Музыка

Градский


ПЛАН
    1. Жизнь и творчество.
    2. Заключение.



    Жизнь и творчество
    Александр  Градский  родился  3  ноября  1949  года  в  городе  Копейске
Челябинской области. Отец - инженер-механик, мать -  драматическая  актриса.
В 1957 году семья переезжает в Москву  и  несколько  лет  вплоть  до  ранней
смерти матери (1963г.)  живет  в  8-метровом  подвале  на  углу  Фрунзенской
набережной, в "компании" еще 9 семей. С 1958г. по 1965г. А.Г., по  настоянию
родителей, учится в музыкальной школе по классу скрипки  (педагог  -  ученик
Е.Ф.Гнесиной В.В.Соколов). Рано (по  тем  временам)  знакомится  с  западной
музыкой  (Э.Пресли,  Б.Хейли,  Э.Фитцджеральд,  Л.Армстронг,  Ф.Синатра),  в
советской  эстраде  отдает  предпочтение  песням  в  исполнении   М.Бернеса,
К.Шульженко, Л.Руслановой, увлекается классическим пением (Карузо,  Шаляпин,
Джильи, Каллас).
    Все это впоследствии отразилось в сочинительстве и манере пения. Уже  во
время учебы в школе  А.Г.  пробует  свои  силы  в  школьных  вечерах,  поет,
аккомпанируя себе на гитаре и фортепиано, играет в театральном кружке,  даже
делает  первые  записи  на   студии   "звукового   письма",   до   сих   пор
сохранившиеся.
    В конце 1963 года Градский появляется в интерклубе МГУ и поет  вместе  с
группой польских студентов "ТАРАКАНЫ" на нескольких концертах (в  репертуаре
" два блюза и один рок-н-ролл Э.Пресли). 1964 г. - время переезда  в  более-
менее приличную квартиру и...  THE  BEATLES  !  В  это  время  было  принято
решение стать музыкантом, певцом, гитаристом, композитором,  поэтом,  короче
- Александром Градским.
    В 1965 г. А.Градский организовывает группу под названием  СЛАВЯНЕ,  куда
также вошли Михаил Турков (гитара), Виктор Дегтярев  (бас-гитара),  Вячеслав
Донцов (ударные) и Вадим Маслов (электроорган). СЛАВЯНЕ - третья по  времени
создания советская рок-группа (после БРАТЬЕВ и СОКОЛОВ),  ставшая  известной
и популярной. В своем  первоначальном  составе  СЛАВЯНЕ  просуществовали  не
более года: Александр Градский решает, что только русский язык  должен  быть
основой будущей его музыки и песен - отсюда возникает идея  создания  группы
СКОМОРОХИ. Однако, после ухода А.Г. из СЛАВЯН его  отношения  с  Донцовым  и
Дегтяревым  не  прекратились:  сначала  они  успешно  продолжают  совместную
работу в группе СКИФЫ, а чуть позже организовывают группу под названием  ЛОС
ПАНЧОС и, вплоть до 1968 года, играют западные хиты на  танцах  в  клубах  и
школах.
    Группа СКОМОРОХИ появилась в 1966 году и  ориентировалась  исключительно
на песни и композиции собственного сочинения и только на  русском  языке.  В
первый  состав  СКОМОРОХОВ  кроме  Александра  Градского  входили   Владимир
Полонский (ударные), который впоследствии долгое время играл в  ВИА  ВЕСЕЛЫЕ
РЕБЯТА, и Александр Буйнов (фортепьяно), он также попал  в  ВЕСЕЛЫЕ  РЕБЯТА,
после чего сделал сольную карьеру. Уникальность этой группы состояла  прежде
всего в том, что они "ходили по путям, никому до  них  неведомым".  Градский
определял "чистоту" идеи, но в  остальном  все  были  равны.  Исполнялись  и
песни А.Буйнова ("Аленушка" и "Трава-мурава"),  и  хиты  бас-гитариста  Юрия
Шахназарова ("Мемуары" и "Бобер"), чуть позднее вошедшего  в  состав.  Сразу
после этого А.Буйнов был призван в армию и так и не вернулся в группу.
