Логика

Эвристика


                    СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                             ЧЕЛЯБИНСКИЙ ФИЛИАЛ


                               ДОМАШНЯЯ РАБОТА

|ПО ДИСЦИПЛИНЕ     |«Эвристика»                                               |
|                  |                                                          |
|ЮНИТА             |№ 2                                                       |
|ТЕМА              |Методы эвристической деятельности                         |
|                  |Применение эвристических систем                           |
|ВЫПОЛНИЛ          |Петеримов Александр Николаевич                            |
|ГРУППА            |№ 119 3 Э 107.809 А                                       |



|Регистрационный номер|               |   |Проверил   |                      |
|Дата сдачи           |               |   |                                  |
|Подпись методиста    |               |   |(зачет, незачет)                  |
|                     |               |   |Дата       |                      |


                                             Подпись  _________________

                                 Южноуральск

                                    1998



|СОВЕТЫ                          |НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ                         |
|Понимание постановки задачи                                                 |
|Нужно ясно понять задачу        |Что неизвестно? Что дано? В чем состоит   |
|                                |условие? Возможно ли удовлетворить        |
|                                |условию? Достаточно ли условие для        |
|                                |определения неизвестного? Или чрезмерно?  |
|                                |Или противоречиво?                        |
|                                |Сделайте чертеж. Введите подходящие       |
|                                |обозначения. Разделите условие на части.  |
|                                |Постарайтесь их записать.                 |
|Составление плана решения                                                   |
|Нужно найти связь между данными |Не встречалась ли раньше эта задача, хотя |
|и неизвестными. Если не удастся |бы в несколько другой форме?              |
|сразу обнаружить эту связь,     |Известна ли какая-нибудь родственная      |
|возможно, полезно будет         |задача? Не знаете ли вы теоремы, которая  |
|рассмотреть вспомогательные     |могла бы оказаться полезной?              |
|задачи. В конечном счете,       |Рассмотрите неизвестное! И постарайтесь   |
|необходимо прийти к плану       |вспомнить знакомую задачу с подобным      |
|решения                         |неизвестным.                              |
|                                |Вот задача родственная и уже решённая.    |
|                                |Нельзя ли ею воспользоваться? Нельзя ли   |
|                                |применить её результат? Нельзя ли         |
|                                |использовать метод её решения? Нельзя ли  |
|                                |иначе сформулировать задачу?  Ещё иначе?  |
|                                |Вернитесь к определениям.                 |
|                                |Если не удаётся решить данную задачу,     |
|                                |попытайтесь сначала решить сходную. Нельзя|
|                                |ли придумать более доступную сходную      |
|                                |задачу? Более общую? Более частную?       |
|                                |Аналогичную задачу? Нельзя ли решить часть|
|                                |задачи? Нельзя ли извлечь что-либо        |
|                                |полезное из данных? Нельзя ли изменить    |
|                                |неизвестное, или данные, или, если        |
|                                |необходимо и то, и другое так, чтобы новое|
|                                |неизвестное и новые данные оказались ближе|
|                                |друг к другу? Все ли использованы данные? |
|                                |Все ли условия?                           |
|Осуществление плана                                                         |
|Нужно осуществить план решения  |Вы предприняли правильный шаг? Сумеете это|
|                                |доказать?                                 |



                                 Глоссарий.



Аналогия (греч.  analogia  —  соответствие,  сходство),  сходство  предметов
    (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по  аналогии
    — знание, полученное из рассмотрения какого-либо  объекта,  переносится
    на  менее  изученный,  сходный  по  существенным  свойствам,  качествам
    объект; такие умозаключения — один из источников научных гипотез.

Аргумент - суждение (или совокупность суждений), приводимое в  подтверждение
    истинности другого суждения (концепции, теории).

Аспект (от лат. aspectus — вид), точка  зрения,  с  которой  рассматривается
    какое-либо явление, понятие, перспектива.
Ассоциативно – смысловая ёмкость слова – способность  сочетаться  с  другими
    словами.

