Музыка

Музыкальная жизнь Санкт-Петербурга XIX века


[pic]
                 Музыкальная жизнь Санкт-Петербурга XIX века

        В XIX  веке  Петербург  был  центром  развития  русской  музыкальной
культуры. В  начале  XIX  века  стиль  петербургской  музыкально-театральной
жизни  создавали  итальянцы.   Музыка   была   настолько   популярна   среди
петербуржцев, что открывались концертные залы и музыкальные  театры.  Самыми
известными были Большой театр, зал дворянского собрания, Театр-цирк.
        Однако   существует   любопытный   документ   из   фондов   дирекции
императорских театров, выпущенный в 1851 году, но сохранявший свою  силу  на
десятилетия вперёд. Он называется так: «Положение  о  публичных  маскарадах,
балах и  других   увеселениях  в  столицах».  Концерты  даже  не  внесены  в
заголовок, а классифицированы как «другие увеселения», куда менее  значимые,
нежели  балы  и  маскарады.  И  это  принципиальная   деталь,   существенная
установка времени, отразившаяся и на составлении программ,  и  на  поведении
публики в концертном зале.
        Маскарады имели право  давать не все. Преимущество было  на  стороне
потомственных дворян, входивших  в  Дворянское  собрание.  Благотворительным
обществам маскарады давать запрещалось, а вот балы –  можно,  но  только  по
одному в год, да и то «если он не был вместе с концертом». На балах  кадрили
были любимы настолько, что почти  все  известные  романсы,  мотивы  из  опер
превращали в этот танец  даже  в  самых  неподходящих  случаях.  Даже  песнь
безумной Офелии была превращена в кадриль – уж так  велика  была  страсть  к
этому танцу.
        Традиционное время концертного сезона – март-апрель, время  Великого
поста. В эти дни закрывались театры, прекращали  давать  балы,  карнавалы  и
город погружался в атмосферу строгих и возвышенных  чувств.  Лишь  серьёзное
филармоническое  искусство  могло  пробуждать  надлежащий  для   этих   дней
душевный настрой. Пост в Петербурге – праздник музыкантов. В это  время  они
съезжаются из разных сторон Европы.
         В театрах  чаще  всего  ставилась  итальянская  опера.  Из  русских
предпочитали романтические оперы, соответственно моде. Из  тени  итальянских
опер выходят на свет  сочинения  русских  композиторов,  которые  учились  в
Италии. Узнанное за границей перестраивалось на русский лад.  Так  возникала
русская опера.
        Немцы, жившие в Петербурге (а их было немало), также сыграли большую
роль в развитии культуры города. Они организовывали  многочисленные  хоровые
кружки и общества, занимали значительный процент в оркестрах столицы.
        Одним из  музыкальных  чудес  дореволюционной  России  была  хоровая
капелла Шереметьева. Она была создана в  XVIII веке  графом  Шереметьевым  и
просуществовала боле ста пятидесяти лет. В будущем, на основе капеллы  стали
возникать театры Шереметьевых, не доступные широкому кругу публики.
        Хор капеллы состоял из крепостных, набран он был из лучших  голосов.
В годы своего расцвета хор насчитывал около 90  человек.  В  1830-м  году  в
капелле учителем  пения  был  назначен  Гавриил  Якимович  Ломакин,  который
проработал в капелле до её закрытия – более полувека. За это время он  довёл
хор до такого  совершенства,  какого  не  знал  не  один  хоровой  коллектив
России. Этот хор был хорошо известен  среди публики и композиторов России  и
Европы. М. И. Глинка писал: «Г. Я. Ломакин  собственным и постоянным  трудом
и талантом достиг почётного места между преподавателями музыки,  и  искренно
любим и уважаем всеми его знающими».
        В начале XIX века в России родился и приобрел  большую  популярность
русский романс. В течении XIX  века  романсы  создавались  и  исполнялись  в
огромных количествах. Например, при жизни А.С. Пушкина  на  его  стихи  было
создано около восьмидесяти романсов. А  П.И.Чайковский  за  всю  свою  жизнь
написал  сто  романсов.  Романсы  исполнялись  всюду.   Среди   исполнителей
особенно  были  популярны  произведения  Верстовского,   Алябьева,   Глинки,
Варламова,  Есаулова.  Среди  старших  современников  Глинки  А.  Алябьев  –
наиболее талантливый и зрелый мастер  русского  романса,  обладавший  тонким
даром мелодиста и чутьём  гармонии.  Разнообразны  и  жанры  его  вокального
творчества.  Очень  были  популярны  лирические  романсы,  с   преобладанием
элегических настроений («Я Вас любил», «Зимняя дорога, «Вечерний  звон»).  А
так же он сочинял  сольные  вокальные  сцены,  многоэпизодные  драматические
монологи,  лирико-драмматические  романсы.  Из  поэтов,   представленных   в
романсах Алябьева на первом  месте  по  количеству  произведений  –  Пушкин,
Дельвиг и Жуковский. Алябьев очень любил выступать в Петербурге  и  выступал
там с 1823г.
        Но самыми любимыми музыкальными жанрами оставались  балет  и  опера.
Наибольшего расцвета эти жанры достигли в середине  XIX  века.  Много  ярких
страниц истории русской музыки связано  с  Петербургом.  В  первой  половине
девятнадцатого века здесь творил основоположник русской классической  музыки
– М.И. Глинка.
        Михаил Иванович Глинка был выдающимся русским  композитором.  В  его
произведениях  впервые  забил  живой  родник   подлинно   народной,   а   не
переведённой с чужого языка музыки. В  1836  году  состоялась  премьера  его
оперы «Жизнь за царя». Зал был полон. В одиннадцатом ряду  сидел  Пушкин,  а
на втором ярусе – Глинка. Премьера оперы стала большим событием, но  вызвала
недовольство – народный характер  музыки  шокировал  зрителей,  и  некоторые
назвали её «музыкой кучеров».
        Шесть лет спустя   была  представлена  публике  замечательная  опера
«Руслан  и  Людмила».  Но  она  не  встретила  в  своё  время  поддержки   в
официальных кругах. Выдающиеся достоинства сочинения оценили лишь  немногие.
Великосветские «ценители искусства» сочли «Руслана»  скучной  оперой  и  тем
самым определили его судьбу.

