Музыка

Российские композиторы


Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. Родился 4
августа 1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851 года там же. Происходил из
старинного дворянского рода. Отец А., сенатор, затем президент Берг-
Коллегии и главноуправляющий межевой канцелярией, дал сыну хорошее домашнее
воспитание. Образование свое А. закончил в Московском университетском
пансионе. Во время походов 1812 - 1815 годов служил в гусарах. В 1823 году
уволен в отставку подполковником. К этому же времени относится появление
первых его романсов: "Вечерком румяну зорю", "Соловей" и других. Еще раньше
он написал, вместе с Маурером и Верстовским, музыку к водевилю "Новая
шалость, или Театральное сражение". В 1822 году в большом театре в
Петербурге шла в первый раз комическая опера А. "Лунная ночь, или Домовые",
в двух действиях. В репертуаре она не удержалась и издана не была.



Варламов, Александр Егорович - известный русский композитор-дилетант.
Родился в Москве 15 ноября 1801 г.; происходил из "волошских", то есть
молдавских дворян. Еще ребенком он страстно любил музыку и пение, особенно
церковное, и рано стал играть на скрипке по слуху (русские песни). Десяти
лет Варламов поступил певчим в придворную певческую капеллу. В 1819 г.
Варламов был назначен регентом придворной русской церкви в Гааге. В Гааге и
Брюсселе тогда была прекрасная французская опера, с артистами которой
Варламов свел знакомство. Быть может, отсюда он и вынес свое знакомство с
искусством пения, давшее ему возможность сделаться впоследствии хорошим
учителем вокального искусства. Имея множество знакомств, особенно среди
музыкантов и любителей музыки, Варламов, вероятно, тогда уже составил
привычку к беспорядочной и рассеянной жизни, которая помешала ему
впоследствии выработать как следует свое композиторское дарование. Заслуга
Варламова состояла в популяризации национального жанра и в подготовке
публики к восприятию в будущем более серьезных произведений нашей
национальной художественной музыки. Под влиянием неправильного образа
жизни, бессонных ночей за картами, разных огорчений и лишений, здоровье
пошатнулось, и 15 октября 1848 года он скоропостижно скончался на карточном
вечере его знакомых. Варламов оставил более 200 романсов (в том числе 42
народных русских песни, аранжированных им для одного голоса с фортепиано,
из них 4 малорусских, небольшое число сочинений на 3 голоса, три церковных
произведения для хора (херувимские) и три фортепианных пьесы (марш и два
вальса).



Глинка, Михаил Иванович - гениальный композитор, основатель национальной
русской музыкальной школы, родился 20 мая 1804 г. в с. Новоспасском (близ
гор. Ельни, Смоленской губернии), имении отца. Едва ребенка отняли от
матери, как его взяла на свое попечение властная бабушка (по отцу), гроза
крепостных и своих близких. Слабый ребенок рос нервным и золотушным,
мнительным и болезненным баричем-недотрогою. Несмотря на неблагоприятную
обстановку, которой окружила его бабушка, ребенок выучился читать
чрезвычайно рано, но музыкальные способности его еще дремали. К счастью для
мальчика, воспитание, грозившее превратить его в жалкого, изнеженного
недоросля, было прервано смертью бабушки. Первым пробуждением музыкальных
наклонностей Глинка был обязан небольшому домашнему крепостному оркестру и
такому же оркестру дяди.


Оркестр дяди стал для него "источником самых живых восторгов". Особенно
любил Глинка русские песни, переложенные для двойного духового квартета.
Умер на чужбине 3 (15) февраля 1857 г. - Неудачная личная жизнь и тягостные
общественные условия не благоприятствовали полному и плодотворному развитию
гения Глинки.



Верстовский Алексей Николаевич - русский композитор. Родился 18 февраля
1799 г. в Тамбовской губернии, в помещичьей семье. Окончил курс в институте
инженеров путей сообщения; обучался теории музыки у Брандта и Цейнера. К
самому раннему периоду музыкального творчества Верстовского относятся
фортепианная соната, песни, куплеты для водевилей. Инженерной карьере он
предпочел музыкальную и вращался в артистическом мире Петербурга, не раз
выступая в частных домах как актер и певец. Его опера-водевиль "Бабушкины
попугаи" (перевод с французского П.И. Хмельницкого) была поставлена в 1819
г. в Петербурге. Верстовский имел почти неограниченное влияние на
театральные дела. Настоящую славу дала Верстовскому опера "Аскольдова
могила". Он умер 5 ноября 1862 г. Значение Верстовского в истории русской
музыки основывается, главным образом, на его операх, из которых наиболее
типична "Аскольдова могила", и теперь изредка появляющаяся на русских
сценах.



Даргомыжский, Александр Сергеевич- знаменитый русский композитор. Родился 2
февраля 1813 г. в селе Даргомыже Белевского уезда, Тульской губернии. Умер
5 января 1869 г. в Петербурге. Отец его, Сергей Николаевич, служил по
министерству финансов, в коммерческом банке; мать Даргомыжского, урожденная
княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей. Один
из братьев Даргомыжского прекрасно играл на скрипке, участвуя в камерном
ансамбле на домашних вечерах; одна из сестер хорошо играла на арфе и
сочиняла романсы. До пятилетнего возраста Даргомыжский вовсе не говорил, и
его поздно сформировавшийся голос остался навсегда писклявым и хрипловатым,
что не мешало ему, однако, впоследствии трогать до слез выразительностью и
художественностью вокального исполнения на интимных собраниях. Образование
Даргомыжский получил домашнее, но основательное. Играя в кукольный театр,
мальчик сочинял для него небольшие пьески-водевили, а в шесть лет стал
учиться играть на фортепиано. Настоящей системы в музыкальном образовании
Даргомыжского не было, и своими теоретическими знаниями он был обязан,
главным образом, самому себе.




смотреть на рефераты похожие на "Российские композиторы "