Медицина

Ранняя диагностика детских церебральных параличей


                                Н.В. Ялымова

                   Ранняя диагностика детских церебральных
                                  параличей


        Термином  «детские   церебральные   параличи   (ДЦП)»   объединяются
синдромы,  возникшие  в  результате  повреждения  мозга  на  ранних   этапах
онтогенеза  и  проявляющиеся  неспособностью  сохранять  нормальную  позу  и
выполнять  произвольные  движения.  Двигательные   расстройства   (параличи,
парезы, нарушения координации, насильственные движения) могут  сочетаться  с
изменениями  психики,   речи,   зрения,   слуха,   судорожными   припадками,
расстройствами чувствительности.
        ДЦП относят  к  непрогрессирующим  резидуальным  состояниям,  однако
развитие  аномальной  нервной   системы   на   определенных   этапах   может
сопровождаться присоединением новых патологических  симптомов.  Частота  ДЦП
составляет 2.5 — 5.9 на 1000 родившихся.
        Нарушение формирования мозга на ранних этапах онтогенеза, лежащее  в
основе ДЦП, может быть результатом целого ряда неблагоприятных  воздействий.
Наибольшее  значение   придается   влиянию   вредных   факторов   в   период
беременности и родов.  Из  пренатальных  факторов  риска  поражения  нервной
системы  следует  отметить  отклонения  в  состоянии   здоровья   матери   и
акушерском  анамнезе.  К   ним   относятся   конституциональные   нарушения,
соматические,  эндокринные,  инфекционные  заболевания,  вредные   привычки,
повторные выкидыши, мертворождения, длительный период  бесплодия  осложнения
предыдущих беременностей  и  родов,  наличие  в  семье  детей  с  патологией
нервной системы. К факторам риска также относятся: возраст матери моложе  18
и старше 30 лет, неустойчивое социально-экономическое и  семейное  положение
женщин,  иммунологическая  несовместимость  матери  и  плода,   переношенная
беременность, многоплодная  беременность,  низкая  масса  тела  ребенка  при
рождении. Вредное воздействие на  плод  может  оказывать  прием  беременными
лекарственных препаратов, стрессовые состояния  матери,  поздние  токсикозы,
угроза выкидыша, маточные кровотечения.
        К  интранатальным  факторам  риска  относятся  асфиксия  в  родах  и
внутричерепная родовая травма.
        Начальные клинические проявления церебральных параличей  формируются
на первом году жизни.  Их  своевременная  диагностика  и  ранняя  адекватная
коррекция имеют решающее значение  для  предупреждения  тяжелых  расстройств
движений, речи и психики на последующих этапах развития. Только при  тяжелых
формах патологии можно поставить диагноз вскоре после рождения. В  остальных
случаях необходимо  динамическое  наблюдение  за  развитием  ребенка.  Особо
важное значение имеют  «факторы  риска»  в  виде  различных  неврологических
симптомов  и  синдромов,  выявленные  в  период  новорожденности.  Детей  из
«группы риска» следует осматривать каждые 2-3  недели,  критически  оценивая
имеющиеся нарушения.
        «Угрожающие» признаки следует проанализировать в следующих аспектах:
    1. Выявляются ли отклонения при повторных осмотрах постоянно;
    2. Носят ли патологический характер или могут быть расценены как вариант
       индивидуального развития;
    3. Нарастает ли временной дефицит становления  возрастных  навыков  или,
       наоборот, имеет тенденцию к сокращения и исчезновению.
        К   наиболее   информативным   характеристикам,   оцениваемым    при
обследовании новорожденного и грудного ребенка,  относятся:  поза,  мышечный
тонус,  тонические  рефлекторные  реакции,  безусловные  рефлексы,   реакции
выпрямления и равновесия, речь, эмоциональные и психические реакции.


