Менеджмент

Подход к положению предприятия на рынке

                           1

  УДК  658.562
              В.И. Захарченко, канд. экон. наук.
                       ПОДХОД  К  ПОЛОЖЕНИЮ  ПРЕДПРИЯТИЯ
                                              НА  РЫНКЕ
        В.И. Захарченко.    Підхід    до  положення
V.I. Zakharchenko.  The  approach  to  a


підприємства   на   ринку.   Розглянуто    питання      position  of
the  enterprise  in   the  market.  The
стратегічного      управління      підприємством     у      problems
of  strategic   operation   of   business  in
ринковій    інфраструктурі.   Відзначена    важлива      market
conditions  are  considered.  Am  important
роль   апарату    прогнозування.    Головну     увагу       role of
means  of  forecasting  is  marked.  Special
приділено    застосуванню   SWOT  –  матриці   для       attention   is
 paid   to   application  of   a   SWOT  -
оцінки   поточної  ситуації,   сильних   та   слабких       matrix  for
 evaluation  of  a   current   situation,  as
сторін  діяльності  підприємства.
well as of weak and strong points  of  an   enterprise

                 activity.
          В.И. Захарченко.    Подход    к  положению
предприятия   на    рынке.    Рассмотрен   вопрос
стратегического     управления    предприятием    в
рыночной    инфраструктуре.    Отмечена    важная
роль      аппарата      прогнозирования.       Главное
внимание  уделено  применению  SWOT –матрицы
                                               для    оценки    поточной
ситуации,   сильных   и
слабых    сторон   деятельности предприятия.

      Реформирование украинской  экономики  вызвало  переход
промышленных   предприятий  от  дея-    тельности в стабильной,
регламентируемой сверху среде, к функционированию в  условиях
динамично
изменяющейся     внешней   среде   и   свободного   выбора  ориентации
  хозяйственной   деятельности.  Вследствие этого руководство
предприятий  вынужденно  самостоятельно принимать долговременные
стратегические решения,  чем  обусловлена  актуальность  проблемы
адаптации  рыночной  концепции
стратегического  управления  предприятием  к  особенностям переходного
периода.
     Новая парадигма, составляющая управленческую философию
стратегического управления, основана
на системном и ситуационном подходах. Предприятие рассматривается  при
этом как открытая система,
главные предпосылки успеха деятельности предприятия отыскиваются не
внутри, а вне ее, то есть успех связывается со степенью
приспосабливаемости  предприятия  к  внешнему  окружению.  Будет  ли
оно устойчиво к изменениям на рынке, не упустит  ли  возможности,
возникающие во внешнем окружении, сумеет ли  извлечь  максимум  выгоды
 этих возможностей – вот главные критерии эффективности всей системы
управления. Суть ситуационного подхода к управлению  состоит в том,
что внутрифирменное построение системы управления  есть ответ на
различные по своей природе воздействия как со стороны внешней   среды
предприятия,  так  и  не которых   внутренних   характеристик  его
организационного контекста,  в  частности,  технологии  производства
и  качества  человеческих  ресурсов.
     В общем виде стратегическое управление определяется как комплекс
решений и действий, определя-
ющих   долговременное   развитие   предприятия.  Оно  включает  анализ
 внешней и внутренней среды, формулирование стратегии, а также оценку
и  контроль  реализации  стратегии.  Отличительной чертой
стратегического управления является акцент на мониторинге и оценке
внешних угроз и возможностей в свете сил и слабостей предприятия.
Высшее  руководство отслеживает угрозы и возможности внешнего
окружения, а также сильные и  слабые  стороны   внутренней  среды.
Наиболее  важные  для  будущего предприятия   факторы   называются
стратегическими  и  обозначаются   SWOT,  где  Strengths – силы,
Weaknesses –  слабости,  Opportunities- возможности,  Treats – угрозы.
 На  основании  оценки  стратеги-
ческих  факторов  руководство  определяет  корпоративную  миссию [2].
       Для  того,  чтобы  осуществить  процесс  формулировки
стратегии,  необходимо  проанализировать выявленные стратегические
факторы с  учетом  текущей  ситуации.  Этот  процесс  принятия
стратеги-ческих решений  часто упоминается в литературе как
ситуационный анализ.
       Цель ситуационного анализа состоит в нахождении стратегического
соответствия внешних возмож-
ностей и внутренних сильных сторон предприятия с учетом внешних угроз
и внутренних слабостей  и в
определении  на  основании  этого,  сравнительных  конкурентных
преимуществ  предприятия,  то  есть
специфических профессиональных навыков и  ресурсов,  находящихся в
распоряжении  предприятия  и
обеспечивающих его конкурентоспособность. Представим дальнейшее
развитие ситуационного анализа
в матричной форме.  SWOT- матрица (табл. 1)  является средством
обобщения стратегических факторов предприятия и  иллюстрирует  как
внешние благоприятные возможности и угрозы могут быть сопостав-
ленны  с внутренними силами и слабостями конкретного предприятия.  На
основе  этого  генерируются стратегические альтернативы, учитывающие
четыре набора стратегических факторов.



