Налоги

Налоговая система (шпаргалка)


1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В историческом процессе можно выделить 3 этапа развития налогообложения:
Первый период –  возникновение  первых  элементов  налогообложения  (Древний
мир, Средние века):
Налоги  и  механизмы  их  взимания   находятся   в   зачаточном   состоянии.
Возникновение налогов связано с периодом становления первых  государственных
образований,   когда   появляется   товарное    производство,    формируется
государственный аппарат. Налоги существуют  в  виде  бессистемных  платежей,
носящих  преимущественно  натуральную  форму.  Поданные   несут   повинности
личного характера (барщина, участие в походах), а  также  уплачивают  налоги
продовольствием, снаряжением для армии. Формы  налогообложения  определяются
общественной потребностью. По мере развития  и  укрепления  товарно-денежных
отношений налоги принимают исключительно денежную форму. Со временем  налоги
становятся   основным   источником   доходов   для   денежного    содержания
государства.
Второй  период  –  развитие  налогообложения,  появления  первых  теорий   и
налоговых систем (Конец 17 века  – 18 век)
Налоги становятся ведущим источником  доходной  части  бюджетов.  Происходит
формирование первых налоговых систем, включающих прямые и косвенные  налоги.
Особую роль играют акцизы, взимаемые со всех ввозимых и  вывозимых  товаров,
а также подушный и подоходный налоги. Развитие демократических  процессов  в
европейских  странах  находит  свое  выражение  в  вопросах  установления  и
введения налогов. Право утверждать  все  государственные  расходы  и  доходы
окончательно закрепляются за  представительными  органами  власти.  Начинает
формироваться научная теория налогообложения.
Третий период – соверш-е налогообложения
(Начало 19 века – Настоящие дни)
Количество  налогов  уменьшается,  значение  права  при  их  установлении  и
взимании увеличивается. Постепенно в обществе с развитием  финансовой  науки
происходит становление научно-теоретических воззрений на  природу,  проблемы
и методики налогообложения. Закладывается конструкция современной  налоговой
системы.
2. ОБЩИЕ ТЕОРИИ НАЛОГОВ
Теория обмена (Средние века)
Основана на возмездном характере нал-ния. Суть  теории  заключается  в  том,
что через налог граждане покупают у  гос-ва  у-ги  по  охране  от  нападения
извне, поддержанию порядка и т.д.
Теория наслаждения. Симонд де Сисмонди
Теория налога предоставлена как теория наслаждения, согласно которой  налоги
есть цена, уплач-я гражданином за получаемые им от  об-ва  наслаждения.  При
помощи налогов гражданин покупает не что  иное,  как  наслаждение  от  об-го
порядка, правосудия, обеспечения личности и соб-сти и т.д.
Теория налога как страховой премии (Первая половина 19 в.:  Дж.  Мак-куллох,
А. Тьер)
Налоги – это страховой платеж, который  уплачивается  подданными  гос-ва  на
случай наступления какого-либо риска. Налогопл-ки, являясь коммерсантами,  в
зав-ти от вел-ны своих доходов страхуют свою соб-ть от войны, пожара,  кражи
и т.д. Однако в отличие от истинного  страхования  налоги  уплач-ся  не  для
того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму  возмещения,  а
не чтобы профин-ть затраты прав-ва по обеспечению обороны и правопорядка.
Классическая теория ( А. Смит, Д. Рикардо)
Налоги как один из видов гос-х доходов, которые должны покрывать затраты  по
сод-ю правительства. При этом какая-либо иная роль (рег-е  эк-ки,  страховой
платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась.  Что  касается  затрат
по фин-ю иных расходов, то они должны покрываться за счет пошлин  и  сборов,
уплач-х заинтересованными лицами.
Кейнсианская теория
Состоит в том, что ни явл.  главным  рычагом  регулирования  эк-ки.  Экон-ий
рост зав-ит от ден-х сбережений только в ус-ях полной  занятости,  но  этого
невозможно достичь. В таких ус-ях большие  сбережения  мешают  экон.  росту,
т.к. они не вкладываются в  пр-во  и  предс-ют  пассивный  источник  дохода.
Чтобы устранить  негативные  после-я,  излишние  сбер-я  следует  изымать  с
помощью налогов.
Монетаристская теория (Фридман)
Т-я осн-на на кол-ой теории денег. Рег-е эк-кой может осущ-ться  через  ден.
обр-е, к-е зав-т от кол-ва денег и банк-х проц-х  ставок.  В  данном  случае
налоги наряду с иными мех-ми воздей-т  на  ден.  об-е.  В  частности,  через
налоги изымается излишнее количество денег.
Теория экономики предложения (М. Бернс, А. Лаффер)
Т-я рассмат-ет налоги в качестве  одного  из  фак-в  эк-го  раз-я  и  рег-я.
Высокое налогооб-е отрицательно влияет на предприн-ю и инв-ную  акт-ть,  что
в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых платежей. Поэтому в  рамках
теории предлагается снизить ставки налогообл-я  и  предоставить  корпорациям
всевозможные льготы. Снижение налогового бремени, по мнению авторов  теории,
приведет к бурному эк-му росту.



