Литература

Биография Александра Дюма. Характеристика его романа Учитель фехтования

                Александр Дюма прославленный романист родился в  1802  г.  В
семье генерала Тома Дюма и дочери трактирщика  -  Марии-Луизы  Лабурэ.  Юные
годы Александр провел в  родном  городе  Виллер-Котре;  окончив  в  1823  г.
местный коллеж,  он  направился  в  Париж,  где  некоторое  время  служил  в
канцелярии герцога Орлеанского.
                В молодые годы Дюма Увлекся поэзией  и  театром,  стал  ярым
поборником романтического искусства. В духе этого передового  направления  в
литературе он создает свои первые драмы – «Христина»(1827),  «Гентих  III  и
его двор» (1829).
                Пятого июня 1832 г. Париж  хоронил  генерала  Ламарка.  Дюма
был лично знаком с Ламарком, вот почему по просьбе  родственников  покойного
генерала  он  возглавил  колонну  артиллеристов,  следовавшую  за   траурным
катафалком. Вскоре полиция стала разгонять толпу, но  произошло  то,  что  и
следовало ожидать: траурное шествие превратилось в революционное  восстание.
Через несколько дней оно было жестоко подавлено. Одна из  роялистских  газет
напечатала ложное сообщение о том, что Александр Дюма с оружием в руках  был
схвачен полицейскими и в ту же ночь расстрелян.
                Дюма угрожал арест; по совету друзей он  покинул  Францию  и
направился в  Швейцарию,  где  прожил  несколько  месяцев,  подготавливая  к
изданию свой первый историко-публицистический очерк «Галлия и Франция».
                В  1834  г.,  совершая  путешествие  по  Испании  и  Италии,
Александр Дюма побывал в  Сицилии,  где  по  совету  известного  композитора
Беллини он осмотрел достопримечательности  небольшого  селения  Баузо  и  на
основе бытовавшего там народного предания написал новеллу «Паскаль Бруно».
                 В  тридцатых   годах   Дюма   стал   разрабатывать   особый
литературный жанр, названый  им « исторические сцены». То  был  вид  романа,
повести,  новеллы,  в  которых   построенная   на   историческом   материале
повествование перемежалось живым, динамичным диалогом; описательный  элемент
в таких произведениях был сведен до минимума,  с  тем,  чтобы  с  первых  же
страниц книги ввести главных героев в стремительно  развивающиеся  действия.
Такова композиция  повести  «Правая  рука  кавалера  де  Жиака»  (отнесенная
автором к виду «исторических  сцен»),  имеющая  хронологическую  общность  с
романом «Изабелла Баварская».
                 Годы  1840-1848-   период   наиболее   интенсивного   труда
писателя, когда им были созданы произведения, ставшие известными  во  многих
странах  мира.  Поражает   разнообразие   жанров:   роман   исторический   и
нравоописательный,  новеллы  фантастические  и   реалистические,   драмы   и
комедии, путевые очерки и газетные статьи.
                «Граф  Монте-Кристо»-  классический  образец  жанра  романа-
фельетона. Каждая глава включает напряженный момент из жизни того или  иного
персонажа, перекидывает мост  к  следующей  ступени  увлекательного  сюжета,
раскрывает новые грани характера героев.
                Работая над «Графом Монте-Кристо»  Дюма  одновременно  начал
публиковать роман «Три мушкетера» (1844), первую часть знаменитой  трилогии,
в которую вошли романы «Двадцать лет  спустя»  и  «Виконт  де  Бражелон  или
Десять лет спустя».
                Накануне революции 1848 г. Дюма обращается к эпохе,  которой
он уделил исключительное внимание в своем творчестве, - к XVI веку, и  пишет
вторую трилогию, посвященную  борьбе   Генриха  Наваррского  за  Французский
престол:  “Каралева Марго”, “Графиня  Монсоро”  и  “  Сорок  пять”  (1845  –
1848).
                Дюма отрицательно относился к монархии Луи-Филиппа  и  весть
о  крушении  королевского  трона  встретил  с   искренним   ликованием.   Он
устраивает на площади  Парижа  народное  гуляние  и  уже  в  марте  1848  г.
начинает выпускать журнал, публикуя в нем статьи  в  защиту  Республики.  Но
Республика просуществовала всего лишь несколько лет.

