Международные отношения

Свободные экономические зоны Китая

                МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                     УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ
                  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Я.КУПАЛЫ»
                      ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
                КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ



                     СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КИТАЯ

                                   РЕФЕРАТ



                                 Гродно 2003


      Китай – это огромная по территории страна, занимающая первое  место  в
мире по числу жителей (1,2 млрд. чел),  обладающая  самыми  значительными  в
мире минеральными ресурсами, КНР в 80 –90 гг.  добилась  больших  успехов  в
развитии экономики, выйдя на второе  место  в  мире  (после  США)  по  общей
стоимости ВВП. Вскоре после смерти Мао Цзедуна в КНР был  провозглашен  курс
на экономическую реформу («ГАЙГЭ»). Основой преобразований стали:  внедрение
многоукладной экономики; реформа  ценообразования  (введены  3  уровня  цен:
твердые  государственные,  подвижные  договорные  и   свободные   рыночные);
переход в  деревне  к  системе  «договорного»  подряда;  политика  «открытых
дверей» и др. [2, с.22]
      Составной  частью   экономических   реформ   Китая   стала   «политика
открытости» («Кайфан»). Это политика  привлечения  иностранного  капитала  в
китайскую экономику в виде  займов,  прямых  инвестиций,  организации  СП  с
зарубежными партнерами и привлечение капитала через СЭЗ.
      Первая свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке
Шэньчжэнь в 1979  г.  Менее  чем  через  10  лет  Шэньчжэнь  превратилась  в
современный город с  населением  в  2  млн.  чел.,  а  в  1990  г.  там  уже
действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала,  причем
около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 –  полностью
иностранными. [1, с.135]

      Главными особенностями китайских СЭЗ являются:
        1.  Самостоятельное  экономическое  развитие  на  основе  принципов
           рыночного регулирования.
        2.   Опора   на   иностранные   капиталовложения.   Этот    принцип
           декларируется, но реализовать его пока не удалось. Так, за  80-е
           гг.  в  Шэньчжэне  бюджетные  ассигнования  составили  10%  всех
           инвестиций, средства центральных и  провинциальных  ведомств,  а
           также китайских предприятий - 7%, накопления самой зоны  -  37%,
           внутренние кредиты - 22%, иностранные капиталовложения - 24%.
        3. Главный современный отраслевой приоритет  -  промышленность  (до
           1989 г. Китай шел практически на любые иностранные инвестиции  в
           СЭЗ).
        4.  Экспортная   ориентация   производства,   широкое   привлечение
           импортного сырья.
        5. Включение обширных национальных регионов.
        6. Активное взаимодействие СЭЗ с остальной территорией страны.
        7. Налоговая система дифференцирована по региональным  особенностям
           СЭЗ. [1, с.160], [6]

      Основные цели создания СЭЗ:
               . привлечение  иностранного  капитала,  передовой  техники  и
                 технологии,   овладение   опытом   управления,   подготовка
                 национальных кадров;
               . увеличение экспортной валютной выручки;
               .  стимулирование  реформы,  предварительная   "обкатка"   ее
                 мероприятий;
               . эффективное использование природных ресурсов;
               . стимулирование развития экономики страны в целом,  передача
                 передовой  зарубежной  технологии  и  опыта  управления  во
                 внутренние районы страны;
               . создание "буферов" в связи с  возвращением  Гонконга  (1997
                 г.) и Макао (1999 г.);
               . мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;
               . обеспечение ускоренного развития тех регионов  страны,  где
                 находятся спецзоны всех типов [6]

      На  развитие  СЭЗ  Китая   оказали   благоприятное   воздействие   как
объективные  факторы:  дешевизна  и  избыток  рабочей  силы;   благоприятное
географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость  Гонконга,
Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных  ресурсов  для
развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и  субъективные:
курс на реформы и открытость, взятый с 1978  г.;  юридические  гарантии  для
иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей  страны
для развития зон.

