Архитектура

Павловский парк

                             В Павловском парке.
Неповторимо прекрасны его пейзажи, раскрывающие богатство русской природы,
многообразны архитектурные сооружения. И если “Самсон, разрывающей пасть
льва”, стал эмблемой Петергофа, а образ юного поэта, сидящего в
мечтательной задумчивости на стариной скамье, напоминает о городе Пушкине-
некогда   Царском селе, то изображение статуи Аполлона на фоне
полуразрушенной колоннады уже давно сделалось символом Павловска – одно из
лучших памятников русского садово-паркового искусства конца
18 века .  Непреходящая ценность Павловского  парка – в многогранности его
художественного облика , в совершенстве архитектурных форм
и в том единстве , в котором предстаёт здесь природа и искусство.
Редко где можно увидеть пейзажи столь разные по настроению
и эмоциональной окраске.  Светлая долина реки Славянки
с её лиризмом и мягкой задушевностью ,  празднично яркие
и парадные Большие круги. . . Суровый сумрак  узких
“готических” аллей Новой Сильвии ,  ширь и размах Белой
берёзы.  Один из лучших образцов пейзажных парков ,
Павловск  отражает и черты регулярных садов с обязательной
подстрижкой деревьев и строгой симметрией планировки.
Здесь можно увидеть также каменные террасы  , каскады и
лестницы ,  характерные для итальянских садов. Не случайно
говорят , что Павловский парк – своеобразная энциклопедия
садово-паркового искусства.
Он раскинулся на площади в 600 гектаров . Если все его
дорожки составить в одну  , то по ней можно дойти до Москвы. Постепенно ,
на протяжении пятидесяти лет складывался Павловский дворцово-парковый
ансамбль. Один за другим создавались его районы : долина реки Славянки ,
Большая звезда , Большие круги и т.д.  Возводились павильоны ,  то лёгкие и
изящные , то строгие и монументальные.  Одни похожие на античные храмы ,
другие напоминавшие сельские хижины. Сооружались  мосты , создавались
каскады , декоративные руины .
Зелёные “апартаменты”  парка украшались беломраморной и  бронзовой
скульптурой .
Надо посмотреть на план парка : каждый район имеет свою особенность и в
рисунке сети
дорожек , и в размерах и очертаниях  водоёмов , и в  принципе  размещения
архитектурных сооружений. Но  вместе с тем  отдельные участки  парка
художественно
связанны  и  образуют единый законченный ансамбль .
В создании его принимали участие архитекторы Ч. Камерон , В. Бренна , А.Н.
Воронихин,
К.И. Росси , Тома де Томас , скульпторы И.П.  Матрос  , М. И. Козловский ,
В.И. Демут-Малиновский ,  живописцы Д.Скотти,  П. Гонзаго и другие
замечательные художники.  Словно передавая друг другу  эстафету прекрасного
,  они превратили огромный вековой  лес в произведение искусства.
История земель , на которых на которых расположен Павловск , уходят в глубь
времён.
Речка Славянка , сейчас тихо журчащая под старым под старыми деревьями , а
некогда полноводная и широкая , могла бы рассказать о новгородцах  , о
торговых судах , устремлявшихся по ней “из варяг в греки”  ,  о боях , что
приходилось вести новгородцам
со шведами  и рыцарями Тевтонского ордена за земли  Ижорского края . Эти
земли захваченные шведами в 18 веке ,  были освобождены во время Северной
войны. Шведский
Генерал Крониорт так стремительно отступал под натиском русских войск , что
не сумел воспользоваться оборонительными сооружениями , которые находились
на месте еще возведенных новгородцами  в  13  столетии деревянных и
земляных  укреплений –
“Городка на реке Славянке”.   В последствии здесь была построена маленькая
крепость
Бип.  Шли годы . Росла , ширилась новая русская столица- Петербург. Вокруг
неё возникали дворянские усадьбы , создавались царские резиденции с
дворцами, парками и разными затеями. Забили большие сверкающие струи
фонтанов Петергофа.

