Логика

Определение логических понятий


                                 Содержание

1.           Основные           операции           над            понятиями.
   Страница    1
Характеристика    понятия  и  операций  над  понятиями

Обобщение  и  ограничение  понятия.
Страница    1

Операция  определения    понятия.
 Страница   2

Операция  деления    понятия.
     Страница   4

Отношения  между  понятиями
Страница   6

Общие  правила  категорического  силлогизма
Страница   8

Правила    посылок
              Страница   10



                            Список    литературы



                       1.Основные операции с понятиями



               Характеристика понятия и операций над понятиями


    Понятие - форма мышления, отражающая предметы в их  общих  существенных
признаках.
    Чтобы осмысленно оперировать понятиями,  правильно  их  использовать  в
решении теоретических и практических задач  необходимо  уметь  выявлять  две
основные логические характеристики: объем и содержание понятия.
    Объем понятия - это совокупность (класс) предметов, которые мыслятся  в
данном понятии.
    Содержание - совокупность признаков предмета  (предметов),  мыслимых  в
данном понятии.
    Операции над понятиями -  это  такие  логические  действия,  вследствие
которых создаются новые понятия


                       Обобщение и ограничение понятия


    Обобщить понятие - значит перейти от понятия с меньшим  объемом,  но  с
большим содержанием к понятию с большим объемом, но с  меньшим  содержанием.
Например, обобщая  понятие  "Студенты,  изучающие  логику"  мы  переходим  к
понятию " Студенты".
    Объем нового (общего)  понятия  шире  исходного  (единичного)  понятия,
первое относится ко второму как индивид к  виду.  Вместе  с  тем  содержание
понятия, образованного  в  результате  обобщения  уменьшилось,  так  как  мы
исключили его индивидуальные признаки. Для  образования  какого-либо  нового
понятия путем обобщения нужно уменьшить содержание исходного  понятия,  т.е.
исключить его видовые (индивидуальные) признаки.
     Обобщение понятий не может быть безгранично. Наиболее общими  являются
понятия с предельно широкими  объемами  -  категории,  например,  "материя",
"свойство", "движение" "любовь" и так далее.
    Ограничение  понятий  представляет  собой   операцию,   противоположную
операции обобщения. Ограничить  понятие  -   значит  перейти  от  понятия  с
большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию меньшим  объемом,  но  с
большим содержанием.
    Иначе говоря, чтобы ограничить понятие, нужно перейти от рода  к  виду:
увеличить его содержание путем прибавления видовых признаков.  По   аналогии
с  предыдущим  примером  «Студенты—заочники».Например,  ограничивая  понятие
"студент", мы переходим к понятию "заочник", которое в  свою  очередь  можем
ограничить,  образовав  понятие   "   заочник   института   ВСК".   Пределом
ограничения  понятия  является  единичное  понятие,  например,   "   заочник
института  ВСК  Шнейдер  Борис  Владимирович".Обобщение  и  ограничение   не
следует смешивать с мысленным переходом  от  части  к  целому  и  выделением
части из целого, как, например час из суток.


                        Операция определения понятия


    Часто возникает  необходимость  раскрыть  содержание  понятия,  которое
употребляется в рассуждении. Так, чтобы правильно изучать
логику  нужно  знать  содержание  понятия  "  Понятие  "  (Понятие  -  форма
мышления, отражающая предметы в их общих существенных признаках).
    Логическая операция, раскрывающая содержание понятия путем перечисления
входящих в него признаков называется определением  понятия  или  дефиницией.
Как известно содержание понятия - это  совокупность  существенных  признаков
предмета
    Как дать определение (построить дефиницию)? Определение  состоит  в  их
последовательном перечислении.
    Указание  главной  части  содержания  понятия  имеет   вид   подведения
определяемого  под  ближайшее  родовое  понятие.  Указание  побочной   части
фиксирует  те  особенные   (видообразующие)   признаки,   которые   отличают
определяемое от всех, с которыми оно соподчинено родовому  понятию.  Поэтому
стандартная процедура определения называется  определением  через  ближайший
род и  видообразующие  признаки.  Такое  построение  дефиниции  не  является
единственно возможным, но оно встречается  чаще  всего.  Также  используется
генетическое определение понятия.

