Медицина

Экспериментальные методики



                   ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА

      ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ И ЕГО
                                 ИСТОЧНИКОВ

                   О.С. КОПИНА, Е.А. СУСЛОВА, Е.В. ЗАИКИН

За последние годы  накоплено  большое  число  данных,  свидетельствующих  об
участии психосоциальных факторов,  наряду  с  основными  эпидемиологическими
факторами риска, в возникновении и развитии многих  заболеваний.  Среди  них
особо может быть выделено психоэмоциональное напряжение (ПЭН).
  По  имеющимся  данным,  резкие  политические  и  экономические   перемены,
происходящие в нашей стране, способствуют повышению уровня ПЭН у  населения.
Широко распространенными среди населения  стали  такие  неблагоприятные  для
здоровья психические состояния,  как  тревога,  неудовлетворенность  жизнью,
неуверенность в завтрашнем дне, страх за будущее  детей,  раздражительность,
агрессивность, депрессия и др.
  В связи с этим одной из первоочередных задач практического здравоохранения
становится задача создания  службы  медико-психологической  помощи  лицам  с
хроническим  ПЭН  с   целью   их   психологической   адаптации   к   сложным
стрессогенным  условиям  жизни.  Создание  такого  рода  службы  связано   с
решением трех проблем: 1) разработка и  широкое  внедрение  информативных  и
достаточно простых в использовании методов выявления повышенного уровня  ПЭН
и вызывающих его причин;
2) разработка методов медико-психологической коррекции хронического ПЭН;  3)
создание  сети  кабинетов  психологической  помощи  населению  и  подготовка
специалистов для работы в таких кабинетах.
  Сотрудниками    лаборатории    психологических    проблем     профилактики
Государственного научно-исследовательского центра профилактической  медицины
МЗ РФ на протяжении 1984— 1994 гг. в рамках эпидемиологических  исследований
ежегодно проводилось массовое психологическое об^едова-ние  репрезентативных
выборок взрослого населения г.  Москвы.  На  основании  данных  обследования
была получена информация о динамике уровня ПЭН населения Москвы в течение  9
лет в условиях постоянного изменения экономической и политической  ситуации,
о  группах  риска  по  психологическим  показателям,  а  также  о   динамике
потребности населения в психологической помощи.
  В ходе исследования в целях оценки уровня ПЭН и его источников у взрослого
населения был разработан опросник «Ваше  самочувствие»  (ВС),  включающий  в
себя  батарею  тестов  экспресс-диагностики.  Данная  батарея  тестов   была
создана   с   учетом   рекомендаций    экспертов    Всемирной    организации
здравоохранения для проведения попу-ляционных  исследований  психосоциальных
факторов,  влияющих  на  здоровье  населения  разных  стран.   Опросник   ВС
позволяет выявлять лиц с повышенным уровнем ПЭН, т.е. тех, кто  нуждается  в
получении   психологической   помощи   (в   индивидуальном   психологическом
консультировании, групповых занятиях по  обучению  навыкам  саморегуляции  и
преодоления стресса).


           ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ
В психологической литературе ПЭН принято  относить  к  классу  эмоциональных
явлений. Как и все эмоциональные явления  (аффекты,  эмоции,  чувства),  ПЭН
является формой представленно-сти в  сознании  человека  личностного  смысла
происходящих в его жизни событий и отражает  степень  удовлетворенности  его
потребностей.
  Всякое эмоциональное явление характеризуется  тем  или  иным  субъективным
качеством (модальностью) и предметным содержанием.
  По своему субъективному  качеству  ПЭН  и  другие  эмоции,  возникающие  в
ситуации   неудовлетворенности   потребностей,   являются    отрицательными
эмоциональными переживаниями. К ним можно отнести такие модальности эмоций,
как  неудовлетворенность,  раздражение,  подавленность,   тревога,   страх,
дискомфорт и т.п. Неблагоприятные эмоциональные состояния  через  изменение
нейрогуморальной регуляции могут воздействовать на физиологические процессы
в  организме  человека  и  способствовать   развитию   многих   хронических
заболеваний.
  Предметное  содержание  эмоциональных  явлений,  возникающих  в   ситуации
неудовлетворенности потребностей, составляют ситуации, условия,  события  и
изменения, происходящие в жизнедеятельности человека  и  воспринимаемые  им
как препятствия на пути достижения целей и удовлетворения потребностей.
  Итак,   под   термином    «психоэмоциональное    напряжение»    понимаются
разнообразные   неблагоприятные   эмоциональные   состояния,   связанные   с
неудовлетворенностью   основных    жизненных    потребностей:    фрустрация,
дискомфорт, стресс,  тревога,  депрессия,  состояние  неудовлетворенности  и
т.п.  На  развитие  ПЭН  могут  влиять  условия  жизни   людей,   социально-
демографические показатели, личностные особенности. отношения  в  семье,  на
работе, бытовые проблемы, способы проведения досуга, привычки,  влияющие  на
здоровье (самосохранительное поведение) и т.п.
  Исходя из вышеизложенных общепсихологических представлений о природе  ПЭН,
при разработке и внедрении методов оценки уровня  ПЭН  и  влияющих  на  него
факторов у населения необходимо решить задачу диагностики, с одной  стороны,
основных  эмоциональных  состояний,  составляющих  ПЭН   (стресс,   тревога,
уровень удовлетворенности), и, с другой стороны, источников ПЭН.

       МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ПЭН И ЕГО ИСТОЧНИКОВ У НАСЕЛЕНИЯ
Опросник ВС позволяет осуществлять комплексный подход к оценке ПЭН  человека
и измеряет различные его аспекты.
  В опросник ВС входят методы экспресс-диагностики ПЭН  и  связанных  с  ним
факторов:
  1) самооценка здоровья;
  2) шкала психосоциального стресы| Л.Рвдера
  3) шкала удовлетворенности жизк в целом О. С. Копиной .
  4) шкала удовлетворенности услс ями жизни О.С. Копиной .
  5) шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей О.С. Кониной .
  6) Опросник основных социально-демографических показателей (пол,  возраст,
уровень образования, социальная группа, семейное положение).
  Опросник ВС рассчитан на самостоятельное заполнение испытуемыми.
  Время психологического  обследования  одного  испытуемого  с  помощью  оп-
росника ВС  составляет  в  среднем  20—  30  минут.  Возможно  одновременное
обследование нескольких испытуемых.
  Применение данного комплекса методов экспресс-диагностики в  популяционном
исследовании позволяет получать материал для сравнительного  анализа  уровня
ПЭН и связанных с  ним  факторов  в  различных  выборках  населения,  а  при
повторном  исследовании  дает  возможность  оценивать   динамику   изучаемых
показателей.  Предлагаемый   комплекс   методов   выявляет   неблагоприятные
психосоциальные факторы, оказывающие влияние на здоровье  населения.  С  его
помощью среди населения  могут  выявляться  лица,  нуждающиеся  в  получении
психологической поддержки.

              ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ И ВАЛИДНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ШКАЛ
Поскольку шкалы 1, 2 и 3 О.С. Копиной представляют собой новую  оригинальную
методику, необходимо  было  провести  оценку  их  основных  психометрических
свойств.
  Оценка ретестовой надежности шкал 1, 2 и 3. С помощью шкал 1, 2 и 3  были
 обследованы дважды 166 человек (мужчины и  женщины  18—67  лет).  Повторное
 обследование проводилось через 2—7 дней после первичного.
  С помощью корреляционного анализа оценивалась воспроизводимость баллов по
 шкалам 1. 2 и 3 в отдельности. Коэффициенты корреляции оказались достаточно
 высокими.
  При разбиении суммарных показателей на терцили воспроизводимость по шкале
1 составила 91,4%. по шкале 2 — 87,9%, по шкале 3 —  84.5%.  При  разбиении
суммарных показателей на два равных отрезка воспроизводимость  по  шкале  1
составила 91,4%, по шкале 2 — 86.2%, по шкале 3 — 94.8%.
  Оценка гомогенности шкал 1, 2 и 3. Показатели надежности шкал 1,  2  и  3
подсчитывались на материале опроса 166 мужчин и женщин в  возрасте  18—  67
лет.
  Подсчитывались   коэффициенты корреляции Пирсона каждого  пункта  шкал  с
суммарным баллом по 1, 2 и 3 шкалам.
  Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 1 с суммарным баллом  по
шкале 1 составили: 0,74;-0.71; 0,74; -0,74; 0.83; -0.80;  0,60;  -0.64;0,76;
-0,67. Шкала 1 состоит из 5 позитивных и 5 негативных формулировок,  поэтому
получены коэффициенты корреляции с положительным и отрицательным знаком.
  Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 2 с суммарным баллом  по
шкале 2 составили: 0.52;0.54;  0.54;  0,51;  0.56;  0,46;  0,56;  0.50;0.63;
0,50; 0,57; 0,66; 0.46.
  Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 3 с суммарным баллом  по
шкале 3 составили: 0,64;0.53;  0.54;  0.60;  0.72;  0.78;  0.66;  0.72;0.73;
0.57; 0.54.
  Полученные коэффициенте? корреляции  Пирсона  свидетельствуют  о  высокой
надежности и внутренней согласованности шкал 1,  2  и  3.  Особенно  высоки
данные показатели по шкале 1.
  Оценка специфичности и чувствительности  шкал  1,2  и  3  проводилась  на
случайной выборке 958 мужчин и женщин в  возрасте  18—67  лет.  В  качестве
эталонного психодиагностического  метода  использовался  метод  клинической
беседы с каждым из испытуемых.
  Подсчет специфичности и чувствительности шкал производился на осно-
ве следующих стандартных формул:
  1) Диагностическая чувствительность» (ДЧ)
 ДЧ=ИП/(ИП+ЛО) Х 100%.
  2) Диагностическая специфичность
(ДС):
 ДС=ИО/(ИО+ЛП) Х 100%.
  3) Прогностическая ценность положительного (ПЦ+)  и  отрицательного  (ПЦ-)
результатов:
  ПЦ+=ИП/(ИП+ЛП) Х 100%;
  ПЦ-=ИО/(ЛО+ИО) Х 100%.
  4) Распространенность (Р) (по эталонному методу):
     Р=(ИП+ЛО)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО)Х100%.
  5) Коэффициент отбора (КО) (по испытуемому методу):
  КО==(ИП+ЛП)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО) Х 100%.
  6) Диагностическая эффективность
(ДЭ):
  ДЭ=(ИП+ИО)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО) Х 100%.
  Используемые  обозначения:  ЛО  —  ложноотрицательные   значения;   ЛП   —
ложноположительные значения; ИО  —  истинно  отрицательные  значения;  ИП  —
истинно  положительные  значения.  По  шкале  1  были   получены   следующие
показатели: Л0=26; ЛП=42; И0=447;ИП=443; ДЧ=94,4%; ДС=91,4%; ПЦ+= 91,3%; ПЦ-
=94.5%; Р=49,0%; К0= =50,6%; ДЭ=92.9%.
  Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической  специфичности
и  диагностической  чувствительности  шкалы  1,  а  также  о   существенной
прогностической ценности и диагностической эффективности данной шкалы.
По шкале 2 были получены следующие показатели: Л0=18; ЛП=38;И0=453;  ИП=449;
ДЧ==9б,1%; ДС= =92,3%; ПЦ+=92,2%; ПЦ-=96.2%; Р== =48%; К0=50,8%; ДЭ=94,2%.
  Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической  специфичности
и диагностической чувствительности, а также о  прогностической  ценности  и
диагностической эффективности шкалы 2.
  По шкале 3 были получены следующие показатели:  Л0=21;  ЛГЬ39;  И0=  =446;
ИП=452;          ДЧ==95,6%;          Д0=91.9%;ПЦ+=92.1%;          ПЦ-=95,5%;
Р=49.4%;КО=51,3%;ДЭ=93,7%.
  Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической  специфичности
и диагностической чувствительности, а также  о  прогностической  ценности  и
диагностической эффективности шкалы 3.
  Оценка валидности шкал 1, 2 и 3. Ва-лидизация шкал 1. 2 и 3 проводилась на
случайной выборке 300 мужчин и женщин  в  возрасте  18—67  лет.  Испытуемым,
прошедшим психологическое обследование и  получившим  низкие  показатели  по
одной из  трех  шкал.  предлагалось  пройти  индивидуальное  психологическое
консультирование.
  В ходе консультирования 72 пациента (85,7%) из 84 пришедших  обратились  с
жалобами на имеющиеся у них семейные,  производственные,  бытовые  и  другие
проблемы, низкий уровень удовлетворенности жизнью,  подавленное  настроение,
невозможность  самоактуализации,  обнаруживали   различные   затруднения   и
нарушения социально-психологической адаптации.
  Пациенты, прошедшие индивидуальное  психологическое  консультирование  (84
человека), были обследованы с помощью  теста  «1б  личностных  факторов»  Р.
Кеттелла. У 95,2% из них  были  выявлены  повышенные  показатели  фактора  О
(тревожность) и/илй'фйс<э-ра 04 (психическая напряженность,  фрустрация),  а
также  низкие  показатели   факторов   С   (стрессоустойчивость),   Р   (фон
настроения) и 03 (волевой контроль).
  Полученные результаты свидетельствуют о валидности шкал  1,  2  и  3  и  о
возможности их применения с целью оценки уровня удовлетворенности  жизнью  и
выявления  лиц   с   низким   уровнем   удовлетворенности,   нуждающихся   в
психологической помощи.
  Итак,  оценка  основных  психометрических  свойств   шкал   1,   2   и   3
(воспроизводимости,     надежности,     специфичности,     чувствительности,
прогностической ценности, диагностической эффективности, вадидности  и  др.)
позволяет рекомендовать  их  для  массовых  психологических  обследований  с
целью оценки уровня ПЭН и его источников у различных групп населения.

