Музыка

Михаил Иванович Глинка

                      Музыка первой половины XIX века.



                           Михаил Иванович Глинка


[pic]


В

 доме грозной и капризной бабушки не  было  музыки.  Из  жарких,  неумеренно
натопленных комнат, нельзя было выходить на улицу ни зимой,  ни  осенью,  ни
весной. Дом был красив. И прекрасен был  окружавший  его  парк,  и  луга,  и
поля, и цветы, и все село Новоспасское. Все это  принадлежало  ему,  любимцу
бабушки. Но зачем ему все это, если запрещено  покидать  комнаты,  запрещено
играть с ребятами? Зачем бабушка любит его, если она  кричит,  осердясь,  на
повара, на кучера  или  горничную?  Зачем  она  не  пускает  его  в  комнаты
родителей и неприязненно морщится, когда  матушка  приходит  к  нему  с  его
маленькой сестренкой?..
      Как чудесно звонят колокола в церкви,  как  грустно  поют  девушки  за
окном... Но все это далеко, там,  куда  ходить  не  позволено.  Единственной
отрадой были песни и сказки любимой молодой няни Авдотьи  Ивановны.  Мягкий,
ласковый мальчик рос болезненным, нервным. От священника,  который  ходил  к
бабушке, мальчик сам научился читать.
      Когда ему минуло десять лет и бабушки  уже  ее  было,  родители  стали
учить  его  разным  наукам,  музыке  языкам.  Учителя  и  родные  не   могли
надивиться успехам Мишеля. В Новоспасскую усадьбу часто съезжались гости,  и
тогда родители  приглашали  музыкантов  из  оркестра  брата  матери  Глинки,
который жил в соседнем имении.  Мишель  часами  не  отходил  от  оркестра  —
забывал о гостях н в танцах. Музыканты,  кроме  танцев,  играли  музыкальные
пьесы и русские песни, переложенные для оркестра.
      Музыка и книги о путешествиях, о далеких странах больше всего увлекали
юного Глинку.
      В 1817 году Мишеля отвезли в Петербург  и  определили  в  пансион  при
Главном педагогическом институте. Учился он охотно и успешно. В первые  годы
гувернером его выя друг поэта Пушкина декабрист Кюхельбекер, а младший  брат
Пушкина Лев, учившийся с ним вместе, стал его товарищем.
      Все больше и больше увлекаясь музыкой.  Глинка  начал  брать  уроки  у
известных исполнителей.
      Когда случалось ему играть на фортепьяно или петь в кругу  друзей,  он
делал это с таким  чувством  и  так  искусно,  что  у  слушателей  на  глаза
набегали слезы.
      Слава первоклассного пианиста и чуткого  певца  сделала  его  желанным
гостем всюду, где любили и понимали музыку.  Он  познакомился  с  Жуковским,
Пушкиным, Крыловым, Гоголем, Грибоедовым. Он, как и все передовые люди  того
времени,  думал  о  судьбе  родного  искусства,  родной   литературы.   Дума
декабриста Рылеева о подвиге русского крестьянина Ивана  Сусанина  привлекла
Глинку своей героической темой и картинами русской  народной  жизни.  Глинка
любил оркестр, хорошо знал каждый инструмент и мечтал писать для  -оркестра.
Он умел петь и работать с певцами — и мечтал писать  для  певцов  не  только