                                      1

В Царском селе появился  вызывавший восхищение современников  Большой
дворец.
А там , где суждено было возникнуть Павловску , все еще стоял глухой лес.
Затерянный среди  леса и болот  ,  неподалёку от реки Славянки  ютились две
небольшие деревушки – Линна  и  Рысь-Кабачёк . Тишина. Изредка нарушит её
семейство лосей ,
пришедших к реке на водопой . И опять безмолвие .  Но с 60-х годов 18 века
эти места всё чаще оглашаются звуками охотничьих рожков , лаем и
нетерпеливым повизгиваньем гончих.  Шумной кавалькадой приезжают сюда
придворные во главе Екатерины второй ,
любившей развлечься охотой. Вскоре в лесу появляется два охотничьих домика
–“крик” и “крак” . “Крик” и теперь помнят многие . В лесной чаще Старой
Сильвии стояла эта первая постройка Павловска – лесная избушка , сложенная
из больших дубовых брёвен.
Домик был уничтожен во время гитлеровской оккупации.
В 1777 году Екатерина вторая подарила этот лес вместе с крестьянами
окрестных деревень Павлу , тогда наследнику престола . Подарок был
приурочен к рождению первого сына Павла – Александра . И с ранней весны
следующего года здесь уже слышится звон пил , шум и скрип падающих
деревьев. Крестьяне в лаптях в длинных рубахах , с лопатами и топорами
такими их видим на картинах 18 века – отбывая ежедневную барщину ,
расчищают лес , прорубают просеки , прокладывают дороги.
Через некоторое время на высоком берегу Славянки выросли два деревянных
загородных дома:Пауллюст – Павлова утеха и Мариенталь – долина Марии.
Возле Пауллюста был разбит первый сад с беседками и мостками.
Наконец появились и сами владельцы загородной усадьбы.
По дорожкам сада часто прогуливались жена Павла – Мария
Федоровна в сопровождении фрейлин. Слышались смех ,
возгласы, лай комнатных собачек . А кругом  шум потревоженного
леса . Разреженный , расчищенный от зарослей , переплетённый
лентами дорожек – он постепенно отступал . Но скромные
постройки не удовлетворяли  владельцев усадьбы. С согласия
Екатерины второй в Павловске, так называлась резиденция
наследника , был приглашен её придворный архитектор Чарльз
Камерон. Учебный –археолог , знаток античности , шотландец
Камерон создал в России замечательные творения , которыми
вошёл в историю русской архитектуры. С наибольшей полнотой
раскрылся талант этого большого и тонкого художника в
Павловске. Под его руководством с 80-х годов 18 века  здесь
начались планомерные строительные работы , подчиненные единому
Дворец со стороны
художественному замыслу.    На месте Пауллюста строится большой
    Славянки.
каменный дворец.   Неподалёку от него саурожается Вальер , Каллонада
Аполлона , Храм дружбы и другие павильоны. По плану Камерона преобразуется
долина
Реки Славянки и парк вокруг дворца , создаётся большая звезда , а отдельные
участки леса превращаются в благоустроены охотничьи угодья.   Это было
начало создания архитектурно-художественного ансамбля  Павловска . Главная
постройка и центр этого ансамбля – Большой дворец (1782-1786) . Он стоит на
высоком холме и словно царит над
парком. Далеко виден его купол поднятый на лёгкой колоннаде.  А вокруг
кудрявятся клёны , высятся тополя , дубы , клонятся гибкие ивы , и то там ,
то здесь  видны светлые очертания павильонов парка . Их размещение , так же
как планировка парка , тесно связаны с дворцом  . Первоначально от
центрального корпуса  дворца , решенного архитектором в виде куба  ,
отходили лёгкие  крылья  открытых галерей. Широко распахнутые в сторону
дворца , они заканчивались небольшими служебными флигелями.
  В последствие по проекту  В. Бренна над открытыми галереями   был
надстроен
второй этаж , значительно увеличены служебные корпуса  и созданы отходящие
от них большие полуциркульные флигеля.



                                      2


Все фасады дворца оформлены   различно , с учетом окружающего пейзажа  .
Если идти к дворцу по Тройной  липовой аллее , которая предназначалась для
торжественного въезда, то еще из дали открывается вид  на  центральную
часть здания .  Парадный фасад  в обрамлении зелени аллеи  предстаёт
строгим и монументальным . Высокий первый этаж
является  как бы цоколем – основанием , на котором выделяются четыре пары
белых
колонн , объединяющие вторые  и третьи  этажи . А над ними, завершая
композицию ,
высится колоннада ,  поддерживающая купол .  Ясность членения , четкие
спокойные линии , соразмерность пропорций  создают ощущение удивительной
цельности  и гармонии . Тройная липовая аллея подводит к парадному двору ,
в центре которого
в  1872 году  был поставлен памятник Павлу 1.  Это копия  со статуи работы
И. П.Витали,
находящейся в Гатчине.
Противоположный
парадному , западный
фасад дворца обращен
к Славянке. Крутой
склон берега словно
образует величественный
постамент, на котором  Вид дворца со
 возвышается здание.
                                      Стороны Тройной
Портик , украшающей
                                    липовой аллеи.
фасад , и колонна купола
усиливают впечатление
устремлённости ввысь и
лёгкости постройки .
Зеркальная гладь реки отражает зелёный бархат берегового откоса  и  дворец.
Озарённый лучами заходящего солнца , он  запичетлён в стихах В.А.
Жуковского :
Люблю ,  когда закат  безоблачный горит ,
Пылая , зыблются древесные вершины ,
И ярким заревом осыпанный Дворец ,
Глядясь с полугоры в водах , покрытых тенью ,
Мрачится медленно , и купол , как венец .
Над потемневшею дерев окрестных сенью ,
Заката пламенем сияет в вышине
И вместе с пламенем заката угасает.
Южным фасадом дворец дворец обращен в сторону Собственного садика,
созданного Камероном по типу голландских , с мелкой сетью дорожек и клумб
строго симметричной планировки.  Рассчитанный на восприятие с близкого
расстояния , фасад лишен крупного архитектурного членения . На спокойной
глади стены  выделяется только широкая лента лепного фриза и нарядные окна
второго этажа , помещенные в небольшие заглубления и
украшенные легкими колоннами. Северный фасад решён просто и строго . Он ,
так же как и западный , выходит в сторону реки Славянки, делающей здесь в
своём течение крутой поворот на север . Её берега густо заросли ;  высокие
тополя , клёны , дубы, вплотную подходят к дворцу . Лишь кое-где сквозь
зеленую завесу листвы проглядывают его стены.
Находясь внутри дворца  , постоянно чувствуешь его связь с окружающей
природой .
Из многих комнат первого этажа можно попасть прямо в парк . Большие
застеклённые двери и декоративная зелень , покрывающая наружные стены
здания , делают этот переход почти незаметным . В нижнем вестибюле
оказавшись перед большой фреской художника  Д.Скотти.  На ней – пейзаж
парка . Поднявшись во второй этаж , из окон верхнего вестибюля видишь
Тройную липовую аллею , продолженную просекой . Прямая , как стрела , она
уходит , кажется , к самому горизонту . Этой перспективой можно любоваться
и через раскрытые двери из парадных залов дворца – Итальянского и
Греческого. Итальянский зал расположен в центре дворца . Круглый в плане ,
без окон , с высоким купольным сводом и верхним светом , он похож на
древний римский  храм  .