                        Опросник «Ваше самочувствие''
Регистрационный номер.


Как заполнить опросник:
  1. Внимательно, не торопясь, прочтите вопрос. Ознакомьтесь с  предложенным
набором возможных ответов.
  2. Выберите из предложенного перечня ответов  тот,  который  соответствует
Вашему мнению.
Обведите кружком номер этого ответа.
                                  ОПРОСНИК

  1. Как бы вы оценили состояние своего здоровья?
    1 — очень плохое
    2 — плохое
    3 — удовлетворительное
    4 — хорошее
    5 — очень хорошее
  2. Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны с каждым из перечисленных
ниже утверждений:

|Утверждения                         |Скоре|Скорее |Не    |
|Согласен                            |е    |не     |соглас|
|                                    |согла|согласе|е     |
|                                    |сен  |н      |      |
|1) Пожалуй, я человек нервный  |1   |2    |3      |4     |
|2) Я очень беспокоюсь о своей  |1   |2    |3      |4     |
|работе                         |    |     |       |      |
|3) Я часто ощущаю нервное      |1   |2    |3      |4     |
|напряжение                     |    |     |       |      |
|4) Моя повседневная            |    |     |       |      |
|деятельность                   |    |     |       |      |
|вызывает большое напряжение    |1   |2    |3      |4     |
|5) Общаясь с людьми, я часто   |    |     |       |      |
|ощущаю                         |    |     |       |      |
|нервное напряжение             |1   |2    |3      |4     |
|6) К концу дня я совершенно    |    |     |       |      |
|истощен                        |    |     |       |      |
|физически и психически         |1   |2    |3      |4     |
|7) В моей семье часто возникают|    |     |       |      |
|напряженные отношения          |1   |2    |3      |4     |


  3. Как Вы чувствуете себя в последнее время?


Утверждения



|                               |Согл|Скоре|Скорее|Не    |
|                               |асен|е    |не    |соглас|
|1) Я доволен тем, как прошел   |    |согла|соглас|ен    |
|                               |    |сен  |ен    |      |
|последний год моей жизни       |1   |2    |3     |4     |
|2) Мое душевное состояние,     |    |     |      |      |
|настроение                     |    |     |      |      |
|стало хуже                     |1   |2    |3     |4     |
|3) В целом моя жизнь           |    |     |      |      |
|складывается                   |1   |2    |3     |4     |
|удачно                         |1   |2    |3     |4     |
|                               |1   |2    |3     |4     |
|4) Мое благополучие            |    |     |      |      |
|расстроилось                   |1   |2    |3     |4     |
|5) Я чувствую себя счастливым  |    |     |      |      |
|человеком                      |1   |2    |3     |4     |
|6) В моей жизни произошли      |    |     |      |      |
|перемены к худшему             |1   |2    |3     |4     |
|7) В моей жизни есть источник  |1   |2    |3     |4     |
|радости и поддержки            |1   |2    |3     |4     |
|8) У меня есть проблемы,       |    |     |      |      |
|которые                        |    |     |      |      |
|сильно портят мне настроение   |    |     |      |      |
|                               |    |     |      |      |
|9) Моя жизнь стала лучше       |    |     |      |      |
|                               |    |     |      |      |
|10) Многое не удается          |    |     |      |      |
|                               |    |     |      |      |

      4
1 2 3 123   4
1234
123   4
123   4
123   4

  4. Ниже перечислены условия, которые могут влиять  на  Ваше  самочувствие.
Оцените, пожалуйста, условия своей жизни по  5-балльной  системе:  1  —очень
плохие, 2 — плохие, 3 — удовлетворительные, 4 — хорошие, 5 —'очень хорошие.



          Условия жизни
                                Оценка в баллах

1) Ваши жилищные условия
2) Бытовые условия в районе проживани    (магазины, услуги, транспорт и
  т.п.)
3) Экологические условия в районе проживания (чистота воздуха, воды, почвы
  и т.п.)
4) Условия Вашего труда
5) Деньги, доход
6) Возможности использования денег
7) Медицинское обслуживание
8) Возможности получения информации (радио, телевидение, печать и т.п.)

9) Досуг, спорт, развлечения
10) Возможности общения с искусством (кино, музеи, книги и т.п.)

