Международные отношения

Нетарифные методы госрегулирования внешней торговли


    Нетарифные   методы   государственного   регулирования   внешнеторговой
деятельности.



    Во  всех  странах  регулирование  внешней  торговли  -  основной  формы
экономического сотрудничества между странами  -  осуществляется  в  той  или
иной  мере  государством  в   зависимости   от   ставящихся   экономических,
социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.
    Сфера внешней торговли дает  огромные  возможности  для  становления  и
развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания  благосостояния
народа. Известны две модели внешней торговли,  из  которых  каждая  в  своей
стране  показала   себя   успешной.   Это   модель   с   очень   совершенной
инфраструктурой внешней торговли, действующая в США, и примерно  похожие  на
нее в других  странах  с  развитой  рыночной  экономикой,  и  вторая  модель
внешней торговли, просуществовавшая около 70 лет в СССР на основе  принятого
22 апреля 1918 г. закона о государственной монополии внешней торговли.
    В США в каждой отрасли  экономики,  при  промышленных  корпорациях  или
отдельно от  них  имеются  специализированные  по  товарам  торговые  фирмы,
выступающие юридическими лицами при  заключении  контрактов  по  экспорту  и
импорту  товаров.  Они  прекрасно  оснащены  вычислительной  и  канцелярской
техникой, укомплектованы людьми, имеющими специальное образование и  опыт  в
работе. Такая торговая фирма, как правило, имеет в  своей  структуре,  кроме
опытных  товароведов,   службу,   изучающую   конъюнктуру   мировых   рынков
соответствующих товаров в целях определения  цен  на  них  по  подписываемым
контрактам, а также юридическое и транспортное подразделения.
    В зерновой отрасли США, например, существуют крупные, мирового значения
торговые компании, имеющие свои филиалы в других  странах  -  "Континентал",
"Каргил", "Дрейфус" (созданные еще в XIX  веке)  и  другие,  профессионально
ведущие   внешнюю   торговлю   зерном.   Совместно   с   Минсельхозом    США
(государством) и фермерами  они  обеспечивают  эффективное  функционирование
инфраструктуры в стране, связанной с экспортом и  импортом  зерна.  В  годы,
когда цены на зерно на  мировом  рынке  складываются  ниже  себестоимости  у
фермеров, Минсельхоз доплачивает фермерам  за  зерно,  поставленное  ими  на
экспорт.
    В стране имеются специализированные институты, на договорных основаниях
выполняющие работы для заказчиков по  разным  вопросам  экспорта  и  импорта
товаров. Со стороны государства в регулировании внешней торговли в  той  или
иной  степени  участвуют  Министерство  торговли,   Министерство   сельского
хозяйства,   Министерство   финансов,    Администрация    по    судоходству,
Министерство энергетики и Госдепартамент.
    США - знаток и мастер экономического регулирования - находятся сейчас в
благоприятной  фазе  роста  экономического  цикла.   Они   в   экономическом
соревновании стран с развитой рыночной экономикой  заняли  первое  место,  и
роль в этом внешней торговли первозначна  (Япония  заняла  второе  место,  а
Россия - близкое ко второй сотне).
    Отрицательные  последствия   глубокого   валютно-финансового   кризиса,
разразившегося осенью прошлого года в странах Юго-Восточной  Азии,  а  затем
распространившегося  на  другие  страны,  задели  США  немного.   В   России
негативные последствия этого кризиса оцениваются  пока  в  полгода  задержки
экономических реформ.
    В  других  странах  с  развитой  рыночной  экономикой  регулирование  и
направление  внешнеэкономической  деятельности   в   интересах   государства
ведется особенно  отчетливо  в  Японии,  Италии,  Швеции,  Норвегии,  Индии,
Бразилии и некоторых других странах, но оно в той или иной мере имеет  место
во всех странах.
    В  Норвегии,  социальная  система  которой  основывается  на  принципах
общества  социального  благоденствия,  внешняя  торговля   является   важным
источником повышения материального благополучия  народа.  Например,  ресурсы
нефти, газа и  других  минеральных  ископаемых  считаются  достоянием  всего
народа,  и  определенный  процент  выручки  от  их  экспорта  систематически
отчисляется на счета каждой семьи, которая в этом нуждается.
    Социальная система  с  развитой  рыночной  экономикой,  существующая  в
Швеции и  Норвегии,  не  допускает  огромного  разрыва  между  богатством  и
благополучием  основного  в  стране,  многочисленного  среднего  класса,   в