                                      3



В нишах его стен  , облицованных  розовато сиреневато  искусственным
мрамором
(стюкком) , белеют  подлинные мраморные  статуи . Окна  верхнего вестибюля
, большие двухстротчатые  двери  в Итальянский  зал и те  , которые  ведут
в соседней  Греческий , расположены на  одной оси с Тройной липовой Аллеей
. Когда  смотришь  на  неё .
из  глубины  здания  , она  кажется  бесконечной .  Из широких  окон
Греческого  зала ,
напоминающего внутренний дворик  античного  дома – перистиль , видны  и
зелённые  берега  Славянки , и  окружённая  деревьями  Коллонада  Аполлона
.



Колоннада  Аполлона.



Планировка   и  отделка  многих  других  комнат  решена  в  художественном
единстве
с  окружающим парком  .  Камерон  находит  для  этого  самые  различные
примеры  .
Во  многом  изменился  облик  дворца  после  воцарения  на  престол  Павла
1 .
Главным  придворным  Архитектором  вместо  Камерона  был  назначен  Бренна
. Расширяя и  перестраивая  дворец  , он  предаёт  ему черты  парадности  и
 торжественности .  Фасады  флигеля  щедро  украшаются  лепными
изображениями
шлемов , знамён , мечей  и  других атрибутов  военной  славы . Во  дворце
создаются  новые  помещения – Тронный , Кавалерийский  ,  Картинные  залы ,
церковь и другие .
И  хотя  планировка центрального  корпуса  остаётся  прежней ,  во  многих
случаях  меняется  характер  отделки . Тонкую изысканность камероновских
интерьеров сменила  тяжеловесная  пышность ,  которую  предал  им  Бренна ,
 применивший
высокорельефную  лепку  и  позолоту .  Вместо  шаловливых  амуров  и
изящных  граций на  стенах  появились  мечи , пучки  стрел , суровые  маски
львов , отсеченные  головы змееволосых  горгон .  Большой  пожар  в 1803
году  уничтожил  почти  всю  внутреннюю отделку  центральной  части  дворца
.Для её восстановления был  приглашён  выдающийся  Русский  зодчий  А. Н.
Воронихин .  Воссоздавая  повреждённые  залы  ,
архитектор  стремился  придать им  первоначальный  облик . В некоторых
случаях  он  вносил  своё  новое  в  отделку  и  убранство  интерьеров  ,
но не  изменяя  , а как бы развивая  замысел  Камерона  . Даже  и  в
кабинете –“фонарике” ,  созданном целиком по проекту  Воронихина ,
явственна  характерная  для  построек  Камерона  связь  интерьера  с парком
.  “Фонарик” – это сравнительно  небольшая комната  в  первом  этаже
дворца .
Полуциркульная  застеклённая стена её  выходит  Собственный садик и
соединяется  с  остальной  частью  помещения  аркой , украшенной
кариатидами работы  В. И.
Демут-Малиновского . Легкими  почти  воздушными  кажутся  лепные  женские
фигуры
на фоне пейзажа , который  открывается за  прозрачной  стеклянной стеной .
Нарядный паркет  пола  как  бы продолжают  желтые  дорожки  клумбы  сада  ,
 находящиеся  почти  на  одном  уровне  с  полом .  Всё это делает  кабинет
 -“фонарик”  похожим  на легкий  парковый  павильон . В1822  году по
проекту  К. И. Росси во дворце было  создано  помещение для  библиотеки .
Зодчий  нашёл  для неё удивительно удачное  место  над  галереей  ,
возведённой  В. Бренна и  украшенной  фресками  П. Гонзаго .