3. ЧАСТНЫЕ ТЕОРИИ НАЛОГОВ
Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения
В ранние периоды раз-я европ-ой цив-ции устан-е прямого и кос-го  налогообл-
я зав-ло от  полит-го  раз-я  общества.  Косвенные  налоги  считались  более
обременительными и негативно влияющими на положение  народа,  поскольку  они
увеличивали стоимость товара.
Вторая позиция, напротив, обосновывала необ-ть уст-я  косвенного  обложения.
Посредством   косвенных   налогов   предлагалось   установить    равномерное
налогообложение. Дворянство  не  платило  налогв.  Поэтому  сторонники  идеи
косвенного нал-ния стремились заставить их платить путем уст-я налога на  их
расходы. Косв-е налоги рассмат-сь в кач-ве ср-ва по уст-ю рав-ва в обл-и.
Теория единого налога
Единый налог – это единс-й н-г на один  опред-й  объект  нал-ния.  В  кач-ве
единого  объекта  нал-ния  выст-ли:  земля,  расходы,  недвижимость,  доход,
капитал и др.
В чистом виде эта теория  достаточно  утопична  и  практически  неприемлема.
Однако в сочетании с  иными  системами  налогообложения  она  может  сыграть
положительную роль.
Теория пропорц-го и прогрессивного налогообложения
Нал-е ставки д.б. уст-ны в едином пр-те к  д-ду  налогоплат-ка  незав-мо  от
его вел-ны. Данное пол-е всегда  находило  под-ку  среди  имущих  классов  и
обосновывалось принц-ми рав-ва и справедливости.
Ставки обложения налогом увел-ся по мере роста дохода налогопл-ка.
Теория переложения налогов
Распр-е нал-го бремени возможно только в  пр-се  обмена,  рез-м  к-го  яв-ся
форм-е цены. Именно через  обменные  и  распред-е  пр-сы  нало-щик  способен
переложить налоговое бремя на иное лицо. Две разновид-ти перел-я  налогов  –
это перел-е с пр-ца на пок-ля (при косвенном налогообложении)  и  перел-е  с
пок-ля на пр-ца (косвенные налоги в случаях, когда цена на какой-либо  товар
неимоверно велика из-за высоких ставок, например  акцизов,  что  существенно
ограничивает спрос на этот товар).
4. СУЩ-ТЬ НАЛОГА И  НАЛ.  С-МЫ:  юр-е  опред-е,  понятие  пошлины  и  сбора,
   понятие нал. с-мы
Гл-я юр-я черта налога – односторонний характер его уст-я  со  стороны  гос-
ва. Поскольку налог взимается в целях покрытия общественно-необходимых  пот-
й, он является индивидуально-безвозмездным. Уплата налога – это соц-я  обяз-
ть,  выт-я  из  права  част.  собст-ти.  Налог  взыскивается   на   условиях
безвозвратности. Возврат налога возможен лишь в случае его переплаты  или  в
качестве спец. уст-й  нал-м  зак-вом  льготы.  Т.к.  налог  предст-ет  собой
одност-е дв-е ден. ср-в – от нал-ка к гос-ву, то приводным мех-м  налогообл-
ия м.б. только принуждение. Это приводит к  необхо-ти  созд-ть  органы  нал.
службы и нал. полиции. Налоги уст-ся с целью получения доходов гос-м.
Налог – это обя-й, индиви-но безв-й платеж, взим-й с  орг-й  и  физ.  лиц  в
форме отчуж-я принад-х им на праве соб-ти, хоз-го вед-я или оп-го уп-я  д.с.
в целях фин-го обесп-я деят-ти  гос-ва и (или) мун-х об-й.
Из опр-я следует, что целью взимания налога является обесп-е гос-х  расходов
вообще, а не какого-то конкретного расхода. Правило, в соотв-и с кот-м  нал-
е  доходы  не  предн-ны  для  опред-х  расходов,  явл.  основополагающим   в
современном налогообложении.
      Цель взыскания пошлин и сборов сос-т лишь в покрытии  изд-к  учр-я,  в
связи с деят-ю кот-х взим-ся пошлина или сбор: без убытка, но и без  чистого
дохода.
Сбор – это об-й взнос, взим-й с орг-й  и  физ.  лиц,  уплата  кот-го  явл-ся
одним из усл-й сове-я в отн-нии плат-ков сборов гос-ми орг-ми,  орг-ми  мес-
го самоуп-я, иными уполном-ми ор-и  и  должн-ми  лицами  юр-ки  знач-х  д-й,
включ. предт-е оп-х прав или выдачу разр-й (лицензий).
Пошлина – обяз-й и дейс-й на всей тер-рии РФ платеж, взим-й за  сов-е  юр-ки
знач-х дей-й либо выдачу док-в уполн-ми на то орг-ми или долж-ми лицами.
Налоговая система – это сов-ть сущ-х в дан. момент в конк. гос-ве ус-й  нал-
ния юр-х и физ-х лиц.
Ус-я, хар-е нал. с-му в целом, включ.:
 V Порядок уст-я и ввода в действие налогов;
 V Виды налогов (система налогов);
 V П-к расп-я налогов м/у бюд-ми раз-х ур-й;
 V Права и об-сти нал-ков;
 V Формы и методы налогового контроля;
 V Ответ-сть уча-ков нал-х отн-ий;
 V Способы защиты прав и инт-в нал-ков.
Налоговый кодекс РФ устанавливает следующие элементы системы РФ:
     1. Виды налогов и сборов: фед-е, рег-е, местные.
     2. Осн-я возн-я (изм-я, прекр-я) обяз-й по уплате налогов и  сборов  и
        порядок испол-я этих обяз-й
     3. Осн-е пр-пы уст-я налогов на реги-м и местном ур-не
     4. Права и об-ти: н-ков, н-х орг-в, др. уч-ов нал-х отн-й;
     5. Ф-мы и мет-ы нал-го к-ля: учет нал-ков, виды проверок, экспертиза;
     6. Формы ответс-ти за сов-е нал-х правонар-й (ст.  116-129,  ст.  132-
        136);
     7. П-к обж-я актов н-х орг-в и д-й (безд-я) их долж-х лиц
11. Зак-во о н-гах и сборах в РФ.
Нал. кодекс сост. из 2 частей. 1, общ. часть, опред. основы  пр-са  нал-ния.
2, спец. часть, опред. порядок уст-я,  введения,  взим-я  и  прим-я  конкр-х
видов н-гов.
НК РФ уст-ет 3-уровневую стр-ру нал-го зак-ва
|ЗАК-ВО О Н-ГАХ И     |
|СБОРАХ РФ            |
|Зак-во|Зак-в|Норм.-|
|РФ    |о    |прав. |
|      |суб-т|акты  |
|      |овРФ |органо|
|      |     |в     |
|      |     |мест. |
|      |     |Сам-ни|
|      |     |я     |
|На|Фед|З-ны,|Местн.|
|л-|.  |прин-|налоги|
|й |з-н|е    |и     |
|ко|ы, |закон|сборы,|
|де|при|од-ми|прин-е|
|кс|-е |орг-м|в     |
|  |в  |и    |пред-х|
|  |соо|суб-т|,     |
|  |тв-|ов РФ|уст-х |
|  |и с|в    |НК РФ |
|  |НК |соотв|      |
|  |РФ |-и с |      |
|  |   |НК РФ|      |


Нормативные акты, прин-е законод-ми орг-ми гос-ной власти. Норм-е акты  исп-
ных орг-в власти не вкл-ся в зак-во о налогах и сборах. Не относятся к  зак-
ву о приказы, инстр-и и метод-е указания, издав-е по вопр-м нал-ния МНС  РФ,
Минфином РФ, ГТК РФ.
Осн-м прав. док-м в зак-ве о налогах и сборах явл.
Налоговый кодекс РФ.

5. Виды и группы нал-в. Стр-ра нал-в в РФ.
 Ис-е разно-х нал-в прив-т к необ-и их кл-и по раз-м пр-м.
|Клас-е |        |
|пр-ки  |        |
|Суб-т  |Физ.    |
|налога |лица    |
|       |Юр. лица|
|Объект |Оп-ции  |
|обложен|по      |
|ия     |реал-и  |
|       |Им-во   |
|       |Пр-ль   |
|       |Сто-ть  |
|       |реал-й  |
|       |пр-и    |
|       |Доход   |
|       |Ср-ва   |
|       |потр-я  |
|Вид    |Пропорц-|
|ставки |е       |
|       |Прогрес-|
|       |е       |
|       |Регрес-е|
|       |        |
|       |Твердые |
|       |Кратные |
|       |ММОТ    |
|Способ |Кадастро|
|обложен|вый     |
|ия     |Декларац|
|       |-й      |
|       |У ис-ка |
|       |выпл.   |
|       |д-да    |
|Источни|Выручка |
|к      |от      |
|уплаты |продаж  |
|       |Себестои|
|       |мость   |
|       |Заработн|
|       |ая плата|
|       |        |
|       |Инд-й   |
|       |доход   |
|       |Прибыль |
|Назначе|Общие   |
|ние    |Целевые |
|Принад-|Федераль|
|сть к  |ные     |
|ур-м   |Регионал|
|власти |ьные    |
|и упр-я|Местные |
|Право  |Закрепле|
|ис-я   |нные    |
|сумм   |Регулиру|
|нал-х  |ющие    |
|пост-ни|        |
|й      |        |
|Возм-ос|Прямые  |
|ть     |Косвенны|
|перелож|е       |
|-я     |        |