отличие  от  социальной  политики,  присущей  странам  с  развитой  рыночной
экономикой, основывающейся на монетаризме.
    В СССР осуществление внешней  торговли  и  других  видов  экономической
деятельности по действовавшему в стране закону о монополии внешней  торговли
было  исключительным   правом   государства   и   его   органов,   а   также
специализированных внешнеторговых объединений.  На  каждый  наступающий  год
Правительство утверждало план по экспорту и импорту товаров, валютный  план,
на основе которых производилась продажа и закупка товаров за границей.
    В  Советском  Союзе   было   свыше   50   внешнеторговых   объединений,
специализированных по товарам, они вели переговоры и выступали  юридическими
лицами при подписании контрактов по экспорту и импорту  товаров.  В  системе
Минвнешторга   работали   люди   с   высшим   техническим   и   коммерческим
образованием,  владеющие  иностранными  языками,  имеющие   профессиональный
опыт. Инфраструктура внешнеторговых объединений практически  была  такой  же
совершенной, как и у американских солидных торговых фирм.
    С участием Конъюнктурного института (НИКИ) и внешнеторговых объединений
в  Минвнешторге  вырабатывалась  тактика  по  экспорту  и  импорту  основных
товаров с учетом конъюнктуры, складывающейся  на  мировых  товарных  рынках.
Выбор торговой фирмы для совершения с ней  торговой  операции,  проверка  ее
солидности имели первостепенное значение.
    В объединениях по каждому заключенному контракту по импорту и  экспорту
определялась коммерческая эффективность, и была  установлена  отчетность  по
этому показателю.  Деятельность  внешнеторговых  объединений  систематически
проверялась Комитетом народного контроля, за преступления лица,  допустившие
их, наказывались соответственно содеянному.
    Определение  экспорта  и  импорта  в   объемах   страны   и   созданная
инфраструктура внешней торговли  позволяли  регулировать  ее  по  времени  и
разрабатывать  тактику  закупки  и  продажи  товаров,  используя  при   этом
конъюнктуру мировых рынков с наиболее возможной выгодой.
    Основной объем внешней торговли приходился на страны СЭВ и Китай, но  и
по странам с рыночной экономикой он ежегодно возрастал, за исключением  США,
которые в период "холодной войны" и до  распада  СССР  ограничивали  внешнюю
торговлю с Советским Союзом.
    Одним из примеров того, что государственная монополия - это  не  всегда
плохо, является наша закупка в 1972 г. в  США,  в  очень  сложных  условиях,
около 20 млн. т зерна, когда  засуха  в  СССР  погубила  значительную  часть
урожая. До этого ни одна страна  не  закупала  в  один  год  таких  огромных
количеств зерна, и эта закупка неизбежно  предопределила  ценовой  взрыв  на
мировом зерновом рынке.
    Сразу после нашей закупки зерна в США цены на  него  на  мировом  рынке
резко подскочили. Например, на пшеницу, закупленную по  самой  низкой  цене,
существовавшей  тогда  на  мировом  рынке  -  60  долларов  за  тонну,  цена
подскочила до 100 долларов с тенденцией дальнейшего роста.
    В результате СССР по одной  этой  сделке  сэкономил  порядка  600  млн.
долларов. Это и сейчас, четверть века  спустя,  внушительная  цифра.  И  все
потому, что дело было поручено профессионалам, они правильно выбрали  фирмы,
с которыми заключали контракты, умело сталкивали их интересы. Блестяще  была
использована  монополия  внешней  торговли  по  разработке  единой   тактики
переговоров с руководством из единого центра.
    Эта   внешнеторговая   операция   потом    тщательно    анализировалась
американскими компетентными органами. Было много  противоречивых  публикаций
в американской прессе, издано три книги, одна  из  них  называлась  "Большое
зерновое ограбление", которую  можно  было  бы  назвать  триумфом  советской
внешней торговли. Состоялось специальное  слушание  на  заседании  комиссии,
созданной  Сенатом,  с  акцентом  на  том,  почему  соответствующие   службы
своевременно не вскрыли истинное положение  с  урожаем  в  СССР  и  не  была
повышена цена на зерно. Минсельхоз США вынужден  был  давать  объяснения  по
этим вопросам, некоторые его  сотрудники  подали  в  отставку.  К  советской
стороне претензий не было.
    Экспорт России сейчас носит ярко выраженный сырьевой характер, присущий
странам с неразвитой промышленностью.  В  стране  в  последние  годы  многие
промышленные  предприятия  остановлены,  упало  производство   продукции   с
глубокой степенью переработки, машин,  оборудования,  транспортных  средств,