                         2


Таблица 1
                                                              SWOT   -
матрица

|                  |                        |                      |
|Внутренние        |                        |                      |
|Факторы           |                        |                      |
|                  |                        |                      |
|                  |S - силы                |W - слаьости          |
|                  |Выявить 3 – 6 внутренних|Выявить 3 – 6         |
|                  |сил                     |внутренних            |
|                  |                        |слабостей             |
|Внешние           |                        |                      |
|Факторы           |                        |                      |
|                  |                        |                      |
|О- возможности    |SO- стратегии           |WO – стратегии        |
|Выявить 3-6       |Формировать стратегии,  |Формировать стратегии,|
|внешних           |позволяю-               |позволя-              |
|Возможностей      |щие воспользоваться     |ющие преодалеть       |
|                  |возможностя-            |слабости              |
|                  |ми                      |                      |
|                  |                        |                      |
|Т – угрозы        |ST- стратегии           |WT -  стратегии       |
|Выявить 3-6       |Формировать стратегии,  |Формировать стратегии,|
|внешних           |позволяю-               |мини-                 |
|Угроз             |щие избегать угроз      |мизирующие слабости и |
|                  |                        |помога-               |
|                  |                        |ющие избегать угроз   |



         Для  того,  чтобы  построить SWOT- матрицу, необходимо
выполнить следующие шаги:
  - в блоке ''Возможности'' перечислить три- шесть благоприятных
возможностей, находящихся во внешней среде
предприятия и выявленных на основе анализа текущей ситуации и
прогнозирования будущихтенденций развития;
в блоке “Угрозы”  перечислить три- шесть настоящих и будущих угроз;
в блоке “Силы” перечислить три- шесть переменных внутренней среды
данного предприятия, которые могут
рассматриваться как его сильные стороны;
в блоке “Слабости” перечислить  три- шесть переменных внутренней среды
предприятия, которые классифи- цируются как его слабые стороны;
разработать   ряд   возможных  стратегий,  основанных  на  комбинациях
 четырех   наборов  стратегических факторов.
       При этом SO- стратегии определяют, как наилучшим образом
использовать сильные стороны   предприятия,
чтобы реализовать благоприятные возможности, находящиеся во внешнем
окружении, ST - стратегии  рассматри-
вают, как использовать внутренние сильные стороны предприятия для
избежания внешних угроз, WT - стратегии
относятся  к  оборонительному  типу  и  нацелены,  как   правило, на
минимизацию  влияния  внутренних слабых
сторон и избежание внешних  угроз, WO - стратегии  представляют  собой
 попытку  реализовать  преимущества,
вытекающие из внешних  возможностей с помощью преодоления  внутренних
слабостей. Предлогаемый  подход
был реализован в анализе  положения на рынке  известного производителя
 металлообрабатывающего оборудова-
ния – ОАО '' Одесский завод радиально – сверлильных  станков'' (
табл.2). А  также приведен  пример использова-
ния  данной в  учебном процессе ( студентка УНЦ ОГУ Билилая  Н.В., г.
Николаев)  на  примере ОАО '' Борислав-
ский  машзавод '' ( табл.3).
      Исследования  показывают, что результаты  функционирования
предприятия  в значительной  мере зависят от отго, насколько оно
хорошо определило позицию внутри отрасли. Таким образом, нахождение в
результате ситуа-
ционного подхода специфической  рыночной ниши, в которой силы
предприятия соответствуют реалиям внешней
среды,  является  важным  для  достижения  конкурентоспособности.


