Медицина

Авиценна


                     Этот файл взят из коллекции Medinfo
                        http://www.doktor.ru/medinfo
                         http://medinfo.home.ml.org
                       E-mail: medinfo@mail.admiral.ru
                           or medreferats@usa.net
                            or pazufu@altern.org
                      FidoNet 2:5030/434 Andrey Novicov
          Пишем рефераты на заказ - e-mail: medinfo@mail.admiral.ru

        В Medinfo для вас самая большая русская коллекция медицинских
     рефератов, историй болезни, литературы, обучающих программ, тестов.

      Заходите на http://www.doktor.ru - Русский медицинский сервер для
                                    всех!
       Тысячу лет назад в Бухаре жил гениальный человек по имени Абу Али
Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Али ибн-Сина.

       Ибн-Сина был ученым-энциклопедистом. Его научное наследие весьма
обширно и охватывает все отрасли знания того времени: философию, логику,
музыку, поэтику,языкознание, медицину, математику, астрономию,
химию,биологию, геологию, и другие.

       Через сто с небольшим лет после его смерти по приказу религиозных
фанатиков в Багдаде на главной площади  сожгут философские книги Ибн-Сины,
а еще через несколько сотен лет в Европе после изобретения печатного станка
сразу после Библии напечатают огромные пять томов "Канона врачебной науки".

       Абу Али аль Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Сина родился в сентябре 960 года
в небольшом селении Афшана близ Бухары. В своей биографии Ибн-Сина писал:
"Отец мой был из Балха и приехал оттуда в Бухару во дни правления саманида
Нух ибн Мансура и занялся там работой в диване - канцелярии. Ему
предоставили управление Хармайсаном, центром одного из бюликов (районов) в
окрестностях Бухары. Из Афшаны, одного из ближайших селений, он взял себе в
жены мою мать по имени Ситара - звезда. Там же и родились сначала я, а
затем мой брат."

       Ибн-Сина принадлежал к населению Средней Азии,

говорившему на языке фарси-дари. На этом языке он писал короткие стихи -
четверостишья "для отдохновения души..."

       Отцу Ибн-Сины Абдаллаху и его жене нравилось имя Хусейн. Ими давно
было решено назвать первого сына Хусейном, но в благородных домах нужно
было дать сыну и кунью - почетное прозвище. "У моего мальчика обязательно
будет свой сына смеялся Абдаллах. Так пусть же не мучается мой мальчик
Хусейн. Я уже дал имя его будущему сыну Али. Кунья будет Абу Али". Откуда
было знать Абдаллаху, что напрасно он выдумал эту , затею со вторым именем.
Не будет у Хусейна сына, и семьи у него своей не будет. А станет скитаться
он всю жизнь по караванным путям от города к городу, от правителя к
правителю.

        Маленький Хусейн был очень любопытным мальчиком. Слово "Почему?" он
повторял много раз в день, удивляя и детей и взрослых своей
любознательностью. Когда Хусейну исполнилось пять лет, семья переехала в
Бухару. Мальчика

поместили в начальную мусульманскую школу - мактаб , где он

проучился до 10 лет. Хусейн был самым маленьким из пятнадцати учеников
хатиба Убайда. Главы из Корана - суры - ученикам школы читались по-арабски.
Многие мальчики плохо знали арабский язык. Хусейн сразу подступил к учителю
с вопросами, но тот говорил: "Учи Коран. Там на все есть ответы."
Одновременно Хусейн ходил и к другому учителю,который обучал его грамматике
, стилистике и арабскому языку.

        Однажды Хусейн сказал: "Я выучил весь Коран. Теперь я

могу задать свои вопросы?" Учитель обиделся: "Коран учат долгие годы и
редким мусульманам, знающим его наизусть,дают почетное звание - хафиз".
      "Значит я хафиз!" - сказал мальчик. На экзамене Хусейн рассказал все
суры, не пропустив ни одного слова. Так не знал

Коран даже сам хатиб Убайд. С тех пор Хусейн не ходил в

маетаб. К десятилетнему возрасту, то есть к 990 году, будущий великий
ученый заканчивает первый, начальный. Цикл своего образования. Он поражает
всех памятью, цитируя наизусть текст всего Корана, и восхищает знанием
арабской литературы. С этого времени Ибн-Сина становится шейхом. Из его
собственной биографии: "К десяти годам я изучил Коран и литературную науку
и делал такие успехи, что все поражались".