                                      4

Это большой  светлый  зал с высоким  сводчатым  потолком  и огромными
полуциркульными окнами  .  В  плане  он  повторяет  мягкий  изгиб  галереи
.  Снаружи  арки  оконных  проёмов  как  бы  опираются  на  колонны
галереи  ,  образуя  на  фасаде  единый  графический  рисунок  .  А лепной
декор и мраморная  скульптура  , размещенная  в  глубине  галереи  ,   как
бы  сливаются  с широкими  аркадами ,  нарядными  лестницами  и
колоннадами  ,  написанными  Гонзаго  на  плоскости  стены .



Фрагмент фасада

Библиотеки
Росси.



Постройкой  библиотеки было  завершено   создание  дворцового   ансамбля .
И хотя  Павловский  дворец  после  Камерона перетерпел  изменения  во
внешнем  облике
и  в  размерах  ,  он  не  утратил  стилевого  единства  и  представляет
большой  интерес как  памятник  русского  классицизма  .  Одновременно  с
дворцом  создавались и  первые  районы  парка . Разбивая  тогда  их  новом
тогда  пейзажном стиле , Камерон определил  тогда  дальнейший  характер
развития  Павловского  парка  как  пейзажного .  Лишь  при  оформлении
участков  вблизи  дворца  архитектор ,  как  бы  отдавая  дань традициям  ,
использует  черты  парадных  торжественных  садов .
От  главного  фасада  дворца прорубили  широкую  просеку  .  Вскоре  она
была   обсажена  липами ,  кроны  которых  тщательно подстерегались  в
форме  шаров , и украшена  газонами  с  лентой  цветников .Четыре  ряда
лип  образовали Тройную
аллею – парадный  въезд  ко дворцу .  Средняя , широкая  часть
предназначалась  для  карет  и  экипажей  ,  а две  по  сторонам  ,  поуже
- для  пешеходов . Но  интерес  к  регулярной  планировке  и  подстриженным
 деревьям  угасал .  И липы ,  которых  уже
не  касались  ножницы   садовника , постепенно  разрослись ,  широко
раскинув  свои  ветви , - такими  мы  видим  их  сейчас .  Необыкновенно
хороши  они  ранней  весной ,
одетые  в  прозрачное  кружево  только  что  появившейся  зелени  . А летом
 боковые  аллеи  боковые  аллеи  превращаются  в  тенистые  прохладные
коридоры    с  зелёными
сводами ,  и  тогда  солнечные  лучи  ,  пробиваясь  сквозь  листву  ,
ложатся  на  песок  редкими  трепетными  бликами  . Рядом расположен
лабиринт  с  затейливым  рисунком
дорожек  и  зелёными  стенами  высокого  подстриженного  кустарника .
Здесь  много  цветов .  С  ранней весны  до  глубокой  осени  их  аромат
привлекает  проходящих  по  Тройной  липовой  аллее .  Лабиринт ,
заглохший  в  18 веке  из-за  отсутствия  ухода  ,
восстановлен  в 1955  году  по  сохранившемся  рисункам  Камерона .  Перед
находится
Вольер – птичник . Это  большой  парковый  район  в  стиле  классицизма .
Сильно  вытянутое   прямоугольное  в  плане  одноэтажное  здание  состоит
из  трёх  одинаковых по  размерам  архитектурных  объёмов :  центрального –
с  выступающим  портиком  и  куполом  и  двух  боковых  ,  которые
соединены  с  ним  сквозными  галереями  .
Когда-то  между  колоннами  галерей  были  натянуты  сетки  и  там  среди
растений  порхали  птицы .   Обращенная  в  сторону  юго-запада  постройка
в  ясные  дни  залита  солнцем  .  А  чтобы  войти  сюда  не  надо
переступать  порог – его  нет : пол  вольера  находится  на  уровне  земли
.  Сейчас  здесь  размещена  летняя  библиотека – читальня .
И кажется , трудно  найти  более  подходящее  место  для  того , чтобы
расположится  в  шезлонге с книгой  или  журналом  в  руках . . .

