Международные отношения

Европейский союз сегодня

   Реферат по курсу «Мировая экономика и международные отношения»
   Студентки 3 курса Экономического факультета СПбГУ
   Набоковой Лолиты Владимировны
   (1999 год, оценка - «отлично»)



   Содержание

Что такое Европейский Союз ? 2
ИНСТИТУТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 3
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕС      10
Хронология расширения Сообщества  11
Европейский Союз сегодня     12
Страны-члены Европейского Союза   13
ЕС - член мирового сообщества     14
Европейский валютный союз    14

Европейский Союз


[pic]
Швеция
Финляндия
Дания
Ирландия
Англия
Нидерланды
Германия
Бельгия
Люксембург
Австрия
Франция
Италия
Греция
Испания
Португалия



Что такое Европейский Союз ?


   Европейский Союз объединяет 15 европейских  стран  с  целью  обеспечения
мира и процветания их граждан в рамках  все  более  тесного  объединения  на
основе общих экономических, политических и социальных  целей.  Страны  Союза
твердо   привержены   сбалансированному   и   устойчивому   социальному    и
экономическому  прогрессу.  В  частности,  это  достигается  путем  создания
пространства без внутренних границ, укрепления  экономической  и  социальной
интеграции и учреждения экономического и валютного союза.  Создание  единого
рынка  для  более  чем  370  миллионов   европейцев   обеспечивает   свободу
перемещения людей, товаров, услуг и капитала.

   Внутри  Европейского  Союза  разрабатывается  единая  политика  в  таких
областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика  и
охрана окружающей среды. Для отношений с внешним  миром  Союз  разрабатывает
внешнюю торговую и коммерческую политику и начинает играть все более  важную
роль на международной арене  путем  проведения  единой  внешней  политики  и
политики по вопросам безопасности.


ИНСТИТУТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА


   Интересы европейцев на международном уровне представляются  рядом  общих
институтов:

    - Европейская Комиссия
    - Совет министров
    - Европейский Парламент
    - Суд
    - Счетная палата

   Кроме этого, главы государств и правительств и Председатель  Европейской
Комиссии проводят регулярные встречи  (по  меньшей  мере  дважды  в  год)  в
рамках Европейского Совета для  выработки  стратегии  развития  Европейского
Союза и определения общих политических принципов.

   Европейский Совет не следует путать с расположенным в Страсбурге Советом
Европы.

   ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ

   Европейская Комиссия  -  исполнительный  орган  Европейского  Союза.  Её
двадцать  членов   независимы   в   своей   деятельности   от   национальных
правительств,  хотя  и  назначаются  ими.   В   Комиссию   входят   по   два
представителя от каждой из  5  крупных  стран-членов  -  Франции,  Германии,
Италии, Великобритании и Испании - и по одному от каждой из 10  малых  стран
- Бельгии,  Дании,  Греции,  Ирландии,  Люксембурга,  Нидерландов,  Австрии,
Португалии, Финляндии и Швеции. Состав Комиссии, назначаемой сроком на  пять
лет, утверждается Европейским Парламентом. С января  1995  г.  Председателем
Европейской
   Комиссии является Жак Сантер.

   Каждый член Комиссии  отвечает  за  определенную  сферу  политики  ЕС  и
возглавляет  соответствующее  подразделение  (так   называемый   Генеральный
Директорат).

   Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС,
направленной на  выполнение  основополагающих  Договоров.  Она  выступает  с
законодательными  инициативами,  а   после   утверждения   контролирует   их
претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС  Комиссия  имеет
право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд.

   Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях
политики,  в  том  числе  аграрной,  торговой,  конкурентной,  транспортной,
региональной  и  т.д.  Комиссия  имеет  исполнительный  аппарат,   а   также
управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского Союза,  в
частности программой Тасис.

   Основными рабочими языками Комиссии  служат  английский,  французский  и
немецкий,  но  все   официальные   документы   обязательно   переводятся   и
публикуются на 11  официальных  языках:  датском,  голландском,  английском,
французском, немецком,  греческом,  итальянском,  португальском,  испанском,
финском и шведском.

    Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе, Бельгия.

