Литература

Оноре Де Бальзак

                           Сообщение по литературе



                              Оноре де Бальзак



                                                                  Подготовил

                                                         Ученик 9 класса «В»

                                                       Тверской гимназии №44

                                                                 Балён Роман



                                  г. Тверь

                                   2003 г.

                        Оноре де Бальзак (1799-1850)

   Оноре де Бальзак (1799-1850), французский писатель. Эпопея «Человеческая
комедия» из  90  романов  и  рассказов  связана  общим  замыслом  и  многими
персонажами: роман «Неведомый шедевр» (1831), «Шагреневая  кожа»  (1830-31),
«Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834-35),  «Цезарь  Биротто»  (1837),
«Утраченные иллюзии» (1837-43), «Кузина Бетта»  (1846).  Эпопея  Бальзака  —
грандиозная по широте охвата реалистическая картина французского общества.

                                    * * *

  Оноре де Бальзак  родился 20 мая 1799, умер 18 августа 1850,  французский
писатель.

                                Происхождение


  Отец писателя Бернар Франсуа Бальсса (впоследствии изменивший фамилию  на
Бальзак), выходец из богатой  крестьянской  семьи,  —  служил  по  ведомству
военного снабжения. Воспользовавшись сходством фамилий,  Бальзак  на  рубеже
1830-х гг. стал возводить свое  происхождение  к  дворянскому  роду  Бальзак
д'Антрег и самовольно прибавил к своей  фамилии  дворянскую  частичку  «де».
Мать Бальзака была моложе мужа на  30  лет  и  изменяла  ему;  младший  брат
писателя Анри, «любимчик» матери, был  побочным  сыном  владельца  соседнего
замка. Многие исследователи  полагают,  что  внимание  Бальзака-романиста  к
проблемам брака и адюльтера объясняется не в последнюю  очередь  атмосферой,
царившей в его семье.

                                  Биография


  В 1807-13 Бальзак — пансионер коллежа в городе Вандом; впечатления  этого
периода (интенсивное чтение, ощущение  одиночества  среди  далеких  по  духу
одноклассников) отразились в философском романе «Луи  Ламбер»  (1832-35).  В
1816-19 он учится в Школе  права  и  служит  клерком  в  конторе  парижского
стряпчего, но затем отказывается от продолжения юридической  карьеры.  1820-
29  —  годы  поисков  себя  в  литературе.  Бальзак  выпускает  под  разными
псевдонимами  остросюжетные  романы,  сочиняет  нравоописательные  «кодексы»
светского поведения. Период анонимного творчества кончается  в  1829,  когда
выходит в свет роман «Шуаны, или  Бретань  в  1799  году».  В  то  же  время
Бальзак работает над новеллами из современной  французской  жизни,  которые,
начиная с 1830,  издаются  выпусками  под  общим  названием  «Сцены  частной
жизни». Эти сборники, а также философский  роман  «Шагреневая  кожа»  (1831)
приносят Бальзаку громкую славу. Особенно популярен писатель  среди  женщин,
благодарных ему за проникновение в их психологию (в  этом  Бальзаку  помогла
его первая возлюбленная, замужняя женщина старше его на  22  года,  Лора  де
Берни). Бальзак получает от читательниц восторженные письма; одной из  таких
корреспонденток, написавшей ему в  1832  письмо  за  подписью  «Иностранка»,
была польская графиня,  российская  подданная  Эвелина  Ганская  (урожденная
Ржевуская), через 18 лет ставшая  его  женой  Несмотря  на  огромный  успех,
которым пользовались романы  Бальзака  1830-40-х  гг.,  жизнь  его  не  была
спокойной.  Необходимость  расплатиться  с  долгами  требовала   интенсивной
работы; то и дело Бальзак затевал авантюры коммерческого толка:  отправлялся
на Сардинию, надеясь  купить  там  по  дешевке  серебряный  рудник,  покупал
загородный дом, на содержание которого  у  него  не  хватало  денег,  дважды
основывал периодические  издания,  не  имевшие  коммерческого  успеха.  Умер
Бальзак через полгода после того,  как  сбылась  его  главная  мечта,  и  он
наконец женился на овдовевшей Эвелине Ганской.