11) Политическая ситуация в регионе проживания
12) Социальная и правовая защищенность (чувство безопасности)

13) Свобода вероисповедания, политической активности
  5. Ниже перечислены сферы жизни, от которых  может  зависеть  самочувствие
людей. Оцените, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены различными  сторонами
своей  жизни.  Используйте   5-балльную   систему:   1   —   совершенно   не
удовлетворен, 2 — не удовлетворен, 3 — в какой-то  мере  удовлетворен,  4  —
пожалуй, удовлетворен, 5 — полностью удовлетворен.


           Стороны жизни
                                            Оценка в баллах
 1) Работа (характер труда, отношение к работе, возможности и т.п.
 2) Отношения в семье
 3) Дети: их здоровье и благополучие
 4) Питание
   5) Отдых
   6) Материальное благополучие, обеспеченность
   7) Общение с друзьями, с людьми, близкими по интересам

   8) Положение в обществе
   9) Жизненные перспективы
  10) Любовь, сексуальные чувства
  11) Любимое занятие, возможность выразить себя в чем-либо


 6. Ваш пол: 1 — М, 2 — Ж.
                      7. Возраст: _____лет.
  8. Образование:                        1 — начальное и ниже
                     2 —неполное среднее
                     3 — среднее общее
                     4 — среднее специальное
                     5 — незаконченное высшее
                     6 — высшее.
  9. К какой общественной группе Вы относитесь?
         1-рабочий                                                        6
        - домохозяйка
         2 - служащий                                                    7-
        безработный
        3  -  пенсионер  по   возрасту                                8   -
        предприниматель
        4 -пенсионер по инвалидности                       9 - крестмнин
        5  -  учащийся,  студент                                      10  -
        другое
  10. Семейное положение: 1 — женат (замужем),
                     2 — никогда не был женат (замужем),
                     3 — разведен(а), живу отдельно,
                     4 — вдовец (вдова).
  11. Место проживания ___________________________
                           Название населенного пункта, район, область

                  БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ В ОБСЛЕДОВАНИИ!
 Регистрационный номер _____________________

обработка и интерпретация резуль- При обработке данных, получаемых
татов, получаемых с помощью   с помощью шкалы Л. Ридера, подсчи-
опросника.   ваше самочувствие,   тывается сумма баллов по всем 7 пунк-
Пункт 1 опросника ВС измеряет само-     там, которая  затем  делится  на  7.
Далее
оценку здоровья. Низкая самооценка      полученный балл вычитается из 4.
здоровья, по нашим данным [4], связана  В результате получается показатель
с повышенным уровнем стресса, низки-    стресса по шкале психосоциального
ми показателями удовлетворенности стресса Л. Ридера, который может
жизнью,     варьировать от 0 до 3 баллов.
  Пункт 2 опросника ВС представляет     В зависимости от полученного балла
  собой шкалу психосоциального стресса  психосоциального стресса каждого ис-
  Л. Ридера.      пытуемого можно отнести к группе с
высоким, средним или низким уровнем психосоциального стресса (см. табл. 1).
                                                                   Таблица 1
           Нормы уровней психосоциального пресса у мужчин и женщин

|Уровень   |                 |
|стресса   |Средний балл     |
|          |Мужчины |Женщины |
|Высокий   |2,00 -  |2.18-3.0|
|Средний   |3.00    |0       |
|Низкий    |1.00-0.9|1.18-2.1|
|          |9       |7       |
|          |0.00 -  |0.00-1.1|
|          |0.99    |7       |

   Испытуемые с высоким уровнем психосоциального стресса могут быть отнесены
 к группе лиц, нуждающихся в получении психологической помощи.
   Пункт 3 опросника ВС представляет собой шкалу удовлетворенности жизнью  в
 целом.     Данная     шкала      оценивает      субъективное      состояние
 удовлетворенности—неудовлетворенности жизнью в целом.
   Для подсчета показателя по  данной  шкале  необходимо  из  суммы  баллов,
 набранных по подпунктам 1, 3. 5. 7 и 9, вычесть сумму баллов, набранных  по
 подпунктам 2. 4, 6, 8 и 10. Показатели  удовлетворенности  жизнью  в  целом
 могут варьировать от -15 до+15 баллов.
   Результат от  -15  до  -5  баллов  является  показателем  низкого  уровня
 удовлетворенности  жизнью  в  целом,  т.е.  свидетельствует   о   состоянии
 неудовлетворенности, стресса, пессимистическом настроении, о потребности  в
 получении психологической помощи.
   Результат  от  "Л  до  +4  баллов  свидетельствует   о   среднем   уровне
 удовлетворенности жизнью в целом.
   Результат  от  +5  до  +15  баллов  свидетельствует  о   высоком   уровне
 удовлетворенности  жизнью  в  целом,  о  психологическом   благополучии   и
 оптимистическом мироощущении.
   Пункт 4 опросника ВС представляет собой шкалу удовлетворенности условиями
 жизни.
   Для получения показателя по  данной  шкале  необходимо  подсчитать  сумму
 баллов по всем 13 подпунктам.
  Результат ниже 32 баллов свидетельствует о низком уровне удовлетворенности
условиями жизни  в  целом,  о  низком  качестве  жизни  и  о  потребности  в
получении психологической помощи.
  При результате от 33 до  46  баллов  условия  жизни  в  целом  оцениваются
испытуемым как удовлетворительные.
  Результат   выше   47   баллов   свидетельствует    о    высоком    уровне
удовлетворенности условиями жизни в целом и  является  показателем  высокого
качества жизни.
  Если по какому-либо из 13 подпунктов испытуемый  набирает  1—2  балла,  то
представленная в данном подпункте сторона жизни  может  рассматриваться  как
источник стресса, переживаемого  испытуемым.  Подпункты  шкалы,  по  которым
испытуемый набирает 4—5 баллов, следует рассматривать как стороны  жизни,  в
наибольшей степени удовлетворяющие испытуемого и являющиеся источниками  его
поддержки.
  Пункт 5 опросника ВС представляет собой шкалу  удовлетворенности  основных
жизненных потребностей.
  При  обработке  результатов  подсчитывается  сумма  баллов  по   всем   11
подпунктам шкалы.
  При заполнении подпунктов I» 2 и 3 у испытуемых могут возникнуть вопросы
  Пояснение по подпункту 1: «Если Вы в данный момент не  работаете,  оцените
Ваше отношение к этому факту».
  Пояснение по подпункту 2: «Если Вы живете один (одна), оцените.  насколько
Вы удовлетворены своим семейным положением».
  Пояснение по подпункту 3: «Если у Вас нет детей, оцените Ваше отношение  к
данному факту».
  Необходимо, чтобы испытуемый заполнил все пункты шкалы.
Если испытуемый набирает менее  30  баллов,  это  свидетельствует  о  низком
уровне удовлетворенности основных жизненных  потребностей,  о  стрессе  и  о
потребности в получении психологической  помощи.  Показатель  от  31  до  41
балла свидетельствует о среднем уровне удовлетворенности основных  жизненных
потребностей.
      Показатель  выше  42   баллов   свидетельствует   о   высоком   уровне
удовлетворенности потребностей, о психологическом благополучии.
  Если по какому-либо из 11 подпунктов данной шкалы испытуемый набирает  1—2
балла, то представленная в данном  подпункте  сторона  жизни  (потребность)
может   рассматриваться   как   источник   неудовлетворенности,    стресса,
переживаемого испытуемым.
  Подпункты шкалы,  по  которым  испытуемый  набирает  4—5  баллов,  следует
рассматривать как  стороны  жизни,  в  наибольшей  степени  удовлетворяющие
испытуемого и являющиеся источником его поддержки.
  Пункты 6—11 опросника ВС предназначены для регистрации основных социально-
демографических показателей испытуемых: пола, возраста, уровня образования,
общественной группы, семейного положения, места жительства.
  Необходимо обратить внимание на то. что по результатам наших исследований,
проводившихся в Москве и в Брянской  области,  к  числу  групп  населения  с
наиболее  высоким  уровнем  ПЭН  и  с  наиболее  выраженной  потребностью  в
получении психологической помощи относятся: женщины;  лица  старше  40  лет;
лица с начальным и с высшим образованием; разведенные;
пенсионеры и безработные.