    ЖАК САНТЕР

   Председатель Европейской Комиссии (1995 - 2000 гг.)
   Дата и место рождения: 18 мая 1937 года, Вассербиллиг, Люксембург.
   Женат на Даниэль Бино, имеет двух сыновей.

   ОБРАЗОВАНИЕ:
   - Среднее образование: Атенеум Люксембурга (Греко-латинское отделение  -
аттестат о среднем образовании)
   -  Высшее  образование:  юридическая  школа  (экзамены  по  философии  и
литературе)
   - Юридический факультет, Страсбург (экзамены по праву)
   - Юридический факультет, Париж (докторантура)
   - Институт политических исследований, Париж

    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА:

   1961-65 Барристер в Аппеляционном суде, Люксембург
   1963-65 Атташе кабинета министра труда и социального обеспечения
   1965-66 Атташе правительства
   1966-72 Парламентский секретарь Социал-христианской партии


    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРЬЕРА:

   1972-74 Госсекретарь по делам культуры и социальной политике
   1972-74 Генеральный секретарь Социал-христианской партии
   1974-82 Председатель Социал-христианской партии
   1974-79 Член Парламента
   1975-79 Член Европейского Парламента (1975-77: Вице-Председатель)
   1976-79 Олдерман города Люксембурга
   1979-84 Министр финансов, труда и социального обеспечения
   1984-89 Председатель Правительства, министр  финансов  (с  обязанностями
министра по делам  религии,  регионального  планирования,  связи  и  средств
массовой информации)
   Июль 1989- Премьер-министр, государственный казначей,
   январь 1995 министр культуры
   С 23 января 1995 Председатель Европейской Комиссии
   1984-89 Управляющий Всемирного банка
   Апрель 1987- Председатель Европейской народной партии
   май 1990 (в которую входят христиан-демократы из всех стран-членов ЕС)
   1989-январь 1995 Управляющий Международного валютного фонда
   1991-январь 1995 Управляющий Европейского банка реконструкции и развития
(ЕБРР) в Лондоне
   Июль-декабрь 1985 Председатель Европейского Совета

    ДРУГАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
   Различные посты в культурных, общественных и спортивных организациях

    ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ:
   -   Бывший   Председатель   Люксембургской    ассоциации    католических
университетов
   - Бывший Председатель Люксембургской ассоциации католической молодежи
   - Сентябрь 1985: Почетный доктор - Университет Урбино, Италия
   - Июль 1986: Медаль Роберта Шумана от группы Европейской народной партии
   - Май 1990: Почетный доктор - Университет Кларк
   - Май 1991: Приз Роберта Шумана
   - Сентябрь 1991: Почетный доктор - Университет Майами
   - Май 1993: Большой Крест Ордена Папы Пия Х
   - Апрель 1994: Почетный доктор - Румынская Академия экономики, Бухарест

   Члены Комиссии (1995-2000)

   Жак   Сантер,   председатель:   Генеральный   секретариат;   Объединение
перспективных исследований; Генеральная инспекция; Правовая служба;  вопросы
валютной политики (совместно с г-ном де Силги);  Пресс-служба;  Объединенная
служба устных  переводов  и  подготовки  конференций,  служба  безопасности,
общая внешняя политика и политика безопасности (совместно с  г-ном  ван  ден
Бруком); организационные вопросы.

   Мануэль   Марин,   заместитель   председателя:   внешние   сношения   со
Средиземноморьем (южным), Ближним и Средним Востоком, Латинской  Америкой  и
Азией (кроме Японии, Китая, Южной Кореи, Гонконга, Макао, Тайваня).

   Сэр Леон Бриттэн, заместитель председателя: внешние сношения с  Северной
Америкой,  Австралией,  Новой  Зеландией,  Японией,  Китаем,  Южной  Кореей,
Гонконгом,  Макао,  Тайванем;  общая  торговая  политика;  отношения  с  ВТО
(Всемирная организация торговли) и ОЭСР.

   Мартин   Бангеманн:   промышленность,   информационные   технологии    и
елекоммуникации.

   Карел ван Миерт: политика в области конкуренции.

