Литература

Революция в творчестве Александра Блока


                                      Революция в творчестве Александра
Блока


                                             Ненавидя, кляня и любя:


 За мученья, за гибель - я знаю -


      Все равно: принимаю тебя !


                  (Александр Блок)

        У нашего отряда в пионерлагере был девиз: “И вечный бой ! Покой нам
только снится”, который мне очень
нравился.  Лишь  много  позже  я  узнал,  что  слова  написал “настоящий,
волею  божьей поэт”, по определению
А.М.Горького,  Александр  Александрович  Блок  (в цикле “На поле
Куликовом”), замечательный патриот, ска-
завший: “ О Русь моя !  Жена моя ! ”.
        Хоть Блок был одним из лидеров в общем-то  далекого от реальной
жизни течения - символизма, он в своих
произведениях  постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим. В
известном стихотворении “Фаб-
рика” он рассказывает о том, как “недвижный кто-то, черный кто-то” “медным
голосом завет”.


Согнуть измученные спины.

Внизу собравшийся народ.

        В другом  стихотворении,  написанном  в  революционный 1905 год
(“Сытые”), поэт с сарказмом говорит о
том, что богатые - “сытые” - “скучали и не жили”,  в то время  как  кругом
слышались “мольбы о хлебе”. Но вот
началась революция, слышен “красный смех... знамен, и


Так - негодует все, что сыто,

Тоскует сырость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев ! ”

        Однако - и на это очень важно обратить внимание - Блок не призывает
к расправе:


Пусть доживут свой век привычно -

Нам жаль их сытость разрушать.

        Принимая  в  революции свержение старого и отжившего, он не хочет,
чтобы она была жесткой и кровавой.
Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года потрясали Блока,
хотя, видимо, он находил им оправ-
дание.
       Эпизод самосуда как раз и является сюжетным стержнем сложной по
композиции и художественным средст-вам поэмы о революции “Двенадцать”.
Революционный  боец  Петруха  убивает свою возлюбленную Катьку за
то, что та изменила ему с предателем Ванькой. Последний успел убежать, но
ему обещано:


Утек, подлец !  Ужо, постой,

Расправлюсь завтра я с тобой !

        И  это не пустые угрозы:


Помнишь, Катя, офицера.
                                                                         Не
ушел он от ножа ...

        Но в целом поэма  -  гимн  революции.  Недаром  в  конце  ее
появляется  “первый  революционер на земле” Иисус Христос.  И в своей
статье,  обращенной  к  русской интеллигенции, “Революция  и
интеллигенция” Блок
призывал: “ Слушайте революцию ! ”. Кажется, что писатель полностью
благословляет революцию:

                                                                         Мы
на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови -

Господи, благослови !

        Но поэма оставляет двойственное впечатление, потому что поэт
реалистичен:


Запирайте  этажи,

Нынче будут грабежи !

        Двенадцать человек  (символ двенадцати апостолов, впереди которых
идет Христос) изображены то роман-
тически:  “Кругом - огни,  огни,  огни... Оплечь  -  ружейные  ремни... “,
то  натуралистично:  “В  зубах  цигарка,
примят картуз. На спину надо б бубновый туз ! ” (знак каторжника).


        Поэма,  языком  которой  трудно не  восхищаться,  вводит нас в
обстановку революционных месяцев, окра-
шенную и упоением свободой, и начинающимся насилием над волей и правами
людей.
        Сегодня  вопрос  о  роли революции - один из главных для многих из
нас.  С расстояния трех четвертей века
отчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна и великая энергия
великого народа, которую так
долго сдерживали.
        Историки  еще  десятилетия  будут  спорить о роли Октября, но нынче
мы должны быть сильно благодарны
Александру Блоку за то,  что он так  точно и ярко запечатлел  революционную
 эпоху в своем небольшом произ-
ведении. А  если еще вспомнить,  что он благословлял революцию,  в пожаре
которой  сгорела  его выдающаяся
библиотека  (она  собиралась  поколениями его предков!),  мы  согласимся с
А.М.Горьким, что это “человек бес-
страшной искренности”,  и поймем слова К.Федина, который после безвременной
смерти 40-летнего поэта гово-
рил, что уже “не будет подобного мужества и подобной тоски о правде
будущего, какие проявил А.Блок”.


смотреть на рефераты похожие на "Революция в творчестве Александра Блока "