                В декабре Александр Дюма уехал в Брюссель, где начал  писать
«Мемуары», которые по своим  художественным  достоинствам  не  уступают  его
лучшим беллетристическим сочинениям.
                Возвратившись в Париж в  1853  г.,  Александр  Дюма  основал
здесь  собственный  журнал  «Мушкетер»,  пытавшийся  быть  не  зависимым   в
отношении нового режима. Но по-прежнему  главным  делом  его  жизни  являлся
усердный труд над большими романами.
                Продолжая заполнять  «белые  пятна»  много  вековой  эпопеи,
Дюма в 1857 г. обращается к роману под несколько  завуалированным  названием
«Сообщники Иегу».
Этот роман представляет тот  эпизод  из  истории  Франции,  когда  она  вела
революционные войны против  коалиции  Англии  и  Австрии.  Под  именем  Иегу
скрывался Жорж Кадудаль, известный монархист,  заговорщик.  Действие  романа
начинается в 1799 г., когда  Наполеон  был  первым  консулом  Республики.  В
стране   создалась   напряженная    обстановка.    Восстание    в    Вандее,
спровоцированное монархистами, поддерживалось бандами  Кадудаля,  грабившими
государственную казну и терроризировавшими мирных жителей.
                В 1866 г. Александр Дюма направился  в  Пруссию  и  Австрию;
тогда между  этими  странами  возникла  война.  С  фронта  он  направляет  в
парижские газеты обзоры военных действий и одновременно работает  над  новым
романом – «Прусский террор», в котором обличил под  именем  графа  Безеверка
прусского канцлера Бисмарка.
                Весной 1870 г. Александр  Дюма  уехал  на  юг  Франции,  где
должен  был  подготовить  к  изданию  ряд  книг,  но  франко-прусская  война
произвела тяжелое впечатление на писателя, его здоровье резко ухудшилось.  6
декабря 1870 г. он умер и был похоронен в Виллер – Котре.



                 ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАНА «УЧИТЕЛЬ ФЕХТОВАНИЯ»

