Литература

Насекомые у Фета


                          “Только пчела узнает в цветке затаённую сладость…”

    По  нашему  мнению,  Фета  можно  назвать   певцом   русской   природы.
Обыкновенно он  не  воспевал  жарких  чувств,  отчаяния,  восторга,  высоких
мыслей, нет, он писал о самом простом  -  о  картинах  природы.  Его  поэзия
радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Природа у  Фета  всегда
спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в  то  же  время  она  удивительно
богата  звуками  и  красками,  живет  своей   жизнью;   здесь   скрытый   от
невнимательного глаза……………………………………………

                                     ***
                   Так резко - сух снотворный и трескучий
                        Кузнечиков неугомонный звон.

                                     ***
                              Как мошки зарёю,
                          Крылатые звуки толпятся.

    Нельзя не заметить, что у Фета человек и природа, живое и живущее – две
половины одной всеохватывающей мировой гармонии.

                              Мотылёк мальчику.

                     Цветы кивают мне, головки наклоня,
                       И манит, куст душистой веткой;
                      Зачем же ты один преследуешь меня
                           Своею шелковою сеткой?
                      Дитя кудрявое, любимый нежно сын
                              Неувядающего мая,
                    Позволь мне жизнию упиться день один,
                         На солнце радостном играя.
                    Постой, оно уйдет, и блеск его лучей
                          Замрет на западе далеком,
                    И в час таинственный я упаду в ручей,
                           И унесет меня потоком.

    В  стихотворении  ''Мотылёк  мальчику''  Фет   показывает   беспечность
человеческого отношения к насекомым. Как  это  ни  печально  признавать,  но
человечество в большинстве своём думает, что может обойтись  без  природы  и
её  обитателей,  хотя  всё  совершенно  наоборот,  и,  не   осознавая   всей
серьёзности вопроса, уничтожает все попадающееся на пути,  что  подтверждает
слова: ''Человек уничтожает тех, перед кем чувствует силу''.
    Мотылёк, понимая, что его  жизнь  быстротечна,  ценит  её,  стремясь  в
полной мере насытиться её прелестью и красотой. Однако, большой и  умный  по
сравнению с ним человек не желает осознавать  ценность  тех  немногих  часов
жизни мотылька, что отведены ему природой. Здесь можно  увидеть  философскую
мысль о кратковременности и смысле  жизни.  Ведя  повествование  от  первого
лица, Фет обращает наше внимание на то, что природа взывает о помощи, но  мы
не  замечаем  её  мольбы.  Она  пытается  показать  нам,  что  жизнь   столь
неприметного  существа  ценна  ничуть  не  меньше  человеческой.   Показывая
зыбкость и ничтожность жизни  мотылька,  Фет  подталкивает  нас  к  мысли  о
сущности нашего бытия. Наша жизнь  много  длиннее  жизни  мотылька,  однако,
ничтожно малое количество людей способно испытать ту бурю чувств  и  эмоций,
осознать всю полноту жизни, её прелести и горести,  которые  доступны  этому
маленькому, незаметному существу.
    В  этом  стихотворении  звучит  тема  любви  к  жизни.  Эта   же   тема
раскрывается в стихотворении ''Бабочка''. Оба они любят жизнь и хотят  жить,
но мотылёк стремится жить осознано, желая понять всем своим  существом,  что
же  это-  ''жизнь'',  в  то  время  как  бабочка  живёт  и  радуется  этому,
восторженно  созидает  окружающий  её  красочный  и  удивительный  мир,   не
задумываясь о том, как и зачем живёт:


                                   Бабочка


                                   Ты прав
                         Одним воздушным очертаньем
                                 Я так мила.
                   Весь бархат мой с его живым миганьем —
                               Лишь два крыла.
                       Не спрашивай: откуда появилась?
                                 Куда спешу?
                     Здесь на цветок я легкий опустилась
                                И вот — дышу.
                      Надолго ли, без цели, без усилья,
                                Дышать хочу.

                  Вот- вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

                                  И улечу.

    Бабочка  в  стихотворении  А.   Фета   олицетворяет   беззаботность   и
легкомысленность.
Мы задумались, что же  лучше,  быть  мотыльком  или  бабочкой?  И  пришли  к
выводу, что характер  бабочки  присущ  ребёнку,  который,  любуясь  красотой
предмета, не задумывается о его  ценности  и  предназначении.  Это  внимание
моментально, оно  может  переключаться  на  более  яркое  или  эмоциональное
явление. Такова бабочка, а каков же мотылёк? Он скорее похож на  серьёзного,
вдумчивого человека, который стремится осознать своё  бытие,  подчиняя  свою
жизнь философским нормам.