        Пётр Ильич Чайковский – великий русский  композитор.  Родился  он  в
1840 году, в семье заводского инженера в Воткинске.  С  раннего  детства  он
полюбил музыку – у него дома она звучала очень  часто:  его  отец  играл  на
флейте, мать пела. С пяти лет  он  начал  импровизировать  на  рояле.  Когда
маленькому Пете  было  десять  лет,  в  жизни  мальчика  произошло  событие,
которое произвело на него  сильное  впечатление:  он  был  на  представлении
оперы «Жизнь за царя». После этого у него навсегда осталась любовь к  музыке
этой оперы. По настоянию родителей Пётр Ильич окончил  училище  правоведения
и поступил  работать  в  министерство  юстиции.  Эта  работа  ему  очень  не
нравилась.
        В 60-е годы в Петербурге Антоном Рубинштейном  была  создана  первая
русская консерватория.  В  1862  году  её  учеником  становится  Пётр  Ильич
Чайковский. Могучая личность М.  А.  Рубинштейна,  директора  консерватории,
внушало ученикам «безмерную  любовь,  смешанную  с  немалой  долей  страха».
Чайковский  был  самым  трудолюбивым,  самым  талантливым  и  самым  любимым
учеником Рубинштейна. За три года  он  прошёл  весь  курс,  получив  золотую
медаль.
        Чайковский  был  последователем  глинкинской  школы.  Его  симфонии,
оперы, инструментальная музыка,  романсы  пользовались  огромным  успехом  и
любовью не только в Петербурге, но и во всём мире. Вершиной  его  творчества
стали балет «Спящая красавица (1889г.) и опера «Пиковая дама(1890 г)».
         В Петербурге жил и  создавал  свои  произведения  С.Даргомыжский  –
младший современник великого классика. Следом за  ним  в  музыкальной  жизни
Петербурга получили известность М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи,  М.П.  Мусоргский,
Н.А. Римский-Корсаков, А.П.Бородин. Они составили  товарищество,  получившее
с лёгкой руки их верного друга критика  В.В.Стасова,  наименование  «Могучая
кучка».
         Это товарищество возникло в 1806-х  годах,  и  в  него  вошли  пять
великих композиторов. Прогрессивность взглядов, широта  кругозора,  глубокий
интерес к общественной жизни, патриотическое служение всему  искусству,  всё
то, что актуально и для нашего времени  –  эти  черты  характеризуют  членов
«Могучей кучки». Взгляды, которые утверждали  члены  могучей  кучки,  шли  в
разрез   с   общепринятыми,   господствующими   взглядами.   Могучая   кучка
последовательно   пропагандировала   русскую   музыку,   идеи    народности,
национального своеобразия, реализма, задачи содержательности искусства  были
в центре внимания. В 60-е  годы  Балакирев  вместе  с  Ломакиным  Бесплатную
музыкальную школу с  целью  распространения  музыкальной  грамотности  среди
простого  люда.  В  число  учеников  могли  быть  приняты  «и  фабричные,  и
лавочные».    Стремление   балакиревцев   связать   творчество   с   жизнью,
откликнуться на запросы современности в консервативных кругах  расценивалось
как кощунство. Когда Мусоргский написал свою великую оперу «Борис  Годунов»,
оперный  комитет  императорских  театров  отклонил  эту  оперу,  как  оперу,
лишённую  романтизма  и  любовной  интриги.  И   тогда   композитор,   чтобы
удовлетворить комитет, создаёт второй  вариант  оперы.  Он  пишет  «Польский
акт»,  вводит  нового  персонажа  –  Марину  Мнишек,  в  которую  влюбляется
Лжедмитрий, он переработал сцену в келье, заново  написал  сцену  в  царском
тереме, включая в  неё  бытовые  картины,  которые  усилили  психологическое
звучание картины. Таким образом, в опере стало четыре действия.
        Композиторы   «Могучей   кучки»   создали   выдающиеся   музыкальные
произведения, которые стали исполняться не только  в  Петербурге,  но  и  во
всём мире. Самые знаменитые их сочинения –  опера  Бородина  «Князь  Игорь»;
Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста»
        Композиторы «Могучей  кучки»  работали  на  стыке  девятнадцатого  и
двадцатых веков. Девятнадцатый век дал России  и  миру  много  замечательных
талантов, произведения которых навсегда войдут в историю русской музыки.

                                    [pic]

                           -----------------------
         [pic]




смотреть на рефераты похожие на "Музыкальная жизнь Санкт-Петербурга XIX века "