                  Главные  герои  романа   «Учитель   фехтования»   -   Иван
Александрович  Анненков  и  француженка    Полина   Гебль,   ставшая   после
замужества Прасковьей  Егоровной  Анненковой,  запечатлевшей  пребывание  на
каторге в своей книге воспоминаний.
(Воспоминания  Полины  Анненковой. М., 1929.)
                 Композицию этого романа Дюма формирует, сообразуясь с  теми
моментами из  жизни  героев,  которые  были  зафиксированы  Гризье.  Богатая
фантазия писателя  придала  хроникальному  материалу  форму  художественного
произведения, в котором историзм соседствовал с изрядной долей вымысла.
                 Узловыми эпизодами сюжета были:
                 Приезд Гризье в Петербург. Его знакомства с Луизой Дюпюи  (
Полиной  Гебль).   Любовь   Луизы   и   кавалергардского   офицера   Алексея
(Анненкова).  Встречи  республиканца  Алексея   с   заговорщиками.   Военное
восстание декабристов. Арест Алексея.  Суд  и  ссылка.  Следование  Луизы  в
Сибирь. Бракосочетание Луизы и Анненкова на Петровском заводе.
                 Итак, сюжет романа в основных своих разветвлениях  построен
сообразно тем обстоятельствам, которые могли сложиться в жизни  Анненкова  и
его близкого друга.  М.Н.  Волконская  в  своих  «Записках»  образно  рисует
момент приезда будущей супруги декабриста:
«Анненкова приехала к  нам,  нася  еще  имя  м-ль  Поль.  Это  была  молодая
француженка, красивая,  лет  30;  она  кипела  жизнью  и  весельем  и  умела
удивительно выискивать смешные  стороны  в  других.  Тотчас  по  ее  приезде
комендант объявил ей, что уже получил повеление его величества  относительно
ее свадьбы. С Анненкова,  как  того  требует  закон,  сняли  кандалы,  когда
повели в церковь,  но,  по  возвращении,  их  опять  на  него  надели.  Дамы
проводили м-ль Поль в  церковь;  она  не  понимала  по-русски  и  все  время
пересмеивалась с шаферами - Свистуновым и Александром Муравьевым.  Под  этой
кажущейся  беспечностью  скрывалось  глубокое  чувство  любви  к  Анненкову,
заставившее отказаться от своей родины и от независимой  жизни».  (  Записки
княгини М.Н. Волконской. Чита,1956, с.86.)
                  Анненков, как  представил  его  Дюма,  особо  значительной
роли в движении декабристов не принимал, но  он  возвеличен  как  человек  и
участник восстания, увлеченный мечтой – основать  в  России  республику,  он
отдает во имя  торжества  этого  дела  все  свои  средства.  Увидев,  как  в
неравной борьбе пали его сподвижники, он не бежит с поля боя, а  добровольно
вручает свою шпагу офицера царскому сановнику Орлову.
                   Романист  явно  обеднил  духовную  сторону  жизни   члена
Северного общества И.А.  Анненкова,  получившего  прекрасное  образование  в
Московском университете. На  следствии  Анненков  указал  на  исключительное
значение  лекций  швейцарского  просветителя  Дюбуа,  которые  он  слушал  в
университете: «Первые свободные мысли  внушил  мне  мой  наставник,  ибо  он
всегда  выставлял  свое  правительство  как   единственное,   не   унижающее
человечества,  а  прочее  говорил  с  презрением,  наше  же  особенно   было
предметом его шуток».
                   Академик  М.В.  Нечкина,   выявляя   рост   политического
сознания русских  революционеров,  пишет:  «Поручик  кавалергардского  полка
декабрист Анненков, объясняя Николаю I, почему не донес на  Общество,  также
(как  А.  Раевский.-  М.Т.)  мотивировал  это  честью:  «Тяжело,  не  честно
доносить на своих товарищей». В ответ на это Николай,  вспылив,  крикнул:  «
Вы не имеете понятия о чести!»
                   Столкнулись  два  понятия  о  чести   –   реакционное   и
революционное». (Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. М., 1977, с.332.)
                   По показаниям Матвея Муравьева-Апостола, Анненков  наряду
с  Рылеевым,  Н.  Тургеневым,  Оболенским   выражал   согласие   с   умыслом
цареубийства и установления республики.  Арестованный  19  декабря  Анненков
был приговорен Верховным уголовным  судом  к  20  годам  каторжных  работ  с
последующей  ссылкой  на  поселение.  Поскольку  события   романа   «Учитель
фехтования» завершались в 1826 г., естественно  Дюма  не  мог  рассказать  о
жизни своего героя в последовавшие за тем годы.
                   В Сибири Прасковья Егоровна и Иван Александрович  прожили
тридцать лет. В 1854 г. их навестил находившийся в ссылке Ф.М.  Достоевский,
знавший,  сколько  вытерпели  они  горя.  Несколько  позже  он  писал   П.У.
Анненковой: « Я всегда  буду  помнить,  что  с  самого  пребывания  моего  в
Сибири, вы и все превосходное семейство ваше брали и во мне  и  в  товарищах
