Музыка

Шуберт

  ШУБЕРТ (Schubert) Франц (1797-1828),  австрийский  композитор.  Создатель
  романтических песни и баллады, вокального цикла, фортепианной  миниатюры,
  симфонии, инструментального ансамбля.  Песенность  пронизывает  сочинения
  всех жанров. Автор около 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И. В.  Гете,  Г.
  Гейне), в т. ч. из циклов «Прекрасная мельничиха»  (1823), «Зимний  путь»
  (1827, оба на слова В. Мюллера); 9  симфоний  (в  т.  ч.  «Неоконченная»,
  1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Форель» (1819); фортепианные
  сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры.

                                    * * *

  ШУБЕРТ (Schubert) Франц (полное имя Франц Петер) (31 января 1797, Вена  —
  19 ноября 1828, там же), австрийский композитор, крупнейший представитель
  раннего романтизма.

  Детские годы. Ранние произведения

  Родился в семье школьного учителя. Исключительные музыкальные способности
  Шуберта проявились в раннем детстве. С семилетнего возраста  он  обучался
  игре на нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам. В 1808-
  12 пел в императорской Придворной капелле  под  руководством  выдающегося
  венского композитора и педагога А. Сальери, который, обратив внимание  на
  талант мальчика, начал обучать его основам композиции. К семнадцати годам
  Шуберт уже был автором фортепианных пьес,  вокальных  миниатюр,  струнных
  квартетов, симфонии и оперы «Замок дьявола». Работая помощником учителя в
  школе своего отца (1814-18), Шуберт продолжал интенсивно сочинять. К 1814-
  15 относятся  многочисленные  песни  (в  том  числе  такие  шедевры,  как
  «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» на слова И. В.  Гете,  2-я  и  3-я
  симфонии, три мессы и четыре зингшпиля.

  Карьера музыканта

  Тогда же друг Шуберта Й. фон Шпаун познакомил его с поэтом И. Майрхофером
  и студентом-юристом Ф.  фон  Шобером.  Эти  и  другие  друзья  Шуберта  —
  образованные,  наделенные  тонким  музыкальным   и   поэтическим   вкусом
  представители нового венского среднего класса — регулярно  собирались  на
  домашних  вечерах  музыки  Шуберта,  названных  позднее   «шубертиадами».
  Общение  с  этой  дружелюбной  и  восприимчивой  аудиторией  окончательно
  уверило молодого композитора в его призвании, и  в  1818  Шуберт  оставил
  работу в школе. Тогда же молодой композитор сблизился с известным венским
  певцом И. М. Фоглем (1768-1840), который стал  ревностным  пропагандистом
  его вокального творчества. На протяжении второй половины 1810-х  гг.  из-
  под  пера  Шуберта  вышли  многочисленные  новые  песни  (в   том   числе
  популярнейшие «Скиталец», «Ганимед», «Форель»), фортепианные сонаты, 4-я,
  5-я и 6-я симфонии, изящные увертюры в стиле Дж. Россини  ,  фортепианный
  квинтет «Форель», включающий вариации на одноименную песню. Его зингшпиль
  «Братья-близнецы», написанный в 1820 для Фогля и поставленный  в  венском
  Кернтнертор-театре,  не  имел  особого  успеха,  однако  принес   Шуберту
  известность. Более серьезным  достижением  явилась  мелодрама  «Волшебная
  арфа», поставленная несколько месяцев спустя в театре Ан-дер-Вин.

  Переменчивость фортуны

  Годы 1820-21 были для Шуберта успешными. Он пользовался  покровительством
  аристократических семей, завязал ряд знакомств среди влиятельных  в  Вене
  людей. Друзья Шуберта опубликовали по  частной  подписке  20  его  песен.
  Вскоре, однако, в его жизни наступил менее  благоприятный  период.  Опера
  «Альфонсо и Эстрелла» на  либретто  Шобера  была  отклонена  (сам  Шуберт
  считал ее своей большой удачей), материальные обстоятельства  ухудшились.
  К тому же в конце  1822  Шуберт  серьезно  заболел  (судя  по  всему,  он
  заразился сифилисом). Тем не менее этот сложный и тяжелый год был отмечен
  созданием  выдающихся  произведений,  в  том  числе  песен,  фортепианной
  фантазии «Скиталец»  (это  практически  единственный  у  Шуберта  образец
  бравурно-виртуозного фортепианного стиля) и полной романтического  пафоса
  «Неоконченной симфонии» (сочинив две части симфонии  и  набросав  третью,
  композитор по неизвестной причине  оставил  работу  и  больше  к  ней  не
  возвращался).