   ПРИМЕНЕНИЕ ОПРОСНИКА «ВАШЕ САМОЧУВСТВИЕ» В ПОПУЛЯЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
С помощью опросника  «Ваше  самочувствие»  были  обследованы  три  случайные
выборки населения (мужчины и женщины  в  возрасте  25—64  лет)  в  различных
городах России:
  1) Москва — 763 человека;
  2) Клинцы Брянской области (уровень радиоактивного  загрязнения  более  5
 ci/кв.км) — 1050 человек;
  3) Почеп Брянской области (радиоактивное загрязнение  отсутствует)  —  491
человек.
  При  проведении  психологического  обследования   регистрировались   также
самооценка здоровья и основные социально-демографические показатели:
пол, возраст, уровень образования, общественная группа, семейное положение.

                            ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1, Уровень удовлетворенности жизнью в целом  (1  шкала).  Сравнение  средних
баллов по критерию с2 выявило, что уровень удовлетворенности жизнью в  целом
в г. Почеп как у мужчин, так и у женщин  значимо  выше,  чем  у  жителей  г.
Москва и г. Клинцы (табл. 2).
                                                                   Таблица 2
 Средние показатели (в балдах) удовлетворенности жизнью в целом у жителей г.
                        Клинцы, г. Москва и г. Почеп

|Выборк|Уровень       |Садан|
|а     |удовлетворенно|и    |
|      |сти           |балл |
|      |низ|средний  |     |
|      |кий|(высокий |     |
|Клинцы|36.|30,7 32.7|+0,58|
|:муж. |6  |         |     |
|жен.  |33.|34.9 31.8|-1,61|
|всего |3  |         |     |
|      |34.|33.5 32.1|-0,91|
|      |4  |         |     |
|Москва|34,|36.2 29.0|+0,20|
|: муж.|8  |         |     |
|жен.  |33.|39,3 27.1|-1,85|
|всего |6  |         |     |
|      |34,|37.8 28.0|-0,80|
|      |2  |         |     |
|Почеп:|5.9|51.0 43.1|+2.,5|
|муж.  |5.4|         |1    |
|жен.  |   |32.3 62.2|+0,.5|
|всего |5.7|         |2    |
|      |   |43.2 51.1|+1,68|