   Ханс ван ден Брук: внешние сношения со странами Центральной и  Восточной
Европы (ЦВЕ) и странами бывшего Советского Союза, Турцией,  Кипром,  Мальтой
и  другими  европейскими  странами;  общая  внешняя  политика   и   политика
безопасности (совместно  с  г-ном  Сантером),  зарубежные  представительства
Европейской Комиссии.

   Жуан ди Деуш Пиньеру: внешние сношения со  странами  Африки,  Карибского
бассейна и Тихого океана, Южной Африкой; Ломейская конвенция.

   Патрик  Флинн:  вопросы  социальной  политики  и  занятости;   связи   с
Экономическим и социальным комитетом.

   Марселино  Орьеха:  отношения  с  Европейским   Парламентом;   связи   с
государствами-членами по  вопросам  гласности,  коммуникации  и  информации;
культура и аудиовизуальные средства; Служба официальных публикаций.

   Эдит  Крессон:  наука,  исследования  и   развитие;   Центр   совместных
исследований; людские  ресурсы,  образование,  профессиональное  обучение  и
молодежь.

   Ритт Бьеррегор: охрана окружающей среды и проблема ядерной безопасности.

   Моника  Вольф-Матис:  региональная  политика;  отношения   с   Комитетом
регионов; управление Фондом сплочения (совместно с г-ном  Кинноком  и  г-жой
Бьеррегор).

   Нил Киннок: транспорт (включая трансевропейские железнодорожные сети).

   Марио Монти: внутренний рынок, финансовые службы; таможенная политика  и
косвенное налогообложение, прямое налогообложение.

   Эмма Бонино: политика в  области  потребления;  Управление  гуманитарной
помощи Европейского Союза; рыболовство.

   Ив-Тибо де Силги: экономические и финансовые вопросы;  вопросы  валютной
политики (совместно с г-ном  Сантером);  кредиты  и  инвестиции;  управление
статистики.

   Кристос Папуцис: энергетика и агентство по поставкам  ядерного  сырья  в
государства-члены Евратома; мелкие и средние предприятия; туризм.

   Анита Градин: вопросы иммиграции, внутренних дел и юстиции; отношения  с
омбудсманом; финансовый контроль;  борьба  с  мошенничеством  и  финансовыми
злоупотреблениями.

   Франц Фишлер: сельское хозяйство и развитие сельских районов.

   Эркки  Лииканен:  бюджет,  кадровые  вопросы  и  администрация;   служба
письменного перевода и информатики.

    СОВЕТ МИНИСТРОВ

   Совет  министров  является  основным  органом   принятия   решений.   Он
собирается на уровне  министров  национальных  правительств,  и  его  состав
меняется в зависимости от обсуждаемых вопросов (Совет министров  иностранных
дел, Совет министров экономики и т.д.)

   В рамках Совета представители правительств  государств-членов  обсуждают
законодательные  акты  Сообщества  и  принимают  либо  отвергают  их   путем
голосования.  Решения  в   Совете   принимаются   либо   единогласно,   либо
квалифицированным большинством, и они не могут быть отменены.

   В Совете министров действует система ротации, в соответствии  с  которой
представитель  каждого  из  государств-членов   поочередно   занимает   пост
председателя в течение шести месяцев.

    Порядок ротации стран-председателей на ближайшие 5 лет:

|Нидерланды    |1 января - 30 июня 1997        |
|Люксембург    |1 июля - 31 декабря 1997       |
|Великобритания|1 января - 30 июня 1998        |
|Австрия       |1 июля - 31 декабря 1998       |
|Германия      |1 января - 30 июня 1999        |
|Финляндия     |1 июля - 31 декабря 1999       |
|Португалия    |1 января - 30 июня 2000        |
|Франция       |1 июля - 31 декабря 2000       |
|Швеция        |1 января - 30 июня 2001        |
|Бельгия       |1 июля - 31 декабря 2001       |



   ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ

   Европейский Парламенты является собранием  из  626  депутатов,  напрямую
избираемых гражданами стран-членов  ЕС  сроком  на  пять  лет.  Председатель
Европарламента избирается  на  два  с  половиной  года.  Члены  Европейского
Парламента объединяются не по национальному признаку,  а  в  соответствии  с
политической ориентацией. В  настоящее  время  в  Европарламенте  создано  9
депутатских  групп,  среди  которых  наиболее  широко  представлена   группа
европейских социалистов (217 депутатов).
   Депутаты  изучают  законопроекты  и  утверждают  бюджет.  Они  принимают
совместные  решения  с  Советом   Министров   по   конкретным   вопросам   и
контролируют работу  Советов  ЕС  и  Европейской  Комиссии.  Депутаты  также
самостоятельно поднимают вопросы, касающиеся России,  в  частности  в  таких
сферах, как приграничное сотрудничество  и  инициативы  по  укреплению  прав
человека и демократии,  взаимодействие  в  области  высшего  образования,  а
также в рамках проектов по охране  окружающей  среды  и  содействию  свободе
печати.
   Парламент  обладает  правом  роспуска  Европейской  Комиссии   (которым,
впрочем, он никогда не пользовался). Одобрение Парламента  требуется  и  при
принятии в Сообщество новых членов, а также  при  заключении  соглашений  об
ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.
   Парламент  назначает  омбудсмена,   наделенного   правом   принимать   к
рассмотрению  жалобы,  касающиеся  институтов  или  органов  ЕС,   а   также
направлять отчеты Парламенту.
   Европарламент проводит пленарные  заседания  в  Страсбурге  (Франция)  и
Брюсселе (Бельгия).

    ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД

   Европейский  суд  проводит  свои  заседания  в  Люксембурге  и  является
судебным органом ЕС высшей инстанции.
   Суд   регулирует   разногласия   между   государствами-членами;    между
государствами-членами и самим  Европейским  Союзом;  между  институтами  ЕС;
между ЕС и физическими либо юридическими  лицами,  включая  сотрудников  его
органов. Суд дает заключения по международным соглашениям; он также  выносит
предварительные  постановления  по  делам,  переданным   ему   национальными
судами,  впрочем,  не  имеющие  юридической  силы.   Разумеется,   под   его
юрисдикцию не попадают  области,  не  охваченные  договорами  ЕС,  например,
уголовное право.
   В  соответствии  с  Маастрихтским  договором  Суду  предоставлено  право
налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.
   Суд состоит из 15 судей, по одному от каждого из государств-членов.  Они
назначаются на шестилетний срок, который  может  быть  продлен.  Каждые  три
года обновляется половина состава судей.

   СЧЕТНАЯ ПАЛАТА

   Счетная палата начала работу в 1977 году с целью проверки всех  расходов
ЕС или созданных им институтов. Она состоит  из  15  членов,  избираемых  на
шесть лет и полностью независимых в своей деятельности.



ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕС


   Уже  после  первой  мировой  войны  европейская  идея  присутствовала  в
политических дискуссиях, но не привела  к  конкретным  шагам.  Затем,  после
разрушений,  которые  принесла  вторая  мировая  война,  европейские  лидеры
пришли к убеждению,  что  сотрудничество  и  общие  усилия  являются  лучшим
способом обеспечения мира, стабильности  и  процветания  в  Европе.  Процесс
начался 9 мая 1950 года  речью  Роберта  Шумана,  Министра  иностранных  дел
Франции, предложившего объединить угольную  и  сталелитейную  промышленность
Франции и Федеративной Республики Германии.
   Эта  концепция  была  реализована  в  1951  году  Парижском   Договором,
установившим Европейское сообщество угля и стали с шестью  странами-членами:
Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Успех  Договора
воодушевил эти шесть стран расширить процесс на другие сферы.
   В  1957  году  Римский  Договор  установил   Европейское   экономическое
сообщество   и   Европейское   сообщество   по   атомной    энергии.    Они,
соответственно,  были  нацелены  на  создание  таможенного  союза  и   ломку
внутренних торговых барьеров внутри Сообщества,  а  также  развитие  ядерной
энергии в мирных целях.
   В 1967 году произошло слияние исполнительных органов трех  Сообществ,  в
результате чего была создана  базовая  структура,  признаваемая  сегодня,  с
такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет,  Парламент  и
Суд.
   Следующим краеугольным камнем в  процессе  европейской  интеграции  стал
Маастрихтский Договор 1992 года, который определил три  столпа  Европейского
Союза:  первый   -   это   Европейское   Сообщество,   два   новых   -   это
межправительственное сотрудничество в международной  политике  и  в  области
безопасности,  а  также  в  правосудии  и  внутренних  делах.  Кроме   того,
Маастрихтский  Договор  определил  рамки  для  единой   валюты   и   большей
политической интеграции.
   Дальнейшие шаги обсуждались на Межправительственной конференции, которая
началась в 1996 году  в  Турине  и  завершилась  подписанием  Амстердамского
договора  в  июне  1997  года.  Задачей  следующего  века  будет  расширение
Европейского Союза и включение новых стран-членов - особенно из  Центральной
и Восточной Европы.


