Литература

ЦЕНА СЫНОВЬЕГО ПРЕДАТЕЛЬСТВА. По повести Ф. Абрамова Поездка в прошлое


                        ЦЕНА СЫНОВЬЕГО ПРЕДАТЕЛЬСТВА.
                                 По повести Ф. Абрамова «Поездка в прошлое».


                                      Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

                                            Лишь именем одним я называюсь, -
                                                                    на самом
               деле то, что именуют мной, - не я один. Нас много. Я – живой.
                                                              Н. Заболоцкий.


        Все мы в долгу перед прошлым и будущим, каждый из  нас  отвечает  за
свое время.  Но  не  бывает  чувства  ответственности  без  чувства  памяти,
сопричастности жизни. «Поездка  в  прошлое»  Ф.  Абрамова  –  живая  боль  о
времени, когда внушалось: «Предай в пути родного брата… и  зверствуй  именем
вождя».
        В произведении Абрамова раскрываются проблемы человечности,  совести
и сострадания, а также такие проблемы, как  потеря  чувства  ответственности
за  происходящее  вокруг,  воспитание  уважения  к  предыдущим   поколениям,
укрепление исторической памяти народа.
        Главное событие в повести «Поездка в прошлое» происходит в  сознании
прозревающего главного героя Кабылина  Никифора  Ивановича,  который  только
сейчас  начал  задумываться  о  своей  ошибке.  И  тяжесть   переживаний   о
совершенном стала невыносимой  сердечной  болью.  Микша  пытается  вывернуть
«наизнанку всю свою жизнь», чтобы оправдать  слова  соседки-старухи:  «Скажи
Никифору, что у отца нету зла на  него.  Не  он  виноват.  Дядья  его  таким
сделали».
        Теперь, когда герой изменился, познал истину и мучается из-за своего
предательства,  он  хочет  изменить  отношение  к  отцу,  попросить  у  него
прощения, но уже поздно. И поэтому Микша заходит в тупик,  ищет  новые  пути
для успокоения своей совести.
        Мы меняемся с возрастом, меняются наши взгляды на жизнь, отношение к
людям. Мы становимся старше. Умнеем ли мы с возрастом.  Считается,  что  да,
умнеем  ради того, чтобы как можно вернее отличать добро от зла.
        Кроме  того,  нас  меняет  требование  времени  (или  судьбы)  четко
заявлять о своей позиции. Четко, открыто.  Тогда-то  мы  и  становимся  ясны
самим себе и окружающим. Тогда и понятно, кто мы на  самом  деле.  Такой  же
процесс происходит с Н. И.  Кобылиным.  На  протяжении  всей  повести  автор
доказывает на многочисленных приемах, что и в нечеловеческих условиях  можно
остаться людьми. Наряду  с  ''погружением  во  тьму''  ищет  противоположное
движение: от тьмы к свету. Символично, что героя на  середке  жизни  застает
снегопад: ''вмиг стало слепо, бело,  залепило  глаза  –  неизвестно  куда  и
ехать'', даже ''пролетающие где –то над головой гуси''  и  те  теряются  ''в
этой заварухе''. Фон, на котором развивается событие,  весьма  безрадостный:
мрачный,  темный,  страшный.
        Горькое похмелье, прозрение, осмысление и  осознание  погубленной  и
бесцельно прожитой жизни. Шаг за шагом ведет  писатель  своего  героя  через
трудности, заблуждения и ошибки к нравственной зрелости.
         Происходит неизбежное крушение, все становится  на  свои  места:  и
кремневые головорезы-дядья, которых всегда сопровождал праздник  с  красными
знаменами, и тихий, мягкий, мужественно защищавший крестьян  отец,  которого
Микша предал, презирал и стыдился. А. Абрамов пишет:  ''Он  повернул  голову
на  восток  и  увидел  там  черную  громадину  часовни,  освещенную  заревом
свечей''.
        Писатель    учит    нас    милосердию,    высокой    нравственности,
гражданственности, учит быть ''людьми из тех  людей,  что  людям,  не  пряча
глаз, глядит в глаза''.





смотреть на рефераты похожие на "ЦЕНА СЫНОВЬЕГО ПРЕДАТЕЛЬСТВА. По повести Ф. Абрамова Поездка в прошлое "