                                                                   Таблица 1
      Сравнительная характеристика нормального и аномального развития.
                         Первый период (до 1 месяца)

|Неврологические    |Нормальное развитие        |Патологические признаки   |
|симптомы           |                           |                          |
|Поза и  |На спине  |Характерна флексорная      |Повышение мышечного тонуса|
|мышечный|          |симметричная поза. Голова  |(поза эмбриона). При      |
|тонус   |          |иногда слегка разогнута.   |пассивных движениях       |
|        |          |Спонтанная двигательная    |ощущается повышенное      |
|        |          |активность больше выражена |сопротивление разгибанию и|
|        |          |в ногах. При пассивных     |сгибанию конечностей.     |
|        |          |движениях флексорная       |При мышечной гипотонии    |
|        |          |гипертония преодолевается  |ребенок лежит с           |
|        |          |без особого труда.         |разогнутыми во всех       |
|        |          |                           |суставах конечностями     |
|        |          |                           |(поза лягушки).           |
|        |Тракция за|Голова свисает кзади, руки |Голова запрокинута назад и|
|        |руки      |полусогнуты, ноги слегка   |не подтягивается вслед за |
|        |          |согнуты и отведены         |руками и туловищем. При   |
|        |          |                           |гемипарезе пораженная рука|
|        |          |                           |разогнута больше здоровой.|
|        |На животе |Не резко выраженная        |Отрицательный защитный    |
|        |          |флексорная поза. Руки под  |рефлекс. При мышечной     |
|        |          |грудной клеткой. Голова    |гипотонии конечности      |
|        |          |повернута в сторону        |разогнуты.                |
|        |          |(защитный рефлекс). Ноги   |                          |
|        |          |совершают попеременные     |                          |
|        |          |альтернирующие движения.   |                          |
|Поза и  |Горизонтал|Рефлекс Ландау             |При удержании ребенка в   |
|мышечный|ьное и    |отрицательный. Поставленный|воздухе лицом вниз        |
|тонус   |вертикальн|на опору, ребенок          |отмечается выраженное     |
|        |ое        |выпрямляет туловище и стоит|сгибание рук и в меньшей  |
|        |подвешиван|на полусогнутых во всех    |степени ног. Голова       |
|        |ие        |суставах ногах, опираясь на|опущена. При мышечной     |
|        |          |полную стопу. В            |гипотонии голова, руки и  |
|        |          |вертикальном положении     |ноги свисают как плети.   |
|        |          |контроль головы слабый.    |Поставленный на опору,    |
|        |          |                           |ребенок резко разгибает   |
|        |          |                           |ноги, иногда запрокидывает|
|        |          |                           |голову. Если мышечный     |
|        |          |                           |тонус снижен, опорная     |
|        |          |                           |реакция отсутствует или   |
|        |          |                           |ослаблена.                |
|Тонические шейные и|АШТ рефлекс (15% случаев)  |АШТ рефлекс вызывает      |
|лабиринтный        |не выражен                 |асимметрию мышечного      |
|рефлексы           |                           |тонуса и позы             |
|Безусловные        |Поисковый, сосательный,    |Чаще угнетены, могут быть |
|рефлексы           |хоботковый, рефлекс        |усилены, особенно рефлекс |
|                   |Бабкина, хватательный,     |Моро.                     |
|                   |Моро, автоматической       |                          |
|                   |ходьбы, защитный, ползания,|                          |
|                   |Галанта, Переса —          |                          |
|                   |вызываются после           |                          |
|                   |кратковременного латентного|                          |
|                   |периода, симметричны.      |                          |
|Реакции выпрямления|К концу 3 недели ребенок в |К концу 1 месяца жизни не |
|и равновесия       |положении на животе делает |формируется лабиринтный   |
|                   |попытки поднять голову.    |установочный рефлекс на   |
|                   |Реакции равновесия еще не  |голову.                   |
|                   |формируются.               |                          |
|Голосовые реакции  |Ребенок издает отдельные   |Крик тихий слабый или     |
|                   |гласные звуки, крик        |пронзительный, болезненный|
|                   |громкий, без интонационной |или вместо крика гримаса  |
|                   |выразительности.           |на лице.                  |
|Эмоциональные и    |Слуховое и зрительное      |К концу 1 месяца нет      |
|психические реакции|сосредоточение появляются к|зрительного и слухового   |
|                   |3 недели жизни             |сосредоточения, выражение |
|                   |                           |лица не довольное.        |