                       Специальные экономические зоны
      К началу 2002 г. в Китае было 6 специальных экономических  зон,  более
30 государственных зон экономического и технического развития,  14  открытых
портов, а так же иные  зоны  свободной  торговли,  таможенные  пространства,
районы и территории, имеющие специальный налоговый и  торговый  статус.  СЭЗ
являются наиболее экономически  развитыми  регионами  страны.  4  из  6  СЭЗ
расположены на юго-восточном побережье.
      СЭЗ  Шэньчжэнь  включает  17,5  тыс.  предприятий  с   общим   объемом
инвестиций в $22,4 млрд., из которых 85%  приходится  на  Гонконг.  Основные
сферы  инвестирования:  ядерная  энергетика,  электроника,   машиностроение,
инфраструктура, финансы, высокие  технологии.  Объем  экспорта  промышленной
продукции в 1999 г. - $7,5 мрлд.
      СЭЗ  Чжухай  насчитывает  около  4980   предприятий   с   иностранными
инвестициями. Вложения направлены в  сферу  услуг,  тяжелую  промышленность,
электронику, портовое и  дорожное  строительство  и  т.д.  80%  капиталла  –
инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура.
      СЭЗ Сямэнь – 4150 предприятий с иностранным  капиталом  на  сумму  $15
млрд., из которых 80%  -  из  Тайваня.  Основные  отрасли  инвестирования  –
электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность.
      СЭЗ Шаньтоу – более 3000 проектов с участием иностранного  капитала  в
облшасти нефтехимии, портовой и  др.  инфраструктуры,  производства  одежды,
обуви и электроники. Обем иностранных инвестиций - $3,5  млрд.,  из  которых
95%  поступают  от  китайских   соотечественников   в   Гонконге,   Тайване,
Сингапуре.
      СЭЗ Хайнань – 7320 предприятий, совокупный объем заявленных инвестиций
- $22,3 млрд.
      СЭЗ Пудун (начало 90-х гг., составная часть Шанхая)– 5405  проектов  в
автомобилестроении,   электронике,    приборостроении,    телекоммуникациях,
высоких технологиях, энергетике на сумму инвестиций $27,3 млрд. [3, с.56]
                              «Открытые» города
      В 1984 г. было принято решение  об  «открытии»  14  городов-портов  на
побережье Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского  морей.  Фактически
– это территории с 20-ти млн. населением включают  в  себя  весь  приморский
пояс страны и значительно распространяются в глубину материковых районов.
      Эти 14 городов, открытых  для  мирового  рынка  и  интернационализации
производства не относились  к  бедствующим  районам  с  самого  начала.  Они
давали 23% всего промышленного производства Китая,  а  их  доля  в  экспорте
страны составляла 40%, суммарная мощность этих  портов  –  97%,  как  видно,
этот вид СЭЗ был создан в индустриально развитой полосе Китая. . [1, с.139]
      В открытых  районах  с  льготным  режимом  хозяйственной  деятельности
размещены технопарки (15), разрабатываются новейшие  технологии  с  участием
иностранного капитала, функционирует  экспортоориентированное  производство,
активно работают торговые предприятия. Практически, «открытые» города  можно
назвать комплексными зонами. На обустройство этих территорий были  затрачены
огромные средства, примерно $15 – 17 млн. на каждый га зоны.
      Приморские «открытые» города ориентированы на  развитие  прибрежных  и
внутренних регионов Китая. В них  действуют  значительные  налоговые  льготы
(например, подоходный налог для предприятий высоких  технологий  равен  15%,
подоходный  налог  на  дивиденды,  проценты,  рентные  платежи,  роялти   из
открытых городов для иностранных инвесторов– 10% и др.). [1, с.141]
      «Открытые»  порты   получили   значительные   свободы   в   проведении
экономической политики. Им можно, например, принимать законодательные  акты,
регулирующие  поток   иностранного   капитала,   в   том   числе   и   части
дополнительных льгот или ограничений подоходного налога, арендной  платы  за
землю и т.д.
      «Открытые» города-порты дают 40% экспорта и  почти  100%  грузооборота
морских  портов.  Производительность  здесь  на  2/3  выше  среднекитайского
уровня. [1, с.142]
                              Комплексные зоны
      К комплексным зонам можно отнести многие СЭЗ. Комплексные  зоны  Китая
имеют собственные административные границы и законодательство.
       В апреле 1988г. на острове Хайнань была создана специальная зона, или
зона комплексного назначения. ЕЕ особенностью было то, что создана она  была
в одном из самых отсталых районов  Китая.  Для  привлечения  инвестиционного
капитала была предложена целая система налоговых  скидок  и  льгот  в  самых
различных отраслях (горная, с/х, транспорт, высокие технологии). [1, с.142]
      В начале 90-х гг. в Шанхае создана зона развития «Пудун». В этой  зоне
действуют: зона свободной торговли, районы финансово-торговой,  промышленной
и  научной  специализации.  Главные  инвесторы  –  США,  Япония,   Сингапур,
Франция, Канада. [2, с.28]