    Вечная нехватка денег для  приобретения  аппаратуры  толкает  музыкантов
группы  на  работу  в  филармониях.  Градский  принимает  предложение  тогда
начинающего  композитора  и  пианиста  Давида  Тухманова   и   выезжает   на
кратковременные гастроли  по  стране,  играя  на  гитаре  и  старательно  не
показывая вокала, чтобы  не  "засветиться".  Иногда  к  нему  присоединяются
Буйнов и Полонский, иногда они работают в  поездке,  в  то  время  как  А.Г.
"покоряет" Москву с ЛОС ПАНЧОС;  в  1968  году  Градский  даже  попадает  на
временную  работу  в  знаменитый  ВИА   ЭЛЕКТРОН,   где   заменяет   Валерия
Приказчикова на соло-гитаре и опять же не поет.... За эти  два-три  года  он
объехал почти пол-Союза с  самым  разным  репертуаром  и  с  самыми  разными
музыкантами и солистами и практически никогда и нигде не пел. Лишь  однажды,
под рев  обалдевшего  зала,  он  спел  сольный  концерт  вместо  заболевшего
филармонического солиста, назвавшись чужим именем...  Вот  такая  была  идея
заработать в  поездках  деньги  на  аппаратуру,  затем  приехать  в  Москву,
подготовить репертуар и "выдать"русский рок-н-ролл.
    1969 год - поступление А.Градского в  ГМПИ  им.  Гнесиных  на  факультет
сольного пения к педагогу Л.В.Котельниковой. Впоследствии он  совершенствует
свое мастерство в классе Н.А. Вербовой. Педагог по камерному классу  -  Г.Б.
Орентлихер; в оперном классе с ним работают такие мастера, как  С.С.Сахаров,
Н.Д.Шпиллер и М.Л. Мельтцер. Градский начинает параллельно сольную  карьеру,
выступая один, под гитару. К этому времени относятся "Баллада о  птицеферме"
и маленькая рок-опера "Муха-Цокотуха".

    До 1970г. СКОМОРОХИ играют по-прежнему втроем  (А.Г.  плюс  Полонский  и
Шахназаров), потом к ним присоединяется  Александр  Лерман  -  интеллектуал,
лингвист и профессиональный музыкант, лидер группы ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН,  а  вместо
В.Полонского, перешедшего в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА,  приходит  умопомрачительный
барабанщик Юрий Фокин. Это  -  звездный  групповой  состав  СКОМОРОХОВ.  Они
свободно поют на три-четыре  голоса  песни  собственного  сочинения.  Москва
покорена раз и навсегда, равных, как  говорится,  нет.  К  сожалению,  почти
никаких записей того периода не сохранилось...
    В конце  1971  года  А.Лерман  и  Ю.Шахназаров  за  10  дней  до  начала
всесоюзного фестиваля в  г.Горьком  покидают  Градского  и  Фокина...  Фокин
приводит к Градскому пианиста Игоря Саульского, сына известного  композитора
и джазмена, и, в поезде Москва - Горький, Градский  обучает  Игоря  игре  на
бас-гитаре, после чего СКОМОРОХИ блестяще выигрывают фестиваль,  отдав  лишь
два первых приза из восьми присуждавшихся тогда самодеятельному АРИЭЛЮ.  Все
предыдущие семь лет вместились  в  двадцать  минут  фантастического  шоу  на
сцене горьковского ДК. После фестиваля к группе время  от  времени  начинают
присоединяться  флейтист,  пианист  и  вокалист  Глеб  Май  и   великолепный
барабанщик из Еревана Армен Чалдранян.
    Начинается  период  первых  опытов  звукозаписи.  Один  из  членов  жюри
горьковского конкурса музыковед Аркадий Петров, работающий  в  то  время  на
радиостанции "Юность", на свой страх и риск организовывает студийные  записи
Градского  и  СКОМОРОХОВ  на  радио.  Тут  становится   окончательно   ясно:
СКОМОРОХИ - это  Александр  Градский.  О  нем  и  о  группе  говорят  "Голос
Америки" и Московское радио, его первые песни звучат на весь Союз.