                                                                   Таблица 2
      Сравнительная характеристика нормального и аномального развития.
                         Второй период (1-3 месяца)

|Неврологические      |Нормальное развитие      |Патологические признаки   |
|симптомы             |                         |                          |
|Поза и   |На спине   |Уменьшение мышечного     |Нарастает гипертония мышц |
|мышечный |           |тонуса в сгибателях.     |флексоров или экстензоров.|
|тонус    |           |Флексорная поза          |Объем активных движений   |
|         |           |сохраняется, нарастает   |снижен, особенно в руках. |
|         |           |объем движений в         |Мышечная гипотония        |
|         |           |конечностях, особенно в  |проявляется разгибательной|
|         |           |руках.                   |позой.                    |
|         |Тракция за |Ребенок сгибает голову и |Голова запрокинута,       |
|         |руки       |пытается подтянутся к    |сопротивление разгибанию  |
|         |           |рукам, ноги также слегка |рук усилено при           |
|         |           |сгибаются                |спастичности и снижено при|
|         |           |                         |гипотонии.                |
|         |           |                         |Отрицательный защитный    |
|         |           |                         |рефлекс. При мышечной     |
|         |           |                         |гипотонии конечности      |
|         |           |                         |разогнуты. При гемипарезе |
|         |           |                         |на стороне поражения рука |
|         |           |                         |больше разогнута или      |
|         |           |                         |согнута в зависимости от  |
|         |           |                         |тонуса.                   |
|         |На животе  |Умеренная флексорная     |Выражена флексорная поза, |
|         |           |поза. Голова поднята над |Руки под грудью, ноги     |
|         |           |поверхностью и активно   |согнуты, таз приподнят.   |
|         |           |поворачивается в сторону,|При преобладании          |
|         |           |ноги полусогнуты,        |экстензорного тонуса      |
|         |           |совершают альтернирующие |ребенок резко             |
|         |           |движения.                |запрокидывает голову, не  |
|         |           |                         |разгибая рук. При мышечной|
|         |           |                         |гипотонии ребенок         |
|         |           |                         |распластан.               |
|Поза и   |Горизонталь|На втором месяце ребенок |В горизонтальном положении|
|мышечный |ное и      |некоторое время          |голова опущена. В         |
|тонус    |вертикально|удерживает голову в      |вертикальном плохой       |
|         |е          |вертикальном положении.  |контроль головы (опущена  |
|         |подвешивани|Устойчивое удержание     |вперед или запрокинута    |
|         |е          |головы отмечается к концу|назад). При опоре         |
|         |           |периода. Рефлекс Ландау  |перекрест на уровне       |
|         |           |положительный. После     |голеней. При мышечной     |
|         |           |1.5-2 месяца поставленный|гипотонии опора           |
|         |           |на опору ребенок,        |недостаточна, ребенок     |
|         |           |выпрямляя туловище,      |провисает.                |
|         |           |поднимает голову.        |                          |
|Тонические шейные и  |В положении на спине     |Если мышечный тонус       |
|лабиринтный рефлексы |тенденции к              |повышен, активируется АШТ |
|                     |разгибательному тонусу,  |– рефлекс и является      |
|                     |на животе — к            |асимметричной позы.       |
|                     |сгибательному. Более     |                          |
|                     |ярким становится АШТ     |                          |
|                     |рефлекс (поза            |                          |
|                     |фехтовальщика несколько  |                          |
|                     |секунд)                  |                          |
|Безусловные рефлексы |Реакции опоры и          |Не редуцируются. Если при |
|                     |автоматической ходьбы    |рефлексе Моро одна рука   |
|                     |угасают к 1.5-2 месяцам. |хуже отводится, можно     |
|                     |Ребенок опирается на     |предположить гемипарез.   |
|                     |наружный край стопы,     |                          |
|                     |подгибает пальцы. К 3    |                          |
|                     |месяцу безусловные       |                          |
|                     |рефлексы угасают кроме   |                          |
|                     |реакции Моро.            |                          |
|Реакции выпрямления и|К концу периода ребенок  |Лабиринтный установочный  |
|равновесия           |выдвигает руки вперед и  |рефлекс на голову         |
|                     |опирается на предплечья. |отсутствует или развит    |
|                     |При попытке пассивно     |недостаточно.             |
|                     |опустить голову ощущается|                          |
|                     |отчетливое сопротивление |                          |
|Голосовые реакции    |Начальное гуление.       |Отсутствует начальное     |
|                     |                         |гуление                   |
|Эмоциональные и      |Ребенок реагирует на     |Преобладают отрицательные |
|психические реакции  |ласку и сердитый голос.  |эмоциональные реакции.    |
|                     |На третьем месяце        |Ребенок плохо фиксирует   |
|                     |фиксирует взор на        |взор на предмете, улыбка  |
|                     |предмете. При общении со |отсутствует.              |
|                     |взрослыми возникает      |                          |
|                     |улыбка.                  |                          |