Вспомогательная задача – задача, решение которой более доступно и  позволяет
    перейти к решению исходной задачи.

Идентификация  -   признание   тождественности,   отождествление   объектов,
    опознание.

Импликация (от лат. implico —  тесно  связываю)  (материальная  импликация),
    приблизительный  логический  эквивалент   оборота   «если...,   то...»;
    операция, формализующая логические свойства этого оборота.

Индукция(от лат. inductio — наведение), умозаключение от фактов к  некоторой
    гипотезе  (общему  утверждению).  Различают  полную   индукцию,   когда
    обобщение относится к  конечно-обозримой  области  фактов,  и  неполную
    индукцию, когда оно относится  к  бесконечно-  или  конечно-необозримой
    области фактов (Дедукция).

Комбинация - Совокупность объединенных единым замыслом приемов,  действий  и
    т. п.

Компиляция (от лат. compilatio, букв. — ограбление),  составление  сочинений
    на основе  чужих  исследований  или  чужих  произведений  (литературная
    компиляция)   без   самостоятельной   обработки   источников;   работа,
    составленная таким методом.

Корреляция  -   взаимообусловленность,   связь,   определенная   зависимость
    языковых элементов.

Метафора – перенесение  свойств  одного  предмета  на  другой  на  основании
    общности признаков сопоставляемых членов.

Номинация - наименование как процесс  соотнесения  языковых  единиц  (прежде
    всего  слов)  с  обозначаемыми   объектами   (предметами,   признаками,
    событиями и т. п.).

Обобщение - переход на более  высокую  ступень  абстракции  путем  выявления
    общих признаков  (свойств,  отношений,  тенденций  развития  и  т.  п.)
    предметов рассматриваемой области;  влечет  за  собой  появление  новых
    научных понятий, законов, теорий.

Опровержение  -  обоснование  ложности  какого-либо   утверждения   (мнения,
    суждения) или совокупности утверждений  (теории).  Опровержением  может
    служить  указание  на  факт,  не  совместимый  с  истинностью   данного
    утверждения (напр., опровержение теории «решающим экспериментом»  и  т.
    п.), или же рассуждение,  устанавливающее  логическую  противоречивость
    утверждения или его логическую несовместимость с  какой-либо  заведомой
    истиной.  С  логической  точки  зрения   опровержение   суждения   есть
    доказательство истинности его отрицания.

Противоречие — наличие (в рассуждении, тексте,  теории)  двух  высказываний,
    из которых одно  —  отрицание  другого;  доказуемость  конъюнкции  этих
    высказываний  или  их  эквивалентности;  в  более  широком   смысле   —
    утверждение  о  тождестве  заведомо  различных  объектов.  Противоречие
    указывает либо на логическую порочность приводящего к нему рассуждения,
    либо на несовместимость посылок, положенных в основу этого рассуждения,
    — этим обстоятельством часто  пользуются  в  опровержениях  посредством
    приведения к противоречию и в косвенных доказательствах.

Редукция - упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому,
    понимаемому, более доступному для анализа или решения; уменьшение,
    ослабление чего-либо.

Синектика  –  система  методов   интенсивной   психологической   активизации
    процессов нахождения решения проблемы.

Системный анализ - совокупность методологических средств,  используемых  для
    подготовки и обоснования решений по  сложным  проблемам  политического,
    военного,  социального,   экономического,   научного   и   технического
    характера. Опирается на системный подход, а также на ряд математических
    дисциплин  и  современных  методов  управления.  Основная  процедура  —
    построение  обобщенной  модели,   отображающей   взаимосвязи   реальной
    ситуации; техническая основа системного анализа — вычислительные машины
    и информационные системы. С 1950-х гг. применяется в  экономике,  сфере
    управления,  при  решении  проблем  освоения  космоса  и   др.   Термин
    «системный анализ» иногда употребляется как синоним системного подхода.
Случайный  процесс  –  изменения  во  времени  состояния  или  характеристик
    некоторой  системы  под  влиянием  случайных  факторов  при  сохранении
    возможности определения вероятного состояния исходной системы.