  Жизнь оборвалась в самом расцвете

  Вскоре появились вокальный цикл  «Прекрасная  мельничиха»  (20  песен  на
  слова В. Мюллера), зингшпиль «Заговорщицы» и опера  «Фьерабрас».  В  1824
  были написаны струнные квартеты A-moll  и  D-moll  (его  вторая  часть  —
  вариации на тему  более  ранней  песни  Шуберта  «Смерть  и  девушка»)  и
  шестичасный Октет для духовых и  струнных,  созданный  по  образцу  очень
  популярного в то время Септета соч. 20 Л. ван Бетховена, но превосходящий
  его по масштабам и виртуозному блеску. По-видимому, летом 1825 в Гмундене
  близ Вены Шуберт набросал или частично сочинил  свою  последнюю  симфонию
  (так называемую «Большую», C-dur). К этому времени Шуберт уже пользовался
  в  Вене  весьма  высокой  репутацией.  Его  концерты  с  Фоглем  собирали
  многочисленную публику, а издатели охотно публиковали его новые песни,  а
  также пьесы и сонаты для фортепиано. Среди произведений  Шуберта  1825-26
  выделяются фортепианные сонаты A-moll, D-dur, G-dur,  последний  струнный
  квартет G-dur и некоторые песни, в том числе  «Молодая  монахиня»  и  Ave
  Maria. В 1827-28 творчество Шуберта активно освещалось в печати,  он  был
  избран членом венского Общества друзей музыки и 26 марта 1828 дал в  зале
  Общества авторский концерт, который прошел с  большим  успехом.  К  этому
  периоду относятся  вокальный  цикл  «Зимний  путь»  (24  песни  на  слова
  Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два фортепианных трио  и
  шедевры последних месяцев жизни Шуберта —  Месса  Es-dur,  три  последние
  фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14  песен,  опубликованных  после
  смерти Шуберта в виде сборника под названием «Лебединая песнь»  (наиболее
  популярны «Серенада» на слова  Л.  Рельштаба  и  «Двойник»  на  слова  Г.
  Гейне). Шуберт умер от тифа в возрасте 31 года;  современники  восприняли
  его смерть как потерю гения, который успел оправдать лишь небольшую часть
  возлагавшихся на него надежд.

  Песни Шуберта

  Долгое время Шуберт был  известен  главным  образом  своими  песнями  для
  голоса с фортепиано. По  существу,  с  Шуберта  началась  новая  эпоха  в
  истории немецкой вокальной миниатюры, подготовленная  расцветом  немецкой
  лирической поэзии конца 18 — начала 19 вв. Шуберт писал музыку  на  стихи
  поэтов самого разного уровня, от великих И. В. Гете (около 70 песен),  Ф.
  Шиллера (свыше 40 песен) и Г. Гейне (6 песен  из  «Лебединой  песни»)  до
  сравнительно малоизвестных литераторов и любителей (так, на стихи  своего
  друга И. Майрхофера Шуберт сочинил  около  50  песен).  Помимо  огромного
  стихийного мелодического дара, композитор обладал уникальной способностью
  передавать музыкой как общую атмосферу стихотворения, так и его смысловые
  оттенки. Начиная с самых  ранних  песен,  он  изобретательно  использовал
  возможности фортепиано в звукоизобразительных и экспрессивных целях; так,
  в «Маргарите за прялкой» непрерывная фигурация шестнадцатыми олицетворяет
  вращение  прялки  и  одновременно  чутко  реагирует  на   все   изменения
  эмоционального напряжения. Песни Шуберта  исключительно  разнообразны  по
  форме: от простых строфических миниатюр до свободно построенных вокальных
  сцен, которые часто складываются из контрастных разделов. Открыв для себя
  лирику  Мюллера,  повествующую  о  странствиях,  страданиях,  надеждах  и
  разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы
  «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» — по существу, первые  в  истории
  большие серии песен-монологов, связанных единым сюжетом.

  В других жанрах

  Шуберт всю жизнь стремился к успеху  в  театральных  жанрах,  однако  его
  оперы при всех своих музыкальных достоинствах  недостаточно  выигрышны  в
  драматургическом  отношении.  Из  всей  музыки  Шуберта,  непосредственно
  связанной с театром, популярность приобрели лишь отдельные номера к пьесе
  В. фон Чези «Розамунда» (1823).

