Литература

А.А.Фет Шепот, робкое дыханье, трели соловья...


    Поэтика  –  это   раздел   теории   литературы,   изучающий   структуру
литературных  произведений   и   систему   эстетических   средств,   в   них
используемых. Общая поэтика  исследует  художественные  средства   и  законы
построения любого произведения,  способы  воплощения  авторского  замысла  в
зависимости от  жанра,  литературного  вида  и  рода.  Описательная  поэтика
выявляет особенности конкретных произведений конкретных  авторов  или  целых
периодов и направлений.
    Историческая  поэтика   изучает   развитие   литературно-художественных
средств (фигуры, рифмы) и  категорий  (художественное  время,  пространство,
ритм). В широком смысле поэтика совпадает с теорией литературы; в узком –  с
исследованием  поэтической  языковой  или  художественной   речи.   Термином
«поэтика» обозначают также систему художественных средств,  характерных  для
поэта, направления, нации, эпохи (например: «Поэтика русского реализма»).
    Итак: «Шепот. Робкое дыханье…»
    Тема этого стихотворения любовная. Об этом говорят такие  строчки:  «…И
лобзанья...».
    Главная мысль выражается в следующем: Герои он и она. Они не  имеют  ни
имен,  ни   возраста.   Читатель   просто   чувствует   их   присутствие   в
стихотворении.
    Любимая пора влюбленных – ночь: «…Свет ночной, ночные тени…»
    Стихотворение начинается с  появления  самих  героев:  «…Шепот,  робкое
дыханье…».
    И не случайно со слова «шепот», ведь ночью нельзя кричать, тем более на
свидании. Отсюда и дыхание – робкое. Это говорит и о  том,  что  герои  все-
таки юны.
    Со второй строчки в ткань произведения «вплетен» и  еще  один  герой  –
соловей. Он не просто созерцает мир и влюбленных, он  еще  и  поет:  «…Трели
соловья…», - дополняя прекрасную картину  любви, царящей «во вселенной».
    Третья и четвертая строка знакомят нас с  ручьем.  Но  у  Фета  это  не
просто географическое понятие, это  еще  и  фон,  и  следующий  герой  этого
стихотворения. У поэта он олицетворен.
    Ручей спит («…сонного…»). И в то же время движется  («…колыхание…»).  И
вода в ручье похожа под лунным светом на  серебро,  поэтому  Фет  использует
метафору: «…Серебро и колыханье сонного ручья…».
    Композиционно стихотворение делится  на  три  части.  И  начало  второй
части: «…Свет ночной, ночные тени…»,  -  это  уже  середина  ночи.  То  есть
вторая часть передает не только глубину ночи, но и  глубину  чувств  героев.
Ночь прекрасна, ничто не мешает влюбленным.
    Чувства героев развиваются от «шепота»  и  «робкого  дыханья»  к  «ряду
волшебных изменений милого лица». Поэт не описывает событий, а  единственной
строчкой смог раскрыть всю гамму чувств, переживаемых героями.
    Третья часть – утро: «…И заря, заря!…»
    Но какое оно у Фета! Читатель переносит свой взгляд на небо. Перед нами
«дымные тучки».  Эпитет  «дымные»  подчеркивает  их  легкость,  невесомость,
чистоту, и это не случайно, ведь в стихотворении речь идет  о  любви.  Автор
использует  цветную символику: «…пурпур  розы,  отблеск  янтаря…».  И  перед
нами возникает картина зари, раннего утра с легкими облаками, окрашенными  в
розовато-желтоватый цвет…



    Влюбленные даже не заметили, как пришла ночь, для них она пролетела как
одно  прекрасное  мгновение,  может  быть  поэтому  в  конце   стихотворения
появляется  слово  –  «…слезы…»  -  говорящее  о  том,  что  наступает   миг
расставания.
    Все стихотворение представляет собой  одно  предложение,  состоящее  из
однородных  членов  –  подлежащих  (между  ними  ставится  запятая).  Оно  и
читается на одном дыхании,  с  перечислительной  интонацией.  Полностью  все
стихотворение – это одно большое назывное предложение.
    Кстати,  назывными  являются  односоставные  предложения,   в   которых
утверждается наличие предметов или явления: «Шепот, робкое дыханье…»
    Назывные предложения в основном очень кратки (лаконичны), но не  всегда
(как мы убедились). Называя предметы, указывая  место  или  время,  назывные
предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия: «..Свет  ночной,
ночные тени, тени без конца…».
    В  назывных  предложениях  подлежащее  может  распространяться   только
определениями: «…Робкое дыханье…».
    Приемы построения стихотворения, используемые  поэтом,  изобразительно-
выразительные средства  направлены  на  то,  чтобы  передать  главную  мысль
произведения: любовь – прекрасное чувство на Земле.
    В следствие  всего  этого  стихотворение  А.  А.  Фета  «Шепот,  робкое
дыханье,  трели   соловья…»   -   это   все   же   прекрасная   картина,   с
посягательствами на законы поэтики



смотреть на рефераты похожие на "А.А.Фет Шепот, робкое дыханье, трели соловья... "