    Фетовские весенние стихотворения поразили нас стихийной силой любовного
влечения: ''Смело  можно  сказать,  что  на  русском  языке  ещё  не  бывало
подобного изображения  весенней  неги,  доходящей  до  болезненности''.  Так
сказал критик Дружинин о стихотворении ''Пчёлы'', в котором  поет  буквально
не находит места от сжигающего его ''весеннего огня'':

                       Сердце пышет всё более и более,
                         Точно уголь в груди я несу.

    Музыка ''сердечного огня'' звучит пчелиной песнью: ''В  каждый  гвоздик
душистой сирени // Распевая, вползает  пчела''  –  и  сам  поет,  как  будто
превращается в пчелу.



                                    ПЧЕЛЫ

                         Пропаду от тоски я и лени,
                           Одинокая жизнь не мила,
                        Сердце ноет, слабеют колени,
                      В каждый гвоздик душистой сирени,
                          Распевая, вползает пчела.
                       Дай хоть выйду я в чистое поле
                       Иль совсем потеряюсь в лесу...
                      С каждым шагом не легче на воле,
                        Сердце пышет все боле и боле,
                         Точно уголь в груди я несу.

                               Нет, постой же!

                                С тоскою моею
                              Здесь расстанусь.
                               Черемуха спит.
                        Ах, опять эти пчелы под нею!
                          И никак я понять не умею,
                       На цветах ли, в ушах ли звенит.

    Мы  заметили,  что  Фет  особо  выделяет  пчелу  среди  разнообразного,
красочного мира  насекомых.  Она  несёт  в  себе  ''радость  земли''  –  она
символизирует как  раз  ту  ''страстную  чувственность'',  которую  отмечала
критика в фетовской поэзии среди других характерных черт.
    Ещё одним из весенних стихотворений является стихотворение ''Это  утро,
радость эта''.

                                     ***
                               Это утро, радость эта,
                               Эта мощь и дня и света,
                               Этот синий свод,
                               Этот крик и вереницы,
                               Эти стаи, эти птицы,
                               Этот говор вод,
                               Эти ивы и березы,
                               Эти капли - эти слезы,
                               Этот пух - не лист,
                               Эти горы, эти долы,
                               Эти мошки, эти пчелы,
                               Этот зык и свист,
                               Эти зори без затменья,
                               Этот вздох ночной селенья,
                               Эта ночь без сна,
                               Эта мгла и жар постели,
                               Эта дробь и эти трели,
                               Это всё - весна.

Здесь Фет  утверждает,  что  мошки  и  пчёлы  являются  неотъемлемой  частью
прекрасной весны.
Фетовские  ''песни  любви''  часто  поёт  пчела,  символизирующая  страстно-
чувственное начало в его поэзии. Так, некогда в стихотворении ''Роза''  поэт
говорил:

                            И тебе, царица Роза,
                          Брачный гимн поёт пчела.

    Мы заметили, что Фет глубоко ценил и уважал насекомых, как равноправных
жителей нашего мира, отражая в своих стихотворениях их характеры,
настроения и чувства, которые подчас не замечают в них люди:

                   ''Вот жук взлетел и прожужжал сердито''

                         ''Плачась, комар пропоёт''

                          ''Жук, налетевший на ель
                           Хрипло подругу позвал''

    В некоторых стихотворениях Фет использовал образы насекомых  для  более
глубокой передачи окружающей обстановки и атмосферы в ней:

                                  У Камина.
                         Тускнеют угли. В полумраке
                          Прозрачный вьётся огонёк.
                         Так плещет на багряном маке
                          Крылом лазурным мотылёк.
                          Видений пёстрых вереница
                        Влечёт, усталый теша взгляд,
                            И неразгаданные лица
                           Из пепла серого глядят.
                         Встаёт ласкательно и дружно
                           Былое счастье и печаль,
                        И лжёт душа, что ей не нужно
                          Всего, чего глубоко жаль.

    В  изображении  энтомологии  Фет  часто   использовал   изобразительные
средства языка такие как метафоры, сравнения, эпитеты:

                         ''На тмине горят светляки''

                        ''Тускнеют угли. В полумраке
                          Прозрачный вьётся огонёк.
                         Так плещет на багряном маке
                            Крылом лазурным мотылёк''.


                              Надо подумать ещё

     Только Фету свойственен такой язык. Только поэтический глаз  Фета  мог
бы заметить такие тонкости в смутной окружающей среде.

    Исследовав  все  эти  поэтические  произведения  мы  готовы  поддержать
философскую мысль: ''Человек и природа едины и  зависимы  друг  от  друга''.
Как бы мы ни хотели их не замечать, тем не  менее,  насекомые  –  это  часть
нашей жизни.





смотреть на рефераты похожие на "Насекомые у Фета "