                                                                   Таблица 3
      Сравнительная характеристика нормального и аномального развития.
                         Третий период (3-6 месяцев)

|Неврологические    |Нормальное развитие   |Патологические признаки        |
|симптомы           |                      |                               |
|Поза и  |На спине  |Физиологическая       |При формировании спастических  |
|мышечный|          |гипертония сменяется  |форм ДЦП отмечается нарастание |
|тонус   |          |нормотонией — исчезает|мышечного тонуса. Поза может   |
|        |          |ограничение объема    |быть сгибательной,             |
|        |          |движений в            |разгибательной или             |
|        |          |конечностях. Захват   |асимметричной. Наблюдается     |
|        |          |предмета — это важный |выраженное сопротивление       |
|        |          |показатель развития   |пассивным движениям и          |
|        |          |этого периода.        |уменьшение их объема.          |
|        |          |Сопротивление         |Существуют специальные пробы   |
|        |          |пассивным движениям   |для выявления ДЦП.             |
|        |          |выражено незначительно|Проба на разгибание головы и   |
|        |          |                      |шеи. Врач кладет руку под      |
|        |          |                      |голову, лежащего на спине      |
|        |          |                      |ребенка, и пытается согнуть ее.|
|        |          |                      |В норме голова сгибается и руки|
|        |          |                      |выдвигаются вперед. При ДЦП    |
|        |          |                      |ощущается сопротивление этому  |
|        |          |                      |движению.                      |
|        |          |                      |Проба на АШТ рефлекс. Голову   |
|        |          |                      |ребенка поворачивают в сторону.|
|        |          |                      |Лицевая рука разгибается,      |
|        |          |                      |затылочная сгибается.          |
|Поза и  |На спине  |                      |Проба на отсутствие шейной     |
|мышечный|          |                      |выпрямляющей реакции. В норме  |
|тонус   |          |                      |при повороте головы в сторону  |
|        |          |                      |туловище следует за головой.   |
|        |          |                      |При ДЦП движение вызывает АШТ  |
|        |          |                      |рефлекс и ребенок не может     |
|        |          |                      |повернуться на бок. При        |
|        |          |                      |поражении средней тяжести в    |
|        |          |                      |движении не участвуют руки.    |
|        |          |                      |Проба на флексорную            |
|        |          |                      |спастичность рук. Руки ребенка |
|        |          |                      |отводят, перекрещивают или     |
|        |          |                      |поднимают вверх. Отмечается    |
|        |          |                      |сопротивление этим движениям.  |
|        |          |                      |Проба на экстензорную          |
|        |          |                      |спастичность ног. Врач         |
|        |          |                      |захватывает ноги ребенка под   |
|        |          |                      |коленями, поднимает вверх и    |
|        |          |                      |быстро сгибает к животу.       |
|        |          |                      |Отмечается сопротивление этому |
|        |          |                      |движению.                      |
|        |          |                      |Мышечная гипотания в этот      |
|        |          |                      |период может перейти в         |
|        |          |                      |дистоническую и спастическую   |
|        |          |                      |фазы                           |
|Поза и  |Тракция за|На 5 месяце голова с  |Голова запрокидывается назад   |
|мышечный|руки      |туловищем             |                               |
|тонус   |          |располагаются по одной|                               |
|        |          |линии, ноги с –легка  |                               |
|        |          |согнуты. К 6 месяцам  |                               |
|        |          |голова сгибается еще  |                               |
|        |          |больше, подбородок    |                               |
|        |          |прикасается к груди,  |                               |
|        |          |согнутые ноги         |                               |
|        |          |приводятся к животу.  |                               |
|        |На животе |Формируется разгибание|При спастических формах ДЦП    |
|        |          |головы и верхней части|ребенок находится в выраженной |
|        |          |туловища              |флексорной позе. У детей с     |
|        |          |                      |экстензорным типом мышечной    |
|        |          |                      |гипертонии опистотоническое    |
|        |          |                      |положение.                     |
|        |          |                      |Проба для выявления флексорной |
|        |          |                      |спастичности. При флексорной   |
|        |          |                      |спастичности ребенок, лежа на  |
|        |          |                      |животе повернуть голову в      |
|        |          |                      |сторону не может.              |
|        |          |                      |Врач кладет руку под подбородок|
|        |          |                      |и пытается поднять голову      |
|        |          |                      |ребенка. Здоровый ребенок в 4-5|
|        |          |                      |месяцев сгибает голову,        |
|        |          |                      |разгибает руки и ставит кисти  |
|        |          |                      |на опору. При выраженном       |
