Литература

Любимые страницы романа Л.Н. Толстого Война и Мир

    «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, - говорит Пьер. – Я  решительно
не знаю, что  это  за  девушка;  я  никак  не  могу  анализировать  её.  Она
обворожительна. А отчего, я не знаю: вот всё, что можно  про  неё  сказать».
Такой ответ услышала Марья Болконская, попросившая его рассказать  о  Наташе
Ростовой. Секрет обаяния этой героини Толстой  показал  через  богатство  её
натуры.
    Общая любимица семьи,  Наташа,  переполненная  к  окружающим  её  людям
любовью, лаской и радостью,  с  первых  страниц  романа  поселяется  в  душе
читателя.  Сначала   это   «зелье-девка»,   «казак»,   потом   «замечательно
хорошенькая девушка», в конце произведения не «просто  человек»,  а  «совсем
другое, высшее» (по мнению  Пьера),  примерная  жена  и  мать,  которая  «до
крайности доводит свою любовь к мужу и детям».
    Один из секретов очарования героини в том, что у  неё  есть  свой  мир,
который Толстой постепенно раскрывает нам.
    Наташа – дворянка, аристократка. Однако, вращаясь в  дворянской  среде,
она всем существом своим близка к народу  и  его  поэзии.  Народная  музыка,
песни и пляски захватывают  её.  В  Михайловке  она  замирает,  слушая,  как
дядюшка исполняет на гитаре русскую песню  «По  улице  мостовой».  Страстное
желание  сплясать  подхватывает  героиню.  «Ну,  ну,  голубчик,  дядюшка,  -
…умоляющим голосом застонала Наташа».
    Этот эпизод меня пленил больше всего. «Наташа сбросила с  себя  платок,
который был накинут на ней, забежала  вперёд  дядюшки  и,  подперши  руки  в
боки, сделала движенье плечами и стала».
    Я вместе с  Николаем  и  присутствующими  там  испугалась  за  героиню,
волнуясь, «что она не то сделает». «Она сделала то самое и  так  точно,  что
Анисья Федоровна… прослезилась».
    Пляску Наташи Толстой  изображает  как  инстинктивное  проникновение  в
сокровенные  тайны   народной   души,   которое   смогла   осуществить   эта
«графинечка», танцевавшая только  салонные  танцы  с  шалями  и  никогда  не
плясавшая народные.
    Больше всего меня, как  и  Анисью  Федоровну,  дядюшку,  поражает,  как
Наташа «умела понять всё то, что было и в Анисье,  и  в  отце  Анисьи,  и  в
тётке, и в матери, и во всяком русском человеке».
    Вместе с Толстым я не перестаю удивляться, «где, как, когда, всосала  в
себя из того  русского  воздуха,  которым  она  дышала,  -  эта  графинечка,
воспитанная эмигранткой-француженкой, -  этот  дух,  откуда  взяла  она  эти
приёмы, которые pas de chale давно должны были вытеснить? Но  дух  и  приёмы
эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых  и  ждал  от
неё дядюшка».
    В развитии характера Наташи играли роль не только семья,  воспитание  и
близкие ей люди, но и русские обычаи,  традиции,  нравы  народной  жизни,  с
которыми был тесно связан быт Ростовых.
    Музыкальная  одарённость  Наташи  раскрылась   в   новом   качестве   в
Михайловке, где она  всей  душой  наслаждалась  чисто  русским,  деревенским
бытом, игрой и пением дядюшки, который «пел  так,  как  поёт  народ,  с  тем
полным и наивным убеждением, что в песне всё значение и  заключается  только
в словах, что напев – так только, для складу».
    В образе Наташи Ростовой поэтизируются народные элементы, сохранившиеся
ещё кое-где в патриархальной дворянской среде.
    Девушка непосредственна и стихийна,  как  сама  природа.  Ей  в  высшей
степени присуще чувство близости ко всему русскому, ко всему народному  –  и
к родной природе, и к простым русским людям, и к Москве, и к  русской  песне
и пляске.
    Автор  мастерски  убеждает  нас  в  том,  что  русское  не  прививается
искусственно, а впитывается с молоком матери.
    Оттого и счастлива героиня, что почувствовала свою кровную  близость  с
народом. «А знаешь, -  вдруг сказала она, - я знаю, что  никогда  уже  я  не
буду так счастлива, спокойна как теперь».
    Читая эти страницы, мы  любуемся  Наташей  Ростовой,  как  любуется  ею
Толстой, показывая её глубокую, искреннюю, поэтическую,  деятельную  натуру.
Она обладает внутренним чутьём, влекущим её к  тем,  порой  бессознательным,
самозабвенным  поступкам,  в  которых  раскрываются  её   душевные   порывы,
обращённые к жизни, к людям, ей умение всегда угадывать,  что  и  как  нужно
сделать. Героиня несёт людям радость, потому что  она  верит  в  возможность
счастья. Глядя на Наташу, легче научиться быть человеком, любящим жизнь.


смотреть на рефераты похожие на "Любимые страницы романа Л.Н. Толстого Война и Мир "