Литература : русская

Мой Лермонтов

                           Проектная деятельность.


                               Мой Лермонтов.

                          Работа ученика 9 класса Б
                             Заверняева Дмитрия.



                          Лермонтов Михаил Юрьевич

                         (15.10.1814 - 27.07.1841).

                                  Биография
    Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича  Лермонтова
(1787-1831)  и  Марии   Михайловны   Лермонтовой   (1795-1817),   урожденной
Арсеньевой, единственной дочери  и  наследницы  пензенской  помещицы  Е.  А.
Арсеньевой  (1773-1845).  Брак,  заключенный  против  воли  Арсеньевой,  был
неравным и несчастливым;  мальчик  рос  в  обстановке  семейных  несогласий.
После  ранней  смерти  матери   Лермонтова   бабушка   сама   занялась   его
воспитанием, полностью отстранив отца.

Детство поэта прошло в  имении  Арсеньевой  "Тарханы"  Пензенской  губернии.
Мальчик получил столичное домашнее образование, с  детства  свободно  владел
французским и немецким языками. Летом 1825  бабушка  повезла  Лермонтова  на
воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской  природы  и  быта  горских
народов остались в  его  раннем  творчестве  ("Кавказ",  1830;  "Синие  горы
Кавказа, приветствую вас!..", 1832). В 1827 семья переезжает в Москву,  а  в
1828  Лермонтов  зачисляется  полупансионером  в   4-й   класс   Московского
университетского   благородного   пансиона,   где   получает    гуманитарное
образование.  Уже  в  Тарханах  определился  острый  интерес  Лермонтова   к
литературе  и  поэтическому  творчеству.   Уже   в   пансионе   определяется
преимущественная ориентация  Лермонтова  на  А.  С.  Пушкина,  байроническую
поэму.   Байроническая   поэма   становится   основой   раннего   творчества
Лермонтова. В 1828-1829 гг. он пишет поэмы "Корсар",  "Преступник",  "Олег",
"Два брата" (опубликованы посмертно), "Последний  сын  вольности",  "Измаил-
Бей", "Демон".

В центре байронической поэмы - герой, изгой и бунтарь, находящийся  в  войне
с обществом и попирающий  его  социальные  и  нравственные  нормы;  над  ним
тяготеет  "грех",  преступление,   обычно   облеченное   тайной   и   внешне
предстающее как страдание.

В марте 1830 Московский пансион  по  указу  Сената  он  был  преобразован  в
гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется  "по  прошению"  и  проводит  лето  в
подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково;  в  том  же  году  после  сдачи
экзаменов  зачислен  на   нравственно-политическое   отделение   Московского
университета. К этому времени относится первое сильное  юношеское  увлечение
Лермонтова Е. А. Сушковой (1812-1868), с которой  он  познакомился  у  своей
приятельницы А. М. Верещагиной. С Сушковой  связан  лирический  "цикл"  1830
["К Сушковой", "Нищий",  "Стансы"  ("Взгляни,  как  мой  спокоен  взор..."),
"Ночь", "Подражание Байрону" ("У ног твоих  не  забывал..."),  "Я  не  люблю
тебя: страстей ..."].

По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное,  хотя
и кратковременное чувство к Н. Ф. Ивановой  (1813-1875),  дочери  драматурга
Ф. Ф. Иванова.

В эти годы (1830-1832)  идет  формирование  личности  поэта,  и  сменяющиеся
любовные увлечения являются во многом попыткой личностного  самоутверждения.
Возникает жанр  "отрывка"  -  лирического  размышления,  в  центре  которого
определенный  момент  непрерывно  идущего  самоанализа   и   самоосмысления.
Стихотворения 1830-1831 содержат и социальные мотивы  и  темы.  Политическая
лирика   в   прямом   смысле   Лермонтова   редка;    социально-политическая
проблематика,  как  правило,  выступает  у  него  в  системе  философских  и
психологических размышлений. Это особенно  заметно  в  лермонтовской  лирике
начала 1830-х гг. Московский университет жил  философскими  и  политическими
интересами, в нем функционировали студенческие  кружки  и  общества  (И.  В.
Станкевича, А. И. Герцена, В. Г. Белинского). О связи с ними Лермонтова  нет
сведений, однако, он, возможно, разделял свойственный  им  дух  политической
оппозиции и даже принял участие в студенческой акции (изгнание из  аудитории
профессора М. Я. Малова). Эти идеи нашли у него  выражение  еще  в  "Жалобах
турка" (1829) и серии стихов, посвященных европейским  революциям  1830-1831
["30  июля.  (Париж)  1830  года",  "10  июля.  (1830)"],  событиям  Великой
французской революции ("Из Андрея Шенье",  1830-1831)  и  эпохе  пугачёвщины
("Предсказание",   1830).   Так   подготавливается   проблематика    первого
прозаического опыта  Лермонтова  -  романа  "Вадим"  (1832-1834)  с  широкой
панорамой крестьянского восстания 1774-1775 гг.

Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период  была  В.  А.  Лопухина
(1815-1851),  в  замужестве  Бахметева,  сестра  товарища  по   университету
Лермонтова.  Чувство  к   ней   Лермонтова   оказалось   самым   сильным   и
продолжительным. Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних  стихах
["К Лермонтов"  ("У  ног  других  не  забывал...",  1831),  "Она  не  гордой
красотою...", 1832, и другие], так и  в  поздних  произведениях:  "Валерик",
посвящение к VI редакции "Демона"; образ ее проходит в  стихотворении  "Нет,
не тебя так пылко я люблю", в "Княгине Литовской" (Вера).В 1830-1831  раннее
лирическое творчество поэта достигает вершины; далее начинается спад.

После 1832 Лермонтов обращается к балладе  ("Тростник",  1832;  "Желанье"  -
"Отворите мне темницу", 1832; "Русалка", 1832) и прозе.

В поэмах Лермонтова  в  это  время  определяются  как  бы  две  тематические
группы: одна  тяготеет  к  средневековой  русской  истории  ("Последний  сын
вольности", 1831; "Литвинка", 1832),  другая  -  к  экзотическим  кавказским
темам ("Измаил-Бей",1832; "Аул Бастуиджя". 1833-1834; "Хаджи-Абрек", 1833).

В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в  Петербург,
надеясь продолжить образование  в  Петербургском  университете;  однако  ему
отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не  начинать  обучение
заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще;  в  ноябре
1832 сдает экзамены  в  Школу  гвардейских  подпрапорщиков  и  кавалерийских
юнкеров и  проводит  два  года  в  военно-учебном  заведении,  где  строевая
служба,  дежурства,  парады  почти  не  оставляли  времени  для   творческой
деятельности (быт  школы  в  грубо  натуралистичном  виде  отразился  в  так
называемых   юнкерских   поэмах   -   "Петергофский   праздник",   "Уланша",
"Гошпиталь" - все 1834). Она оживляется в 1835, когда Лермонтов был  выпущен
корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк  (сентябрь  1834);  в  этом  же  году
выходит поэма "Хаджи Абрек" - первое  выступление  Лермонтов  в  печати  (по
преданию, рукопись была отнесена в  журнал  без  ведома  автора).  Лермонтов
отдает в цензуру первую редакцию  драмы  "Маскарад",  работает  над  поэмами
"Сашка", "Боярин Орша",  начинает  роман  "Княгиня  Лиговская".  Известно  о
знакомстве Лермонтова с А. Н.  Муравьёвым,  И.  И.  Козловым  и  близкими  к
формирующимся славянофильским кружкам С. А. Раевским и А.  А.  Краевским.  В
романе "Княгиня Литовская" (1836; не окончен; опубликован в 1882)  Лермонтов
впервые обращается к социальному бытописанию, предвосхищающему  "физиологии"
1840-х гг. Одновременно Лермонтов  работает  над  "Маскарадом"  (1835-1836),
первым произведением, которое  он  считал  достойным  обнародования,  трижды
подавал в драматическую цензуру и дважды переделывал;  драма,  однако,  была
запрещена.

