Литература

Ахматова

О
б Анне Ахматовой много писано, да многое уже  и  сказано.  Писали  о  ней  в
разные времена по-разному – восторженно, с насмешкой, с  презреньем,  такими
зазорными словами, что сейчас и сложно  вообразить,  как  такое  возможно  о
женщине и о поэте; писали потом уважительно, потом  как  бы  с  украдкой,  с
опаской, а теперь чаще всего торжественными словами.
      Она родилась в Одессе в  1889  году,  в  семье  флотского  и  военного
инженера. Детство и отрочество ее прошли в  Царском  селе.  Девичья  фамилия
Анны Андреевны – Горенко, а псевдоним Ахматова взят по  фамилии  прабабки  с
материнской стороны.
      Себя  она  несколько  раз  называла   «петербурженкой».   И   конечно,
творчество  ее  и  даже  облик  принадлежит  Петербургу   –   Петрограду   –
Ленинграду. В образе многих поэтов есть какое-то  таинственное  соответствие
духу и строению избранного ими города.
      Вхождение ее в литературу было внезапным и победительным. О раннем  ее
формировании знал, может быть, один ее муж, Николай Гумилев. Анна  Андреевна
писала, как показывала Гумилеву стихи и он посоветовал ей заняться  танцами.
Но вскоре, во время африканского путешествия Гумилева,  готов  был  «Вечер».
Эта первая книга вышла в свет в 1912 году:
             «Так беспомощно грудь холодела,
             Но шаги мои были легки.
             Я на правую руку надела
             Перчатку с левой руки…»
      Вскоре Гумилев писал ей: «Твои строки о «приморской девчонке»  …  мало
того, что нравятся мне, они меня пьянят. Так просто сказано так много,  и  я
совершенно убежден, что из всей послесимволисткой поэзии ты да, пожалуй (по-
своему), Нарбут окажетесь самыми замечательными».
      Как-то  Анна  Андреевна  заметила:  «Слава  пришла  сразу   только   к
Хлебникову и ко мне».
      Блок записал о ней еще до выхода «Вечера», что  стихи  Анны  Ахматовой
«чем дальше, тем лучше».
      А  вскоре  после  выхода  «Вечера»  наблюдательный   Корней   Иванович
Чуковский отметил в ней черту «величавости», той царственности, без  которой
нет ни одних воспоминаний об Анне Андреевне.
      Осип Мандельштам после  второй  ее  книги  «Четки»  (1914)  предсказал
провидчески: «Ее поэзия близится к  тому,  чтобы  стать  одним  из  символов
величия России».
      «Вечер» и «Четки» единодушно были признаны  книгами  любовной  лирики.
Правда, говорилось, что и любовь может быть величавой,  и  вспоминали  Сафо,
Данте и Петрарку. К таким поэтам примеряли Ахматову.
      Ахматовой повезло. У нее были блестящие предшественники.  Но  учителем
она назвала Иннокентия Анненского, необычайного поэта.
             …Кто был предвестием, предзнаменованьем,
             Всех пожалел, во всех вдохнул томленье-
             И задохнулся…-
      Так позже скажет о нем Ахматова в стихотворении «Учитель».
      Ахматова поначалу причисляла себя к акмеизму. Это естественно,  потому
что главой творческого объединения молодых,  названного  ими  «Цех  поэтов»,
был ее муж Николай Гумилев и вращалась она в  кругу  таких  ярких  талантов,
прочно  вошедших  в  историю  отечественной  литературы,  как  С.Городецкий,
О.Мандельштам, В.Нарбут, М.Лозинский.
      Да Ахматова с самого начала не умещалась в рамки какой-либо школы. Она
могла  оттолкнуться  от  символизма,  но  не  от  главной  его  величины   –
Александра Блока. Он и был ее сокровенным учителем. Она и в ту, боевую  пору
акмеизма не могла отказаться  от  Блока.  Во  второй  книге  «Четки»  (1914)
Ахматова поместила известное стихотворение, посвященное встрече с  Блоком  в
декабре 1913 года,- «Я пришла к поэту в гости». Отозвался на эту  встречу  и
Блок стихотворением «Красота страшна, вам скажут…»
      Ахматова возвращает поэзию к «лирическому реализму», к точности слова,
к реальной сущности переживания, к  его  жизненному  подтексту.  Женщина  из
объекта поэзии становится ее субъектом.
      После явления Ахматовой нарастающим потоком в поэзию хлынули  женщины,
теперь их в  нашей  поэзии,  вероятно,  больше,  чем  мужчин.  До  Ахматовой
любовная лирика была надрывной или туманной,  мистической  и  экстатической.
После первых ахматовских  книг  стали  любить  «по-ахматовски».  И  не  одни
только женщины. Есть свидетельство, что  Маяковский  часто  цитировал  стихи
Ахматовой и читал их любимым.
      В военные и революционные годы Ахматова выпустила три книги  –  «Белая
стая» (1917), «Подорожник»  (1921)  и  «Anno  Domini»  (1922).  В  названных
книгах Ахматова в основном остается  автором  любовной  лирики.  Как  сказал
А.Твардовский   о   стихах   Ахматовой,    «они    отличаются    необычайной
сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала».
      К началу 20-х годов в  основных  своих  чертах  сложилась  поэтическая
система  Ахматовой.  Главные   из   них   –   дисциплина   стиха,   ясность,
сдержанность, сжатость.  Эти  признаки,  во  многом  почерпнутые  в  русской
классической традиции, часто мешают увидеть новаторские стороны  ахматовской
поэтики. Проза была стихией, из которой росла Ахматова. Ее стихи можно  было
рассматривать как спрессованные романы.
      В общении Анна Андреевна была необычайно естественна и проста.  Охотно
слушала  стихи.  Охотно  их  читала.  Умела   разговаривать   откровенно   и
задушевно. И особо поражала  несравненным  своим  остроумием.  Это  не  была
простая шутливость или желание позабавить. Это была подлинная  острота  ума,
глубокого, иронического, беспощадного и часто печального.
      Анна Андреевна Ахматова умерла в марте 1966 года.
      Ахматова была не из тех, кто много  пишет.  Даже  полное  собрание  ее
сочинений не будет многотомным. Она не то чтобы писала с трудом,-  наверное,
для нее не существовало технических трудностей стиха.  Но  писание  для  нее
было трудом душевным, почти физическим.
      Свои книги Анна Ахматова  строила  не  по  хронологии,  а  по  единому
композиционному   замыслу.   Они   читаются   как   целостное    поэтическое
произведение.
      «Время  от  ее  вступления  в  литературу  до   наших   дней,-   писал
В.Жирмунский в 1970 году,- превышает число лет, прошедших от смерти  Пушкина
до начала русского символизма. Это целая эпоха, обозначенная в жизни  страны
и всего человечества величайшими историческими сдвигами и  потрясениями  (…)
А между тем связь поэзии Ахматовой с  традициями  прошлого  не  отягчает  ее
творчество ненужным балластом времени; напротив, делает ее  живой  и  нужной
для современного читателя».



                       Список используемой литературы:
     1. Ахматова А. Я - голос ваш… - М.:  Кн.  Палата,1989.-  Вступительная
        статья Давида Самойлова.


смотреть на рефераты похожие на "Ахматова"