Наиб. распр-м явл-ся дел-е нал-в на пр-е и косв-е.
      Прямые налоги взим-ся гос-м непоср-но с дох-в (з/п, пр-ль, процента  и
др.) или со ст-ти им-ва (земли, дома, об-я и т.д.) нал-ка.
      Прямые подразд-ся на реальные и личные:
Реал-е – взим-ся с отд-х видов им-ва на ос-ве  кадастра  (спец-го  реестра),
уч-го ср-ю, а не дейс-ю дох-ть пл-ка.
      Личные – это налоги на д-д или им-во физ. или юр. лиц, взим-е  у  ист-
ка дохода или по декларации. При личном обл-нии об-ты (доход,  им-во)  учит-
ся инд-но для кажд. плат-ка, учит-ся и его фин-е пол-е.  Косв. налоги –  это
н-ги на товары и ус-ги, устан-е  в  виде  надбавки  к  цене  или  тарифу.  В
отличие от пр-х косв. н-ги непоср-но не связ. с дох-м или им-м  нал-ка.  пл-
ком косв. н-га выст-ет пот-ль. Соб-к товара или лицо, оказ-е ус-ги,  явл.  в
дейст-ти только сб-ком н-га.
      Для эк-й д-ти наиб. зн-е им. клас-я н-гов по ис-кам их возм-я. В  зав-
ти от этого клас-ного пр-ка н-ги дел.:
 V Н-ги, отн-е на себес-ть прод-и), в том числе:
Включ-е в сос-в мат-х затрат;
страховые платежи  в гос-е внебюд-е соц-е фонды;
относимые к амортизационным отчислениям;
включаемые в состав прочих расходов;
 V Налоги, учит-е в составе внереал-х расходов;
 V Налоги, выплачиваемые из прибыли;
 V Н-ги, включ-е в цену прод-и  или тарифы на услуги.
|Фед|Обяз-ны к      |
|.  |уплате на всей |
|н-г|тер-рии РФ     |
|и и|Уст-тся НК РФ  |
|сбо|               |
|ры |               |
|Рег|Обяз-ны к      |
|-е |уплате на      |
|н-г|тер-рии соотв-х|
|и и|суб-в РФ       |
|сбо|Вводится в д-е |
|ры |з-нами суб-тов |
|   |РФ, кот.       |
|   |опр-ют:        |
|   |Льготы по рег-м|
|   |н-гам и сборам;|
|   |               |
|   |Ставку рег-го  |
|   |н-га или сб-ра |
|   |в пред-х,      |
|   |устан-х НК;    |
|   |Пор-к и с-ки   |
|   |уп-ты рег-х    |
|   |н-гов;         |
|   |Ф-мы отч-ти по |
|   |соотв-м рег-м  |
|   |н-гам и сборам |
|Мес|Обяз-ны к      |
|тны|уплате на      |
|е  |тер-рии        |
|н-г|соотв-го мун-го|
|и и|об-ния.        |
|сбо|Ввод-ся в дей-е|
|ры |зак-ми Москвы и|
|   |Санкт-Петербург|
|   |а, нор-ми      |
|   |прав-ми актами |
|   |пред-х органов |
|   |мес-го         |
|   |самоуп-я, кот. |
|   |оп-ют:         |
|   |Льготы по мес-м|
|   |н-гам и сборам;|
|   |               |
|   |Ставку мес-го  |
|   |н-га или сбора |
|   |в пред-х, уст-х|
|   |НК;            |
|   |Порядок и сроки|
|   |уплаты мес-х   |
|   |н-гов и сборов;|
|   |               |
|   |Формы отч-ти по|
|   |соотв-м мес-м  |
|   |н-гам и сборам |