В период 1836-1837 гг. Лермонтов создает "Боярина Оршу" (1835-1836),  первую
оригинальную и зрелую  поэму.  Орша  -  первая  попытка  Лермонтова  создать
исторический характер - феодала эпохи Грозного, живущего  законами  боярской
чести. Эта тема  была  продолжена  в  "Песне  про  царя  Ивана  Васильевича,
молодого  опричника  и  удалого  купца  Калашникова"  (1838).  Своего   рода
аналогом "Песни..." в лирике Лермонтова  было  "Бородино",  отклик  на  25-ю
годовщину Бородинского сражения  (1837)  -  "микро-эпос"  о  народной  войне
1812.

В 1835-1836 Лермонтов еще не входит в ближайший пушкинский круг; с  Пушкиным
он  также  незнаком.  Тем  более  принципиальный   характер   получает   его
стихотворение "Смерть Поэта" (1837; опубликовано 1858), написанное сразу  же
по получении известия о  гибели  Пушкина.  18  февраля  1837  Лермонтов  был
арестован; началось  политическое  дело  о  "непозволительных  стихах".  Под
арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: "Сосед" ("Кто б ни был  ты,
печальный мой сосед"), "Узник", положивших  начало  блестящему  "циклу"  его
"тюремной лирики": "Соседка", "Пленный рыцарь" (оба - 1840) и другие.

В  феврале  1837  был  отдан  высочайший  приказ   о   переводе   Лермонтова
прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ;  в  марте  он  выехал
через  Москву.  Простудившись  в  дороге,  был  оставлен  для   лечения   (в
Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске; по пути следования в полк он  "изъездил
Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе,  в
Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски,  с  ружьем  за  плечами,  ночевал  в
чистом поле, засыпал под крик шакалов...", в ноябре был в  Тифлисе.  В  1837
он  записывает  народную  сказку  об  Ашик-Керибе  ("Ашик-Кериб"),  стремясь
передать  колорит  восточной  речи  и  психологию   "турецкого"   сказителя;
народный характер поэт  раскрыл  в  "Дарах  Терека",  "Казачьей  колыбельной
песне", "Беглеце".  В  Пятигорске  и  Ставрополе  он  встречается  с  Н.  М.
Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону,  Белинским,  доктором  Н.  В.
Майером (прототип доктора Вернера в "Княжне Мери"); знакомится со  ссыльными
декабристами (С. И. Кривцовым, В. М.  Голицыным,  В.  Н.  Лихаревым,  М.  А.
Назимовым) и близко сходится с А. И. Одоевским ("Памяти А.  И.  Одоевского",
1830).

Во время ссылки  и  позднее  особенно  раскрылось  художественное  дарование
Лермонтова, с детства увлекавшегося  живописью.  Ему  принадлежат  акварели,
картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены,  портреты  и  карикатуры;
лучшие из них связаны с кавказской темой.

Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А. X.  Бенкендорфа.
В октябре  1837  был  отдан  приказ  о  переводе  Лермонтова  в  Гродненский
гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский  полк,
стоявший в Царском Селе. Во 2-й пол. января 1838  Лермонтов  возвращается  в
Петербург. 1838-1841 - годы его литературной славы. Он сразу же  попадает  в
пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П. А.  Вяземским,
П. А.  Плетнёвым,  В.  А.  Соллогубом,  принят  в  семействе  Карамзиных.  У
Карамзиных Лермонтов накануне  последней  ссылки  читал  "Тучи".  В  1840  в
Петербурге отдельными изданиями выходят единственные  прижизненные  сборники
"Стихотворения" и "Герой нашего времени".

Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около  400  стихотворений,  около
30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических  сочинений.  Подавляющее
большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно.

В 1838-1840 поэт входит в "Кружок шестнадцати" - аристократическое  общество
молодежи, частью из  военной  среды,  объединенное  законами  корпоративного
поведения и политической оппозиционностью участников.

В этот период в его поэзии и прозе словно оживают пушкинские начала.  Однако
основы  прозы  (как  и  поэзии)   Лермонтова,   во   многом   противоположны
пушкинским;  ему  не  свойственны  лаконизм  пушкинской  прозы   и   поэтика
"гармонической точности" в поэзии. Близких отношений с пушкинским  кругом  у
Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и  Плетнёв  далеко  не
все принимают в  его  творчестве.  Столь  же  "выборочно"  принимают  его  и
формирующиеся  московские  славянофильские   кружки.   Со   своей   стороны,
Лермонтов  присматривался  к  деятельности  будущих  славянофилов   (А.   С.
Хомякова, Ю. Ф.  Самарина),  сохранял  с  ними  личные  связи,  напечатал  в
"Москвитянине" (1841)  балладу  "Спор",  но  остался  холоден  к  социально-
философским основам их учения ("Родина", 1841).