      Однако, с самого  начала  этого  грандиозного  эксперимента  с  Зонами
китайские власти отдавали себе  отчет  в  том,  что  с  помощью  иностранных
инвестиций  можно  поднять  экономику  страны,   но   невозможно   развивать
экономику только за счет этих инвестиций. Экономика  страны,  обескровленная
"большими скачками" и "великой культурной революцией", нуждалась  не  только
в притоке капитала, но и в свежих технологиях, позволяющих повысить  уровень
производства,  насытить  внутренний  рынок  и  выйти  на  внешние  рынки   с
конкурентоспособной готовой продукцией. Кроме  того,  развитие  производства
за счет иностранных инвестиций и путем импорта  технологий  должно  было  не
тормозить развитие собственных технологий, а способствовать  созданию  более
передовой,  более  продвинутой,  по  сравнению   с   зарубежными   аналогами
продукции.  Поэтому  официальная  государственная  политика,   во-первых   -
ставила  всяческие  барьеры  на  пути  импорта  в  страну   устаревших   или
второстепенных технологий, а во-вторых  -  всячески  стимулировала  создание
иностранными    корпорациями    научных    и    исследовательских    центров
непосредственно на территории КНР.
      Такие признанные авторитеты в области ИТ, как  Motorola,  IBM,  Lucent
Technologies, Hewlett-Packard, Microsoft, Nokia, Cisco, AT&T и  др.  создают
в   середине   90-х   годов   в   крупнейших   городах   Китая   собственные
исследовательские центры, в которых работают и обучаются работе с  новейшими
технологиями  тысячи  и  десятки   тысяч   китайских   инженерно-технических
работников и ученых. Иностранные корпорации не жалеют средств  на  различные
некоммерческие  программы,  фонды,  гранты,   щедро   финансируют   обучение
китайских специалистов в ведущих учебных центрах  Старого  и  Нового  Света.
[5]
      Руководство страны еще в 1988  году  принимает  генеральную  программа
развития китайкой науки и техники "ФАКЕЛ". Главной целью  программы  "ФАКЕЛ"
является не только развитие национальной науки и техники,  но  и  быстрейшее
внедрение  в  производство  передовых  отечественных  разработок.  Благодаря
государственной поддержке уже в начале 1990 в  Китае  начали  возникать  так
называемые "Зоны высоких технологий" (технопарки). [5]
                                 Технопарки
      Сегодня китайским Министерством Науки и Техники декларируется 120  зон
освоения высоких и новейших  технологий  различного  уровня,  из  них  53  –
государственного   значения.   Фактически,   технопарки   территориально   и
организационно пересекаются со  специальными  экономическими  зонами.  Такое
соседство позволяет ученым в парках весьма  эффективно  взаимодействовать  с
зарубежными компаниями  и  участвовать  в  международном  научно-техническом
обмене.
      Согласно  статистике,  в  парках  действует  от  14  до   16,5   тысяч
предприятий,  занятых  исследовательской  и   внедренческой   деятельностью.
Государственное регулирование деятельности технопарков  проявляется,  прежде
всего, в определении направлений исследований и производства. На  протяжении
последних  нескольких  лет  такими  направлениями  были:   микроэлектроника,
телекоммуникации,  биоинженерия  и  технологии  новых   материалов.   Помимо
государственного  регулирования  -  Парки  получают  от  государства  еще  и
серьезные финансовые вливания. [5]
      Первым  технопарком  Китая  стала  Пекинская  экспериментальная   зона
развития новых технологий (1988г.). Площадь –  100  км2,  тут  функционируют
десятки учебных заведений, 130 НИИ и  лабораторий,  занято  более  100  тыс.
специалистов.
      Вторым по величине парком является Наньху,  который  расположен  в  г.
Шеньян и занимает площадь в 22 км2. На территории тахнопарка  12  ВУЗов,  30
НИИ, 210  многопрофильных  исследовательских  лабораторий,  220  предприятий
высокой и новейшей технологии,  в  числе  которых  30  компаний  с  участием
иностранного капитала ($7 млрд.).


      Основные проблемы функционирования СЭЗ в КНР:
        1.  Подавляющее  большинство   вкладов   (около   80%   иностранных
           инвестиций)  в  СЭЗ  вложено  лицами  китайского  происхождения,
           прежде   всего   из   Гонконга.   Инвестиции   транснациональных
           корпораций, способных на создание  крупномасштабных,  технически
           современных предприятий  пока  направляются  главным  образом  в
           другие районы Китая. С  этим  связан  меньший,  в  сравнении  со
           средним по Китаю, размер инвестиций в одно предприятие.
        2.  Невысокий  уровень  внедряемой  зарубежной  технологии,  низкая
           квалификация китайской рабочей силы и недостаток специалистов.
        3. Рост издержек на аренду земли и  рабочей  силы,  что  влияет  на
           темпы привлечения иностранного капитала. (Создание и  содержание
           СП в СЭЗ обходится в среднем в 5 раз дороже, чем  во  внутренних
           районах КНР.)
        4. Бюрократические препоны при создании и функционировании СП.
        5. Дефицит сырья и энергии.
        6. Отсутствие единого закона по СЭЗ.
        7. Злоупотребления со  стороны  инвесторов:  китайские  организации
           занижают стоимость госимущества, передаваемого вновь создаваемым
           СП, иностранные предприниматели до 90% средств вкладывают в виде
           оборудования  (часто  устаревшего  или  низкокачественного)   по
           завышенным ценам; процветает  сверхэксплуатация  работников  СП;
           более 60% предприятий уклоняются от уплаты налогов.

