Литература : русская

Шпоры (сочинения)


|ТЕМА ЛЮБВИ В  |"Дно жизни" - трагический|                         |
|ТВОРЧЕСТВЕ    |образ пьесы А. М.        |СПОРЫ О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ |
|БЛОКА         |Горького "На дне"        |М.ГОРЬКОГО "НА ДНЕ".     |
|Александр Блок|                         |Пьеса М.Горького "На дне"|
|вошел в       |Пьеса Горького "На дне"  |создана более            |
|историю       |была написана в 1902 году|восьмидесяти лет назад. И|
|литературы как|для труппы               |                         |
|выдающийся    |Московского              |все эти годы она не      |
|поэт-         |Художественного          |переставала вызывать     |
|лирик. Начав  |общедоступного театра.   |споры. Это можно         |
|свой          |Горький долгое           |объяснить                |
|поэтический   |время не мог подобрать   |множеством проблем,      |
|путь книгой   |точного названия пьесе.  |поставленных автором,    |
|мистических   |Первоначально она        |проблем, которые на      |
|стихов о      |называлась "Ночлежка",   |разных этапах            |
|прекрасной    |затем "Без солнца" и,    |исторического развития   |
|Даме, Блок    |наконец, "На дне". В     |приобретают новую        |
|завершил свое |самом названии уже       |актуальность. Это        |
|двадцатилетнее|заложен огромный смысл.  |объясняется и сложностью,|
|творчество в  |Люди, которые попали     |противоречивостью        |
|русской       |на дно, уже никогда не   |авторской позиции.       |
|литературе    |поднимутся к свету, к    |Повлияло на судьбу       |
|проклятием    |новой жизни. Тема        |произведения, на его     |
|старому миру в|униженных и оскорбленных |восприятие то, что       |
|поэме         |не нова в русской        |сложные, философски      |
|"Двенадцать". |литературе. Вспомним     |неоднозначные идеи       |
|Блок прошел   |героев Достоевского,     |писателя были            |
|сложный       |которым тоже "уже некуда |искусственно упрощены,   |
|творческий    |больше идти". Много      |превращены в лозунги,    |
|путь от       |сходных черт можно найти |взятые                   |
|поэта-символис|у героев Достоевского и  |на вооружение официальной|
|та, от        |Горького: это тот        |пропагандой недавних лет.|
|бесплодной    |же мир пьяниц, воров,    |Слова:                   |
|романтической |проституток и сутенеров. |"Человек... это звучит   |
|мечты к       |Только он еще более      |гордо!" становились      |
|реальной      |страшно и реалистично    |нередко плакатными       |
|действительнос|показаны Горьким.        |надписями, почти такими  |
|ти, к         |В пьесе Горького зрители |же распространенными, как|
|революции.    |впервые увидели          |"Слава КПСС!",           |
|Многие бывшие |незнакомый им мир        |а сам монолог Сатина дети|
|"друзья"      |отверченных. Такой       |заучивали наизусть,      |
|Блока, сбежав |суровой, беспощадной     |правда, предварительно   |
|от революции в|правды о жизни социальных|его корректировали,      |
|              |                         |выбрасывая некоторые     |
|другие-страны,|низов, об их             |реплики героя ("Выпьем за|
|кричали в     |беспросветной участи     |                         |
|парижских     |мировая драматургия еще  |человека, Барон!").      |
|газетах, что  |не знала.                |Сегодня пьесу "На дне"   |
|Блок продался |Под сводами костылевской |хочется перечитать       |
|большевикам,  |ночлежки оказались люди  |заново,                  |
|что его тонкий|самою                    |непредвзято взглянув на  |
|вкус и талант |различного характера и   |ее персонажей,           |
|огрубел, но   |социального положения.   |внимательно вдумавшись в |
|это было не   |Каждый из них            |их                       |
|так. Блок сам |наделен своими           |слова и вглядевшись в их |
|пострадал в   |индивидуальными чертами. |поступки.                |
|революции     |Здесь и рабочий Клещ,    |Пьеса М.Горького -       |
|(крестьяне    |мечтающий о честном      |новаторское литературное |
|сожгли его    |труде, и Пепел, жаждущий |произведение. В центре   |
|имение        |правильной жизни, и      |ее - не только           |
|Шахматове), но|Актер, весь поглощенный  |человеческие судьбы,     |
|он сумел      |воспоминаниями о своей   |сколько столкновение     |
|понять и      |былой славе, и           |идей, спор о             |
|другое - чаша |Настя, страстно рвущаяся |человеке, о смысле жизни.|