                                      5

У  Вольера  ,  со  стороны  дворца ,  небольшой  пруд . Его  берега
заросли  цветущем кустарником  и  плакучими  ивами,  а  в  середине  прямо
из  воды  поднимается  мраморная  статуя  купальщицы .  Пруд  вырыт в 18
столетие .  В те времена  очертания  его  берегов  напоминали  фигуру
женщины .  Против  южного  фасада  дворца  в  Собственном  садике  высится
павильон  Трёх  граций ,  построенный  в  1801  году  по  проекту  Камерона
.
Лёгкая  открытая  колоннада  ,  поддерживающая
перекрытие ,  напоминает  классический  портик .
Фронтоны  его  украшены  барельефами  работы
скульптора  И. П. Прокофьева .  На  одном ,
обращенному  к  дворцу  ,  изображен Аполлон ,
на  противоположном  - богиня  мудрости Маневра .
Павильон  находится  на  высокой  террасе  .  От
дворца  сюда  ведёт  центральная  дорожка
Собственного  сада . Несколько  каменных
ступеней – и прямоугольная  площадка , покрытая
плитами светлого  камня . Шестнадцать  стройных
белых  колонн  стоят  по  сторонам  её .  А в центре
на  мраморном  пьедестале  скульптурное изображение  тех  , кому  посвящен
этот  открытый , кажется  , всегда  пронизанный  солнечными  лучами  храм .
 Граций  древние  греки  считали  покровителями  всего  прекрасного  и
радостного .
Лёгкими  ,  полными  изящества  движениями ,                      Павильон
Трёх граций .
они  поддерживают  установленную  на  колонне
вазу .  Их  обнаженные  фигуры  - воплощение
женственности  и  красоты .  Группа  высечена  итальянским  скульптором  П.
Трискорни
из одного  куска  мрамора . С  террасы  павильона  открывается  чудесный
вид .
Внизу  сверкающей  на  солнце  большой  пруд .  На  противоположном  берегу
 стоит
обелиск  -  памятник  в  честь  основания  Павловска ,  созданный  по
рисунку  Камерона .
Далее  видны  очертания  Крепости  Бип  ,  построенной  архитектором
Бренна  по  распоряжению  Павла  в  1795 году .  Размещавшийся  ней
гарнизон нёс  службу  по  всем  правилам  боевой  крепости .  Там  были
установлены  орудия .  Оттуда  часто  слышался
бой  барабана ,  объявляющего  тревогу ,  звуки  труб – проходили  ученья
.
Находящаяся  на  возвышении  с  почти  отвесными  склонами ,  крепость
напоминает  миниатюрный  средневековый  замок .  Против  западного  фасада
дворца , на  самом
краю  обрывистого  берега   Славянки  расположена  сдвоенная  открытая
колоннада .
Она  выполнена  из  светло – серого  пудостского  камня . Часть её ,
обращенная  ко  дворцу  ,  разрушенная ,  и куски , поросшие  мхом  , в
живописном  беспорядке лежат  у подножья  статуи  Аполлона .  Созданная  в
1780- 1783  году  архитектором Камероном ,
Колоннада  Аполлона  вначале  находилась  дальше  берега  -  на  широком
лугу  и  представляла  собой  замкнутый  круг  .  Бронзовая  статуя
античного  бога  солнца и  покровителя  искусств  помещалась  на  высоком
постаменте  в  центре  его .  Окружённый  небольшой  рощицей  ,  храм – он
тогда  и  назывался  - как бы  напоминал  пришедшим  сюда ,  что  они
попадали  в  мир  поэзии  и  красоты . Позже колоннада  была  перенесена
ближе  к  дворцу  на  берег  реки . У  подножия  её  был  устроен  каскад ,
ниспадавших в Славянку . Через  его  бурный  поток  перекинули  мост  ,
сложенный  из  поросшего  мхом  туфа .  Всё  это  должно  было  напоминать
Парнас  с  чистыми  водами
катального  источника , где ,  по  верованию древних  греков  ,   обитали
Аполлон  и  музы.  Однажды  летом  в  1817  году  во  время  грозы  рухнула
 часть  колоннады  .  Гостивший  тогда  в  Павловске  французский  поэт
Сен-Моор вспоминает  : “Ночью  под  ударами  грозы  эти  мраморы были
яростно  разбросаны  , и случайность  сделала  более нежели  нежели  самый
утонченный  вкус : настал  день  , каждый  восхищался  этим  романтическим
видом  ,  этим  изящным  разгромом  ,  и  даже  говорят  ,  что  Аполлон
одобрил  это ”.
                                      6
Вскоре  рука  неизвестного  художника  придала  руинам  еще  большую
живописность.
Взволнованный  романтичностью  руин  и  каскада  В. А. Жуковский писал  :
Люблю  смотреть  когда  дерновый  скат  в  огне ,
И  сеть  багренная  во  мраке  лип  сияет  ;
Когда  на  падший  храм  ,  прорезав  ткань  листов ,
Лучи  бросаются  злотыми  полосами ,
Горят на  белизне  разрушенных  столпов
И искрой  огненной  с  кипящими  волнами
По каплям  прядают  и  гаснут  на  лету . . .



Парадный фасад

Дворца .