|        |          |                      |флексорном тонусе появляется   |
|        |          |                      |сопротивление этому движению,  |
|        |          |                      |руки согнуты под грудной       |
|        |          |                      |клеткой, опора отсутствует.    |
|        |          |                      |Проба на защитную экстензию    |
|        |          |                      |рук. Ребенка поднимают         |
|        |          |                      |удерживая горизонтально лицом  |
|        |          |                      |вниз, затем приближают к столу.|
|        |          |                      |В норме ребенок в 4-6 месяцев  |
|        |          |                      |вытягивает руки, пытаясь       |
|        |          |                      |достичь опоры. При усилении    |
|        |          |                      |рефлексорного тонуса эта       |
|        |          |                      |реакция отсутствует.           |
|        |          |                      |При выраженной мышечной        |
|        |          |                      |гипотонии отмечается плохой    |
|        |          |                      |контроль головы, разгибательной|
|        |          |                      |положение конечностей, руки    |
|        |          |                      |отведены назад или             |
|        |          |                      |располагаются параллельно      |
|        |          |                      |грудной клетке.                |
|Поза и  |Горизонтал|При горизонтальном    |При горизонтальном удерживании |
|мышечный|ьное и    |удерживании ребенок   |ребенок сохраняет              |
|тонус   |вертикальн|разгибает голову и    |патологическую флексорную позу,|
|        |ое        |верхнюю часть         |ноги могут быть разогнуты. При |
|        |подвешиван|туловища, периодически|мышечной гипотонии голова и    |
|        |ие        |ноги. В вертикальном  |ноги свисают — поза «вялого    |
|        |          |положении             |ребенка». В вертикальном       |
|        |          |совершенствуется      |положении ребенок с ДЦП плохо  |
|        |          |контроль головы. Опора|удерживает голову, с трудом    |
|        |          |на стопы к 6 месяцам  |поворачивает ее в сторону. Дети|
|        |          |становится            |с мышечной гипотонией не       |
|        |          |удовлетворительной.   |сохраняют позу в вертикальном  |
|        |          |                      |положении. Опора на стопы      |
|        |          |                      |плохая.                        |
|Тонические шейные и|С 4 месяцев           |При формирующемся спастическом |
|лабиринтный        |заторможены. Только во|ДЦП они выражены отчетливо, что|
|рефлексы           |сне поза может быть   |затрудняет формирование        |
|                   |асимметричной.        |возрастных двигательных        |
|                   |                      |навыков.                       |
|Безусловные        |Уже не вызываются,    |При развитии ДЦП в возрасте 4-6|
|рефлексы           |кроме рефлекса Моро   |месяцев сохраняются врожденные |
|                   |(может сохраняться до |автоматизмы.                   |
|                   |6 месяцев)            |                               |
|Реакции выпрямления|В возрасте 4-5 месяцев|При ДЦП дети не любят лежать на|
|и равновесия       |в положении на животе |животе, не могут повернуться со|
|                   |ребенок устойчиво     |спины на бок, в положении на   |
|                   |удерживает голову по  |спине не пытаются согнуть      |
|                   |средней линии,        |голову и подтянуться. При      |
|                   |опирается на          |гемепарезе на бок всегда       |
|                   |предплечья, согнутые  |поворачиваются через пораженную|
|                   |под прямым углом,     |сторону, к игрушке тянутся     |
|                   |открывает кисть. Ноги |здоровой рукой.                |
|                   |принимают             |                               |
|                   |разгибательное        |                               |
|                   |положение. В 4 месяца |                               |
|                   |ребенок пытается      |                               |
|                   |повернуться на бок из |                               |
|                   |положения на спине.   |                               |
|                   |При этом он сгибает   |                               |
|                   |голову, поворачивает  |                               |
|                   |ее в сторону, за      |                               |
|                   |головой следует       |                               |
|                   |туловище.             |                               |
|Голосовые реакции  |В конце 3 периода     |Бедные, не полноценные без     |
|                   |произносит различные  |интонационной выразительности. |
|                   |звукосочетания «баа», |                               |
|                   |«маа», «таа», «лаа».  |                               |
|                   |Это истинное гуление. |                               |
|Эмоциональные и    |Появляется интерес к  |Интерес к игрушкам и окружающим|
|психические реакции|игрушкам,             |предметам снижен, недостаточно |
|                   |совершенствуется      |общение с взрослыми. В новой   |
|                   |общение с взрослыми.  |обстановке ребенок начинает    |
|                   |Прежде чем вступить в |кричать, беспокоится.          |
|                   |контакт, ребенок      |Прослеживание за предметом     |
|                   |внимательно           |фрагментарное. Дети            |
|                   |всматривается в лицо  |предпочитают свои руки, а не   |
|                   |взрослого. Появляются |игрушки.                       |
|                   |новые эмоциональные   |                               |
|                   |реакции.              |                               |