                                        3



                  Таблица  2



                          SWOT – матрица  формирования   рыночных
стратегий для ОАО ‘’ОЗРСС’’

|                |                         |                            |
|Внутренние      |                         |                            |
|Факторы         |                         |                            |
|                |S - силы                 |W  - слабости               |
|                |                         |                            |
|Внешние         |                         |                            |
|Факторы         |                         |                            |
|                |              SO –       |                      WO –  |
|                |стратегии                |стратегии                   |
|                |Использование            |Использование               |
|                |возможностей             |географического             |
|                |поточного   производства |положения  г. Одессы для    |
|                |ради-                    |логисти-                    |
|                |ально - сверлильных      |ческого обслуживания        |
|О - возможности |станков на               |продукции                   |
|                |ОАО  ‘’ОЗРСС’’   для     |других станко строительных  |
|                |обеспече-                |пред-                       |
|                |ния  КС  его  продукции  |приятий.                    |
|                |на  ми-                  |2.     Рациональное         |
|                |ровом рынке.             |использование               |
|                |Поставка                 |производственных фондов и   |
|                |станкостроительной       |мощ-                        |
|                |продукции  ОАО  ‘’ОЗРСС’’|ностей  для проведения      |
|                |на                       |стратегии                   |
|                |рынки    стран,          |диверсификации.             |
|                |которые   ранее          |3.      Кооперация с        |
|                |были  недоступны.        |производителями             |
|                |Кооперация в  области    |в Восточной  Европе по      |
|                |произ-                   |производ-                   |
|                |водства                  |ству комплектующих для      |
|                |конкурентоспособного     |основно-                    |
|                |металлообрабатывающего   |го производства.            |
|                |обо-                     |                            |
|                |рудования    с           |                            |
|                |отечественными           |                            |
|                |предприятиями            |                            |
|                |военнопромыш-            |                            |
|                |ленного  комплекса.      |                            |
|                |                ST-      |                     WT –   |
|                |стратегии                |стратегии                   |
|                |Определение границ       |Вхождение в состав          |
|                |рынков                   |промышлен-                  |
|                |сбыта                    |но – финансовой группы.     |
|                |станкостроительной       |Организация                 |
|Т - угрозы      |продукции  ОАО ‘’ОЗРСС’’ |промышленно -               |
|                |в                        |финансовой группы.          |
|                |СНГ  (  взаимоотношения  |Структурная перестройка ОАО |
|                |с                        |''ОЗРСС''.                  |
|                |предприятиями -  конкурен|Создание совместных         |
|                |-                        |предприя-                   |
|                |тами).                   |тий с западноевропейским    |
|                |Создание совместных      |партне-                     |
|                |произ-                   |ром.                        |
|                |водств  в странах СНГ.   |                            |
|                |Участие  в               |                            |
|                |государственных          |                            |
|                |программах и             |                            |
|                |инвестиционных           |                            |
|                |проектах  ( нефтепроводы,|                            |
|                |с/х                      |                            |
|                |техника и т. д.).        |                            |



                                                4


                         Таблица 3
                             SWOT – матрица формирования рыночных
стратегий для ОАО ’’БМЗ’’

|              |                             |                           |
|Внутренние    |                             |                           |
|Факторы       |                             |                           |
|              |S - силы                     |W - слабости               |
|              |                             |                           |
|Внешние       |                             |                           |
|Факторы       |                             |                           |
|              |                             |                           |
|              |Освоение  доли  рынка  не    |Привлеяение ДМП к          |
|              |менее                        |формирова-                 |
|              |70 %.                        |нию   спроса   и           |
|О- возможности|Проведение  единой           |стимулированию             |
|              |прогрессив-                  |сбыта ТСН.                 |
|              |ной политики.                |Формирование мощного       |
|              |3.     Организация плотной   |научного                   |
|              |сети ДМП.                    |центра по ТСН.             |
|              |                             |Организация  производства  |
|              |                             |ТСН                        |
|              |                             |в  летнее время для        |
|              |                             |северных регио-            |
|              |                             |нов России.                |
|              |                             |                           |
|              |Ориентация перспективного    |Создание ДМП в северных    |
|              |разви-                       |регио-                     |
|Т- угрозы     |тия  планирования  на        |нах  Украины.              |
|              |покрытие   не                |2.   Ориентация            |
|              |более 70% реальной           |планирования    на         |
|              |потребности.                 |покрытие  не  более   50%  |
|              |2.     Создание              |потреб-                    |
|              |транснациональных            |ностей рынка.              |
|              |кооперированых производств.  |                           |



   Примечание:  1. ДМП –  дилерские  монтажные  пункты.
                           2.  ТСН  - тепловые  системы  с
накопителями   тепла.



         В.И.Захарченко. Подход  к  положению  предприятия  на  рынке.
Рассмотрены вопросы стратегического
управления  предприятием  в  рыночной  инфраструктуре. Выявлена
важная  роль   аппарата    прогнозирования.
Особое внимание  уделено  применению  SWOT – матрицы для оценки
текущей  ситуации,  сильных  и   слабых сторон  деятельности
предприятия.




смотреть на рефераты похожие на "Подход к положению предприятия на рынке"