|терпения      |к большой, настоящей     |Ядром этого спора        |
|народа        |любви. Все они           |является проблема        |
|переполнилась.|достойны лучшей участи.  |правды и лжи, восприятие |
|Блок чутко    |Тем трагичнее их         |жизни такой, какова она  |
|прислушивался |положение сейчас. Люди,  |есть на самом деле,      |
|к жизни,      |живущие в этом подвале,  |со всей ее безысходностью|
|проявлял      |похожем на пещеру,       |и правдой для персонажей |
|глубочайший   |-трагические жертвы      |- людей "дна",           |
|интерес к     |уродливых и жестоких     |или жизнь с иллюзиями, в |
|судьбе России,|порядков, при которых    |каких бы разнообразных и |
|к судьбе      |человек перестает быть   |причудливых              |
|русского      |человеком и обречен      |формах они ни            |
|народа.       |влачить жалкое           |представали. Этот спор   |
|Ранний период |существование.           |начинается задолго до    |
|творчества    |Горький не дает          |появления в ночлежке Луки|
|поэта прошел  |подробного изложения     |и продолжается после его |
|под знаком    |биографий героев пьесы,  |ухода. Уже в             |
|религиозных   |но и                     |самом начале пьесы Квашня|
|мечтаний,     |те немногие черты,       |тешит себя иллюзиями, что|
|уводивших в   |которые он воспроизводит,|она -                    |
|"миры иные". В|прекрасно раскрывают     |свободная женщина, а     |
|1904 году он  |замысел автора. В        |Настя - мечтами о великом|
|создает цикл  |немногих словах рисуется |чувстве, заимствуя       |
|"Стихов о     |трагизм жизненной судьбы |его из книги "Роковая    |
|прекрасной    |Анны. "Не помню, когда я |любовь". И с самого      |
|Даме", полных |сыта была, - говорит она.|начала в этот мир иллюзий|
|тревоги,      |- Над каждым             |                         |
|ощущения      |куском хлеба тряслась... |врывается роковая правда.|
|близкой       |Всю жизнь мою дрожала... |Не случайно бросает свою |
|катастрофы    |Мучилась... как бы       |реплику Квашня,          |
|Поэт замкнулся|больше другого не        |обращаясь к Клещу: "Не   |
|в личных      |съесть... Всю жизнь в    |терпишь правды!". С      |
|переживаниях, |отрепьях ходила... всю   |самого начала пьесы,     |
|он тоскует об |мою                      |многое звучит как спор   |
|идеале        |несчастную жизнь..."     |М.Горького с самим собой,|
|женщины. Стихи|Рабочий Клещ говорит о   |со своей прежней         |
|посвящены его |безысходной своей доле:  |идеализацией босяков. В  |
|будущей жене  |"Работы нет... силы      |костылевской ночлежке    |
|Менделеевой,  |нет... Вот - правда!     |свобода оказывается      |
|которую он    |Пристанища, пристанища   |призрачной - опустившись |
|сильно любил, |нету!                    |на "дно", люди не ушли от|
|Блок          |Издыхать надо... Вот     |жизни, она               |
|взрослеет, и  |правда!"                 |настигает их. И прежнее  |
|меняются его  |Обитатели "дна" выброшены|горьковское желание -    |
|взгляды на    |из жизни в силу условий, |рассмотреть в босяках,   |
|жизнь, он     |царящих в                |люмпенах, людей,         |
|понял, что    |обществе. Человек        |отторгнутых от нормальной|
|нельзя уйти в |предоставлен самому себе.|человеческой жизни,      |
|"миры иные",  |Если он споткнулся,      |прежде всего хорошее -   |
|когда вокруг  |выбился из колеи, ему    |также отступает на второй|
|разруха,      |грозит "дно", неминуемая |план. Эти люди           |
|голод, борьба,|нравственная, а          |жестоки друг к другу,    |
|смерть. Тема  |нередко и физическая     |жизнь сделала их такими. |
|народа и      |гибель. Погибает Анна,   |И эта жестокость         |
|интеллигенции |кончает с собой Актер,   |проявляется прежде всего |
|властно       |да и остальные измотаны, |в том, с какой           |
|врывается     |изуродованы жизнью до    |настойчивостью они       |
|в творчество  |последней степени.       |разрушают иллюзии других |
|Блока. В      |И даже здесь, в этом     |людей, например, Насти,  |
|стихотворении |страшном мире            |умирающей                |
|"Незнакомка"  |отверженных, продолжают  |Анны, Клеща с его        |
|Блок          |действовать волчьи законы|надеждой выбраться из    |
|показывает    |"дна". Вызывает          |ночлежки, начать новую   |
|столкновение  |отвращение фигура        |жизнь, Барона, все       |
|прекрасной    |содержателя ночлежки     |достояние которого       |
|мечты и       |Костылева, одного из     |составляют воспоминания о|