наукоемкой и другой промышленной  продукции.  При  проведении  либерализации
внешней торговли в стране в 1988 г.  ставилась  задача  увеличения  экспорта
этой продукции, но за прошедший период ситуация лишь ухудшилась.
    На внешней  торговле  России  отражается  и  то,  что  добрая  половина
экономики  ушла  в  тень,  и  за  границу  изощренными   путями   переведены
колоссальные средства. Налоги же в казну  не  платятся,  зарплата  и  пенсии
часто задерживаются.
    Однако в стране - в центре и регионах созданы не только новые  солидные
компании, но и множество мелких  внешнеторговых  фирм,  без  соответствующей
инфраструктуры,  на  которых  работают  и  даже  возглавляют  их  люди,   не
компетентные в вопросах внешней торговли.
    На рынок России часто проникают  без  какого-либо  заслона  иностранные
торговые фирмы (некоторые из них  возглавлялись  гражданами,  выехавшими  из
России), создаваемые "на один день", чтобы отхватить  кусок  и  безнаказанно
уйти вовремя.
    В последние годы в стране многие тысячи  промышленных,  транспортных  и
сельскохозяйственных  предприятий,  научно-исследовательских  организаций  и
акционерных  обществ  участвуют  во   внешнеэкономической   деятельности   и
непосредственно заключают контракты и соглашения с  иностранными  фирмами  и
организациями, в ряде случаев с большими потерями для российской стороны.
    В  нефтяном  секторе   страны   при   попустительстве   соответствующих
государственных структур были созданы и до  недавнего  времени  существовали
более 150 фирм по экспорту нефти, сбивавшие цену на нее  на  мировом  рынке,
притом что компаний, добывающих нефть, было на порядок меньше  (ни  в  одной
стране, экспортирующей нефть, такого количества фирм - экспортеров нефти  не
допускается). Естественно, это  привело  к  большим  потерям  поступлений  в
бюджет государства и нанесло урон отрасли.
    В странах, в основе экономики которых, как в России,  лежат  доходы  от
топливно-энергетического  сектора,  экспорт  нефти   жестко   контролируется
государством.  В  условиях  наступившего  кризиса  и  произошедшего   обвала
мировых цен на нефть наиболее эффективной мерой в  нефтяном  бизнесе  страны
было бы введение государственной монополии на экспорт нефти.
    При экономической неразберихе и хозяйственном хаосе в стране во внешней
торговле возник ряд серьезных  проблем  и  негативных  явлений,  значительно
снижающих ее эффективность.
    Государственной Думой принят  7  июля  1995  г.  Федеральный  закон  "О
государственном   регулировании   внешнеторговой   деятельности",    который
предусматривает регулирование государством внешнеторговой деятельности  (ст.
12) и возможность введения государственной монополии  на  экспорт  и  импорт
некоторых товаров (ст. 17), но он не действует.  Необходимо  непосредственно
в  законе   определить   конкретно,   на   какие   товары   следует   ввести
государственную  монополию,  и  какие  структуры  будут  осуществлять  такие
операции.
    Таможенная  служба  является   частью   системы   федеральных   органов
исполнительной   власти   и   становится   важным    фактором    обеспечения
экономической  безопасности  РФ.  Созданы  необходимые   правовая   база   и
таможенная   инфраструктура,   способные   обеспечить   выполнение    задач,
поставленных  перед  таможенными  органами  Президентом   и   Правительством
России.  ГТК  предстоит  ответственная  работа  в   связи   с   утверждением
Федеральной целевой программы развития таможенной  службы  России  на  1996-
1997 годы и на период до 2000  года,  в  которой  определены  стратегические
направления и конкретные задачи.
    Роль российской таможенной системы возросла в последние годы в связи  с
тем, что значимость таможенного контроля и регулирования  по  мере  развития
интеграционных процессов усиливается.
    Таможенная граница является первым местом оценки соответствия стоимости
и потребительской стоимости, цены и качества  товаров.  Отсюда  актуальность
наиболее точной оценки таможенной  стоимости  и  товарной  (товароведческой)
экспертизы товаров, что  важно  также  и  для  экспортируемых  отечественных
товаров, к  более  высокому  мировому  рейтингу  которых  должно  стремиться
государство.
    Участники   внешнеэкономической   деятельности    нередко    используют
манипуляции с таможенной стоимостью как один из  способов  ухода  от  уплаты
таможенных  платежей.  Это  послужило  причиной  замены  адвалорных   ставок