6. ПР-ПЫ И МЕХ-М НАЛ-Я. ПР-ПЫ ПОС-Я Н-ОЙ С-МЫ РФ. ЭФ-СТЬ НАЛ-ОЙ С-МЫ.
Под пр-пами нал-ния поним-ся осн. исх-е полож-я с-мы налогооб-я. Были сформ-
ны А. Смитом справ-сть, определ-сть, удобство для налогопл-ка и экономию  на
из-ках налогообложения.
В  совр-х  усл-х  прав.  орг-ная  нал.  с-ма  должна  отвечать  след.  Осн-м
принципам:
 V Налоговое закон-тво должно быть стабильно;
 V Взаим-я нал-ков и гос-ва д-ны н-ть пр. хар-р;
 V Тяжесть нал-го бремени д-на рав-но распр-ся  м/у  кат-ми  налогопл-ков  и
   внутри этих кат-рий;
 V Взим-е н-ги д.б. соразм-ны дох-м нал-ков;
 V Сп-бы и время вз-ния н-гов д.б. уд-ны для нал-ка;
 V Сущ-ет рав-во нал-ков перед з-ном (пр-п недискр-и)
 V Изд-ки по сбору налогов д.б. минимальны;
 V Нейт-сть нал-ния в отн-и ф-м и мет-в эк-й д-и;
 V Доступ-сть и откр-сть инф-ции по нал-нию;
 V Собл-е нал-й тайны.
Пр-пы нал-ния в РФ:
 V Пр-цип всеобщ., спр-сти и рав-ва прав  нал-ка  (кажд.  лицо  д-но  упл-ть
   законно устан-ные н-ги, д-на уч-тся факт. сп-сть нал-ка к упл. н-га);
 V Пр-п недискр-ции (н-ги и сборы не могут разл. прим-ся  исходя  из  соц-х,
   расовых, нац-х, религ-х крит-ев, не доп-ся уст-е  диф-х  нал-х  ставок  и
   льгот в з-ти от ф-мы с-сти, гр-ва физ. лиц или места происх-я кап-ла);
 V Пр-п обосн-ти норм нал-го зак-ва. (н-ги не м.б. произв-ми и д-ны иметь эк-
   е осн-ние);
 V Пр-п ед-ва эк-го прос-ва РФ (недоп-мы н-ги и сборы, наруш-е ед. эк-е прос-
   во РФ, а также преп-е реал-и граж-ми конс-х прав, огран-е или созд-е преп-
   я зак-й деят-ти физ. и юр. лиц
 V Пр-п опр-ти правил нал-ния. (при уст-и налогов д.б. опр-ны все эл-ты нал-
   ния, чтобы нал-к точно знал,  какие  налоги  (сборы),  когда  и  в  каком
   порядке он д-н платить);
 V Пр-п разгр-я пол-й в сфере нал. зак-ва. (налоги и  сборы  уст-ся,  изм-ся
   или отм-ся НК РФ либо З-ми суб-в РФ и нор-ми прав-ми актами орг-в  местн.
   Самоупр-я в соотв-и с НК РФ);
 V Пр-п домин-ния нал-ка(все неустр-е сомн-я, прот-я  и  неяс-ти  толк-ся  в
   пользу нал-ков).
Об эф-сти нал-й с-мы гов. в случае, е-и она стим-т пр-с эк-го роста. Для  э-
го необх. соб-ть сл. ус-я:
 V Нал-ние не д-но преп-ть росту сбер-й  нас-я  и  пр-су  капиталообр-ния  у
   предприятий;
 V Необх-ма эф-ная  с-ма  взим-я  и  перерас-я  налогов  м/у  разл-ми  ур-ми
   исполнит-й власти;
 V С-ма нал-ния д-на сох-ть неизм-ть своих  баз-х  пр-пов  форм-я  на  длит.
   период;
 V Необх-мо разнообразие прим-х н-гов, отраж-х разнообразие эк-ких отно-й;
 V Нал-ние д-но им. грам-е прав-ое обесп-е.
7. Ф-и н-гов. Св-ва нал. с-мы. Эк-е хар-ки нал. с-мы.
Исходя из пол-й эк. теории, н-ги вып-т 3 ф-ции:
     1) Фин-е гос-х расх-в (фискальная ф-ция);
     2) Поддер-е соц-го равн-я путем изм-я соотн-я м/у д-ми и расх-ми отд-х
        соц-х г-п с целью сгл-я нерав-ва м/у ними (социальная функция);
     3) Гос-е рег-е эк-ки (рег-щая ф-ция).
С т.з.  т-и  нал-ния,  соц.  Эк-я  сущ-ть  н-гов  прояв-ся  в  2  осн.  ф-х:
фискальной и эк-кой.
Фискальная функция,  с помощью которой:
 V Обр-ся гос-е ден. фонды;
 V Созд-ся мат-е ус-я для фун-ния гос-ва;
 V Созд-ся предп-ки для вмеш-ва в эк-ку.
Эк-я ф-я озн., что н-ги как акт-й уч-к перераспр-х  пр-сов  оказ-т  серьезн.
вл-е на воспр-во:
 V стимулируя или сдерж-я его темпы;
 V усиливая или ослабляя накопление кап-ла;
 V расширяя или ум-я платежес-ный спрос нас-я.
С-ма налогов д-на обл-ть 2 осн-ми св-ми:
1. Прод-сть. Нал-е пост-я д-ны полн-ю покрывать обык-е р-ды  г-ва.  На  про-
сть нал-ния влияет р-мер нал-й ставки.
На прод-сть нал-й с-мы влияет неотвр-ть пл-жа. Всегда есть эф-т укл-я.  Укл-
е м.б. непреднам-м  и преднам-м. Масштабы укл-й зав-т от след. Ф-в:
 V у-ня проф-ма раб-ов нал-х служб;
 V ст-ни инф-сти хоз-х аг-в о дейс-м зак-тве;
 V эластич-ти спроса и предл-ния;
 V границ деят-сти теневой эк-ки;
 V высоты ставок обл-ния;
 V размера штрафов и др.
Эк-тами откр.  законом-сть:
8. Нал-е план-е: корп-й и гос-й ур-ни.
Нал-ое план-е  - это исп-е физ. и юр. лицами своих прав для оптим-ции  нал-х
плат-й в рамках действ-х з-в. В его основе леж. полн. исп-е всех разр-х зак-
ми льгот и возм-й, пред-х гос-ми рег-ми орг-ми.
Следует разл-ть нал-е план-е и укл-е от уплаты н-гов. Кот  пр-дит  в  рез-те
незак-го исп-ния нал-х льгот, пред-ния нал-м  орг-м  неправ.  отч-ти,  нар-и
сроков уплаты налогов или вообще не выплаты их и т.п.
Направления налогового планирования:
1. выбор оптим. орг-но-прав-й ф-мы юр. лица с  т.з.  нал-ния  (ком-и,  нес-е
неогр-ю отв-сть по св. об-вам платят меньше налогов, чем ф-мы с огран-й отв-
стью);
2. выбор места разм-я или рег-ции  фирмы  с  т.з.  ур-я  нал-ния  (свободные
экономические зоны);
3. тщат-е ис-ние и исп-е дейс-х нал-х льгот, связ-х  не  с  юр-й  ф-мой  или
местом рег-ции ком-и, а с её произв-й, ком-й и фин-й деят-ю;
4. оптим-е исп-е приб-и и своб-го кап-ла, выбор инв-ной пол-ки,  кот.  может
об-ть доп-ные нал-е льготы и даже возврат части упл-х ранее н-гов
Выд-т 2 вида нал-го план-я:
Гос-е нал-е план-е (ГНП) – сов-сть практ-х дейс-й орг-в власти и  упр-я  при
выр-ке общ. стр-ры дох-х статей бюджета на предст. год.
В рамках ГНП выд-т: Тек-е (оценка нал-х поступ-й  бюджета  в  расчете  на  1
год); персп-ное (оценка пост-я н-гов при ус-и след-я выб-й конц-и  нал-я  на
пер-ву).
Корпоративное  нал-е  план-е  (КНП)  –  целенаправленная  деят-сть  орг-ции,
ориент-я на макс-е исп-е нюансов нал-го зак-ва с целью  ум-я  нал-х  пл-й  в
бюджет.
В рамках КНП выделяют также:
текущее  (оптим-я нал-х выплат в отч. году с  исп-ем  доп-х  зак-вом  ср-тв,
способов и приемов);
перспективное (пров-е активной нал-й пол-ки с целью изб-ния фин-х  рисков  и
миним-ции негат-го вл-я нал-ния на процесс достижения страт-х целей).
Осн-е напр-я нал-го план-я на гос-м и корп-м ур-ях:
Гос-й уровнь:
1. Разр-ка научно обос-й конц-и нал-й с-ы гос-ва:
Выр-ка нал-й пол-и, опред-й  орг-но-пр-вые  пр-пы  фун-ния  с-мы  нал-ния  и
методику исчис-я н-гов. Нал-я пол-ка – часть общей эк-й пол-ки гос-ва,  вкл-
я в себя сов-ть гос-ных меропр-й, напр-х на дост-е опред-й  ст-ни  эф-сти  в
моб-ции дох-в, им-я целью обесп-е вып-я гос-вом его ф-ций и созд-е ус-й  для
эк-й стаб-и об-ва.
2. Разгран-е нал-х полномочий и доходных ис-ков м/у орг-ми власти  и  упр-ия
раз-х ур-й:
опред-е конк-х пропорций распр-я нал-х поступ-й м/у бюджетами.  Цель  нал-го
рег-я доходов бюджетов сост. в таком распр-и нал-х  поступ-й  м/у  иерарх-ми
ур-ями, кот. гар-вало бы нормат. часть расходов, закон-льно закрепленную  за
каждым из звеньев бюджетной с-мы, и свело бы к  мин.  необх-сть  дополнит-го
распр-я м/у ними фин-х ср-в.
3. Расчет контингентов налогов, мобилизуемых на  территории:  опр-е  объемов
нал-х пост-й тер-рии на краткоср-ю и долгоср-ю персп-у. Оценка  общей  суммы
нал-х пост-й осущ-тся на ос-ве прогн-ых р-тов изм-я  дох-ти  предп-й,  отд-х
отр-лей и эк-ки в целом.
Корпоративный ур-нь:
1. В рамках перспективного КНП:
 V выбор орг-но-правовой формы юр. лица с учетом вида  и  целей  деят-ти,  а
   также соотв-я режима нал-ния и граж-ко-правовой отв-сти юр. лица;
 V опр-е стр-ры юр. лица, реш-е вопроса о  целесо-сти  форм-я  фин-во-пром-й
   группы или участия в ней, соз-е структ-х подразд-й;
 V прин-е реш-я о месте рег-и и месте осущ-я фин-во-хоз-й  деят-ти  юр.лица,
   его рук-щих орг-в, стр-х подр-й, дочерних и завис-х об-в, исходя из целей
   деят-ти юр.лица и ос-тей нал-х режимов отд-х территорий.
2. В рамках текущего КНП:
 V выбор режима нал-ния;
 V анализ предусм-х закон-м нал-х льгот и оценка возм-сти их прим-я;
 V форм-е учетной политики юр. лица;
 V сост-е нал-х моделей  при  рассм-нии  и  прин-и  упр-х  реш-й  и  опред-е
   критериев выбора оптим-го вар-та;
 V анализ с т.з. нал-х послед-й тек-х хоз-х и фин-х оп-ций на  стадии  зак-я
   дог-в, опр-е оптим-й формы сделки, выбор делового партнера;
 V сост-е нал-х календарей с целью четкого прогн-я и кон-ля правиль-ти исчис-
   я н-гов и сроков их уплаты;
 V рац-е разм-е активов и пр-ли юр. лица с учетом как налогов,  уплачиваемых
   при получении дохода от  инвестиций, так и предоставляемых льгот.
3. Оценка эф-сти КНП:
 V устан-е вел-н откл-й факт-х рез-ов деят-ти от пл-х, анализ ст-ни вл-я  на
   эти откл-я дейст-й сис-мы нал-го планир-я;
 V опр-е с-мы по-клей, хар-щих эф-сть разраб-х мет-ов нал-го планир-я;
 V коррек-ка с-мы нал-го планир-я.