                      «Человеческая комедия». Эстетика

  В обширное наследие Бальзака входит сборник фривольных  новелл  в  «старо
французском» духе «Озорные рассказы» (1832-37), несколько  пьес  и  огромное
количество  публицистических  статей,  однако   главное   его   создание   —
«Человеческая комедия». Объединять свои романы и  повести  в  циклы  Бальзак
начал еще в 1834. В 1842 он начинает выпускать под  названием  «Человеческая
комедия» собрание своих сочинений, внутри которого выделяет разделы:  «Этюды
о нравах», «Философские  этюды»  и  «Аналитические  этюды».  Объединяют  все
произведения не только «сквозные» герои, но и оригинальная концепция мира  и
человека. По образцу естествоиспытателей  (прежде  всего  Э.  Жоффруа  Сент-
Илера),  которые  описывали  виды  животных,  отличающиеся  друг  от   друга
внешними признаками, сформированными средой, Бальзак задался  целью  описать
социальные виды. Их многообразие он объяснял разными  внешними  условиями  и
различием характеров; каждым из людей  правит  определенная  идея,  страсть.
Бальзак был убежден, что идеи — это материальные силы, своеобразные  флюиды,
не менее могущественные, чем пар или  электричество,  и  потому  идея  может
поработить человека и привести  его  к  гибели,  даже  если  социальное  его
положение благоприятно. История всех  главных  бальзаковских  героев  —  это
история столкновения владеющей ими страсти с  социальной  действительностью.
Бальзак — апологет  воли;  только  если  у  человека  есть  воля,  его  идеи
становятся действенной силой. С другой стороны, понимая, что  противоборство
эгоистических воль чревато анархией и хаосом, Бальзак  уповает  на  семью  и
монархию — социальные установления, цементирующие общество.



                 «Человеческая комедия». Темы, сюжеты, герои

  Борьба индивидуальной  воли  с  обстоятельствами  или  другой,  столь  же
сильной страстью, составляют  сюжетную  основу  всех  наиболее  значительных
произведений  Бальзака.  «Шагреневая  кожа»  (1831)  —  роман  о  том,   как
эгоистическая воля человека (материализованная в куске  кожи,  уменьшающемся
от каждого исполненного  желания)  пожирает  его  жизнь.  «Поиски  Абсолюта»
(1834)  —  роман  о   поисках   философского   камня,   в   жертву   которым
естествоиспытатель приносит счастье семьи и свое собственное.  «Отец  Горио»
(1835) — роман об отцовской любви, «Евгения  Гранде»  (1833)  —  о  любви  к
золоту, «Кузина Бетта» (1846) —  о  силе  мести,  уничтожающей  все  вокруг.
Роман «Тридцатилетняя женщина» (1831-34) — о любви,  ставшей  уделом  зрелой
женщины (с этой темой творчества Бальзака связано закрепившееся  в  массовом
сознании понятие «женщина бальзаковского возраста»).

  В обществе, каким его видит и изображает Бальзак,  добиваются  исполнения
своих желаний либо сильные  эгоисты  (таков  Растиньяк,  сквозной  персонаж,
впервые  появляющийся  в  романе  «Отец  Горио»),  либо  люди,  одушевленные
любовью к ближнему (главные герои романов «Сельский врач»,  1833,  «Сельский
священник»,  1839);  люди  слабые,  безвольные,  такие,  как  герой  романов
«Утраченные иллюзии» (1837-43)  и  «Блеск  и  нищета  куртизанок»  (1838-47)
Люсьен де Рюбампре, не выдерживают испытаний и гибнут.

  Французская эпопея 19 в.

  Каждое произведение Бальзака — это своеобразная «энциклопедия»  того  или
иного сословия, той или иной профессии: «История величия  и  падения  Цезаря
Биротто» (1837) —  роман  о  торговле;  «Прославленный  Годиссар»  (1833)  —
новелла о рекламе; «Утраченные иллюзии» — роман о журналистике;  «Банкирский
дом Нусингена» (1838) — роман о финансовых аферах.

  Бальзак нарисовал в «Человеческой комедии» обширную панораму всех  сторон
французской жизни, всех слоев  общества  (так,  в  «Этюды  о  нравах»  вошли
«сцены»  частной,  провинциальной,  парижской,   политической,   военной   и
сельской  жизни),  на  основании  чего   позднейшие   исследователи   начали
причислять его творчество к реализму.  Однако  для  самого  Бальзака  важнее
была  апология  воли  и  сильной  личности,  сближавшая  его  творчество   с
романтизмом.

-----------------------
[pic]




смотреть на рефераты похожие на "Оноре Де Бальзак "