Литература

Тема Родины в творчестве С.А.Есенина


                         Министерство образования РФ
          Управление образования Советского района  г. Красноярска



Средняя школа № 91
Махотина Екатерина, 11А



                                   РЕФЕРАТ

                   «ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С.А.ЕСЕНИНА»



                              Красноярск, 2001

 Сергей Александрович Есенин  вошёл  в  литературу  как  выдающийся  поэт  –
лирик. Его творчество,  тесно  связанное  с  традициями  «золотого»  века  и
испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века  «серебряного»,
стало знаменательной вехой в истории русской поэзии.
      Поэтический мир раннего Есенина (1910 -  1913)  –  явление  достаточно
сложное и многообразное. Более 60 стихотворений и  поэм,  созданных  в  этот
период,  свидетельствуют  о   ярко   выраженной   любви   поэта   ко   всему
многоцветному и многоголосному миру, окружающему его.  Природа,  поэтический
мир лирического героя, становятся основными объектами изображения  в  ранней
лирике Есенина, но тема родины уже  начинает  неосознанно  проникать  в  его
творчество.
        Поэтическая   концепция   мира   и   человека,   представленная    в
дореволюционной лирике, отразила органическое слияние в мировоззрении  поэта
двух начал – христианского и крестьянского.
    Главная тема поэзии Есенина  –  тема  родины.  «Моя  лирика  жива  одной
большой любовью,  любовью  к  родине.  Чувство  родины  –  основное  в  моём
творчестве»,- писал поэт. Образ Руси в  дореволюционной  лирике  многолик  и
противоречив.
       Родина  –  это  и  прекрасная  «голубая»  Русь,  поэтическая  страна,
затерявшаяся в глубине синих озёр,  пропитанная  ароматами  полевых  трав  и
цветов. Говоря об образе природы,  неразрывно  связанным  с  ностальгической
темой в произведениях Есенина, мы невольно вспоминаем о природе Пушкина.  С.
Есенин  унаследовал  пушкинскую  поэтическую   культуру   в   реалистическом
описании  родной  природы.  Однако  его  пейзажная  лирика  по  сути   своей
отличается от  пушкинской.  В  ней  намного  сильнее  влияние  традиционного
фольклора и языческой мифологии:
                    Родился я с песнями в травном одеяле,
                     Зори меня вешние в радугу свивали.
                  Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,
                  Сутемень колдовская счастье мне пророчит.
Есенин ощущает себя частью природы, её учеником и собеседником:
                            Позабыв людское горе,
                           Сплю на вырубках сучья.
                            Я молюсь на алы зори,
                             Причащаюсь у ручья.
Поэтому у Есенина нет чисто пейзажных  стихов.  У  него  природа  существует
вровень с человеком, может быть, даже выше его.
                 Кого жалеть? Ведь каждый в мире стражник –
                    Пройдёт, зайдет и вновь оставит дом.
                      О всех ушедших грезит конопляник
                    С широким месяцем над голубым прудом.
Любовь к родной природе, к родным  рязанским  полям,  к  «стране  березового
ситца» перерастает в поэзии Есенина в огромную поэму любви к России.
                           О Русь – малиновое поле
                          И синь, упавшая в реку, -
                           Люблю до радости и боли
                             Твою озёрную тоску.
Мне кажется, так о России до него не  писал  никто.  В  стихах  Русь  живая,
способная тосковать, страдать, испытывать боль, здесь Есенин –  сын  России,
сострадающий своей стране.
                               Но более всего
                            Любовь к родному краю
                                Меня томила,
                               Мучила и жгла.
Есенин понимает, что уход от природы,  отрыв  от  родины,  от  своих  корней
трагичен. Однако трагизм судьбы  Есенина  в  том  и  состоит,  что,  понимая
пагубность этого отрыва, он не смог противостоять ему.
                        Не жалею, не зову, не плачу,
                    Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
                        Увяданья золотом охваченный,
                          Я не буду больше молодым.
                     Ты теперь не так уж будешь биться,
                         Сердце, тронутое холодком,
                          И страна березового ситца
                         Не заманит шляться босиком.
К Есенину приходит пушкинское ощущение вечного течения  жизни,  неизбежности
смерти как непреложного закона жизни.
                     Все мы, все мы в этом мире тленны,
                     Тихо льётся с клёнов листьев медь…
                       Будь же ты вовек благословенно,
                       Что пришло процвесть и умереть.
Я думаю, что творческое наследие  Есенина  очень  близко  нашим  сегодняшним
представлениям о мире, где  человек  –  только  частица  живой  природы,  не
противостоящая, а зависящая от неё.
Так же у Есенина родина – это  и  нищая  многострадальная  Россия,  «чёрная,
потом пропахшая выть», «пустырь».
         Родина – это и смиренная крестьянская страна, где  «мирные  пахари»
и «добрые молодцы» готовы к  любым  испытаниям  «без  печали,  без  жалоб  и
слёз».
        Родина – это Русь молитвенная «покойный  уголок»,  где  благодатный,
райский дух, где «хаты – в ризах образа», «по церквям твой  короткий  спас».
Где березы – «большие  свечки»,  ели  –  «монашки»,  а  ветер  –  «схимник».
Лирический герой – богомолец («Гой, ты  Русь  моя  родная…»  ),  пастух  или
«странник  убогий»,  славящий  господа.  Кроткий,  как  сама   природа,   он
воспринимает мир как Божью благодать:
                          Если крикнет рать святая:
                         «Кинь ты Русь, живи в раю!»
                           Я скажу: «Не надо рая,
                             Дайте родину мою!»
       Родина – это и Русь мятежная,  разбойная,  чёрная(«В  том  краю,  где
жёлтая крапива…»). По её дорогам  бредут  «люди  в  кандалах»,  «убийцы  или
воры», и лирический герой ощущает себя одним  из них
        Родина  –  это  «новый  Назарет»,  преображенная   страна,   которой
предстоит через муки и крест обрести себя. Предчувствие этого,  предсказание
будущей  революции  и  гражданской  войны  звучи  в  стихотворении  «Тучи  с
ожереба»:
                               Тучи с ожерёба
                            Ржут, как сто кобыл.
                              Плещут надо мною
                             Пламя красных крыл.