    Пример

    студент -  лицо, прослушивающее  курс  лекций.
    преподаватель - лицо, которое читает  лекции.

    Из приведенных определений ясно, например, что понятия “ студент ” и  “
преподаватель ” находятся  в  отношении  несовместимости:  ведь  человек  не
может одновременно  быть  и  тем,  и  другим  постольку,  поскольку  ему  бы
пришлось обладать взаимоисключающими признаками  (самому   себе   читать   и
слушать лекции). Конечно, в разные моменты времени, в  разных  ситуациях  он
может быть студентом  и  преподавателем
    Построение дефиниции должно подчиняться ряду правил.

    1) Определение должно быть соразмерным.
    Иначе говоря, следует перечислять только  общие  существенные  признаки
предметов, мыслимых в определяемом. В  противном  случае  определение  будет
несоразмерным, что является логической ошибкой.

    2) Определение должно быть четким и ясным.
    В определениях не должно содержаться  метафор,  сравнений,  неизвестных
понятий. Все это  чревато  непониманием  или  нарушением  закона  тождества,
поэтому в  научно-философском,  юридическом  языке  или  в  деловом  общении
недопустимо. Например, "Логика  это  круто"  или  "Преподаватель  -  кладезь
знаний".
    Приведенные суждения будят воображение, они  уместны  в  художественной
литературе, но в качестве строгих дефиниций недопустимы.

    3) В определении не должно содержаться круга.
    Это правило является частным случаем  предыдущего:  оно  предостерегает
против  определение  неизвестного   понятия   через   однородное   ему   или
производное  от  него,  которое,  естественно,  тоже  не   может   считаться
известным. Пример "Логика—закон о  логических  принципах".
    Но тот, кто не знает значения понятия “ Логика  ”,  вряд  ли  знаком  с
определением “логических”. Поэтому правильная  дефиниция  должна  раскрывать
содержание  искомого  понятия,  данное  в   независимых   от   определяемого
сравнительно простых терминах.

    4) Определение по возможности не должно быть отрицательным.
    То есть в определении понятия следует фиксировать наличие  существенных
признаков мыслимых в нем предметов, а не их отсутствие. В  противном  случае
определение неинформативно. Например, суждение: “Реферат – не   диссертация”
хотя  и  справедливо,  однако  практически  ничего  не  говорит  о  реальном
реферате.
    Однако в некоторых случаях  существенной  может  быть  фиксация  именно
отсутствия  признака,  например:  ”Отчисленный   -   человек,   не   сдавший
академическую  задолженность”.
    Значение определения понятия  играет  важную  роль  в  теоретической  и
практической деятельности. Выражая в сжатом  виде  знания  о  предмете,  оно
является существенным моментом в познании действительности.
    Существуют    операции,    заменяющие    определение    (описание    и
характеристика)