Недалеко  от  колоннады  аполлона , чуть  ниже  по  течению  Славянки , у
самой  воды ,
среди  зелени  стоит  холодная  баня . Этот  небольшой  павильон
отличается  просто  решения .  Здание  состоит  из  двух  архитектурных
объёмов : высокой  ротонды  с куполом  и  примыкающей к  ней  постройки  ,
прямоугольной  в  плане , с  двухскатной  кровлей .  Здесь  была  купальня
с  круглым  бассейном  и  комнатой  для  отдыха .
Павильон  возведён  по  проекту  Камерона  в 1799 году . Мягко  обогнув
холм ,  на  котором возвышается  дворец ,  Славянка  выпрямляет  своё
течение . На  берегах  Славянки  Архитектор  Камерон создал  один  лучших
районов  парка .  Художник  блестяще  использует  естественный  ландшафт
долины : широкую  пойму  реки  с  сочной  яркой  травой  ,  холмистые
берега – сравнительно  пологий  заросший  кустами ,
деревьями  левый  и  крутой ,  местами  обрывистый  -  правый .  Кое- где
он  расширяет  русло  Славянки  ,  увеличивая  зеркало  воды  ,  или ,
наоборот  сближая  берега , а в одном  месте  даже  изменяет  русло .
Вырубая  деревья , он  оставляет  только  те  ,  которые  отличаются
красотой  кроны , часто  к  ним  подсаживают  деревья  других  парод ,
образуя  живописные  группы .  Иногда  Камерон  вводит  вырождающиеся
пейзажи  небольшие  постройки  мосты .  Но  это  не нарушает
естественности  ландшафта ,  а  лишь  усиливает  его  выразительность . В
результате , кажется , что  всё  осталось  то  же – и  река  и  её  берега
,  но  пейзажи  стали  ярче ,  проникновеннее , художник  своим
вмешательством  помогает  глубже  почувствовать  прелесть  русской
северной  природы .  Так  композитор  обрабатывает  народную  песню  ,
сохраняя  основную  мелодию  ,  но  раскрывая  богатство  её  музыкальных
возможностей.
Все  это  совсем  не  похоже  на  чопорные  регулярные   парки  первой
половины 18  века
с  линейной  посадкой  подстриженных  деревьев  ,  с четкой  геометрической
 планировкой  дорожек  и  прудов , где  во  всем  видна  рука  человека .
Долина  Славянки
образец  пейзажного  стиля  в  парко строении .  “Что  шаг , то новая  в
глазах  моих  картина” , - писал В.А. Жуковский  о  прогулке  здесь .  Вот
небольшой  горбатый  мост  .
Старые  камни  его  поросли  мхом . Крутая  арка  пролета поднимается  над
почти  высохшим  старым  руслом  реки . Берега  близко  подошли  друг  к
другу и деревья  , стоящие  на  них  ,  сплелись  своими  ветками .



                                      7
А – рядом  живописный  островок , заросший  ивами .  Поднимается  на
высокий  берег.
Перед  нами  открывается  широкая  панорама .  Тихие  темные  воды реки ,
дорожки , словно  манящие  вдаль,  и  выступающий  среди  зелени  храм
дружбы .  У воды  живописно  разместились  кусты  и  низкорослые  деревца ;
склонившись , они  будто  вглядываются  в  своё  отражение . Чуть поодаль
крепкие  высокие  деревья  стоят  по  одному  , красуясь  своей
раскидистой  кроной .
А  вот  они  сбежались  большими  группами ,  и  в
Тени  их  так  спокойно  отдохнуть… Кроме  многообразия  оттенков  зелени
,  какое  богатство
игры  света  и  тени  . Серебристые  ивы  распушились  узкими длинными
листочками  и клонят  к  земле  свои  гибкие  ветви .  Белеют  чистые
стволы  берёз .
Тёмный  силуэт  пирамидной  ели  четко  вырисовывается
на  светлой  зелени  луга . Солнечные  лучи  пронизывая  листву ,  придают
пейзажу  какой-то  удивительно  радостный  вид . Но вот  проплывающее  по
небу  облако  закрыло  на  миг  солнце  ,  и  всё  преобразилось.
Картина  представляет  в  переглушенных  тонах ,и кажется  ,  что  даже
пение  птиц  стало  тише . Чем  выше  берег  чем  дальше  от  воды  ,  тем
гуще  растут  деревья  ,  и представляется , что там  , вдали  ,
непроходимый  лес  - такой  плотной  стеной  стоят они .
Взгляд  притягивает  и торжественный  храм  дружбы
один  из  лучших  памятников  русского  классицизма     Храм  дружбы .
Второй  половины  18  века .   Он  создан  по  проекту
Камерона  в  1782  году .  Впечатление  благородной  простоты  и  вместе  с
 тем  величественности создаёт  эта  постройка ,  органично  включённая  в
пейзаж .
Узкая  лента  реки  огибая  храм  с  трёх  сторон ,  словно  отделяет  его
от  всего  парка и
создаёт  место  для  задушевных  дружеских  бесед .  Мягко  извиваясь  по
зелёному  лугу,
ведет  к  нему  небольшая  тропинка .  Рядом  с  высокими  деревьями  из
доли  он  кажется  небольшим  и  легким . Шестнадцать мощных  колонн
поддерживают  антаблемент  ,  на  котором  покоится  не  высокий  купол .
Колоны  стоящие  на  некотором  расстояние  от  стены ,  образуют
замкнутую  галерею  .  Суровая  гладь  стены  смягчена  белыми  лепными
медальонами .  Цельность  общего  замысла ,
логическая  оправдоность и  подчинённость ему  деталей  , строгая
соразмерность  частей
вот  что  является  характерным  для  этой  постройки . Павильон  был
построен  в  честь  Екатерины  2 .  Скульптурное  изображение  её в  облике
 богине  плодородия  Цереры  первоначально  находилось     внутри
сооружения .  Над  входом  была  надпись : “Любовь , благодарность и
почтение  посветили ”.  Прошли  многие  десятилетия . Забыты  лицемерные
отношения  Екатерины 2  и  её  наследника . Но  прекрасное  творение
Камерона ,  сумевшего  воплотить  в  художественном  образе  великую  идею
дружбы ,  продолжает  жить  и  волновать .  Постройки  Камерона  умеют
“говорить” .  Чаще  они  вызывают  чувство  радости ,  порой  тихой  грусти
 ,  но  всегда  волнуют  и  создают лирическое   настроение .
Неподалёку  от  Храма  дружбы  стоит  другое  произведение  этого
архитектора  - “памятник  родителям”.  Он  посвящен  умершим  родственникам
 жены  Павла .  Дорожкой  вниз  по  течению  Славянки . Русло  её
становится  широким ,  лес  словно  отодвинулся  ,  открыв  берега  .  Как
огромное  зеркало ,  отражает  вода  и  синее  небо  с белыми  облаками  ,
и  зелень  берегов ,  и  мост  из  светло  серого – светлого  камня  .
Большие  вазы  на  мощных  устоях  ,  мягкий  плавный  изгиб  арки  пролета
 и  даже  ажурная  решётка  - всё  повторяется  в  глади  воды . Висконтиев
 мост  построен  в  1802  году  по  проекту  архитектора  Воронихина
каменный  дел  мастером  Висконти- отсюда и его  название .