 Хронология расширения Сообщества


   Европейское Сообщество развивалось поэтапно. Важным критерием членства в
Сообществе  является  наличие  в  стране   демократического   правительства,
деятельность которого построена на принципе плюрализма.
   1 января 1958 г.: Договоры о Европейском экономическом сообществе  (ЕЭС)
и Евратоме вступают в действие.
   Июль 1961 г.: ЕЭС и Греция  подписывают  соглашение  об  ассоциированном
членстве.
   Декабрь 1964 г.: вступает в силу соглашение об ассоциированном  членстве
с Турцией.
   Январь 1973 г.: Вступление Дании, Ирландии и  Соединенного  Королевства.
Число членов Сообщества выросло до 9.
   Январь 1981 г.: Вступление Греции.
   Январь 1986 г.:  Вступление  Испании  и  Португалии.  Сообщество  теперь
насчитывает 12 государств-членов. Соглашения об ассоциированном  членстве  с
Кипром и Мальтой.
   Январь 1994 г.:  Соглашение  о  Европейском  экономическом  пространстве
(ЕЭП) вступает в силу, распространяя многие преимущества  единого  рынка  ЕС
на страны ЕАСТ.
   Февраль 1994 г.: Вступают в силу "Европейские" соглашения или соглашения
об ассоциированном членстве с Польшей и  Венгрией.  Соглашения  признают  за
подписавшими их государствами право стать полноправными членами  Союза,  как
только они будут соответствовать всем требованиям,  предъявляемым  к  членам
ЕС.
   Апрель  1994  г.:  Польша  и  Венгрия  представили  на  рассмотрение  ЕС
заявления о вступлении.
   Январь  1995  г.:  Австрия,  Финляндия   и   Швеция   присоединились   к
Европейскому Союзу, после того как успешные  переговоры  о  вступлении  были
подтверждены на национальных референдумах. Таким  образом,  EС  довел  число
своих членов до 15.  Норвегия,  которая  принимала  участие  в  переговорах,
решила не  вступать  в  ЕС  ввиду  отрицательных  результатов  национального
референдума в ноябре 1994 г.
   Февраль 1995.: Вступили в силу Европейские соглашения между ЕС и Чешской
республикой, Словакией, Болгарией и Румынией.
   Июль 1997 г.: Европейская Комиссия приняла решение приступить  в  начале
1998 года к переговорам о вступлении в ЕС с  Чешской  Республикой,  Польшей,
Венгрией, Эстонией, Словенией и Кипром.