таможенных  платежей  на  специфические  и  комбинированные.  Такая   замена
произошла по тем товарным группам, по  которым  контрактные  цены  постоянно
занижались.
    Практика показывает, что назрела насущная  необходимость  в  дальнейшей
регламентации контрактных условий. Хотя в международной  торговле  действуют
принципы "свободы договора", "свободы волеизъявления", в  то  же  время  для
таможенного оформления (заполнения  ГТД,  ДТС,  паспорта  сделки)  требуется
наличие  определенных  сведений,  которые   отражаются   во   внешнеторговых
контрактах. Эти  сведения  должны  позволять  применять  методы  определения
таможенной  стоимости  и  таким  образом  ее  контролировать.  А  для  этого
обязательно, прежде всего, наличие условий поставки товара через  таможенную
границу.
    Так, в соответствии с приказом ГТК РФ N 1 от 5 января 1994 г.  контракт
признается  документом,  подтверждающим  таможенную  стоимость  ,  если   он
содержит следующие данные:  подробные  сведения  о  продавце  и  покупателе,
условия поставки (по "ИНКОТЕРМС-90"), перечень товаров с  указанием  цен  за
единицу каждого, а также их общую стоимость; при наличии скидок  (исходя  из
условий сделки в  контракте  и  в  инвойсе)  -  условия  их  предоставления;
необходимые реквизиты контракта, подписи и  печати.  Важной  характеристикой
контрактной  цены  товара  могут  служить  сведения  о   его   ассортименте,
качестве, условиях  и  сроках  оплаты.  При  несоответствии  предоставляемых
сведений указанным требованиям таможенный орган вправе не  признавать  их  в
качестве условий, подтверждающих таможенную стоимость.
    Преимущества, получаемые во внешней торговле, возникают, как  известно,
и в связи с использованием административных  средств  регулирования  внешней
торговли. Ведь до сих пор ни одна  из  зарубежных  стран  не  отказалась  от
применения административных инструментов регулирования экспорта  и  импорта.
Количественные ограничения охватывают почти 30%  продовольственных  товаров,
13% топлива и около  10%  текстильных  изделий,  импортируемых  экономически
развитыми странами Запада.  Так,  Германия  устанавливает  квоты  на  импорт
угля, Франция - на нефть  и  нефтепродукты,  Австрия  -  на  вино  и  мясные
консервы,  Финляндия  -  на  растительные  масла,  нефть  и   нефтепродукты.
Глобальное квотирование широко применяют США, Канада, Мексика, Индия,  Южная
Корея.
    В свою очередь посредством лицензирования и "добровольного" ограничения
экспорта страны ЕС, а также  США  регулируют  импортные  поставки  продукции
текстильной,   швейной,   обувной   промышленности,   черной    металлургии,
станкостроительной промышленности, промышленности, производящей  автомобили,
электронику и другие товары. В  число  стран,  на  которые  распространяется
подобная политика, входит и Россия.  Основными  средствами  государственного
регулирования экспорта практически во всех странах с рыночной экономикой,  а
в ряде стран (в Японии,  Новой  Зеландии,  Швеции,  Австралии  и  др.)  даже
единственными,  являются  административные  инструменты,  прямые  запреты  и
ограничения, лицензирование и другие подобные меры.
    Казалось бы, что такие инструменты, лишая  покупателей  свободы  выбора
товаров  и  прямым  образом  ослабляя  конкуренцию  поставщиков,   подрывают
рыночный механизм. Но на практике этого  обычно  не  происходит,  ибо  такие
инструменты применяются в отношении поставок сравнительно  небольшой  группы
товаров в течение ограниченного периода времени в целях решения  оперативных
задач   и   тем   самым   могут   содействовать    скорейшей    нормализации
функционирования национального рынка.
Внешняя торговля - очень выгодная отрасль, и сейчас  для  России  она  имеет
особенно  большое  значение.  Принятие  действенных   мер   соответствующими
государственными органами по созданию надежного заслона от проникновения  во
внешнюю торговлю преступных  элементов  и  усиление  борьбы  с  возрастающей
криминализацией, наряду с другими мерами по повышению эффективности  внешней
торговли должно стать главнейшей задачей государства.



                                 Литература.

    1) Р. И. Хабулатов «Мировая экономика» Москва, «Инсан», 1994 г.
    2) «Внешняя торговля», журнал № 7-9, 1998 г П. Скакун «О  регулировании
       внешней торговли и другом»



                                                                  13.10.2000



смотреть на рефераты похожие на "Нетарифные методы госрегулирования внешней торговли"