Тождество, - отношение между объектами (предметами  реальности,  восприятия,
    мысли), рассматриваемыми  как  «одно  и  то  же»;  «предельный»  случай
    отношения равенства.

Эвристическая редукция – сведение исходной задачи к вспомогательной  или  их
    системе.



                                 25.04.1999

                           -----------------------
                Языковые афоризмы как эвристические правила.

Эвристические качества языковых афоризмов

                      Предписывающий характер действий

              Совет по организации интеллектуального поведения

               Побудительный характер к мыслительному действию

                                  афоризмы

Пословицы

Поговорки

Крылатые выражения

   Система пословиц, показывающая основные правила и этапы решения задачи

 «Кто плохо понимает, тот плохо отвечает» – обдумай цель раньше, чем начать

«С началом считается глупец, о конце думает мудрец» – если не понята
конечная цель, то легко в решении задачи сбиться с пути.

«Где есть желание, найдется путь» – для успешного решения задачи, нужно
желание

«Усердие – мать удачи» — один из главных факторов успешного решения задачи
– настойчивость в поисках хорошей идеи

«Устанавливай паруса по ветру» – более мудрый и опытный человек всегда
заметит и использует благоприятные возможности. Нужно учиться быть
внимательным.

«Мудрый превратит случай в удачу» – тот, кто не думает снова, не может
думать правильно. Вторые мысли самые лучшие.


                            Правила предпочтения


                Более легкое предпочтительнее более трудному

               Более знакомое предпочтительнее менее знакомому

   Объект, имеющий больше точек соприкосновения с рассматриваемой задачей,
            предпочтительнее объекта имеющего меньше таких точек

                     Целое предпочтительнее части целого

         Главные компоненты, предпочтительнее прочим частям задачи.

           Более близкая информация предпочтительнее более далекой

 Ранее решенные задачи с тем же неизвестным, что и в рассматриваемой задаче,
               предпочтительнее прочим ранее решенным задачам.

  Ранее решенные задачи с родственным неизвестным, что и в рассматриваемой
           задачи, предпочтительнее прочим ранее решеным задачам.

                                    выбор

Саморегулирование мышления

                   Элементарная эвристическая деятельность

Этапы

Первый этап – становление цели достижения осознанного понимания словесной
формулировки задачи

Второй этап – установление и выявление информационных связей различных
объектов задачи и развить выявленную на первом этапе связь с внешней
информацией, рассмотреть точки соприкосновения с ранее приобретённым
опытом.

Третий этап – осуществление плана решения задачи.

Четвертый этап – изучение полученного решения

   Проведение элементарной эвристической деятельности (как решать задачу)

                                  Редукция

                           Вспомогательная задача

                            Эквивалентные задачи

                           Двухсторонняя редукция

                           Односторонняя редукция

Полезность определяется приближением к решению исходной задачи

                            Характер приближения

Может использоваться метод решения вспомогательной задачи, его идея

Может использоваться результат вспомогательной задачи в решении основной

Может оказать стимулирующее внимание на поиск решения основной задачи, т.
е. сделать исходную задачу более понятной и доступной

                      Косвенная вспомогательная задача

                          Вспомогательные элементы

Эквивалентная переформулировка


                      Составление плана решения задачи


                     Нахождение эвристической стратегии

                       План решения задачи как анализ.