    Начиная с 1972 г., группа становится индивидуальным (наряду  с  гитарой,
вокалом и т.д.) инструментом Градского для  утверждения  его  музыкальных  и
поэтических идей. Первые записи Градского в  студии  стали  единственными  и
первыми  в  своем  роде  рок-композициями  в  СССР,  записанными   студийным
многоканальным способом, в которых он  выступил  как  мультиинструменталист,
автор всей музыки, некоторых стихов и супервокалист,  осуществивший  впервые
в СССР многократное наложение четырехголосия. Одна  композиция  ("Только  ты
верь мне"), впервые за Полом Маккартни, была  записана  им  целиком  (партии
всех инструментов и голосов)... В том же 1972 г., по предложению  Тухманова,
он записывает две его песни для LP "Как прекрасен мир " ("Джоконда"  и  "Жил
был я "), впервые в Союзе используется при этом 16-канальная аппаратура.
    В том же году СКОМОРОХИ выезжают на гастроли в Куйбышев  и  Донецк.  При
этом  в  их  составе,   специально   для   поездки,   появляются   А.Буйнов,
Ю.Шахназаров, Г.Май, барабанщик Борис Богрычев. В конце 1972  года  рядом  с
Градским впервые на сцене мы  видим  бас-гитариста  Юрия  Иванова,  который,
практически по сей день, входит, по мере надобности, в состав СКОМОРОХОВ.  В
начале 1973 года Градский и Ю.Иванов (И.Саульский и Ю.Фокин к  тому  времени
занялись рядом других проектов, играя попеременно с  разными  музыкантами  и
группами) выступают постоянно вместе,  меняя  барабанщиков  и  приглашая  на
разные концерты то Фокина, то Чалдраняна. Чехарда с составом (учитывая,  что
группа, по убеждению А.Г., должна состоять не  более  чем  из  4-х  человек)
приводит к поискам, а потом и  к  приглашению  в  группу  новых  участников.
Выдающийся барабанщик, суперджазмен и стилист Владимир Васильков и  один  из
самых сильных саксофонистов и флейтистов Союза Сергей Зенько, как  оказалось
впоследствии, навсегда стали постоянными друзьями  Александра  Градского,  с
которыми и были  им  записаны  все  основные  песни,  композиции,  музыка  к
кинофильмам, спектаклям, вокальные сюиты и многое другое.  Именно  Васильков
и Зенько вместе с Градским и Ивановым и составили  тех  СКОМОРОХОВ,  которых
мы можем услышать в записи и убедиться в мастерстве всей группы и каждого  в
отдельности.
    В  1973  году  выходит  первый  сингл  Александра  Градского  с  "радио"
записями.  В  том  же  году,  на  одной  из  студийных  записей,  опять-таки
организованной  Аркадием  Петровым,  в  аппаратной  появляется  приглашенный
Петровым режиссер будущей кинокартины "Романс о влюбленных" Андрон Михалков-
Кончаловский. Он незамедлительно делает  Градскому  предложение  об  участии
его в фильме, сначала в качестве  певца,  а  затем  и  автора  песен,  части
стихов  и  всей  музыки.  Небывалый  по  тем  временам   случай:   23-летний
композитор (не член Союза композиторов!)  получает  заказ  на  музыку  к  2-
серийному музыкальному  фильму  одного  из  самых  известных  и  талантливых
режиссеров страны! Картина вышла на экраны Союза в 1974 году, в том же  году
первый LP  А.Градского  с  музыкой  из  "Романса",  за  который  "Биллбоард"
(международный музыкальный супержурнал) присуждает Градскому  титул  "Звезда
года" за 1974 г. за "выдающийся вклад в мировую музыку" (цитата). В  том  же
году Градский получает  диплом  об  окончании  Института  им.  Гнесиных  как
"оперный и концертно-камерный певец" (цитата).