                              Небо словно вымя,
                              Звёзды как сосцы.
                              Пухнет божье имя
                               В животе овцы.

                             Верю: завтра рано,
                            Чуть забрезжит свет,
                              Новый под туманом
                              Вспыхнет Назарет.

                               Новое восславят
                               Рождество поля,
                             И, как пёс пролает
                               За горой заря.

                             Только знаю: будет
                           Страшный вопль и крик,
                               Отрекутся люди
                             Славить новый лик.

                              Скрежетом булата
                            Вздыбят пасть земли…
                              И  со щёк заката
                            Спрыгнут скулы – дни.

                             Побегут, как лани,
                            В степь иных сторон,
                             Где вздымает длани
                                Новый Симеон.
 Поэт зовёт свою Русь,  «царевну  сонную»,  приобщиться  к  «весёлой  вере»,
которой теперь привержен и он («Не в моего ты бога верила…»).
       В послеоктябрьской  лирике  Есенина  совместно  с  центральной  темой
родины, стаёт тема революции. В «маленьких поэмах», созданных в  1916-  1918
годы, Россия объявлялась богоизбранной, духовной страной.
       Для  изображения  революционной  России,  поэт  использует,  с  одной
стороны, библейские фразы, сюжеты, цитаты, символику. С  другой  стороны,  в
стихах о революции  появляются  маршевые,  чеканные  ритмы,  отражающие  дух
времени, поступь эпохи:
                              Небо как колокол,
                                Месяц – язык,
                             Мать моя – родина,
                               Я – большевик.
Роковой 1919 год становится переломным в сознании поэта  и  его  творчестве.
Гражданская  война,  голод,  разруха,  страшные  реалии   послереволюционных
будней  порождают  чувство  неуверенности,   сомнения,   состояние   идейной
смятенности. В стихотворениях 1919 года начинают звучать трагические  мотивы
(«Я последний поэт деревни»). Есенин полон самых мрачных предчувствий:
                               Кобыльи корабли
                                      1
                         Если волк на звезду завыл,
                       Значит, небо тучами изглодано.
                            Рваные животы кобыл,
                           Чёрные паруса воронов.

                          Не просунет когтей лазурь
                         Из пургового кашля-смрада;
                          Облетает под ржанье бурь
                          Черепов златохвойный сад.