9. М/унар-е асп-ты нал-ния. Пр-мы двойного нал-ния
В совр-х ус-ях налоги стали пред-м междунар-х отн-й  м/у  стр-ми  по  поводу
взаимного урег-ния сфер прим-я нал-го зак-ва и др. вопросам нал-ния.
Межд-е нал-е от-я могут рег-ся в 1,2и многост-м порядке.
Больш. возд-е нал-ние оказ-т на внешнеэк-кие связи.
Для междунар-го дв-го нал-ния обычно  хар-рны:
 . идент-сть суб-тов нал-ния (нал-ков);
 . идент-сть об-тов нал-ния (ист-ков дох-в и самих до-в);
 . подч-ть этих су-тов или об-тов нал-й юрисд-и разл.г-в;
 . одноврем-сть нал-ния;
 . разл-я в  правилах  и  методиках  исчисления  облаг-го  дохода  в  разных
   странах.
В нал-й практике и теории различаются двойное эк-кое нал-ние и  двойное  юр-
кое нал-ние.
Под двойным эк-ким нал-нием поним-ся ситуация, когда  с  одного  и  того  же
дохода налог уплачив-т неск. его последоват-х получ-лей. Как правило,  пр-ма
эк-го дв-го нал-ния разр-тся  при  разр-ке  нац-го  нал-го  зак-ва,  в  кот.
предусм-ся нормы, позв-е тем или иным сп-м засч-вать  налог,  уплаченный  на
уровне предприятия, при расчете налоговых обязательств акционера.
Под дв-м юр. нал-нием пон-тся сит-ция, когда один и тот же  нал-щик  обл-тся
в отн-и одного и того же дохода один-ми или сопост-ми  н-гами  два  и  более
раз за один пр-д. Дан. пр-ма м.б. решена  путем  согл-я  многочис-х  и  сл-х
вопросов нал-го зак-ва на межгос-ном уровне.
Для избежания междунар-го дв-го нал-ния прим-тся:
 V Одност-е меры – “Нац-е  нал-е  зак-ство”  через  нал-й  зачет  (упл-х  за
   рубежом н-гов) или нал-ю скидку (отмена обл-ния доходов из иностр-х  ист-
   ков);
 V Меры в многостороннем порядке – “Согл-я об изб-и  дв-го  нал-ния”,  исп-я
   распр-ный метод (т.е. закл-е междунар-х согл-й).  В  этом  случае  гос-ва
   идут на взаимн. компромисс, договар-сь, какие налоги и  с  каких  кат-рий
   нал-ков буд. уд-ться на тер-рии кажд. уч-ка сог-я.
В рамках пр-мы устр-я дв-го нал-ния путем закл-я межд-х  согл-й,  закл-ся  4
гр-пы междунар-х дог-в по вопросам нал-ния:
1 группа: “Междунар-е согл-я общего хар-ра”;
2 группа – “Двуст-е и многост-е согл-ния”:
  общие нал-е согл-я (конвенции);
  ограниченные налоговые соглашения;
  согл-я об оказ-и админ-й и прав. помощи в нал-х воп-х;
3 группа – “Согл-е о нал-х режимах и льготах”;
4 группа – Индив-е нал-е согл-я (по отд-м конкр-м орг-м
В РФ можно выд-ть 3 осн-х  вида  междунар-х  согл-й  об  избежании  двойного
налогообложения:
1. Междунар-е дог-ры РФ об изб-и дво-го нал-ния  д-дов  и  им-ва,  в  рамках
кот. можно выд-ть след-е группы:
 . 1 гр. с-т согл-я с гос-ми – уч-ми СНГ, зак-е п-ле 91 г.
 . Во 2 группу вкл-ся согл-я, подпис-е с разв-ми и развив-ся гос-вами.
 . В 3 гр выд-ся согл-я пр-щие дейс-ть согл-я закл-е ССР
2.  Нал-ние ос-х видов дох-в по согл-м РФ об изб-нии дво-го нал-ния.
При-е спец-х реж-в обусл-но особ-ми отд-х видов деят-сти в сфере  междунар-х
эк-ких отн-й. К видам дея-ти, кот. присуща выраженная специфика, относятся:
     1) Междунар-е пассаж-е и грузовые перевозки;
     2) Инв-ная деят-сть;
     3) Междунар-е кред-е отн-ния;
     4) операции, связ-е с извл-м доходов от влад-я и  реал-и  недвиж-го  и
        движ. им-ва, расп-го на тер-ии ин-ных гос-в;
     5) реал-я авт-х прав, патентов и лицензий;
     6) отд-е виды деят-сти  физ.  лиц,  осущ-е  за  пред.  страны  пост-го
        местопребывания.
3. Междунар-е согл-я РФ о сотруд-ве и взаимной  помощи  по  вопросам  собл-я
нал-го зак-ства.
Осн. задача этих согл-й – опред-е сферы деят-сти  и  важн-их  пр-пов  взаим-
ствия нал-х орг-в дог-хся гос-ств.



10.Спец-е нал-ережимы. Упрощ-я сис-ма нал-ния.Ос-сти нал-ния в своб-х эк.
зонах..
Спец-е нал-е режимы озн. особый порядок  исч-я  н-гов  и  сборов  в  течение
опред-го периода времени.
К спец-м нал-вым режимам отн-тся:
 V Упрощ-я с-ма нал-ния суб-тов мал. предпр-ва;
 V С-ма нал-ния в своб. эк-х зонах;
Упрощенная с-ма нал-ния (УСН)
Право выбора с-мы нал-ния, включая переход  к  упрощ.  с-ме  или  возврат  к
прин. ранее с-ме, пред-тся суб-там мал. предпр-ва на добровольной основе:
1. Дейст-е УСН распр-ся на индив-х предпр-лей и орг-и с пред-й числ-ю  рабо-
их до 15 чел. Незав. от вида осущ-й  деят-сти.
Под действие УСН не попадают:
Орг-и, зан. произв-м подакцизной пр-ции;
Орг-и, созд-е на базе ликв-х стр-х подр-й дейст-х пр-й;
кредитные орг-и;
страховые орг-и;
инвест-е фонды;
профес-е участники рынка ц/б;
предпр-я игорного и развлекательного бизнеса;
2. Суб-ты малого предпр-ва им. право перейти на УСН если в теч.  года  сов-й
размер вал. выручки дан. нал-щика не превысил суммы 100000*ММОТ.
УСН – это замена уплаты сов-сти  уст-х  зак-вом  РФ  фед-х,  рег-х  и  мест.
налогов и сборов уплатой ед. н-га, исчисл-го по рез-там хоз-й  деят-ти  орг-
ий за отч. пер.:
Об-том обл-я при УСН выступает либо сов. доход, либо валовая  выручка.  Если
об-том обл-я выст-т сов. доход, то при этом дейс-ют ставки: в фед. бюджет  –
10%, в бюджеты суб-в РФ и мест. бюджеты – не более 20%. Если  об-том  выс-ет
вал. выручка, то дейс-ют ставки: в фед. бюджет – 3,33%, в бюджеты  субъектов
РФ и местные бюджеты – не более 6,67%.
Особые налоговые зоны (СЭЗ)
СЭЗ возм-ны как внутри страны, так и в разн. странах.
Особыми нал-ми зонами РФ являются:
1. Регионы льготного налогообложения.
12. Квази-оффшоры
Естественные  образуются  вследствие  естественного   различия   в   уровнях
налогообложения.  Специальные  –  когда  различный  уровень  налогообложения
создается искусственно, при этом выделяются следующие способы создания:
полное исключение налогов;
уст-е фикс-ной годовой налоговой платы;
уст-е низких нал-х ставок;
уст-е фик-й платы за рег-ю ком-нии при отс-вии н-гов;
введение иных спец. ус-й при отс-и налогов.
Оффшорные компании образ-ся по 3 профилям:
1. Компании холдингового типа, в рамках этого напр-ния выд-ют:
оперативно-холдинговые компании;
инв-ные компании;
компании по владению недвижимостью;
компании по владению судами;
компании по владению интел-ной собс-стью.
2. Торг.-посред-е фирмы, в рамках этого напр-я выд-т:
экспортно-импортные фирмы;
закупочные и дистрибьюторские компании.
3. Ком-и фин-го проф., в рамках этого напр-я выд-ют:
оффшорные банки; фин-е посред-ие комп-и; страх.
12. Налогоплательщики и плательщики сборов
Нал-ками призн-тся орг-ции и физ. лица, на кот. в соотв-и с НК РФ  возложена
обяз-ть упл-ть налоги.