Европейский Союз сегодня


   В ЕС входят 15  госудаств-членов  с  общей  численностью  населения  370
миллионов  человек  (включая  17  миллионов   населения   бывшей   Восточной
Германии). Это самый крупный в мире торговый блок.
   1 января 1993 г. официально  начал  функционировать  Единый  европейский
рынок, ликвидировавший практически все барьеры  для  свободного  движения  в
рамках Сообщества людей, товаров, услуг и капитала. Со вступлением в силу  1
ноября 1993 г.  Маастрихстского  договора  о  Европейском  Союзе  Сообщество
сделало необратимый шаг к созданию экономического и валютного  союза  (ЭВС),
а  также  к  введению  единой  валюты,  с  одной   стороны,   и   достижению
политического  союза  -  с  другой.  По  Маастрихтскому  договору   граждане
государств-членов получают также право на Европейское гражданство.
   Выполнение целей, содержащихся в Договорах (достижение  четырех  свобод,
т.е.  свободы  движения  людей,  товаров,  капитала  и  услуг,  создание   и
проведение общей политики во  все  большем  количестве  областей),  ведет  к
постепенной  передаче  части  суверенитета   государств-членов   европейским
институтам.
   Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным  образом
путем  проведения   общей   политики   (сельское   хозяйство,   рыболовство,
транспорт, окружающая среда,  внешняя  торговля,  развитие,  конкурентная  и
региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих  проектов
и   программ   (научные   исследования   и   разработки,   телекоммуникации,
координация экономической политики государств-членов с целью  экономического
и социального  сплочения,  социальная  политика,  экономический  и  валютный
союз).
   ЕС присущи многообразие культурных различий и  уважение  к  ним.  Каждый
официальный документ должен быть переведен  на  девять  официальных  языков;
поощряется развитие языков и культур малых народов.


Страны-члены Европейского Союза



|Страна       |Площадь (кв. км)|Население (тыс. |Год вступления в|
|             |                |чел.)           |ЕС              |
|Австрия      |83.900          |8 047           |1995            |
|Бельгия      |30.500          |10 137          |1951            |
|Дания        |43.100          |5 228           |1973            |
|Германия     |356.900         |81 661          |1951            |
|Греция       |132.000         |10 454          |1981            |
|Ирландия     |70.300          |3 598           |1973            |
|Испания      |504.800         |39 210          |1986            |
|Италия       |301.300         |57 301          |1951            |
|Люксембург   |2.600           |410             |1951            |
|Нидерланды   |41.200          |15 459          |1951            |
|Португалия   |92.400          |9 917           |1986            |
|Соединенное  |244.100         |58 606          |1973            |
|Королевство  |                |                |                |
|Финляндия    |337.100         |5 108           |1995            |
|Франция      |544.000         |58 198          |1951            |
|Швеция       |450.000         |8 827           |1995            |


ЕС - член мирового сообщества


   ЕС  является  одним  из  трех  основных  и  наиболее  развитых   центров
современного мира, наряду с Соединенными Штатами Америки и Японией.
   ЕС - крупнейшая мировая  торговая  держава;  на  него  приходится  почти
четверть   мировой   торговли.   Это   также    крупнейший    нетто-импортер
сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится  и  основная  часть
помощи развивающимся странам.
   В соответствии с Ломейской конвенцией, ЕС имеет соглашения об ассоциации
с 69 странами Африки, Карибского моря и  Тихоокеанского  бассейна,  к  числу
которых относится и большинство беднейших стран  мира.  Еще  примерно  с  60
странами ЕС заключил двусторонние договоры различного типа.
   В целом ЕС поддерживает  дипломатические  отношения  более  чем  со  130
странами мира. Он участвует в работе ОЭСР и имеет статус наблюдателя в  ООН.
Он принимает участие в ежегодных встречах  на  высшем  уровне  семи  ведущих
государств Запада - в  лице  четырех  своих  крупнейших  членов  -  Франции,
Германии,  Великобритании  и  Италии,  а  также  президента   Комиссии   ЕС,
непосредственно представляющего Союз.
   ЕС с самого начала является  активным  участником  процесса  СБСЕ  (ныне
ОБСЕ).