                             Примечание: р<0,03.
  Дисперсионный анализ данных показал, что уровень удовлетворенности жизнью
 в целом достоверно связан с такими факторами,  как  пол,  возраст,  уровень
 образования, семейное положение, социальная группа, самооценка  здоровья  и
 наличие хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ).
  Так, средний уровень удовлетворенности жизнью у женщин (-0,89) достоверно
 ниже, чем у мужчин (1,23) (р<0,05).
  У лиц старше 40 лет  средний  уровень  удовлетворенности  жизнью  (-0,10)
 ниже, чем у лиц моложе 40 лет (1,62) (р<0,05).
  У лиц с начальным и с неполным средним  образованием  обнаружен  наиболее
низкий уровень удовлетворенности жизнью (-2,23), тогда как у лиц со средним
образованием  выявлен  в  целом  более  высокий  уровень  удовлетворенности
(0,92). Лица с высшим  образованием  (-0,58)  по  уровню  удовлетворенности
составили промежуточную группу (р<0,05).
  Сравнение  групп  населения  с  различным   семейным   статусом   выявило
достоверно (р<0,002)  более  низкие  средние  показатели  удовлетворенности
жизнью у разведенных (-2,63) и у вдовых  (-3,69)  по  сравнению  с  лицами,
состоящими в браке (0,38), и лицами, никогда не вступавшими в брак (1.99).
  Среди   различных   социальных   групп   наиболее    низкие    показатели
удовлетворенности жизнью (р<0,05) обнаружены у пенсионеров по  инвалидности
(-3,83), безработных (-1,55), пенсионеров по возрасту (-1,42) и  домохозяек
(-1,16). Наиболее высокие показатели удовлетворенности жизнью обнаружены  у
предпринимателей (4,87) и учащихся, студентов (2,96). У  рабочих  (0,62)  и
служащих  (-0,07)  выявлены  промежуточные   показатели   удовлетворенности
жизнью.
  Средний балл по шкале удовлетворенности жизнью в  целом  у  лиц,  имеющих
ХНИЗ (-1,31), достоверно ниже, чем у здоровых лиц (1,29) (р<0,05).
  Выявлена прямо пропорциональная  связь  между  уровнем  удовлетворенности
жизнью и самооценкой здоровья.
  Наиболее высокие показатели удовлетворенности жизнью в целом обнаружены у
лиц с высокой  самооценкой  здоровья  (4,26  и  4,83  балла).  И  наоборот,
наиболее низкие показатели удовлетворенности  жизнью  обнаружены  у  лиц  с
низкой самооценкой здоровья (-3,96 и -5,86).
  Таким образом, можно выделить  наименее  удовлетворенные  жизнью  в  целом
группы населения: женщины;
лица старше 40 лет;  лица  с  начальным  и  неполным  средним  образованием;
разведенные и вдовые лица; пенсионеры, безработные  и  домохозяйки;  лица  с
низкой самооценкой здоровья и лица с ХНИЗ.
  2. Удовлетворенность условиями жизни (2 шкала).  В  табл.  3  представлены
средние показатели удовлетворенности условиями жизни  у  жителей  г.  Клинцы
(1050 чел.), г. Москва (763 чел.) и г. Почеп (491 чел.).
  Был проведен дисперсионный  анализ  взаимосвязи  социально-демографических
факторов с удовлетворенностью условиями жизни и самооценкой здоровья.
  Обнаружено, что оценка жилищных условий  зависит  от  возраста,  семейного
положения, а также связана  с  самооценкой  здоровья.  Так,  к  числу  групп
населения, наименее удовлетворенных своими жилищными  условиями,  относятся:
лица моложе 40 лет; разведенные лица и лица с низкой самооценкой здоровья.
  Выявлено, что оценка бытовых условий в районе проживания связана с уровнем
образования, семейным положением и самооценкой здоровья. Так, к числу  групп
населения,   наименее    удовлетворенных    своими    бытовыми    условиями,
относятся:лица с низким уровнем  образования;  лица,  состоящие  в  браке  и
разведенные; лица с низкой самооценкой здоровья.
  Обнаружено,  что  удовлетворенность  экологическими  условиями  в   районе
проживания зависит от влияния.таких факторов,  как  пол,  возраст,  семейное
положение и самооценка здоровья. Так,  к  числу  групп  населения,  наименее
удовлетворенных экологическими условиями, относятся:  женщины;  лица  старше
40 лет; разведенные лица и лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлены факторы, значимо связанные с  удовлетворенностью  условиями  труда:
пол,  возраст,  образование,  семейное  положение,  общественная  группа   и
самооценка здоровья.  К  числу  групп  населения,  наименее  удовлетворенных
своими условиями труда, относятся: мужчины; лица старше 40 лет;
лица с низким образованием; разведенные и  состоящие  в  браке;  рабочие,  а
также лица с низкой самооценкой здоровья.
  Обнаружено, что удовлетворенность доходом связана с такими факторами,  как
семейное положение, социальная группа  и  самооценка  здоровья.  К  наименее
удовлетворенным  своим  доходом  группам  населения  относятся:  разведенные
лица; пенсионеры по инвалидности;
учащиеся и безработные, а также лица с низкой самооценкой здоровья.
  Выявлены   факторы,   связанные   с    удовлетворенностью    возможностями
использования  денег:  пол,  возраст,   образование,   семейное   положение,
социальная группа, самооценка здоровья. К числу  групп  населения,  наименее
удовлетворенных возможностями использования денег, относятся: женщины;  лица
старше 40 лет; лица с высшим образованием; вдовые и разведенные; служащие  и
лица с низкой самооценкой здоровья.

                                                                   Таблица 3
       Средние показатели (в баллах) удовлетворенности условиями жизни
                    у жителей гг. Клинцы, Москва и Почеп

|Условия жизни               |Кливцы   |Москва    |Почеп     |
|                            |Ср.балл, |Ср.балл,  |Ср. балл. |
|                            |ранг     |ранг      |ранг      |
|1. Жилищные условия         |3,47     |3,3       |3.5|     |
|                            |(11)     |(9)       |2  |(11) |
|2. Бытовые условия в районе |         |          |   |     |
|проживания (магазины,       |         |          |   |     |
|услуги»                     |         |          |   |     |
|транспорт и т.п.)           |3,24     |3.50      |3.2|     |
|                            |(8)      |(11)      |4  |(7)  |
|3. Экологические условия в  |         |          |   |     |
|районе про                  |         |          |   |     |
|живания (чистота воздуха,   |2.61     |2,77      |3.2|     |
|воды и т.п.)                |(1)      |(3)       |5  |(8)  |
|4. Условия труда            |3,26     |3.29      |3,2|     |
|                            |(10)     |(8)       |0  |(6)  |
|5. Деньги, доход            |2,83     |2,70      |2,8|     |
|                            |(3)      |(2)       |4  |(1)  |
|6. Возможности использования|3,23     |2,90      |3.2|     |
|денег                       |(7)      |(4)       |5  |(9)  |
|7. Медицинское обслуживание |3,19     |3,19      |3.6|     |
|                            |(6)      |(7)       |2  |(12) |
|8. Возможности получения    |         |          |   |     |
|информации                  |         |          |   |     |
|(радио, телевидение, печать)|3,92     |4,06      |3.8|     |
|                            |(13)     |(13)      |3  |(13) |
|9. Досуг, спорт, развлечения|2,99     |3,00      |2.9|     |
|                            |(4)      |(5)       |3  |(3)  |
|10. Возможности общения с   |         |          |   |     |
|искусством                  |         |          |   |     |
|(кино. музеи, книги и т.п.) |3,14     |3,43      |2.8|     |
|                            |(5)      |(10)      |7  |(2)  |
|11. Политическая ситуация в |         |          |   |     |
|регионе                     |         |          |   |     |
|проживания                  |3,24     |3,01      |3.0|     |
|                            |(9)      |(6)       |9  |(4)  |
|12. Социальная и правовая   |         |          |   |     |
|защищенность                |         |          |   |     |
|(чувство безопасности)      |2,77     |2,55      |3.1|     |
|                            |(2)      |(1)       |0  |(5)  |
|13. Свобода вероисповедания,|         |          |   |     |
|политичес                   |         |          |   |     |
|кой активности              |3,65     |3,58      |3,4|     |
|                            |(12)     |(12)      |8  |(10) |
|СРЕДИ ИИ Б АЛЛ              |3,19     |3,18      |   |3,25 |