| Права нал-ков  |
|при рас-те и    |
|уплате н-гов    |
|Расч|С исп-м    |
|ет  |нал-х льгот|
|нал-|при нал-и  |
|й   |осн-й и в  |
|базы|порядке,   |
|    |уст-м      |
|    |зак-вом о  |
|    |н-гах и    |
|    |сборах     |
|Изме|Отсрочка   |
|н.  |или        |
|срок|рассрочка  |
|а   |уплаты.    |
|упла|Нал-й      |
|ты  |кредит     |
|Заче|Своевр.    |
|т   |зачет или  |
|или |возврат    |
|возв|сумм,      |
|рат |излишне    |
|упла|упл-х либо |
|ч.  |излишне    |
|сумм|взыск-х    |
|    |налогов    |
|Права нал-ков   |
|при взаимоотн-х |
|с нал-ми и др.  |
|орг-ми          |
|Полу|О действ-х |
|ч-е |нал-х      |
|от  |О зак-ве о |
|нал-|налогах    |
|х   |О правах и |
|орг-|обяз-х     |
|в   |нал-ков    |
|бесп|О полн-х   |
|латн|нал-х орг-в|
|.   |           |
|инф-|           |
|ции |           |
|Пред|Право      |
|-во |предст-ть  |
|    |свои инт-сы|
|    |в нал-х    |
|    |правоотн-х |
|    |лично либо |
|    |через      |
|    |своего     |
|    |предст-ля  |
|Нал-|Прис-е при |
|е   |пров-и     |
|пров|выездной   |
|ерки|нал-й      |
|    |проверки   |
|    |Пред-е     |
|    |нал-м      |
|    |органам:   |
|    |Пояснений  |
|    |по исч-ю и |
|    |уплате     |
|    |налогов и  |
|    |сборов;    |
|    |Пояс-й по  |
|    |актам      |
|    |пров-х     |
|    |нал-х      |
|    |проверок.  |
|    |Получение  |
|    |от нал-х   |
|    |органов:   |
|    |Копии акта |
|    |нал-й      |
|    |пр-ки;     |
|    |Копии реш-й|
|    |нал-х ор-в;|
|Прав|Обжал-е в  |
|о на|устан-м    |
|обжа|порядке    |
|лова|актов нал-х|
|ние |орг-в.     |


Права нал-щиков
 V право на адм-ную и суд-ю защиту;
 V право на доср-ю уплату н-гов;
 V права при пров-и экспертизы;
 V право давать. возр-я по акту нал-й пр-к.
Обяз-ти:
     1. Рег-ция и уплата н-гов
     2. Бухгалтерский учет
     3. Пред-е док-в в нал-е органы по месту учета нал-ков
     4. Вып-е треб-й нал-го органа



13. Налоговые агенты: права и обязанности.
Нал-е агенты – это лица, на кот. в соотв-и с НК РФ возл-ны обяз-ти  по  исч-
ю, уд-ю у нал-щика и переч-ю в соотв-щий бюджет налогов.
Нал-е агенты имеют те же права, что и нал-щики.
      Об-сти нал-х аг-в связ. со специф. их деят-сти
|Нап-е|Обяз-ти нал-х|
|д-ти |агентов      |
|Исч-е|Вести учет   |
|,    |выпл-х       |
|уд-е |нал-кам      |
|и    |доходов      |
|переч|Правю. и     |
|-е   |своевременно |
|налог|исч-ть н-ги  |
|ов   |Уд-ть н-ги из|
|     |д/с, выпл-х  |
|     |нал-кам      |
|     |Переч-ть н-ги|
|     |в бюджеты    |
|     |Вести у-т    |
|     |уд-х и       |
|     |переч-х в    |
|     |б-ты         |
|Предс|В теч-е      |
|-е в |одного месяца|
|нал-й|сообщать:    |
|орган|о нев-сти    |
|по   |уд-ть налог у|
|месту|нал-щика;    |
|учета|о сумме      |
|нал-г|зад-сти      |
|о    |нал-щика     |
|агент|Пред-ть д-ты,|
|а    |необх. для   |
|свед.|осущ-я       |
|и    |контроля за  |
|д-ов |прав-ю исч-я,|
|     |уд-я и       |
|     |переч-я      |
|     |налогов      |