                                      8
Но  здесь  ,  в  просторной  и  светлой  долине  Славянки ,  строит
Камерон  мемориальное
сооружение , а  бровке  высокого  берега  ,  среди  густого  хвойного
леса,  на  окраине  тогдашнего  парка . Одна  из  тропинок  ведёт  туда .
Огромные  прямоствольные  сосны ,
мохнатые  серые  ели  и  сейчас  обступают  памятник .  Колючие  ветки
задевают  лицо ,  руки ,  мешают идти . Но  вот  деревья  расступились ,
словно  освобождая  место  для  этого  небольшого  ,  но  монументального
сооружения  - подлинного  храма  скорби  .
От  дворца  к  нему  ведёт  дорожка  ,  названная  Философской .
Узкая  плотно  обсаженная  высоким  кустарником ,
Она  создаёт  ощущение  уединённости ,  настраивает  на
размышления . “Памятник  родителям” (1786)
напоминает  греческую эдикулу – прямоугольную  в  плане  постройку с
большой  нишей  и  двумя  колоннами .  В  глубине  на  высоком  постаменте

скульптура  женщины ,  склонившейся  к  урнам .
Её  фигура  с  наряжено  протянутыми руками
выражает  глубокое  горе  .  По  другую  сторону  пьедестала  - гений
смерти . Приподняв  покрывало  с  урны  ,  он  ожидает  конца  прощания  .
“Я  видел ,  как плачет  мрамор ”, - сказал  об  этом  памятнике  А. С.
Пушкин . Скульптурная  группа выполнена  И. П. Матросом  и  установлена
здесь  только  в  1807 году .
Слившись  со  строгой  архитектурой  Камерона ,  она  привнесла  в
памятник  ноту  глубокого  драматизма .
По  проекту  Камерона  в  парке были  возведены  и пасторальные  павильоны
: “Молочня” , “Старое Шале”, ”Хижина  пустынника” и другие .  До  наших
дней
Сохранилась  только  Молочня .  От     Памятник родителям .
“Памятника  родителям”  туда  можно  пройти  по
Философской  дорожке .  В  лесной  чаще  ,  среди  высоких  деревьев  ,
стоит  эта  постройка ,  напоминающая  альпийский  домик . Стены  сложены
из  булыжника .   В  толще их  редко  размещены  окна .  Высокая , с
большим  навесом  крыша  опирается  на  деревянные  столбы  ,  врытые  в
землю .  Построенная  в  1782  году  ,  Молочня  почти  не  изменилась .
Только  прежде  крышка  была  соломенной и  над  ней  находился  навес  с
колоколом .  Первоначально  молочный  домик  был  и  фермой .  Недалеко  от
 него  помещались  скотный  двор  и  птичник  .  Во  дворе  среди  кур  и
уток  прохаживались  фазаны и  павлины .  А  на  лужайке  около  леса
мирно  паслись  коровы  и  овцы .  На  призывный  звон   колокола  по
вечерам  скот  медленно  возвращался  к  стойлам  .  Такие  картины
“сельской  идиллии” были  непрерывным  украшением  парков  18  века  .
Молочню ,  как  и другие  павильоны ,  Камерон  разместил  неподалёку  от
дворца ,  с  тем  чтобы  их  можно  было  посетить  во  время  прогулок ,
развлечься  и  отдохнуть .
Не  случайно  одна  из  комнат  Молочни  была  обставлена  с  дворцовой
роскошью :
золоченная  мебель ,  зеркала ,  бронза .
Камерон  работа  и  в  отдельных  участках  парка  .  По  его  проекту  на
левом  берегу
Славянки  в  густом  хвойном  лесу ,  простиравшимся  до  Царского  Села  ,
 создавалась
Большая  звезда .  Площадь  её  130  гектаров .  Густую  тёмную  чащу  леса
 рассекали  двенадцать  больших  просек  ,  отходящих  лучами  от
центральной  круглой  площадки .
Затем  появились  многочисленные  дорожки ,  проложенные  в  разных
направлениях
и  соединявшие  просеки  так ,  что  в  плане  получался  рисунок  звезды .
 Это  и  определило название  района .  Постепенно  лесные  просеки
превратились  в  аллеи ,
по  сторонам  их  поднялись  посаженные  клёны ,  берёзы ,  дубки .  Старый
 лес  стал  светлее ,  радостнее .  Обитатели  дворца  и  их  гости часто
приезжали  сюда  на  весёлые  пикники .  Широкие  и  прямые  ,  удобные
для  прогулок  в  колясках  и  верхом ,  дорожки  получают  необычные
названия –“Молодого жениха”, “Красного молодца”,
“Зелёной женщины”  и т. п.
                                      9