        Выдающиеся способности мальчика были рано замечены. После десяти
лет отец взял его из школы, и дальнейшее образование подросток получил,
занимаясь с приходящими на дом учителями. Он усиленно изучал математику,
физику, логику, законоведение, астрономию,философию, географию и многое
другое. Обстановка в семье способствовала духовному развитию юноши. Отец
Ибн-Сины,человек состоятельный и образованный, был близок к исмаилитам,
которые и сделали его своим последователем. (Исмаилиты - противники
ортодоксального ислама).

        Ибн-Сина не принадлежал к исмаилитам, но живо

интересовался содержанием их проповедей. Возможно, от

исмаилитов Ибн-Сина, воспринял критическое отношение к

Корану. Исмаилитом был и первый учитель, преподававший

Ибн-Сине философию и математику. Лбу Абдаллах ан-Натили.

       Учение шло столь успешно, что вскоре ученик не только догнал
учителя, но и неоднократно ставил его в тупик. В автобиографии Ибн-Сина
описывает такой случай: "Я дал

такой анализ данного определения, подобного какому он не
слыхал. Он удивился мне , как только мог и советовал родителю
моему не занимать меня ничем , кроме наук... То же было и с книгой Евклида.
пять-шесть теорем я изучил при помощи учителя . а остальные -
самостоятельно. Натили оказался не в силах обучать меня. Он сказал : “Читай
сам , решай теорему , а затем приходи ко мне и показывай итоги. Тогда я
самостоятельно занялся изучением книг много было таких вопросов , которые
он до того не знал и научился им от меня”.
          Медициной Ибн-Сина заинтересовался очень рано, Не имея еще 12 лет
от роду , Ибн-Сина , согласно традиции , занялся ее изучением по совету
знаменитого врача и философа Абу Салаха ал-Масихи. “Затем я пристрастился к
науке врачевания , - говорится в автобиографии , - и стал читать книги
посвященные ей. А медицинская наука не из трудных наук , и , конечно , я
преуспел в ней в кратчайшее время так , что известные врачи того времени
стали приходить ко мне за советом. Посещал я и больных , и в результате
достигнутого мною опыта открылись передо мной такие врата исцеления . что
это не поддается описанию. А было мне в это время шестнадцать лет”.
                  Изучал медицину Ибн-Сина под руководством Абу-л-Мансура
Камари , известного бухарского медика , автора ряда научных трудов.
Обучение у Камари продолжалось не долго. ибн-Сина быстро начинает
заниматься самостоятельной практикой и вскоре становится настолько
известным врачом , что его приглашают во дворец для лечения тяжело
заболевшего эмира Бухары Нуха ибн-Мансура. В автобиографии Ибн-Сина
вспоминает : “Однажды эмир заболел и врачи не могли определить его болезнь.
Имя мое было им известно . и они рассказали эмиру обо мне и попросили
вызвать меня. Я явился и участвовал вместе с ними в лечении и отличился на
этой службе ему”.
Чем болел эмир Бухары , и как его лечил Ибн-Сина , точно  не известно.
Известно лишь , что лечение помогло , и Нух ибн-Мансур благополучно правил
Бухарой еще год. Известно также , что в благодарность за излечение Ибн-Сина
получил доступ в знаменитое книгохранилище Саманидов. Бухарская библиотека
- одно из крупнейших собраний книг того времени. Сам ибн-Сина считал работу
в Бухарской библиотеке важнейшим этапом в своей жизни. Здесь завершилось
его образование и началось самостоятельное творчество.
         Библиотекой Саманидов Ибн-Сина пользовался несколько лет. Возможно
, именно во время работы в Бухарской библиотеке у него зародилась идея
создать обобщающий труд по медицине , где можно было бы найти название
болезни со всеми ее признаками , а также указание на то , отчего она
возникает и как ее можно излечить. Для этой цели Ибн-Сина делал необходимые
выписки из различных книг , а затем периодически обобщал их. Так началась
подготовка материала для “Канона врачебной науки” . над которым Ибн-Сина
работал долгие годы.
         В 999 году умер отец - Абдаллах ибн Хасан , и на плечи Ибн-Сины
легла забота о близких. Но к семье бывшего исмаилита власти относились с
подозрением , положение Ибн-Сины было непрочно и даже опасно , и он принял
решение переехать в Гургандж , столицу Хорезма.
         До самой смерти Ибн-сина не смог вернуться на родину , скитаясь по
чужбине из одного города в другой. Он побывал у властителей Хорезма
,Абиверда , Нишапура , Туса , Гургана , Рея, Хамадана , Исфагана. Испытывал
лишения и поднимался к вершинам власти , то становился визирем , то попадал
в тюрьму , жил и в роскоши и в нищете , но не на один день не прекращал
творческой и научной работы. Имущество его не один раз было разграблено ,
погибла его библиотека , в том числе
рукопись философской энциклопедии в двадцати томах “Ал-Инсаф”
(“Справедливость”).