                      Слышите ль? Слышите звонкий стук?
                          Это грабли зари по пущам.
                           Вёслами отрубленных рук
                      Вы гребётесь в страну грядущего.

                          Плывите, плывите в высь!
                        Лейте с радуги крик вороний!
                          Скоро белое дерево сронит
                          Головы моей желтый лист.

       Исповедь    содержания,    тончайший    психологизм,    аналитическое
самоуглубление делают цикл «Москва кабацкая»  (1924)  не  только  отражением
одной из самых страшных и  горьких  страниц  жизни  поэта,  но  и  серьёзным
творческим достижением Есенина.
1924 – 1925 годы - наиболее плодотворные в творчестве Есенина. В  это  время
поэт создаёт такие известные  произведения,  как  «Возвращение  на  родину»,
«Русь  советская»,  «Стансы»,  замечательный  поэтический  цикл  «Персидские
мотивы», «зимний цикл» стихотворений  1825  года,  поэмы  «Анна  Снегина»  и
«Черный человек».
         В стихотворениях этого периода  поэт  пытается  преодолеть  идейные
противоречия, обратиться к злободневным  темам  времени,  принять  «коммуной
вздыбленную» Россию.  Он  делает  попытку  создать  произведения,  созвучные
настроениям эпохи («Ленин», «Баллада о  двадцати  шести»),  он  хочет  чётко
определить своё место в жизни:
                        Я не знаю, что будет со мною,
                       Может, в новую жизнь не гожусь,
                         Но и всё же хочу я стальною
                         Видеть бедную, нищую Русь.
          Но   трагический   расклад   оказался   непреодолимым.   Советская
действительность – чужой для поэта мир,  и  даже  родная  деревня  отвергает
его:  поющая  «агитки  Бедного  Демьяна»,  читающая,  «как  Библию,  пузатый
«Капитал», она видит в Есенине лишь угрюмого  пилигрима.  Поэтому  грусть  о
собственной невостребованной жизни, об уходящей в прошлое родине  становится
одной из основных тем  этого  периода  («Русь  уходящая»,  «Неуютная  жидкая
лунность…», «Отговорила роща золотая…» и другие). Особенно ярко  тема  тоски
по патриархальной России рассматривается в стихотворении «Сорокоуст»:
                                      4
                     Черт бы взял тебя, скверный гость!
                       Наша песня с тобой не сживётся.
                    Жаль, что в детстве тебя не пришлось
                        Утопить, как ведро в колодце.
                        Хорошо им стоять и смотреть,
                     Красить рты в жестяных поцелуях, -
                       Только мне, как псаломщику, петь
                        Над родимой страной аллилуйя.
                       Оттого-то в сентябрьскую склень
                        На сухой и холодный суглинок,
                        Головой размозжась о плетень,
                        Облилась кровью ягод рябина.
                           Оттого-то вросла тужиль
                        В переборы тальянки звонкой.
                          И соломой пропахший мужик
                        Захлебнулся лихой самогонкой.
           Есенинский  цикл   «Персидские   мотивы»,   куда   входят   такие
произведения, как «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Руки милой  –  пара  лебедей»  и
другие,  открывает  нам  чувство  любви,  вдохновенное  и  светлое,  которое
составляет в нём основной предмет изображения. Есенина интересуют  различные
оттенки и варианты любовного чувства: ревность, грусть,  любовное  томление,
измена, любовные ласки. Его героини – Шаганэ, Гелия, Лала –  прекрасны,  каи
их удивительная родина Персия,  страна  грёз,  страна  –  сказка,  восточный
шафрановый рай с опаловыми небесами.
           Однако параллельно с Персией в стихотворениях  Есенина  возникает
образ и другой страны – «рязанских раздолий», русских равнин  «под  шуршащим
пологом тумана», «волнистой реки» при луне. Ностальгическая тема  вплетается
в любовную, и любовь к далёкой милой родине оказывается  сильней  блаженства
в раю персидском.
           Творчество Сергея Есенина,  своеобразно  отразившее  существенные
стороны жизни, быта,  национального  уклада  и  национального  духа  России,
является памятником своей эпохи.





смотреть на рефераты похожие на "Тема Родины в творчестве С.А.Есенина "