За невып-е своих обяз-й нал. агент несет отв-сть в  соотв-и  с  зак-вом  РФ.
неполное перечисление сумм налога  влечет  взыскание  штрафа  в  размере  20
процентов от суммы, подл-й переч-ю.
14. Сборщики налогов.
Cбор средств в уплату налогов и переч-е их в  бюджет  может  осущ-ся  гос-ми
орг-ми, орг-ми  мест.  сам-ния,  др.  упол-ми  орг-ми  и  долж-ми  лицами  -
сборщиками налогов.
Единая централ-я с-ма органов МНС РФ состоит из:
 V фед. органа исп-й власти – МНС РФ;
 V тер-х органов МНС РФ, вкл-х упр-я МНС РФ по суб-там РФ,  межрег-е  инсп-и
   МНС РФ, инсп-и МНС РФ по районам, районам в городах.
В с-му МНС РФ входят подвед-е орг-ции, созд-е в  уст-м  зак-вом  РФ  порядке
для обесп-я деят-сти тер-ных органов МНС РФ.
Права налоговых органов:
1. треб-ть от нал-щика документы по формам,  устан-м  гос-ми  орг-ми,  служ.
осн-ми для исч-я и уплаты н-гов, а  также  д-ты,  подтв-е  прав-ть  исч-я  и
своевр-ть уплаты н-гов;
2. проводить нал-е проверки в порядке, уст-м НК
3.  вызывать нал-щиков для дачи пояснений в  связи  с  уплатой  ими  налогов
либо в связи с нал-й проверкой, а также в иных случаях, связ. с испол-м  ими
зак-ва о налогах;
5. приост-ть оп-ции по счетам нал-щиков в и нал. арест на им-во нал-ков;
6. осматривать любые исп-е нал-щиком для извл-я дохода произв-е,  складские,
торговые и иные пом-я, проводить инвент-ю принадл-го нал-щику им-ва.
7. опред. суммы н-гов, подлеж. внес. нал-ками
8. взыскивать недоимки по налогам, а также взыскивать пени;
9. контр-ть соот-е крупн. расх-в ф. лиц их дох-м;
15. Обяз-ти и отв-сти нал-вых органов.
1. соблюдать зак-во о налогах и сборах;
2. осущ-ть контроль за собл-м зак-ва о налогах и сборах;
3. вести в уст-м порядке учет нал-щиков;
4. инф-вать нал-щиков о действ-х налогах, предст-ть формы уст-ной отч-ти;
5. осущ-ть  возврат  или  зачет  излишне  упл-х  или  излишне  взыск-х  сумм
   налогов, пеней и штрафов
6. соблюдать налоговую тайну;
Должностные лица налоговых органов обязаны:
1)  действовать  в  строгом  соответствии  с  НК  РФ  и  иными  федеральными
законами;
2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности  налоговых
органов;
3)   корректно   и   внимательно   относиться   к   налогоплательщикам,   их
представителям и иным участникам налоговых  правоотношений,  не  унижать  их
честь и достоинство.
16. Налоговая полиция явл-ся правоохр-м орг. В ее состав входят:
1 – Фед. служба налоговой полиции
2 – органы ФСНП по субъектам РФ;
3 – органы налоговой полиции в районах, местные органы налоговой полиции;
4 – организации, создаваемые для обеспечения деятельности ФСНП.
Органы налоговой полиции выполняют  функции  по  предупреждению,  выявлению,
пресечению и расследованию нарушений законодательства о  налогах  и  сборах,
являющихся преступлениями или административными правонарушениями,
Права:
1. Пр-ть дозн-е по делам о прес-ях, связ.  Н-гами;
2.  Пр-дить следствие по делам о преступлениях
3. осущ-ть оперативно - розыскную деят-сть;
4. по запросу нал-х орг-в участ-ть в нал-х пр-ках;
5. производить проверки, на осн-и кот. органами нал.  полиции  прин-ся  одно
   из след-х решений:
 V в случае обнар-я нал-х правонар-й,  сод-х  состав  прест-я,  -  о  возб-и
   уголовного дела;
 V при отсутствии налогового правонарушения - об отказе в возбуждении  уг-го
   дела;
Органы нал-й полиции при  выяв-и  обст-тв,  треб-х  сов-я  дейс-й,  отн-х  к
полном-м нал-х органов, обязаны в 10 дневный срок со дня выяв-я таких  обст-
тв нап-ть мат-лы в соотв-й нал-й орган.
17. Обяз-ти по уплате налога.
Об-сть по уплате налога прекр-ся:
1) с уплатой налога нал-щиком;
2) с возн-ем обст-ств,  с  кот.  зак-во  связ-т  прекр-е  об-сти  по  уплате
данного налога и сбора;
3) со смертью нал-щика;
4) с лик-ей орг-ции – нал-щика после пров-я ликв-й комиссией  всех  расчетов
с бюджетами
Нал-щик обязан самостоятельно исполнить обяз-ть по  уплате  налога  в  срок,
уст-й зак-вом или досрочно.
В случае неуплаты произв-ся взыскание налога за счет д/с, нах-ся  на  счетах
нал-щика в банке, а также путем взыскания налога за счет  иного  им-ва  нал-
щика Вз-е налога с орг-ций произв-ся в бесспорном  порядке,  вз-е  налога  с
физ. лица пр-ся в судебном порядке.
Обяз-ть по уплате налога счит. исп-ой нал-щиком  с  момента  предъявления  в
банк поруч-я на уплату соотв-го налога, а при уплате налогов нал-ми д/с -  с
момента внес-я д-й суммы в счет уплаты налога.
Обя-ть по уплате налога исп-ся в валюте РФ. Ин-ми орг-циями,  а  также  физ.
лицами, не  явл.  нал-ми  рез-ми  РФ  обязанность  по  уплате  налога  может
исполняться в иностранной валюте.
Неисп-е обяз-ти по уплате налога явл. осн-м для прим-я мер прин-го исп-я об-
сти по уплате налога.
18. Объект нал-ния.
Об-т нал-ния – это об-т (оп-ции по реал-и товаров (работ, услуг), им-во, пр-
ль, доход, ст-сть реал-х товаров  (вып-х  работ,  оказ-х  услуг)  либо  иной
объект), им-й ст-стную, кол-ную или физ-ю хар-ки, с нал-м кот. у нал-ка зак-
во о налогах и сборах связ-ет возн-ние обяз-ти по уплате налога.
1.имущество
2товар – любое им-во, реал-е либо предн-е для реал-и;
3работа – деят-ть, рез-ты кот. имеют мат-е выр-е
4услуга – деят-сть, рез-ты кот. не им. мат-го выр-я, реал-ся и потр-ся в пр-
се осущ-я этой деят-сти;
5реализацией товаров, работ или  услуг  орг-ей  или  инд-м  предпр-м  призн.
передача на возмездной основе  права  собственности  на  товары,  результаты
вып-х работ, возм-е оказание услуг.
6 – дивиденд любой доход, получ. акционером) от орг-и при  распр-и  прибыли,
по принадлежащим акционеру акциям
7 – проценты любой заранее заяв-й доход получ-й по долговому обяз-ву  любого
вида.
19. ИСЧИС-Е НАЛОГА, НАЛОГОВОЙ БАЗЫ.
Налщик должен самост-но  исчислить  сумму  налога  за  опред-й  для  каждого
налога нал-й период. Это могут делать налоговый орган или налоговый агент.
при исчислении налога учитываются:
 V Нал-я база – это ст-стная, физ-я или иная хар-ка об-та  нал-ния,  к  кот.
   при-ся нал-е ставки для опр-я суммы налога:
Нал-щики – орга-ции исч-ют нал-ю базу по итогам кажд. нал-го п-да.
Инд-е предпр-ли исч-т нал-ю базу по итогам кажд. нал-го п-да
 V Налоговая ставка – это вел-на нал-х нач-й на ед-цу изм-я налоговой базы;
Ставки налогов могут быть трех видов:
Адвалорные (выраженные в процентах);
Специфические (выр-е в руб на ед-цу налоговой базы);
Комбинированные (выр-е и в % и в ин-ой валюте).
 V Льготы – это преим-ва, предост-е отд-м кат-м пл-ков налогов и  сборов  по
   ср-ю с др. пл-щиками.
НК предусм-т след. виды льгот:
Возмо-ть не уплачивать налог или сбор;
Возм-ть упл-ть налог или сбор в меньшем размере.
20. СРОК И ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГОВ.
Сроки уплаты  налогов  и  сборов  устанавливаются  применительно  к  каждому
налогу и сбору.
Сроки уплаты налогов и сборов определяются:
 V календарной датой;
 V истечением периода времени,
 V указанием на событие,
 V указанием на действие, кот. д.б. сов-но.
В сл-ях, когда расчет нал-й базы произв-ся нал-м органом, обяз-ть по  уплате
налога воз-т не ранее даты получения налогового уведомления.
порядок уплаты налогов и сборов:
1. Уплата налога произ-ся разовой уплатой всей суммы налога
2. Подлежащая уплате сумма налога упла-ся нал-щиком в уст-е сроки.
3. Уплата налогов произ-ся в нал-й или безн-ной ф-ме.
4. Конкр-й п-ок упл. н-га уст-ся прим-но к кажд. н-гу:
порядок уплаты фед-х налогов уст-тся НК РФ.
порядок уплаты рег-х и местных налогов уст-тся соотв-но з-нами субъектов  РФ

      Изм-е срока уплаты налога и сбора приз-ся перенос уст-го срока  уплаты
на более поздний срок.
Изм-е срока уплаты осущ-ся в след-х формах:
 V отсрочки;
 V рассрочки;
 V налогового кредита;
 V инвестиционного налогового кредита.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога предст-ет собой изм-е  срока  уплаты
налога на срок от 1 до 6 мес. Соотв-но с  единовр-й  или  поэтапной  уплатой
нал-ком суммы зад-ти.
Налоговый кредит предст-т собой изм-е срока  уплаты  налога  на  срок  от  3
месяцев до 1 года
Инвестиционный налоговый кредит - изменение срока уплаты  налога,  при  кот.
пред-тся возм-ть в теч. опр-го срока и в опр-х пределах ум-ть  свои  платежи
по налогу с после-щей поэтапной уплатой суммы кредита и начисл-х процентов.



22. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.
Налоговым правонарушением призн-ся противоправное деяние нал-ка,  налогового
агента и иных лиц, за кот. НК РФ установлена ответственность.
Физ. лицо м.б. привл-но к нал-й отв-ти с 16 лет.
Лицо не может быть привлечено к  ответственности  за  совершение  налогового
правонарушения, если со дня его совершения  либо  со  следующего  дня  после
окончания  налогового  периода,  в  течение  которого  было  совершено   это
правонарушение, истекли три года (срок давности).
23. НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ
Нал-я санкция – мера от-сти за сов-е нал-го правонар-я.
Нал-е санкции уст-тся и прим-тся в виде штрафов.
При сов-и одним лицом 2-х и более нал-х правонар-й нал-е санкции взыс-ся  за
кажд. правон-е в отд-ти без погл-я менее строгой санкции более строгой.
Нал-е с-ции взыс-ся с нал-щиков только в суд-м порядке.
24. НАЛОГИ РФ
Федеральные – обяз-е к уплате на всей территории РФ.
К фед-м налогам и сборам относятся:
1) НДС;
2) акцизы на отд-е виды товаров (услуг)
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц;
6) взносы в гос-е соц-е внебюджетные фонды;
7) гос-я пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспр-во минерально-сырьевой базы;
11) налог на доп-й доход от добычи углеводородов;
12) сбор за право пол-я биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
Рег-ми налоги и сборы обяз-е на тер-рии -х с-тов РФ.
К региональным налогам и сборам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные сборы.
Местными признаются налоги и сборы  обяз-е  к  уплате  на  тер-рии  соотв-их
муниципальных образований.
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или дарение;
5) местные лицензионные сборы.
В НК РФ уст-тся исчер-й п-нь налогов кажд. ур-ня.
Нерав-сть эк-го раз-я отд. Тер-но-адм-х ед-ц об-вает равные воз-сти  фор-ния
их фин-й базы. Перер-е нал-х пост-й м/у  бюд-ми  разл-х  ур-й  ставит  своей
целью в-ние общеэк-го уровня. Для этого  наряду  с  соб-ми  нал-ми,  пост-ми
только в бюджет данного уровня упр-я, сущ-т общие  налоги,  пост-я  от  кот.
распр-ся м/у бюджетами.
Дейст-е в  РФ  налоги  и  сборы  явл.  источниками  трех  видов  бюджетов  и
внебюджетных фондов.
27. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ
Таможенная пошлина относится к федеральным налогам,
Там. тариф РФ предст. собой свод  ставок  тамож.пошлин,  прим-х  к  товарам,
перем-м через там-ю границу РФ Тамож. тариф прим-ся в  отн-и  ввоза  товаров
на тамож. тер-ю РФ и вывоза товаров с этой территории.
Ставки тамож-х пошлин едины и не подлежат изм-ю в  зав-ти  от  лиц,  перем-х
товары через тамож. границу РФ, видов сделок и других факторов.
Введение с-мы нал-ния товаров, перес-х гос-ю  границу  с-ны,  предп-т  уст-е
четкого порядка исч-я базы нал-ния. Вел-на там-х пошлин непоср-но  зав-т  от
той ст-сти товара,  кот.  исп-ся  расч-й  базой  нал-ния  и  носит  название
таможенная стоимость.
Сущ-т неск. методов опр-я тамож-й ст-сти товаров:
Метод 1. По цене сделки с ввозимыми товарами.
Осн-й метод опр-я тамо-й ст-сти. При опр-и там-й ст-сти в цену  сделки  вкл-
тся:
 V цена сделки
 V расходы по доставке товара;
 V расходы, понесенные покупателем;
 V лиц-е и др. платежи за исп-е объектов инт-й соб-ти;
 V соотв-я часть ст-сти след-х товаров, пред-х  пок-лем  продавцу  бесплатно
   или со скидкой;
 V вел-на прямого и косвенного дохода продавца от любых послед-х перепродаж,
   передачи или использования оцениваемых товаров на территории РФ.
Метод 2. По цене сделки с идентичными товарами.
В качестве основы для определения таможенной  стоимости  товара  принимается
цена сделки с идентичными товарами, при этом  под  идентичностью  понимаются
товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в  том  числе
по следующим признакам: физические характеристики; качество и  репутация  на
рынке; страна происхождения; производитель.
Метод 3. По цене сделки с однородными товарами.
В качестве основы для определения таможенной  стоимости  товара  принимается
цена  сделки  с  однородными  (с   ввозимыми)   товарами,   при   этом   под
однородностью понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми  во
всех  отношениях,  имеют  сходные  характеристики  и   состоят   из   схожих
компонентов, что позволяет им выполнять те же  функции,  что  и  оцениваемые
товары, и быть коммерчески заменяемыми.
При определении однородности  товаров  учитываются  следующие  их  признаки:
качество,  наличие  товарного   знака   и   репутация   на   рынке;   страна
происхождения; производитель.
Метод 4. На основе вычитания стоимости.
Метод 5. На основе сложения стоимости.
Метод 6. Резервный метод.



25. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА:
Под гос. пошлиной понимается обяз-й и дейст-й на всей тер-рии РФ платеж, вз-
мый за сов-е юр. зн-х дейс-й либо выдачу д-ов  уполн-ми  на  то  орг-ми  или
долж-ми лицами. Гос. пошлина отн-ся к фед. н-гам.
Плательщиками гос. пошлины являются:
Граждане РФ,
Иностранные граждане,
Лица без гражданства,
Юр. лица, об-ся за со-м юр-ки зн-х д-ий или выд. д-ов.
Гос. пошлина взимается (ст.3 Закона):
 V с исковых и иных заяв-й и жалоб, подав-х в суды;
 V за сов-е нотариальных действий нотариусами;
 V за гос-ю рег-цию актов гр-го сос-я и др. юридически  зн-е  дейс-я,  сов-е
   орг-ми записи актов гр-го со-я;
 V за гос-ю рег-цию юр. лиц, в том числе за гос-ю рег-ю изм-й, вн-х в  учр-е
   д-ты юр. лиц;
 V за выдачу д-ов судами, уч-ями и органами;
 V за рас-ние и выдачу док-ов, связ-х с приоб-м гр-ва РФ или выходом из  гр-
   ва РФ
При опр-и гос-й полшины в кратном от  МРОТ  размере  учит-ся  уст-й  законом
МРОТ на день уплаты по-ны.
Уплач. гос. пошлина подлежит возврату част. или полностью в случаях:
 V внесения гос. пошлины в большем размере, чем это требуется по Закону;
 V возвр-я или отказа в пр-и искового заяв-я, жалобы и иного обр-я судами, а
   также отказа в сов-и нот-х дей-й уп-ми на то органами;
 V прекр-я пр-ва по делу или ост-я иска без рассм-я
 V уд-ния иск-х треб-й арб-м судом о возврате н-гов, сборов, пошлин и др. об-
   ных платежей из соотв-го бюджета, если ответчик – налоговый,  финансовый,
   там-й органы, не в пользу кот. сост-сь решение;
 V отказа лиц, упл-х гос-ю пошлину, от сов-я юр-ки зн-го дейс-я или от пол-я
   док-в до обращения в орган, сове-ий данное юр-ски значимое действие;
 V отказа в выдаче загр-го (общегр-го) паспорта.
Возврат госу. пошлины пр-тся по заявлению.
40. НАЛОГ НА РЕКЛАМУ.
Налог на рекламу – местный налог.
Нал-щиками явл. след. рекламодатели:
 V Расп-е на тер-рии города (района) предп-я и орг-ции незав-о от форм собс-
   ти и вед-ной принад-сти, им-е ст-с юр., лиц, их филиалы и др. анал-е подр-
   я пред-тий и орг-ций, а также иностранные юр. лица;
 V Физ. лиц, зарег-е в кач-ве предпр-й, осущ-е свою  деят-ть  на  территории
   города (района).
Объектом нал-ния явл. ст-сть услуг по изг-ю и распр-ю рекламы собс-й  прод-и
(работ, услуг), включая работы, осущ-е хоз-м способом.
Ставка н-га уст-тся в размере, не прев-м 5% ст-сти у-ги, ок-ной предп-ю  или
физ. лицу по рек-ю его пр-ции.
Налоговые льготы м.б. уст-ны местн. орг-ми власти: на рекламу, не  преслед-ю
ком-кие цели; рекламу благот-х мероп-й; инфор-е вывески, размещ-е  в  пом-х,
исп-е для реал-и товаров, включая витрины; объя-я и изв-я об изм-и  местон-я
предп-я, уч-я, орг-ции, предупр-е таблички, сод-е сведения об огр-и  произв-
а работ, передв-я и т.д. в связи с особ-ми данной тер-и или участка.
Налог на рекламу упл-т  рекл-е  аг-ва,  осущ-е  работы  по  рекламе  пр-ции,
работ, услуг по заявкам вл-цев рекламной пр-ции. Пл-щики  налога  предс-т  в
нал-й орган расчет сумм налога на рекламу и упл-т налог   в  сроки,  опред-е
реш-ми местных органов гос-й власти, в доход соотв-щего местного бюджета.
Реклам-ли прод-и, работ, услуг расходы на уплату н-га на рекламу относят  на
фин-е рез-ты своей деят-ти.





смотреть на рефераты похожие на "Налоговая система (шпаргалка) "