моих по несчастью полное и искреннее участие. Я не могу вспоминать  об  этом
без особенного, утешительного чувства, и, кажется,  никогда  не  забуду».  (
Письмо Ф.М. Достоевского П.Е Анненковой, 18 октября 1855 г.).
                    В  1856  г.  И.А.  Анненков  с  супругой  переехали   на
постоянное местожительство в Нижний Новгород. Здесь И.А. Анненков  служил  в
губернском управлении, состоял членом комитета по улучшению  быта  крестьян,
был  избран  почетным  мировым  судьей,  принимал  деятельное   участие    в
проведении крестьянской реформы.
                    В  Нижнем  Новгороде   Анненков   завел   знакомство   с
литераторами. Великий украинский поэт Т.Г. Шевченко сделал краткую запись  в
своем дневнике от 16 октябре 1857 г.: «На  квартире  у  Якобы  встретился  я
благоговейно познакомился с Иваном Александровичем Анненковым».
                   Здесь мы не будем говорить  о  серьезных  ошибках  автора
«Учителя фехтования», допущенных им при реализации столь сложной  темы,  как
деятельность русских  революционеров  20-х  годов.  Причин  тому  множество.
Укажем лишь те, которые ясны каждому.  Прежде  всего  «Учитель  фехтования»,
один из ранних романов Дюма, и за плечами французского писателя не было  еще
его известных творений – ни  «Трех  мушкетеров»,  ни  «Графа  Монте-Кристо»,
опыт создания которых помог бы ему, положить  в  основу  эпохальное  событие
русской действительности, создать масштабное художественное произведение.
                     Не забудем и  другого  немаловажного  обстоятельства  –
отсутствие объективных сведений о характере движения  декабристов.  Писатель
мог познакомиться лишь с «Докладом следственной комиссии» да с  легендой  «о
нескольких злодеях  и  безумцах  мечтавших  о  возможности  революции»,  для
которой в России не существовало благоприятных условий.
                     Известный литературовед С. Дурылин весьма объективно  и
содержательно охарактеризовал значение книги французского  писателя:  «Роман
Дюма был повествованием  о  декабристе,  основанном  не  на  вымысле,  а  на
исторической  правде,  и  повествованию   этому,   вышедшему   из-под   пера
популярнейшего  писателя  современности,  был  обеспечен  успех  и  внимание
широкого европейского читателя. Для Николая I  это не могло не  быть  весьма
неприятным  сюрпризом.  Роман  Дюма  привлек  внимание  –  и   сочувственное
внимание – широкой европейской аудитории к  людям,  самое  имя  которых  для
Николая I было  ненавистно.  Присуждая  декабристов  к  каторжному  молчанию
сибирских  пустынь,  Николай  хотел  казнить  их  жестокой  казнью   полного
забвения.  Дюма  своим  романом  отменял  этот  приговор   для   одного   из
декабристов и тем самым привлекал внимание  к  судьбе  всех  остальных.  Эти
остальные героическими тенями проходят  в  романе».  (Дурылин  С.  Александр
Дюма – отец и Россия. В кн.: Лит. наследство, №№31-32, М., 1937,с.  513.)  И
действительно, стоит прочесть описание событий, происходивших 14 декабря  на
Сенатской площади, и можно убедиться, что Дюма всецело  на  стороне  храбрых
солдат и офицеров, принявших участие в памятном восстании.
                В  1858  г.  осуществилась  давнишняя   мечта   французского
писателя – посетит Россию. Прибыв в Петербург  23  июня,  он  остановился  в
особняке Г. А. Кушелева-Безбородко. В доме мецената и беллетриста  постоянно
собирались многие литераторы.
У Кушелевых Дюма свел знакомство с Д.В. Григоровичем. А. К. Толстым  и  Л.А.
Меем. Григорович познакомил Дюма с Н. А Некрасовым супругами Панаевыми.
                     Петербург встретил французского  писателя  с  искренним
радушием. Так как Дюма по свидетельству И. И. Панаева пользовался  в  России
почти такой же популярностью, как и во Франции.
                      В  Петербурге  Дюма  провел  полтора   месяца,   затем
направился в Москву. Далее он предпринял путешествие  по  Волге  от  Нижнего
Новгорода до Астрахани, а затем через Кизляр и Баку добрался  до  Кавказа  и
только лишь в марте 1859 г. возвратился во Францию.
                     В результате поездки  по  России  Александр  Дюма  смог
создать обширный цикл очерков, еженедельно выходивший в свет в  его  журнале
«Монте-Кристо».



                                                     Использованная
литература: Александр Дюма. «Учитель фехтования».

                                    «Черный тюльпан». Новеллы.

                                     Москва. Издательство «Правда» 1981 г.


смотреть на рефераты похожие на "Биография Александра Дюма. Характеристика его романа Учитель фехтования "