    Описание  состоит  в  том,  чтобы  полно  и  точно   указать   адресату
интересующие его признаки предмета, создать его наглядный образ.
    Описание выходит за круг  чисто  логических  операций,  оно  апеллирует
скорее  к  чувственному  восприятию  конкретного   предмета.   Описание   не
объективно, оно  имеет  субъективную  направленность,  то  есть  строится  с
учетом  того,  что  нужно  конкретному  потребителю  информации  (тогда  как
определение стремится к  объективности,  независимости  от  учета  интересов
того или иного субъекта).
    Характеристика - операция,  заменяющая  определение  тогда,  когда  оно
невозможно  или  не   требуется.   Характеристика   состоит   в   том,   что
перечисляются  отличительные  признаки  или  параметры   предмета,   имеющие
значение для адресата. Характеристика, в отличие от описания, не  направлена
на  создание  наглядного  образа  мыслимого   предмета.   Она   может   быть
использована тогда, когда этот образ вообще не существует.
    Сейчас мы предложим вам не традиционное определение рекламы,  а  скорее
перечень  ее  важнейших  черт,  пишут  известные  специалисты   по   рекламе
Ч.Сэндидж, В.Фрайбургер и К.Ротцолл.
Она не претендует на беспристрастность.
Она обращается со  своими  специфическими  призывами  в  рамках  оплаченного
места или времени и  при  этом  четко  указывает  личность  заинтересованной
стороны.
Она многофункциональна. Она  может  (и  не  перестает)  стимулировать  трату
денег или их  накопление,  цели  высокие  или  низкие,  что-то  платное  или
бесплатное и т.д., и т.п.  от  имени  самых  разных  источников,  для  самых
разных аудиторий и по самым разным причинам.
    4.Это   феномен,   способный    принести    потрясающий    успех    или
катастрофический  провал  и  часто   действующий   в   обстановке   конечной
неопределенности.
    Характеристика,  как  и  описание  часто   используются   в   рекламных
объявлениях. Какой из этих приемов выбрать - зависит  от  адресата  рекламы.
Если  вы  хотите  воздействовать,  например,  на   детей   -   потенциальных
покупателей “марсов” и “сникерсов”, то целесообразно  использовать  описание
(“... и толстый, толстый слой шоколада!”). Если же вы  ставите  своей  целью
убедить органы власти выдать лицензию  на  продажу  этих  же  сладостей,  то
следует дать их  характеристику  (перечень  ингредиентов,  срок  годности  и
т.п.).



                          Операция деления понятия


    При изучении какого либо понятия встает задача раскрыть его  объем,  то
есть распределить предметы, которые мыслятся в понятии на отдельные  группы.
Так,  чтобы  лучше  понять  что  такое  "сделка"  (действие  гражданина  или
организации,  направленное  на  установление,  изменение   или   прекращение
гражданских  прав  и  обязанностей).  Следует  разделить  сделки  на   виды:
многосторонние, двусторонние и односторонние.
    Логическая  операция,  раскрывающая  объем   родового   понятия   путем
перечисления соответствующих ему видовых понятий называется Делением.
    Термин  "деление  понятия"  описывает  два  взаимосвязанных   процесса:
мысленное деление объема родового понятия на подклассы, а также  соотнесение
родового и вводимых для описания образовавшихся подклассов видовых понятий.
    Логическая операция, состоящая в ряде последовательных  актов  деления,
называется классификацией.
    Деление и классификация - по сути  однородные  операции,  различающиеся
лишь количественно (числом актов деления). Но если в случае деления  понятия
акцент обычно делается на одном из параллельных процессов - на  установлении
соотношения "родовое понятие - видовые понятия", то в  случае  классификации
- на втором, а именно на подразделении исходного класса на все более  мелкие
подклассы  (объемы  видов  и  “видов  видов”...).  Поэтому  обычно   говорят
"деление понятия",  но  “классификация  предметов”  (например,  бабочек  или
законов).
    В структуре логического деления есть  три  элемента:  делимое  (родовое
понятие), члены деления (видовые понятия), основание деления.
    Основание деления - признак (или совокупность признаков),  по  которому
проводится деление.
    В зависимости от характера  основания  логическое  деление  делится  на
виды: дихотомическое и деление по видоизменению признака.
    Деление понятия (классификация) должно подчиняться ряду правил.
    1) Деление должно быть соразмерным.
    Иначе говоря, объединение объемов членов деления  должно  давать  объем
делимого  понятия.  Нарушение  данного  правила  -   несоразмерное   деление
(некоторые члены не указываются).
    Если нет возможности или необходимости перечислять все  члены  деления,
то процедура корректно "закрывается" выражениями  типа  “и  так  далее”,  “и
тому подобное” и им подобным, а также троеточием.
    2) Деление должно проводиться по одному основанию.
    Нарушение этого правила будет состоять в том, что процесс деления ведут
по  одному  основанию,  а  продолжают,/заканчивают  по  другому,   Например:
студенты  делятся  по  успеваемости   на  успевающих  и   неуспевающих.   По
национальному признаку - русские,  евреи,  узбеки.  Но  нельзя  смешивать  и
делить на успевающих,  неуспевающих и  узбеков (хотя  связь  может  быть)