На  центральной  площадке  Большой  звезды  в  1799  году  был  возведён
круглый  зал ,  предназначавшийся  для  небольших  концертов  .  Его
второе  название – Музыкальный  салон .  Строительство  павильона  было
начато  Камероном ,  но  заканчивал  его  уже
Бренна .  В  годы  оккупации  концертный  зал  был  разрушен .  Бренна  ,
возглавлявший  работы  по  превращению  Павловска  из  великокняжеской
усадьбы  в  царскую  резиденцию  ,  не  только  расширил  и  перестроил
дворец  ,  но  и  создал  новые  участки
парка .  Возле  Тройной  липовой  аллеи  ,  против  Вольера  , в 1797  году
 появились  Большие  круги . Они  предназначались  для  торжеств  и
празднеств ,  которые,  начавшись  во  дворце ,  обычно  продолжались  в
парке .



Большие  круги .



Создавая  этот  участок  ,  Бренна  использует  элементы  пышных
итальянских  садов ,
с широкими  лестницами ,  террасами ,  балюстрадами .  Большие  круги – это
 две  обширные  круглые  площадки  с  цветниками ,  с  зелёнными  партерами
и   каменными  террасами .  В центре  их  на  гранитных  пьедесталах
установлены  мраморные  фигуры –
“Мир”  и  ”Правосудие” -  работы  итальянского  скульптора   П. Баратта
конца  18 начала 19 века .  Статуи  эти  были  закуплены  ещё  при  Петре1
вместе  со  скульптурой ,  украшающей  Летней  сад .  Сочетание
белоснежного  мрамора  с  яркими  клумбами  и  зелёными  партерами ,  а
также строгая  симметрия  планировки ,  подчеркнутая  линиями  стриженного
кустарника ,  всё  это  придаёт  большим  кругам  парадную  торжественность
.   Во  время  празднеств  здесь  развешивались  цветные  фонарики ,
“плошки” с горящем  маслом .  Торжества  обычно  завершались  затейливым
красочным  фейерверком , и  в  свете  причудливых  огней  как  бы  оживали
мраморные  статуи .
Рядом ,  парадно  оформляя  подход  ко  дворцу  со  стороны  Славянки ,
Бренна  сооружает  большую  каменную  лестницу ,  широкую , В  шестьдесят
четыре ступени ,
разделённую  на  четыре  марша ,  с  большими  уступами  по  сторонам .  На
 нижней  площадке  её  стоят  два  чугунных  льва  ,  оскалившихся ,
словно готовых  бросится  на  непрошеного  посетителя . Наверху  лестницу
стерегут  мраморные  львы . Повернув  головы ,  они  как  бы  взглядом
провожают  всех   проходящих .  Для  создания  иллюзии
большей  протяжности  лестнице  архитектор  Бренна  использует  остроумный
приём :
делает  её  в  низу  значительно  шире  чем  наверху .  От  этого  лестница
 и  склон  холма,
на  котором  стоит  дворец  ,  кажутся  и  выше  и  величественнее .
Лестница  Бренна
соединяет  две  разных  по  характеру  части  парка  -  долину  Славянки  и
 Большие  круги .  Одновременно  Бренна   создаёт  Старую  и  Новую
Сильвию – районы ,  расположенные  на  высоком  правом  берегу  Славянки ,
за  Висконтиевым  мостом .
Среди  хвойного  леса  находится  центральная  площадка  Старой  Сильвии  и
 двенадцать
отходящих  в  разные  стороны  прямых  аллей .  С  ним  связано  и  другое
название
района   - Двенадцать  дорожек .  Своей  планировкой  Старая  Сильвия
напоминает  Большую  звезду . И здесь  свободно  растущие  деревья
заключены  в  рамки  регулярной  планировки .  Но  вместе  с тем
художественный  облик  этой  части  парка  совсем  иной.
Зелённые  стены  деревьев  со  светлой  полосой  стриженного  кустарника
образуют  круглый  “зал”.
                                     10





смотреть на рефераты похожие на "Павловский парк"