Европейский валютный союз


Европейский валютный союз устранит границы для денежного обращения и  вместо
множества национальных  валют  появится  единая  денежная  единица  -  евро.
Впервые   страны-участницы   должны   будут   соединить    такие    основные
экономические элементы, как денежная  политика  и  валютные  курсы.  Будущий
Европейский центральный банк и национальные центральные банки объединятся  и
преобразуются в Систему центральных банков Европы, главнейшей целью  которой
будет сохранение и поддержание стабильности денежной единицы. В договоре  "О
Европейском союзе", подписанном в Маастрихте  в  1992  году,  были  намечены
условия  для  участия,  сроки  создания   и   институциональное   оформление
Европейского  валютного  союза.   Страны   Европейского   Союза   официально
обязались вступить в Европейский валютный союз не позднее начала  1999  года
в  случае,  если  ими  будут  выполнены   надлежащие   предпосылки.   Причем
Великобритания и Дания оставили за собой право отказа. Европа  находится  на
пути к становлению  валютного  союза  уже  в  течение  длительного  времени.
Первый этап этого процесса начался в  1990  году,  с  момента  либерализации
оборота капиталов. Пройден и второй этап становления, когда в 1994  году  во
Франкфурте-на-Майне   был   основан   Европейский   валютный   институт    -
предшественник Европейского центрального банка. В соответствии с  договором,
подписанным в Маастрихте, третий  и  последний  этап  становления  валютного
союза должен начаться не позднее 1 января 1999 года. К этому сроку  обменные
курсы  национальных  валют  по  отношению  к  евро  и  между   собой   будут
зафиксированы по взаимной договоренности и без  права  отзыва.  Национальные
центральные банки  участвующих  стран  снимают  с  себя  ответственность  за
денежную политику и базовую процентную ставку и возлагают ее на  Европейский
центральный банк. Для тех стран, которые  не  сразу  вступят  в  Европейский
валютный союз, будет создан Союз обменных курсов  (ЕВС  2),  который  явится
мостиком к более позднему их членству в ЕВС.
 С момента создания  валютного  союза  в  1999  году  начинается  переходный
период, который может продлиться до трех лет. В начале этого этапа  денежные
институты переведут на евро, к примеру,  все  свои  операции  с  Европейским
центральным банком, далее - в зависимости от страны -  будут  переведены  на
евро межбанковский платежный оборот, а  также  сделки  с  ценными  бумагами.
Таким образом, безналичные деньги  уже  достаточно  рано  перейдут  в  евро.
Евробанкноты и монеты появятся в обращение только
 к началу 2002 года. Переход всех  прочих  секторов  должен  завершиться  не
позднее 1  июля  2002  года.  В  соответствии  с  договором,  подписанным  в
Маастрихте, основными требованиями для участия в Европейском валютном  союзе
являются наличие низких темпов инфляции,  стабильных  курсов  обмена  валют,
сравнительно низких процентных ставок, а  также  приемлемой  государственной
задолженности, т.е. чтобы дефицит бюджета  не  превышал  3%,  а  общий  долг
составлял максимально 60%  от  совокупной  экономической  производительности
страны (валовой  внутренний  продукт).  По  состоянию  на  сегодняшний  день
шансами для членства в Европейском валютном союзе с самого начала  наряду  с
Францией и Германией обладают страны Бенилюкса, Австрия,
 Ирландия, Финляндия, а также при известных обстоятельствах -  Португалия  и
Испания.
 Валютный союз создает второй по величине финансовый рынок в  мире,  который
будет предлагать более широкие возможности вложений  и  финансирования,  чем
сегодняшние   разрозненные   валютные   рынки.   Географическая    заграница
превращается  для  стран-участников  практически  во  внутренний  финансовый
рынок. С начала  деятельности  Европейского  валютного  союза  в  1999  году
следует  рассчитывать  на  переход  биржевых  курсов  на   евровалюту.   Для
отдельных рынков ценных бумаг будет характерна большая  конкурентная  борьба
и прозрачность, что принесет выгоду и восточноевропейским
 странам за счет более благоприятных условий финансирования.
 В операциях  с  акциями  становится  шире  выбор  ценных  бумаг  без  риска
изменения курсов валют. Европейский валютный союз способствует  и  появлению
большого рынка еврозаймов. Исчезнет разница в  процентных  ставках,  которая
основывается на ожиданиях изменения курсов. Различия в курсах  и  процентных
ставках будут зависеть только от доверия к заемщикам,  ликвидности  рынка  и
наличия деривативных гарантий, а также различий в налогообложении.  Займы  в
экю  будут  пересчитаны  в   евровалюту   в   пропорции   один   к   одному.
Инвестиционные фонды  получат  выгоду  от  ожидаемого  оживления  на  рынках
ценных бумаг.





смотреть на рефераты похожие на "Европейский союз сегодня"