|грязной       |"хозяев жизни", который  |                         |
|действительнос|готов даже из своих      |былом величии рода и     |
|ти. Он        |несчастных и обездоленных|которому Настя бросает в |
|пишет: "И     |постояльцев выжать       |ожесточении реплики:     |
|медленно,     |последнюю копейку. Столь |"Врешь, не было этого!". |
|пройдя меж    |же отвратительна и его   |В среде этих ожесточенных|
|пьяными,      |жена Василиса            |жизнью людей             |
|всегда без    |своей безнравственностью.|появляется странник Лука.|
|спутников,    |                         |И с его появлением       |
|одна,         |Страшная участь          |начавшийся уже спор о    |
|дыша духами и |обитателей ночлежки      |человеке, о правде и лжи |
|туманами, она |становится особенно      |в его жизни обостряется. |
|садится у     |очевидной,               |Всмотримся               |
|окна". Какая  |если сопоставить ее с    |внимательнее в образ     |
|музыкальность?|тем, к чему призван      |Луки.                    |
|              |человек. Под темными и   |Прежде всего отметим, что|
|Какая         |угрюмыми сводами         |именно этот персонаж     |
|лиричность и  |ночлежного дома, среди   |пьесы вызывает           |
|мелодия. Еще  |жалких и искалеченных,   |наиболее ожесточенные    |
|раньше Блок   |несчастных и бездомных   |споры, составляет ее     |
|записывает в  |бродяг звучат            |драматургический нерв.   |
|дневнике:     |торжественным гимном     |Лука утешает людей. Чем  |
|"Она - это    |слова о                  |можно утешить этих       |
|некий идеал   |человеке, о его          |выброшенных из жизни,    |
|красоты,      |призвании, о его силе и  |опустившихся на дно ее   |
|способный,    |его красоте: "Человек -  |бывших баронов, актеров, |
|быть может,   |вот                      |рабочего человека,       |
|пересоздать   |правда! Все - в человеке,|потерявшего работу,      |
|жизнь, изгнать|все для человека!        |умирающую женщину,       |
|из нее все    |Существует только        |которой нечего и         |
|уродливое,    |человек,                 |вспомнить хорошего о     |
|дурное". Связи|все же остальное - дело  |прожитой жизни,          |
|Блока с       |его рук и его мозга!     |потомственного вора? И   |
|собственной   |Человек! Это великолепно!|Лука                     |
|средой, с     |                         |прибегает к лжи, как к   |
|деградирующей |Это звучит- гордо!"      |словесному наркотику, как|
|буржуазной    |Гордые слова о том, каким|к обезболивающему        |
|культурой     |должен быть и каким может|средству. В обитателей   |
|немного       |быть человек,            |ночлежки он вселяет      |
|ослабли,      |еще резче оттеняют ту    |иллюзии, причем          |
|потому что он |картину действительного  |жизненный опыт его таков,|
|влюблен в свою|положения человека,      |что он тонко чувствует   |
|Родину и      |которую рисует писатель. |людей, знает, что        |
|потрясен      |И этот контраст          |каждому из них важнее    |
|горькой       |приобретает особый       |всего. И безошибочно     |
|судьбой       |смысл...                 |нажимает на главный      |
|русского      |Пламенный монолог Сатина |рычаг человеческой       |
|народа. Народ |о человеке звучит        |личности, обещая Анне    |
|сознательно   |несколько                |покой и отдых на том     |
|споили и свели|неестественно в атмосфере|свете, Актеру -          |
|на уровень    |непроглядной тьмы,       |бесплатные лечебницы для |
|животного.    |особенно после того,     |алкоголиков, а Ваське    |
|"По вечерам,  |как ушел Лука, повесился |Пеплу                    |
|над           |Актер, посажен в тюрьму  |- вольную жизнь в Сибири.|
|ресторанами,  |Васька Пепел. Это        |Зачем врет Лука? Этот    |
|прозрачный    |чувствовал сам писатель и|вопрос не раз            |
|воздух дик и  |объяснял это тем, что в  |задавали себе читатели и |
|глух, и правит|пьесе должен быть        |критики, размышляя над   |
|              |резонер (выразитель      |горьковской пьесой.      |
|окриками      |мыслей автора), но       |Долгое время в трактовках|
|пьяными       |героев, которых изобразил|образа Луки преобладали  |
|весенний и    |                         |отрицательные            |
|тлетворный    |Горький, трудно назвать  |оценки, его обвиняли в   |
|дух", - пишет |выразителями чьих-либо   |равнодушии к людям, в    |
|он в          |идей вообще.             |корысти (само имя его    |
|"Незнакомке". |Поэтому и вкладывает свои|по созвучию связано со   |