    Карьера А.Г. разворачивается с головокружительной быстротой. Он получает
возможность  гастролировать  по  стране,   и   концерты   его   проходят   в
переполненных залах  при  огромном  ажиотаже  публики.  В  огромных  дворцах
спорта он работает  по  три-четыре  сольных  двухчасовых  концерта  в  день,
потрясая аудиторию трех-октавным  диапазоном  голоса,  совершенно  необычным
для того времени репертуаром, жестким, хард-роковым аккомпанементом  (в  тех
случаях, когда с ним группа  СКОМОРОХИ),  необычайной  актерской  манерой  и
т.д. Поскольку вся  эта  работа  организована  через  филармонии,  благодаря
творчеству  Градского  на  рок-музыке   появляется   "печать"   официального
искусства, т.е. она как бы становится официально разрешена. Теперь уже  мало
кто помнит, что именно А.Г. "пробил" эту непреодолимую стену  первым,  а  за
ним, в образовавшуюся "брешь", ринулись все остальные рокеры...
    В 1975 году по следам "Романса..."  Градский  работает  над  несколькими
фильмами, не забывая о записях и участвует даже в  проектах  других  авторов
(Г.Гладкова, В.Терлецкого, Э.Колмановского, М.Фрадкина, М.Минкова и др.).  В
это же время он поступает в  Московскую  консерваторию  в  класс  композиции
Т.Н.  Хренникова  и...  записывает  "Как  молоды  мы  были"  А.Пахмутовой  и
Н.Добронравова (результат вы знаете...).  Кстати,  эта  песня  в  исполнении
Градского  -  единственная,  которая  была  "раскручена"  ТВ  и  Радио.  Все
остальные его  работы  по  сей  день  "зажимаются",  несмотря  ни  на  какие
изменения в политике и повседневной жизни...
    В 1976 году Градский сочиняет и записывает первую часть  сюиты  "Русские
песни", а в 1978 г., по совету А.Петрова - вторую  часть.  "Русские  песни",
первая рок-пластинка в СССР,  вышла  в  свет  в  1980  г.  Начиная  с  этого
времени, Градский "выдает" одну студийную работу  за  другой:  "Утопия  АГ",
"Сатиры ", "Сама жизнь", "Звезда полей", "Ностальгия", "Флейта и  Рояль"  на
стихи классиков, "Концерт-сюита", "Размышления шута" (сборник записей  1971-
74 годов, в котором А.Г. доказывает возможность пения  на  русском  языке  в
разных  рок-стилях),  "Монте-Кристо",  "Экспедиция"  на  свои  стихи,  опера
"Стадион" (либретто А.Г. и Маргариты Пушкиной),  балет  "Человек"  (либретто
А.Г.). Все эти работы  предназначаются  для  LP,  однако  выход  их  в  свет
постоянно  затягивается  по  "непонятным"   соображениям...   Рекорд   здесь
принадлежит сюите "Размышления шута"; несмотря на выход сингла  в  1978  г.,
вся работа была полностью опубликована лишь спустя 16(!) лет после записи.
    А.Г. продолжает  гастрольную  деятельность,  в  его  репертуаре  активно
появляются песни на его стихи, иногда сатирические,  иногда  просто  опасные
для существующего режима. Он пишет ряд статей  в  защиту  жанра  рок-музыки,
активно полемизируя с ретроградами и... наживая себе кучу врагов. В  это  же
время Градский начинает преподавательскую  деятельность,  за  несколько  лет
работы в Училище Гнесиных он выпускает курс; следующие несколько лет, уже  в
Институте Гнесиных, - и еще один курс  выпущен.  Завершился  этот  этап  его
работы двумя годами заведывания кафедрой вокала в качестве  профессора  РАТИ
(ГИТИС). По его словам, дальнейшее преподавание возможно  лишь  при  наличии
исключительно собственного класса, скорее всего, придется  создавать  что-то
вроде учебного заведения...
    1980 год - год  смерти  Высоцкого  становится  переломным  для  А.Г.  Он
полностью  переходит  в  разряд   "протестантов",   замешивая   на   роковой
музыкальной основе трагическую  сатиру  и  драматическую  лирику  ("Песня  о
друге", "Песня о телевидении", "Монолог батона за 28 копеек из муки  высшего
сорта", "Рассказ человека, который не смог поехать  в  отпуск  на  Канарские
острова" и др.). Поначалу его не трогают, затем, в  1983-84  г.г.  кое-какие
неприятности случаются, но всегда голос и талант принимаются во  внимание...