романсы и песий.
      Музыка жила в нем. «Музыка — душа моя», — сказал он как-то. Он не  мог
не сочинять, но чувствовал,  что  недостаточно  хорошо  знаком  с  правилами
композиции, что мало знает сочинения известных европейских  композиторов.  В
Петербурге не  было  в  то  время  консерватория,  туда  редко  приезжали  с
концертами известные музыканты, и  ноты  произведений  знаменитых  в  Европе
композиторов попадали в Россию случайно.
      В 1830 году Глинка отправился  за  границу.  В  Италии,  встречаясь  с
известными музыкантами и певцами, выступая в  концертах  и  домах  любителей
музыки. Глинка скоро прославился как пианист. Он слушал музыку в  концертах,
в опере и, главное,  на  улицах  итальянских  городов,  жадно  ловил  новые,
свежие мелодии,  в  которых  не  было  там  недостатка.  Но  чем  больше  он
погружался в яркий, волшебный мир солнечной Италии,, тем сильнее тянуло  его
на родину, тем ясней вырисовывался его собственный путь  в  музыке.  Там,  в
Италии, а потом в Вене и в Берлине все  стройней  становились  метавшиеся  в
голове мелодии и планы русских симфоний, русских опер, русских романсов.
      И вот пришел день, когда в Петербурге в придворной опере, привыкшей  к
блестящим   итальянским   увертюрам   и   невероятным    руладам    приезжих
знаменитостей, певица в костюме крестьянской девушки запела вдруг  по-русски
грустную, задушевную песню «Не о  том  скорблю,  подруженьки...».  На  сцене
были мужики в лаптях. Их арии и хоры напоминали простые  деревенские  песни.
В зале дамы в пышных шелках и бриллиантах, офицеры  в  сверкающих  мундирах,
чиновники,  увешанные  орденами,   недоуменно   переглядывались,   брезгливо
морщились. Но никто не осмелился  встать  и  уйти:  сам  государь  император
сидел в царской ложе и был доволен. Это он разрешил поставить оперу  и  даже
приказал дать ей название «Жизнь за царя».
      У Глинки опера называлась «Иван  Сусанин»,  и  писал  он  ее  по  думе
декабриста  Рылеева,  гордый  подвигом  народа   и   взволнованный   судьбою
костромского крестьянина Ивана Сусанина.  Но  оперу  негде  было  поставить,
кроме как в придворном театре, и пришлось  идти  на  уступки,  вкладывать  в
уста Сусанина и крестьян слова восхваления царя и менять название оперы.
      Музыка же говорила о другом. В  музыке  открывалось  чуткое  и  щедрое
сердце простого крестьянина, его любовь к родине, храбрость и  благородство.
Все симпатии композитора явно были на стороне народа.
      Пушкин,  Гоголь,  Одоевский  —  передовые  люди  своего  времени  —  с
восторгом приняли первую  истинно  национальную  русскую  оперу  и  защищали
Глинку от злых нападок врагов, тут же назвавших музыку  Глинки  «кучерской».
«Это хорошо, — заметил, узнав об этом Глинка, — и даже  верно,  ибо  кучера,
по-моему, дельнее господ».
      Пушкин, откликаясь на постановку «Ивана Сусанина», писал:

             Слушая сию новинку,
             Зависть, злобой омрачась,
             Пусть скрежещет, но уж Глинку
             Затоптать не может в грязь.

      Никакая травля не могла уже остановить Глинку. Он шел своим путем,  он
пробивал новую дорогу русской музыке.
      Вскоре  после   «Ивана   Сусанина»   появился   «Вальс-фантазия»   для
симфонического оркестра — произведение необычайно поэтическое  и  красочное.
В это же время Глинка написал музыку к драме  Кукольника  «Князь  Холмский».
Драма не выдержала испытания временем, но музыка  «Князя  Холмского»  хорошо
известна нам, как и все, что написал Глинка.
      В эти годы  появились  его  знаменитые  романсы:  «Сомнение»,  «Ночной
зефир»,  «В  крови  горит  огонь  желанья»,  «Я  помню  чудное   мгновенье»,
«Жаворонок», «Попутная песня».
      Сразу же после постановки «Сусанина» Глинка взялся за  новую  оперу  —
«Руслан и Людмила». Пушкин, узнав о планах Глинки, был рад и  собирался  сам
кое-что переделать в юношеской поэме для оперы.  Смерть  поэта  помешала  им
вместе работать. Однако опера была написана. Любовь свою к Пушкину,  веру  в
вечность его прекрасной поэзии высказал Глинка  в  знаменитой  песне  Баяна.
Музыка «Руслана» богата мелодиями и яркими характеристиками  героев—  мудрый
Баян, нежная  Людмила,  пылкая  Горислава,  храбрый  и  благородный  Руслан,
горячий Ратмир, смешной и хвастливый Фарлаф, мудрый старец Финн, злая  Наина
и коварный Черномор.
      И по сей день композиторы  изучают  оперное  искусство  по  партитурам
«Руслана и Людмилы». Опера Глинки не сходит со сцены  не  только  советских,
но и зарубежных 'оперных театров.
      Но это теперь. И этого не видит и не знает Глинка. Премьера «Руслана и
Людмилы» в 1842 году  встречена  была  влиятельной  публикой  равнодушно.  И
несмотря на то, что истинные любители музыки приняли оперу восторженно  (она
выдержала тридцать два представления за три месяца — для тех времен это  был
редкий случай), в следующий сезон «Руслан» уже не шел.  Партитуру  с  трудом
удалось опубликовать сестре композитора лишь после его смерти.
      Глинка, отдавший много сил этой опере, тяжко  переживал  равнодушие  к
ней. Постоянная травля, сопровождавшая композитора после  постановки  «Ивана
Сусанина», расстроила его здоровье. Он не мог оставаться в  Петербурге,  тем
более что и семейная жизнь его сложилась неудачно.
      В июне 1844 года Глинка уехал за  границу.  Побыв  год  в  Париже,  он
отправился в Испанию. Путешествуя по  городам  Испании,  Глинка  был  пленен
необычной  прелестью  природы,  радовался   общению   с   простыми   людьми,
восхищался  их  песнями  и  танцами.  Пел  ли  погонщик  мулов,  плясала  ли
крестьянская  девушка,  Глинка,  зачарованный,  слушал,  записывал  мелодии,
наслаждался ими. Потом эти впечатления композитора  сложились  в  прекрасные
образы симфонических увертюр «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде».
      В Россию Глинка вернулся летом 1847 года. Живя за границей, композитор
тосковал   по    родине.    Возвратившись    домой,    он    встретился    с
недоброжелательством вельможной публики, снова  терпел  нападки  врагов.  Не
находя себе места, уезжал, снова возвращался, опять уезжал. Все это  пагубно
отражалось на его здоровье, мешало осуществлять планы, а планов было  много.
Глинка мечтал о новых симфониях, операх, кантатах, о новых камерных пьесах.
      Его «Камаринская» — знаменитая фантазия на темы двух русских  песен  —
первая симфония, родившаяся в России. Недаром великий мастер симфонии П.  И.
Чайковский сказал, что «в «Камаринской» Глинки, как дуб в желуде,  заключена
вся русская симфоническая школа».
      Глинке необходимы  были  поддержка,  одобрение.  К  сожалению,  людей,
действительно   понимавших   значительность   его   творений,   было   мало.
«Ценители», жившие рядом с ним,  не  увидели  в  композиторе  будущей  славы
России. Потомки нашли  в  нем  начало  начал  русской  классической  музыки,
которая после Глинки завоевала весь мир.
-----------------------
М.  И.  ГЛИНКА  (1804—1857).  Русский  композитор,   родоначальник   русской
классической музыки. Опера "Иван Сусанин" (1836 г.)  и  "Руслан  и  Людмила"
(1842 г.)  положили  начало  двум  направлениям  русской  оперы  –  народной
музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические  сочинения,  в
том числе "Камаринская", "Испанские увертюры" ("Арагонская хота" и  "Ночь  в
Мадриде"), заложили основы  русского  симфонизма.  Первый  классик  русского
романса.  Творчество  Глинки  способствовало  развитию  русской  музыкальной
культуры.

[pic]

[pic]

[pic]


-----------------------
[pic]




смотреть на рефераты похожие на "Михаил Иванович Глинка"