|Поиски Блока  |мысли Горький в уста     |словом "лукавый", а одно |
|путей к       |Сатина, самого           |из значений этого        |
|реальной жизни|свободолюбивого и        |слова близко к нечистому,|
|сопровождались|справедливого персонажа. |к искусителю). Луку      |
|              |                         |обвиняли и в том, что    |
|взрывами      |                         |он искушает людей своей  |
|отчаяния,     |                         |ложью, а в качестве      |
|неверия,      |                         |главного обвинения       |
|проклятиями по|                         |называли смерть Актера, в|
|адресу        |                         |образе горьковского      |
|"сытых",      |                         |странника искали         |
|попытками     |                         |прежде всего             |
|пересмотра    |                         |идеологические истоки,   |
|собственной   |                         |его связывали с          |
|жизненной     |                         |сектантами-              |
|позиции.      |                         |бегунами, с идеями       |
|Блок своими   |                         |толстовства. Однако если |
|стихами       |                         |всмотреться в то, что    |
|доказал, что  |                         |делает Лука, вслушаться в|
|он не только  |                         |его речи, понимаешь, что |
|глубокая,     |                         |механизм его             |
|незаурядная   |                         |утешительства проще и    |
|личность, но и|                         |сложнее. Он просто не    |
|показал связь |                         |очерствел душою, нельзя  |
|Вселенной и   |                         |не согласиться с         |
|Вечной        |                         |оценками, которые дает   |
|красоты. Жаль,|                         |Луке Сатин: "Он врал.. Но|
|что           |                         |это                      |
|он так и не   |                         |только из жалости к вам".|
|нашел своего  |                         |Лука не просто           |
|идеала в      |                         |обманывает, на протяжении|
|жизни.        |                         |                         |
|Менделеева,   |                         |пьесы он творит реальное,|
|устав от      |                         |деятельное добро: утешает|
|восторженной  |                         |перед смертью            |
|любви, ушла к |                         |Анну, пытается усовестить|
|Андрею Белому,|                         |Василису. Именно этот    |
|но глубокие   |                         |странник                 |
|стихи Блока   |                         |предотвращает убийство   |
|остались. Они |                         |Васькой Пеплом Костылева |
|полны чувства,|                         |(кстати, Сатин           |
|юные девушки  |                         |прямо толкает Ваську на  |
|учатся любви  |                         |убийство: "... и чего ты |
|настоящей,    |                         |не пришибешь его,        |
|поэтической,  |                         |Василий?!" - и далее:    |
|это очень     |                         |"Потом женись на         |
|скрашивает    |                         |Василисе... хозяином     |
|однообразные, |                         |нашим                    |
|полные        |                         |будешь...". И в Сибирь он|
|усталости и   |                         |советует Пеплу уйти      |
|тревоги наши  |                         |поскорее, потому что     |
|современные   |                         |предвидит, добром это    |
|будни. Если б |                         |дело не кончится, и      |
|не поэты, то  |                         |предвидение его          |
|словами Блока |                         |оказывается правильным.  |
|можно было бы |                         |Лука не просто врет      |
|сказать: "Так |                         |актеру, он уговаривает   |
|жизнь скучна, |                         |его: "Ты только вот чего:|
|когда борения |                         |ты пока готовься!        |
|нет. Нет      |                         |Воздержись... возьми себя|
|красоты, любви|                         |в                        |
|и жизни". С   |                         |руки и терпи..." И       |
|любовью к     |                         |причина смерти Актера не |
|женщине       |                         |в иллюзиях, а в их       |
|перекликается |                         |крушении, в прозрении, в |
