –  и  наглядно  убеждаемся,  что  при  всей  своей
демократической красоте и обманчивой понятности его песни  внутренне  сложны
и  для  полного  понимания  требуют  определенного  труда,   умственного   и
душевного. Явно преждевременно отступились  от  Высоцкого  многие  читатели,
некогда ценившие его едкие аллюзии., забористый смех, а  теперь,  по  снятии
запрета, готовые  уступить  его  творчество  “массовой  культуре”.  Они  еще
отнюдь не все взяли  у  Высоцкого,  ведь  только  сейчас  пришло  время  для
глубокого анализа произведений поэта, их  дельного  и  конкретного  разбора,
разных порой взаимоисключающих трактовок.Умные читатели нужны  Высоцкому,  и
он им тоже еще пригодится.
      Мы живем  во  время  крушения  всякого  рода  принудительных  идеалов,
развенчания установок и догм, некогда претендовавших  на  окончательность  и
непогрешимость. Мы поняли, что для движения к общей гармонии  нам  вовсе  не
обязательно быть  духовными  близнецами,  одинаково  думать  и  чувствовать.
Стало   ясно,   что   чрезмерная   монолитность   общественного    сознания,
однонаправленность  усилий  неизбежно  приводит  к  выразительно  описанному
Высоцким “общепримиряющему” бегу, когда  все  равны,  когда  “первых  нет  и
отстающих”, да вот беда: бег этот на месте.
Высоцкий был одним из  лидеров  нелегкого  процесса  становления  того  типа
сознания,  которое  мы  сегодня  называем  плюрализмом.  Он  многократно   и
наглядно  продемонстрировал,  какой  мощный  источник   энергии   таится   в
множественности  взглядов  на  жизнь,  в   спектре   непохожих   характеров,
несовместимых   точек   зрения.   Общие   социально-нравственные    ценности
утверждаются поэтому только через индивидуальное восприятие. Ему  решительно
чужда  всякая  тоталитарная  романтика.  Альпинистские   песни   отнюдь   не
заставляют каждого  отправляться  в  горы,  спортивные  штурмовать  рекорды.
Разная жизнь предстает в этих песнях, тем она и интересна. И каждый  из  нас
должен идти по жизни  собственным неповторимым путем.
      Процесс  переживания  взаимоисключающих  точек  зрения  на  жизнь  как
равноправных – это глубинная внутренняя тема всего песенного  свода  поэта,.
Бесконечная  способность  к  пониманию  чужих  взглядов,  неутомимое  умение
столкнуть противоположные позиции друг с другом и тем самым выйти  на  новую
глубину социального видения –  вот  что  такое  феномен  Высоцкого  в  нашей
культуре. А практически этот феномен осуществлялся в смысловой  двуслойности
каждой песни, в наличии иронического подтекста.
       Высоцкий  и  сам  отчетливо  осознавал  двуплановую   природу   своих
произведений. Он говорил на концертах, что в песне для  него  важен  “другой
пласт”, причем “обязательно серьезный”. Неистощимое остроумие поэта  никогда
не работало на пустое развлекательство. Слушая его записи, мы  убеждаемся  ,
что “оживление в зале” возникало после строк  не  столь  смешных,  но  очень
остро социально нацеленных. И читая Высоцкого, мы  видим,  что  эта  острота
нисколько не притупилась. Мы не только смеемся, читая письмо умалишенных:
      Лектора из передачи!
      Те, кто так или иначе
      Говорят про неудачи
      И нервируют народ!-
но и с грустью узнаем этот  стиль  мышления  в  публикуемых  газетами  писем
психически здоровых людей.
       Но  внутренняя  серьезность  никогда  не  переходила  у  Высоцкого  в
проповедь, в занудное поучение. Он хорошо понимал, что  на  слушателя  и  на
читателя  сильнее  действует  не  готовый  ответ,  а   остро   и   энергично
поставленный вопрос.  Об  этом,  впрочем,  прямо  сказано  в  парадоксальном
финале стихотворения ”Мой Гамлет”:
      А мы все ставим каверзный ответ
      И не находим нужного вопроса.
      Высоцкий вел неутомимый и терпеливый диалог с современниками и  потому
такую неоспоримую весомость приобрели его монологические признания:
      Но знаю, что лживо, а что свято, -
      Я понял это все-таки давно.
      Мой путь один, всего один, ребята, -
      Мне выбора по счастью не дано.
“Мой путь один…”. Читаем Высоцкого и видим линию этого пути.
Раннее и позднее творчество Высоцкого довольно прочно связано и своей
болевой чувствительностью в ранней мере обращены к нашей современности.
Недаром и сам поэт в пору зрелости сказал: “Когда говорят, что мои ранние
песни были на злобу дня, а теперь будто бы пишу песни-обобщения, по-моему
это неправда: это невозможно определить, есть обобщение или его нет,- пусть
критики разбираются. Потом со временем, все это изменилось, обросло как
снежный ком, приняло другие формы и очертания. И песни немножечко
усложнились, круг стал шире…”.
Читаем Высоцкого и наша мысль, наши чувства вовлекаются в активнейшую
работу по освоению его развернутых сюжетных метафор, сочетающих лирическую
выразительность с повествовательной протяженностью.Вместе с Высоцким мы то
скользим по планете, которую окутал вечный гололед, то оказываемся
втиснутыми в символическую подводную лодку, из которой несется наш общий
крик: “Спасите наши души!”.
Вместе с Высоцким в который раз проходим “по канату, натянутому как нерв”.
И где здесь граница между поэзией и прозой, между его книгой и нашей
жизнью?





смотреть на рефераты похожие на "Творчество Владимира Высоцкого"