                                                                   Таблица 4
      Сравнительная характеристика нормального и аномального развития.
                       Четвертый период (6-9 месяцев)

|Неврологические      |Нормальное развитие     |Патологические признаки    |
|симптомы             |                        |                           |
|Поза и   |На спине   |Ребенок может           |Ребенок не может           |
|мышечный |           |произвольно менять позу:|самостоятельно изменить    |
|тонус    |           |поворачиваться со спины |позу. Отмечается отчетливое|
|         |           |на бок и на живот,      |сопротивление пассивным    |
|         |           |самостоятельно садиться |движениям. При гемипарезах |
|         |           |через поворот.          |пораженная рука более      |
|         |           |Сопротивление пассивному|согнута и приведена к      |
|         |           |движению умеренное.     |туловищу, отмечается       |
|         |           |                        |тенденция к разгибательному|
|         |           |                        |положению ноги. Дети с     |
|         |           |                        |мышечной гипотонией        |
|         |           |                        |предпочитают лежать на     |
|         |           |                        |спине. Снижено             |
|         |           |                        |сопротивление пассивным    |
|         |           |                        |движениям. При             |
|         |           |                        |эмоциональных реакциях,    |
|         |           |                        |попытке к движению         |
|         |           |                        |появляются дистонические   |
|         |           |                        |атаки.                     |
|         |Тракция за |Голова, туловище, ноги  |Голова запрокидывается. При|
|         |руки       |активно подтягиваются к |гемипарезе ощущается       |
|         |           |рукам. К концу периода  |сопротивление разгибанию   |
|         |           |при тракции ребенок     |паретичной руки            |
|         |           |может встать на ноги.   |                           |
|         |На животе  |Выражен поясничный      |Выявляется значительное    |
|         |           |лардос Из положения лежа|повышение мышечного тонуса.|
|         |           |на животе,              |Не формируется             |
|         |           |поворачивается на спину,|разгибательная поза.       |
|         |           |встает на четвереньки,  |Ребенок не любит лежать на |
|         |           |пытается  передвигаться |животе, т.к. не может      |
|         |           |(7-8 месяцев).          |произвольно изменить позу. |
|Поза и   |Горизонталь|Наряду с верхним        |Рефлекс Ландау отсутствует |
|мышечный |ное и      |появляется верхний      |или выражен только верхний.|
|тонус    |вертикально|рефлекс Ландау (образует|Оптическая реакция опоры   |
|         |е          |дугу, открытую к верху).|рук отсутствует или        |
|         |подвешивани|В вертикальном положении|асимметрична. В            |
|         |е          |контроль головы и       |вертикальном положении     |
|         |           |опорная реакция ног     |нарушение контроля головы. |
|         |           |выражена хорошо.        |В состоянии вертикального  |
|         |           |                        |подвешивания при           |
|         |           |                        |гипертонусе ноги напряжены,|
|         |           |                        |разогнуты, приведены,      |
|         |           |                        |перекрещены. При гемипарезе|
|         |           |                        |пораженная нога больше     |
|         |           |                        |разогнута, опора на носки. |
|         |           |                        |При мышечной гипотонии     |
|         |           |                        |опорная реакция ног        |
|         |           |                        |нарушена. При формировании |
|         |           |                        |атактической формы ДЦП     |
|         |           |                        |ребенок опирается на широко|
|         |           |                        |расставленные ноги,        |
|         |           |                        |прогибает их в коленных    |
|         |           |                        |суставах и быстро теряет   |
|         |           |                        |опору.                     |
|Тонические шейные и  |Полностью заторможены,  |Наблюдаются при наличии    |
|лабиринтный рефлексы |иногда можно отметить их|мышечной гипертонии        |
|                     |фрагменты.              |                           |
|Безусловные рефлексы |Не вызываются.          |Выражены                   |
|Реакции выпрямления и|Ребенок поворачивается, |Задержано развитие         |
|равновесия           |сидит, встает на колени,|произвольных движений на   |
|                     |ползает, разнообразятся |животе ребенок не          |
|                     |движения рук и ног.     |удерживает массу тела на   |
|                     |Начинается формироваться|животе на вытянутых руках, |
|                     |реакции равновесия. К   |не может опереться на одну |
|                     |8-9 месяцам появляются  |руку. Посаженный не        |
|                     |попытки принять         |сохраняет позу. При        |
|                     |вертикальную позу и     |выраженной гипотонии       |
|                     |передвигаться.          |складывается, располагая   |
|                     |Совершенствуется функция|туловище между ногами. Не  |
|                     |рук: быстрое хватание в |садится, не передвигается, |
|                     |различных направлениях, |не встает (не делает       |
|                     |перекладывание предметов|попыток). Не захватывает   |
|                     |из одной руки в другую  |игрушку.                   |
|Голосовые реакции    |Появляется лепет.       |Лепет отсутствует или      |
|                     |Подражание взрослому и  |малоактивный.              |
|                     |самому себе.            |                           |
|Эмоциональные и      |Постоянное              |Ориентировочная реакция на |
|психические реакции  |сосредоточение на       |новое лицо недостаточна.   |
|                     |каком-либо виде         |Отсутствует стремление к   |
|                     |деятельности. В 8-9     |подражанию, готовность к   |
|                     |–месяцев начинает       |игре с взрослыми. В тяжелых|
|                     |общаться с взрослым с   |случаях дети пассивны, не  |
|                     |помощью жестов,         |интересуются окружающим.   |
|                     |стремится к подражанию  |                           |
|                     |(играет «в ладушки»,    |                           |
|                     |нюхает цветок).         |                           |