                                 Заключение

      Рассмотрев все вышеуказанное, можно прийти к выводу, что СЭЗ  в  Китае
получили широкое распространение, развили те города и  территории,  где  они
организовывались.
      В 80-е годы СЭЗ  позволили  КНР,  не  отказываясь  от  основ  плановой
экономики по всей стране, приобрести опыт взаимодействия с  мировым  рынком,
стимулировали  перестройку  организации   внешнеэкономической   деятельности
страны и реформу экономической системы. В настоящее время, по  мнению  части
ученых-экономистов КНР, «…они в значительной мере утратили свою  авангардную
роль, а практика и методы их работы нуждаются  в  существенном  обновлении…»
[7]
      А вот об утверждениях, что СЭЗ Китая привлекают огромные инвестиции из-
за рубежа, можно поспорить. По исследованиям индийских экономистов,  в  2002
г. прямые иностранные  инвестиции  в  китайские  СЭЗ  превысили  $50  млрд.,
однако, от кого они пришли в китайскую экономику? Их значительная часть  (по
крайней мере 2/3 этих  средств)  приходится  на  гонконгский  и  тайваньский
капитал, часть притока вовсе не имеет иностранного  происхождения:  согласно
предположению  западных   наблюдателей,   25%   составляют   скрытые   формы
инвестирования отечественного капитала.
      Сам факт существования СЭЗ вносит разногласия между экспертами  Китая.
Они  критикуют  сам  принцип  предоставления  особого   экономического,   а,
частично, и политического, режима тем  или  иным  территориям,  рассматривая
его как основу регионального лоббизма и угрозу для  целостности  внутреннего
рынка. Внутренние районы Китая также критикуют  особый  статус  СЭЗ,  требуя
для себя сравнимых с приморскими  провинциями  льгот,  что  неприемлемо  для
центра.
      Со вступлением КНР в ВТО  СЭЗ  тем  более  стали  рассматриваться  все
больше  с  негативной  стороны,  т.к.  они  создают  условия  для  нечестной
конкуренции.
      И  все  же,  СЭЗ  внесли  значительное  улучшение  в  экономическое  и
социального положение районов их базирования, в зонах гораздо  быстрее,  чем
в  среднем  по  стране,  растет  занятость  населения,   уровень   жизни   и
квалификация рабочих и служащих. Пусть это и  незначительная  часть  страны,
но, благодаря СЭЗ, Китай смог выйти на  мировой  рынок  и  заявить  о  себе,
производить товары  с  экспортной  ориентацией  и  «ужить»  социалистическую
направленность страны и  рыночные  механизмы.  А  само  правительство  Китая
понимает,  что  только  иностранных  инвестиций  в  СЭЗ  не  достаточно  для
развития всей страны.
                                 Литература


   1. Я.С.Друзик. Свободные экономические зоны //Мн: 2000, с.132-162;
   2. В.Игнатов, В.Бутов. Свободные экономические зоны //М:1997, с.22-30;
   3. Н.Грачев. Деньги идут, но не во всякую зону //Дело. Восток+Запад. №4,
      2001 г., с.55-56;
   4. Оценка индийскими экономистами опыта КНР по созданию СЭЗ //БИКИ №21,
      22 февраля 2003 г.;
   5. И.В.Мажаров. Научно-техническая программа КНР: взгляд в будущее //
      http://www.chinadata.khv.ru/scit_ma.htm
   6. Специальные экономические зоны Китая //
      http://www.nalogi.net/1997/199708_2.htm
   7. М.Баранов. Специальные экономические зоны Китая //
      http://www.chinalaw.ru/CCI/l023.htm


[pic]
-----------------------


Дапянь

Цинькуандо

Тяньцзань

Яньтай

Циньдвоь

Паньюньгань

Наньгун

Сямэнь

Фучжоу

Вэньчжоу

Нинбо

Шанхайь

Аомынь

Шаньтоуь

Гуанчжоу

Шаньчжень

о.Тайвань

Чжухай

«открытые» города-порты

о.Хайнань

Бэйхай

Специальные экономические зоны

Рисунок 1. СЭЗ Китая.
Источник: Я.С.Друзик. Свободные экономические зоны, Мн:2000, с. 144


ПРИЛОЖЕНИЕ 1





смотреть на рефераты похожие на "Свободные экономические зоны Китая"