     3) Члены деления должны исключать друг друга.
    Иначе  говоря,  в  результате  деления  должно  получить  несовместимые
(точнее, соподчиненные) понятия. Причиной  нарушения  этого  правила  бывает
нарушение предыдущего.
    4) В ходе классификации деление должно быть непрерывным.
    Это значит, что в процессе деления исходного родового  понятия  следует
переходить к его ближайшим видовым, не пропуская (“не перескакивая”)  их.  В
противном случае возникает ошибка - “скачок в делении”. Типичный ее  пример:
"Живые существа делятся на  растения,  млекопитающих  животных  и  студентов
заочников "

    При операциях над классами  понятий  используются  такие  операции  как
сложение, умножение и деление.

    Сложение (объединение)-  состоит  в  объединении  двух  или  нескольких
классов в один класс, состоящий из элементов  слагаемых  классов.  Например,
объединяя класс "пришедших  на  занятие   студентов" - (А) и  "не  пришедших
на  занятие студентов " - (не-А) получим класс "студентов"  (В),  включающее
и "пришедших  на  занятие студентов  "  и  "  не    пришедших   на   занятие
студентов ".
Умножение (пересечение) - состоит в отыскивании  элементов  общим  для  двух
или нескольких классов (множеств). Так,  в  результате  умножения  множеств,
находящихся в понятиях «студент» (В) и "интеллектуал"  (А),  получаем  новое
множество «студентов-интеллектуалов» (С).
    Отрицание (дополнение к классу) -  дополнение  к  классу  А  называется
класс НЕ-И, который при сложении с А  образует  универсальную  область.  Так
исключая множество заочников из универсального  класса  студентов,  образуем
дополнение: множество студентов - «не  заочников»  (студентов   дневного   и
вечернего  отделения)



                        Отношения   между  понятиями


    Отношения между понятиями  определяются  в  зависимости  от  объемов  и
изображаются в виде круговых схем (кругов Эйлера).
    Если объемы двух  понятий  имеют  общие  элементы,  понятия  называются
совместимыми. В противном случае они несовместимы.  К  совместимым  понятиям
относятся тождественные  (их  объемы  полностью  совпадают,  см.  рис.  1а),
подчиненные (объем одного  из  них  -  видового  -  является  частью  объема
другого - родового, рис. 1б), пересекающиеся (объемы этих понятий  совпадают
лишь частично, рис. 1в).

                                   Рис.1.
    Следовательно, графически это будет выглядеть так:

    Все  студенты,  сдавшие  реферат  получают   зачёт.

    D-множество  студентов  сдавших  реферат
    F- множество  студентов   получивших  зачёт
    G- множество  студентов   списавших  реферат  из  интернета



Н -- обучающиеся
G – студенты  дневного  отделения
Е -- студенты  вечернего  отделения



    Здесь изображен типичный пример совместимых  подчиненных  понятий,  где
объем понятия, видового (G)  и  (Е)  -  является  частью  объема  другого  -
родового (Н). А между собой эти понятия (G и Е) являются соподчиненными



    К несовместимым понятиям (обозначены K  и  L)  относятся  соподчиненные
родовому понятию M (рис.  а),  противоположные  (рис.  б)  и  находящиеся  в
отношении противоречия, противоречивые (рис. в).