  Церковные композиции Шуберта, за исключением месс As-dur (1822) и  Es-dur
  (1828), малоизвестны. Между тем Шуберт писал для церкви всю жизнь; в  его
  духовной музыке вопреки давней традиции  преобладает  гомофонная  фактура
  (полифоническое письмо не принадлежало к сильным сторонам  композиторской
  техники Шуберта, и в 1828 он даже намеревался пройти курс контрапункта  у
  авторитетного венского педагога С. Зехтера). Единственная  и  к  тому  же
  неоконченная  оратория  Шуберта  «Лазарь»  стилистически  родственна  его
  операм.  Среди  светских  хоровых  и  вокально-ансамблевых   произведений
  Шуберта  преобладают  пьесы  для  любительского  исполнения.   Серьезным,
  возвышенным характером выделяется «Песнь духов  над  водами»  для  восьми
  мужских голосов и низких струнных на слова Гете (1820).

  Инструментальная музыка

  Создавая   музыку   инструментальных    жанров    Шуберт,    естественно,
  ориентировался на венские классические образцы; даже  самые  оригинальные
  из его ранних симфоний, 4-я (с авторским подзаголовком «Трагическая») и 5-
  я, все еще отмечены влиянием  Гайдна.  Однако  уже  в  квинтете  «Форель»
  (1819) Шуберт предстает абсолютно зрелым и  самобытным  мастером.  В  его
  крупных инструментальных опусах большую роль играют  лирические  песенные
  темы (в том числе заимствованные из собственных песен  Шуберта  —  как  в
  квинтете «Форель», квартете «Смерть  и  девушка»,  фантазии  «Скиталец»),
  ритмы и интонации бытовой музыки. Даже последняя  симфония  Шуберта,  так
  называемая «Большая»,  основана  преимущественно  на  тематизме  песенно-
  танцевального  типа,  который  в  ней  разработан  с  подлинно  эпическим
  размахом. Стилистические черты, ведущие свое  происхождение  из  практики
  бытового  музицирования,  сочетаются  у  зрелого  Шуберта  с   отрешенной
  молитвенной  созерцательностью  и  внезапным   трагическим   пафосом.   В
  инструментальных произведениях Шуберта преобладают спокойные темпы;  имея
  в виду его склонность к неторопливому изложению  музыкальных  мыслей,  Р.
  Шуман говорил о его «божественных длиннотах».  Особенности  шубертовского
  инструментального письма наиболее  впечатляюще  воплотились  в  его  двух
  последних крупных произведениях — Струнном квинтете и Фортепианной сонате
  B-dur.  Важную  сферу  инструментального  творчества  Шуберта  составляют
  музыкальные моменты и экспромты для фортепиано; с  этих  пьес  фактически
  началась история романтической  фортепианной  миниатюры.  Шуберт  сочинил
  также множество фортепианных и ансамблевых танцев, маршей,  вариаций  для
  домашнего музицирования.

  Наследие композитора

  До конца19 в. значительная часть обширного  наследия  Шуберта  оставалась
  неопубликованной и даже неисполненной. Так, рукопись  «Большой»  симфонии
  была обнаружена Шуманом только в 1839 (впервые эта симфония прозвучала  в
  том же году в Лейпциге под управлением Ф. Мендельсона). Первое исполнение
  Струнного квинтета состоялось в 1850, а первое  исполнение  «Неоконченной
  симфонии» — в 1865. Каталог  произведений  Шуберта,  составленный  О.  Э.
  Дойчем (1951), включает около  1000  позиций,  в  том  числе  6  месс,  8
  симфоний,  около  160  вокальных  ансамблей,  свыше  20   завершенных   и
  незавершенных  фортепианных  сонат  и  свыше  600  песен  для  голоса   с
  фортепиано.



                      Список использованной литературы:


   1) «Сто великих композиторов».
   2) К. Кузнецов «Венок Шуберту».
   3) Г. Гольдшмидт «Франц Шуберт».
   4) В. Дамс «Шуберт».
   5) Ю. Хохлов «Воспоминания о Шуберте».
   6) В. Д. Конен «История зарубежной музыки».
    7) И. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран».





смотреть на рефераты похожие на "Шуберт"