|любовь к      |                         |сознании невозможности   |
|Родине. "О,   |                         |воздержаться и           |
|Русь моя Жена |                         |взять себя в руки.       |
|моя! До боли  |                         |Лука не просто утешитель,|
|нам ясен      |                         |он философски            |
|долгий        |                         |обосновывает свою        |
|путь!" - пишет|                         |позицию. Одним из идейных|
|Блок.         |                         |центров пьесы становится |
|Освобождаясь  |                         |рассказ                  |
|из-под влияния|                         |странника о том, как он  |
|символизма.   |                         |спас двух беглых         |
|Блок стремился|                         |каторжников. Главная     |
|продолжить    |                         |мысль                    |
|традиции      |                         |горьковского персонажа   |
|великой       |                         |здесь в том, что спасти  |
|русской       |                         |человека и научить       |
|классической  |                         |добру может не насилие,  |
|литературы,   |                         |не тюрьма, а только      |
|видевшей свою |                         |добро: "Человек может    |
|задачу в      |                         |добру научить..."Пока    |
|служении      |                         |верил человек - жил, а   |
|народу. Блок  |                         |потерял веру и удавился. |
|самостоятелен |                         |Итак, в пьесе, как можно |
|и неповторим. |                         |убедиться, главный       |
|В его         |                         |носитель добра - Лука, он|
|поэзии        |                         |                         |
|выражены      |                         |жалеет людей, сострадает |
|характерные   |                         |им и пытается помочь     |
|черты духовной|                         |словом и делом.          |
|жизни многих  |                         |сюжетно. Последнее       |
|людей,        |                         |событие пьесы - смерть   |
|предчувствие  |                         |Актера - подтверждает    |
|социальных    |                         |слова Луки: поверил      |
|перемен. Поэт |                         |человек, затем потерял   |
|с большой     |                         |веру и удавился.         |
|страстностю   |                         |Принято считать, что     |
|хотел         |                         |главным оппонентом Луки в|
|видеть в      |                         |споре о правде           |
|человеке      |                         |является Сатин. Это как  |
|свободного    |                         |будто бы и так, ведь     |
|творца жизни. |                         |именно он произносит     |
|Вся жизнь     |                         |афоризм: "Ложь - религия |
|Блока         |                         |рабов и хозяев... Правда |
|пронизана     |                         |- бог свободного         |
|мечтой об     |                         |человека!" Однако именно |
|идеальном     |                         |Сатин не только          |
|человеке,     |                         |заступается за старика,  |
|который не    |                         |запрещая плохо говорить о|
|чувствует в   |                         |нем, но и произносит свой|
|себе          |                         |знаменитый               |
|раздвоенности |                         |монолог о человеке,      |
|и смятения.   |                         |воплощая в жизнь идеи    |
|Культ         |                         |Луки. В самом деле, что  |
|прекрасной    |                         |такое рассуждения, как не|
|Дамы означал  |                         |словесный наркотик,      |
|протест       |                         |призванный утешить       |
|против        |                         |всех вокруг, во всех     |
|мещанской     |                         |вселить иллюзию          |
|прозы жизни,  |                         |собственной ценности, вне|
|был           |                         |                         |
|своеобразной  |                         |зависимости от реальных  |
|формой        |                         |человеческих дел. Недаром|
|непризнания и |                         |именно после             |
|отрицания     |                         |монолога Сатина в        |
|буржуазного   |                         |ночлежке начинается      |
|уклада жизни. |                         |пьяный разгул, и даже    |