  Обнаружены   факторы,   связанные   с    удовлетворенностью    медицинским
обслуживанием: образование и самооценка здоровья. К числу  групп  населения,
наименее удовлетворенных медицинским обслуживанием, относятся лица с  высшим
и незаконченным высшим образованием.  а  также  лица  с  низкой  самооценкой
здоровья.
Обнаружено,  что  удовлетворенность   возможностями   получения   информации
зависит  от  влияния  таких  факторов,  как  уровень  образования,  семейное
положение  и  самооценка  здоровья.  К  числу  групп   населения,   наименее
удовлетворенных  возможностями  получения  информации,  относятся:  лица   с
начальным образованием; состоящие в  браке  и  разведейные;  лица  с  низкой
самооценкой здоровья.



  Выявлено, что удовлетворенность возможностями проведения досуга связана  с
такими  факторами,  как  пол,  возраст,  семейное   положение,   самооценка
здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных своим  досугом,
относятся: женщины; лица старше 40 лет; состоящие в  браке,  разведенные  и
вдовые лица и лица с низкой самооценкой здоровья.
  Получены значимые корреляции оценки возможностей общения  с  искусством  с
такими факторами, как пол, образование,  семейное  положение  и  самооценка
здоровья. К числу групп населения. наименее  удовлетворенных  возможностями
общения с искусством, относятся: женщины; лица  с  начальным  образованием;
лица, состоящие в браке, а также лица с низкой самооценкой здоровья.
  Выявлена зависимость оценки политической ситуации в регионе проживания  от
таких факторов,  как  возраст,  уровень  образования,  семейное  положение,
социальная группа и самооценка здоровья. Среди  различных  групп  населения
йаименее удовлетворены политической ситуацией лица старше 40  лет;  лица  с
высшим образованием;  вдовые;  пенсионеры  по  возрасту  и  лица  с  низкой
самооценкой здоровья.
  Выявлены факторы, связанные с  удовлетворенностью  социальной  и  правовой
защищенностью: возраст, образование, семейное положение, социальная  группа,
самооценка здоровья.  К  числу  групп  населения,  наименее  удовлетворенных
своей социальной и правовой защищенностью, относятся: лица  старше  40  лет;
лица с высшим образованием;
вдовые и разведенные; служащие, а также лица с низкой самооценкой здоровья.
  Обнаружены  факторы,  связанные   с   оценкой   свободы   вероисповедания,
политической активности: уровень образования и самооценка здоровья. К числу
групп  населения,  наименее   удовлетворенных   свободой   вероисповедания,
политической активности, относятся лица со средним образованием  и  лица  с
низкой самооценкой здоровья.
  3. Удовлетворенность основных жизненных потребностей (3 шкала). В табл.  4
представлены  средние  показатели  удовлетворенности   основных   жизненных
потребностей у жителей г. Клинцы (1050 чел.), г. Москва  (763  чел.)  и  г.
Почеп (491 чел.).
  Был проведен дисперсионный  анализ  взаимосвязи  социально-демографических
факторов с удовлетворенностью основных жизненных потребностей и самооценкой
здоровья.
  Обнаружено, что удовлетворенность работой зависит от таких  факторов.  как
социальная группа и самооценка здоровья. К числу групп населения.  наименее
удовлетворенных  своей  работой.  относятся:  безработные,  пенсионеры   по
инвалидности и лица с низкой самооценкой здоровья.
  Выявлена взаимосвязь  уровня  удовлетворенности  семейными  отношениями  и
таких факторов, как пол, семейное положение, социальная группа и самооценка
здоровья.  К  числу  групп  населения,  наименее   удовлетворенных   своими
семейными отношениями, относятся: женщины; разведенные; безработные и  лица
с низкой самооценкой здоровья.
  Выявлены факторы, связанные с оценкой  удовлетворенности-  своими  детьми:
пол, семейное полсйкеняе и самооценка здоровья. К числу групп населения,  в
наибольшей степени  озабоченных  здоровьем  и  благополучием  своих  детей,
относятся: женщины; разведенные и лица с низкой самооценкой здоровья.
  Обнаружена связь удовлетвори сти питанием  с  такими  факторами,  возраст,
уровень  образования.  семейное  положение,  социальная  группам   мооценка
здоровья. К числу групп населения, наименее  удовлетворенных  им  питанием,
относятсящица старше 40  лет;  лица  с  незаконченным  высшим  и  с  высшим
образованием; разведенные;
служащие и учащиеся; лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлены факторы, связанные с уровнем удовлетворенности отдыхом:
пол, возраст, уровень образования, семейное положение, социальная  группа  и
самооценка здоровья.  К  числу  групп  населения,  наименее  удовлетворенных
своим отдыхом, относятся: женщины;
лица старше 40 лет; лица с  высшим  образованием;  разведенные;  служащие  и
лица с низкой самооценкой здоровья.
  Выявлены  факторы,  связанные  с  удовлетворенностью  своим   материальным
положением:  пол,  семейное  положение,  социальная  группа   и   самооценка
здоровья.  К  числу  групп   населения,   наименее   удовлетворенных   своим
материальным положением, относятся:
женщины; разведенные; учащиеся, безработные  и  лица  с  низкой  самооценкой
здоровья.
Обнаружены факторы, связанные с уровнем удовлетворенности общением:
возраст, уровень образования, семейное  положение,  самооценка  здоровья.  К
числу групп населения, наименее удовлетворенных своим общением  с  друзьями,
с людьми, близкими по интересам, относятся:  лица  старше  40  лет;  лица  с
высшим образованием; разведенные и лица с низкой самооценкой здоровья.

