Литература

Почему Пьера и князя Андрея можно назвать лучшими людьми их времени


    Почему Пьера и князя Андрея можно назвать лучшими людьми их времени.

                             Чтобы  жить  честно,  надо  рваться,  путаться,
                             биться, ошибаться,  начинать и бросать, и опять
                             начинать и опять бросать, и  вечно  бороться  и
                             лишаться.  А  спокойствие   -   есть   душевная
                             подлость.
                                                Л. Н. Толстой.


В начале Х1Х века в  России  в  высших  сферах  общества  начали  появляться
прогрессивные  люди.  Их  взгляды  отличались   от   взглядов   завсегдатаев
петербургского салона.
В романе «Война и мир» такими людьми  являются  князь  Андрей  Болконский  и
Пьер Безухов. Героев  сближает  общность  взглядов,  поиск  смысла  жизни  и
душевные переживания. Всем этим  они  отличаются  от  окружающих  их  людей,
всего  петербургского  общества.  В   первых  же   главах   романа   Толстой
показывает  общность  этих  героев.  Единственным  приятным   князю   Андрею
человеком в салоне  Анны  Павловны  Шеррер  является  Пьер.  Толстой  рисует
встречу  друзей:  «Пьер,  со  времени  входа  князя  Андрея  в  гостиную  не
спускавший с него радостных, дружелюбных глаз […]. Князь Андрей, […]  увидав
улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся  неожиданно-доброй  и  приятной  улыбкой».
Князь Андрей говорит Пьеру: «Ты мне дорог  особенно  потому,   что  ты  один
живой человек среди всего нашего света». Пьер очень уважительно относится  к
князю: «Пьер считал князя Андрея образцом всех  совершенств  именно  оттого,
что князь Андрей в высшей степени соединял те качества, которые ближе  всего
можно выразить понятием силы воли».
Духовное  развитие   князя   Андрея   начинается   в   романе   с   глубокой
неудовлетворенности тем образом жизни, который ему приходится вести.
Стремясь к полезной деятельности, он едет в армию. Пьеру он  объясняет  свое
решение желанием вырваться  из  сферы  надоевшей  ему  светской  и  семейной
жизни. Но есть и другие, тайные причины, о которых князь Андрей  не  говорит
никому: он мечтает  о  славе,  подобной  наполеоновской,  мечтает  совершить
подвиг.
Эта потребность поддерживается в нем присущим ему  честолюбием,  стремлением
к славе и власти. Следует сказать, однако, что князь Андрей  не  способен  к
сделкам с совестью. Он честен, и стремление к славе  у  него   сочетается  с
жаждой бескорыстного подвига.
Новой встрече друзей суждено было состояться только через два  года.  Многое
пережили они за это время, разными путями подошли они к этой встрече.
После  бесславной  кампании  тысяча  восемьсот  пятого  –  седьмого   годов,
сражения под Аустерлицем смыслом жизни для героя стало «жить  для  себя».  В
разговоре с Пьером он говорит: «Я жил для славы. Так я жил для других  и  не
почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал жить спокойнее,  как  я
живу для одного себя».
Сложная и  глубокая  натура,  князь  Андрей  живет  в  период  общественного
возбуждения, в той атмосфере, в которой  формировались  будущие  декабристы.
Для него характерна  неуспокоенность  в  жизни.  Поэтому,  после  встречи  с
Пьером в Богучарове, начинается духовное возрождение героя.
Высказанная им  в  беседе  с  Пьером  мысль  о  том,  что  крепостное  право
нравственно  растлевает   самих   владельцев   «крепостной   собственности»,
являлась антикрепостнической; она была, в  частности,  одним  из  документов
декабристов  в их борьбе  против  крепостного  права.  После  отъезда  Пьера
Андрей Болконский проводит в своем имении  ряд  мер,  облегчающих  положение
крестьян, улучшающих их быт.
Эпоха до войны двенадцатого года была заполнена преобразованиями в  деревне,
попытками  проведения  государственных  реформ,  что  говорит  об   активной
жизненной позиции героя.
У князя Андрея большая воля к жизни, и к   жизни  именно  с  людьми:  «Надо,
чтобы не для одного меня шла жизнь, чтобы на всех  она  отражалась  и  чтобы
все жили со мной вместе».
Патриотизм князя Андрея четко сформирован в словах его,  сказанных  накануне
Бородина: «Французы разорили мой дом и идут  разорить  Москву,  оскорбили  и
оскорбляют всякую минуту. И так же думают  Тимохин  и  вся  армия.  Надо  их
казнить».
Жить, помогая и сочувствуя  людям,  понимать  их,  слить  свою  жизнь  с  их
простой и естественной жизнью – вот тот новый идеал,  который  пробудился  в
душе Андрея в дни суровых для родины испытаний.
Внутреннее развитие князя Андрея сближает его с  образом   другого  героя  –
Пьером Безуховым. Оба они  напряженно  и  мучительно  ищут  своего  места  в
жизни,  хотят  приносить  людям  пользу.  Всем  хорошим  людям   свойственно
неудовлетворенность собой.
Что значит жить честно? По закону жизни для положительных героев у  Толстого
это постоянное нравственное самоусовершенствование.  Пьера  привлекает  идея
внутреннего  очищения,  которую  ему  открыл   встреченный  в  Торжке  масон
Баздеев. Что такое масонство и какова его  роль?  Многие  декабристы  прошли
через  масонские  ложи.  Вокруг  них  было   создано   вполне   определенное
общественное  мнение:  их  считали  нарушителями  спокойствия,  чуть  ли  не
бунтовщиками.
Путь Пьера Безухова и путь князя  Андрея,  это  путь  к  народу.  Он  решает
посвятить свои силы благоустройству крестьян. Но постепенно к нему  приходит
разочарование, вызванное глубиной его симпатий и поверхностью натуры.
Огромное  значение  для  Пьера  имело  непосредственное  соприкосновение   с
народом на Бородинском поле,  после  битвы  и  в  плену.  Герой  приходит  к
духовному обновлению, преодолев  каратаевский  фашизм  и  непротивленчество.
Впоследствии он приходит к идеям декабризма.
В Андрее Болконском и Пьере Безухове раскрыты  типические черты  той  среды,
из которой вышли деятели четырнадцатого декабря.


смотреть на рефераты похожие на "Почему Пьера и князя Андрея можно назвать лучшими людьми их времени "