|Недоговореннос|                         |глашатай беспощадной и   |
|ть,           |                         |злой правды Бубнов       |
|загадочность  |                         |заявляет: "Много ли      |
|цикла о любви |                         |человеку надо? Вот я -   |
|побуждает     |                         |выпил и рад!" И только   |
|задуматься    |                         |известие о самоубийстве  |
|над тайнами   |                         |Актера внезапно прерывает|
|человеческого |                         |эту картину. Поэтому так |
|бытия.        |                         |многозначно              |
|"Незнакомка" -|                         |звучат последние слова   |
|это полет     |                         |пьесы, вложенные в уста  |
|творческой    |                         |Сатина: "Эх...           |
|фантазии,     |                         |испортил песню...        |
|преображающий |                         |дур-рак!".               |
|мир.          |                         |По-настоящему спорит с   |
|Глубина       |                         |Лукой не Сатин, а сам    |
|переживаний   |                         |автор пьесы. Именно      |
|поэта         |                         |Горький показывает, что  |
|определяет    |                         |спасительная ложь никого |
|значительность|                         |не спасла, что           |
|тем в его     |                         |вечно жить в плену       |
|лирике. Блок  |                         |иллюзий нельзя, а выход  |
|рано ушел из  |                         |из них и прозрение всегда|
|жизни но стихи|                         |                         |
|его волнуют   |                         |трагичны, а главное - что|
|всех мыслящих |                         |человек, живущий в мире  |
|людей, они    |                         |утешительной             |
|помогают нам  |                         |мечты, убаюкивающего     |
|жить.         |                         |обмана, примиряется со   |
|              |                         |своей убогой,            |
|              |                         |беспросветной реальной   |
|              |                         |жизнью. Это приводит его |
|              |                         |к тому, чго он           |
|              |                         |соглашается терпеть -    |
|              |                         |мотив этот звучит в пьесе|
|              |                         |не раз, например, в      |
|              |                         |словах Анны: "Коли там   |
|              |                         |муки не будет... здесь   |
|              |                         |можно потерпеть...       |
|              |                         |можно!", или в притче о  |
|              |                         |праведной земле - жил    |
|              |                         |человек плохо, но        |
|              |                         |терпел в надежде найти   |
|              |                         |когда-то иную жизнь. Вот |
|              |                         |этого примирения с       |
|              |                         |жизнью не приемлет       |
|              |                         |М.Горький. Спор писателя |
|              |                         |с Лукой - это во         |
|              |                         |многом спор с самим      |
|              |                         |собой. Недаром           |
|              |                         |современники вспоминали, |
|              |                         |что                      |
|              |                         |по своим человеческим    |
|              |                         |качествам М.Горький был  |
|              |                         |во многом близок к       |
|              |                         |этому                    |
|              |                         |страннику-утешителю.     |
|              |                         |Недаром он уже в период  |
|              |                         |послереволюционный       |
|              |                         |написал киносценарий "По |
|              |                         |пути на дно", где под    |
|              |                         |влиянием идеологических  |
|              |                         |догм разоблачил Луку,    |
|              |                         |показал его как          |
|              |                         |кулака, преступного и    |