                          “Канон врачебной науки”

       При жизни Ибн-Сины большой известностью пользовался обширный труд
основателя и руководителя госпиталя в Багдаде Али ибн-Аббаса под названием
“Царская книга”. Одним из непосредственных предшественников “Канона” был 30-
ти томный труд Абу Бакара ар-Рази “Всеобъемлющая книга по медицине”. Однако
эти труды страдали общими недостатками. Изложенные в них сведения не были в
достаточной степени систематизированы , результаты наблюдений переплетались
с явным вымыслом , рекомендации дополнялись мистическими истолкованиями.
Построение книг было очень нечетким, а изложение настолько сложным, что
пользоваться ими мог только достаточно опытный врач.
       Ибн-Сина , работая над книгой , поставил перед собой задачу избежать
ошибок своих предшественников и справился с ней , создав один из крупнейших
в истории медицины энциклопедических трудов - “Канон врачебной науки”.
       “Канон врачебной науки” - одна из самых знаменитых книг в истории
медицины. По существу - это целая медицинская энциклопедия ,
рассматривающая с большой полнотой (в пределах знаний того времени) все ,
что относится к здоровью и болезням человека.
       Этот капитальный труд , включающий в себя около 200 печатных листов ,
уже в двенадцатом веке был переведен с арабского языка на латинский и
разошелся во множестве рукописей. Когда был изобретен печатный станок ,
“Канон” оказался среди первых печатных книг , и по числу изданий соперничал
с Библией. Латинский текст “Канона врачебной науки”  был издан впервые в
1473году , а арабский - в 1543году.
       Точная дата завершения работы над “Каноном” не установлена.
Предположительно это 1020 год.
       “Канон врачебной науки” - это обширный труд , состоящий из 5 книг.
       В книге 1-ой излагается теоретическая медицина. Книга разбита на
четыре части. В первой части дается определение медицины , во второй - речь
идет о болезнях , в третьей - о сохранении здоровья и в четвертой - о
способах лечения.
       В книге 2-ой описаны “простые” лекарства , излагается учение Ибн-Сины
о лекарствах , их природе , их испытании. по алфавиту расположены 811
средств растительного , животного и минерального происхождения с указанием
их действия , способов применения , правил сбора и хранения.
       Книга 3-я , самая обширная , посвящена патологии и терапии - описанию
отдельных болезней и их лечению. Каждый раздел снабжен анатомо-
топогрофическим введением.
       Книга 4-я посвящена хирургии , лечению вывихов и переломов , общему
учению о лихорадке (кризисах при болезнях). В ней говорится об опухолях ,
гнойных воспалениях подкожной клетчатки , а также о заразных болезнях.
Освещаются основные вопросы учения о ядах.
       Книга 5-я содержит описание “сложных” лекарств , а также ядов и
противоядий.
       Фармация и фармакология представляют собой попытку объединить
собранные многочисленные материалы в систему , связать их с клиническими
наблюдениями. Рекомендуемые в “Канонах врачебной науки” лекарственные
средства разнообразны , многие из них позднее вошли в научную фармакологию.
       Систематичность и логичность как большие достоинства “Канона”
отмечали даже те , кто склонен был преуменьшать значение Ибн-Сины в истории
медицины. Успех “Канона врачебной науки” был вызван ясностью ,
убедительностью , простотой описания клинической картины болезней ,
точностью терапевтических и диетических предписаний. Эти особенности быстро
создали “Канону” огромную популярность , а его автору обеспечили
“самодержавную власть в течении пяти столетий во всем медицинском мире
средних веков”.

       Умер Абу Али Хусейн ибн-Сина 24 июня 1037 года. Его похоронили в
Хамаране возле городской стены , но по прошествии 8 месяцев прах Ибн-Сины
был перевезен в Исфахал и погребен в мавзолее Ала ал-Даула.



       Используемая литература :

            Ю.Н. Завадовский : “Абу Али Ибн-Сина” ;
            В.М. Воскобойников : “Великий врачеватель” ;
            Б.Д. Петров : “Ибн-Сина ( Авиценна ) ;
            В.А. Смирнова-Ракитина : “Повесть об Авиценне” ;
            А.А. Семенов : “Абу Али Ибн-Сина ( Авиценна )” .





смотреть на рефераты похожие на "Авиценна"