                       План решения задачи как синтез

изучение причинно-следственной связи

    Эвристическая стратегия двух направлений (объединяющая идеи прямого и
                           обратного продвижения)

                 Программа действий и метода решения задачи

               Индукция как умозаключение и метод исследования

Фр. Бэкон. Опыт и эксперимент – индуктивная процедура знания

 - эмпирические наблюдения
 - тщательный сбор фактов
 - эмпирическое изучение проблемы
 - введение экспериментальных методов
 - корреляция фактов
 - разработка решающих экспериментов

Добавления к классическим правилам и операциям

                                Виды индукции

                                   Полная

                                  Неполная

Не вооружая нас знанием о новых предметах, которые нам неизвестны, она
раскрывает рассматриваемые предметы в некотором новом отношении

Расширение знания об объекте, повышение объёма информации по сравнению с
исходными посылками.

Популярная индукция (неполная индукция ч/з простое перечисление)

Угроза ошибки поспешного обобщения.

                         Схема творческого мышления

                             Осознание проблемы

                             Выработка гипотезы

                              Проверка решения

                           Схема научного познания

                    Опытное установление отдельных фактов

                    Переход к их первичной систематизации

         Установление всеобщей связи между найденными ранее частями


                       Эвристические функции индукции


                          Исследование высказываний

Истина

Ложь

                            Вероятностная логика

                     Форма изложения учебного материала

От изложения частных положений и фактов к общим заключениям

                                 Наблюдение

                             Индуктивные выводы

Этапы индукции

Наблюдение некоторого сходства

обобщение

Подкрепляющие эксперименты

Индуктивный подход в исследовании

Эвристическая сущность индукции должна всегда держать исследователя в
рамках понимания нового знания и готовности :

— на любом этапе пересмотреть любое выдвинутое ранее утверждение

— изменить представление принципиально или очертить круг его применимости

— выдвинуть достаточное основание для изменения и не изменять утверждение
произвольно

                       Эвристические функции аналогии

Умозаключения по аналогии, применяются во всех научных исследованиях

Аналогия причин и действий

                 Изучает и объясняет связи причин и действий

Основные условия при оценке степени правдоподобия умозаключения по аналогии

- чем больше известно общих свойств у сравниваемых объектов, тем выше
степень вероятности вывода по аналогии

- чем существеннее найденные общие свойства у сравниваемых объектов, тем
выше и степень правдоподобия

- если объект, в отношении которого мы делаем умозаключение по аналогии,
обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, о
существовании которого мы умозаключаем, то общее сходство не имеет никакого
значения

Уточняются следующими положениями

- общие свойства должны быть любыми свойствами сравниваемых предметов

- свойство, обнаруженное в модели, должно быть того же типа, что и общие
свойства.

- общие свойства должны быть возможно более специфичными для сравниваемых
предметов

- полученное свойство, наоборот, должно быть наименее специфичным

Решение изобретательских задач

                            Инверсионная аналогия

В методиках поиска гипотез решения и активизации мыслительной деятельности

                               Прямая аналогия

Объект в сравнении с аналогичным объектом

                          Личная аналогия (эмпатия)

Возможность отожествления исследователя с объектом

                           Символическая аналогия

аналогия обобщения, когда нужно кратко сформулировать фразу, отражающую
суть явления

                           Фантастическая аналогия

Введение в задачу фантастических средств и персонажей, направлен-
ных на выполнение задачи.

                      Эвристические свойства обобщений

                                Как гипотеза

Эксперименты с различными величинами

Обобщенная функция

Поиск и абстрагирование общих признаков для каждого представителя множества

                        Отбор существенных признаков

Многие достижения в науке и технике – результат обобщения

Более общая задача имеет больше шансов быть решенной, т.к. применимы мощные
общие методы.

Обобщение – эвристический прием в основе понятий

мысленного объединения общих свойств предметов и явлений действительности

Представления

Представления воспроизводящие данный объект в одно определенное памятное
нам мгновение.

Простое воспроизведение образа, полученного в восприятии

Представления воспроизводящие образ данного объекта вообще, т.е. общее
воспоминание о нем.

Результат обобщения многих отдельных восприятии, извлечение из них

Типичный образ

                                   понятие




смотреть на рефераты похожие на "Эвристика"