                                                                   Таблица 5
      Сравнительная характеристика нормального и аномального развития.
                        Пятый период (9 -12 месяцев)

|Неврологические      |Нормальное       |Патологические признаки           |
|симптомы             |развитие         |                                  |
|Поза и   |На спине   |В период         |При двусторонней гемиплегии       |
|мышечный |           |бодрствования    |выражен гипертонус, поза          |
|тонус    |           |находится на     |разгибательная с приведением      |
|         |           |спине            |конечностей. Снижена двигательная |
|         |           |незначительное   |активность. При гиперкинетической |
|         |           |время. Мышечный  |форме ДЦП дети предпочитают       |
|         |           |тонус нормальный,|разгибательную позу на спине,     |
|         |           |не препятствует  |характерна мышечная дистония. При |
|         |           |активным         |тяжелой гипотинической форме дети |
|         |           |движениям.       |также сохраняют разгибательную    |
|         |           |                 |позу на спине. В легких случаях с |
|         |           |                 |пастической диплегии дети могут   |
|         |           |                 |изменить позу.                    |
|         |Тракция за |Ребенок быстро   |Различные степени запрокидывания  |
|         |руки       |садится или      |головы и нарушение функции        |
|         |           |встает на ногу.  |подтягивания туловища за руками.  |
|         |           |Голова на одной  |                                  |
|         |           |линии с верхней  |                                  |
|         |           |части туловища.  |                                  |
|         |На животе  |Положение на     |Развиваются лабиринтный           |
|         |           |животе использует|установочный рефлекс на голову,   |
|         |           |как промежуточный|опора на руки. Эти реакции        |
|         |           |этап для перехода|нормализуют мышечный тонус и      |
|         |           |из одной позы в  |уменьшают выраженность            |
|         |           |другую.          |патологической позы. При          |
|         |           |                 |гиперкинетической форме ДЦП детым |
|         |           |                 |трудно сохранять позу на животе,  |
|         |           |                 |т.к. они не опираются на руки, а  |
|         |           |                 |отводят их назад. При атактической|
|         |           |                 |форме дети опираются на руки, но  |
|         |           |                 |встать на четвереньки не могут    |
|         |           |                 |из-за нарушения равновесия. При   |
|         |           |                 |выраженной гипотонии сохраняется  |
|         |           |                 |разгибательная поза.              |
|Поза и   |Горизонталь|Рефлекс Ландау   |Рефлекс Ландау отсутствует или    |
|мышечный |ное и      |кратковременный. |выражен частично, быстро угасает. |
|тонус    |вертикально|Из этого         |В вертикальном положении контроль |
|         |е          |положения ребенок|головы при легкой диплегии и      |
|         |подвешивани|пытается сесть   |гемиплегии хороший — при других   |
|         |е          |или встать на    |формах от удовлетворительного до  |
|         |           |ноги.            |полного отсутствия.               |
|         |           |Поставленный на  |В состоянии вертикального         |
|         |           |опору стоит      |подвешивания при гипертонусе ноги |
|         |           |самостоятельно   |напряжены, разогнуты, приведены,  |
|         |           |или с поддержкой.|перекрещены. При гемипарезе       |
|         |           |Контроль головы  |пораженная нога больше разогнута, |
|         |           |хороший.         |опора на носки. При мышечной      |
|         |           |                 |гипотонии опорная реакция ног     |
|         |           |                 |нарушена.                         |
|Тонические шейные и  |Не вызываются    |Характерны для тяжелых            |
|лабиринтный рефлексы |                 |спастических форм ДЦП. При        |