                                                                   Таблица 4
          Средние показатели (в баллах) удовлетворенности основных
         жизненных потребностей у жителей гг. Клннцы, Москва и Почеп
|Условия жизни               |Клинцы   |Москва    |Почеп     |
|                            |Ср. балл,|Ср. балл, |Ср. балл. |
|                            |ранг     |ранг      |ранг      |
|1. Работа (характер труда,  |                                |
|отношения на                |                                |
|работе, возможности и т.п.) |3.59                    (9)     |
|                            |3.37                 (8)        |
|                            |3.48                 (4)        |
|2. Отношения в семье        |3.74                   (10)     |
|                            |3.79                (11)        |
|                            |4.05                (11)        |
|3. Дети: их здоровье и      |3,52                    (7)     |
|благополучие                |3,48                 (9)        |
|                            |3.71                 (7)        |
|4. Питание                  |3.48                    (6)     |
|                            |3.24                 (4)        |
|                            |3.72                 (8)        |
|5. Отдых                    |3.24                    (3)     |
|                            |3.08                 (3)        |
|                            |3.41                 (3)        |
|6. Доход                    |3.00                    (2)     |
|                            |2.79                 (2)        |
|                            |3.13                 (1)        |
|7. Общение с друзьями, с    |                                |
|людьми.                     |                                |
|близкими по интересам       |3.80                   (11)     |
|                            |3.60                (10)        |
|                            |3,89                (10)        |
|8. Положение в обществе     |3,55                    (8)     |
|                            |3.26                 (5)        |
|                            |3.51                 (6)        |
|9. Жизненные перспективы    |2.93                    (1)     |
|                            |2.77                 (1)        |
|                            |3.20                  (2)       |
|10. Любовь, сексуальные     |3.43                    (4)     |
|чувства                     |3.34                 (6)        |
|                            |3.87                  (9)       |
|11. Любимое занятие,        |                                |
|возможность                 |                                |
|выразить себя в чем-либо    |3.46                    (5)     |
|                            |3.34                 (7)        |
|                            |3.50                  (5)       |
|С РЕ ДНИ И БАЛЛ             |3.43                            |
|                            |3.28                            |
|                            |3.59                            |



  Выявлены  факторы,  связанные  с  удовлетворенностью  своим  положением  в
обществе: возраст, уровень  образования,  семейное  положение  и  самооценка
здоровья.  К  числу  групп  населения,  наиболее   неудовлетворенных   своим
положением в обществе, относаггся:
лица старше 40 лет; лица с высшим образованием; разведенные и лица с  низкой
самооценкой здоровья.
  Выявлены факторы, связанные с оценкой жизненных перспектив: пол,  возраст,
уровень образования, семейное  положение,  общественная  группа,  самооценка
здоровья. К числу групп населения, наиболее пессимистично  оценивающих  свое
будущее, относятся:
женщины; лица старше 40 лет; лица с начальным и с высшим образованием;
разведенные; инвалиды и безработные. а также лица с низкой самооценкой
здоровья.
  Обнаружено, что уровень удовлетворенности потребности в любви зависит  от
таких факторов, как пол, возраст, семейное положение, уровень  образования,
социальная группа и самооценка здоровья. К  числу  лиц  с  наиболее  низким
уровнем удовлетворенности потребности  в  любви  относятся:  женщины;  лица
старше 40 лет; разведенные и вдовые; лица с неполным средним  образованием;
пенсионеры по инвалидности и лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлены факторы, связанные с оценкой возможности самовыражения:
пол,  возраст,  семейное  положение,  самооценка  здоровья.  К  числу  групп
населения,  наиболее  низко  оценивающих  свои  возможности   самовыражения,
относятся: женщины; лица старше 40 лет;
разведенные и лица с низкой самооценкой здоровья.
  Выявлены  факторы,  связанные  со  средним  суммарным  баллом  по   шкале
удовлетворенности  условиями  жизни  (шкала  2):  пол,   возраст,   уровень
образования, семейное  положение  и  самооценка  здоровья.  К  числу  групп
населения, наименее удовлетворенных условиями  жизни  в  целом,  относятся:
женщины; лица старше 40 лет; лица с низким уровнем образования; разведенные
и лица с низкой самооценкой здоровья.
  Выявлены  факторы,  связанные  со  средним  суммарным  баллом   по   шкале
удовлетворенности основных жизненных потребностей (шкала 3):  пол,  возраст,
уровень образования, семейное  положение,  социальная  группа  и  самооценка
здоровья.   К   числу   групп   населения   с   наиболее   низким    уровнем
удовлетворенности основных жизненных потребностей относятся:  женщины;  лица
старше 40 лет; лица с начальным и с высшим образованием; разведенные;
инвалиды, безработные и лица с низкой самооценкой здоровья.
Таким образом, опросник «Ваше самочувствие» позволяет выявлять лиц с  низким
уровнем удовлетворенности жизнью, нуждающихся  в  получении  психологической
помощи,   а   также   группы   населения   с   наиболее   высоким    уровнем
психоэмоционального напряжения. Обследование случайных выборок  жителей  гг.
Москва, Клинцы и Почеп показало, что к  числу  групп  населения  с  наиболее
высоким уровнем  психоэмоционального  напряжения  относятся:  женщины;  лица
старше 40 лет; лица с начальным и с высшим образованием;
разведенные; пенсионеры, безработные; лица с  низкой  самооценкой  здоровья.
Представители  данных  групп  имеют  повышенную  потребность   в   получении
психологической помощи.
  Результаты   проверки   психометрических   свойств   данного    опросника
(надежность, специфичность, чувствительность и др.) свидетельствуют о  том,
что данный инструмент может быть рекомендован для внедрения при  проведении
массовых эпидемиологических обследований взрослого населения России.
Кроме того,  опросник  «Ваше  самочувствие»  целесообразно  использовать  в
  работе    специалистов    (психологов,    психотерапевтов),    проводящих
  индивидуальное  психологическое  консультирование  в  целях   диагностики
  уровня психоэмоционального напряжения и  его  источников  у  пациентов  и
  оценки динамики их психологического статуса  в процессе психокоррекции  и
  психотерапии.





смотреть на рефераты похожие на "Экспериментальные методики"