Литература : русская

Рецензия на рассказ писателя 20 века


               Рецензия на рассказ А. Солженицына «На изломах»

Подошло к концу 20-е столетие, которое было отмечено трагическими
событиями, повлиявшими на жизнь страны и на судьбы живущих в ней. Век
революций, войн, изломов, катаклизмов, так по праву может быть
охарактеризован век ХХ-ый. Многие писатели напористо вступали в литературу
в конце 70-х - начале 80-х годов, но мало кто остался. Хотя есть и ныне
живущие современные писатели, вошедшие в историю отечественной словесности
второй половины нашего века. Их присутствие в литературе по-прежнему
ощутимо, даже если их произведения не часто появляются на страницах
периодики и не так часто выходят отдельными изданиями. Эти писатели прошли
через испытания нынешнего социального излома без ущерба для творческой
воли.
        Ситуация в обществе и состояние умов сегодня таковы, что даже А.
Солженицын оказался оттеснённым на второй план. В 1994 году он возвратился
в Россию из вынужденной эмиграции. Его творческий путь – особенно в жанре
публицистики – продолжается. Сейчас он явно очень многое уточняет на своём
пути самопознания, раздумий о грядущем обустройстве России. Писатель иначе
подходит к трактовке судеб своих героев. Время разрушения исторических
устоев России под любыми лозунгами прошло.
       Солженицын никогда не был просто писателем, он был ещё и
гражданином, и философом, и историком, и «пророком-проповедником» (как он
сам себя всегда называл). Все его произведения неразрывно связаны с
судьбой страны, с болями её и невзгодами; все пронизаны гражданской
тревогой. И мы не ждём от него остросюжетного детектива или любовного
романа, а ждём солженицынского углублённого и пристального анализа, куда
неразъёмно вплавлено раздумье, что, несомненно, важнее прямого ответа на
любой вопрос.
      Моё внимание привлёк «двухчастный» рассказ Солженицына «На изломах»,
напечатанный в журнале «Новый мир» в 1996 году. В нём автор сумел дать
ответ на  вопросы читателей о смысле бытия, вторгнувшись в нервный
эпицентр действительности, реально оценив происходящее.
     Солженицын называет рассказ «На изломах», что  значит в момент самых
крутых социально-исторических сдвигов, в самые критические минуты личного
и общественного существования. Так, неожиданно, одним из героев рассказа
становится талантливый деятель отечественного ВПК, промышленный заправила,
сумевший  устоять не только во времена былые, но и во времена новые не
дать погибнуть своему детищу – заводу.
      Другой герой, более молодой, достигший высот финансового Олимпа. Он
глава крупного провинциального банка, который хотят повалить конкуренты,
используя все возможные средства, вплоть до покушения на жизнь Алексея. В
прошлом этот разносторонне одарённый Толковянов «вздорил» с государством,
а теперь вынужден идти просить у него защиты. Найдёт ли?
      Оба персонажа для Солженицына – воплощение национальной
талантливости и упорства, непоказной любви к стране, которую они могли бы
и покинуть, потому что нигде  не пропали бы, да только не лежит сердце к
«загранице». Хочется, чтоб здесь было хорошо, да и честолюбия достаточно,
чтоб не мириться с унижением бегства. Оба не желают уступать даже в самых
трудных условиях, в которых вынуждены – в силу извечной российской
нескладицы – самореализовываться. Поэтому и держатся друг за друга.
     Похоже, на них и уповает Солженицын, на эту элиту, плоть от плоти
народной. И что характерно, на прошлое своего «вэпэкашника» он закрывает
глаза: ведь не уронил национальной гордости, не уступил никому первенства.
     Но и новоиспечённого банкира он не обвиняет в том, что деньги в банке
народные, что богатеет тот, когда население нищает. Солженицын понимает
одно: как бы ни было, а без талантов такого рода, без их хозяйской
разворотливости не обойтись. Его надежда – в том, что всё нормализуется,
обретёт цивилизованные формы, и обретёт их именно трудами и усилиями таких
вот молодых и немолодых старателей, для которых чувство свободы
неразрывно связано с чувством самоуважения и желанием самореализоваться в
родной стране.
     Надежды на восстановление и обновление России звучат и у других
современных писателей. В произведениях В. Астафьева, В. Распутина. Но
безусловно то, что «На изломах» стоит особняком, решая эту проблему в ином
ключе.
     Рассказ современен и достаточно лёгок для восприятия. В нём
Солженицын в доступной форме сумел выразить сложную идею возрождения
страны, возрождения уважения к человеческой личности.
      Будет ли Россия домом для живущих в ней? В этом, как мне кажется,
нерв раздумий всех современных писателей. Это их главная тревога. Но и мы
часто задумываемся о судьбе своей родины, а ответы ищем у великих мира
сего.




смотреть на рефераты похожие на "Рецензия на рассказ писателя 20 века"