|                     |                 |дистонических и гипотонических    |
|                     |                 |формах возникают периодически.    |
|Безусловные рефлексы |Не вызываются.   |Выражены. Их наличие — один из    |
|                     |                 |признаков ДЦП.                    |
|Реакции выпрямления и|На 9-10 месяце   |При выраженном поражении рук      |
|равновесия           |закрепляются     |ребенок предпочитает позу на      |
|                     |реакции ползания |спине, не может самостоятельно    |
|                     |на четвереньках, |сидеть. Из-за выраженности        |
|                     |вставания. В     |тонического шейного симметричного |
|                     |конце первого    |рефлекса дети не стоят на         |
|                     |года ребенок     |четвереньках. При спастической    |
|                     |начинает ходить. |диплегии дети долгое время        |
|                     |Берет мелкие     |осваивают навыки самостоятельно   |
|                     |предметы двумя   |стояния и ходьбы (из-за           |
|                     |пальцами,        |недостаточности реакций           |
|                     |манипулирует     |равновесия). При атактической     |
|                     |тремя – четырьмя |форме выражены задержка           |
|                     |предметами.      |становления реакций выпрямления и |
|                     |                 |особенно равновесия.              |
|                     |                 |Неполноценность движения рук      |
|                     |                 |варьирует от легких нарушений     |
|                     |                 |координации пальцев кисти до      |
|                     |                 |полной невозможности направить    |
|                     |                 |руку к предмету.                  |
|Голосовые реакции    |Активный лепет.  |Синдром гипервозбудимости. У детей|
|                     |Ребенок повторяет|нарушен сон. Склонность к быстрой |
|                     |слоги, копирует  |смене настроения. Дети произносят |
|                     |интонацию. К     |мало звуковых сочетаний, не       |
|                     |концу первого    |подражают звукам и слогам.        |
|                     |года произносит  |                                  |
|                     |5-6 лепетных     |                                  |
|                     |слов.            |                                  |
|Эмоциональные и      |Все действия     |Снижен интерес к игрушкам, реакция|
|психические реакции  |эмоционально     |на новое, на незнакомого человека |
|                     |окрашены. После 9|реакция неадекватная.             |
|                     |месяцев адекватно|Познавательные реакции            |
|                     |реагируют на     |отсутствуют. Затруднено питье из  |
|                     |речевое общение и|чашки, жевание, дети поперхиваются|
|                     |интонацию,       |во время еды.                     |
|                     |понимают         |                                  |
|                     |обращенную речь, |                                  |
|                     |узнают голоса    |                                  |
|                     |близких.         |                                  |
|                     |Появляется       |                                  |
|                     |интерес к        |                                  |
|                     |рассматриванию   |                                  |
|                     |книг с картинками|                                  |
|                     |к ритмам простых |                                  |
|                     |песен.           |                                  |


                                 Литература

   1. Бадалян Л.О. Детская неврология. — М.: ООО «МЕДпресс», 1998.
   2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи.
      — К.: Здоровья, 1988.
   3. Справочник  по  неврологии  детского  возраста/  Б.В.  Лебедева,  В.И.
      Фрейдков, Г.Г. Шанько и др.; Под ред. Б.В. Лебедева. —  М.:  Медицина,
      1995.
   4. Яхно Н.Н. Болезни нервной системы. — М.: Медицина, 1995.



смотреть на рефераты похожие на "Ранняя диагностика детских церебральных параличей"