|              |                         |безнравственного         |
|              |                         |человека. Но сценарий    |
|              |                         |этот                     |
|              |                         |оказался творческой      |
|              |                         |неудачей М.Горького, а   |
|              |                         |пьеса "На дне" продолжает|
|              |                         |                         |
|              |                         |жить и сегодня, вызывая  |
|              |                         |многочисленные споры и   |
|              |                         |обретая новую            |
|              |                         |актуальность.            |
|              |                         |Образ Луки долгое время  |
|              |                         |оценивался в             |
|              |                         |литературоведении        |
|              |                         |однозначно               |
|              |                         |отрицательно. Луку       |
|              |                         |обвиняли в том, что он   |
|              |                         |лжет из корыстных        |
|              |                         |побуждений, что он       |
|              |                         |равнодушен к людям,      |
|              |                         |которых обманывает,      |
|              |                         |наконец, что в момент    |
|              |                         |преступления он исчез из |
|              |                         |ночлежки. Но главное     |
|              |                         |обвинение, которое       |
|              |                         |предъявлялось Луке,      |
|              |                         |касалось его позиции, его|
|              |                         |                         |
|              |                         |отношения к человеку. Он |
|              |                         |проповедует жалость,     |
|              |                         |милосердие, которые в    |
|              |                         |прежние годы считались   |
|              |                         |чем-то лишним, даже      |
|              |                         |подозрительным, этаким   |
|              |                         |проявлением              |
|              |                         |примиренчества,          |
|              |                         |отступлением от позиции  |
|              |                         |борьбы с                 |
|              |                         |классовым врагом (а      |
|              |                         |врагов видели вокруг себя|
|              |                         |бесконечно много),       |
|              |                         |милосердие объявлялось   |
|              |                         |"интеллигентской         |
|              |                         |мягкотелостью", которая  |
|              |                         |недопустима в условиях   |
|              |                         |схватки двух миров. Не   |
|              |                         |принималось в            |
|              |                         |позиции Луки и другое -  |
|              |                         |то, что он не зовет людей|
|              |                         |к борьбе, к              |
|              |                         |революционньм действиям, |
|              |                         |радикальному изменению   |
|              |                         |жизни. Все это в         |
|              |                         |давние годы считалось    |
|              |                         |вредным и чуждым человеку|
|              |                         |нового общества,         |
|              |                         |"борцу за светлое        |
|              |                         |общество". Сегодня образ |
|              |                         |Луки прочитывается во    |
|              |                         |многом иначе, а поводом к|
|              |                         |этому может послужить    |
|              |                         |просто                   |
|              |                         |внимательное,            |
|              |                         |непредвзятое знакомство с|
|              |                         |горьковской пьесой.      |



смотреть на рефераты похожие на "Шпоры (сочинения)"