Литература : русская

Добро и зло в комедии Фонвизина Недоросль



                Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль».

      Комедия  -  очень  своеобразный  жанр.  У  большинства  комедий  сюжет
мифический  или  сказочный.  И  очень   немногие   комические   произведения
отличаются точным и полным изображением действительности.  И  «Недоросль»  -
не исключение.  Вопрос о том, должен ли писатель  отражать  действительность
с максимальной объективностью, или нет, всегда  был  одним  из  главных.   В
«Недоросле» этот вопрос не ставится вообще. Известный  прием  -  «говорящие»
фамилии - сводит его на нет. Из списка действующих лиц  читатель  уже  может
сделать вывод о том, кто из героев положителен, а кто  отрицателен.  Во  все
времена во всех произведениях основной частью сюжета  была  борьба  добра  и
зла внутри человека. В «Недоросле» ситуация упрощена до предела:  не  внутри
человека борются эти качества, а добрые люди борются со злыми  людьми.   Мне
иногда кажется, что комедия нарочно сочинялось, чтобы впоследствии  кочевать
из  одной  школьной  хрестоматии   в   другую,   настолько   она   пропитана
нравоучениями.

      На  мой  взгляд,  для  современного  читателя  самой   привлекательной
стороной комедии является  ее  исторический  колорит.  В  принципе,  сейчас,
спустя сто тридцать шесть лет  после  отмены  крепостного  права,  поведение
героев  кажется  попросту  нелепым.  И  именно  эта  нелепость  завораживает
настолько, что невозможно оторваться, не дочитав  книгу  до  конца.  Что  же
касается  философской  стороны   произведения,   которая   почти   полностью
сосредоточена в монологах премудрого Стародума и иногда Правдина, то  именно
«добро и зло» является наиболее спорной темой.

      «Недоросль» была написана в 1781 году.  В  то  время  в  России  самой
революционной была идея просвещенной монархии, провозглашаемая  французскими
энциклопедистами, произведениями которых увлекалась даже  Екатерина  Вторая.
Фонвизин, будучи знатным  дворянином,  разделял  многие  заблуждения  своего
класса, и отразил их в своей комедии.  Итак, добро и зло. Вокруг  этих  двух
понятий  уже  тысячи  лет  идут  ожесточенные  споры.  Философы,   историки,
моралисты, богословы - нельзя перечислить всех тех, кто посвятил  всю  жизнь
постижению смысла этих  двух  небольших  слов.  Поэтому,  каким  бы  великим
писателем ни был Фонвизин, добро и зло он понимал  по-своему.   И  по-своему
он изобразил их в своей комедии.

      Для современного читателя добро и зло в изображении  Фонвизина  отнюдь
не равноценно. То, что считалось злом двести лет назад, сейчас и подавно  им
считается. Чего нельзя сказать о добре: только за последние десять лет  наши
представления о счастье поменялись на противоположные.

      Фонвизин мастерски обличает крепостников Скотининых. В его изображении
мы можем увидеть, насколько тупы,  жестоки,  подлы  были  тогдашние  хозяева
жизни. Имя неуча Митрофанушки, которого в  целом  мире,  кроме  обжорства  и
голубятни, ничего не  интересует,  стало  сегодня  нарицательным.  Блестящий
сатирик, Фонвизин употребляет все свое искусство  на  то,  чтобы  вызвать  у
читателя глубокое чувство презрения  к  таким,  как  Простаковы.  Крепостное
право подверглась  резкому  осуждению.  В  то  время  это  было  неслыханной
дерзостью, и только очень смелый человек тогда мог  написать  такое.  Однако
сегодня  утверждение  о  том,   что   рабство   -   зло,   принимается   без
доказательств.

      Вот слова Стародума: «Так, мой друг! И я согласен  назвать  счастливым
знатного и богатого.». А вот что  было  сказано  по  этому  поводу  еще  две
тысячи лет назад: «Легче верблюду пройти через игольное ушко,  чем  богатому
войти в Царствие Небесное.» И если Скотинин или госпожа Простакова -  образы
очень реалистичные, то о  Правдине,  Милоне  и  Софье  этого  сказать  никак
нельзя. По-моему,  надо  было  заставить  их  говорить  стихами  -  до  того
возвышенны и поэтичны все их речи.  Идея  о  том,  что  можно  благоустроить
жизнь,  если  государственные  должности  распределять  не  по  знатности  и
богатству, а по заслугам - не была реализована ни в одной из  многочисленных
разновидностей государства. Государство -  огромная  машина,  которая  может
переехать  любого  человека.  Человек,  занявший  должность,   должен   либо
согласиться с существующими порядками, либо  быть  задавленным  ими.  Менять
надо все государство разом  или  хотя  бы  существенную  его  часть,  а  это
называется  революция,  и  никак  иначе.  Конечно  же,   верноподданнические
чувства честного дворянина запрещали Фонвизину даже думать об этом.

      Неслучайно главными действующими лицами являются  непременно  дворяне.
Челядь (Еремеевна) изображена в крайне карикатурном виде. Самое большее,  на
что может рассчитывать герой «из низов», так это на жалость  (Цыфиркин).   В
то время как Милон и Правдин, не говоря уж о великом Стародуме -  совершенно
идеальные люди.

      Вклад Дениса Ивановича Фонвизина в отечественную литературу  бесценен.
Его комедия Недоросль» стоит в ряду  шедевров  русской  словесности.  Однако
многие вещи сегодня приобрели другой  смысл,  изменилась  культура,  мораль,
взгляды людей, и нам сегодня очень трудно судить, что же было добром, а  что
злом в те далекие времена.




смотреть на рефераты похожие на "Добро и зло в комедии Фонвизина Недоросль"