    Понятия  “абсолютно  честный”  (P)  и  “абсолютно  нечестный”   (Q)   -
противоположности  (в  спектре  соподчиненных  понятию  “человек”  (M)   они
занимают крайние позиции). Т. е. остается некоторое  множество,  к  которому
относится  категория  “не  -  абсолютно  честный”  или   “не   -   абсолютно
нечестный”.
    Теперь    хотелось    бы     остановиться     на     общих     правилах
категорического  силлогизма  и  проиллюстрировать  их   примерами.

    1-е     правило о  3-х  терминах

    сдача  реферата(М)—условие  получения  зачёта(P)
    студент (S) сдаёт   реферат(М)
    ------------------------------------------------------------------------
-
    студент (S)   получает  зачёт (P)

      То  понятие,  которое  обще  для  обоих  посылок,  называется  средним
термином, обозначается М. В данном примере это “сдача реферата”
      Кроме среднего термина в большей посылке присутствует  больший  термин
(Р = ”получение зачёта” ), а в меньшей - меньший  термин  (S  =  ”студент”).
Стандартными элементами посылок  и  заключения  является  также  кванторы  и
связки.
      Логическая форма силлогизма в нашем случае имеет вид:

                                     М(S

                                     M(P

                                     S(P

      Виды силлогизма, различающиеся положением среднего термина в посылках,
называются его фигурами.
      Известно четыре фигуры простого категорического силлогизма.
               I                II          III             IV

              M(P              P(M         M(P             P(M
              S(M              S(M         M(S             M(S
              S(P              S(P         S(P             S(P

      По характеристике кванторов и связок - обе посылки общеутвердительные.
Виды фигур силлогизма, различающиеся по качеству - количеству своих  посылок
и заключений, называются модусами.
      В третьей фигуре есть модус, у  которого  посылки  такого  качества  -
количества ААI.
      Правильность решения можно проверить с помощью круговых  схем  (кругов
Эйлера).



    сдача  реферата(М)—условие  получения  зачёта(P)
    студент (S)  знает  предмет (М1)   (М)
    ------------------------------------------------------------------------
-
    студент (S)   получает  зачёт (P)
      это  пример ошибки учетверения  терминов



      2-е  правило—средний  термин  должен  быть  распределён  хотя   бы   в
одной  из  посылок

      например
      некоторые  студенты(М-)—списавшие  реферат  люди(Р)
      все  мои  друзья (S)  --студенты(М)
      -----------------------------------------------------------
      все  кто  списал  реферат—мои  друзья

      это   ложный   вывод

      в      круговых   схемах;



      Cсуществуют   также  правила  посылок

      1-одна  из   посылок   должна  быть    утвердительным  суждением

      пример
      студенты (М) не  изучают  логику(Р)
      моя  жена (S) не  студент(М)
      -----------------------------------------------
      моя  жена (S)не  изучает  логику(P)

      это   ложный   вывод
      в      круговых   схемах;



      2-е  правило  посылок-если  одна  посылка  отрицательное  суждение  то
 и  заключение  должно  быть  отрицательным

      пример
      студент  ,списавший  реферат (М)  не  получает  зачёт(Р)
      студент  Шнейдер (S)  списал   реферат(М)
      студент  Шнейдер  (S)    не  получает  зачёт(Р)

      в      круговых   схемах;



      3-е  правило   хотя  бы  одна  изпосылок  должна  быть  общим
      суждением

      некоторые  студенты  (S)  дают  взятки(М)
      иногда  взятки (М)   бывают  в  валюте (Р)

      в      круговых   схемах;



      - 12 -

4-е  правило—если  одна  из  посылок---частное  суждение,то и   заключение
должно  быть  частным.



Все  мои  умозаключения  (P+)суть  правильны(М+)

Некоторые решения  правительства (S-) -правильны М-)
Некоторые решения  правительства  совпадают  с  моими  умозаключениями (P+)

-----------------------
[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

S2

S1

P

M

S3

Р

S

М

P



М

S

правительства (S-) совпадают  с  мои



S?††††?†††


         P               M




смотреть на рефераты похожие на "Определение логических понятий "