Наиболее  прочные  отношения  устанавливаются  у   Лермонтова   с   журналом
"Отечественные записки".

Именно там  появляется  большинство  прижизненных  и  посмертных  публикаций
лермонтовских стихов, а также "Бэла", "Фаталист", "Тамань".

В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло  столкновение
с сыном французского посланника Э. Барантом; непосредственным  поводом  было
светское  соперничество  -  предпочтение,  отданное  Лермонтову  кн.  М.  А.
Щербатовой,  которой  был  заинтересован  Барант  и  в   1839-1840   увлечен
Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и  получила  значение  акта
защиты национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль,  окончившаяся
примирением. Лермонтов, тем не менее был предан военному суду;  под  арестом
его навещают друзья и литературные знакомые. Под  арестом  состоялось  новое
объяснение Лермонтов с Барантом, ухудшившее ход  дела.  В  апреле  1840  был
отдан приказ о переводе поэта  в  Тенгинский  пехотный  полк  в  действующую
армию на  Кавказ.  В  июне  он  прибыл  в  Ставрополь,  в  главную  квартиру
командующего войсками Кавказской линии генерала П. X. Граббе, а в  июле  уже
участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р. Валерик.

В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск,  Лермонтов  приезжает  в
Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай  I  отклоняет
представление. Поэт проводит в столице 3  месяца  окруженный  вниманием;  он
полон  творческих  планов,  рассчитывая   получить   отставку   и   отдаться
литературной деятельности. Его интересует духовная жизнь Востока, с  которой
он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих  произведениях  он  касается
проблем "восточного миросозерцания" ("Тамара", "Спор").

14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов  возвращается  на  Кавказ.  В
мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться  для  лечения
на минеральных  водах.  Здесь  он  пишет  целый  ряд  стихотворений:  "Сон",
"Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок",  "Выхожу
один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк".

В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних  знакомых,  и  в  том  числе
своего  товарища  по  Школе  юнкеров  Мартынова.  На  одном  из  вечеров   в
пятигорском семействе Верзилиных шутки  Лермонтов  задели  Мартынова.  Ссора
повлекла за собой вызов; не придавая значения  размолвке,  Лермонтов  принял
его, не намереваясь стрелять в товарища, и был  убит  наповал.  Похоронен  в
фамильном склепе в Тарханах.
                         Моё отношение к Лермонтову.
    Лермонтов - один из моих  любимых  поэтов,  мне  нравится  его  лирика,
патриотическая, романтическая и просто красивая. Лермонтов начал очень  рано
писать стихи, в свои  юные  годы  он  написал  много  сильных  произведений.
Например, в семнадцать лет он уже написал такие произведения как  "Парус"  и
"Два великана". Это больше всего поразило меня в  нём.  Он  сделал  огромный
вклад в русскую литературу. И только  его  трагическая  гибель  пятнадцатого
июля тысяча восемьсот сорок  первого  года  оставила  ненаписанными  большое
число   великолепных   произведений.   Возможно,   самые   замечательные   и
талантливые произведения могли бы быть ещё созданы великого поэта.
    В день смерти великого Пушкина Россия обрела нового  великого  поэта  -
Михаила Лермонтова, который стал достойным преемником  Пушкина.  Несомненно,
Лермонтов стал народным поэтом,  некоторые  стихи  его  были  переложены  на
музыку и стали  песнями  и  романсами  («Выхожу  один  я  на  дорогу…»).  За
двадцать семь неполных лет своей жизни поэт  создал  столько,  что  навсегда
прославил русскую литературу и продолжил дело великого русского  стихотворца
– Пушкина, став с ним вровень. Какая трагедия, что так рано  ушёл  из  жизни
гений русской литературы.



смотреть на рефераты похожие на "Мой Лермонтов"