Градского "со скрипом" принимают в Союз композиторов лишь  в  1987  году,  а
первая  поездка  за  границу  (в  США)  состоялась  только  в  1988  г.   на
конференцию, вместе с  группой  деятелей  искусства,  кино  и  политики.  Он
блестяще поет на закрытии конференции американцы устраивают ему  15-минутную
овацию...
    В том же 1988 году уже 25-минутную овацию он  слышит  в  свой  адрес  и,
естественно, в адрес знаменитого дирижера Евг.  Светланова  и  партнеров  по
сцене, участников спектакля Большого  театра  "Золотой  Петушок",  одной  из
самых сложных для исполнения опер Римского-Корсакова.  Партию  "Звездочета",
труднейшую  партию  мирового  оперного  репертуара,   А.Г.   "щелкает"   как
орешек...
    К  этому  времени,  благодаря  поддержке  Валерия  Сухорадо,   директора
"Мелодии", он выпускает в свет практически все свои работы в виде LP,  пишет
музыку к фильмам "Узник замка Иф" и "Искусство жить в Одессе", доведя  таким
образом количество кинокартин со своей музыкой и песнями до  38!  Начиная  с
этого времени, он постепенно сокращает гастрольную  деятельность,  полностью
переключившись  на  создание  в  Москве  Театра  современной   музыки.   При
поддержке Правительства Москвы он получает здание в центре города,  начинает
его реконструкцию. Московское театрально-концертное музыкальное  объединение
(МТКМО), под его руководством, осуществляет ряд сложнейших проектов,  в  том
числе: организация двух "безумных" сольных концертов  в  Москве  (25  января
1990 г. и 17 марта 1995 г.) с участием симфонических оркестров  и  оркестров
русских народных инструментов, рок-групп и своих друзей по "цеху", выпуск  в
свет "Коллекции АГ ", т.е. 13 компакт-дисков с полным собранием сочинений  и
записей   Александра   Градского,   создание   двух   музыкальных    фильмов
"Антиперестроечный блюз" (1991г.) и "Живьем в России" (1996 г.).
    Первые поездки за рубеж дают результаты. Градский работает в  совместных
проектах и концертах с такими "китами" западной музыки, как  Лайза  Минелли,
Шарль Азнавур, Джон Денвер, Крис Кристоферссон, Дайяна Уорвик, Сэмми  Дэвис,
Grateful Dead, Синди Петерсон в  США,  Германии,  Испании,  Греции,  Швеции.
Наконец,  в  1990  году,  после  одного  из  совместных  с  Джоном  Денвером
концертов в Японии, Градский  получает  контракт  с  VMI  (VICTOR),  ведущей
японской фирмой, выпускает под ее маркой два компакт-диска и дает  несколько
концертов в Японии с самым разнообразным репертуаром, начиная с  собственных
песен на русском языке и кончая западными хитами и  японскими  классическими
романсами. Три  его  балета  ("Человек","Распутин"  и  "Еврейская  баллада")
ставит Киевский театр балета (балетмейстер  Г.Ковтун),  а  два  последних  -
Театр балета на льду (худрук  И.Бобрин).  Все  эти  спектакли  "возятся"  по
Европе и Америке с громадным успехом.



    Заключение
    3 ноября 1999 г. в Государственном концертном  зале  "Россия"  состоялся
юбилейный концерт Александра Градского, который  был  приурочен  к  50-летию
певца,  музыканта  и  композитора,  а  также  к  35-летию   его   творческой
деятельности. В  этом  концерте  приняло  участие  более  400  артистов.  На
следующий день указом президента России Александру Градскому было  присвоено
почетное звание "Народный  артист  Российской  Федерации".  Но  несмотря  на
возраст и всенародное призвание, Градский не останавливается на  достигнутом
и с упорством продолжает работать. На повестке дня  -  строительство  своего
музыкального театра. Он по-прежнему стремится к новых вершинам. Дай Бог  ему
удачи!



смотреть на рефераты похожие на "Градский"